Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Пилотируемые полеты => Тема начата: ronatu от 30.01.2007 08:24:18

Название: AEROBRAKING КЛИПЕР
Отправлено: ronatu от 30.01.2007 08:24:18
ВОПРОСЫ ЗНАТОКАМ:

1. Насколько практично использование крылатого Клипера (или чего подобного Клиперу) для торможения о Земную атмосферу и выхода на высокую орбиту после возвращения от Луны?

2. В случаке если это возможно (практично) сколько раз можно совершить такой маневр (торможение о Земную атмосферу) без замены ТЗП?
 :roll:
Название: AEROBRAKING КЛИПЕР
Отправлено: ronatu от 30.01.2007 08:27:10
Напомню что:

Aerobraking, also known as aeroassisted orbit transfer, is the process by which aerodynamic forces, exerted by an atmosphere on a spacecraft change its orbit. The idea is that the kinetic energy of the vehicle as it enters the atmosphere is converted into heat.

The heating is caused by friction due to the atmosphere and thus the
kinetic energy of the vehicle is reduced the main advantage of using aerobraking is that an orbital plane change can be achieved using far less energy than that needed for an all propulsive maneuver outside the atmosphere.

It is also important to note that aerobraking alone is not usually sufficient for a desired orbital transfer and that a combination of aerobraking and small propulsive maneuvers is needed Still a combination of the
two is far more energy efficient than propulsion alone.
Название: AEROBRAKING КЛИПЕР
Отправлено: Reader от 30.01.2007 06:37:22
Цитировать1. Насколько практично использование крылатого Клипера (или чего подобного Клиперу) для торможения о Земную атмосферу и выхода на высокую орбиту после возвращения от Луны?

2. В случаке если это возможно (практично) сколько раз можно совершить такой маневр (торможение о Земную атмосферу) без замены ТЗП?
 :roll:
1. Длительность штатного спуска после Луны для Клипера - около 36 часов с 4-6 "нырками" (после первого - вылет до 80 000 км (зачем вам нужна такая орбита с низким перигеем?) и т.д.) + весьма активное управление по крену в атмосфере.
2.Лучше этого ни разу не делать...
Название: AEROBRAKING КЛИПЕР
Отправлено: Oleg от 30.01.2007 09:40:38
Цитировать
Цитировать1. Насколько практично использование крылатого Клипера (или чего подобного Клиперу) для торможения о Земную атмосферу и выхода на высокую орбиту после возвращения от Луны?

2. В случаке если это возможно (практично) сколько раз можно совершить такой маневр (торможение о Земную атмосферу) без замены ТЗП?
 :roll:
1. Длительность штатного спуска после Луны для Клипера - около 36 часов с 4-6 "нырками" (после первого - вылет до 80 000 км (зачем вам нужна такая орбита с низким перигеем?) и т.д.) + весьма активное управление по крену в атмосфере.
2.Лучше этого ни разу не делать...
(http://www.geocities.com/oleg_mayakov/061low-i.jpg)
 :roll:  :wink:
Название: AEROBRAKING КЛИПЕР
Отправлено: mescalito от 30.01.2007 10:06:09
"Aerobraking, also known as aeroassisted orbit transfer" в атмосфере Земли это штука про которую говорят и пишут уже лет 50 но до сих пор ни кто не реализовал. Читал только про какой-то aeroassist flight experiment проводившийся у амеров.
Название: AEROBRAKING КЛИПЕР
Отправлено: mihalchuk от 30.01.2007 13:48:11
А дозы облучения будут каковы?
Название: AEROBRAKING КЛИПЕР
Отправлено: Reader от 30.01.2007 19:19:26
ЦитироватьА дозы облучения будут каковы?
Не более, чем на низком круге у Земли, так как - если Клипер и осуществится - он не должен и не будет летать на Луну, так как не для этой цели проектировался...
Название: AEROBRAKING КЛИПЕР
Отправлено: mescalito от 30.01.2007 21:39:28
Там вроде еще есть какие то проблемы с определением параметров торможения из-за неоднородности состава верхних слоев атмосферы. Поэтому теплозащиту многоразовой сделать проблематично.
Интересно бы узнать мнение специалиста.
Название: AEROBRAKING КЛИПЕР
Отправлено: ronatu от 31.01.2007 10:37:49
Вопрос то был о переходе с Лунной орбиты на Земную (БЕЗ ПОСАДКИ НА ЗЕМЛЮ) используя КРЫЛЬЯ т.е. управляемое многократное торможение в верхних слоях земной атмосферы.

