Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: RadioactiveRainbow от 15.01.2007 00:21:33

Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: RadioactiveRainbow от 15.01.2007 00:21:33
О вкладе в стоимость [ракетных систем] и [кг ПН на НЗО].
Тема на обсуждение.
Я понимаю, что финансовые аспекты средств выведения неоднократно обсуждались как в специализированных темах, так и вообще...
И всё же, хотелось бы уяснить для себя (а может ещё для кого) ряд вопросов в этой области.

Основная мысль темы такова:

Как влияют на ценообразование факторы и технические особенности, которые здесь (на форуме) опускаются по тем или иным причинам.


Поясню на примере.
Вот, например, есть РН семейства Союз. С большим и навороченым стартовым комплексом, который требует обслуживания/ремонта и, соответственно, вносит свой вклад в стоимость доставки ПН.
А как изменится стоимость выведения, если, скажем, модернизировать ракету вплоть до состояния "привезли на автотракторе ракету в чисто поле (на бетонную площадку), поставили, из гибких шлангов заправили и запустили".
Утрирую, кнечно, но общий смыл такой.

Или, например, как будет влиять на цены (разработки/производства/эксплуатации) создание нового универсального комплекса (разработка/испытание/изготовление/обслуживание/эксплуатация РН и КА) где-нибудь на территории РФ, вместо того чтобы таскать чертежи, детали и изделия туда-сюда по всей стране.

В таком вот акцепте.
Самые неочевидные на первый взгляд факторы.
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: mescalito от 15.01.2007 21:28:53
Вы предлагаете все что связано с космосом(РН, РБ, КА и др) собирать и запускать из одной географической точки. Или только собирать?

Этакий космический город-сад аля Лас-Вегас.

Предлагаете все производить в Плесецке?

Хотя если будут реализованы проекты типа Воздушный старт, МАКС или ГВРД, то это будет вполне возможно. И эти местом будет город Королев.
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: RadioactiveRainbow от 16.01.2007 10:26:15
Я этого не предлагаю (хотя очень хочется) - я предлагаю обсудить.

С одной стороны, конечно, идея весьма заманчива - разрабатывать/испытывать/производить/запускать всё в одном месте. Транспортные расходы минимизируются, снимается ограничение с максимального диаметра блоков, снижается время изготовления/сборки, да и вообще работать удобнее, когда всё "под рукой".
С другой стороны - большой вопрос организации такого "космического мегаполиса" в принципе. При нём инвариантно придётся создавать целый город (причём очень немаленький). А это туева хуча $$$. И куча эта может окупиться через много-много (десятков/сотен) лет.
Так же интересно - смогут ли на одной (пусть даже большой) территории уживаться различные КБ и производственные предприятия? Или объединить все предприятия под общей "крышей"... но тогда как быть со здоровой конкуренцией - заставить конкурировать между собой конструкторские группы - это значит выкидывать большой кусок "учтённых" денег на ветер (если, конечно, группы не будет работать в порядке частной инициативы).

Если вдуматься не вильно - разумно разместить в точке запуска хотя бы производство самых крупных блоков ракет. Согласитесь, снятие ограничения на диаметр - это гут.
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Димитър от 16.01.2007 14:47:02
Цитировать1. С другой стороны - большой вопрос организации такого "космического мегаполиса" в принципе. При нём инвариантно придётся создавать целый город (причём очень немаленький). А это туева хуча $$$. И окупиться через много-много (десятков/сотен) лет.

2. смогут ли на одной (пусть даже большой) территории уживаться различные КБ и производственные предприятия? Или объединить все предприятия под общей "крышей"... но тогда как быть со здоровой конкуренцией

3. заставить конкурировать между собой конструкторские группы - это значит выкидывать большой кусок "учтённых" денег на ветер.

4. Если вдуматься - разумно разместить в точке запуска хотя бы производство самых крупных блоков ракет. Согласитесь, снятие ограничения на диаметр - это гут.

1. Трудности не больше, чем при создании любого другого большого производства. И окупится не позже, чем если разбросать все по разным районам России. Таких производственных комплексов в СССР было создано много. Так что опит есть. Вопрос, будет ли желание...

2. А ето уже не зависит от разположения объектов...  :?

3. Правильно! Только не имеет отношение к теме.  :)

4. Так делали Н-1 на Байконуре.
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Димитър от 16.01.2007 15:01:32
А я хочу спросить, что включено в так называемые пусковые услуги? По разным сведениям они могут составить больше 1/3 от стоимости запуска.

