Кто-нибудь может что-нибудь рассказать о ЖРД 5Д21М?
Интересуют УИ, компоненты топлива, особенно тяга, ну и прочее.
А где он стоял-то?
А это не про него? По размеру вроде подходит.
http://www.buran.ru/htm/spiral_4.htm
ЦитироватьСуборбитальный пилотируемый самолет-аналог "50-11" первого этапа.
Для отработки посадки, бортовых систем, аэродинамики, газодинамического управления и всех систем управления самолетом, а также для тренировки летного состава предполагалась разработка аналога орбитального самолета, точно повторяющего форму его форму. Такой аналог, сбрасываемый с самолета-носителя Ту-95КМ, с помощью собственных двигателей должен был продолжить полет и позволить отработать условия посадки и полетов до М=6-8 и Н=50-120 км.
Так как скорость полета в верхних слоях атмосферы у аналога была в несколько раз меньше орбитальной, то, учитывая щадящие температурные условия, его планировалось построить из обычных конструкционных материалов (стальные, титановые и алюминиевые сплавы).
По проекту аналог оснащался силовой установкой, состоящей из двух серийных ЖРД разработки ОКБ-117 с тягой по 11,75 тс каждый (расход топлива 81,8 кг/сек, удельный импульс 319 сек) и одним ТРД "36-35" ОКБ-36 со стендовой тягой 2500 кг и уже существующим оборудованием (на первых экземплярах). ЖРД располагались с углом полуразвала 11
Я и подозреваю, что это он, но хочу из других источников в этом убедиться.
ЦитироватьЯ и подозреваю, что это он, но хочу из других источников в этом убедиться.
А //www.buran.ru для Вас не авторитетен?
Это была шутка юмора такая?
Просто я иногда замечаю, что некоторые авторы плохо знают свои произведения.
Но ведь Вадим написал, что хочет иной источник.
ЦитироватьНо ведь Вадим написал, что хочет иной источник.
Но если г. Лукашевич не уверен в тех источниках, которыми ранее воспользовался, зачем он тогда публиковал эти сведения?
ЦитироватьЦитироватьНо ведь Вадим написал, что хочет иной источник.
Но если г. Лукашевич не уверен в тех источниках, которыми ранее воспользовался, зачем он тогда публиковал эти сведения?
Что-то я не пойму, о чем это Вы? Во-первых, в своих источниках я уверен, тем более что других все равно нет.
А во-вторых, мне известно, что на разных модификациях орбитального самолета "Спирали" должны были устанавливаться разные ЖРД тягой по 1,5т, 5т и 11,75т. Частично об этом и написано на сайте.
И в то же время у меня есть фото ЖРД 5Д21М из других материалов, касательно ЭПОСа. Вот я хочу узнать тягу и тип топлива у ЖРД 5Д21М, чтобы понять, для какой именно модификации он предназначался.
Кроме ослепительного блеска остроумия, Вы можете сказать что-то по существу вопроса?
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьНо ведь Вадим написал, что хочет иной источник.
Но если г. Лукашевич не уверен в тех источниках, которыми ранее воспользовался, зачем он тогда публиковал эти сведения?
Что-то я не пойму, о чем это Вы? Во-первых, в своих источниках я уверен, тем более что других все равно нет.
А во-вторых, мне известно, что на разных модификациях орбитального самолета "Спирали" должны были устанавливаться разные ЖРД тягой по 1,5т, 5т и 11,75т. Частично об этом и написано на сайте.
И в то же время у меня есть фото ЖРД 5Д21М из других материалов, касательно ЭПОСа. Вот я хочу узнать тягу и тип топлива у ЖРД 5Д21М, чтобы понять, для какой именно модификации он предназначался.
Кроме ослепительного блеска остроумия, Вы можете сказать что-то по существу вопроса?
Вадим, я лично (и думаю многие другие) ждут правды-матки о замене базового блока Мира Бураном.
Да, я готовлюсь к этому, пытаюсь разобраться в последовательности операций (имеющаяся у меня документация не все объясняет), консультируюсь с ЦУПом :wink: , по-шагово нарабатывая иллюстрации каждого этапа этого планировавшегося полета "Бурана". Всего их получается около 20. Специально для этого Андрей Маханько сделал 3D-модели всей связки "старого" "Мира" и нового базового блока, и делает пространственную провязку каждого этапа перестыковки базовых блоков. Соответственно, мы проиллюстрируем также и развертывание "Мира" в версии "1,5" с 1994 г. вплоть до 2000 г.
Но все дело в том, что я не имею права выкладывать ни сами документы, ни выполненные на их основе иллюстрации до осени. Это условие, при котором эти документы попали ко мне. Поэтому придется подождать примерно 4 месяца (до выхода не моей публикации об этом), т.к. "право первой ночи" по этому материалу не у меня, к сожалению. Но зато к этому времени мы подготовим шикарные иллюстрации всего процесса, может быть, даже анимацию смастерим.
Это как с материалами по "Дейтрону" - я их сначала все выложил на сайт, но потом сам автор в силу ряда причин попросил несколько глав убрать, что и было сделано.
Что же касается 5Д21М, то поле возможных вариантов сузилось - его тяга или 1,5 т, или 11,75 (13? т). Кстати, кто-нибудь сможет определить класс тяги по внешнему виду?
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/4114.jpg)
Я, конечно, не эксперт...
