Форум Новости Космонавтики

Прочие разделы => СТАРЫЕ ТЕМЫ ФОРУМА => Тема начата: X от 30.04.2004 00:23:25

Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: X от 30.04.2004 00:23:25
Как известно,ЭРД(всех видов)обладают слабой тягой и высоким УИ.Возможно ли,хотя бы теоретически,значительно поднять тягу ЭРД или есть какие-то принципиальные ограничения,не позволяющие сделать это?
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Старый от 30.04.2004 01:23:21
ЦитироватьКак известно,ЭРД(всех видов)обладают слабой тягой и высоким УИ.Возможно ли,хотя бы теоретически,значительно поднять тягу ЭРД или есть какие-то принципиальные ограничения,не позволяющие сделать это?

 Мощность. Тяга пропорциональна электрической мощности. Вес правда тоже. :(
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: X от 30.04.2004 09:26:45
Насколько я помню на данный момент минимальная цена тяги для ЭРД ~ 80 Вт/мН при Уи ~ 600 c. Ставим на борт ЯР большой мощности и вперед:)
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: X от 30.04.2004 09:36:18
Прошу прощения за опечатку конечно же цена тяги 80 Вт/г или примерно 8 Вт/мН.
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Новый от 30.04.2004 09:53:48
Цитировать...есть какие-то принципиальные ограничения,не позволяющие сделать это?

Я вижу только одно ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ограничение - КПД.
Он не может быть более 100%. :D
Остальное технически реализуемо: делаешь КА состоящий из одного большого ЭРД, одного ЯР и танков для рабочего тела. И будет летать такая фиговина со страшной скоростью.  :roll:  
У амеров уже есть разработки диаметром больше метра.
А у нас есть разработки с тягой более 1.5 Н, УИ - более 300 с., мощностью боле 30Квт, и ресурсом в три года непрерывной работы.  

[/img]
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Игорь Суслов от 30.04.2004 08:00:18
ЦитироватьУ амеров уже есть разработки диаметром больше метра

Разработки чего "диаметром больше метра"?
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: МиГ-31 от 30.04.2004 18:36:46
Цитировать
ЦитироватьУ амеров уже есть разработки диаметром больше метра

Разработки чего "диаметром больше метра"?
Гусары, молчать! :lol:
 А то завтра про эти крупнокалиберные разработке будете в газете читать!(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/58252.gif) :twisted:
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: X от 30.04.2004 12:00:41
Цитировать
Цитировать...есть какие-то принципиальные ограничения,не позволяющие сделать это?

Я вижу только одно ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ ограничение - КПД.
Он не может быть более 100%. :D
Остальное технически реализуемо: делаешь КА состоящий из одного большого ЭРД, одного ЯР и танков для рабочего тела. И будет летать такая фиговина со страшной скоростью.  :roll:  
У амеров уже есть разработки диаметром больше метра.
А у нас есть разработки с тягой более 1.5 Н, УИ - более 300 с., мощностью боле 30Квт, и ресурсом в три года непрерывной работы.  

[/img]

УИ как-то маловат. Может опечатка, примерно на порядок?
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Новый от 30.04.2004 12:38:54
ЦитироватьРазработки чего "диаметром больше метра"?
Внешний диаметр ЭРД, если хотите, его размер.

ЦитироватьУИ как-то маловат. Может опечатка, примерно на порядок?

Спасибо, УИ, КАНЭШНО, более 3000 а не 300!
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Николай Павловский от 30.04.2004 12:48:33
Мощность струи ракетного двигателя - произведение тяги на скорость истечения, деленное пополам. Делим на КПД двигателя (точнее, движителя) - получаем потребную выходную мощность ЭУ.

Следствие вышеприведенной банальности - при фиксированной располагаемой мощности можно иметь либо большую тягу, либо большой УИ.
Если, сохраняя высокий УИ, мы хотим поднять тягу - требуется увеличивать мощность энергоустановки. Но при этом будет, увы, расти ее вес, который сожрет сначала выигрыш от повышения тяги (обычно маневры с большой тягой энергетически выгоднее), а потом и от высокого удельного импульса.