Смотрю по ТВ огромный центр управления полетов и удивляюсь: Сотни людей, каждый следит какие-то параметры, регулирует какой-то процесс, и каждый получает зарплату. В то же время боевые ракеты выполняют не менее сложный полет без всякого «центра управления»! Так зачем нам компьютеры? Нельзя ли сделать управление полета автоматическим, как у боевых ракет, хотя бы для тех случаях, когда не летят космонавты? ... И будет у нас один диспетчер, как в авиации.
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Дмитрий В. от 16.01.2007 14:09:31
ЦитироватьА я хочу спросить, что включено в так называемые пусковые услуги? По разным сведениям они могут составить больше 1/3 от стоимости запуска.

Смотрю по ТВ огромный центр управления полетов и удивляюсь: Сотни людей, каждый следит какие-то параметры, регулирует какой-то процесс, и каждый получает зарплату. В то же время боевые ракеты выполняют не менее сложный полет без всякого «центра управления»! Так зачем нам компьютеры? Нельзя ли сделать управление полета автоматическим, как у боевых ракет, хотя бы для тех случаях, когда не летят космонавты? ... И будет у нас один диспетчер, как в авиации.
По большому счету, в стоимость пусковых услуг должны включаться эксплуатационные затраты:
- амортизация СК и технической позиции;
- "коммунальные платежи" (тепло, эл/энергия, вода и т.п.);
- трнспортные затраты на доставку РН и КА на косодром;
- стоимость компонентов топлива, заправляемых газов и т.п.;
- стоимость запасных частей, использованных, при необходимости, для "ремонта" РН и КА;
- заработная плата стартовой команды, рабочих, служащих и специалистов МИК и т.п. (в пересчете на пуск)
- ну, и само собой, накладные расходы (зарплата "начальников", технического персонала и т.д.).
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: mescalito от 16.01.2007 15:52:10
Цитироватьзаработная плата стартовой команды, рабочих, служащих и специалистов МИК и т.п. (в пересчете на пуск)

Это вы перегнули. Это что получиться у стартовиков зарплата сдельная. Бутылку поставил и полетел.  :lol:
Нет их зарплата тоже накладные расходы.
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: MikeP от 16.01.2007 10:45:06
Почему чушь? Абсолютно верно. Речь о стоимости пуска. Если нужно держать например 100 человек с годовой зарплатой N рублей, то при одном пуске в год вся эта зарплата ляжет на этот пуск, если будет 12 пусков, то на один пуск N/12.
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Дмитрий В. от 16.01.2007 16:57:34
Цитировать
Цитироватьзаработная плата стартовой команды, рабочих, служащих и специалистов МИК и т.п. (в пересчете на пуск)

Это вы перегнули. Это что получиться у стартовиков зарплата сдельная. Бутылку поставил и полетел.  :lol:
Нет их зарплата тоже накладные расходы.
Зачем же? Стартовая команда получает зарплату регулярно, наверное, 2 раза в месяц. Плюс, возможно, премиальные за успешные пуски. Сделали 2 пуска в месяц - разделим фонд оплаты труда на 2 и определи вклад зарплаты в 1 пуск.
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: mescalito от 16.01.2007 18:01:37
Я считаю что зарплата стартовиков и персонала МИКа да и всего космодрома и ИПов не должна зависить от количества пусков. Только премиальные могут. Потому что они (персонал) не могут повысить количество пусков свои ударным трудом за счет производительности труда. Они тогда целиком будут зависить от расторопности и предпреимчивости высшего руководства зарплата которого от количества полученных ими заказов на пуски не зависит. Лучше было бы наоборот зарплату начальству (ген. директорам, руководителям подразделений) платить относительно проведенных пусков.
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Arie от 16.01.2007 18:46:43
ЦитироватьНельзя ли сделать управление полета автоматическим, как у боевых ракет, хотя бы для тех случаях, когда не летят космонавты? ... И будет у нас один диспетчер, как в авиации.
Открою вам большой секрет - оно и так полностью автоматическое. А я например вообще не представляю как пуском можно вручную управлять - все равно отреагировать не успеешь, да и воздействие должно быть строго нормированное, иначе все развалишь ...
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Димитър от 18.01.2007 14:01:00
Цитировать
ЦитироватьНельзя ли сделать управление полета автоматическим,  ... И будет у нас один диспетчер, как в авиации.
Открою вам большой секрет - оно и так полностью автоматическое. А я например вообще не представляю как пуском можно вручную управлять - все равно отреагировать не успеешь...

