Ранее находя в Сети фотографии LM ранних
версий задавался вопрсом зачем люк для выхода
круглый ? Сам и отвечал, что так проще для тренажера...
(http://v.foto.radikal.ru/0703/a2/685c10627364.jpg)
(http://v.foto.radikal.ru/0703/6b/ebee46726824.jpg)
Пока не нашел следующее изображение
(http://v.foto.radikal.ru/0703/bf/35af06da0755.jpg)
Т.е. LM в ранних вариантах планировался с двумя
стыковочными узлами :? .
Кто знает поподробнее, на каком этапе отказались ?
А точнее зачем вообще городить огород с 2 узлами ?
Круглый люк был на корабле LM в период разработки (на фото показаны первые "модели"); круглый гермолюк сделать легче, да потом к нему даже - в какой-то момент - рассматривалась возможность стыковски CM после взлета LM c Луны (это показано на нижнем правом рисунке). Потом поняли, что второе реализовывать трудно (как известно, аполлоновцы стыковочный конус после стыковки разбирали и вносили внутрь; на орбите в невесомости это сделать можно, а на Луне оказалось не так то просто), а через круглый люк малого диаметра (как у стыковочного) не проходит астронавт в скафандре с ПРИСТЕГНУТЫМ ранцем :wink: Кроме того, им хотелось на случай поломки стыковочного механизма иметь возможность перейти из корабля в корабль через "запасной ход". Из-за всех этих причин и стали ГОРОДИТЬ ОГОРОД с двумя люками. А у нас - для того, чтобы не городить этот самый огород, придумали переходить из ЛОК в ЛК через открытый космос.
Спасибо :wink: !
Устаканилось :D
Разборный стыковочный узел для экономии массы и времени
(Правда головной боли астронавтам с ним добавилось, да и проблемы
с перестыковкой на траектории З-Л были). А запасным выходом
был так же переход через открытый космос (В полном объеме не
отработаный на А-9 из-за недомогания Швейкарта).
Тут кажется не совсем так было. У кабины 62 года (на шести ногах) было два стыковочных узла. До первой реальной стыковки оставалось еще 2 года, и наверно проектанты считали, что так астронавтам быдет удобнее при стыковке после взлета с луны - они видят орбитальный блок. По мере проработки системы Джемини - Аджена, поняли что без этого можно обойтись. Это было сделано в 63-64 годах. Да и люк перестал быть круглым тоже наверно по опыту Джемини - с ихними технологиями такой люк было проще сделать. По крайней мере в варианте 65 года он уже прямоугольный.
Цитироватьа через круглый люк малого диаметра (как у стыковочного) не проходит астронавт в скафандре с ПРИСТЕГНУТЫМ ранцем :wink: .
А зачем ему это делать? Туда ранцы хранились в ЛМ. Обратно их оставляли на Луне. Для нештатных ситуаций хватит и аварийного блока.
ЦитироватьЦитироватьа через круглый люк малого диаметра (как у стыковочного) не проходит астронавт в скафандре с ПРИСТЕГНУТЫМ ранцем :wink: .
А зачем ему это делать? Туда ранцы хранились в ЛМ. Обратно их оставляли на Луне. Для нештатных ситуаций хватит и аварийного блока.
Возможно (хотя у меня как-то не отложилось в памяти, чтобы астронавты PLSS оставляли на Луне - возможно, склероз :cry: ), но аварийный блок (если речь идет о нем) на штатном лунном скафандре закреплен сверху ранца и имеет те же габариты по ширине (т.е. астронавт с аварийным блоком уже в плечах не становился). Я не знаю, можно ли было снимать аварийный блок с ранца? В любом случае получается, что в LM надо делать два люка с разными размерами "в свету" - один для перехода, второй для выхода на Луну. Или же делать один большой - например, спереди, а не сверху, и потом кочевряжиться со стыковочным узлом... В совокупности получилось решение, которое получилось. Но для особо внимательных и ПЫТЧИВЫХ надо, конечно, читать официальную НАСАвскую историю разработки LM - я такие книжки и публикации видел, но как-то руки не дошли - по имеющемуся объему информации все представлялось логичным и законченным
ЦитироватьВозможно (хотя у меня как-то не отложилось в памяти, чтобы астронавты PLSS оставляли на Луне - возможно, склероз :cry: )
Тому, что ранцы оставались на луне, есть подтверждение.
Вот фото, которое сделал Э.Митчелл (Аполлон-14) в иллюминатор незадолго до взлета с Луны.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/3758.jpg)
Ранцы валяются на лунной поверхности...