Те же бревна, взгляд сбоку:
зная потребную характеристическую скорость миссии, ставим задачу получить двигательную установку минимальной массы (в рамках неких достигнутых технологий, разумеется).
Повышая УИ, добьемся уменьшения массы рабочего тела, но при этом будет расти мощность и, следовательно, масса бортового источника энергии. Поднимая УИ, дойдем до ситуации, когда рост массы электростанции превысит снижение массы рабочего тела.
Суть: с учетом достигнутых (в плане технологических возможностей) удельных масс энергоустановок и КПД преобразования, для заданной характеристической скорости операции существует строго определенный (и не очень сложно рассчитываемый) оптимальный удельный импульс.

Заметьте, до сих пор разговор шел о двигателях вообще, без подробностей не то что устройства, а принципа их работы.

Теперь кратко коснемся ограничений, накладываемых физикой конкретных схем ЭРД.
Для электронагревных очевидным лимитирующим фактором будет, разумеется, температура нагревателя - ну, это очевидно и не интересно.
Для электростатических (ионники, напр.) мы ограничены плотностью тока (грубо говоря - числом вылетающих ионов на единицу площади) - тут существуют не только практические, но и чисто физические ограничения. Чтобы поднять тягу, надо увеличивать "калибр" двигателя, а это тянет за собой массу конструктивно-технологических проблем. Я в свое время проектировал ионный двигатель диаметром порядка метра - результат весьма относительно напоминал привычные конструкции и, по тогдашним временам, по крайней мере, казался нам явным пределом.
У двигателей, которые разгоняют плазму, есть ограничения на ее плотность, там всякие гадости типа неустойчивости шнура лезут и т.п. - опять же, есть чисто физические ограничения.

В общем - не все так просто.
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Oleg от 30.04.2004 15:07:00
ЦитироватьЧтобы поднять тягу, надо увеличивать "калибр" двигателя

А если не качеством (точнее не только качеством), а количеством?
Например есть небольшой двигатель с "приличным" КПД и для увеличения мощности не проектировать новый более мощный, а собрать связку из небольших?
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: X от 30.04.2004 15:29:40
ЭРД большой тяги уже внутри своей конструкции работают как много параллельных лучей. А к качестве двигателя основной тяги по другому , как паралельно и не используешь. Время работы единичного двигателя ограничено эрозией оптики и всегда нужно иметь аварийный запас на случай отказа части двигателей.
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: X от 30.04.2004 15:31:24
Амы проблему с плотностью тока решили иным способом - создали коллоидный двигатель. Т.е. разгоняются не ионы а мелкие заряженные капли РТ.
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Николай Павловский от 30.04.2004 16:58:17
Цитировать
ЦитироватьЧтобы поднять тягу, надо увеличивать "калибр" двигателя

А если не качеством (точнее не только качеством), а количеством?
Например есть небольшой двигатель с "приличным" КПД и для увеличения мощности не проектировать новый более мощный, а собрать связку из небольших?

30 двигателей Н-1 помните?  :wink:

