Общаясь с генералом В.Е.Гудилиным, я с удивлением обнаружил у него книгу по истории космонавтики "Ракетно-космические системы: история, развитие, перспективы", которую он написал в соавторстве с Л.И.Слабким, и издал в нескольких экземплярах, практически "в стол".
Материал добротный, объемом 320 страниц. Источники - сплошь "инвентарные номера" Министерства обороны.
Мне удалось уговорить автора разместить полный текст книги у себя на сайте, так что кому интересно, прошу на www.buran.ru/htm/gudilin2.htm
Сейчас после работы на праздниках над рукописью на сайте первые полторы главы, но буду выкладывать материал по мере готовности.
Класс! Просьба информировать о выкладывании дополнений, чтобы своевременно можно было почитать.
Насколько я понял в этой книге объединено всё, что было до сих пор открыто опубликовано. Очень хорошо и удобно, жду продолжения.
Эх! Эту бы книжку, да лет эдак 10-15 назад, тогда бы ей цены небыло.
ЦитироватьЭх! Эту бы книжку, да лет эдак 10-15 назад, тогда бы ей цены небыло.
Насчет цены - надо посмотреть сначала, что в неопубликованных, но заявленных в оглавлении главах. То что уже есть - уже интересно.
ЦитироватьЦитироватьЭх! Эту бы книжку, да лет эдак 10-15 назад, тогда бы ей цены небыло.
Насчет цены - надо посмотреть сначала, что в неопубликованных, но заявленных в оглавлении главах. То что уже есть - уже интересно.
Класс! Побыстрее бы появились оставшиеся главы!
Внимание!
На сайте по адресу www.buran.ru/htm/gudilin2.htm добавлены разделы о РН Р-14(11К65), а также о РН 11К67, 11К68, 11К69.
Вадим Лукашевич,огромное спасибо![/b]
Присоединяюсь к прозвучавшим благодарностям Вадиму Лукашевичу.
Вопрос: кто-нибудь что-нибудь слышал о книге "Десант в космос". К сожалению ничего, кроме названия, да и то приблизительного, не известно?
Внимание!
Теперь на сайте www.buran.ru/htm/gudilin2.htm
доступны полностью первые 3 главы, хотя третья в очень "сыром" виде.
Вадим, а Вы не могли бы при случае поинтересоваться у автора полезными нагрузками Н-1? Наверняка человек знает точно, что в каком полете запускалось.
А то прозябаем в серости. А в имеющихся источниках по этому поводу разброд и шатание.
Если я правильно понимаю, Гудилин командовал войсковой частью, которая выполняла подготовку, заправку и старт ракет с Байконура. Это, естественно, определяет содержание той информации, которой он владеет. Книга, безусловно, должна быть на полке каждого серьезно интересующегося историей космонавтики и ракетно-космической техники.
Вадиму Лукашевичу: огромное спасибо за такую находку и Ваш труд по публикации книги на Вашем сайте. Но невольно возникает вопрос: а что мешает издать книгу печатным способом? Или такие планы есть? Хотелось бы услышать Ваш ответ.
Редакции НК: а что вы можете сказать про наличие ТАКОГО типа (рукописных?) книг-мемуаров у ветеранов-конструкторов? Нет ли у вас целевой программы встреч с ними с целью поинтересоваться - нет ли у них написанного, но неопубликованного?
Черток - понятно, Филин, Губанов - тоже знаем. Но там еще десятки крупных фигур, кому есть что порассказать... Конкретно: Челомей писал мемуары? Или кто-либо из его сподвижников? А Козлов? Как правило, на фирме бывает человек, приближенный к Генеральному, который обладает если не литературным даром, то страстью все записывать на бумагу. Хорошо бы найти таких, кто в 60-е/70-е все записывал... Если их КГБ всех не отловил, конечно. :D
Подозреваю, основная проблема с изданием таких книг - экономическая нецелесообразность :( . Не удаётся оправдать труд по изданию книги её продажей, слишком мал рынок... вроде бы такие оценки состояния дел.
Один мой знакомый участвовал в разработках-испытаниях фтор-аммиачного двигателя Глушко под Ленинградом. Владеть бы искусством снятия интервью :) ...