Да нет, я не сомневался в этих словах (по поводу ранцев) - просто забыл (запамятовал) :?
И, судя по фоткам, КАЖЕТСЯ (тут надо увеличение побольше), аварийная система от верхней части отстегнута. Значит, при поломке стыковочного узла они должны были переходить через космос с аварийной системой под мышкой или "по шлангу"...
Тем не менее, противоречия в ДВУХлюковой схеме нет - она разрабатывалась до полетов, когда не было уверенности в надежности стыковочного узла. Кроме того, надо посмотреть, скидывали ли ранцы на Луне А-11 и А-12. Можно почитать у А.Маркова, но лучше бы глянуть фотки...
ЦитироватьПотом поняли, что второе реализовывать трудно
Имхо, управление ЛМом при стыковке "головой вперед" проще организовать, чем "лицом вперед" - из-за расположения блоков двигателей управления. При боковом движении ЛМ надо компенсировать несовпадение центра масс с плоскостью размещения двигателей. При движении "головой вперед" такой проблемы нет.
Лицом вперед стыковаться хотели чтобы удобнее было разворачиваться стыковочным узлом навстречу орбитальному блоку. Да и в 62 еще считали что резерв массы у них большой.
А кроме ранцев кажется еще и шлемы оставляли.
Оставляли не шлемы, а чехлы со светофильтрами.
А я читал, что шлемы. А для перехода через космос у них были какието мягкие (не знаю даже как это назать). Но может просто переводчик не понял.
Уже много раз разжевывали. Напороли при переводе.
ЦитироватьДа нет, я не сомневался в этих словах (по поводу ранцев) - просто забыл (запамятовал) :?
И, судя по фоткам, КАЖЕТСЯ (тут надо увеличение побольше), аварийная система от верхней части отстегнута. Значит, при поломке стыковочного узла они должны были переходить через космос с аварийной системой под мышкой или "по шлангу"...
Тем не менее, противоречия в ДВУХлюковой схеме нет - она разрабатывалась до полетов, когда не было уверенности в надежности стыковочного узла. Кроме того, надо посмотреть, скидывали ли ранцы на Луне А-11 и А-12. Можно почитать у А.Маркова, но лучше бы глянуть фотки...
Таковых может и не быть.
Однако все это есть в комментированных стенограммах на ALSJ.
А-11:
Цитировать112:20:42 McCandless: Tranquility Base, this is Houston. Can you give us some idea of how you're progressing on the PLSS doffing and preparation for Depress?
[Once they have doffed the PLSSs and have gotten unnecessary gear packed away in a trash bag, they will depressurize the cabin and jettison the PLSSs and the trash.]
...
[The PLSS jettison comes at about 114:14. Both PLSSs could be seen on the TV as they tumbled out of the hatch, albeit not on the tape compilation available to us in 1991, which ends about about 112:24. I asked how they got the PLSSs out.]
[Aldrin - (Chuckling) "We didn't seem to talk about it very much, did we? I don't think we got down on our hands and knees and pushed them out."]
[Armstrong - "I think we could probably get down far enough (in the pressurized suit) to reach them with our gloves. I think you could get down there. I think that's more likely what we did (than kick them out as some later crews did)."]
[Aldrin - "I'd have to have reached over the door, so you (Neil) had to push 'em or kick 'em."]
http://www.hq.nasa.gov/alsj/a11/a11.posteva.html
А-12:
Цитировать136:45:11 Gibson: Intrepid, Houston. Comm check.
136:45:18 Conrad: Loud and clear. The equipment's jettisoned. We are just cleaning up the cockpit. Sorry (for not reporting in).
[They are now on Sur-97.]
136:45:23 Gibson: Roger, Pete. We copy two impacts on the PSE during jettison.
[That is, the Passive Seismic Experiment recorded the impacts of both PLSSs.]
136:45:31 Conrad: That's PLSS 1 and PLSS 2.
136:45:36 Gibson: Roger.
http://www.hq.nasa.gov/alsj/a12/a12.launch.html
Так что выбрасывание ранцев в А-12 было зафиксировано сейсмографом :)
Ура! Ура! Снимаю шляпу! ПЫТЧИВЫЙ человек... :wink:
А насчет того, снимались ли с PLSS аварийные комплекты? Или этого не было? Ответтье пжлста жаждущим, если уж взялись докопаться до сути!
