Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: igel от 15.03.2007 18:39:28

Название: История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?
Отправлено: igel от 15.03.2007 18:39:28
Пара исторических вопросов, может, кто зьнает ответы:

1. Что происходило с блоком Л (РН Молния) между отделением от блока И и запуском двигателя? Поддерживал он ориентацию в течение всего пассивного полета вокруг полЗемли, или свободно кувыркался, а нужную ориентацию строил непосредственно перед запуском?

2. На чем работала система ориентации до запуска двигателя? Где рамещались исполнительные органы? А если бы еще и значения тяг...

3. После запуска двигатель качался по тангажу-рысканью. А вращение чем стабилизировалось?
Название: История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?
Отправлено: Vladimir от 15.03.2007 13:14:14
ЦитироватьПара исторических вопросов, может, кто зьнает ответы:

1. Что происходило с блоком Л (РН Молния) между отделением от блока И и запуском двигателя? Поддерживал он ориентацию в течение всего пассивного полета вокруг полЗемли, или свободно кувыркался, а нужную ориентацию строил непосредственно перед запуском?

2. На чем работала система ориентации до запуска двигателя? Где рамещались исполнительные органы? А если бы еще и значения тяг...

3. После запуска двигатель качался по тангажу-рысканью. А вращение чем стабилизировалось?
1. После отделения блок Л совершает стабилизированный полет, включая программные развороты перед включением маршевого двигателя. Программные развороты по тангажу начинаются через 575 секунд от КП.
2. Стабилизация и программные развороты блока Л на пассивном участке полета обеспечиваются системой ориентации и стабилизации, установленной на ферме БОЗ (блока обеспечения запуском). Рабочее тело – сжатый воздух. Все исполнительные газовые сопла объединены в два блока клапанов больших тяг и два блока клапанов малых тяг. На каждом блоке по 4 сопла, из которых 2 используются для создания моментов по вращению и 2 – по тангажу и рысканию.
Для блока клапанов малых тяг: тяга клапанов по тангажу и рысканию – 2,66 кг, по вращению – 1,07 кг.
Для блока клапанов больших тяг: тяга клапанов по тангажу и рысканию – 10,0-11,15 кг, по вращению – 6,1-6,54 кг.
На большей части витка задействованы в основном блоки клапанов малых тяг. Блоки клапанов больших тяг включаются в работу, как правило, только после начала работы пороховиков, хотя не исключено их задействование и в другое время.
На этой же ферме установлены два пороховика 14Д80 для создания перегрузки порядка 0,01 g в течение 41 секунды с целью обеспечения запуска маршевого двигателя. Тяга одного пороховика 32-50 кг.
После запуска маршевого двигателя и достижения им 75% от номинальной тяги ферма БОЗ сбрасывается.
3.Стабилизация по крену (вращению) обеспечивается соплами, установленными на нижней торцевой части блока Л по окружности вокруг маршевого двигателя. При этом креновые двигатели работают постоянно, а стабилизация осуществляется их качанием по одной оси. Максимальный угол поворота рулевой камеры в одну сторону 45 градусов. Суммарная тяга четырех рулевых сопел 21 кг.
Название: История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?
Отправлено: Feol от 15.03.2007 14:57:26
Длительный неориентированный полет разгонного блока был бы весьма негативно воспринят разработчиками многих космических аппаратов. Так что такое делать, вероятно, ни один уважающий себя ракетчик не будет  :wink: .
Название: История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?
Отправлено: igel от 16.03.2007 05:09:39
Вот спасибо, прямо огромное! Именно то, что хотелось узнать!
Можно еще только пару уточняющих вопросов: запас газа на БОЗе и удельный импульс газовых сопел? Этот, впрочем, вряд ли отличается от типичных для двигателей такого рода...
Название: История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?
Отправлено: Vladimir от 15.03.2007 22:31:27
ЦитироватьВот спасибо, прямо огромное! Именно то, что хотелось узнать!
Можно еще только пару уточняющих вопросов: запас газа на БОЗе и удельный импульс газовых сопел? Этот, впрочем, вряд ли отличается от типичных для двигателей такого рода...
Всего в БОЗ два 7-литровых и два 25-литровых баллона со сжатым воздухом. Заправочное давление 200 атм.
По началу пассивного участка блок клапанов малых тяг питается от одного 25-литрового баллона, а блок клапанов больших тяг от 7-литрового баллона.
При запуске пороховиков к блоку клапанов больших тяг дополнительно подключаются еще 7-литровый и 25-литровый баллоны. Кстати, именно после этого увеличивается тяга клапанов по тангажу и рысканию с 10,0 до 11,15 кг, и по вращению – с 6,1 до 6,54 кг.
Что касается удельного импульса газовых сопел, то, честно говоря, я не знаю. Однако, поскольку газ холодный, то он небольшой.
Название: История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?
Отправлено: igel от 16.03.2007 08:50:46
Все! "Больше вопросов не имею!" (С) :-) Огромное спасибо!
Название: История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?
Отправлено: Старый от 15.03.2007 23:15:32
ЦитироватьВсе! "Больше вопросов не имею!" (С) :-) Огромное спасибо!
А на чём работают креновые сопла вы установили? ;)
Название: История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?
Отправлено: igel от 16.03.2007 13:09:03
Нет :-). Но для модели моей точности это не так важно, как знание тяг и примерного размещения. Хотя и не помешает, конечно (для удельного импульса).