Если серьезно, то в случае ЭРД много маленьких хоть и хорошо в плане резервирования (в отличие от РН отказ даже многих двигателей не фатален), но уменьшает эффективность - например, увеличивается влияние краевых эффектов в ионном двигателе.
Гм... Грубо поясню: в некотором смысле иооник - таже электронно-лучевая трубка, что в мониторе перед Вами, только разгоняются не электроны, а ионы.
Фокусировка изображения на самых краях экрана похуже, не правда ли? А в двигателе это ухудшение фокусировки приводит к расхождению струи и снижению УИ.
При многих маленьких движках больше суммарная площадь поверхности каналов - больше потери.
Усложняется система подачи - а при тех мизерных расходах, что характерны для ЭРД, трубки и так на грани капилляров...
Ну, и т.д. и т.п., общий принцип повышения КПД машины при увеличении масштаба (в разумных пределах) работает и здесь.
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: X от 30.04.2004 17:51:33
При повышении тяги а, следовательно, и мощности всегда можно найти разумный компромисс относительно мощности в единичном двигателе и количеством двигателей в ДУ. Все, в конечном счете, будет зависеть от конкретных параметров (тяга, Уи, доступная мощность и естественно надежность). Например, требуется ДУ на ионниках мощностью 100 кВт. Что лучше один двигатель мощностью 100 кВт или 2 по 50 кВт, 4 по 25 и т.д?
А если еще допустим уже есть готовый 10 кВт ионник? Наверняка окажется что с точки зрения финансовых затрат лучше взять 10 готовых двигателей, чем разрабатывать новый пусть даже у него и КПД будет немного повыше.
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: toshka от 01.05.2004 05:24:25
ЦитироватьКак известно,ЭРД(всех видов)обладают слабой тягой и высоким УИ.Возможно ли,хотя бы теоретически,значительно поднять тягу ЭРД или есть какие-то принципиальные ограничения,не позволяющие сделать это?
Не поделитесь мат. моделью для средних умов? Увязка  мощности энергоустановки с возможными параметрами движка...Чтобы просто представлять, о чем речь - а то несколько смущают встречающиеся предложения - типа реактор побольше и чуть ли не к звёздам...
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: X от 02.05.2004 23:18:22
Итак,большая тяга и высокий УИ в ЭРД,исходя из высказанных мнений,вещи принципиально несовместимые.Но может быть этого можно достичь на двигателях,работающих на других прнципах,ЯРД,например,или используя лазерные технологии?
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Старый от 02.05.2004 23:22:34
ЦитироватьИтак,большая тяга и высокий УИ в ЭРД,исходя из высказанных мнений,вещи принципиально несовместимые.
Почему же? Обеспечьте необходимую электрическую мощность и будет вам и тяга и УИ.
ЦитироватьНо может быть этого можно достичь на двигателях,работающих на других прнципах,ЯРД,например,или используя лазерные технологии?
То же самое. Обеспечьте мощность и всё будет. Закона сохранения энергии ведь пока что никто не отменял...
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: X от 02.05.2004 23:39:30
Старый - Почему же? Обеспечьте необходимую электрическую мощность и будет вам и тяга и УИ.
 
Ну это как раз понятно,только как же обеспечить необходимую электрчекую мощность на практике - ведь вес конструкции и её громоздкость растут.Возможно в этом и заключается принципальная невозможность
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Старый от 02.05.2004 23:53:47
ЦитироватьНу это как раз понятно,только как же обеспечить необходимую электрчекую мощность на практике - ведь вес конструкции и её громоздкость растут.Возможно в этом и заключается принципальная невозможность

 О! Золотые слова! В этом то и вся загвоздка... :(
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: X от 03.05.2004 15:11:07
MKOLOM писал(а):
Ну это как раз понятно,только как же обеспечить необходимую электрчекую мощность на практике - ведь вес конструкции и её громоздкость растут.Возможно в этом и заключается принципальная невозможность


Старый - О! Золотые слова! В этом то и вся загвоздка...


Тогда давайте задумаемся над вопросом - а зачем нам вообще нужна большая тяга.По-видимому,либо для старта с массивного тела,каковым, несомненно, является Земля(и другие планеты),а также для коррекционных эволюций КА,хотя в этом случае величина тяги относительно невелика.Для межпланетных же перелётов целесообразнее всё-таки двигатели с высоким УИ,а величина тяги менее существенна.Итак,сверхмощные двигатели(в смысле тяги),нужны в основном для стартовых операций с целью придания КА скорости вывода на орбиту либо скорости  убегания.Но приведенные выше мнения различных дискутантов не оставляют сомнения в невоможности создания двигателей одновременно с большой тягой и высоким УИ.Существующие же химические монстры работают на грани своих возможностей.Что же остаётся?ИМХО,только создание внеземного космодрома на небесном теле с относительно низкой силой тяготения,но не настолько малом,чтобы на нём нельзя было бы создать индустриальную инфраструктуру.Думаю Луна подходит по всем параметрам
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Старый от 03.05.2004 15:14:54
ЦитироватьЧто же остаётся?ИМХО,только создание внеземного космодрома на небесном теле с относительно низкой силой тяготения,но не настолько малом,чтобы на нём нельзя было бы создать индустриальную инфраструктуру.Думаю Луна подходит по всем параметрам

 А земля то вам чем не подходит? Имхо, куда приятнее во всех отношениях, чем луна... Да и все вроде так считают?
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: X от 03.05.2004 15:52:51
ToСтарый

Шуточки у вас,однако
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Старый от 03.05.2004 17:01:23
ЦитироватьToСтарый
Шуточки у вас,однако

 Почему же шуточки? Вроде все пока с Земли летают и на иные места не рассчитывают?
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: X от 03.05.2004 22:37:57
Старый - Почему же шуточки? Вроде все пока с Земли летают и на иные места не рассчитывают?