Полностью согласен. Но тогда что делают десятки и сотни людей в командном центре? Смотрят на запуск, потому что им интересно?  :?
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Димитър от 18.01.2007 14:09:14
ЦитироватьПо большому счету, в стоимость пусковых услуг должны включаться эксплуатационные затраты:
1 - амортизация СК и технической позиции;
2 - "коммунальные платежи" (тепло, эл/энергия, вода и т.п.);
- трнспортные затраты на доставку РН и КА на косодром;
- стоимость компонентов топлива, заправляемых газов и т.п.;
3 - стоимость запасных частей, использованных, при необходимости, для "ремонта" РН и КА;
4 - заработная плата стартовой команды, рабочих, служащих и специалистов МИК и т.п. (в пересчете на пуск)
- ну, и само собой, накладные расходы (зарплата "начальников", технического персонала и т.д.).

1. Мне кажется, что это должна быть самая большая чась расходов. А сколько стоит СК, кто-то может сказать?
2. Думаю эти расходи будут не очень значительные - не более нескольких процентов от всех (на глаз  :) )
3 А такое часто бывает?
4. Так сколько человек работают на СК ?

Информации по этих вопросов есть, или она закритая?
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Arie от 18.01.2007 18:44:13
ЦитироватьПолностью согласен. Но тогда что делают десятки и сотни людей в командном центре? Смотрят на запуск, потому что им интересно?  :?
Привожу пример из собственного опыта: пуск "Метопа" и "Меридиана":
за пультом СУ Союз-2 сидят 2 оператора и смотрят в два совершенно одинаковых экрана, за ними стоят начальник контролеров СУ, начальник расчета СУ, руководитель пуска (1-й, он же стреляющий), пара местных полковников и еще человек 10-15 просто наблюдателей.
При этом ручные действия при пуске:
1. нажать кнопочку "Предпусковая подготовка" за 3.5-10 ч до КП (не менее чем за 20 сек до начала автоматического цикла, при этом обратный отчет до времени начала АЦ на экране присутствует).
2. повернуть "ключ на старт" не менее чем за 5 минут до КП, можно вообще до включения СУ.
ВСЕ, можно идти спать, ибо от присутствующих в пультовой больше ничего не зависит.

Вопросы еще есть ? :)
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: RadioactiveRainbow от 18.01.2007 19:47:28
Цитировать
ЦитироватьПолностью согласен. Но тогда что делают десятки и сотни людей в командном центре? Смотрят на запуск, потому что им интересно?  :?
Привожу пример из собственного опыта: пуск "Метопа" и "Меридиана":
за пультом СУ Союз-2 сидят 2 оператора и смотрят в два совершенно одинаковых экрана, за ними стоят начальник контролеров СУ, начальник расчета СУ, руководитель пуска (1-й, он же стреляющий), пара местных полковников и еще человек 10-15 просто наблюдателей.
При этом ручные действия при пуске:
1. нажать кнопочку "Предпусковая подготовка" за 3.5-10 ч до КП (не менее чем за 20 сек до начала автоматического цикла, при этом обратный отчет до времени начала АЦ на экране присутствует).
2. повернуть "ключ на старт" не менее чем за 5 минут до КП, можно вообще до включения СУ.
ВСЕ, можно идти спать, ибо от присутствующих в пультовой больше ничего не зависит.

Вопросы еще есть ? :)
:lol:
Класс! Как туда на работу устроиться?
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Дмитрий В. от 18.01.2007 21:07:04
Цитировать
ЦитироватьПо большому счету, в стоимость пусковых услуг должны включаться эксплуатационные затраты:
1 - амортизация СК и технической позиции;
2 - "коммунальные платежи" (тепло, эл/энергия, вода и т.п.);
- трнспортные затраты на доставку РН и КА на косодром;
- стоимость компонентов топлива, заправляемых газов и т.п.;
3 - стоимость запасных частей, использованных, при необходимости, для "ремонта" РН и КА;
4 - заработная плата стартовой команды, рабочих, служащих и специалистов МИК и т.п. (в пересчете на пуск)
- ну, и само собой, накладные расходы (зарплата "начальников", технического персонала и т.д.).

1. Мне кажется, что это должна быть самая большая чась расходов. А сколько стоит СК, кто-то может сказать?
2. Думаю эти расходи будут не очень значительные - не более нескольких процентов от всех (на глаз  :) )
3 А такое часто бывает?
4. Так сколько человек работают на СК ?