В такой интерпретации Клипер может быть ПОЛЕЗНЫМ элементом Лунной программы.
Название: AEROBRAKING КЛИПЕР
Отправлено: ronatu от 31.01.2007 10:41:15
Цитировать... Поэтому теплозащиту многоразовой сделать проблематично. ....

Так вроде надо избавиться от существенно меньшей кинетической энергии чем при посадке на землю?
Грубо в соотношении 9:64?
Название: AEROBRAKING КЛИПЕР
Отправлено: mescalito от 31.01.2007 10:52:44
ЦитироватьТак вроде надо избавиться от существенно меньшей кинетической энергии чем при посадке на землю?
Грубо в соотношении 9:64?

Я имел ввиду не Клипер а аппарат способный тормозить об атмосферу при возвращении с высоких (ГСО) или межпланетных орбит. Например челнок орбита Земли - орбита Луны. А для этого теплозащита должна быть хотя бы "несколько разовой".
Название: AEROBRAKING КЛИПЕР
Отправлено: Зомби. Просто Зомби от 31.01.2007 12:32:30
ЦитироватьВ такой интерпретации Клипер может быть ПОЛЕЗНЫМ элементом Лунной программы.
Не может Клипер быть полезным элементом лунной программы
Клипер в лунной программе - самый вредный элемент
"Клипер - это антилунный корабль, это его сущность" (С) Я :mrgreen:
Все его остальные "крылья, ноги и хвосты" - это пустяки
Название: AEROBRAKING КЛИПЕР
Отправлено: Зомби. Просто Зомби от 31.01.2007 12:34:24
Цитировать
ЦитироватьТак вроде надо избавиться от существенно меньшей кинетической энергии чем при посадке на землю?
Грубо в соотношении 9:64?

Я имел ввиду не Клипер а аппарат способный тормозить об атмосферу при возвращении с высоких (ГСО) или межпланетных орбит. Например челнок орбита Земли - орбита Луны. А для этого теплозащита должна быть хотя бы "несколько разовой".
Да
Например для многоразового ТФЯРД-буксира
Очень существенный вопрос

Но, "по идее", ТЗП типа шаттловской как таковое "принципиально многоразовое"?
Название: AEROBRAKING КЛИПЕР
Отправлено: mescalito от 31.01.2007 13:09:39
По расчетам амеров даже буксир на ЖРД с торможенем в атмосфере будет достаточным для обеспечения лунной базы.

ТЗП Шатловско-Бурановского типа не может быть использовано для такого буксира ввиду большого веса. Более эффективен охлаждаемый защитный экран. А отработанный после охлаждения газ (водород) можно пустить на РСУ, вращение турбины ТНА, вращение компрессора подающего газ в теплообменник для последующего ожижения. Или еще как-нибудь.

ronatu вы же американец. Поищите в инете материал про современные успехи в аэродинамическом маневре (все же на англицком). Кроме США этим активно еще и Япония занималась.
Название: AEROBRAKING КЛИПЕР
Отправлено: ronatu от 01.02.2007 01:33:20
ЦитироватьЯ имел ввиду не Клипер а аппарат способный тормозить об атмосферу при возвращении с высоких (ГСО) или межпланетных орбит. Например челнок орбита Земли - орбита Луны. А для этого теплозащита должна быть хотя бы "несколько разовой".