Именно,пока.Было время,когда люди"пока" жили в пещерах и заворачивались в звериные шкуры.А сейчас как-то по другому.Так и с полётами. Да ,пока летают с Земли.Вынужденно.Но всё изменится,со временем,конечно
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Николай от 04.05.2004 00:32:53
Мощность для ЭРД надо искать вокруг корабля! Это либо СБ на пленках, либо паровая машина! А всякие ядерные хреновины туда стрелять не надо, ибо оттуда это может упасть к Вам в огород!
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Старый от 04.05.2004 00:42:43
Балбесы вы! :)  Энергию для ЭРД надо передавать ИЗВНЕ! С земли или орбитальной солнечной электростанции! :) ;)
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Николай от 04.05.2004 00:50:51
ЦитироватьБалбесы вы! :)  Энергию для ЭРД надо передавать ИЗВНЕ! С земли или орбитальной солнечной электростанции! :) ;)

И обязательно по проводу :D
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Старый от 04.05.2004 00:58:13
ЦитироватьИ обязательно по проводу :D

 В аккумуляторах возить. :)
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Николай от 04.05.2004 01:13:04
ЦитироватьВ аккумуляторах возить. :)

В розлив или насыпью? :D
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Старый от 04.05.2004 09:16:44
ЦитироватьВ розлив или насыпью? :D

 Не. В розлив это совсем другая энергия... :D  :D  :D  :D
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Старый от 04.05.2004 09:24:28
Про энергию для улёта. Может кто ещё не слышал:

 Сидит наркоман, курит дурь, читает газету и вдруг его как пробъёт на хи-хи! Ну его друзья спрашивают: В чём дело?
Он говорит: Вот пишут, что в Сатурн-5 заправляется 3000 тонн топлива, на строительство стартового комплекса ушло два миллирна тонн стали и пять миллионов тонн бетона, а вся программа обошлась в 25 миллиардов долларов!
Ему: А что ж тут смешного?
Он: Как что? Тысячи тонн топлива, милионы тонн стали и бетона, миллиарды баксов, и всё это только для того чтоб улететь на луну. А мне для этого достаточно одной затяжки!
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: X от 04.05.2004 23:47:45
Старый - Сидит наркоман, курит дурь, читает газету и вдруг его как пробъёт на хи-хи! Ну его друзья спрашивают: В чём дело?
Он говорит: Вот пишут, что в Сатурн-5 заправляется 3000 тонн топлива, на строительство стартового комплекса ушло два миллирна тонн стали и пять миллионов тонн бетона, а вся программа обошлась в 25 миллиардов долларов!
Ему: А что ж тут смешного?
Он: Как что? Тысячи тонн топлива, милионы тонн стали и бетона, миллиарды баксов, и всё это только для того чтоб улететь на луну. А мне для этого достаточно одной затяжки!

Ну конечно же,когда я доказывал разорительность стартов с Земли,Старый иронизировал и делал вид(и довольно естественно),что он не понимает о чём речь.Но наконец-то наркоман объяснил ему в доступной форме и о чудо,Старый понял
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Старый от 05.05.2004 00:01:39
ЦитироватьНу конечно же,когда я доказывал разорительность стартов с Земли,Старый иронизировал и делал вид(и довольно естественно),что он не понимает о чём речь.Но наконец-то наркоман объяснил ему в доступной форме и о чудо,Старый понял

 Вы как всегда не поняли. Это всё нужно только для того чтобы долететь до луны. А потом надо ещё и с луны стартовать! Вы убедительно делаете вид, что не понимаете, что чтобы стартовать с луны до неё нужно сначала добраться...
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Старый от 05.05.2004 00:03:51
Хотя конечно можно пыхнуть дури, и перед глазами поплывут видения лунных заводов, которые изготовляют ракеты, топливо и полезные нагрузки прямо там. И потом можно доказывать самому себе, что так получится дешевле...
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: X от 05.05.2004 17:45:05
А если серьёзно - главное,нужны киловатты,много,очень много.Тогда ЭРД заработает с большой тягой.Давайте на орбите создадим гелиоэлектростанцию(любого типа) и будем передавать энергию на стартующую или разгоняющуюся ракету либо микроволнами либо лазером.В таком случае размер станции значения не имеет,а рабочего вещества при высоком УИ потребуется не так уж много
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Старый от 05.05.2004 18:17:14
МКОЛОМ, у меня очень плохо с арифметикой, поэтому я затрудняюсь подсчитать, может вы это сделаете: сколько энергии надо (при 100% кпд) чтобы питать ЭРД тягой три тонны и удельным импульсом 3000 секунд? Ну то бишь сколько там будет эмвэквадратпополам килограма рабочего тела движущегося со скоростью 30 км/с? И какая должна быть мощность чтобы выдавать эту энергию в секунду?
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: X от 05.05.2004 23:51:02
Моё дело - выдвигать гипотезы, а доказывают (или опровергают) их пусть те, кому это надо.(Из Старого)

