Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Космонавтика - ее история, назначение и перспективы => Тема начата: hlynin от 10.04.2007 20:18:31

Название: Стыковки
Отправлено: hlynin от 10.04.2007 20:18:31
ЦитироватьСША ПРОВЕЛИ ДОЗАПРАВКУ СПУТНИКА НА ОРБИТЕ В АВТОНОМНОМ РЕЖИМЕ.

На околоземной орбите в автономном режиме успешно проведена первая дозаправка топливом одного американского спутника другим. В рамках космического эксперимента "Орбитальный экспресс", спутник АСТРО успешно перекачал топливо гидразин спутнику "НекстСат".
Сейчас оба спутника совершают полет в состыкованном состоянии, но 16 апреля они должны разделиться. Оснащенный "рукой"-манипулятором АСТРО, как сообщается, может совершать в автономном режиме операцию расстыковки, маневр сближения и стыковки, а также проводить замену отдельных узлов на спутнике "НекстСат".

У меня вопросы:
1. Вероятно, стыковочный узел здесь имеет место, раз топливо перекачалось. Но если  произошёл просто захват манипулятором?
Короче, что считать стыковкой, а что нет.
Определение.
2. Где прочитать подробности программы?
Название: Стыковки
Отправлено: slipstream от 10.04.2007 21:06:53
А вот же в соответствующей теме ссылки на подробнее
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=5415
Название: Стыковки
Отправлено: hlynin от 10.04.2007 23:16:30
Спасибо. Я ту тему пропустил и вообще захвачен врасплох. Тогда вопрос один: нельзя ли как-то дать определение стыковки?
Название: Стыковки
Отправлено: Liss от 11.04.2007 11:31:24
Цитировать1. Вероятно, стыковочный узел здесь имеет место, раз топливо перекачалось. Но если  произошёл просто захват манипулятором?
Короче, что считать стыковкой, а что нет.
Определение.
Аппараты выведены на орбиту состыкованными и пока не расстыковывались. Так что средства дозаправки к средствам стыковки в данном случае отношения не имеют.
Расстыковка будет, стыковка будет. Основной режим -- предварительный захват манипулятором, совмещение стыковочных интерфейсов и соединение.
Цитировать2. Где прочитать подробности программы?
В 5-м номере, вестимо.
Название: Стыковки
Отправлено: ЧСВ от 11.04.2007 11:31:48
Цитироватьтак подойдёт?
 - Состояние системы, при котором, взаимное расположение её элементов поддерживается за счет механических связей.
Не годится. Можно ли считать стыковкой соединение двух деревяных брусьев с помощью гвоздей?  :roll:
Название: Стыковки
Отправлено: mihalchuk от 11.04.2007 11:44:17
- Состояние системы, при котором, взаимное расположение её элементов поддерживается за счет механической прочности стыковочного узла.

Где-то так, наверное.
Название: Стыковки
Отправлено: hlynin от 11.04.2007 23:55:47
1.
ЦитироватьРасстыковка будет, стыковка будет. Основной режим -- предварительный захват манипулятором, совмещение стыковочных интерфейсов и соединение.
Спасибо, Игорь! Оказывается я ещё не пропустил интересное. Я правильно понимаю: это первая автостыковка у американцев будет?
Цитировать2.так подойдёт?
- Состояние системы, при котором, взаимное расположение её элементов поддерживается за счет механических связей.
Не пойдет

ЦитироватьСостояние системы, при котором, взаимное расположение её элементов поддерживается за счет механической прочности стыковочного узла.

Где-то так, наверное.
Не так.
Во-первых, стыковка - это процесс, а не состояние.
Но главное: бог с ним с определением. Надо б отмеживаться от нестыковок. Вот, скажем, захват манипулятором никогда стыковкой не считался. И правильно. Кстати, подходящего термина для этой операции так и не придумали.
Или вот ПРИСТЫКОВКА. Опять же я думаю, это не стыковка, а монтажная операция. Вот американцы именно пристыковку и будут выполнять. Но уж очень она на стыковку похожа. Как-то это надо утрясти.
Название: Стыковки
Отправлено: Stealth от 14.04.2007 16:12:33
Считать ли за стыковку связку тросом типа Gemini -- Agena ? Они, конечно, сначала стыковались по жёсткому, но а если бы нет? То есть -- подлетели бы и только пристегнули бы трос.
Название: Стыковки
Отправлено: VK от 07.05.2007 19:44:58
ЦитироватьТогда вопрос один: нельзя ли как-то дать определение стыковки?
Механическое соединение двух объектов на орбите, обеспечивающее их взаимную относительную неподвижность.
Название: Стыковки
Отправлено: mihalchuk от 07.05.2007 17:10:33
Цитировать
ЦитироватьТогда вопрос один: нельзя ли как-то дать определение стыковки?
Механическое соединение двух объектов на орбите, обеспечивающее их взаимную относительную неподвижность.
Ну так их можно арматурой приварить. А если один аппарат въедет в другой так, что застрянет намертво? :roll:
Название: Стыковки
Отправлено: Старый от 07.05.2007 17:59:12
Интересно, если Шаттл с модулем на борту пристыкуется к МКС а затем этот модуль вытащат манипулятором и пристыкуют к МКС то это как - одна стыковка или две?
Название: Стыковки
Отправлено: Reader от 07.05.2007 19:17:59
ЦитироватьИнтересно, если Шаттл с модулем на борту пристыкуется к МКС а затем этот модуль вытащат манипулятором и пристыкуют к МКС то это как - одна стыковка или две?
Одна стыковка...
Название: Стыковки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 07.05.2007 19:33:22
Шатл стыкуется docking, а груз помещаеться  berthed.
Название: Стыковки
Отправлено: hlynin от 07.05.2007 19:54:17
А захват манипулятором как звучит?