Тут говорят что главы из Гудилина имеют местами большие дословные пересечения с недавней работой Мещерякова-Фаворского B) Вернее наоборот наверное...
ЦитироватьРакетный комплекс (К8К82) с ракетой УР-500 разработан Центральным конструкторским бюро Машиностроения Министерства общего машиностроения СССР (генеральный конструктор В.Н.Челомей) на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 409-183 от 29.04.1962 г., как комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой, оснащённой тяжёлой боевой частью 8Ф17, и защищенным горным стартом в соответствии с ТТТ МО СССР N Т 726 от 17.01.1963 года...
Что значит: "горный старт"?
ЦитироватьЦитироватьРакетный комплекс (К8К82) с ракетой УР-500 разработан Центральным конструкторским бюро Машиностроения Министерства общего машиностроения СССР (генеральный конструктор В.Н.Челомей) на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 409-183 от 29.04.1962 г., как комплекс с межконтинентальной баллистической ракетой, оснащённой тяжёлой боевой частью 8Ф17, и защищенным горным стартом в соответствии с ТТТ МО СССР N Т 726 от 17.01.1963 года...
Что значит: "горный старт"?
Это не то, что наши штурмовали? :?:
ЦитироватьВадиму Лукашевичу: огромное спасибо за такую находку и Ваш труд по публикации книги на Вашем сайте. Но невольно возникает вопрос: а что мешает издать книгу печатным способом? Или такие планы есть? Хотелось бы услышать Ваш ответ. :D
Вся "фишка" в том, что В.Е.Гудилин первоначально предложил именно ИЗДАТЬ книгу, насытив ее иллюстрациями. Более того, он готов пойти на то, что кто-нибудь (предложено было в первую очередь мне) "освежил" текст, став третьим автором. Так что вопрос именно в затратах личного времени и средствах на издание!
И это уже моя идея была в качестве первого шага опубликовать книгу "пока на сайте", а там видно будет!
Кстати, сейчас на сайте www.buran.ru/htm/gudilin2.htm размещено уже 4 первые главы, но последняя в "сыром" (неотформатированном, непроверенном) виде.
Вадим Лукашевич
ЦитироватьЕсли я правильно понимаю, Гудилин командовал войсковой частью, которая выполняла подготовку, заправку и старт ракет с Байконура. Это, естественно, определяет содержание той информации, которой он владеет. Книга, безусловно, должна быть на полке каждого серьезно интересующегося историей космонавтики и ракетно-космической техники.
Вадиму Лукашевичу: огромное спасибо за такую находку и Ваш труд по публикации книги на Вашем сайте. Но невольно возникает вопрос: а что мешает издать книгу печатным способом? Или такие планы есть? Хотелось бы услышать Ваш ответ.
Редакции НК: а что вы можете сказать про наличие ТАКОГО типа (рукописных?) книг-мемуаров у ветеранов-конструкторов? Нет ли у вас целевой программы встреч с ними с целью поинтересоваться - нет ли у них написанного, но неопубликованного?
Черток - понятно, Филин, Губанов - тоже знаем. Но там еще десятки крупных фигур, кому есть что порассказать... Конкретно: Челомей писал мемуары? Или кто-либо из его сподвижников? А Козлов? Как правило, на фирме бывает человек, приближенный к Генеральному, который обладает если не литературным даром, то страстью все записывать на бумагу. Хорошо бы найти таких, кто в 60-е/70-е все записывал... Если их КГБ всех не отловил, конечно. :D
Все что могу предложить это ссылку которую нашел в книге Широкорада:
"Бугайский В.Н Эпизоды из жизни главного конструктора самолетов и
ракетно-космических систем. Подольск б.г"
Так как Бугайский был замом Челомея и отрывок,из книги, про Челомея, то скорей всего книга про Челомея. :)
Всем привет!
Итак, сейчас на сайте www.buran.ru/htm/gudilin2.htm размещено уже пять первых глав означенной книги.
Вадим Лукашевич
ЦитироватьВсе что могу предложить это ссылку которую нашел в книге Широкорада:
"Бугайский В.Н Эпизоды из жизни главного конструктора самолетов и
ракетно-космических систем. Подольск б.г"
Давайте - ссылка инетовская? Или только на бумаге?
