Сабж.
Как должен быть устроен стартовый комплекс, чтобы он:
- дёшево обходился в обслуживании
- мог использоваться для запуска предельно широкого спектра РН
- длительное время (50 лет и более) не требовал кардинальной модернизации (т.е. чтобы учитывал тенденции развития РН на ближайшие дцать лет и соответствовал им)
- получал минимальные повреждения при авариях РН
- в случае чего поддавался быстрому и дешевому ремонту
ЦитироватьСабж.
Как должен быть устроен стартовый комплекс, чтобы он:
- дёшево обходился в обслуживании
- мог использоваться для запуска предельно широкого спектра РН
- длительное время (50 лет и более) не требовал кардинальной модернизации (т.е. чтобы учитывал тенденции развития РН на ближайшие дцать лет и соответствовал им)
- получал минимальные повреждения при авариях РН
- в случае чего поддавался быстрому и дешевому ремонту
1) строить в экваториальных регионах с дешевой квалифицированной рабочей силой; 2) РН необходимо оснащать типовыми разъемами, коммуникациями, интерфейсами и использовать однотипные компоненты топлива; 3) мечта строителей космодромов; 4) чем проще и дешевле стартовый стол тем меньше автоматизации и больше риск, так что минимальные повреждения возможны при большом количестве мобильного стартового оборудования, но это возврат в прошлое и риск(см. гибель Неделина); 5) см. п.4
Пример такого стола перед глазами - стол Сатурн-5. Надо такое же, но только установщик ЖД, и сам стол с меньшим обьемом земляных работ. Грубо говоря, платформа, на которую приходят ЖД рельсы. Расположена на высоте порядка 10-15 метров, снизу спрофилирован 5-канальный газовод (по 6 лучу подъезжает мобильный стартовый стол). Растояние между рельсовыми путями большое - порядка 15-20 метров, чтобы обеспечить максимальную 'дырку'. В опорах проложены заправочные магистрали, стыкуемые со столом при его фиксации на газоводе. По сути, стол - что-то типа мобильного блока Я. В отличии от Шаттла, стол не совмещен с установщиком, установщик отдельно, стол отдельно. И все - пускай что угодно, лишь бы оно на газоотводы наехало ;-)
ЦитироватьПример такого стола перед глазами - стол Сатурн-5. Надо такое же, но только установщик ЖД, и сам стол с меньшим обьемом земляных работ. Грубо говоря, платформа, на которую приходят ЖД рельсы. Расположена на высоте порядка 10-15 метров, снизу спрофилирован 5-канальный газовод (по 6 лучу подъезжает мобильный стартовый стол). Растояние между рельсовыми путями большое - порядка 15-20 метров, чтобы обеспечить максимальную 'дырку'. В опорах проложены заправочные магистрали, стыкуемые со столом при его фиксации на газоводе. По сути, стол - что-то типа мобильного блока Я. В отличии от Шаттла, стол не совмещен с установщиком, установщик отдельно, стол отдельно. И все - пускай что угодно, лишь бы оно на газоотводы наехало ;-)
Все хорошо, только для каждой РН свой установщик, а при таком подходе изготовление и эксплуатация установщика будет стоить почти как стартовый стол для конкретной ракеты, да и надежность меньше.
Я перед началом темки вот такое нарисовал:
Стол - бенонная площадка с "очком" диаметром 8 метров и газоотводами в 3 стороны.
Внизу расположен МИК. В нём, помимо прочего, хранится универсальная платформа и комплект "насадков" к ней на все случаи жизни (для всех существующих РН).
в МИКе на платформу ставится нужный насадок, на эту конструкцию собирают и устанавливают вертикально РН.
Затем платформу с РН по двум колеям вывозят и ставят над дыркой опирая на синие кружки. После этого жд тягачи уезжают подальше.
По боковой ветке можно подвезти и установить на красные кружки тоже какую-нить полезную мачту.
Или можно сделать пару стационарных мачт сверху-слева и сверху-справа от дырки.
(http://www.my-files.ru/LS1.GIF)
ЦитироватьВсе хорошо, только для каждой РН свой установщик, а при таком подходе изготовление и эксплуатация установщика будет стоить почти как стартовый стол для конкретной ракеты, да и надежность меньше.
Фтопку установщики! Даешь вертикальный вывоз на старт! :)
ЦитироватьФтопку установщики! Даешь вертикальный вывоз на старт! :)
Вертикальный вывоз - это вчерашний день. Когда американци видят подготовку и пуск Зенита - они кипятком п...
Во-во. Если у нас есть несколько таких пусковых - то в общем случае РН будет запускаться чаще чем меняется стартовый стол. Чисто потому хотя бы что она на порядок легче. Поэтому я и написал про отдельный стол и отдельный установщик. А вертикальная перевозка РН на старт... вы чего, народ... зачем? Она же пустая, легкая... конструкция все нагрузки нормально держит...
ЦитироватьСабж.
