А это что такое??? ROTON, как я понимаю, отдыхает? :)
(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_053/images/IMG_8525.jpg)
В начале 60-х в ОКБ-1 в сотрудничестве с вертолетными КБ рассматривали вариант роторной системы приземления для космических кораблей. Но от нее отказались, так как вес получался слишком большим.
Афффигеть! Не знал. :shock:
Даже в конце 50-х еще, чуть ли не когда рассматривали варианты суборбитальных полётов.
Более того, Феоктистов писал, что Королёв, хоть и формально согласился выбрать вариант с парашютом, но втихую дал задание на проработку "вертолётного" варианта, ибо ему он больше нравился.
А мы голову ломаем, как мягкую посадку обеспечить и садится на аэродроме! :)
ЦитироватьА мы голову ломаем, как мягкую посадку обеспечить и садится на аэродроме! :)
Во-во... приделаем "Клиперу" винт-ротор и... :D
ЦитироватьА мы голову ломаем, как мягкую посадку обеспечить и садится на аэродроме! :)
Сейчас придет товарищь майор и даст всем по два наряда вне очереди за разговорчики про вертолет...
:roll: :lol:
Между прочим, в "Незнайке на Луне" тов. Носова, если вы помните, в первой версии скафандра для посадки на Лунное ядро применялся парашют, а вот во второй уже винт-ротор. Товарищ был вполне осведомлен. :)
На сколько я знаю, в одном из вариантов ротор должен был раскручиваться с помощью продуктов разложения перекиси водорода, истекавших через сопла на концах лопостей ротора.
http://www.peroxidepropulsion.com/files/Intora1-seatLong.wmv
:P
ЦитироватьНа сколько я знаю, в одном из вариантов ротор должен был раскручиваться с помощью продуктов разложения перекиси водорода, истекавших через сопла на концах лопостей ротора.
Это распространённый приём для сверхлёгких вертолётов.
ЦитироватьЦитироватьНа сколько я знаю, в одном из вариантов ротор должен был раскручиваться с помощью продуктов разложения перекиси водорода, истекавших через сопла на концах лопостей ротора.
Это распространённый приём для сверхлёгких вертолётов.
При кажущейся простоте, этот вид вертолетов не прижилься из-за очень низкой надежности. Эта схема была очень популярна в 60-е.
Я всегда думал, что винт у СА должен был раскручиваться на авторотации.
http://www.peroxidepropulsion.com/article/8
Цитироватьhttp://www.peroxidepropulsion.com/article/8
Да-да, вот именно такие простые движки любили отрываться и винт потеряв баллансировку разрушался.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьНа сколько я знаю, в одном из вариантов ротор должен был раскручиваться с помощью продуктов разложения перекиси водорода, истекавших через сопла на концах лопостей ротора.
Это распространённый приём для сверхлёгких вертолётов.
При кажущейся простоте, этот вид вертолетов не прижилься из-за очень низкой надежности. Эта схема была очень популярна в 60-е.
Я всегда думал, что винт у СА должен был раскручиваться на авторотации.
Все было достаточно интересно. Лопасти ротора в нерабочем положении должны были закидываться вперед, на место БО нынешнего Союза. При приземлении ротор начинал бы раскручиваться с помощью двигателей на перекиси и становиться в рабочее положение. За тем спуск продолжался бы на авторотации.
ЦитироватьВсе было достаточно интересно. Лопасти ротора в нерабочем положении должны были закидываться вперед, на место БО нынешнего Союза. При приземлении ротор начинал бы раскручиваться с помощью двигателей на перекиси и становиться в рабочее положение. За тем спуск продолжался бы на авторотации.
А рулевой винт - излишество буржуазной роскоши? ;) Где он и что вместо него? И вот так всегда получается когда притягивать за уши авиацию начинают люди от неё далёкие...
ЦитироватьЦитироватьВсе было достаточно интересно. Лопасти ротора в нерабочем положении должны были закидываться вперед, на место БО нынешнего Союза. При приземлении ротор начинал бы раскручиваться с помощью двигателей на перекиси и становиться в рабочее положение. За тем спуск продолжался бы на авторотации.
А рулевой винт - излишество буржуазной роскоши? ;) Где он и что вместо него? И вот так всегда получается когда притягивать за уши авиацию начинают люди от неё далёкие...