Информации по этих вопросов есть, или она закритая?
1-от многих факторов зависит, например от массы и размеров РН. УКСС обошелся что-то в районе 2 млрд. рублей или по курсу конца 80-х около 3 млрд. долларов. Цифры не очень точные, но близки к истине.
2 - точно сказать не могу
3,4- это надо у эксплуатантов уточнять. Кто тут у нас с Байконура?
 :?:
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Старый от 18.01.2007 22:23:21
Цитировать:lol:
Класс! Как туда на работу устроиться?
Не завидуйте. Остальное время - строевая подготовка. :( ;)
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Arie от 19.01.2007 05:50:16
ЦитироватьНе завидуйте. Остальное время - строевая подготовка. :( ;)
И прочие армейские "радости" ...
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: sas от 19.01.2007 17:31:04
ЦитироватьСмотрю по ТВ огромный центр управления полетов и удивляюсь: Сотни людей,....
Так надо вспомнить, сколько в полете находиться боевая ракета, как и ЗАЧЕМ она летит. Ей всякие управляющие сигналы принимать можно только на активном участке - перенацеливание а полете. Дальше кирпичи ни на что не откликаются, летят свободно сами по себе 25 минут. И сколько их летит? Если из тысячи ракет 3-4 не полетели, фиг с ними.
А тут ЕДИНСТВЕННЫЙ аппарат, которым нужно управлять и контролировать его состояние.
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: mescalito от 19.01.2007 19:29:41
На старте Протона работает 180-200 человек. Это включая администрацию и прочих бездельников. Работа на СК в основном состоит из РВР и ТО, ну и конечно 8-10 пусков по 3 стартовых дня. Реально пашут человек сто, но это потому что расчеты систем недоукомплектованы. Знаю что такая ситуация на всех СК Байконура, так как работа на старте тяжелая и грязная. В особенности на Союзе, где стыковка заправочных трубопроводов не автоматизирована. На Протоне хоть стыковка заправочных горловин и автоматизирована, но перед каждым пуском необходимо проводить операцию "прокачка по большому кольцу" это когда заправочная горловина стыкуется металлорукавом (ДУ 200 для амила и ДУ 150 для гептила) весом в 500кг ( для амила) с двумя дренажными горловинами и производится прокачка компонента из . Такое проводится и для промывки трубопроводов системы заправки. Кроме этого всего, необходимо сменить полутраметровый металлорукав ведущий до наполнительного соединения. И все эти операции в спецодежде, противогазе, перчатках и с ключом на 41. :)  Еще много интересных опреаций производится на ферме обслуживания, где зимой без унтов на ногах не возможно работать.  :lol:

Так что Arie вы несколько преукрашиваете. Хотя на СК Зенита наверняка делать почти ничего не надо.
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Arie от 19.01.2007 19:53:52
ЦитироватьТак что Arie вы несколько преукрашиваете. Хотя на СК Зенита наверняка делать почти ничего не надо.
Я сам сидел за пультом и там и там :)
Про заправку согласен, но я говорил только за систему управления в качестве примера того, что даже полная автоматизация не приводит к снижению количества народа до минимума...

BTW: из-за установки Союз-2 всегда в одном и том же положении на столе (в отличие от прототипа) идут разговоры и об автоматизации заправки...
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: mescalito от 19.01.2007 20:49:11
Arie вы лучше расскажите что предстоит персоналу СУ перед пуском. Что бы у народа не сложилось ложное впечатление что пуск это легко. Кнопку нажал и пошел водку пить. :lol:
На наших СК (не знаю как в Плесе, говорю за Байконур) сложилась такая практика что один человек может входить в расчеты нескольких систем. Поэтому даже если ты не заправщик, твоя работа на старте не менее тяжелая.
Вот например на Зените при установке его на стартовый стол стыкуется около 3000 разъемов и всячиских пневмогидро соединений. А теперь представте что примерно тоже количество на Союзе стыкуется в ручную (не по одному конечно;)) На Протоне немного подругому.

Так что RadioactiveRainbow на СК лучше не работать. ЛУчше в теплом МИКе в белом халате сидеть...
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Arie от 19.01.2007 21:29:24
ЦитироватьArie вы лучше расскажите что предстоит персоналу СУ перед пуском.
По электрике - стыковка 10 разъемов к борту, установка батарей (6х2шт), установка и подключение ПЗУ (дофига, порядка часа занимает), настройка цепочек регулирующих высоту подъема изделия до отрыва разъемов. Пневматикой расчет afair СУ не занимается. стыковка разъемов - при вывозе изделия, остальное - в пусковой день.