ЦитироватьВсем привет!
Итак, сейчас на сайте www.buran.ru/htm/gudilin2.htm размещено уже пять первых глав означенной книги.
Вадим Лукашевич
Вадим, я балдею! Огромное спасибо. Не чаял когда-либо узнать подробности о спутниках с ядерными реакторами, а тут узнал. Когда я попервости сказал, что эта книга объединяет уже опубликованные данные, то явно её недооценил.
ЦитироватьКогда я попервости сказал, что эта книга объединяет уже опубликованные данные, то явно её недооценил.
"Старый" - еще не значит "мудрый" :D . Приятно процитировать себя:
Цитироватьнадо посмотреть сначала, что в неопубликованных, но заявленных в оглавлении главах.
:D :D :D
Вадим, я балдею! Огромное спасибо. Не чаял когда-либо узнать подробности о спутниках с ядерными реакторами, а тут узнал. Когда я попервости сказал, что эта книга объединяет уже опубликованные данные, то явно её недооценил.[/quote]
Да я сам балдею - в смысле когда "за мной придут"...
Продолжается размещение на сайте www.buran.ru неизвестной книги В.Гудилина и Л.Слабкого www.buran.ru/htm/gudilin2.htm
Дошла очередь до 6 главы, и теперь доступен первый раздел "Ракета-носитель "Союз-2".
Вдогонку к предыдущему сообщению: в шестой главе доступны первые три раздела, включая
РН "Энергия-М" и РН "Ангара"
Напоминаю, что любой желающий может приобрести мою мультимедийную энциклопедию о "Буране" на трех дисках. Цена комплекта 800 рублей, дополнительную информацию можно найти на сайте www.buran.ru/htm/cd-rom.htm
(http://www.buran.ru/images/jpg/cd_forum.jpg)
Тираж ограничен, осталось несколько сот экземпляров
С нетерпением ждем-с раздела "-проекты станций с крупноразмерными модулями". А то как-то кроме невнятных упоминаний о "90-тонном орбитальном доке для Мир-2" да нерожденных проетов под Н-1 ничего не видел.
Боже, ужасы какие:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/477.gif)
(подпись - "И нет Чикаго!")
Что, страшно!? То-то...
Кстати, я думаю о 3D-модели этого монстра, и сразу возникает вопрос - а привильно ли изображено местоположение узла стыковки, коренным образом обличающееся от штатного стыковочного модуля в отсеке полезного груза на "Буране"? Какие буду соображения?
На http://www.buran.ru/htm/firststg.htm фраза
ЦитироватьВ качестве потенциального преимущества "Зенита" рассматривается возможность запуска кораблей типа "Союз ТМ" на орбиту с наклонением 51.6 град. с российского космодрома Плесецк
поставлена под сомнение предыдущим оратором (igor_suslov) ;)
Хотелось бы коментарии автора (Вадим Лукашевич) по этому поводу.
ЦитироватьЧто, страшно!? То-то...
А это, вообще, имело какое-то отношение к реальности? Потому, что на сегодняшний день ЭТО даже смысла не имеет :)
В цитируемом месте я не совсем автор - материал по "Зениту" взят из старого номера журнала НК.
Ну а мое мнение - не вижу причин, по которым невозможно запустить на "Зените" КК "Союз" с Плесецка. Энергетики РН хватает, а остальное дело техники, "бабок" и здоровья потенциальных "Героев России".
Цитировать...не вижу причин, по которым невозможно запустить на "Зените" КК "Союз" с Плесецка...
Ну, если так рассуждать, что через полярную орбиту можно и на ГСО летать. Чего уж там... Причем предлагаю наклонение менять прямо на низкой орбите - чтоб вкусить ВСЕ прелести такого маневра :)
А по поводу связки Зенит - Союз, сомнительно, хотя и не считал... Какой Зенит планировалось использовать? Вторая (или третья) ступени Зенита могут включаться повторно?
Насколько я знаю, в носу СО располагался у легкого "самолетика", что должен был выводится, по разным данным, Зенитом, Энергией-М или вообще многоразовым разгонником на базе конструкции Бурана.
А вообще, ИМХО этот рисунок - это фантазия "на тему".