ЦитироватьМеханическое соединение двух объектов на орбите, обеспечивающее их взаимную относительную неподвижность.
Подходяще. Но лишь до поры, пока начнут применять СТУ на подшипниках.
Название: Стыковки
Отправлено: vjick от 07.05.2007 20:37:36
ЦитироватьМеханическое соединение двух объектов на орбите, обеспечивающее их взаимную относительную неподвижность.


   А почему именно на орбите? На траектории полета к чему-либо (неорбитальному) разве не может быть?
Название: Стыковки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 07.05.2007 20:39:09
в падении?  :lol:
Название: Стыковки
Отправлено: hlynin от 07.05.2007 21:02:46
Я думаю орбита - это частный случай траектории (замкнутая). В нормальной речи вообще никакой разницы нет.
Название: Стыковки
Отправлено: Старый от 07.05.2007 21:49:39
Я думаю "механическое соединение двух объектов бывших до этого без механической связи" удовлетворит всему. Тогда перенос модуля из Шаттла на станцию не считается стыковкой. А соединение тросом, манипулятором и пр. - считается.
Название: Стыковки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 07.05.2007 21:50:54
Не понял. Перенос модуля чем? Не манипулятором? :)
Название: Стыковки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 07.05.2007 21:52:18
Тогда, скорее, двух САМОСТОЯТЕЛЬНО маневрирующих объектов.
Название: Стыковки
Отправлено: Старый от 07.05.2007 21:55:39
ЦитироватьНе понял. Перенос модуля чем? Не манипулятором? :)
Манипулятором, манипулятором. Манипулятор создаёт механическую связь и это не попадает под стыковку по критерию "до этого не имевшие связи".
Название: Стыковки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 07.05.2007 22:02:00
Соединение манипулятором тоже не стыковка. По терминологии NASA: capture.
Название: Стыковки
Отправлено: mihalchuk от 07.05.2007 22:04:05
Старому:
Два модуля случайно зацепились манипуляторами - стыковка. Ещё пример - один модуль пытался въехать в другой, а другой - уклониться. Но первый - въехал!
Предлагаю отбросить из зачёта все случайные связи и добавить в определении "штатное соединение".
И "при обоюдном согласии", конечно. :D
Название: Стыковки
Отправлено: mihalchuk от 07.05.2007 22:11:32
ЦитироватьШатл стыкуется docking, а груз помещаеться  berthed.
Вообще-то docking правильнее переводить, как "причаливание". По сути так оно и есть. Надо вспомнить, чем Аполлоны занимались.
Название: Стыковки
Отправлено: Старый от 07.05.2007 22:11:33
ЦитироватьСоединение манипулятором тоже не стыковка. По терминологии NASA: capture.
"Сapture" это "захват". У нас в стыковке тоже есть операция "захват".
 Однако при чём тут это? Я предложил определение. По этому определению захват манипулятором свободнолетающего обекта будет считаться стыковкой а объекта несвободнолетающего - нет.
Название: Стыковки
Отправлено: Старый от 07.05.2007 22:14:56
ЦитироватьСтарому:
Два модуля случайно зацепились манипуляторами - стыковка.  
Да, значит состыковались случайно и нештатно.

ЦитироватьЕщё пример - один модуль пытался въехать в другой, а другой - уклониться. Но первый - въехал!

Можно конечно свести к абсурду что угодно но если он вьхал намертво то стыковка. :)

ЦитироватьПредлагаю отбросить из зачёта все случайные связи и добавить в определении "штатное соединение".
И "при обоюдном согласии", конечно. :D
Тогда уж по научному "заранее предусмотренное".
Название: Стыковки
Отправлено: mihalchuk от 07.05.2007 22:16:19
ЦитироватьЯ предложил определение. По этому определению захват манипулятором свободнолетающего обекта будет считаться стыковкой а объекта несвободнолетающего - нет.
Тогда - нельза пристыковаться ни к одному модулю МКС, можно пристыковаться только ко всей МКС. И, конечно, нельзя пристыковаться к стыковочному узлу, понятие которого тоже придётся переосмыслить. "Пристыковаться стыковочными узлами" ну и т. д....
Название: Стыковки
Отправлено: Старый от 07.05.2007 22:18:43
ЦитироватьТогда - нельза пристыковаться ни к одному модулю МКС, можно пристыковаться только ко всей МКС.
Это почему это? Пристыковываться можно к чему угодно. Хоть к стыковочному узлу расположеному там-то.
Название: Стыковки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 07.05.2007 22:19:29
Docking традиционно переводится как "стыковка", незачем вводить излишние термины.  :D
Старый, но после "захвата" объекта манипулятором не всегда следует стыковка.
Название: Стыковки
Отправлено: mihalchuk от 07.05.2007 22:20:34
Старый:
ЦитироватьЭто почему это? Пристыковываться можно к чему угодно. Хоть к стыковочному узлу расположеному там-то.
Он же несвободнолетающий! :o
Название: Стыковки
Отправлено: hlynin от 07.05.2007 22:26:50
ЦитироватьСоединение манипулятором тоже не стыковка. По терминологии NASA: capture.
А это для всех случаев? В смысле поимка на орбите ИСЗ то же, что и доставание из ГО?