Если раскрутка ротора идет на реактивных двигателях, то рулевой винт не нужен, так как нет того реактивного момента, который нужно компенсировать.
ЦитироватьЕсли раскрутка ротора идет на реактивных двигателях, то рулевой винт не нужен, так как нет того реактивного момента, который нужно компенсировать.
А на авторотации?
ЦитироватьЦитироватьЕсли раскрутка ротора идет на реактивных двигателях, то рулевой винт не нужен, так как нет того реактивного момента, который нужно компенсировать.
А на авторотации?
Можно использовать двигатели СУС по каналу крена. Но все это фантазии. Мы сейчас не знаем, что на самом деле задумывалось. Знаю точно, что проработка велась совместно с КБ Миля. Фамилия Изаксон говорит о чем-нибудь? Он в этом участвовал. И даже вел переговоры о переходе в ОКБ-1 заместителем к Королеву. Так что не надо про "далеких от авиации". Компенсация реактивного момента не обязательно требует рулевого винта, есть и другие решения.
На авторотации точно так же.
С точки зрения момента количества движения раскрутка при авторотации ничем не отличается от раскрутки движками на концах лопастей.
ЦитироватьФамилия Изаксон говорит о чем-нибудь? Он в этом участвовал. И даже вел переговоры о переходе в ОКБ-1 заместителем к Королеву. Так что не надо про "далеких от авиации".
Вот видать на этом этапе работы и прекратились. :) На этапе когда Изаксон спросил: -А где рулевой винт? :)
ЦитироватьНа авторотации точно так же.
С точки зрения момента количества движения раскрутка при авторотации ничем не отличается от раскрутки движками на концах лопастей.
В случае отказа рулевого винта авторотация ещё никому не помогла...
ЦитироватьЦитироватьФамилия Изаксон говорит о чем-нибудь? Он в этом участвовал. И даже вел переговоры о переходе в ОКБ-1 заместителем к Королеву. Так что не надо про "далеких от авиации".
Вот видать на этом этапе работы и прекратились. :) На этапе когда Изаксон спросил: -А где рулевой винт? :)
Ну, про Камова Старый не слыхали. Про Наполеона слыхали, про Александра Македонского слыхали, про Камова не слыхали... :D
А основным препятствием послужило то, что лопасти ротора занимают очень много места, особенно по сравнению с парашютом.
ЦитироватьЦитироватьНа авторотации точно так же.
С точки зрения момента количества движения раскрутка при авторотации ничем не отличается от раскрутки движками на концах лопастей.
В случае отказа рулевого винта авторотация ещё никому не помогла...
ну старый ну правда посмотрите на ка52 хотябы...нету там рулевого винта....а оно летает! чудо?
ЦитироватьНу, про Камова Старый не слыхали.
Вау! Неужто на Союз парили соосный винт??? :shock: :shock: :shock: Такое я и вправду не слыхал...
Цитироватьну старый ну правда посмотрите на ка52 хотябы...нету там рулевого винта....а оно летает! чудо?
Вау! Неужто на Союз парили соосный винт??? Такое я и вправду не слыхал...
ЦитироватьЦитироватьНа авторотации точно так же.
С точки зрения момента количества движения раскрутка при авторотации ничем не отличается от раскрутки движками на концах лопастей.
В случае отказа рулевого винта авторотация ещё никому не помогла...
Старый, немцы в ВМВ на пл использовали воздушние змеи вертолетного типа. На них ничего не было кроме одно несущего винта.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/59358.jpg)
Focke-Achgelis Fa 330A-1 (http://www.nasm.si.edu/research/aero/aircraft/focke_achgelis.htm)
У автожира тоже нет рулевого винта.
ЦитироватьСтарый, немцы в ВМВ на пл использовали воздушние змеи вертолетного типа. На них ничего не было кроме одно несущего винта.
Фугу, в таких случаях надо говорить "автожир". Руль направления и педали хорошо видны, как их можно назвать "ничего"?
ЦитироватьУ автожира тоже нет рулевого винта.
Так что мы приделываем к СА Союза? Два соосных винта? Руль направления? ;)
Джентльмены, ну чтож вы какие бестолковые? В качестве примера сам собой напрашивается Ротон. Находите кадры с его лётными испытаниями и смотрите...
ЦитироватьЦитироватьУ автожира тоже нет рулевого винта.
