Вот Союз 2-1б полетел. Получился гибрид с первой и второй ступенью с двигателями 50-х годов, и третьей ступенью новейшего образца с РД-0124.
В дальнейших планах Союз 2-3. Но это совсем другая ракета , с совершенно новой второй и третьей ступенями, увеличенными в полтора раза.
В процессе дальнейшей модернизации Союза 2-3 ( Аврора)предусмотрена установка на него модернизированных боковушек с РД-0155 вместо РД-107А.
Зная что ЦСКБ Прогресс предпочитает делать модернизации малыми шагами, можно предположить, что новые боковушки будут опробованы не на Союзе 2-3 который ещё нужно создать и испытать, а на Союзе 2-1б.
Даже если это не так, соблазн поставить новые боковушки на Союз 2-1б в виде бесплатной опции очень велик.
Попробовал сделать расчёт на спредшите РАтмана.
1 ступень
Стартовая масса 4х43400=173600 кг.
Конечная масса 4х[3784(сухая масса) +876(остатки топлива и газов)}=18640 кг
Двигатель РД-0155.
УИ у Земли 295,8с.
УИ в вакууме 333с.
Тяга в вакууме 103,57 тс.
Время работы ступени 124 с.
2 ступень
Стартовая масса 99500кг.
Конечная масса 6550(сухая масса) +4970(остатки топлива и газов)}=11520 кг
Двигатель РД-108А.
УИ у Земли 257,7с.
УИ в вакууме 320,6с.
Тяга в вакууме 100,94 тс.
Время работы ступени 278 с.
3 ступень
Стартовая масса 25456кг.
Конечная масса 2355(сухая масса) +588(остатки топлива и газов)}=2943 кг
Двигатель РД-0124.
УИ в вакууме 359с.
Тяга в вакууме 30тс.
Время работы ступени 271 с.
ГО 1800 кг, сброс на 183 с.
Получаем из Байконура
Наклонение орбиты 51,7 град.
Перигей 199,96 км.
Апогей 200,22 км.
ПН 9202,496 кг при ХС 9029,56
Получаем прибавку в ПН 900-950 кг.
Вдогонку вопрос по четвертой ступени "Дельфин", которую мутит Самара. Есть какая-то информация, кроме названия? На базе чего разрабатывается?
Боюсь ошибиться, но может быть это вариант РБ для "Воздушного старта" (см.http://www.airlaunch.ru/Russian/HTML_O/Upp_St_Boost/upp_st_boost.htm) на базе РД-0158. Больно хорошо стыкуется с Блоком И используемым в качестве второй ступени на "Воздушном старте" и третьей на Союзе 2-1б. Кроме того с "Икаром" у ЦСКБ не пошло.
Интересно кто у них придумывает название. Человек знающий древнегреческую мифологию никогда не назвал бы РБ Икаром. :D
ЦитироватьКроме того с "Икаром" у ЦСКБ не пошло.
"Икар" не разгонный блок, так, побочное применение имеющегося оборудования. Кончились заказы на "Кометы" - кончились и "Икары".
Хотя, имхо, "Фрегаты" сильно повышают себестоимость запусков "Глобалстаров".
Сало, от ПН, полученной по Ратману можете смело отнимать 5-7%.
Там не устены гарантийные запасы и т.п. дела. Т.е. рассмотрен иделальный случай полной выработки топлива и вообще все заправляемое в ракету считается топливом. Причем вылетает оно с максимальным УИ, без учета потерь при дросселировании и т.п.
ЦитироватьСало, от ПН, полученной по Ратману можете смело отнимать 5-7%.
Там не устены гарантийные запасы и т.п. дела. Т.е. рассмотрен иделальный случай полной выработки топлива и вообще все заправляемое в ракету считается топливом. Причем вылетает оно с максимальным УИ, без учета потерь при дросселировании и т.п.
Ну, никто не мешает самому учесть гарантийные запасы и прочие остатки жидкостей и газов в составе "сухой" массы блока. Насчтет потерь при дросселировании согласен, хотя далеко не на всех ракетах оно применяется.
Во-первыхГарантийные запасы я расписал по каждой ступени. Расчёт делался на спредшите с исправленной Дмитрием В. ошибкой по плотности атмосферы.
Во-вторых я делал расчёт и для Союза 2-1б, поскольку по нему ПН уже подтверждена- 8250кг с Байконура. Ошибка примерно +1,65%.
Пусть будет 2%. И тогда будет 700 кг.
В-третьих новые боковушки на Союз 2-3 вместе с сопловым насадком дают прибавку 1500 кг ( с11т на 12,5т).