В любом случае - это не стыковка. Стыковка - это частный случай мехсвязи объектов. Захват - это тоже частный случай. Вероятно, они различаются наличием или отсутствием СТУ. СТУ, в свою очередь требует взаимной соединяемости, четко регулируемой скорости сближения и взаимной ориентации. При захвате же главное - другие параметры, в основном, четко выдержанное расстояние между основанием "руки" и объектом.
Меня, собственно, это различие и интересует.
Название: Стыковки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 07.05.2007 22:29:41
Ловля на орбите. Перенос ПН из грузового отсека так и называется перенос.
Название: Стыковки
Отправлено: mihalchuk от 07.05.2007 22:53:09
ЦитироватьDocking традиционно переводится как "стыковка", незачем вводить излишние термины.  :D
Старый, но после "захвата" объекта манипулятором не всегда следует стыковка.
Тонкости перевода. Докование и стыковка всё-таки разные понятия. Результат один, но процесс отличается. :)
Название: Стыковки
Отправлено: Старый от 07.05.2007 22:53:21
ЦитироватьСтарый:
ЦитироватьЭто почему это? Пристыковываться можно к чему угодно. Хоть к стыковочному узлу расположеному там-то.
Он же несвободнолетающий! :o
А! Ну это естественно. Стыковка может происходить только со станцией в целом. Но клюбому её элементу.
 Это и счас так происходит.
"Произведена стыковка корабля с Международной станцией. Корабль пристыкован к надирному узлу модуля "Заря"". Так что тут определение ничего не меняет.
Название: Стыковки
Отправлено: Старый от 07.05.2007 22:58:29
ЦитироватьА это для всех случаев? В смысле поимка на орбите ИСЗ то же, что и доставание из ГО?

В любом случае - это не стыковка. Стыковка - это частный случай мехсвязи объектов. Захват - это тоже частный случай. Вероятно, они различаются наличием или отсутствием СТУ. СТУ, в свою очередь требует взаимной соединяемости, четко регулируемой скорости сближения и взаимной ориентации. При захвате же главное - другие параметры, в основном, четко выдержанное расстояние между основанием "руки" и объектом.
Меня, собственно, это различие и интересует.

 Вобщето "стыковка" это процесс состоящий из нескольких этапов.
Касание, захват, выравнивание, стягивание, образование герметичного стыка.
 Какой из этих этапов считать стыковкой?
 Думаю стыковкой следует считать именно создание механического соединения, то есть захват. А если в дальнейшем чтото не стянулось то это называется "незавершённая стыковка". И этот термин уже употреблялся.
Название: Стыковки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 07.05.2007 22:58:47
Цитировать
ЦитироватьDocking традиционно переводится как "стыковка", незачем вводить излишние термины.  :D
Старый, но после "захвата" объекта манипулятором не всегда следует стыковка.
Тонкости перевода. Докование и стыковка всё-таки разные понятия. Результат один, но процесс отличается. :)

Не понял. Поясните  :cry:
Название: Стыковки
Отправлено: Старый от 07.05.2007 23:02:08
ЦитироватьСтарый, но после "захвата" объекта манипулятором не всегда следует стыковка.
До сих пор вроде всегда? Но я предлагаю считать сам захват уже стыковкой.
 Если допустим Союз-10 или Квант ткнулся штырём в стыковочный узел, произошёл захват но стягивания не произошло то это стыковка или нет? А ведь штырь стыковочного узла принципиально ничем не отличается от манипулятора.
Название: Стыковки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 07.05.2007 23:03:25
Когда Шатл ловит телескоп - стыковки не следует.
Как и в случае возвращения спутника.
Название: Стыковки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 07.05.2007 23:07:17
Еще как отличается. При стыковке штырь не управляется оператором и положении КК относительно объекта стыковки находится в строго определенном положении :)
При capture, как я понимаю, разница в реальном и ожидаемом положении объектов может составлять метры.
Название: Стыковки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 07.05.2007 23:08:34
Старый, я как понял, ты не всё прочитал на предыдущей странице, а повелся на филологию Михальчука :)
Название: Стыковки
Отправлено: ааа от 07.05.2007 23:14:25
ЦитироватьМеханическое соединение двух объектов на орбите, обеспечивающее их взаимную относительную неподвижность.
Стыковочный узел "Контакт" разве обеспечивал относительную неподвижность?
Название: Стыковки
Отправлено: ааа от 07.05.2007 23:16:58
ЦитироватьТогда, скорее, двух САМОСТОЯТЕЛЬНО маневрирующих объектов.
"Салют-7" во время стыковки с "Союзом Т-13" не маневрировал.
Название: Стыковки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 07.05.2007 23:17:51
Но обладал такой возможностью в прошлом :)
Название: Стыковки
Отправлено: Старый от 07.05.2007 23:18:04
ЦитироватьКогда Шатл ловит телескоп - стыковки не следует.
Как и в случае возвращения спутника.
Как это? И телескоп и спутник потом жёстко фиксируются на специальной подставке. Стыковка ничем не хуже чем Джеминай-Аджена. Но если б даже и не фиксировался то уже захват манипулятором это вполне стыковка.
Название: Стыковки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 07.05.2007 23:19:55
а это уже называется positioned back into the Shuttle's cargo bay :)
Название: Стыковки
Отправлено: Старый от 07.05.2007 23:24:15
Цитироватьа это уже называется positioned back into the Shuttle's cargo bay :)
Как бы это ни называлось - стыковка самая что ни на есть настоящая. Причём с закрытием замков и соединением электрических цепей, точно как на наших стыковочных узлах.
Название: Стыковки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 07.05.2007 23:27:24
Здрасьте!

ЦитироватьИнтересно, если Шаттл с модулем на борту пристыкуется к МКС а затем этот модуль вытащат манипулятором и пристыкуют к МКС то это как - одна стыковка или две?
Название: Стыковки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 07.05.2007 23:33:43
ЦитироватьСтыковка ничем не хуже чем Джеминай-Аджена. Но если б даже и не фиксировался то уже захват манипулятором это вполне стыковка.