Но судя по относительному диаметру трубочек (больше размеры сравнивать не с чем... Ну ещё ТНА довольно таки "с формами") я склоняюсь к порядка 10-13т.
Ну, значит это движок от нашего несостоявшегося Х-15...
Да, 1,5-тонный свободно можно было бы носить в руках, а к этому крестовина приделана, с ушками.
В КБ-117 ведь делали ЖРД для 2-й ступени УР-100 тягой в пустоте 13 тс, открытой схемы. Если 5Д21 родственник этого движка, то тяга должна быть близка.
Вполне возможно, учитывая что у этого явно меньшая степень расширения и соответственно несколько меньшая тяга.
ЦитироватьВадим, я лично (и думаю многие другие) ждут правды-матки о замене базового блока Мира Бураном.
Примерно так:
www.buran.ru/htm/reconfig.htm
ЦитироватьПримерно так:
www.buran.ru/htm/reconfig.htm
Маленький вопрос - модули Спектр и Природа в реале были запущены в 1995 и 1996 гг.
И в любом случае раньше 1991-1993 их запустить бы не смогли.
Так что если бы они были запущены до перестыковки - то на новый базовый блок их бы перестыковали оба.
ЗЫ: Кстати, если Буран пристыкуется к Кристаллу, а новый блок - по оси станции - то манипулятор Бурана до боковых блоков достанет?
В имеющихся у меня документах эти модули запускаются до 1992 года. А вот дальше в самом деле возможны разночтения.
ЦитироватьКто-нибудь может что-нибудь рассказать о ЖРД 5Д21М?
у меня есть фото ЖРД 5Д21М из других материалов, касательно ЭПОСа. Вот я хочу узнать тягу и тип топлива у ЖРД 5Д21М, чтобы понять, для какой именно модификации он предназначался.
Судя по обозначению, это двигатель от ЗУР (Индекс 5Д* в то время имели двигатели ракет ПВО и ПРО).
ЖРД для ракет ПВО и ПРО той поры - это разработки ОКБ-466 под руководством Главного конструктора А.С.Мёвиуса (позже включено в состав ОКБ-117, Главный конструктор Изотов - фирма Климова).
Ищем и находим: http://klimov.justdesign.ru/about/history/1960-1969/
Цитировать60-е годы
В ОКБ Климова разрабатываются и производятся жидкостные реактивные двигатели для ракетных комплексов стратегического назначения, зенитных ракет, а также двигатели для орбитальных самолетных комплексов в рамках программы «Спираль».
Так что можно уверенно утверждать, что речь идет о двигателе климовской фирмы.
Из разработок ОКБ-117 для ПВО/ПРО серийно производились два семейства двигателей:
1) для ЗУР комплекса ПВО С-200:
5Д12 (Л-2) - для ракеты В-680 (5В21), 1962
5Д67 - для ракеты В-880 (5В28), 1967
В двигателях ракет для С-200 применялась пара АК-27П+ТГ-02.
Максимальная тяга - 10тс.
2) для противоракеты комплекса ПРО А-35
5Д22 (Р5-117) - для противоракеты А-350Ж (5В61)
Он был близкими родственником двигателя 15Д13 второй ступени УР-100.
В 5Д22 применялась пара АТ+НДМГ.
Максимальная тяга около 13тс, УИ 320с
Двигатель 5Д67 выглядит так:
(http://www.uni-ulm.de/~s_mlomni/S-200/komplex/rakete/triebwerk-01-c-t.jpg)
Крупнее тут:http://www.uni-ulm.de/~s_mlomni/S-200/komplex/rakete/triebwerk-01-c.jpg
В общем, на 5Д21 совсем не похоже, ТНА и камера скомпонованы последовательно.
К сожалению, сколько-нибудь приличных изображений двигателей 15Д13, и тем более 5Д22, я найти не смог.
Единственное попавшееся полезное изображение - плохонький разрез УР-100, на котором видно, что двигатель ее второй ступени короткий, с параллельной компоновкой камеры и ТНА - в целом похож на приведенное фото 5Д21
По поводу материалов на Буран.ру
Про 50-11 читаем, что аналог, среди прочего, предназначался для отработки режимов работы топливной системы на компонентах АТ+НДМГ", и что он оснащался силовой установкой, состоящей из двух серийных ЖРД разработки ОКБ-117 с тягой по 11,75 тс каждый
При этом расход топлива 81,8 кг/сек, удельный импульс 319 сек.
Тут есть противоречие. При таком расходе и УИ тяга будет 26.1тс, т.е. по 13 тонн на двигатель.
Если же поверить в тягу и время работы, то получается, что УИ двигателя должен составлять 2*11750/81,8=287.3с.
Похоже, что тут перемешаны пустотные характеристики с данными у земли.
Все сходится, если предположить тягу 13тс и УИ 319с в вакууме, и 11,75тс и 287с у земли.
Большое спасибо!
Вы мне очень помогли, попутно разъяснив еще один казус - в аванпроекте в одних местах указывается тяга 11,75т, а в других 13т. Никаких комментариев нет, и понять это расхождение было сложно. А теперь все стало ясно!
Хм... Странный какой то движек. Больше всего меня смущает "стакан" вокруг критики. Рациональное объяснение ему я вижу только одно -- повышение жесткости КС в поперечном направлении. Т.е. при сильных боковых перегрузках. Т.е. на ЗУР ложится, а вот на движек чего то ала Ч-15 не очень.