Так что мы приделываем к СА Союза? Два соосных винта? Руль направления? ;)
Джентльмены, ну чтож вы какие бестолковые? В качестве примера сам собой напрашивается Ротон. Находите кадры с его лётными испытаниями и смотрите...
Ну что ты вообще привязался к этому винту? Ну рассмотрели эту затею больше 40 лет назад. Отказались от нее. И все. Чего теперь все это мусолить? Тем более, что все, чем мы располагаем, это та картина, написанная ХУДОЖНИКОМ, и пара строк в воспоминаниях Изаксона в сборнике о Королеве, изданном 20 лет назад, когда там даже некоторые фамилии сотрудников НПО "Энергия" были изменены. Что есть предмет спора? Как собирались компенсировать реактивный момент? Не знаю. Знали о его существовании до Старого? Бесспорно! Ну не надо считать всех глупее себя.
ЦитироватьЦитироватьСтарый, немцы в ВМВ на пл использовали воздушние змеи вертолетного типа. На них ничего не было кроме одно несущего винта.
Фугу, в таких случаях надо говорить "автожир". Руль направления и педали хорошо видны, как их можно назвать "ничего"?
Слущаюсь.
(Я эту хрень наблюдал лично две недели назад в музее. Работники музея на табличке написали "kite", что в переводе с басурманского означает "змей")
ЦитироватьСлущаюсь.
(Я эту хрень наблюдал лично две недели назад в музее. Работники музея на табличке написали "kite", что в переводе с басурманского означает "змей")
Ну оно в принципе и вправду не совсем автожир. Чтоб оно было автожиром надо чтоб спереди был мотор с пропелером как у самолёта. То есть оно отличается от автожира как планер от самолёта. Может в германии такое и вправду принято называть "змеем". Опять же на верёвочке...
ЦитироватьЦитироватьСлущаюсь.
(Я эту хрень наблюдал лично две недели назад в музее. Работники музея на табличке написали "kite", что в переводе с басурманского означает "змей")
Ну оно в принципе и вправду не совсем автожир. Чтоб оно было автожиром надо чтоб спереди был мотор с пропелером как у самолёта. То есть оно отличается от автожира как планер от самолёта. Может в германии такое и вправду принято называть "змеем". Опять же на верёвочке...
Мотор с винтом создает тягу. А тут тягу создает веревочка, привязанная к кораблю. С точки зрения создания подъемной силы и компенсации реактивного момента это неважно :)
ЦитироватьС точки зрения создания подъемной силы и компенсации реактивного момента это неважно :)
Абсолютно неважно. Без руля направления оно по любому летать не будет.
ЦитироватьЦитироватьС точки зрения создания подъемной силы и компенсации реактивного момента это неважно :)
Абсолютно неважно. Без руля направления оно по любому летать не будет.
А с этим никто и не спорит. Я вот думаю о другом. А если сейчас вернуться к идее роторного спуска. С использованием современных материалов и систем управления. Ведь можно будет получить не только мягкую посадку, но маневр, как по дальности, так и боковой.
ЦитироватьЯ вот думаю о другом. А если сейчас вернуться к идее роторного спуска. С использованием современных материалов и систем управления. Ведь можно будет получить не только мягкую посадку, но маневр, как по дальности, так и боковой.
Злые языки болтают что даже у вертолётов (летательных аппаратов специально предназначеных к такому способу полёта) посадка на авторотации не бывает шибко мягкой.
ЦитироватьЦитироватьЯ вот думаю о другом. А если сейчас вернуться к идее роторного спуска. С использованием современных материалов и систем управления. Ведь можно будет получить не только мягкую посадку, но маневр, как по дальности, так и боковой.
Злые языки болтают что даже у вертолётов (летательных аппаратов специально предназначеных к такому способу полёта) посадка на авторотации не бывает шибко мягкой.
Ну Старый, это ужо ... передергивание. Вертолет предназначен для полета на моторной тяге, а не для посадки на авторотации. Все же это аварийная посадка, только со счастливым концом (хотя и не всегда). Может тогда нужно применять катапульту на истребителе в качестве двигателя ... :shock:
ЦитироватьТем более, что все, чем мы располагаем, это та картина, написанная ХУДОЖНИКОМ, и пара строк в воспоминаниях Изаксона в сборнике о Королеве, изданном 20 лет назад, когда там даже некоторые фамилии сотрудников НПО "Энергия" были изменены.