Я делал расчёт по насадку со старыми боковушками получил прибавку 800 кг (см. соседний форум РН Союз-3 (Онега, Аврора, Ямал [/url]http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=2172&postdays=0&postorder=asc&start=180//)Делал%20и%20расчёт%20без%20насадка%20но%20сновыми%20боковушками%20-%20прибавка%20900%20кг.%20Т.е.%20боковушки%20дают%20прибавку%20750-800%20кг%20гарантировано.
Поправочка:
Во-первых: Гарантийные запасы я расписал по каждой ступени. Расчёт делался на спредшите с исправленной Дмитрием В. ошибкой по плотности атмосферы.
По первой ступени 4х876=3506 ( на 800 кг меньше чем у Союза 2-1б, за счёт перехода на гелий вместо азота).
По второй ступени 4970кг.
По третьей ступени 588 кг.
Во-вторых я делал расчёт и для Союза 2-1б, поскольку по нему ПН уже подтверждена- 8250кг с Байконура. Ошибка примерно +1,65%.
Пусть будет 2%. И тогда будет 700 кг.
В-третьих новые боковушки на Союз 2-3 вместе с сопловым насадком дают прибавку 1500 кг ( с11т на 12,5т).
Я делал расчёт по насадку со старыми боковушками получил прибавку 800 кг (см. соседний форум РН "Союз-3 (Онега, Аврора, Ямал)" http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=2172&postdays=0&postorder=asc&start=180.
Делал и расчёт без насадка но сновыми боковушками - прибавка 900 кг.
Т.е. боковушки дают прибавку 750-800 кг гарантировано.
Могу выслать файлы. :D
Заменив двигатели на боковушках, логично поменять РД-108А, на РД-0155 и на центральном блоке.
В этом случае придётся переделывать Блок А, т.к. у РД-015 другое соотношение компонентов.
У РД-108А- 2,39 ; а у Рд-0155 - 2,6.
Эта идея была предложена Т.Варфоломеевым и А.Шлядинским в статье о РД-0155К в НК №7 за 2004 год. При этом справедливо было отмечено, что это не так сложно. Поскольку перекись не нужна, то бак "Г" опускаем ниже, ближе к ХО, а на освободившееся место добавляем цилиндрическую вставку в бак "О" того же диаметра что и бак "Г". Собственно так и предполагалось сделать в новом Блоке А у Авроры.
В Блоке А Союза 2-1б :
Керосина 26,5 т
ЖК около 63,25 т.
Соотношение 2,39.
Чтобы получить соотношение 2,6 нужно увеличить заправку кислородом до 68,9 т( т.е на 68,9-63,25=5,65 т).
Жидкий азот для наддува заменяем на гелий, а шар-баллоны размещаем в баке "О". Таким образом мы 0,5т жидкого азота заменяем где-то на 20 кг гелия.
В Блоке А Союза 2-1б где-то 2,7 т перекиси водорода.
Значит заправку Блока А можно увеличить на 0,5т+2,7т=3,2т.
Кроме того высота двигателя РД-0155 1720 мм против 2862 мм у РД108А (см.НК №7 за 2004 год). Имеем дополнительное место в ХО около 1120 мм.
При диаметре ХО около 2 м имеем примерно дополнительные 3 м3 объёма или ещё 3-3,5 т кислорода. Т. е искомые 5,65 т можно получить.
Хотя возможно авторы статьи не учли высоту фермы, с помощью которой двигатель крепится к ХО, поскольку на фотографии РД-0155 она не показана. Тогда нужно уменьшить бак керосина на 0,75 м3, что уменьшит его вес на 0,6 т. Увеличение бака "О" на 1 м3 позволит увеличить массу ЖК на 0,855т.
Получаем ЖК 63,25+3,2+0,855 =67,305 т.
Керосин 26,5-0,6 =25,9 т.
Соотношение 67,305/25,78=2,6
Теперь о двигателе РД-0155. Я уже писал о нём в соседней ветке "РН Союз-3 (Онега, Аврора, Ямал)"http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=2172&postdays=0&postorder=asc&start=180
Это двухкамерный ЖРД с двумя рулевыми камерами от РД-0124.
Для центрального блока рулевых камер должно быть четыре. Поэтому тяга двигателя и его вес увеличатся. Можно оценить следующей величиной:
Тяга у Земли 104т.
Тяга в вакууме 117,08 тс.
УИ у Земли 295,8 с.
УИ в вакууме 333с.
Масса двигателя 1350 кг.
Время работы ступени 251 с.
Стартовая масса 2-ой ступени 99775 кг (двигатель тяжелее на 275 кг).
Конечная масса 2-ой ступени 11295 кг (сухая масса 6825 кг + 4470 кг остатки топлива и газов).
Сухая масса увеличена на 275 кг (из-за двигателя), а остатки уменьшены на 500 кг (замена азота на гелий).
ГО 1800 кг, сброс на 183 с.
Старт из Байконура.