Надо ещё разобраться рассматривался ли вообще вариант с двумя стыковочными узлами. Ато может картинка с которой начался этот топик всего лишь ошибка художника...
Старый, я тоже помню картинки, датированные началом 60-х, там ЛМ тоже был с такой вот дыркой спереди :)
А Старый не помнит. Хотя это были официальные НАСАвские рисунки. Да и фото первого макета, видимо, не впечатлило :wink:
Фото моделей разных вариантов LM есть в детской книге Гетланда.
Вариант 62 года имеет передний стыковочный узел.
ЦитироватьСтарый, я тоже помню картинки, датированные началом 60-х, там ЛМ тоже был с такой вот дыркой спереди :)
Дырка дыркой а стыковочный узел - стыковочным узлом.
ЦитироватьФото моделей разных вариантов LM есть в детской книге Гетланда.
Вариант 62 года имеет передний стыковочный узел.
Насколько я понимаю технический облик Аполлона был окончательно определён к концу 1963 года. Всё что раньше очевидно просто весёлые картинки?
Вот такая эволюция :)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/3764.jpg)
http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/SP-4205/ch6-2.html
Кстати, первые модели были трехногими, а в процессе работ количество ног иногда увеличивалось до 5 :)
ЦитироватьThe years 1963 and 1964 had seen the lunar module move from the drawing boards to the manufacturing line. During 1965, hardware fabrication, assembly, and testing would begin. After that, it would take only a few steps to put the craft into space. These steps, though few after the spacecraft design had been "frozen," would not be easy ones. There proved to be several more pitfalls to overcome. Some of these problems - difficulty with combustion in the ascent propulsion system, for example - were resolved only a short time before the mission that fulfilled Apollo's goal of landing men on the moon.
http://history.nasa.gov/SP-4205/ch6-10.html
ЦитироватьУра! Ура! Снимаю шляпу! ПЫТЧИВЫЙ человек... :wink:
А насчет того, снимались ли с PLSS аварийные комплекты? Или этого не было? Ответтье пжлста жаждущим, если уж взялись докопаться до сути!
Судя по тому, что у Маркова написано, что как пожарный вариант предусматривался переход из ЛМ в основной корабль через открытый космос на окололуной орбите при возвращении с Луны - аварийные комплекты они оставляли. Да и на приведенном выше фото выброшенные ранцы лежат на грунте, похоже, без аварийных комплектов.
Для желающих поискать точный ответ самостоятельно - пара ссылок ;)
http://history.nasa.gov/alsj - полные стенограммы радиосеансов Луна-Земля с комментариями и куча другой информации
http://www.lpi.usra.edu/resources/apollo/ - полный каталог фотографий, сделанных в полетах Аполлонов
На ALSJ есть документ под названием "Apollo handbook extravehicular mobility unit A15-17 rev.5" (http://ntrs.nasa.gov/archive/nasa/casi.ntrs.nasa.gov/19730064704_1973064704.pdf), там приводятся рисунки возможного использования OPS (oxygen purge system) для аварийного перехода из ЛМ в КСМ. Конструктивно OPS не связана с основным сундучком PLSS никакими коммуникациями, скреплена только механически. Имеет отдельные присоединения коммуникаций к скафандру и отдельный аккумулятор для электропитания. Предусатривались два варианта крепления за плечами и на поясе:
Вариант за плечами
http://r.foto.radikal.ru/0703/21/4d4dd13d1509.gif
Вариант на поясе
http://r.foto.radikal.ru/0703/f8/1c6c660cf16f.gif
Вариант с креплением за плечами использовался в полётах А-15,16,17 при выходе пилота КМ за кассетой с пленкой карторгафической и панорамной камер установленных в отсеке научного оборудования КМ. На фотографиях ВКД это видно. Ссылок на эти фотографии у меня нет, но можно поискать на ALSJ.
Вариант с креплением на поясе применялся при ВКД на Скайлебе. См. фото:
http://www.hq.nasa.gov/alsj/skylab/SL3-118-2180.jpg
ЦитироватьВариант с креплением за плечами использовался в полётах А-15,16,17 при выходе пилота КМ за кассетой с пленкой карторгафической и панорамной камер установленных в отсеке научного оборудования КМ. На фотографиях ВКД это видно. Ссылок на эти фотографии у меня нет, но можно поискать на ALSJ.
А-17, выход Эванса за кассетами:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/3765.jpg)
Есть и фильм этого выхода:
http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a17/a17v_evanseva.mpg (6 Мбайт)