ЦитироватьА вообще, ИМХО этот рисунок - это фантазия "на тему".
Угу. Потому, что с таким размахом (в отсек ПН Бурана можно натолкать делящегося и синтезируемого :) материала до хрена) можно было не только "кузькину мать" американцам показать...
ЦитироватьЦитироватьЧто, страшно!? То-то...
А это, вообще, имело какое-то отношение к реальности? Потому, что на сегодняшний день ЭТО даже смысла не имеет :)
Думаю, что имело, но не дальше стадии аванпроекта
Вот. Посчитал. На Зените 3SL НЕЛЬЗЯ с Плесецка запустить Союз ТМ на орбиту с наклонением 51,6 градуса. Действительно, не хватит энергетики. Максимум можно на LEO с i=51,6 запустить ИСЗ массой до 6,1 тонны. Союз, как известно, весит больше.
ЦитироватьВот. Посчитал.
Цифры в студию! ;)
А почему 3sl, а не Зенит-2?
http://yuzhnoye.com/Aerospace%20Technology/Launch%20Vehicles/Zenit/Zenit%202/Images/gr-2_r.gif
ЦитироватьЦитироватьВот. Посчитал.
Цифры в студию!
Какие цифры? В первом приближениии считал - по ф-ле Циолковского с постоянными потерями (итого ХС=9700 м/с, масса ПН=12,8 т на ЛЕО), с маневром поворота плоскости потребная ХС=9700+1600=11300, решаем уравнение, получаем массу ПН=6,1 тонны - убеждаемся, что Союз на 51,6 Зенитом не вытащить...
ЦитироватьА почему 3sl, а не Зенит-2?
А вы у ratman'а спросите, почему он в спредшит вставил не Зенит2, а Зенит 3SL :) К тому же, у третьего Зенита (насколько я понимаю) три ступени, а у второго - две.
ЦитироватьК тому же, у третьего Зенита (насколько я понимаю) три ступени, а у второго - две.
3SL с разгонным блоком ДМ-SL для ГЕО.
Для Зенита-2 с сайта http://www.yuzhnoye.com данные скорее всего для Байконура.
ЦитироватьL с разгонным блоком ДМ-SL для ГЕО.
Для Зенита-2 с сайта http://www.yuzhnoye.com данные скорее всего для Байконура.
Может быть. Грубо говоря, тут и спорить не зачем было. ТАКИХ "поворотов" плоскости орбиты никто никогда на ЛЕО не делал и, думаю, делать не будет, пока мы летаем с УИ единицы километров в секунду...
Большая просьба к админам перенести посты по Зениту в соответствующую тему.
Проблемы "Зенитов"
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=706
далее там.
ЦитироватьТАКИХ "поворотов" плоскости орбиты никто никогда на ЛЕО не делал и, думаю, делать не будет, пока мы летаем с УИ единицы километров в секунду...
Как это ни странно, делали. Две первых Целины-2 были запущены Протоном с Байконура на орбиту с наклонением 71 град. Причём начальная опорная орбита была стандартного наклонения 51.6 град. Так что крутанули плоскость на сравнительно малой высоте ажно на 20 градусов!
ЦитироватьКак это ни странно, делали. Две первых Целины-2 .... крутанули плоскость на сравнительно малой высоте ажно на 20 градусов!
Ну, и .... зря! :) А что мешало сразу? Место падения 1 ступени пришлось на Новосибирск? :)
PS И, вообще, Старый, я поражаюсь количеству ненужных знаний, которыми вы обладаете :)
На сайте www.buran.ru/htm/gudilin2.htm
добавлено еще несколько разделов в 6 главу, в основном по конверсионным РН.
ЦитироватьНу, и .... зря! :) А что мешало сразу? Место падения 1 ступени пришлось на Новосибирск? :)
Судя по всему мешала... избыточная энерговооружённость Протона! Манёвр осуществлялся по резко неоптимальной траектории. Сначала связка вышла на стандартную ЛЕО 51 град. Затем апогей подняли до 800 км. Затем орбиту округлили до 800 км а наклонение довернули до 66 град. И тут случилось невероятное - третим импульсом не меняя высоты наклонение довели до 71 град. Но невероятным было то, что этот импульс был произведён ... над Плесецком! Не над экватором, что оптимально, а чуть ли не у самой северной точки трассы. При этом вектор скорости пришлось поварачивать не на 5 град а чуть ли не на 45! (лень точно считать). Во какой финт ушами! Судя по всему это уникальный случай в истории космонавтики, сравниться могут лишь пара запусков рентгеновских обсерваторий на низкую экваториальную орбиту Атлас-Центавром. Там тоже на малой высоте канаверальские 28 град скручивали до нуля.