Наклонение орбиты 51,7 град.
Перигей 199,815 км.
Апогей 200,024 км.
Получаем ПН 10213,54 кг и ХС 8909,65 м/с
Дилетантский вопрос, извините.
Раз уж и так собираются перекомпоновывать Блок А на Авроре, а вы тут Рассуждаете про РД-0155 (то есть, та же самая перекомпоновка, как я понимаю) на боковушках, то не проще сразу сделать ход конем и поставить НК-33 и на боковушки тоже? Уменьшить их количество в два раза и всего делов. Экономиские выгоды, я думаю, не надо объяснять.
Насколько этот прожект реален с точки зрения сохранения нынешней СУ, стартового стола и обеспечения оптимальной развесовки ступеней?
У НК33-1, тяга почти в два раза выше, значит в два раза выше и расход топлива. Чтобы увеличить запас топлива на боковушке в два раза, Вам нужно либо увеличить ее диаметр раза в 1,5 , либо удлинить раза в 2,5( учитывая коническую форму. Это как раз и ведёт к полной перекомпоновке ракеты.
В варианте с РД0155 стартовая масса и развесовка меняются незначительно, геометрические размеры вообще остаются неизменными. Растёт только УИ и немного стартовая тяга.
Какие проблемы вы видите с СУ и стартовым столом?
ЦитироватьУ НК33-1, тяга почти в два раза выше, значит в два раза выше и расход топлива. Чтобы увеличить запас топлива на боковушке в два раза, Вам нужно либо увеличить ее диаметр раза в 1,5 , либо удлинить раза в 2,5( учитывая коническую форму. Это как раз и ведёт к полной перекомпоновке ракеты.
Да это-то даже мне понятно, что если уменьшаем количество боковушек в два раза, значит нужно увеличивать их объем :lol:. что, новые баки делать пришлось бы, и не факт, что конические...
ЦитироватьВ варианте с РД0155 стартовая масса и развесовка меняются незначительно, геометрические размеры вообще остаются неизменными.
Спасибо за ликбез, не знал. :oops:
Я предполагал, что затраты на перекомпоновку в обоих случаях будут если и отличаться, то не на порядок.
ЦитироватьКакие проблемы вы видите с СУ
Я про свой прожект, а не про Ваш спрашивал :lol:
Мне так смутно померещилось, что одно дело рулить ракетой с четырьмя факелами, а другое с двумя... :)
Цитироватьстартовым столом?
Ну дыкть, если увеличивать диаметр боковушек в 1.5 раза, то влезет ли РН в старый союзовский стол.
В принципе можно оставить 4, но разделить компоненты по боковушкам - 2 движок+керосин, 2 - просто кислородный бак.
Правда как его вешать на соседей придётся думать...
Нашёл информацию в статье И.Чёрного " Отнюдь не слабенький Ямал" в НК №15-16 за 1998 год. Зам. главного конструктора по программе "Ямал" В.Н.Чижухин говорит:
Цитировать"Последний этап темы "Русь" предполагал применение РД-120М разработки НПО "Энергомаш" на всех блоках пакета нижних ступеней, что позволяло за счёт высокого удельного импульса и малой удельной массы ЖРД увеличить массу ПГ ... на 600 кг (до 8,9 т). По нашему мнению вряд ли стоило городить огород из-за такого выигрыша."
Воистину наш форум необъятен. Нашёл в соседней ветке:
Увеличение массы ПН КК Союз на 1 тонну за счёт довыведения:
ЦитироватьДобавлено: Вт Ноя 07, 2006 10:28 Заголовок сообщения:
Дмитрий В.: Пределы модернизации РН «Союз».
Многочисленные варианты проектов модернизации РН «Союз» (11А511У), появившиеся за последнее десятилетие, а также их обсуждение на форуме, побудили меня «порассуждать» на указанную тему.
1.Сразу же возникает вопрос, что считать модификацией, а что – уже новой ракетой. Четкой границы здесь нет. Поэтому предлагаю ввести условное разграничение: если при модернизации не изменяется теоретический контур блоков РН, то это – «модификация», в противном случае, мы имеем дело с «новой РН». При всей условности такого подхода, в его основе лежит идея использования уже имеющейся производственной оснастки. Согласно такому подходу, РН «Ямал», «Аврора», «Онега», «Союз-3», «Союз 2-3» являются «новыми». РН «Союз-2», в которой существенно изменен блок «И», находится как бы в «промежуточном» состоянии (правда, внешние габариты блока «И» остались, практически, неизменными). Все же я склонен отнести «Союз-2» (14А14) к «модификациям». Учитывая, что 14А14 в перспективе придет на смену семейству 11А511У, все дальнейшие модификации предлагаю рассматривать на базе этой РН. Соответственно, варианты применения новых компонентов (метан, водород) остаются за рамками рассмотрения модификаций.