А на чем? Я бы  на газогенераторном газе делал - но если там движок с дожиганием был (видите, я даже таких подробностей не помню уже), то вполне может быть какая-нибудь экзотика, в те времена ее хватало :-).
Название: История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?
Отправлено: Старый от 16.03.2007 03:12:41
ЦитироватьА на чем? Я бы  на газогенераторном газе делал - но если там движок с дожиганием был (видите, я даже таких подробностей не помню уже), то вполне может быть какая-нибудь экзотика, в те времена ее хватало :-).
Там для наддува бака керосина был сделан отдельный восстановительный газогенератор. От него и сопла работали.
Название: История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?
Отправлено: igel от 16.03.2007 13:17:28
Да, действительно остроумно... не уверен, что я это даже знал :-). Спасибо!
Название: История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?
Отправлено: ronatu от 16.03.2007 13:56:42
Цитировать
ЦитироватьА на чем? Я бы  на газогенераторном газе делал - но если там движок с дожиганием был (видите, я даже таких подробностей не помню уже), то вполне может быть какая-нибудь экзотика, в те времена ее хватало :-).
Там для наддува бака керосина был сделан отдельный восстановительный газогенератор. От него и сопла работали.

Этот?

ЦитироватьГазогенератор, жидкостного ракетного двигателя, агрегат, в котором за счёт сгорания или разложения (термического, каталитического и др.) топлива или его компонентов вырабатывается горячий газ (температура 200—900 °С), служащий рабочим телом для привода турбонасосного агрегата, наддува топливных баков, работы системы управления и др. В Г. чаще всего совместно используются компоненты основного топлива при значениях коэффициента избытка окислительных элементов, отличных от единицы. Иногда в Г. разлагается один из компонентов основного топлива (окислитель или горючее), например несимметричный диметилгидразин. Могут применяться и вспомогательные ракетные топлива. В зависимости от состава вырабатываемого газа различают восстановительный или окислительный Г. Основные элементы Г. — смесительная головка и корпус.
Название: История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?
Отправлено: Oleg от 16.03.2007 10:52:53
(http://img462.imageshack.us/img462/5161/vostok02bnj2.th.jpg) (http://img462.imageshack.us/my.php?image=vostok02bnj2.jpg)

Хотя вряд ли для igel, судя по
http://members.shaw.ca/atil8/Orbiter/BlockL/BlockL.static.demo.1.zip
здесь будет что-то нового. ;)
Название: История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?
Отправлено: Старый от 16.03.2007 13:00:23
Цитировать(http://img462.imageshack.us/img462/5161/vostok02bnj2.th.jpg) (http://img462.imageshack.us/my.php?image=vostok02bnj2.jpg)
Это не тот блок и не те сопла.
Название: История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?
Отправлено: Salo от 16.03.2007 14:57:33
Это Блок Е. А это блок Л (из С.П. Уманского. Ракеты-носители. космодромы):
(http://my-files.ru/Dc8nwm%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA%20%D0%9B%202.jpg)
Название: История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?
Отправлено: Oleg от 16.03.2007 15:28:49
"Признаю свою вину, меру степень глубину..."
"Обмишулился чуток, Только сей чуток потянет ..."

