Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: Вадим Лукашевич от 13.06.2007 16:49:45

Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: Вадим Лукашевич от 13.06.2007 16:49:45
Кто-нибудь может что-нибудь рассказать о ЖРД 5Д21М?
Интересуют УИ, компоненты топлива, особенно тяга, ну и прочее.
Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: fagot от 13.06.2007 16:37:46
А где он стоял-то?
Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: Bell от 13.06.2007 19:54:20
А это не про него? По размеру вроде подходит.

http://www.buran.ru/htm/spiral_4.htm
ЦитироватьСуборбитальный пилотируемый самолет-аналог "50-11" первого этапа.

Для отработки посадки, бортовых систем, аэродинамики, газодинамического управления и всех систем управления самолетом, а также для тренировки летного состава предполагалась разработка аналога орбитального самолета, точно повторяющего форму его форму. Такой аналог, сбрасываемый с самолета-носителя Ту-95КМ, с помощью собственных двигателей должен был продолжить полет и позволить отработать условия посадки и полетов до М=6-8 и Н=50-120 км.
Так как скорость полета в верхних слоях атмосферы у аналога была в несколько раз меньше орбитальной, то, учитывая щадящие температурные условия, его планировалось построить из обычных конструкционных материалов (стальные, титановые и алюминиевые сплавы).
По проекту аналог оснащался силовой установкой, состоящей из двух серийных ЖРД разработки ОКБ-117 с тягой по 11,75 тс каждый (расход топлива 81,8 кг/сек, удельный импульс 319 сек) и одним ТРД "36-35" ОКБ-36 со стендовой тягой 2500 кг и уже существующим оборудованием (на первых экземплярах). ЖРД располагались с углом полуразвала 11
Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: Вадим Лукашевич от 13.06.2007 22:03:36
Я и подозреваю, что это он, но хочу из других источников в этом убедиться.
Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: ratte07 от 13.06.2007 22:05:49
ЦитироватьЯ и подозреваю, что это он, но хочу из других источников в этом убедиться.
А //www.buran.ru для Вас не авторитетен?
Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 13.06.2007 22:20:34
Это была шутка юмора такая?
Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: ratte07 от 13.06.2007 22:23:43
Просто я иногда замечаю, что некоторые авторы плохо знают свои произведения.
Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 13.06.2007 22:25:48
Но ведь Вадим написал, что хочет иной источник.
Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: ratte07 от 13.06.2007 22:29:20
ЦитироватьНо ведь Вадим написал, что хочет иной источник.
Но если г. Лукашевич не уверен в тех источниках, которыми ранее воспользовался, зачем он тогда публиковал эти сведения?
Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: Вадим Лукашевич от 14.06.2007 12:03:15
Цитировать
ЦитироватьНо ведь Вадим написал, что хочет иной источник.
Но если г. Лукашевич не уверен в тех источниках, которыми ранее воспользовался, зачем он тогда публиковал эти сведения?
Что-то я не пойму, о чем это Вы? Во-первых, в своих источниках я уверен, тем более что других все равно нет.
А во-вторых, мне известно, что на разных модификациях орбитального самолета "Спирали" должны были устанавливаться разные ЖРД тягой по 1,5т, 5т и 11,75т. Частично об этом и написано на сайте.
И в то же время у меня есть фото ЖРД 5Д21М из других материалов, касательно ЭПОСа. Вот я хочу узнать тягу и тип топлива у ЖРД 5Д21М, чтобы понять, для какой именно модификации он предназначался.
Кроме ослепительного блеска остроумия, Вы можете сказать что-то по существу вопроса?
Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: ratte07 от 15.06.2007 02:20:27
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьНо ведь Вадим написал, что хочет иной источник.
Но если г. Лукашевич не уверен в тех источниках, которыми ранее воспользовался, зачем он тогда публиковал эти сведения?
Что-то я не пойму, о чем это Вы? Во-первых, в своих источниках я уверен, тем более что других все равно нет.
А во-вторых, мне известно, что на разных модификациях орбитального самолета "Спирали" должны были устанавливаться разные ЖРД тягой по 1,5т, 5т и 11,75т. Частично об этом и написано на сайте.
И в то же время у меня есть фото ЖРД 5Д21М из других материалов, касательно ЭПОСа. Вот я хочу узнать тягу и тип топлива у ЖРД 5Д21М, чтобы понять, для какой именно модификации он предназначался.
Кроме ослепительного блеска остроумия, Вы можете сказать что-то по существу вопроса?
Вадим, я лично (и думаю многие другие) ждут правды-матки о замене базового блока Мира Бураном.
Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: Вадим Лукашевич от 15.06.2007 20:41:04
Да, я готовлюсь к этому, пытаюсь разобраться в последовательности операций (имеющаяся у меня документация не все объясняет), консультируюсь с ЦУПом :wink: , по-шагово нарабатывая иллюстрации каждого этапа этого планировавшегося полета "Бурана". Всего их получается около 20. Специально для этого Андрей Маханько сделал 3D-модели всей связки "старого" "Мира" и нового базового блока, и делает пространственную провязку каждого этапа перестыковки базовых блоков. Соответственно, мы проиллюстрируем также и развертывание "Мира" в версии "1,5" с 1994 г. вплоть до 2000 г.
Но все дело в том, что я не имею права выкладывать ни сами документы, ни выполненные на их основе иллюстрации до осени. Это условие, при котором эти документы попали ко мне. Поэтому придется подождать примерно 4 месяца (до выхода не моей публикации об этом), т.к. "право первой ночи" по этому материалу не у меня, к сожалению. Но зато к этому времени мы подготовим шикарные иллюстрации всего процесса, может быть, даже анимацию смастерим.
Это как с материалами по "Дейтрону" - я их сначала все выложил на сайт, но потом сам автор в силу ряда причин попросил несколько глав убрать, что и было сделано.