ЦитироватьЧто бы у народа не сложилось ложное впечатление что пуск это легко. Кнопку нажал и пошел водку пить. :lol:
Сейчас много возни до вывоза - но это надеемся побороть к завершению программы испытаний.

ЦитироватьНа наших СК (не знаю как в Плесе, говорю за Байконур) сложилась такая практика что один человек может входить в расчеты нескольких систем.
Не помню такого на 31-й в Байконуре - никто просто не даст так делать, ибо расчет СУ это одна организация (БФ ЦСКБ Прогресс), а остальные расчеты - совсем другие организации.

ЦитироватьВот например на Зените при установке его на стартовый стол стыкуется около 3000 разъемов и всячиских пневмогидро соединений. А теперь представте что примерно тоже количество на Союзе стыкуется в ручную (не по одному конечно;))
Страшные цифры называете, надо посмотреть ПГС (это вообще не моя епархия),но такого числа соединений на союзе в сумме не будет, даже считая внутренние. На порядок меньше.
По электрике: У меня всего около полутора тысяч связей с терминала на весь СК идет (в сумме по входам и выходам), на борт меньше половины, остальное на системы СК, т.е. никогда не расстыковывается, в один разъем на борт влезает полсотни...

ЦитироватьТак что RadioactiveRainbow на СК лучше не работать. ЛУчше в теплом МИКе в белом халате сидеть...
А вот там на союзе куча возни - много вариантов схем для разных проверок...
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: mescalito от 19.01.2007 21:48:40
Я все это писал про расчеты стартовиков, а не борта. А там людей не хватает. Тем более вспомните сколько работы по подготовке самого старта к приему РН.
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Arie от 19.01.2007 22:08:18
ЦитироватьЯ все это писал про расчеты стартовиков, а не борта.
Я и писал про старт. Конкретно про расчет СУ.

ЦитироватьА там людей не хватает. Тем более вспомните сколько работы по подготовке самого старта к приему РН.
И про это написал, читайте внимательней ;)
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: mescalito от 19.01.2007 22:27:55
Значит я не так понял.
Ведь есть еще те кто приезжает на старт вместе с РН. От Хрунов, Прогресса или Энергии. Они тоже что-то делают перед стартом. Или просто следят :wink:
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Arie от 20.01.2007 08:44:51
ЦитироватьЗначит я не так понял.
Поподробней: при подготовке к пуску в Байконуре даже оператор бегает на осмотр изделия - что разъемы не оборвали, цепочки в нормальном провисе, ПЗУ из камер не выпали и воздушные рули в нейтральном положении - это все перед отводом из под изделия кабины обслуживания и опусканием колонн (~40 минут до КП).

А подготовка старта по СУ: на эти самые 10 разъемов ставяться заглушки, вместо ПЗУ их имитаторы и прогоняется 5 режимов - регламентная проверка без изделия (прозвон через заглушки всех цепей полным перебором), проверка цепей ПЗУ (аналогично), проверка взаимодействия со смежниками и прием навигационного альманаха+расчет полетного задания. Все режимы, кроме проверки со смежниками - полные автоматы, т.е. кнопочку на запуск режима надо нажать и убедиться, что все зеленое. Проверка со смежниками - там да, минут 40 кнопки надо подавить, ибо проверки идут в диалоговом режиме.
Вроде все. У некоторых других расчетов работы куда больше, хотя например у телеметристов и того меньше.

ЦитироватьВедь есть еще те кто приезжает на старт вместе с РН. От Хрунов, Прогресса или Энергии. Они тоже что-то делают перед стартом. Или просто следят :wink:
От Прогресса - порядка 5 человек, и то потому что сейчас идут утрясания и согласования работы со смежниками.