2.Дальнейшее развитие «Союз-2», имхо, возможно по следующим направлениям:
- замена двигателей РД-107/108 на новые ЖРД, с более высокими удельными параметрами.
- замена конструкционных материалов (в первую очередь, на 3-й и 2-й ступенях);
- мероприятия по уменьшению невырабатываемых остатков топлива и массы газов наддува.
По первому направлению, как известно, рассматриваются двигатели РД-0155 и РД-120К(У) (версия РД-120 с укороченным/коротким соплом) – для ББ и ЦБ, а также НК-33-1 и РД-191 – для ЦБ. Однако, применение НК-33-1 и РД-191 требует изменения (и существенного) заправки ЦБ, а значит и его габаритов, что выводит указанные ЖРД за рамки темы «модернизации».
РД-120К имеет более высокий среднетраекторный УИ, чем РД-0155 (295 у земли и 336 в вакууме, против 295/333 у РД-0155), но его стартовая тяга (77,9 тс) меньше, чем у РД-0155 (92 тс). Правда, точно не известно, предусматривается ли использование рулевых ЖРД в комплекте с РД-120К. По РД-0155, очевидно, стартовая тяга указана совместно с «рулевиками». РД-120К также на сотню килограммов легче РД-0155. Расчет показывает, что замена РД-107/108 на РД-0155 ведет обеспечивает массу ПН = 9655 кг (на опорной орбите 190*190 км, наклонение 51,7 град, т.е. при старте из Байконура) при стартовой массе 308,9 т («мю ПН» = 3,13%). Дальнейшее совершенствование ДУ возможно, на мой взгляд, по пути совершенствования процессов смесеобразования (дальнейшее наращивание давления в КС нецелесообразно, по причине снижения надежности и роста стоимости, без существенного улучшения энергетических возможностей).
По второму направлению представляется целесообразным постепенный переход к алюминий-литиевым сплавам 01420 и 01460. Первый из этих сплавов давно освоен и широко применяется при производстве МиГ-29. При той же прочности, что у Д16. его плотность составляет всего 2,5 т/кубометр, модуль упругости несколько выше, а свариваемость и коррозионная стойкость существенно лучше, чем у Д16. Применение этого сплава в сухих отсеках позволяет перейти к сварным соединениям, что обеспечит, кроме прочего, снижение массы крепежных элементов (а она может достигать в среднем 6-7% от массы силовой конструкции). В целом, применение сплавов 01420/01460 позволит снизить массу конструкции на 12-15%. Применение композитов на основе углепластиков в ГО и в несиловых элементах (типа гаргротов, лючков и т.п.) позволяет снизить массу этих элементов на 25-30%. Мероприятия по 3-му направлению могут включать в себя: совершенствование заборных устройств, улучшение точности датчиков расхода, переход к терминальным алгоритмам управления (снижение гарантийных запасов топлива), переход на газобаллонную систему наддува гелием (с погруженными в бак ЖК шар-баллонами из титана). Кроме прочего, переход на газобаллонную систему высвобождает объемы в хвостовых отсеках ББ и ЦБ, что позволит увеличить заправку при неизменных габаритах блоков. Полагая, что мероприятия по 2-му и 3-му направлениям, в целом, обеспечат снижение конечной массы блоков на 15%, а массы ГО на 25%, получим (с РД-0155) массу ПН = 11000 кг на той же орбите, при Мст=310 т. Если же учесть возможность некоторого увеличения УИ РД-0155 (предположим, до уровня 297 с на земле и 335 с в вакууме, при соответствующем увеличении тяги) и РД-0124 (до уровня 361 с в вакууме при тяге 31 тс), то ПН составит11370 кг при Мст =310,4 т.
Кроме того, за счет высвобождения объемов в ХО блоков, а также переохлаждения компонентов топлива ( с целью повышения их плотности), возможно увеличение заправки ББ и ЦБ, предположительно на 10% при неизменной сухой массе и габаритах блоков (впрочем, переохлаждение компонентов может прилично повысить эксплуатационные затраты). С учетом вышеуказанных мероприятий это обеспечит массу ПН = 12178 кг при Мст = 335,8 т. Правда, в данном случае не учтены ограничения на дальность падения блоков (использование существующих полей падения), а также ограничения на максимальный соростной напор и на скоростной напор при разделении ступеней. Тем не менее, указанную массу ПН (12178 кг) можно рассматривать, как теоретически предельную для РН в габаритах «Союз-2».
С уважением, Дмитрий В.
_________________
Lingua latina non penis canina
ЦитироватьДмитрий В.: Пределы модернизации РН «Союз».
Многочисленные варианты проектов модернизации РН «Союз» (11А511У), появившиеся за последнее десятилетие, а также их обсуждение на форуме, побудили меня «порассуждать» на указанную тему.