ЦитироватьPS И, вообще, Старый, я поражаюсь количеству ненужных знаний, которыми вы обладаете :)
Я сам себе поражаюсь: нахрена оно мне надо? Но ничего не могу поделать - хобби такое. Охота пуще неволи... :( :)
ЦитироватьВо какой финт ушами!
Да, уж. Умом нас никогда не понять...
ЦитироватьЯ сам себе поражаюсь: нахрена оно мне надо? Но ничего не могу поделать - хобби такое. Охота пуще неволи...
Это я пошутил. Замечательно, что кто-то на форуме знает то, о чем остальные не догадовались...
...но очень плохо, что слишком часто своё мнение выдаёт за знание :) к тому же ошибочное.
Друзья!
На сайте по адресу www.buran.ru/htm/gudilin2.htm в шестую главу книги добавлен раздел по долговременным орбитальным станциям ("Салюты", "Мир", проекты крупноблочной орбитальной станции и "Мир-2").
Следите за обновлениями сайта.
Вадим, а как все-таки с изданием книги в бумажном варианте?
ЦитироватьВадим, а как все-таки с изданием книги в бумажном варианте?
А кто об этом думал? Честно говоря, я всерьез о бумажном варианте не думал. Когда я прочел книгу, я понял, что она идеально ложится на мой сайт - все дело в том, что не смотря на то, что сайт посвящен "Энергии-Бурану", мне постоянно приходится ссылаться на "всякие там" :) Н-1, "Салюты" и "Союзы", и т.д., т.е. "Буран" - это часть нашей космонавтики. И я давно искал материал, который бы конспективно и сжато излагал бы историю нашей космонавтики - только в этом случае рассказ об "Энергии-Буране" будет полным. Что и получилось - сайт стал приобретать законченный вид.
Что касается бумажного издания, то это вопрос скорее к Игорю Маринину в том смысле, что он руководитель "Издательского дома НК" и лучше меня знает специфику издательско-распространительского дела. Какие затраты, сколько стоит, макет, верстка, тираж и т.д. Опять же насыщение книги иллюстрациями - я могу потянуть только "Энергию-Буран", остальные картинки есть в редакции. Одним словом, нужен кто-то, кто грамотно посчитает стоимость проекта и перспективы возврата вложенных средств. Тогда можно будет решать вопрос с поиском денег.
Что касается авторов, то они согласны - у меня есть согласие и В.Е.Гудилина, и сына Слабкого на публикацию.
Так может, обратиться с вопросом к Маринину? Я не знаю, он форум читает или нет? Вадим, Вы же с НК постоянную связь имеете. Подкиньте этот вопросик, пожалуйста, а?
ЦитироватьНе над экватором, что оптимально, а чуть ли не у самой северной точки трассы. При этом вектор скорости пришлось поварачивать не на 5 град а чуть ли не на 45! (лень точно считать). Во какой финт ушами! Судя по всему это уникальный случай в истории космонавтики.
Был еще славный финт ушами в 1984 году, когда Palapa B2 и Westar 6 застряли на LEO 300x1100 км. Хватать их решили за сопло апогейного движка, а для этого его нужно было включить и выжечь топливо, но так, чтобы аппарат не улетел к чертям собачьим, а остался доступный шаттлу. Вот и угадайте, как это было сделано :-).
ЦитироватьТак может, обратиться с вопросом к Маринину? Я не знаю, он форум читает или нет? Вадим, Вы же с НК постоянную связь имеете. Подкиньте этот вопросик, пожалуйста, а?