Был еще как минимум "королёвский" эскиз конца 50-х. Даже в "Науке и жизни" был когда-то напечатан. Если кому интересно - могу попробовать найти и сосканить.
ЦитироватьКак собирались компенсировать реактивный момент? Не знаю.
На авторотации компенсировать-то практически нечего.
ЦитироватьФугу, в таких случаях надо говорить "автожир". Руль направления и педали хорошо видны, как их можно назвать "ничего"?
С точки зрения компенсации момента - именно ничего :) Это сугубо рулевая поверхность, как на самолёте. Ничего специфически вертолётного.
ЦитироватьЦитироватьЯ вот думаю о другом. А если сейчас вернуться к идее роторного спуска. С использованием современных материалов и систем управления. Ведь можно будет получить не только мягкую посадку, но маневр, как по дальности, так и боковой.
Злые языки болтают что даже у вертолётов (летательных аппаратов специально предназначеных к такому способу полёта) посадка на авторотации не бывает шибко мягкой.
У вертолёта посадка на авторотации - нештатная ситуация, он под неё не заточен. Да и для лётчика экстрим неслабый - поди вовремя сделай то, что надо.
При спуске на авторотации винт создаёт сопротивление, эквивалентное сопротивлению плоского диска того же радиуса. Т.е. чуть-чуть похуже, чем парашют. А плюс винта в том, что посадку можно смягчить за счёт т.н. "подрыва" винта - у земли винт затяжеляется, и на короткое время его тяга возрастает (за счёт накопленной энергии вращения).
Если всё это заранее заложить в автоматику - не исключено, что посадка будет вполне приличной мягкости даже без посадочных РДТТ. Ну и боковой маневр какой-никакой - хотя и небольшой.
ЦитироватьУ вертолёта посадка на авторотации - нештатная ситуация, он под неё не заточен. Да и для лётчика экстрим неслабый - поди вовремя сделай то, что надо.
При спуске на авторотации винт создаёт сопротивление, эквивалентное сопротивлению плоского диска того же радиуса. Т.е. чуть-чуть похуже, чем парашют. А плюс винта в том, что посадку можно смягчить за счёт т.н. "подрыва" винта - у земли винт затяжеляется, и на короткое время его тяга возрастает (за счёт накопленной энергии вращения).
Если всё это заранее заложить в автоматику - не исключено, что посадка будет вполне приличной мягкости даже без посадочных РДТТ. Ну и боковой маневр какой-никакой - хотя и небольшой.
Ну, как бы то ни было, а на Ми-2 на авторотации космонавты отрабатывали посадку лунного модуля - как на имитаторе.
И насчет нештатный режим - неверно. Авторотирование вертолета является одним из штатных режимов, даже проходят испытания, правда, двигатель не выключается совсем, а переводится на минимальную тягу и выставляется определенный угол атаки лопастей.
Цитировать... При спуске на авторотации винт создаёт сопротивление, эквивалентное сопротивлению плоского диска того же радиуса. ...
А так ли :roll: ?
Так :)
Кошмар!
ЦитироватьПри спуске на авторотации винт создаёт сопротивление, эквивалентное сопротивлению плоского диска того же радиуса.
Ну и какой площади потребовался бы Союзу винт чтоб заменить парашют?
ЦитироватьА плюс винта в том, что посадку можно смягчить за счёт т.н. "подрыва" винта - у земли винт затяжеляется, и на короткое время его тяга возрастает (за счёт накопленной энергии вращения).
Угу. Автомат перекоса, трёхстепенной шарнир, гидравлика...
К вопросу о рулевом винте: как же добиться чтоб вращающий момент не передавался с винта на корпус через автомат перекоса и прочие подшипники?
ЦитироватьЦитироватьПри спуске на авторотации винт создаёт сопротивление, эквивалентное сопротивлению плоского диска того же радиуса.
1) Ну и какой площади потребовался бы Союзу винт чтоб заменить парашют?
ЦитироватьА плюс винта в том, что посадку можно смягчить за счёт т.н. "подрыва" винта - у земли винт затяжеляется, и на короткое время его тяга возрастает (за счёт накопленной энергии вращения).
Угу. Автомат перекоса, трёхстепенной шарнир, гидравлика...