1.Сразу же возникает вопрос, что считать модификацией, а что – уже новой ракетой.
...
По первому направлению, как известно, рассматриваются двигатели РД-0155 и РД-120К(У) (версия РД-120 с укороченным/коротким соплом) – для ББ и ЦБ, а также НК-33-1 и РД-191 – для ЦБ. Однако, применение НК-33-1 и РД-191 требует изменения (и существенного) заправки ЦБ, а значит и его габаритов, что выводит указанные ЖРД за рамки темы «модернизации».
Может быть, я уже с этим и надоел, но приведу ещё один вариант на НК-33/РД-191. Если габариты ЦБ не менять, а увеличить баки двух боковых блоков и устроить перелив, то грузоподъёмность будет явно не меньше. Эти боковые блоки можно сделать цилиндрическими, с таким же диаметром, как у нижней части ЦБ.
Это будет модернизация или новая РН?
Цитироватьпереход к терминальным алгоритмам управления (снижение гарантийных запасов топлива),
Эээ, не понял, и чем оно от сегодняшнего будет отличаться ?
ЦитироватьМожет быть, я уже с этим и надоел, но приведу ещё один вариант на НК-33/РД-191. Если габариты ЦБ не менять, а увеличить баки двух боковых блоков и устроить перелив, то грузоподъёмность будет явно не меньше. Эти боковые блоки можно сделать цилиндрическими, с таким же диаметром, как у нижней части ЦБ.
Это будет модернизация или новая РН?
Это будет новая РН и ей понадобится новый стартовый комплекс. Габариты ЦБ увеличивать можно выше пояса этих самых ферм. Но несильно. Габариты же "морковок" увеличивать нельзя и на 10 см - иначе в существующий СК оно не войдёт.
Но ведь нижний диаметр морковки 2,68м, а диаметр Блока А 2,06 внизу и 2,66 сверху. :D
И что?
Я хотел сказать , что при таких диаметрах поперечный размер по нижнему срезу хвостовых отсеков не увеличивается. :D
А там "заморожены" не только размеры на срезе, но и практически все размеры ниже уровня опорных ферм - "тюльпана". Так что заправку "морковок" можно увеличить лишь на очень небольшую величину - за счёт нынешних торовых баков азота и перекиси.
Да и стрёмно изменять конфигурацию "боковушек" - могут быть большие проблемы с их безударным отделением после окончания работы.
Спасибо не Знал. А подробней где-то можно почитать? В чём суть проблемы. Я так понимаю , что лимитирует угол наклона ферм. видимо лимитирует направляющее устройство, но это опять нижний срез.
Андрей тут одна неувязка. У Авроры диаметр нижней части Блока А 2,66 м, а это на 60 см больше чем у Союза-2. Длина боковушек та же. Диаметр верхней части в районе верхнего пояса силовых связей 3,464м, т.е. на 0,514м больше чем у Союза 2 (2,95м). Диаметр больше на 50-60 см, а не на 10 см.
Что делать дальше с Союзом 2-1б?
Сажать на него 11Ф615 (для начала)...
Конечно использовать Союз 2 для пилотируемых запусков было бы здорово.
ЦитироватьА там "заморожены" не только размеры на срезе, но и практически все размеры ниже уровня опорных ферм - "тюльпана". Так что заправку "морковок" можно увеличить лишь на очень небольшую величину - за счёт нынешних торовых баков азота и перекиси.
Мне казалось, что такие блоки умещаются под тюльпан.
ЦитироватьДа и стрёмно изменять конфигурацию "боковушек" - могут быть большие проблемы с их безударным отделением после окончания работы.
Это, конечно, вопрос. Но, надеюсь, не перевелись ещё у нас разработчики РН, которые смогут на него ответить.
ЦитироватьКонечно использовать Союз 2 для пилотируемых запусков было бы здорово.
Как раз торопиться не надо. Пусть пока грузовики потаскает.
А на Ангаре и большом количестве иностранных РН с боковыми ускорителями цилиндрической формы есть неразрешимые проблемы с безударным отделением? Конечно это проблема, но решаемая.
ЦитироватьКонечно использовать Союз 2 для пилотируемых запусков было бы здорово.
Подходящий для пересадки 11Ф732 вариант - Союз 2-1а...
Ну здесь нечего обсуждать, поскольку планы использовать Союз 2 вместо Союза ФГ, Союза У и Молнии уже озвучены. Конечно пилотируемые запуски начнутся видимо после окончания лётных испытаний. По-моему это десять пусков.
1. По изменению размера "подтюльпанного" пакета.
Там очень много взаимоувязанных параметров, не только статических, но и динамических - нужны гарантии, что ракета не заденет стартовое сооружение ни при установке, ни при заправке (из-за изменения температуры на 200 градусов размеры ракеты "плывут", ракета становится короче), и, главное, при подъёме.