Это называлось всего навсего tethered, привязанный.  :wink:
Название: Стыковки
Отправлено: hlynin от 07.05.2007 23:37:10
Стыковка действительно состоит из этапов (как и любой процесс). Но стыковкой она названа ДО начала процесса. А затем возможны штатная и нештатная, удачная и не очень, отменённая и аварийная. Термин тут подбирается в зависимости от обстоятельств. Спорить можно только о времени стыковки. По моему это касание, которое обычно на секунду раньше мехзахвата.

Захват же отличается от стыковки и устройствами мехсвязи и алгоритмом процесса соединения.
Фиксация же в ГО вообще ничего общего не имеет и ничем не отличается от фиксации укладки космонавтами при ВКД. (не будем об эл.цепях - это не всегда)

Есть ли спецтермин на англ. "зависание", "сближение"?
Название: Стыковки
Отправлено: Старый от 07.05.2007 23:39:29
Цитировать
ЦитироватьСтыковка ничем не хуже чем Джеминай-Аджена. Но если б даже и не фиксировался то уже захват манипулятором это вполне стыковка.

Это называлось всего навсего tethered, привязанный.  :wink:

 Джеминай и Аджена стыковались стыковочным узлом, а потом уж их соединяли тросом.
Название: Стыковки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 07.05.2007 23:41:34
Но после РАССТЫКОВКИ были связаны :), а не состыкованы...
Название: Стыковки
Отправлено: Старый от 07.05.2007 23:51:23
ЦитироватьСтыковка действительно состоит из этапов (как и любой процесс). Но стыковкой она названа ДО начала процесса. А затем возможны штатная и нештатная, удачная и не очень, отменённая и аварийная. Термин тут подбирается в зависимости от обстоятельств. Спорить можно только о времени стыковки. По моему это касание, которое обычно на секунду раньше мехзахвата.
Я думаю рубеж всётаки надо проводить по мехзахвату. Ато тыканье Союза-25 и таран Мира Прогрессом прийдётся считать стыковкой. Если мехзахвата не произошло то увы, вдарились но не состыковались.

ЦитироватьЗахват же отличается от стыковки и устройствами мехсвязи и алгоритмом процесса соединения.
Захват объекта манипулятором принципиально абсолютно ничем не отличается от захвата стыковочным штырём.

ЦитироватьФиксация же в ГО вообще ничего общего не имеет и ничем не отличается от фиксации укладки космонавтами при ВКД. (не будем об эл.цепях - это не всегда)
Установка спутника на стол в грузовом отсеке принципиально абсолютно ничем не отличается от стягивания стыковочных шпангоутов пилотируемых кораблей. Нам психологически трудно признать стыковку Шаттла с Хабблом или СоларМаксом стыковкой, но прийдётся. Это смая что ни на есть классическая стыковка.

ЦитироватьЕсть ли спецтермин на англ. "зависание", "сближение"?
Вот именно. Основными атрибутами стыковки являются какраз не стягивание стыковочных шпангоутов, а дальнее наведение,  гашение скоростей, зависание, выравнивание, окончательное сближение и захват. Именно это является наиболее трудным элементом и именно это считается стыковкой. А уж что там происходило после захвата - дело десятое.
Название: Стыковки
Отправлено: hlynin от 08.05.2007 00:14:16
ЦитироватьЯ думаю рубеж всётаки надо проводить по мехзахвату. Ато тыканье Союза-25 и таран Мира Прогрессом прийдётся считать стыковкой. Если мехзахвата не произошло то увы, вдарились но не состыковались.
Конечно, это стыковка. Иначе придется вернуться взад и опять выяснять что мы понимаем под термином "стыковка"? По-моему это объявленный заранее процесс соединения двух КА, оснащенных СТУ, - от дальнего сближения до полной победы.
В случае тарана одним КА другого или промаха или отмены, это тоже стыковка (аварийная, неудачная и т.д)
Возьмём авиацию. Аналог: неудачная посадка. Если от самолёта мало что осталось - это называется аварийная посадка, а вовсе не таран аэродрома.
Название: Стыковки
Отправлено: hlynin от 08.05.2007 00:33:27
ЦитироватьЗахват объекта манипулятором принципиально абсолютно ничем не отличается от захвата стыковочным штырём.

Так как задача совершенно одинаковая: связать 2 объекта мех.связью, то принципиального отличия не надо и ждать.
А непринципиальные есть:
1.В случае захвата лишь 1 объект может обладать устройством соединения, в случае стыковки - два.
2. При захвате 2 КА сохраняют дистанцию, а движется лишь 1 устройство. При стыковке КА выбирают дистанцию до 0 и не задействуют движущиеся устройства.

3.Главная обязанность пилота при захвате - выдерживать дистанцию, при стыковке - скорость и взаимную ориентацию.
4. При захвате (до сих пор) работали  двое, при стыковке - 1 человек (но это уж точно непринципиально)
Название: Стыковки
Отправлено: hlynin от 08.05.2007 00:34:36
Вообще: есть ли проекты безстыковочного снабжения грузами? Что-то не читал.
Название: Стыковки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 08.05.2007 00:35:08
А это к чему?
Название: Стыковки
Отправлено: mihalchuk от 08.05.2007 01:11:35
Стык - место, где вплотную соединяются, сходятся два конца, две крайние части чего-либо.
Стыковать - вплотную соединять на стыках концами, частями.
(Ожегов)
Стыкуются стыком, а доковаться можно и бортом.
Название: Стыковки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 08.05.2007 01:13:49
Приведете пример "докования" бортом в космонавтике?
В мореходном деле это тоже, видимо, означаетнечто иное :)

ЦитироватьУдарение: докование
ср.
Стоянка корабля в доке для осмотра, ремонта, окраски и т.п. подводной части корпуса; осмотр, ремонт, окраска и т.п. подводной части корпуса корабля во время такой стоянки.
Название: Стыковки
Отправлено: mihalchuk от 08.05.2007 01:27:30
ЦитироватьПриведете пример "докования" бортом в космонавтике?
Бортом - нет примеров, Шаттл докуется... спиной, что ли.
ЦитироватьВ мореходном деле это тоже, видимо, означаетнечто иное :)