Это я все к тому, что по делу - толпа народу там нафиг не нужна.
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Дем от 02.02.2007 15:37:12
ЦитироватьArie вы лучше расскажите что предстоит персоналу СУ перед пуском. Что бы у народа не сложилось ложное впечатление что пуск это легко. Кнопку нажал и пошел водку пить. :lol:
На наших СК (не знаю как в Плесе, говорю за Байконур) сложилась такая практика что один человек может входить в расчеты нескольких систем. Поэтому даже если ты не заправщик, твоя работа на старте не менее тяжелая.
Вот например на Зените при установке его на стартовый стол стыкуется около 3000 разъемов и всячиских пневмогидро соединений. А теперь представте что примерно тоже количество на Союзе стыкуется в ручную (не по одному конечно;)) На Протоне немного подругому.
Ужас какой... Хотя достаточно всего 2 электрических (электропитание) и по две трубы на каждый бак (заливка/слив).
А информацию можно и без электрического контакта гнать, оно надёжней
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: zyxman от 03.02.2007 17:35:46
Цитировать
ЦитироватьArie вы лучше расскажите что предстоит персоналу СУ перед пуском. Что бы у народа не сложилось ложное впечатление что пуск это легко. Кнопку нажал и пошел водку пить. :lol:
На наших СК (не знаю как в Плесе, говорю за Байконур) сложилась такая практика что один человек может входить в расчеты нескольких систем. Поэтому даже если ты не заправщик, твоя работа на старте не менее тяжелая.
Вот например на Зените при установке его на стартовый стол стыкуется около 3000 разъемов и всячиских пневмогидро соединений. А теперь представте что примерно тоже количество на Союзе стыкуется в ручную (не по одному конечно;)) На Протоне немного подругому.
Ужас какой... Хотя достаточно всего 2 электрических (электропитание) и по две трубы на каждый бак (заливка/слив).
А информацию можно и без электрического контакта гнать, оно надёжней
не факт что надежней, как и не факт что всего 2 провода хватит для питания :D
Я вообще электронщик, не спец по ракетам, но законы физики на всех действуют одинаково :D
так вот единственный действительно более надежный чем медный провод канал передачи информации - оптоволокно - оно почти абсолютно помехоустойчиво (нет проблем ни с внешними помехами ни с наводками между линиями одного кабеля), имеет наибольшую возможную пропускную способность и "автоматически" дает гальваническую развязку, но у него свои недостатки - в основном хрупкость и необходимость все переделать (есть свои нюансы).
Потом, оптоволоконный разъем это тоже не очень мелкое устройство :)

А с питанием - есть как минимум 3 вида потребителей электричества - силовые, система управления и различные датчики.
- силовые дают очень сильные помехи, от которых очень ухудшается точность датчиков, да и системе управления прийдется несладко.
Таким образом как минимум нужно раздельное питание силовых устройств, системы управления и датчиков.
Плюс для увеличения надежности желательно чтобы критические датчики и узлы были совсем простые и/или имели полностью автономное подключение.

и это вобщем все, если не учитывать что ракета не целиком делается одним человеком
- реально ракета состоит из десятков узлов и агрегатов, изготовляемых разными предприятиями. Часть разрабатывалась еще при союзе, часть делается уже сейчас.
- унификация безусловно есть, но многие устройства просто невозможно подключить к одному универсальному интерфейсу.
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Дем от 04.02.2007 19:45:05
Цитироватьне факт что надежней, как и не факт что всего 2 провода хватит для питания :D
Я вообще электронщик, не спец по ракетам, но законы физики на всех действуют одинаково :D
так вот единственный действительно более надежный чем медный провод канал передачи информации - оптоволокно - оно почти абсолютно помехоустойчиво (нет проблем ни с внешними помехами ни с наводками между линиями одного кабеля), имеет наибольшую возможную пропускную способность и "автоматически" дает гальваническую развязку, но у него свои недостатки - в основном хрупкость и необходимость все переделать (есть свои нюансы).
Потом, оптоволоконный разъем это тоже не очень мелкое устройство :)
Вообще говоря есть и такая штука, как "бесконтактный" оптостык - разнесённая пара приёмник-передатчик. И им не только контакт не нужен, они спокойно могут "гулять" относительно друг друга в любых необходимых пределах.

ЦитироватьА с питанием - есть как минимум 3 вида потребителей электричества - силовые, система управления и различные датчики.
- силовые дают очень сильные помехи, от которых очень ухудшается точность датчиков, да и системе управления прийдется несладко.
Таким образом как минимум нужно раздельное питание силовых устройств, системы управления и датчиков.
Как мне кажется, конвертор напряжения со стабилизатором весит легче, чем ещё одна шина питания. Сейчас их делать умеют.
ЦитироватьПлюс для увеличения надежности желательно чтобы критические датчики и узлы были совсем простые и/или имели полностью автономное подключение.
А в полёте они в таком автономе и работают, как мне кажется :) А внешнее питание - исключительно на тот период, когда их показания не являются важными, просто чтобы чтобы батарейки не тратить...