Присоединяюсь
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Pavel от 06.05.2004 05:26:05
А вот такой дурацкий вопрос.
Предположим что у нас нет ограничений на мощность энергоустановки. Сможем ли мы сделать компактный двигатель с приличной тягой и импульсом? Желательно чтоб тяга превосходила массу?
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: X от 07.05.2004 11:03:22
Сможем ли мы сделать компактный двигатель с приличной тягой и импульсом? Желательно чтоб тяга превосходила массу?

Может ли человек попавший в болото вытащить себя за волосы?
Я уверен барон Мюнгхаузен знает ответ на Ваш вопрос.

Если серьезно то НЕТ!

Даже если случится чудо и сам двигатель удастся создать, то
остается еще масса энергоустановки, которая неограничена по мощности, и масса рабочего вещества.

Можно попробовать приблизится к такому двигателю но IMHO надо идти не вверх по мощности, а вниз! Милливатты мощности.
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: X от 07.05.2004 11:23:24
Я бы не давал такого однозначного нет. Сейчас - конечно невозможно. Потом - обязательно будет. ИМХО стоит переложить вопрос несколько в иную плоскость, ведь высокая тяга - это высокая плотность РТ. Плазма высокой плотности .... Вот в чём проблема. Опять ИМХО.
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: X от 07.05.2004 11:33:49
ЦитироватьА вот такой дурацкий вопрос.
Предположим что у нас нет ограничений на мощность энергоустановки. Сможем ли мы сделать компактный двигатель с приличной тягой и импульсом? Желательно чтоб тяга превосходила массу?
Это называется ЯРД
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: X от 07.05.2004 20:16:20
Это называется ЯРД

Можно упомянуть и термоядерные ракетные двигатели:)

Но прошу еще раз внимательно прочитайте название темы!
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: Николай от 08.05.2004 00:22:42
Каковы удельные характеристики тяги к массе двигателя? И меняется ли это соотношение при изменении каких-либо параметров?
А от какого параметра зависит плотность плазмы?
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: X от 09.05.2004 06:24:45
Corvax

Вы говорили об электростатических двигателях, а электродинамические рассматривались когда-нибудь? Как МГД-генератор наоборот?
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: X от 09.05.2004 07:51:53
ЦитироватьВы говорили об электростатических двигателях, а электродинамические рассматривались когда-нибудь? Как МГД-генератор наоборот?
смотри VASIMR
Название: Тяга ЭРДвигателей
Отправлено: X от 13.05.2004 21:09:01
бесит! вы чего? циклы там всякие, всё элементарно решается! :evil: берём зеркало направляем на солнце, греем РТ, крутим турбину, заходим в тень ЗЕМЛИ ..охлаждаем, доохлаждение РТ решается за счёт количества РТ, чем его запас больше, тем дольше проработает непрерывно машина...
при межпланетных полётах, просто на какое- то время отворачиваем зеркало и доохлаждаем РТ до нормы, в любом случае, радиаторы стоят прямо за зеркалом, тепловой перенос в вакууме слабее, что и плюс и минус одновременно, однако в тени, в космосе температурка -то даалекооо минусовая............. привет........
но если просмотрели тему, было такое моё предложение------использовать радиационный плазменный ускоритель, в котором основным средством разгона рабочего тела (плазмы) является давление солнечного света , отражённого зеркалом, плюс его перегрев за счёт тепловой составляющей солнечного излучения.КПД примерно 90%.
соответствующую экспериментальную установку готов соорудить за год работы и миллион деревянных совецких доларов за всё про всё, включая оплату труда.