Не знаю, читает ли Маринин форум, но книгу в полном объеме он точно читатет, т.к. я ее ему передал еще полтора-два месяца назад. Думаю, что если бы он увидел в ней (книге) бумажный вариант, он бы сказал. Или еще скажет? Ведь сейчас в НК дел по горло с книгой по истории пилотируемой космонавтики. Тут ведь еще в чем вопрос - НК издает журнал и книги, в которых авторы (авторский коллектив) являются членами или внештатниками редакции. А интересно ли Маринину издавать книгу, где авторы "чужие" люди?
...Семен Семеныч!
Я опять написал предыдущее письмо, не зарегистировавшись на форуме...
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/482.gif)
ВАУ !!!!
:P :P :P
А есть еще красивые картинки "Вулкана", которых нет на буран.ру.
Или те, что есть там, только в более высоком разрешении?
З.Ы. Ну нравится мне "Вулкан". Великолепный носитель... Жаль не будет летать...
:(
ЦитироватьВАУ !!!!
:P :P :P
А есть еще красивые картинки "Вулкана", которых нет на буран.ру.
Или те, что есть там, только в более высоком разрешении?
:(
Да сколько угодно - ведь есть 3D-модель "Вулкана", поэтому можно сгенерировать любую картинку любого размера в любом ракурсе.
Но к делу - на сайте www.buran.ru/htm/gudilin2.htm размещен еще один раздел (по разгонным блокам) в шестую главу. Следите за обновлениями
ЦитироватьВот и угадайте, как это было сделано :-).
Долготу восходящего узла передвинули или аргумент перигея? Говори, не томи, ато лень ТЛЕшки скачивать...
Все, теперь на сайте www.buran.ru/htm/gudilin2.htm полностью представлена книга по истории развития ракетно-космических систем.
Уф-ф-ф!... :!:
Спасибо!
ЦитироватьЦитироватьВот и угадайте, как это было сделано :-).
Долготу восходящего узла передвинули или аргумент перигея? Говори, не томи, ато лень ТЛЕшки скачивать...
Поворотом влево градусов на восемь с одновременным подъемом перигея до 1100. Наклонение изменилось на градус с лишним, ну и долгота, естественно.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьВот и угадайте, как это было сделано :-).
Долготу восходящего узла передвинули или аргумент перигея? Говори, не томи, ато лень ТЛЕшки скачивать...
Поворотом влево градусов на восемь с одновременным подъемом перигея до 1100. Наклонение изменилось на градус с лишним, ну и долгота, естественно.
А как он остался "доступным шаттлам", с апогеем и перигеем в 1100 км? Скорее уж апогей опустили до 300 км. Именно такая высота была у Дискавери, когда Аллен и Гарднер вернули Палапу и Уестар на Землю.
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/nk/forum-pic/14688.gif)
Вот так они маневрировали. По вертикали отложено среднее движение в витках в сутки (ось направлена вниз), а по сути можно считать, что это средняя высота орбиты. В районе 125-го января, то есть в начале мая -- "финт ушами" с подъемом до 1100 км. Далее раздельный полет для сведения плоскостей орбиты, коллективный спуск вблизи 210-го января уже на бортовых движках КА и с 285-го числа быстренько вниз для подхвата шаттлом.
Ясно.
Каков суммарный запас ХС ПАМ+Палапа? И раздельно, тоже, конечно :)
Цитировать.. В районе 125-го января, ... 210-го января уже на бортовых движках КА ....
однако январи у вас :)
ЦитироватьЦитировать.. В районе 125-го января, ... 210-го января уже на бортовых движках КА ....
однако январи у вас :)
Да уж! У нас обычно больше 32-33-х дней в месяце не случалось. :D
ЦитироватьПоворотом влево градусов на восемь с одновременным подъемом перигея до 1100. ну и долгота, естественно.
Ага. ДВУ изменили, я так и думал. Но не знал.
ЦитироватьВсе, теперь на сайте www.buran.ru/htm/gudilin2.htm полностью представлена книга по истории развития ракетно-космических систем.
Уф-ф-ф!... :!:
Блин. Блин! Блин!!! Так ни фига про крупногабаритные модули и нет!
А я так ждал, так надеялся!..
Это что, закрытая тема? Наверняка ведь есть что про это написать. Может, кто даст ссылочку на материалы? А то сам статью напишу! :)