Цитировать- реально ракета состоит из десятков узлов и агрегатов, изготовляемых разными предприятиями. Часть разрабатывалась еще при союзе, часть делается уже сейчас.
- унификация безусловно есть, но многие устройства просто невозможно подключить к одному универсальному интерфейсу.
Так уже давно надо переходить на единый цифровой стандарт "общения" элементов. С единственным (пусть и дублированным) подключением наружу.
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: RadioactiveRainbow от 15.03.2010 07:58:46
Граждане, кто-нибудь может ориентировочно, но аргументированно (с примерами то есть) сказать, как сегодня выглядит
соотношение стоимости ПН, стоимости носителя и стоимости пуска?
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: mescalito от 15.03.2010 08:05:47
а для какого пуска? какой РН? какой ПН?

пуск российский или иностранный? если российский то коммерческий или государственный?

там везде по разному))
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: LRV_75 от 15.03.2010 09:01:46
Стоимость подсчитать ОЧЕНЬ сложно, потому что она размыта по всем стадиям создания РН (про КА даже не говорю) от разработки, испытаний, ЛКИ, обслуживания, доработок, ввода в эксплуатацию. Тут задействованы десятки предприятий смежников. Плюс согласен (это говорилось выше) раздут штат обеспечивающий пуск. Каждый боевой расчет состоит из 4-х составляющих. Напримере СОЮЗ- 2. Боевой расчет СУ:
1. Представители эксплуатирующей оргнизации, которые собственно все кнопки нажимают и стыкуют все разъемы (КБОМ)
2. Представители головного заказчика, именно по их эксплуатационной документации все работает (ЦСКБ)
3. Представители изготовителя СУ РН, именно они , собственно и знают как все работает и именно они  могут оперативно внести какие либо изменения оперативно (НПО А)
4. Представители контролирующе организации (ФКЦ Байконур, сейчас вошли в состав ЦЭНКИ)
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: RadioactiveRainbow от 15.03.2010 10:30:34
Это все понятно. Меня в среднем интересует.


На форуме часто слышно, что стоимость РН много меньше стоимости её ПН.
Стоимость ПН, понятное дело, меньше стоимости миссии этой ПН.
А стоимость пуска меньше стоимости ПН но больше стоимости РН.

Кто-нибудь знаком хотя бы ориентировочно с цифрами?


Меня интересуют любые варианты -  и государственные и коммерческие, и наши и ихние.
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: LRV_75 от 15.03.2010 11:54:59
ЦитироватьА стоимость пуска меньше стоимости ПН но больше стоимости РН.

Кто-нибудь знаком хотя бы ориентировочно с цифрами?


Меня интересуют любые варианты -  и государственные и коммерческие, и наши и ихние.
Ну вот к примеру, легендарный пуск Метопа Союзом-2 в 2006 году.
Пуск коммерческий, средства на создание РН Союз-2 государственные (Министерство обороны в лице космических войск и Роскосмос)