Как должен быть устроен стартовый комплекс, чтобы он:
- дёшево обходился в обслуживании
- мог использоваться для запуска предельно широкого спектра РН
- длительное время (50 лет и более) не требовал кардинальной модернизации (т.е. чтобы учитывал тенденции развития РН на ближайшие дцать лет и соответствовал им)
- получал минимальные повреждения при авариях РН
- в случае чего поддавался быстрому и дешевому ремонту
Sea Launch, только с надежной ракетой (возможно китайской CZ-3)
ЦитироватьСтол - бенонная площадка с "очком" диаметром 8 метров и газоотводами в 3 стороны.
Внизу расположен МИК. В нём, помимо прочего, хранится универсальная платформа и комплект "насадков" к ней на все случаи жизни (для всех существующих РН).
в МИКе на платформу ставится нужный насадок, на эту конструкцию собирают и устанавливают вертикально РН.
Затем платформу с РН по двум колеям вывозят и ставят над дыркой опирая на синие кружки. После этого жд тягачи уезжают подальше.
По боковой ветке можно подвезти и установить на красные кружки тоже какую-нить полезную мачту.
Вообще, платформа получается лишней. Насадок можно ставить непосредственно на опоры. Точнее её под другие нужды использовать можно
Т.е. - вывозим ракету с блоком Я, ставим на опоры, заправляем, отъезжаем, запускаем.
Все мачты и т.д. отъезжают вместе с платформой. Кстати, на платформе можно и топливо возить, например водород для верхней ступени, а не делать допмагистрали в столе.
ЦитироватьФтопку установщики! Даешь вертикальный вывоз на старт! :)
А это - в зависимости от ракеты можно делать. Одни так, другие эдак.
Вертикальный старт с установочной платформой, на мой взгляд, всё же предпочтительнее горизонтального.
Недостатки:
Основным и, пожалуй, единственным недостатком вертикального вывоза на стартовой платформе является необходимость, собственно, для каждого запуска таскать туда-сюда саму платформу.
Преимущества:
Основных преимуществ наличествует три штуки:
1) Конструктивная простота "бетонной" части стартового комплекса.
Сложные элементы комплекса, требующие обслуживания и замены при переходе на другой тип РН "смещаются" на мобильную платформу, которую для обслуги можно укатить в удобный ангарчик со всем необходимым оборудованием.
Сама же "бетонка" может служить без какой-либо модернизации (только с периодическим ремонтом) до тех пор, пока диаметра "дырки" станет откровенно не хватать.
2) Вертикальный вывоз упрощает конструкцию самих ракет - транспортируется ракета на тех же силовых элементах с которых стартует.
3) упрощается стартовый комплекс. При горизонтальном вывозе для каждого вида РН требуется отдельный транспортёра (у вертикального вывоза замены требует только насадок на СК).
Есть мнение, что модернизация транспортёра существенно сложнее модернизации насадка.
То есть, по сравнению с горизонтальным вывозом, основные преимущества вертикального - "смещение" технически сложных систем с СК в обслуживаемую зону и универсальность.
Вы, при всём желании, не сможете запустить Протон с Союзовского старта ;)
А вертикальный СК для такой операции потребует минимальной модернизации.
P.S.
Естественно, небольшие ракеты вывозить проще горизонтально.
Им и СК-то не нужен - можно из трубы запускать :)
Вообще-то можно. Диаметр дырки у Союза - порядка 8 метров, диаметр Протона по бакам - 7.5 метров. Т.е. струя от двигателей в семерочный стол пролезет. Другое дело, что не выдержит сам стол - 700 тонн против 410 максимальных. Однако, если облегчить Протон, применив скажем метан-кислород вместо АТ-НДМГ, то он в старт вполне поместится и модифицировав стартовую механику, его оттуда вполне можно запустить.
Собственно идея как раз была в этом - есть конструкция стола с газоводом. К нему КАК-ТО подвозится стартовая площадка - для Р7 это тюльпан, для Зенита дырка с опорами, для Протона центральный упор, для Ангары - решетка. После чего на площадку устанавливается РН. Надо пускать что-то другое - поменяли площадку. А возить РН прямо на площадке... ну, не знаю... можно конечно, но будут проблемы с устойчивостью при вертикальном положении - вон, шаттл возят в час по чайной ложке ;-).
И насколько глубоко придётся стартовую механику модернизировать? :?
Неглубоко - снять старую, поставить новую ;-)
Идеальный стартовый комплекс - как у Циклона. Четыре шпенёчка и переходник вывозимый с ракетой.
ЦитироватьНеглубоко - снять старую, поставить новую ;-)
Как же возить механику, если для каждой ракеты она по 700 тонн весит? :D
Запаришься коммуникации пришпандоривать заново для каждой ракеты еще и для разных компонентов топлива и газов :shock:
Предлагаю трубы использовать одни и те же: для одной РН азотный тетраксид качать, а потом для другой - кислород и наоборот :wink:
ЦитироватьКак же возить механику, если для каждой ракеты она по 700 тонн весит? :D
Запаришься коммуникации пришпандоривать заново для каждой ракеты еще и для разных компонентов топлива и газов :shock:
Предлагаю трубы использовать одни и те же: для одной РН азотный тетраксид качать, а потом для другой - кислород и наоборот :wink:
700т - это фигня, ж/д составчик в 8 вагонов больше весит.
А касаемо труб - почему бы ёмкости не поставить на (ещё одну)мобильную платформу? И никакой ненужной промывки...