2) К вопросу о рулевом винте: как же добиться чтоб вращающий момент не передавался с винта на корпус через автомат перекоса и прочие подшипники?
1)Безопасная авторотация, ЕМНИП, происходит при нагрузке на ометаемую НВ площадь порядка 10-15 кг/ кв. м.
2)Максимум, что может передаться на корпус при авторотации - момент сопротивления в подшипниках - а он мизерный.
Цитировать2)Максимум, что может передаться на корпус при авторотации - момент сопротивления в подшипниках - а он мизерный.
Угу. Подвесьте СА на вращающейся опоре и заставьте его самого при этом не вращаться. Изобрести 4-тонный Клипер будет легче... ;)
ЦитироватьЦитировать2)Максимум, что может передаться на корпус при авторотации - момент сопротивления в подшипниках - а он мизерный.
Угу. Подвесьте СА на вращающейся опоре и заставьте его самого при этом не вращаться. Изобрести 4-тонный Клипер будет легче... ;)
И тем не менее это так. Т.к. ротор врщается на оси, а ось как известно крутящий момент не передает (повторюсь, за исключением момента трения в подшипниках). Напомню, что на вертолетах вал НВ при отказе двигателя отключается от него (есть муфты сцепления) и превращается в ось. (теория механизмов и машин, 2-3 курс ВУЗ).
ЦитироватьНапомню, что на вертолетах вал НВ при отказе двигателя отключается от него (есть муфты сцепления).
Чиво, чиво??? :shock: :shock: :shock:
Цитироватьи превращается в ось. (теория механизмов и машин, 2-3 курс ВУЗ).
А вы не подсккажете в каком месте ТММ разместила сцепление ну например на Ми-8? (Трудно нверно найти более массовый вертолёт).
Предусмотреть небольшой движок, формирующий момент на авторотирующий винт, равный моменту трения в подшипниках. Регулировать момент этот надо будет динамически. Т. е., система управления должна замерять скорость осевого вращения СА и соотв. образом регулировать момент движка для удержания этой скорости вблизи нуля :wink:
ЦитироватьЦитироватьНапомню, что на вертолетах вал НВ при отказе двигателя отключается от него (есть муфты сцепления).
Чиво, чиво??? :shock: :shock: :shock:
Цитироватьи превращается в ось. (теория механизмов и машин, 2-3 курс ВУЗ).
А вы не подсккажете в каком месте ТММ разместила сцепление ну например на Ми-8? (Трудно нверно найти более массовый вертолёт).
Я не знаю, как устроена трансмиссия конкретно на Ми-8. Возможно, там стоят обгонные муфты.
Супротив раскручивания можно по бокам капсулы разместить аэродинамические поверхности, раскручивающие ее в противоположную сторону. Управляемые, разумеется.
Правда, непонятно, чем вообще винт лучше парашюта. Сложнее -- однозначно.
to А.Коваленко
Я дико извиняюсь, но не могли бы Вы ответить.
Вы писали:
Фамилия Изаксон говорит о чем-нибудь?
Кто это? Вроде Эрлих Игорь Александрович думал переходить в ОКБ-1. Или это псевдоним?
Цитироватьto А.Коваленко
Я дико извиняюсь, но не могли бы Вы ответить.
Вы писали:
Фамилия Изаксон говорит о чем-нибудь?
Кто это? Вроде Эрлих Игорь Александрович думал переходить в ОКБ-1. Или это псевдоним?
Вы знаете, я могу и ошибаться. К сожалению, нет под рукой книги, из которой я узнал об этой истории. Но и к фамилиям авторов воспоминаний в этой книге приходится относиться с осторожностью, так как они там не всегда соответствуют действительности. Если действительно ошибся, то приношу свои извинения.
ЦитироватьЦитироватьto А.Коваленко
Я дико извиняюсь, но не могли бы Вы ответить.
Вы писали:
Фамилия Изаксон говорит о чем-нибудь?
Кто это? Вроде Эрлих Игорь Александрович думал переходить в ОКБ-1. Или это псевдоним?
Вы знаете, я могу и ошибаться. К сожалению, нет под рукой книги, из которой я узнал об этой истории. Но и к фамилиям авторов воспоминаний в этой книге приходится относиться с осторожностью, так как они там не всегда соответствуют действительности. Если действительно ошибся, то приношу свои извинения.