ЦитироватьУдарение: докование
ср.
Стоянка корабля в доке для осмотра, ремонта, окраски и т.п. подводной части корпуса; осмотр, ремонт, окраска и т.п. подводной части корпуса корабля во время такой стоянки.
Стоянка корабля в доке для осмотра, ремонта, замены отвалившихся плиток и т.п. брюшной части корпуса; осмотр, ремонт, замены отвалившихся плиток и т.п. брюшной части корпуса корабля во время такой стоянки.
А заодно и грузы кое-какие перетащить можно. :)
Название: Стыковки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 08.05.2007 01:32:12
Шатл стыкуется. Стыковочным узлом :)

А следующее про докование и плитки, это вам ранним фридомом навеяло :)
Название: Стыковки
Отправлено: mihalchuk от 08.05.2007 01:45:35
ЦитироватьШатл стыкуется. Стыковочным узлом :)

А следующее про докование и плитки, это вам ранним фридомом навеяло :)
Ладно, завязываем этот филологический спор. Считайте, что вы правы и спите спокойно. :evil:
Название: Стыковки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 08.05.2007 01:46:45
Спокойной ночи! :)
Название: Стыковки
Отправлено: hlynin от 08.05.2007 10:39:15
ЦитироватьЗахват объекта манипулятором принципиально абсолютно ничем не отличается от захвата стыковочным штырём.
Вообще это неверное утверждение. Захват тем еще отличается от стыковки, что может осуществляться без всяких СТУ. Вспомним 80-е, поимку ИСЗ руками. И ремонтировали их без всяких там электроразъемов.
При особой наглости вообще можно обойтись без манипулятора. И это называть стыковкой?
Возвращение космонавта из автономного полёта к шаттлу - это стыковка?
Название: Стыковки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 08.05.2007 11:11:23
Ой, а когда руками-то ловили?
Название: Стыковки
Отправлено: hlynin от 08.05.2007 11:29:20
8.04.84, а потом в 1992 при STS-49
Название: Стыковки
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 08.05.2007 11:32:21
Сейчас нет времени, но, кажется, спутники ловили не совсем руками, а специальной рамкой?
Название: Стыковки
Отправлено: hlynin от 08.05.2007 11:56:51
Спецштырем, но неудачно. И пришлось руками. 8.04.84 руками тоже неудачно.
Название: Стыковки
Отправлено: Старый от 08.05.2007 20:48:31
Цитировать1.В случае захвата лишь 1 объект может обладать устройством соединения, в случае стыковки - два.
При захвате манипулятором на захватываемом объекте должен быть узел для захвата. Ничем не хуже чем конус стыковочного узла.

Цитировать2. При захвате 2 КА сохраняют дистанцию, а движется лишь 1 устройство. При стыковке КА выбирают дистанцию до 0 и не задействуют движущиеся устройства.
При обычной стыковке штырём тоже остаётся зазор и движется одно устройство - штырь.

Цитировать3.Главная обязанность пилота при захвате - выдерживать дистанцию, при стыковке - скорость и взаимную ориентацию.
4. При захвате (до сих пор) работали  двое, при стыковке - 1 человек (но это уж точно непринципиально)
Это уж точно. :)
Название: Стыковки
Отправлено: yos от 08.05.2007 21:46:44
Можно подойти к вопросу определения по-другому - не "конструировать" определяемый объект, а назвать присущие ему свойства.
Моя попытка:

КА, которые, с помощью специальных бортовых механизмов и систем, формируют одну цельную механически и/или електрически и/или гидравлически ... связанную систему, которая была образована после систематического маневрирования одного или нескольких из этих КА с целью сближения с остальными КА из этой группы, с использованием специальных бортовых и/или наземных систем (сближения, маневрирования, связи ...), называются состыковаными.

Во :!:  :?:
Название: Стыковки
Отправлено: hlynin от 08.05.2007 22:44:37
ЦитироватьПри захвате манипулятором на захватываемом объекте должен быть узел для захвата. Ничем не хуже чем конус стыковочного узла.
Да, но только на тех КА, которые предполагалось захватывать. Но манипулятор может и большее. А захват руками - это стыковка?

ЦитироватьПри обычной стыковке штырём тоже остаётся зазор и движется одно устройство - штырь.
Это уже словоблудие. Зазор - это не дистанция. На Л-3 обходились без движущихся штырей. А АПАС? В принципе везде можно найти чего-то движущееся. Но родство с манипулятором... как меж рукой и ушами.
Название: Стыковки
Отправлено: Старый от 08.05.2007 23:11:40
ЦитироватьЭто уже словоблудие. Зазор - это не дистанция. На Л-3 обходились без движущихся штырей. А АПАС? В принципе везде можно найти чего-то движущееся. Но родство с манипулятором... как меж рукой и ушами.
Родство полное и прямое. Сначала соединение происходит нежёстко закреплённым механическим устройством, с помощью которого уже аппараты сводятся вместе и соединяются жёстко. Является это устройство манипулятором, штырём или кольцом АПАСа - соверешенно не принципиально.
 На Л-3 жёсткого соединения вообще не должно было происходить.
Название: Стыковки
Отправлено: А.Коваленко от 09.05.2007 08:50:32
Вспомните перестыковку модулей 77К с осевого узла Базового блока "Мира" на периферийные и обратно. Там были и манипуляторы, и стыковочные узлы в одном флаконе. И объясните, что это было  :D
Название: Стыковки
Отправлено: Старый от 09.05.2007 09:04:13
ЦитироватьВспомните перестыковку модулей 77К с осевого узла Базового блока "Мира" на периферийные и обратно. Там были и манипуляторы, и стыковочные узлы в одном флаконе. И объясните, что это было  :D

