Ежели может помочь - прошу откликнуться. Что-то я своими силами не нашел. В НК не было, случаем?
ДАС - это посадочный аппарат?
Их там два типа было. Один с гарпуном и тремя СБ, а другой - "попрыгунчик" - с ножками, мог перепрыгивать с места на место.
Картинок у меня сейчас нет, а в 1986 году помню, купил научный журнал со статьей про "Фобос". Уже не помню, как и журнал назывался, он недолго просуществовал, очень шикарный и дорогой, с качественной полиграфией.
Довольно подробная статья была, с картинками по сабжу.
ЦитироватьКартинок у меня сейчас нет, а в 1986 году помню, купил научный журнал со статьей про "Фобос". Уже не помню, как и журнал назывался, он недолго просуществовал, очень шикарный и дорогой, с качественной полиграфией.
Довольно подробная статья была, с картинками по сабжу.
"Наука в СССР". Где-то у меня этот номер был, надо поискать.
еще есть книга Маркова
Оттуда :
(http://forums.airbase.ru/uploads/post-5-1085075919.jpg)
(http://forums.airbase.ru/uploads/post-5-1085075862.jpg)
"...аппарат перед тем, как удалиться от спутника, с помощью манипулятора извлечет из своих «недр» ДАС (долгоживущую автономную станцию) и разожмет объятия. Тут же сбрасывается зонд по имени «Шар». Автономная станция-зонд закручивается, как волчок, для устойчивости движения и летит к поверхности.
Первыми коснутся грунта Фобоса выступающие контактные датчики посадочного блока. Они тут же выдадут команду: «заякориться на поверхности». Раздастся взрыв пиротехнических зарядов. Из причального устройства вырвется и вопьется в грунт якорь-гарпун. Подобные меры предосторожности отнюдь не лишни: ведь сила тяжести на Фобосе в 2000 раз меньше земной. Поэтому для сохранения устойчивого «штатного положения станций» — посадочной плитой вниз — она должна надежно «вцепиться» в поверхность. Затем раскроются элементы конструкции ДАС, панели солнечных батарей, и датчики научной аппаратуры обратятся к Солнцу.
Одна из задач ДАС — длительные измерения орбитальных параметров Фобоса. Поскольку спутник Марса значительно больше и массивнее аппарата, влиянием не гравитационных сил на движение Фобоса можно пренебречь. Весьма слабо воздействует на спутник и нерегулярность распределения масс внутри него. В этих условиях подача радиосигналов бортовым передатчиком ДАС и их прием 70-метровыми антеннами в Евпатории и Уссурийске, а также 64-метровой антенной под Москвой позволили бы провести уникальные исследования по небесной механике, уточнить ряд важнейших параметров Солнечной системы, что крайне важно для будущих полетов к Марсу и другим планетам, их спутникам.
А как же собирались принимать телеметрическую информацию ДАС, когда она оказалась бы вне зоны радиовидимости с территории нашей страны? В этом случае в работу включатся радиотелескопы, расположенные в Западной Европе, Северной и Южной Америке, Африке и Австралии.
Еще один интересный эксперимент, требующий большого времени для своего проведения, связан с исследованием либрации Фобоса, а именно его периодических маятникообразных колебаний под влиянием притяжения Марса и Солнца. Положение спутника предполагали определить по радиоинтерференционным измерениям сигналов от находящихся в разных местах передатчиков, а положение Солнца независимо фиксировать направленным на него оптическим датчиком ДАС.
И, наконец, еще один длительный эксперимент — регистрация сейсмометром шумов, вызванных гравитационным полем Марса и тепловым расширением пород Фобоса при его переходе от дня к ночи, падением метеоритов. Фобос, как полагают некоторые планетологи, должен буквально «трещать» под воздействием этих факторов.
Само собой разумеется, что ДАС занялась бы исследованиями и самого грунта — его структуры, физико-химических свойств. И хотя, как уже говорилось, основной объем информации по элементному составу рассчитывали получить с помощью лазерного зондирования, эти прямые измерения были бы не менее важны, скажем, для калибровки аппаратуры, последующей интерпретации дистанционных измерений. С этой целью на посадочном аппарате были установлены устройство виброизмерений, которое может определять несущую способность грунта, рентгенофлюоресцентный спектрометр и спектрометр обратного альфа-рассеивания для определения химического состава поверхностного слоя грунта, телевизионная система для получения панорамы места посадки, термодатчики для определения температуры на поверхности Фобоса.
А что же «Шар»? Отделившись от АМС и совершив посадку, он выпустит «усы» устройства ориентирования. Затем, опираясь на них, приведет себя в рабочее положение и приступит к измерениям физико-механических свойств грунта. Полученную информацию он передаст через аппарат на Землю. Каждый из циклов работы — а всего их планируется около 10 — завершится 20-метровым прыжком аппарата с помощью устройства отталкивания. Успокоившись, зонд-попрыгунчик вновь готов к работе.
Вот такой получился проект. С. П. Королев на вопрос журналистов, любит ли он фантастику, когда-то ответил так: «Предпочитаю фантастику в чертежах». Думаю, проект по своей смелости достоин памяти Циолковского и Королева. "
http://astro.zeto.czest.pl/sondy/das-top.jpg
http://astro.zeto.czest.pl/sondy/das-bottom.jpg
http://astro.zeto.czest.pl/sondy/fobos2action.jpg
Спасибо всем. Вторая картинка Mathieus'а - то, что надо. Спасибо!