Старому +1 за бдительность. :)
Salo огромная благодарность за схемку!
Название: История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?
Отправлено: Oleg от 16.03.2007 17:03:47
ЦитироватьЭто Блок Е. А это блок Л (из С.П. Уманского. Ракеты-носители. космодромы):
(http://my-files.ru/Dc8nwm%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA%20%D0%9B%202.jpg)

Этот рисунок блока Л сжат по вертикали?
Название: История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?
Отправлено: Salo от 16.03.2007 18:02:41
Не думаю:
(http://my-files.ru/Quz%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA%20%D0%9B4.jpg)
Название: История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?
Отправлено: Вован от 16.03.2007 18:57:33
ЦитироватьЭто Блок Е. А это блок Л (из С.П. Уманского. Ракеты-носители. космодромы):
(http://my-files.ru/Dc8nwm%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%BA%20%D0%9B%202.jpg)

Пороховые двигатели нарисованы неправильно: слишком тонкие. ПРД блока Л более «пузатый»:

(http://m.foto.radikal.ru/0701/65348d5d8f95.jpg)
Название: История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?
Отправлено: igel от 17.03.2007 07:17:33
Oй, йо! Вот это навалило!  :shock:  :o ! Спасибо, все это очень дополняет друг друга, даже когда повторяется. А кое-какие фото, от слабого до среднего качества, я и сам нашел. Берешь гугля, заходишь на поиск картинок, вводишь "блок Л"... Лучше всего оказались те, что на www.internetelite.ru - удалось распознать практически все агрегаты БОЗ, значимые для модели, понять их размещение по секторам фермы и плоскостям стабилизации, и даже обнаружить злостную асимметрию конструкции самой фермы  :x .

В общем, модель созрела к переводу на следующий качественный уровень!

п.с. Да, а пороховиков оказалось 4, а не 2, как проходило в первой информации. Либо ошибка, либо опечатка, либо модификация. Но это уже такие мелочи...
Название: История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?
Отправлено: Vladimir от 16.03.2007 23:19:38
Цитироватьп.с. Да, а пороховиков оказалось 4, а не 2, как проходило в первой информации. Либо ошибка, либо опечатка, либо модификация. Но это уже такие мелочи...
Я, конечно, дико извиняюсь, но информация о двух пороховиках на ферме БОЗ взята из ныне действующего технического описания блока Л. Что еще может быть более точным?
Что касается модификаций, то все блоки Л, изготавливаемые в НПО им. Лавочкина, абсолютно идентичны. Отличия заключаются только в механических интерфейсах и настройке системы управления.
Название: История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?
Отправлено: Старый от 17.03.2007 00:44:13
На блоках Л первых серий было 4 "тонких" пороховика а на последующих сериях - два "толстых".
Название: История: как ориентировался блок Л (РН Молния)?
Отправлено: igel от 17.03.2007 13:13:19
Ну да, я именно это и заподозрил в первую очередь - модификацию. Информация-то звучала явно свежей - в то же время снимки из лаборатории МВТУ, которые к тому времени у меня уже были, четко казали четыре движка. Конечно, блок из лаборатории будет более древним. Собственно, кака раз скоро придется принимать решение, какую модификацию моделировать. Невозможно же отследить все изменения за столько лет, да и кому это нужно! Проще всего взять современные цифры. Кстати, в таком случае - в каких угловых секторах стоят два современных пороховика (если смотреть на блок сзади)?