Стоимость РН и обеспечение пуска - 100 млн. долларов
Стоимость ПН (Метоп) - 900 млн. ЕВРО
Стоимость снятия РН после 3-х неудачных попыток пуска, замена уплотнителей на заводе изготовителе, и организация повторного пуска - 200 млн. рублей
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: ssb от 15.03.2010 12:19:50
Ранее где-то на этом форуме пробегала табличка:
(http://s006.radikal.ru/i213/1003/ef/9fd0ba64ac3a.jpg)
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Бродяга от 15.03.2010 13:04:36
Вообще, данные по "вкладу в стоимость" приводились по Шаттлу и получалось, что содержание инфраструктуры под Шаттл стоит почти столько же, сколько затрачивается непосредственно на полёты Шаттлов. :)
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: LRV_75 от 15.03.2010 13:22:55
ЦитироватьВообще, данные по "вкладу в стоимость" приводились по Шаттлу и получалось, что содержание инфраструктуры под Шаттл стоит почти столько же, сколько затрачивается непосредственно на полёты Шаттлов. :)
А это не только по Шаттлам, по нашим РН такая же петрушка?
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Бродяга от 15.03.2010 14:21:55
Цитировать
ЦитироватьВообще, данные по "вкладу в стоимость" приводились по Шаттлу и получалось, что содержание инфраструктуры под Шаттл стоит почти столько же, сколько затрачивается непосредственно на полёты Шаттлов. :)
А это не только по Шаттлам, по нашим РН такая же петрушка?
Я думаю, что ещё в большей степени, так как Шаттл изделие большое и сложное и, соответственно, на его подготовку нужны большие трудозатраты. :)
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Ark от 15.03.2010 16:39:39
Насколько я понимаю, стоимость разработки + производства + инфраструктуры определяется количеством запущенных изделий.
Одни цифры для Союзов и абсолютно другие для Энергии + Буран
или для Н1.
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: LRV_75 от 15.03.2010 16:56:30
ЦитироватьНасколько я понимаю, стоимость разработки + производства + инфраструктуры определяется количеством запущенных изделий.
Одни цифры для Союзов и абсолютно другие для Энергии + Буран
или для Н1.
С этим вроде никто и не спорит
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Chilik от 15.03.2010 13:25:07
ЦитироватьРанее где-то на этом форуме пробегала табличка:...
Жестоко.
"Затраты на страхование при пуске" увеличились в 2.5 раза. Если я правильно представляю, как работает страховая компания, то эта цифра много говорит об изменяющейся со временем надёжности.
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: mihalchuk от 15.03.2010 21:08:20
ЦитироватьЖестоко.
"Затраты на страхование при пуске" увеличились в 2.5 раза. Если я правильно представляю, как работает страховая компания, то эта цифра много говорит об изменяющейся со временем надёжности.
Нет. Просто страховые суммы кое-где считаются дармовым доходом, и на этот кусок увеличились сторонние аппетиты. ИМХО.
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Lev от 15.03.2010 21:14:15
ЦитироватьГраждане, кто-нибудь может ориентировочно, но аргументированно (с примерами то есть) сказать, как сегодня выглядит
соотношение стоимости ПН, стоимости носителя и стоимости пуска?
ПК Союз:
РН - 32%
Пусковые услуги - 13%
ПТК Союз - 55%
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: RadioactiveRainbow от 15.03.2010 22:04:29
Спасибо.
Итого, можно утверждать, что в среднем стоимость РН составляет треть стоимости пуска (пуск = обеспечение пуска + ракета + нагрузка).
Много. Я надеялся что будет меньше.



Была бы стоимость РН не более 10% от стоимости пуска - можно было бы забить на линейки ракет и сделать ракеты одной-двух основных размерностей и с чистой совестью пускать ракеты недогруженными.

Все едино на стоимость повлияет слабо, а за счет увеличения серийности и при умеренных характеристиках надежность была бы на уровне.


Но, увы. При доле оптимальной РН 30% от стоимости пуска такая идея работать не будет (
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Lev от 15.03.2010 22:12:58
RadioactiveRainbow писал(а):
ЦитироватьИтого, можно утверждать, что в среднем стоимость РН составляет треть стоимости пуска (пуск = обеспечение пуска + ракета + нагрузка).
Много. Я надеялся что будет меньше.
Как ни странно, Союз - весьма "относительно дорогая" РН. При пусках Протона с РБ и ПН на ГСН стоимость  РН - где-то 22-25%.
А вот при пусках сложных модулей для ОС стоимость РН падает до 12-15%, пусковых услуг - до 5-8%
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: LRV_75 от 15.03.2010 22:28:31
ЦитироватьRadioactiveRainbow писал(а):
ЦитироватьИтого, можно утверждать, что в среднем стоимость РН составляет треть стоимости пуска (пуск = обеспечение пуска + ракета + нагрузка).
Много. Я надеялся что будет меньше.
Как ни странно, Союз - весьма "относительно дорогая" РН. При пусках Протона с РБ и ПН на ГСН стоимость  РН - где-то 22-25%.
А вот при пусках сложных модулей для ОС стоимость РН падает до 12-15%, пусковых услуг - до 5-8%
А при пусках "эксклюзивных" по своим задачам коммерческих спутников стоимость (в процентах) РН падает еще ниже
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Туман Андромедов от 15.03.2010 22:47:53
ЦитироватьНо тогда что делают десятки и сотни людей в командном центре? Смотрят на запуск, потому что им интересно?

В случае внезапного останова процесса пуска, необходимо быстро и квалифицированно принять решение о дальнейших действиях. И, найдя решение, выполнить эти действия при частично неисправном оборудовании, что является нетривиальной задачей. Вот и нужны десятки людей, любой из которых может понадобится в любую из минут.
Название: О вкладе в стоимость...
Отправлено: Lev от 15.03.2010 22:55:15
ЦитироватьА при пусках "эксклюзивных" по своим задачам коммерческих спутников стоимость (в процентах) РН падает еще ниже
Дык! А при пуске уникальных АМС...