Кроме того, производство "боковушек" - это процесс, в который не хочется вносить много изменений из-за цены модернизации оборудования, т.е. новая оснастка тоже очень дорогая и долго изготавливаемая штука. Хотя это, конечно, второго порядка фактор.
2. По безударному разделению цилиндрических ускорителей.
Во всех известных конструкциях эти ускорители разводятся специальными системами, энергетика которых выбирается, исходя из потребностей системы разделения. У "Семёрки" отвод боковушек происходит за счёт остаточного давления наддува в кислородном баке боковушки, энергетика которого фиксирована (и не очень велика).
Кроме того, во всех известных конструкциях сопла ускорителей развёрнуты по направлению к центру тяжести, а крепления силовые и жёсткие. У "Семёрки" силовой только верхний пояс, причём крепление там шарнирное. А вектор тяги боковушек параллелен вектору тяги центрального блока. При этом сначала расцепляются несиловые нижние связи, и за счёт остатков тяги сначала задние части отходят от центрального блока, затем боковушки "выпадают" из гнёзд, и в этот момент или чуть раньше вскрываются сопла, использующие наддув баков.
Переход на "классическую" схему отвода боковушек очень сильно утяжелит как боковушки, так и центральный блок.
Спасибо за подробную информацию.
По пункту 1: изменения в технологию изготовления боковушек придётся вносить на втором этапе создания Союза 2-3 при переходе на двигатели замкнутого цикла РД-0155 или РД-120К, поскольку не нужна перекись водорода и другое соотношение компонентов топлива.
ЦитироватьКроме того, производство "боковушек" - это процесс, в который не хочется вносить много изменений из-за цены модернизации оборудования, т.е. новая оснастка тоже очень дорогая и долго изготавливаемая штука. Хотя это, конечно, второго порядка фактор.
В том-то и был смысл предлагаемой РН, что, использование двух новых боковушек с увеличенными баками и переливом позволяло оставить без изменений габариты ЦБ! Т. е., смысл перелива был в том, чтобы вписать ракету в габариты СС и поменьше возиться с новым технологическим оборудованием, касающимся баков.
ЦитироватьЦитироватьКроме того, производство "боковушек" - это процесс, в который не хочется вносить много изменений из-за цены модернизации оборудования, т.е. новая оснастка тоже очень дорогая и долго изготавливаемая штука. Хотя это, конечно, второго порядка фактор.
В том-то и был смысл предлагаемой РН, что, использование двух новых боковушек с увеличенными баками и переливом позволяло оставить без изменений габариты ЦБ! Т. е., смысл перелива был в том, чтобы вписать ракету в габариты СС и поменьше возиться с новым технологическим оборудованием, касающимся баков.
Так, для того, чтобы вписаться в СК, нужно сохранить габариты (и не только габариты, а и остальные размеры) пакета в целом! Как это соотносится с увеличением объёма боковушек, я представить не могу
По-второму пункту я не понял почему переход на цилиндрические ускорители с коническими окончаниями упирающимися в верхний пояс силовых связей должен привести к изменению схемы разделения.
Тяги создаваемой газами наддува бака окислителя может не хватить только при значительном утяжелении боковушек. Но в этом случае выигрыш от увеличения запаса топлива может перекрыть вес порохового двигателя разведения.
Если боковушку выполнить диаметром 2,06м (как у нижней части ЦБ Союза 2) с цилиндрической частью длиной 15,2м и коническим навершием около 4м мы получаем примерно тот же объем топлива при той же длине. Верхняя часть боковушки имеет конусную форму длиной 4м и проблем при старте создавать не должна. Нижняя часть имеет диаметр 2,06 м , что на 0,62 м меньше чем у стандартной боковушки.
Проблемы с габаритами могут возникнуть только на уровне межбакового отсека ЦБ (там где нижняя цилиндрическая часть переходит в расширяющуюся коническую) поскольку максимальный поперечный размер Союза-2 в этом месте около 5,2 м, а с цилиндрическими боковушками около 6,4 м . Однако ширина Авроры на этом уровне тоже примерно 6,5 м и проблем возникнуть не должно.
В крайнем случае коническую часть боковушки можно удлинить сузив её в этом месте.
Хотя переход на цилиндрические боковушке не является принципиальным, он позволит их удешевить.
Пардон, мы по-моему говорим о разных ракетах. :D
ЦитироватьПо-второму пункту я не понял почему переход на цилиндрические ускорители с коническими окончаниями упирающимися в верхний пояс силовых связей должен привести к изменению схемы разделения.
Потому что момент инерции увеличивается. Так как центр тяжести пустого блока сильно поднимается.