 Именно на этот случай в определение вставлен выделенный кусок:
Цитировать"механическое соединение двух объектов бывших до этого без механической связи"
Чтоб отсечь перекладывание грузов и модулей с места на место.
Название: Стыковки
Отправлено: А.Коваленко от 09.05.2007 18:36:45
В общем, все, что тут обсуждают, имеет филологическое значение и только. Каждый определяет стыковку так, как ему удобно. Могу сказать, что официально, по технической документации режимом "Стыковка" называется процесс, который начинается от момента срабатывания датчика механического контакта до момента закрытия крюков стыковочного механизма активного или пассивного корабля и снятия питания со стыковочных механизмов. В данном случае речь идет только о стыковочных механизмах, разработанных в НПО "Энергия". Никакой иной трактовки в документации нет. Хотя, часто и всю операцию, которая состоит из режимов "Автономное сближение", "Облет", "Зависание", "Причаливание", "Стыковка", называют одним словом - СТЫКОВКА. Могу привести и другой пример. Стыковка ФГБ и Node1. Последний был состыкован с Шаттлом. А Шаттл манипулятором ловил ФГБ и пристыковывал его к Node. По Старому это не стыковка? А по моему - стыковка, ничем не лучше и не хуже всякой другой.
Название: Стыковки
Отправлено: VK от 15.05.2007 16:34:31
Цитировать
ЦитироватьМеханическое соединение двух объектов на орбите, обеспечивающее их взаимную относительную неподвижность.
Ну так их можно арматурой приварить. А если один аппарат въедет в другой так, что застрянет намертво? :roll:
Уточняю:

Механическое соединение двух самостоятельных объектов, обеспечивающее их взаимную относительную неподвижность.

Приварить - это не механическое соединение. Таран - тоже. Захват манипулятором не обеспечивает относительной неподвижности. Если же манипулятор переносит объект к базе на спецсоединение (механическое), то это стыковка (как на Мире модули перебрасывали). Соединение тросом - нет относительной неподвижности. Перенос груза из Шаттла - это не самостоятельный объект. Стыковка Союза-10 к Салюту (без стягивания) - незавершенная (неудачная) стыковка.

В общем, мне кажется, определение исчерпывающее.
Название: Стыковки
Отправлено: kulch от 15.05.2007 14:43:18
ЦитироватьПриварить - это не механическое соединение.

Вот те раз... А какое же?
Название: Стыковки
Отправлено: Oleg от 15.05.2007 16:20:46
Цитировать
ЦитироватьПриварить - это не механическое соединение.

Вот те раз... А какое же?

ЦитироватьБСЭ
технологический процесс соединения твёрдых материалов в результате действия межатомных сил
8)
Название: Стыковки
Отправлено: Дем от 15.05.2007 17:49:25
Цитировать
ЦитироватьПриварить - это не механическое соединение.
Вот те раз... А какое же?
Химическое :)
Название: Стыковки
Отправлено: hlynin от 10.01.2008 19:40:08
Кто сможет ОБЪЕКТИВНО оценить, насколько стыковка на селецентрической орбите сложнее, чем на низкой геоцентрической?
Название: Стыковки
Отправлено: А.Коваленко от 10.01.2008 22:55:47
ЦитироватьКто сможет ОБЪЕКТИВНО оценить, насколько стыковка на селецентрической орбите сложнее, чем на низкой геоцентрической?
Если говорить о системах, применявшихся ранее (советской и американской), то, технически, разницы никакой.
Название: Стыковки
Отправлено: hlynin от 11.01.2008 16:50:45
Ну, хорошо.
Тогда иначе: сближение двух объектов. Вот пропустили мы выгодное время для старта с Луны.
Сложнее ли просчитать баллистику, связаться? Отдельный вопрос: на изменение параметров орбиты (особенно наклонение) где больше тратится топлива? Велико ли влияние масконов? Управление с Земли и связь невозможны, когда КК за диском, как при этом быть?
Название: Стыковки
Отправлено: А.Коваленко от 11.01.2008 20:34:19
ЦитироватьНу, хорошо.
Тогда иначе: сближение двух объектов. Вот пропустили мы выгодное время для старта с Луны.
Сложнее ли просчитать баллистику, связаться? Отдельный вопрос: на изменение параметров орбиты (особенно наклонение) где больше тратится топлива? Велико ли влияние масконов? Управление с Земли и связь невозможны, когда КК за диском, как при этом быть?
Cчитать не сложнее, все мат. модели должны быть. Изменить плоскость орбиты около Луны энергетически дешевле, топлива нужно меньше. Проблемы со сближением, особенно, если пропущено стартовое окно, такие же, как и на околоземной орбите. Связь с Землей невозможна, когда летишь с "той" стороны, но этот период невелик, несмертельно. Но вообще, пропускать стартовые окна нехорошо. Если есть проблемы, то лучше орбитальный аппарат держать на полярной орбите. А вообще, если речь идет о навигации вблизи Луны, то все это считать надо. Я ведь вначале вопрос понял именно в части систем взаимных измерений и относительной навигации. А это несколько иное.
Название: Стыковки
Отправлено: hlynin от 11.01.2008 21:02:18
А я пытаюсь количественно оценить сложность динамических операций у Луны и у Земли. Да, конечно с топливом у Луны проще. Но его туда ещё привезти надо!
А вот как бы американцы действовали, если б не смогли стартовать с Луны в нужный момент?
Название: Стыковки
Отправлено: А.Коваленко от 11.01.2008 21:08:06
ЦитироватьА я пытаюсь количественно оценить сложность динамических операций у Луны и у Земли. Да, конечно с топливом у Луны проще. Но его туда ещё привезти надо!
А вот как бы американцы действовали, если б не смогли стартовать с Луны в нужный момент?
Не уверен на 100%, но боюсь, что это был нерасчетный случай.
Название: Стыковки
Отправлено: Liss от 11.01.2008 21:55:29
Для первых нескольких полетов с наклонением окололунной орбиты, близким к нулю -- не страшно. Для J-миссий было бы хуже.
Название: Стыковки
Отправлено: А.Коваленко от 11.01.2008 22:07:56
ЦитироватьДля первых нескольких полетов с наклонением окололунной орбиты, близким к нулю -- не страшно. Для J-миссий было бы хуже.
Да, для экваториальных орбит такой проблемы нет.
Название: Стыковки
Отправлено: AceIce от 11.01.2008 20:48:58
ЦитироватьА вот как бы американцы действовали, если б не смогли стартовать с Луны в нужный момент?