Так и я о том же. :D
Если считать что одна посадка на землю эквивалентна 7  возвращениям с высокой (Лунной) орбиты на низкую (~400км) околоземную...  :x
Вроде теплозащита Клипера проектируется много (до 25) разовой? :shock:

В такой интерпретации Клипер может быть ПОЛЕЗНЫМ элементом Лунной программы. (с)
Название: AEROBRAKING КЛИПЕР
Отправлено: ronatu от 01.02.2007 01:35:57
Цитировать...Более эффективен охлаждаемый защитный экран. А отработанный после охлаждения газ (водород) можно пустить на РСУ, вращение турбины ТНА, вращение компрессора подающего газ в теплообменник для последующего ожижения. Или еще как-нибудь. ...

А это уже совсем другой Клиппер...  :wink:
Название: AEROBRAKING КЛИПЕР
Отправлено: Зомби. Просто Зомби от 31.01.2007 18:41:43
ЦитироватьВ такой интерпретации Клипер может быть ПОЛЕЗНЫМ элементом Лунной программы. (с)
Дык тогда не Клипер, а оторванный от него теплозащитный экран? :mrgreen:
Название: AEROBRAKING КЛИПЕР
Отправлено: ronatu от 01.02.2007 01:54:11
Цитировать...Дык тогда не Клипер, а оторванный от него теплозащитный экран? :mrgreen:

При определенных условиях я согласен пойти на такой компромисс... :lol:
Название: AEROBRAKING КЛИПЕР
Отправлено: Reader от 31.01.2007 20:34:31
Цитировать
ЦитироватьЯ имел ввиду не Клипер а аппарат способный тормозить об атмосферу при возвращении с высоких (ГСО) или межпланетных орбит. Например челнок орбита Земли - орбита Луны. А для этого теплозащита должна быть хотя бы "несколько разовой".

Так и я о том же. :D
Если считать что одна посадка на землю эквивалентна 7  возвращениям с высокой (Лунной) орбиты на низкую (~400км) околоземную...  :x
Вроде теплозащита Клипера проектируется много (до 25) разовой? :shock:

В такой интерпретации Клипер может быть ПОЛЕЗНЫМ элементом Лунной программы. (с)
Забудьте, ни в коем случае - даже при вашей интерпретации. Врагу не пожелаю - тормозиться о нашу атмосферу много раз в течение нескольких суток. Если, конечно,  люди на борту. Поседеют - в лучшем случае...
Название: AEROBRAKING КЛИПЕР
Отправлено: mescalito от 31.01.2007 21:05:03
Вариантов торможения может быть куча. Несколько неглубоких нырков или один глубокий после которого сразу выходна низкую орбиту.

Без серьезных натурных экспериментов нельзя говорить об опасности для человека такого торможения. А для техники вроде все уже отработано на АМС к Марсу и Титану.
Название: AEROBRAKING КЛИПЕР
Отправлено: Reader от 31.01.2007 21:18:42
ЦитироватьВариантов торможения может быть куча. Несколько неглубоких нырков или один глубокий после которого сразу выходна низкую орбиту.

Без серьезных натурных экспериментов нельзя говорить об опасности для человека такого торможения. А для техники вроде все уже отработано на АМС к Марсу и Титану.
Для Клипера - даже формируя орбиту побыстрей - "100х40 000 с первого захода" - вы просто сгорите. У нас - не Марс, а Клипер не - MGS.
Название: AEROBRAKING КЛИПЕР
Отправлено: mescalito от 31.01.2007 21:50:40
Можно конечно рикошетировать об атмосферу, но тогда надо тратить топливо на управление. Да и космонавтам неприятно. :)

Можно входить соплом вперед с включенным двигателем. Факел раскрывается как зонтик.  :wink: (видел такой вариант в одном амерском документе).

ЦитироватьДля Клипера - даже формируя орбиту побыстрей - "100х40 000 с первого захода" - вы просто сгорите. У нас - не Марс, а Клипер не - MGS

Почему???
Какая скорость входа в атмосферу при возвращении с Луны? Какая при этой скорости температура торможения у воздуха на высоте 60 км?, на 70 км? на 80 км? А какова максимально возможная температура для современных ТЗП (не той что на Буране, а современной)?