ЦитироватьТяги создаваемой газами наддува бака окислителя может не хватить только при значительном утяжелении боковушек. Но в этом случае выигрыш от увеличения запаса топлива может перекрыть вес порохового двигателя разведения.
А цена? И серийного производства, и новой оснастки, и испытаний?
ЦитироватьЕсли боковушку выполнить диаметром 2,06м (как у нижней части ЦБ Союза 2) с цилиндрической частью длиной 15,2м и коническим навершием около 4м мы получаем примерно тот же объем топлива при той же длине.
А жёсткость? такая штука будет тяжелее. И, потом, зачем ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ, чтобы в результате получить ТО ЖЕ САМОЕ?
ЦитироватьВерхняя часть боковушки имеет конусную форму длиной 4м и проблем при старте создавать не должна.
Только в том случае, если и угол при вершине конуса такой же. А вы предлагаете - существенно более тупой.
ЦитироватьХотя переход на цилиндрические боковушке не является принципиальным, он позволит их удешевить.
Ну как вы не понимаете, что любое телодвижение, направленное на изменение конструкции боковушек, может их только удорожить!
Любое!
Даже Союз-ФГ стоит дороже, чем Союз-У, несмотря на то, что при этом часть "импортных" (украинских) комплектующих заменена на российские. Несмотря на то, что двигателей с однокомпонентными форсунками в брак идёт меньше, чем со старыми, двухкомпонентыми!
Андрей, но менять их всё-равно придётся при замене двигателей. Пусть с сохранением формы, но с другой компоновкой баков (увеличенным баком окислителя и без бака перекиси и
жидкого азота , но с гелиевыми баллонами). Конечно новая ракета будет дороже, но растёт и ПН, а цена будет снижаться в процессе серийного производства.
По-поводу формы боковушек мне дилетанту трудно спорить. Хотя Вы видимо правы, поскольку это тянет за собой модификвцию также установщика и всей оснастки в МИКе.
ЦитироватьСпасибо за подробную информацию.
По пункту 1: изменения в технологию изготовления боковушек придётся вносить на втором этапе создания Союза 2-3 при переходе на двигатели замкнутого цикла РД-0155 или РД-120К, поскольку не нужна перекись водорода и другое соотношение компонентов топлива.
В принципе, есть несложный, как мне кажется, способ решить эту проблему :wink:
Дмитрий, а какой из двух способов вы имеете ввиду:
1. Работа двигателей на измененном соотношении компонентов.
2. Установка дополнительного бака кислорода в ХО.
:D
Или у Вас другой вариант?
ЦитироватьДмитрий, а какой из двух способов вы имеете ввиду:
1. Работа двигателей на измененном соотношении компонентов.
2. Установка дополнительного бака кислорода в ХО.
:D
Или у Вас другой вариант?
У меня другой вариант.
ЦитироватьЦитироватьПо-второму пункту я не понял почему переход на цилиндрические ускорители с коническими окончаниями упирающимися в верхний пояс силовых связей должен привести к изменению схемы разделения.
Потому что момент инерции увеличивается. Так как центр тяжести пустого блока сильно поднимается.
Едва ли он поднимется сильно. Всё компенсируется бОльшим количеством газа наддува в баке "О". Аэродинамика - да, будет отличаться.
ЦитироватьЦитироватьТяги создаваемой газами наддува бака окислителя может не хватить только при значительном утяжелении боковушек. Но в этом случае выигрыш от увеличения запаса топлива может перекрыть вес порохового двигателя разведения.
А цена? И серийного производства, и новой оснастки, и испытаний?
Хватит. На крайний случай проще немного поднять давление.
ЦитироватьЦитироватьЕсли боковушку выполнить диаметром 2,06м (как у нижней части ЦБ Союза 2) с цилиндрической частью длиной 15,2м и коническим навершием около 4м мы получаем примерно тот же объем топлива при той же длине.
А жёсткость? такая штука будет тяжелее. И, потом, зачем ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ, чтобы в результате получить ТО ЖЕ САМОЕ?
Пусть будет тяжелее, зато ЦБ будет легче! Результат - выигрыш в массе ПГ. Но главное - не надо столь капитально переделывать ЦБ.
ЦитироватьЦитироватьВерхняя часть боковушки имеет конусную форму длиной 4м и проблем при старте создавать не должна.
Только в том случае, если и угол при вершине конуса такой же. А вы предлагаете - существенно более тупой.
Эти проблемы решаемы. Например, вовсе не обязательно придерживаться цилиндрической формы. Или адаптировать ферму.
ЦитироватьЦитироватьХотя переход на цилиндрические боковушке не является принципиальным, он позволит их удешевить.
Ну как вы не понимаете, что любое телодвижение, направленное на изменение конструкции боковушек, может их только удорожить!
Любое!