Никак. Успехи миссий оценивались от 50 до 66%. Пару лет назад было рассекречен спич Никсона на случай не возможности старта "Игла" с Луны.
Название: Стыковки
Отправлено: Reader от 11.01.2008 22:51:31
Справедливости ради - нужный момент ограничивался лишь возможностями СЖО.
Название: Стыковки
Отправлено: А.Коваленко от 11.01.2008 23:02:15
ЦитироватьСправедливости ради - нужный момент ограничивался лишь возможностями СЖО.
И СЭП, наверное?
Название: Стыковки
Отправлено: Reader от 11.01.2008 23:05:50
Согласен.
Название: Стыковки
Отправлено: А.Коваленко от 11.01.2008 23:08:49
А они, мягко говоря, не безграничны. Так что пропуск стартового окна - случай нерасчетный (для районов, удаленных от экватора).
Название: Стыковки
Отправлено: hlynin от 12.01.2008 08:31:40
ЦитироватьНикак. Успехи миссий оценивались от 50 до 66%. Пару лет назад было рассекречен спич Никсона на случай не возможности старта "Игла" с Луны.

Да вряд ли... Так же надуман подсчёт успеха полёта Гагарина в 73%, как обычно сообщается. Статистика начинает "работать" лишь где-то после 10-го аналогичного события. Всё что "до" - страшилки журналистов.
Насчёт спича Никсона и аналогичного сообщения Левитана - это абсолютно нормальные явления и даже не зная о их существовании, их можно было предположить на все 100. Я б удивился, если б их не было. Власть должна показать быстроту реакции, компетентность, так сказать, руку на пульсе жизни. Экспромты тогда не поощрялись.
Название: Стыковки
Отправлено: А.Коваленко от 12.01.2008 10:49:35
В любом случае, ответ понятен. Резерв времени определяется ресурсами СОЖ и СЭП. Дальше расчет времени, необходимого для повторения требуемых баллистических условий для старта и стыковки. Маневр CSM для изменения плоскости орбиты и/или фазирования возможен, но его запасы топлива тоже не безграничны. Не думаю, что там был существенный резерв. Тем более, он сопровождался бы и одновременным увеличением большой полуоси орбиты. А тут остро встанет вопрос о запасе топлива в LM.
Название: Стыковки
Отправлено: SAV от 12.01.2008 10:59:27
Как минимум статистика начинается с трех опытов. Может быть здесь учли все пуски Р7 соответствующей модификации, которые были до полета Гагарина, а для статистики нет разницы, человек или манекен в корабле.

Меня интересует другое. Почему выбрали «Контакт» для лунного корабля и «Иглу» для стыковок на орбите? Была разница по массе, надежности или простоте принципа, или работали субъективные факторы?

ЦитироватьА тут остро встанет вопрос о запасе топлива в LM.

Вот кстати сюжет для космического триллера. Пропустили окно старта. Фразировка орбиты возможна, только если уменьшить массу LM. Все выкинули, а надо еще 100 кг. Астронавты бросают на спичках, кто летит, а кто остается на Луне. Сопли на полчаса. Наконец они прощаются.

Но тут гений из НАСА посчитывает на логарифмической линейке, что благодаря маскону орбита после старта чуть изменится и стыковка возможна. Ура! Финал - бурные вопли радости в Хьюстоне после стыковки. Счастливые лица родственников и гимн Америки.
Название: Стыковки
Отправлено: А.Коваленко от 12.01.2008 11:19:15
ЦитироватьКак минимум статистика начинается с трех опытов. Может быть здесь учли все пуски Р7 соответствующей модификации, которые были до полета Гагарина, а для статистики нет разницы, человек или манекен в корабле.

Меня интересует другое. Почему выбрали «Контакт» для лунного корабля и «Иглу» для стыковок на орбите? Была разница по массе, надежности или простоте принципа, или работали субъективные факторы?
Точно не знаю, но ИМХО, "Контакт" был проще, хотя бы потому, что он, фактически, был полуавтоматическим, просто радиолокатор, дающий скорость и расстояние. Сами режимы сближения и стыковки осуществлялись вручную. Автоматическая "Игла" была еще слишком сырой. Да и требования к точности режима причаливания для ЛОК-ЛК были менее жесткими, так как, стыковочный узел, фактически не обеспечивал жесткой сцепки, не было герметичного стыка. Значит и допуски на боковые и угловые отклонения менее жесткие. Ну и масса меньше, естетственно. Субъективные факторы, несомненно, тоже присутствовали.
Название: Стыковки
Отправлено: А.Коваленко от 12.01.2008 11:21:38
ЦитироватьВот кстати сюжет для космического триллера. Пропустили окно старта. Фразировка орбиты возможна, только если уменьшить массу LM. Все выкинули, а надо еще 100 кг. Астронавты бросают на спичках, кто летит, а кто остается на Луне. Сопли на полчаса. Наконец они прощаются.