Что же касается 5Д21М, то поле возможных вариантов сузилось - его тяга или 1,5 т, или 11,75 (13? т). Кстати, кто-нибудь сможет определить класс тяги по внешнему виду?
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/4114.jpg)
Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: RadioactiveRainbow от 15.06.2007 21:00:08
Я, конечно, не эксперт...
Но судя по относительному диаметру трубочек (больше размеры сравнивать не с чем... Ну ещё ТНА довольно таки "с формами") я склоняюсь к порядка 10-13т.
Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: Вадим Лукашевич от 15.06.2007 21:22:29
Ну, значит это движок от нашего несостоявшегося Х-15...
Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: Bell от 15.06.2007 20:41:37
Да, 1,5-тонный свободно можно было бы носить в руках, а к этому крестовина приделана, с ушками.
Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: Дмитрий В. от 15.06.2007 21:17:51
В КБ-117 ведь делали ЖРД для 2-й ступени УР-100 тягой в пустоте 13 тс, открытой схемы. Если 5Д21 родственник этого движка, то тяга должна быть близка.
Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: fagot от 15.06.2007 18:49:23
Вполне возможно, учитывая что у этого явно меньшая степень расширения и соответственно несколько меньшая тяга.
Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: Вадим Лукашевич от 20.06.2007 11:15:30
ЦитироватьВадим, я лично (и думаю многие другие) ждут правды-матки о замене базового блока Мира Бураном.
Примерно так:
www.buran.ru/htm/reconfig.htm
Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: Дем от 21.06.2007 01:35:50
ЦитироватьПримерно так:
www.buran.ru/htm/reconfig.htm
Маленький вопрос - модули Спектр и Природа в реале были запущены в 1995 и 1996 гг.
И в любом случае раньше 1991-1993 их запустить бы не смогли.
Так что если бы они были запущены до перестыковки - то на новый базовый блок их бы перестыковали оба.

ЗЫ: Кстати, если Буран пристыкуется к Кристаллу, а новый блок - по оси станции - то манипулятор Бурана до боковых блоков достанет?
Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: Вадим Лукашевич от 21.06.2007 15:29:28
В имеющихся у меня документах эти модули запускаются до 1992 года. А вот дальше в самом деле возможны разночтения.
Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: Николай Павловский от 26.06.2007 01:02:53
ЦитироватьКто-нибудь может что-нибудь рассказать о ЖРД 5Д21М?