Тут, конечно, будет удорожание, хотя бы потому что придётся делать и старые и новые боковушки. Вообще-то у схемы недостатки есть. Например, разные усилия старых и новых блоков на силовой пояс ЦБ. Но в целом эта РН концептуально предназначалась для грузового снабжения МКС, а её "изюминка" - возможность сэкономить на последствиях изменения размеров ЦБ. Но сейчас на носитель смотрят по-другому.
ЦитироватьПотому что момент инерции увеличивается. Так как центр тяжести пустого блока сильно поднимается
Не сочтите за придирку - если ЦТ боковушки сильно поднимается к шарниру крепления ББ (т.е. к центру вращения), то момент инерции по классической механике вроде должен уменьшаться, или как?
Дмитрий В.:
ЦитироватьУ меня другой вариант.
Дмитрий не томите. :(
ЦитироватьДмитрий В.:
ЦитироватьУ меня другой вариант.
Дмитрий не томите. :(
Для иллюстрации решения желательно, конечно, иметь рисунок, но попробую объяснить на словах. Суть решения - при сохранении неизменными обечаек баков Г и О (что, собственно и обеспечивает неизменность теоретических обводов "морковки") применяются конические днища баков. Нижнее коническое днище бака Г занимает объем, освобожденный после удаления торовых баков перекиси и азота. Верхнее коническое днище бака Г - "впуклое" (поскольку работает на сжатие от давления наддува, то выполняется подкрепленным, например, вафельным). Нижнее днище бака О - тоже коническое и как бы входит внутрь обводов верхнего днища бака Г (ну, примерно, как на блоке первой ступени Зенита - принцип тот же). В результате, объем бака Г остается неизменным (или несколько возрастает), а объем бака О увеличивается. Таким образом растет масса топлива, заправляемого в ББ и достигается требуемое соотношение компонентов. Кстати, крепление ЖРД ББ возможно к нижнему коническому днищу бака Г.
Супер! В принципе ничего невозможного, особенно если посмотреть на "макеевские" ракеты для БРПЛ.
У меня как у дилетанта вопрос. Я знаю что при компонентах ЖК-керосин баки выполняют раздельными поскольку ЖК криогенное топливо, а керосин нет. В случае компонентов АТ+НДМГ и ЖК+ЖВ с близкой температурой кипения днища баков делают совмещёнными-общий бак с перегородкой днищем между ними.
А если перегородку сделать сдвоеной- два днища вложенные друг в друга с теплоизоляцией между ними. Между обечайками баков тоже будет нужна термоизоляционная вставка для устранения мостиков холода. При многообразии современных термоизолирующих материалов это не должно быть проблемой. :)
Но мы экономим на объеме межбакового отсека , а кроме того выпуклое днище бака ЖК через плотную теплоизоляцию может аоспринимать усилия действующие на вогнутое днище бака керосина.
Экономим на отсутствии силового набора, толщине днищ (давления наддува взаимно уравновешиваются) и можно обойтись без химфрезеровки. :)
ЦитироватьСупер! В принципе ничего невозможного, особенно если посмотреть на "макеевские" ракеты для БРПЛ.
У меня как у дилетанта вопрос. Я знаю что при компонентах ЖК-керосин баки выполняют раздельными поскольку ЖК криогенное топливо, а керосин нет. В случае компонентов АТ+НДМГ и ЖК+ЖВ с близкой температурой кипения днища баков делают совмещёнными-общий бак с перегородкой днищем между ними.
А если перегородку сделать сдвоеной- два днища вложенные друг в друга с теплоизоляцией между ними. Между обечайками баков тоже будет нужна термоизоляционная вставка для устранения мостиков холода. При многообразии современных термоизолирующих материалов это не должно быть проблемой. :)
Но мы экономим на объеме межбакового отсека , а кроме того выпуклое днище бака ЖК через плотную теплоизоляцию может аоспринимать усилия действующие на вогнутое днище бака керосина.
Экономим на отсутствии силового набора, толщине днищ (давления наддува взаимно уравновешиваются) и можно обойтись без химфрезеровки. :)
Ничего невозможного нет :D На Quick Rich так и планируется-совмещенное трехслойное днище между баками ЖК и жидкого пропана. Но в наших условиях такое решение требует дополнительной проработки, а на Прогрессе вообще никогда не делали совмещенных днищ.
Да мне тут попалась одна ссылка на Волжский филиал РККЭ ЭНЕРГИЯ
http://volgaspace.ru/p_energy.html
а там рисунок верхних ступеней водородной"Онеги":
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/80165.jpg)
Кто найдёт совмещённые днища пусть первый бросит в меня камень.
Кстати на рисунке Клипера с Союзом-3 нет поперечного разреза третьей водородной ступени. Интересно предусмотрены ли там совмещённые днища?