Но тут гений из НАСА посчитывает на логарифмической линейке, что благодаря маскону орбита после старта чуть изменится и стыковка возможна. Ура! Финал - бурные вопли радости в Хьюстоне после стыковки. Счастливые лица родственников и гимн Америки.
Для Голливуда сойдет ;-)
А в реальности, думаю, что запаса там не было вообще.
Название: Стыковки
Отправлено: SAV от 12.01.2008 11:35:31
ЦитироватьТочно не знаю, но ИМХО, "Контакт" был проще, хотя бы потому, что он, фактически, был полуавтоматическим, просто радиолокатор, дающий скорость и расстояние.

На Контакте точно стоял радиолокатор? Или он работал по радиомаяку модуля? Игла вроде как работала по радиомаяку.

Кстати какая масса стыковочного узла со все электроникой была в то время. Кто-нибудь знает?
Название: Стыковки
Отправлено: А.Коваленко от 12.01.2008 11:45:11
Цитировать
ЦитироватьТочно не знаю, но ИМХО, "Контакт" был проще, хотя бы потому, что он, фактически, был полуавтоматическим, просто радиолокатор, дающий скорость и расстояние.

На Контакте точно стоял радиолокатор? Или он работал по радиомаяку модуля? Игла вроде как работала по радиомаяку.

Кстати какая масса стыковочного узла со все электроникой была в то время. Кто-нибудь знает?
Это называется активная радилокация.
Название: Стыковки
Отправлено: SAV от 12.01.2008 12:28:43
ЦитироватьЭто называется активная радилокация.

Разница массы электроники между пассивным и активным локатором должна быть значительная. Так же намного больше разница в потребляемой энергии.
Для разного рода оценок хорошо бы знать конкретные цифры.

Что касается запаса по топливу LM.
Можно подсчитать, массы в принципе известны. У Марка Вейда дается, что ХС LM 2.2 км/с. Для орбиты высотой порядка 150 км круговая скорость 1.6 км/с. Получаем запас 0.6 км/с. Грубая оценка дает, что для взлета было достаточно 2 т топлива, всего там было 2358 кг, таким образом, запас был примерно 15%.
Название: Стыковки
Отправлено: AceIce от 12.01.2008 10:46:18
ЦитироватьСубъективные факторы, несомненно, тоже присутствовали.

 :?:  :?:  :?:
Название: Стыковки
Отправлено: SAV от 12.01.2008 13:06:50
Цитировать
ЦитироватьСубъективные факторы, несомненно, тоже присутствовали.

 :?:  :?:  :?:

Может имелось в виду:
ЦитироватьСистемы, предложенные НИИ-648 (А.С. Мнацаканян) и ОКБ МЭИ (А.Ф. Богомолов), были достаточно близки по своим характеристикам. Выбор пал на радиотехническую систему сближения «Игла», разработанную в НИИ-648. Впоследствии А.Ф. Богомолов добился установки своего «Контакта» на лунный корабль Л-3, но, к сожалению, в космосе тот так и не побывал.
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/molodtsov/01/03.html

Но интересны технические подробности.
Название: Стыковки
Отправлено: Дем от 15.01.2008 13:27:31
Цитировать
ЦитироватьНикак. Успехи миссий оценивались от 50 до 66%. Пару лет назад было рассекречен спич Никсона на случай не возможности старта "Игла" с Луны.
Да вряд ли... Так же надуман подсчёт успеха полёта Гагарина в 73%, как обычно сообщается. Статистика начинает "работать" лишь где-то после 10-го аналогичного события. Всё что "до" - страшилки журналистов.
Нет, ты путаешь разные вещи. Есть статистика полётов, и есть предварительные расчёты. Статистика отражает реальную надёжность, расчёт - предполагаемую.
Предполагать можно сильно по-разному, плюс ещё пессимистическая/оптимистическая модель... Поэтому эти расчёты далеки от истины - но всё-таки являются хоть какой-то опорной точкой, за отсутствием иной. Всё-таки между спрогнозированными 50% успеха и 5% разница есть...
Название: Стыковки
Отправлено: hlynin от 15.01.2008 14:05:53
Ну, в целом я согласен.
Однако мне неясно, как делаются прогнозные расчёты. Однако уверен, если б НАСА объявила, что вероятность успеха полёта на Луну 50% - полёт бы не состоялся.
Название: Стыковки
Отправлено: Дем от 15.01.2008 17:33:18
Сильно подозреваю - просто перемножаются вероятности отказа всех критичных элементов. Притом по крайней границе. Т.е. "успешность в диапазоне от 50% до 100%" А потом на основании статистики диапазон ужимается например до "85%-90%"

А касаемо уровня приемлемого риска - вопрос сложный и основан на психологии...
Название: Стыковки
Отправлено: hlynin от 15.01.2008 18:38:22
Я тоже так думаю. А вот в книгах сообщается, что вероятность возвращения Гагарина - 73%. А Армстронга - ещё меньше (несмотря на то, что все полёты Аполлона" и "Сатурна" были успешные. И люди верят точным цифрам.
Название: Стыковки
Отправлено: А.Коваленко от 15.01.2008 20:19:10
ЦитироватьЯ тоже так думаю. А вот в книгах сообщается, что вероятность возвращения Гагарина - 73%. А Армстронга - ещё меньше (несмотря на то, что все полёты Аполлона" и "Сатурна" были успешные. И люди верят точным цифрам.
Люди верят не точным цифрам, а тем, которые им представили, так как большинство не знает, что именно эти цифры означают. Еще меньшее число людей задумываются о том, как эти цифры получены и как к ним надо относиться.
Название: Стыковки
Отправлено: Feol от 16.01.2008 16:13:24
Обычно задаются нужным значением надёжности и затем получают его расчётным путём  :wink: