Эта тема, вроде, уже поднималась. Но поиск работает очень странно и найти ее не удалось.
Информация весьма скудная (из книги "Энергия 50 лет" или сайта www.buran.ru )
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/647.gif)
Для поражения стартующих баллистических ракет и их головных блоков на пассивном участке полета в НПО "Энергия" для комплекса "Каскад" был разработан проект ракеты-перехватчика космического базирования. В практике НПО "Энергия" это была самая маленькая, но самая энерговооруженная ракета. Достаточно сказать, что при стартовой массе, измеряемой всего десятками килограммов, ракета-перехватчик обладала запасом характеристической скорости, соизмеримой с характеристической скоростью ракет, выводящих современные полезные нагрузки на орбиту ИСЗ. Высокие характеристики достигались за счет применения технических решений, основанных на последних достижениях отечественной науки и техники в области миниатюризации приборостроения. Авторской разработкой НПО "Энергия" явилась уникальная двигательная установка, использующая нетрадиционные некриогенные топлива и сверхпрочные композиционные материалы.
Особенно интересуют "уникальная двигательная установка" и "нетрадиционные некриогенные топлива"
Документацию можно отправлять в личку или на email :wink:
Из перехватчиков детально рассмотреть удалось только "Полет", но на нем все весьма традиционное.
Нашел коментарий Старого
ЦитироватьБрешут.
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=1013&postdays=0&postorder=asc&start=195
Продолжаю поиск 8)
Цитироватьдля комплекса "Каскад" был разработан проект ракеты-перехватчика космического базирования. В практике НПО "Энергия" это была самая маленькая, но самая энерговооруженная ракета. Достаточно сказать, что при стартовой массе, измеряемой всего десятками килограммов, ракета-перехватчик обладала запасом характеристической скорости, соизмеримой с характеристической скоростью ракет, выводящих современные полезные нагрузки на орбиту ИСЗ.
Чтото в это слабо верится. Может быть смысл чуть иной? Что нибудь типа "в разработанном проекте предусматривалось применение ракеты с невиданными свойствами...".
Попробую оценить свойства.
На картинке изображено 10 пусковых контейнеров на комплексе "Каскад", в тексте книги упоминается, что ракетный комплекс весил меньше лазерного (если я не ошибаюсь).
Комплекс "Каскад" готовился как ПН "Бурана", вряд ли масса 10 ракет больше 5-10т.
Одна ракета, таким образом, весит ~700кг.
Надо поискать информацию по топливам макеевских ракет, тут, скорее всего, нечто подобное.
Кстати, ракеты от "Энергии" двухступенчатая ? (в тексте книги, вроде, было об этом упоминание, приду домой – гляну)
ЦитироватьОдна ракета, таким образом, весит ~700кг.
Нет, стоп! В данной вами цитате говорится что одна ракета весит "десятки кг".
Получается десятки десятков кг :) или картинка
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/636.gif)
совсем-совсем фантастика.
Кстати, в книге "Энергия 50 лет", там вылетает совсем другая ракета !
ЦитироватьПолучается десятки десятков кг :) или картинка
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/636.gif)
совсем-совсем фантастика.
Кстати, в книге "Энергия 50 лет", там вылетает совсем другая ракета !
Если корпус этой чуды аналогичен корпусу Салюта/Алмаза то такого размера ракета никак не может весить 700 кг. Вряд ли даже на 100 потянет. Какраз и выглядит на "десятки кг".
Сойдемся на 100кг ? 700кг это я конечно махнул :oops:
По этой картинке и размеры прикинуть можно.
Но в книге "Энергия 50 лет" картинка другая. А на сайте буран.ру рисунок из "Техники Молодежи" – то есть не канонический вовсе !
Неужели страшные грифы на всем ? и никто не расскажет что такое "нетрадиционные некриогенные топлива" ?
Нетрадиционное топливо - это гидразин+пентаборан. УИ в вакууме больше, чем у любой другой высококипящей пары. Вот только кто в этой паре окислитель? :) Получается, что гидразин.
УИ больше 350 секунд.
ЦитироватьНеужели страшные грифы на всем ? и никто не расскажет что такое "нетрадиционные некриогенные топлива" ?
Я тут в одной теме на уровне вводной лекции студентам соотв. специальности рассказал, что из себя представляет ориентация спутника в солнечно-земной системе координат. Так меня обвинили в раскрытии страшной государственной тайны :lol: . А Вы спрашиваете про такое :lol:
"...Несмотря на крайне плохие эксплуатационные свойства пентаборана и его высокую токсичность, а также фтора и других компонентов, мы их будем рассматривать при проектировании...."
С.П. Королев
Получается, гидразин+пентаборан та еще гадость
"Пентаборан (В5Н9) температура замерзания -48°С, температура кипения +60°С.
Пентаборан токсичнее НДМГ в 10 раз.Cамовоспламеняется на воздухе."
Интересно, не проще ли для такой ракеты обойтись обычным амил-гептилом? Так ли уж велики будут потери хар. скорости, чтобы оправдать необходимость отказа от него? Что-то сомнительно..
ЦитироватьСойдемся на 100кг ?
ЦитироватьНо в книге "Энергия 50 лет" картинка другая. А на сайте буран.ру рисунок из "Техники Молодежи" – то есть не канонический вовсе !
Неужели страшные грифы на всем ? и никто не расскажет что такое "нетрадиционные некриогенные топлива" ?
Я думаю обычная болтовня. За которой вообще ничего нет. Типа как и Клипер.
И думаю в оригинале говорилось чтото типа: "предусматриваются ракеты с невиданными характеристиками которые можно обеспечить только нетрадиционными топливами".
Вообще кажется сомнительным, что по этой теме были серьезные проработки, только идея на счет компоновки, выраженная в данных рисунках. И не более. Ну и для подстёгивания интереса, интригующее туманное заявление о новых топливах и невиданных характеристиках. Пробный шар запустили, короче. Пощупать реакцию.
Опять же, в книге "Энергия 50 лет" похоже фотография макета !
С флагом России и новой эмблемой "Энергии".
А вообще, что мелочиться :wink:
"Расчеты показывают, что максимальный теоретический Iуд можно получить на паре F2-Be (бериллий) -- порядка 6000 м/с !"
Хотя это все же криогенная
Вот рисунки из книги:
Станция http://cyberdesign.ru/mars/STA41919.JPG
(как видно, ракеты другие)
Ракета http://cyberdesign.ru/mars/STA41917.JPG
(подписано макет, и похоже две ступени)
ЦитироватьОпять же, в книге "Энергия 50 лет" похоже фотография макета !
С флагом России и новой эмблемой "Энергии".
А вообще, что мелочиться :wink:
"Расчеты показывают, что максимальный теоретический Iуд можно получить на паре F2-Be (бериллий) -- порядка 6000 м/с !"
Хотя это все же криогенная
У фторида бериллия температура кипения чересчур высокая. Ты с фторидом лития не путаешь? Насколько я помню, такой УИ невозможен даже для трёхкомпонентных топлив, самый высокий достижим в тройках литий-фтор-водород и бериллий-кислород-водород, но он не превышает 5500 м/с.
Достоинства первой тройки:
1. Литий дешевле бериллия и менее ядовит (в сравнении со фтором - неядовит вовсе)
2. Литий можно хранить и подавать в КС ЖРД в жидком виде.
3. БОльшая, чем у второй тройки, средняя плотность.
Достоинства второй тройки:
1. Бериллий можно диспергировать в жидком водороде заранее, лишь бы форсунки были на это рассчитаны.
2. До включения двигателей летучих ядовитых компонентов нету.
Но и то, и другое КРАЙНЕ сложно и дорого - бериллий, например, втрое дороже серебра. Что бериллий, что его оксид в пылевидной форме страшно ядовиты. Жидкий фтор - та ещё штучка.
А, что касается пары гидразин-пентаборан, она, вроде, имеет теоретический УИ на 20% выше, чем амил-гептил. Несколько большую плотность, что крайне важно для такой маленькой ракеты, и возможность применения гидразина, как монотоплива, в системе ориентации по крену.
Так так...
"Г. Основными разработками являются:
мощные двигатели для I ступени работ на топливе АТ + НДМГ тягой 151 т (11Д43, удельная тяга 285 с у земли и 316 с в пустоте) и тягой 600 т (8Д420, удельная тяга 300 с у земли и 323 с в пустоте);
двигатели для верхних ступеней ракет тягой 10-12 т на топливах: АТ + НДМГ (8Д725, удельная тяга 325 с), АТ-пентаборан (РД-270, удельная тяга 365 с; изучается), перекись водорода-30% бериллия в гидразине (РД-550, удельная тяга 400 с; изучается);
ЯРД с газовым реактором и жидким водородом в качестве рабочего тела тягой 200 т (РД-600, удельная тяга 2000 с) для II ступени ракеты" (Там же, д. 3458, л. 1-8 )."
Интересно... перекись водорода-30% бериллия в гидразине аж на 400с !
Слухи до меня дошли, что ракета-перехватчик разрабатывалась в КБ Точмаш имени А.Э. Нудельмана. Теперь осталось найти людей оттуда, готовых утолить мое любопытство :D
Так, поправочка - теоретический УИ пары гидразин-пентаборан ещё выше и составляет 420 секунд. Какое можно достигнуть фактически, непонятно, из-за большого кол-ва конденсированной фазы (нитрид бора остаётся твёрдым и при 3000 градусов). Газообразная же часть выхлопа - чистый ВОДОРОД!
Отсюда и такой высокий УИ, сопоставимый с кислород-водородными ЖРД с открытой схемой.
Узнал, что на этой ракете топливная пара - высококонцентрированная (98%) перекись водорода + пентаборан
УИ 380 единиц
ЦитироватьСлухи до меня дошли, что ракета-перехватчик разрабатывалась в КБ Точмаш имени А.Э. Нудельмана. Теперь осталось найти людей оттуда, готовых утолить мое любопытство :D
Слухи-то верные, а вот насчет людей, готовых утолить Ваше любопытство... Табу наложено до сих пор на эту тему.
Цитировать- высококонцентрированная (98%) перекись водорода + пентаборан
УИ 380 единиц
- теоретический УИ пары гидразин-пентаборан ещё выше и составляет 420 секунд
- АТ-пентаборан (РД-270, удельная тяга 365 с
- перекись водорода-30% бериллия в гидразине (РД-550, удельная тяга 400 с
самый высокий УИ достижим в тройках литий-фтор-водород и бериллий-кислород-водород - 5500 м/с.
Очень привлекательно звучит. И висококипящие, долгохранимые для мехдупланетных КК и АМС и "тройки" для РБ, где цена топлива может быть и больше золота.
А это топлива по другим темам не были исследованы? Кто-то что-то знает?
Это, конечно, совсем не то, но всё же...
ЦитироватьШарик
Ещё одним неосуществленным проектом КБМ стал самонаводящийся снаряд «Шарик», предназначенный для космического комплекса «Союз». В начале 1960-х годов наступила эра ракетно-космической техники. В этот период наиболее важными стратегическими целями наряду с межконтинентальными баллистиче-скими ракетами являлись искусственные спутники Земли, которые могли нести ядерный заряд или были оснащены специальной разведывательной аппаратурой для фотографирования важных военных и промышленных объектов с больших высот
. (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/141360.jpg)
движениями и реактивным одноканальным управлением центром масс. Снаряд и неподвижно закреплённый на нём координатор были конструктивно объединены, что Выбор типа вооружения для пилотируемого космического аппа-рата имел принципиальное значение. Сложность технических задач при создании ракет класса «космос-космос» обуславливалась, прежде всего, космическими скоростями сближения и большими высотами траекторий полёта.
В 1963 году коломенское КБ машиностроения стало головным предприятием по разработке реактивного снаряда «Шарик». В работе принимали участие веду-щие НИИ и КБ оборонной промышленности.
Идею предложила группа советских теоретиков во главе с Александром Ар-кадьевичем Красовским, профессором Военно-воздушной инженерной академии им. профессора Н.Е. Жуковского, впоследствии академиком Академии наук СССР.
Борис Иванович опять создал спецгруппу, на этот раз немногочисленную, в которую вошёл и я.
В ту пору С.П. Королёв в силу своей мощи и авторитета подминал, присое-динял к себе многие организации. Шавырин с Королёвым, естественно, были очень хорошо знакомы. Мне показалось, что Борис Иванович несколько опасался, как бы Королёв не подмял под себя и СКБ
Актуальность этого вида оружия быстро пропала. Было неясно, как станут развиваться события, в том числе международные.
О «Шарике» мало пишут. Во-первых, потому что мало знают. Во-вторых, по-тому что он не вышел на глубокий уровень проработки. На «Гном» существовал эскизный проект, проделали могучую работу со звучащим результатом, провели массу испытаний, а «Шарик» дошёл только до аванпроекта.
Последовательность разработки изделия следующая: тактико-техническое задание, аванпроект (расчётно-теоретическая часть), эскизный проект (подробная узловая проработка с выпуском чертежей, созданием натурных и полунатурных макетов и проведение первоначального этапа стендовых испытаний), межведом-ственная или государственная комиссия, рабочее проектирование (создание чер-тежей всех элементов), изготовление макетных и опытных образцов, стендовые испытания, изготовление натурных образцов, заводские конструкторские испыта-ния, государственные испытания, приём на вооружение, постановка на серийное производство.
В «Шарике» была применена конструктивная схема самонаводящегося сна-ряда-гироскопа, в целом представляющего собой следящую гироголовку с одно-канальной газодинамической коррекцией угловыми позволило обеспечить боль-шие габариты, а за счёт этого – высокую пороговую чувствительность и необхо-димую дальность действия. При этом углы пеленга снаряда были ничем не огра-ничены, в связи с чем можно было атаковать цель на попутно-пересекающихся и встречнопересекающихся орбитах при любых углах между плоскостями орбит.
Для перехвата космических целей было решено применять пассивные опти-ческие средства, использующие отражённый от целей солнечный свет.
За счёт релейного управления вращающимся снарядом и высокого быстро-действия системы управления угловыми движениями и центром масс удалось обеспечить необходимую точность попадания в цель.
Конструктивно снаряд состоял из двух частей: снаряда гироскопа и отделяе-мой стартовой двигательной установки. Он помещался в специальном контейне-ре.
Для уменьшения воздействия струй газов стартового двигателя на носитель была применена двухступенчатая схема стартового двигателя, который состоял из выбрасывающего двигателя, стартовой двигательной установки и механизма от-деления стартового двигателя.
На снаряде были применены управляющие двигатели с энерговооружённо-стью, позволяющей в процессе самонаведения устранять большие промахи, а также механизм выбора эксцентриситета тяги.
Комплекс весил 140 килограммов. Сам снаряд – 100 килограммов. Он мог за-хватывать цель на расстоянии до 500 километров и имел скорость сближения до 16 километров в секунду.
У «Шарика» не было даже макета. Создали единственную модель, которая с 2004 года является экспонатом Политехнического института в Москве.
О. Степенов "Шавырин Борис Иванович - оружейник и человек"