В книге фигурировали воспоминания И.А. Эрлиха (конструктор вертолета Як-24 и, кажется, один из замов А.С. Яковлева).
На авиабазе Стримфлоу распинается о каких-то ему известных фактах, связанных с лётными испытаниями сабжа. И фундаментальных ограничениях, тут не расмотренных. Может, кто-то его спросит? А то я туда больше не ходок :)
Правда, он еще ничего не сказал.
ЦитироватьНа авиабазе Стримфлоу распинается о каких-то ему известных фактах, связанных с лётными испытаниями сабжа. И фундаментальных ограничениях, тут не расмотренных. Может, кто-то его спросит? А то я туда больше не ходок :)
Правда, он еще ничего не сказал.
Если меня не подводит чутье, то Стримфлоу на форуме НК присутствует под ником Карман, впрочем - это только мои предположения...
Да фиг с ним. Он же не пишет. Я тоже присутствую на форуме авиабазы :)
Streamflow, наконец-то, разродился на базе таким:
ЦитироватьХорошим приближением, описывающим обтекание при гиперзвуковых скоростях поверхностей (обычно, при числе Маха больше 5), сильно наклонённых к вектору скорости набегающего потока, то есть создающих сильные скачки уплотнения, является ударная теория Ньютона (да, того самого). По ней коэффициент давления cp = (pw - pi)/q = 2sin2(delta) (1), где pw - давление на стенке, pi) - давление в потоке на бесконечности (на гиперзвуке, как правило, когда допустимо считать "по Ньютону", им можно пренебречь), q - скоростной напор, delta - угол между вектором скорости набегающего потока и касательной плоскости к поверхности тела.
Ротор, типа вертолётного,- это тело, создающее на гиперзвуке сильные скачки. Обычно, в первом приближении скорость его вращения много меньше скорости полёта, поэтому его сопротивление близко к сопротивлению неподвижной поверхности аналогичной формы и площади. И это сопротивление легко оценивается по формуле (1). Лопасти винта закреплены на втулке шарнирно, на каждую них в неинерциальной системе координат, связанной с лопастью, действуют следующие силы и моменты: аэродинамические, центробежные, веса и возникающие в точке закрепления лопасти. В целом, чем быстрее винт вращается, тем за счёт центробежных сил больше равновесный угол раскрытия винта. Сопротивление винта по формуле (1) изменяется, примерно, как квадрат синуса угла раскрытия. Таким образом, меняя скорость вращения винта, легко очень сильно изменять аэродинамическое сопротивление всего аппарата. А если он летит под углами атаки и скольжения, то то же самое можно делать и с силами, нормальными вектору скорости, - подъёмной и боковой.
Таким образом, как казалось отцам-основателям, винт на гиперзвуке - это простое, сравнительно лёгкое и очень эффективное средство управления дальностью и боковым отклонением гиперзвукового объекта, а, вдобавок, ещё и устройство для финальной посадки ( если она вообще предусматривается ) вместо "тряпок". Припоминаю отчёт NASA по этой теме, и, кажется, у них получалось, что зона возможной посадки орбитальной капсулы на винте разумного размера качественно того же порядка, что и для крылатого аппарата типа Shuttle.
Отцы-основатели для начала задумали гиперзвуковой вертолёт для ударов по подвижным группировкам объектов - изделие летит по баллистической траектории в зону наличия такой группировки, где-то там расстопоривает винт, быстро снижает скорость полёта, не знаю как разбирается в целях (ну, на море-то это сделать проще), и интенсивно маневрирует "на винте" для попадания в заданную окрестность цели.
Насколько мне известно, был тестовый запуск РСД (кажется, пятёрки) с прототипом такого изделия. На прототипе разместили, на всякий случай, и парашют. Прототип вернулся на парашюте и с огрызками лопастей винта - как будто кто-то их там в полёте порезал автогеном. После этого работы по проекту были свёрнуты.
Вариант в котором соеденены вместе соосные винты Камова, реактивные движки на лопастях В-7 Миля, компрессионное и электро торможение размещён на http://inventions.at.ua/ Прошу высказать мнения.
Я тут случайно обнаружил такой pdf :)
http://www.aiaa-houston.org/cy0405/event-06may05/pres/pres013.pdf
Жив курилка :)
Кстати, там и полностью спасаемый отделяемый ПАО имеется :o
Русское описание на ветке "Вертолётная посадка"