у меня есть фото ЖРД 5Д21М из других материалов, касательно ЭПОСа. Вот я хочу узнать тягу и тип топлива у ЖРД 5Д21М, чтобы понять, для какой именно модификации он предназначался.
Судя по обозначению, это двигатель от ЗУР (Индекс 5Д* в то время имели двигатели ракет ПВО и ПРО).
ЖРД для ракет ПВО и ПРО той поры - это разработки ОКБ-466 под руководством Главного конструктора А.С.Мёвиуса (позже включено в состав ОКБ-117, Главный конструктор Изотов - фирма Климова).
Ищем и находим: http://klimov.justdesign.ru/about/history/1960-1969/
Цитировать60-е годы
В ОКБ Климова разрабатываются и производятся жидкостные реактивные двигатели для ракетных комплексов стратегического назначения, зенитных ракет, а также двигатели для орбитальных самолетных комплексов в рамках программы «Спираль».
Так что можно уверенно утверждать, что речь идет о двигателе климовской фирмы.

Из разработок ОКБ-117 для ПВО/ПРО серийно производились два семейства двигателей:
1) для ЗУР комплекса ПВО С-200:
5Д12 (Л-2) - для ракеты В-680 (5В21), 1962
5Д67 - для ракеты В-880 (5В28), 1967
В двигателях ракет для С-200 применялась пара АК-27П+ТГ-02.
Максимальная тяга - 10тс.
2) для противоракеты комплекса ПРО А-35
5Д22 (Р5-117) - для противоракеты А-350Ж (5В61)
Он был близкими родственником двигателя 15Д13 второй ступени УР-100.
В 5Д22 применялась пара АТ+НДМГ.
Максимальная тяга около 13тс, УИ 320с

Двигатель 5Д67 выглядит так:
(http://www.uni-ulm.de/~s_mlomni/S-200/komplex/rakete/triebwerk-01-c-t.jpg)
Крупнее тут:http://www.uni-ulm.de/~s_mlomni/S-200/komplex/rakete/triebwerk-01-c.jpg
В общем, на 5Д21 совсем не похоже, ТНА и камера скомпонованы последовательно.

К сожалению, сколько-нибудь приличных изображений двигателей 15Д13, и тем более 5Д22, я найти не смог.
Единственное попавшееся полезное изображение - плохонький разрез УР-100, на котором видно, что двигатель ее второй ступени короткий, с параллельной компоновкой камеры и ТНА - в целом похож на приведенное фото 5Д21

По поводу материалов на Буран.ру
Про 50-11 читаем, что аналог, среди прочего, предназначался для отработки режимов работы топливной системы на компонентах АТ+НДМГ", и что он оснащался силовой установкой, состоящей из двух серийных ЖРД разработки ОКБ-117 с тягой по 11,75 тс каждый
При этом расход топлива 81,8 кг/сек, удельный импульс 319 сек.
Тут есть противоречие. При таком расходе и УИ тяга будет 26.1тс, т.е. по 13 тонн на двигатель.
Если же поверить в тягу и время работы, то получается, что УИ двигателя должен составлять 2*11750/81,8=287.3с.

Похоже, что тут перемешаны пустотные характеристики с данными у земли.
Все сходится, если предположить тягу 13тс и УИ 319с в вакууме, и 11,75тс и 287с у земли.
Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: Вадим Лукашевич от 26.06.2007 11:52:51
Большое спасибо!
Вы мне очень помогли, попутно разъяснив еще один казус - в аванпроекте в одних местах указывается тяга 11,75т, а в других 13т. Никаких комментариев нет, и понять это расхождение было сложно. А теперь все стало ясно!
Название: ЖРД 5Д21М - что это?
Отправлено: Fakas от 28.06.2007 01:26:44
Хм... Странный какой то движек. Больше всего меня смущает "стакан" вокруг критики. Рациональное объяснение ему я вижу только одно -- повышение жесткости КС в поперечном направлении. Т.е. при сильных боковых перегрузках. Т.е. на ЗУР ложится, а вот на движек чего то ала Ч-15 не очень.