Вопрос: что происходит с использованными ступенями РН (особенно "высокого полёта"), баками шаттлов?
То есть, что они "сгорают в атмосфере", вроде как всем известно. Но вот насколько сильные повреждения они получают? От чего это зависит (конструктивные особенности, наличие в баках топлива, давления наддува)?
Где-то читал, что ЦБ Энергии вроде как долетел до земли (точнее, до воды) вполне целым и даже не сразу утонул. Насколько далеко идёт видео с шаттловского бака - не видно ли там что происходит при спуске в атмосферу?
Мысль какая - если они получают незначительные повреждения (по крайней мере, если не разрушаются) может имеет смысл тащить массивный водородный бак небольшого ВКС на орбиту, чтобы при спуске "прятаться" в аэродинамической тени бака?
Если идея рабочая - это позволит существенно облегчить ТЗП ВКС, вплоть до полного отказа от защиты.
ТТУ вроде бы вылавливают в океане и используют повторно.
А бак кажется выбрасывают. Возможно, он действительно прогорает в атмосфере
ЦитироватьМысль какая - если они получают незначительные повреждения (по крайней мере, если не разрушаются) может имеет смысл тащить массивный водородный бак небольшого ВКС на орбиту, чтобы при спуске "прятаться" в аэродинамической тени бака?
Если идея рабочая - это позволит существенно облегчить ТЗП ВКС, вплоть до полного отказа от защиты.
При входе в атмосферу бак обязательно прогарит, кардинально измениться аэродинамика, весь девайс закрутит нахрен. И будут похороны с кремацией.
ЦитироватьЦитироватьМысль какая - если они получают незначительные повреждения (по крайней мере, если не разрушаются) может имеет смысл тащить массивный водородный бак небольшого ВКС на орбиту, чтобы при спуске "прятаться" в аэродинамической тени бака?
Если идея рабочая - это позволит существенно облегчить ТЗП ВКС, вплоть до полного отказа от защиты.
При входе в атмосферу бак обязательно прогарит, кардинально измениться аэродинамика, весь девайс закрутит нахрен. И будут похороны с кремацией.
Да нет, просто экономия на ТЗП "капсулы", приведет к навешиванию ТЗП на бак, ну и результат будет соответствующий, уменьшение массы "капсулы".
Про ТЗП бака разговора не было. Бак предлагается обычный, как у шаттла, вроде как.
Фишка в том, что аэродинамика пустого бака и аэродинамика пустого бака с ВКС на горбу (путь даже небольшим, вроде МАКСа) - суть разные вещи. Соотношение масса/площадь качественно отличаются. У того же МАКСа получается 11 т (пустой бак) против 37 т (бак с птичкой). Вот и посудите...
ЦитироватьПро ТЗП бака разговора не было. Бак предлагается обычный, как у шаттла, вроде как.
Фишка в том, что аэродинамика пустого бака и аэродинамика пустого бака с ВКС на горбу (путь даже небольшим, вроде МАКСа) - суть разные вещи. Соотношение масса/площадь качественно отличаются. У того же МАКСа получается 11 т (пустой бак) против 37 т (бак с птичкой). Вот и посудите...
Естественно, значит или аэродинамические средства "правильной ориентации" или свинцовые чушки. :lol:
Насчет, ТЗП бака, если отказаться от его многоразовасти, то возможно и можно без защиты, т.е. сам бак играет ее роль для "капсулы".
Что будет если бак прогорит? Он ведь не пустой, да и аэродинамика изменится, т.е. бак все равно, хоть минимальной ТЗП, но обеспечить надо.
В общем или бак нафиг, или бак спрятан внутри ВКС.
Да и пустой бак замечательно горит, алюминий и пенопласт очень подходящие для этого материалы :) , скорость первая космическая и относительно небольшой баллистический коэффициент тут не поможет. Долетают конечно мелкие обломки, гелиевые баллоны там всякие, но про Энергию это байка.
Что касается "чтобы не закрутило" - можно и принудительно стабилизировать...
Каким-нибудь парашутом, ленточным скажем...
ЦитироватьНасчет, ТЗП бака, если отказаться от его многоразовасти, то возможно и можно без защиты, т.е. сам бак играет ее роль для "капсулы".
Именно это я и имел в виду. А точно прогорят?
Насичёт камеры на шаттловском баке никто не знает? Кстати - как далеко он падает от точки старта? 1/2 витка? 3/4?
ЦитироватьТТУ вроде бы вылавливают в океане и используют повторно.
А бак кажется выбрасывают. Возможно, он действительно прогорает в атмосфере
ТТУ имеют заявленный ресурс в 15 полётов. Столько ни один не летал, но тем не менее. Бак же в атмосфере прогорает конкретно, меняет ад х-ки и пр. Тяжко им "прикрываться" - хрен точно рассчитаешь, куда полетит.
ЦитироватьКстати - как далеко он падает от точки старта? 1/2 витка? 3/4?
Орбита бака (и шаттла без довыведения) составляет от случая к случаю +70...+130 км на -30...+30, при этом большая полуось эллипса смещена от линии центр Земли-точка страта на несколько градусов... таким образом, ответ на ваш вопрос - около 1/2 витка...
Для существующих РН вроде ни одной для спасения остальных частей ее большой водородный бак не поможет.
Но если рассмотреть ступень из двух частей. Одна -- это двигатели и кислородный бак. Вторая -- водородный бак.
При входе в более плотные слои атмосферы ориентация водородным баком вперед, какой-то процент скорости будет погашен, потом все это начнет разворачиваться двигателями вперед. Какой-то момент времяни ступень будет двигаться поперек, наверно в это время скоростной напор будет максимальным, но и лобовое сопративление то-же. Если в это время в водородном баке произойдет прогар хрен с ним, благодаря ему часть скорости уже потеряли, а когда но уже находясь позади первой части ступени будет не нужен в качестве тормоза, отстрелить. Наверно таким способом можно сделать часть ступени многоразовой, и даже немного сэкономить на ее теплозащите.
ЦитироватьВопрос: что происходит с использованными ступенями РН
блоки семёрки падают и плющатся. Те которые падают в море могут долго не тонуть ибо плющатся а не рвутся а форсунки жрд засаливаются или замерзают.
С Куру они будут валиться в море и французы страшно жаждут их утопления как можно быстрее ибо если в них впишется какой-то корабль будет не очень хорошо.
Ну, это-то как раз не проблема... малость модифицировать систему подрыва чтобы в каждом баке по две дырки делала - вверху и внизу - и нет проблем.
А еще лучше - выпускать небольшой воздушный шарик на фале и баки собирать для повторного использования ;-))
Цитата: "hcube"Ну, это-то как раз не проблема... малость модифицировать систему подрыва чтобы в каждом баке по две дырки делала - вверху и внизу - и нет проблем.
Цитироватьщаззз! это и пингвину понятно что ежели толу подвязать то все издырявится. Проблема как раз в том чтобы почти ничего не менять а оно бы утонуло.
Системы подрыва насколько я знаю нет на изделии. СЛИ бывает на объектах.
Подумайте о надежности- а что будет если это дело бабахнет на старте или при подъёме!
Даже если все просчитать найдется урод который что-то не так сделает и будет бумс. Ни один начальник не подпишет решение о подвешивании ВВ или другого продыривателя на РН.
Цитата: "Pit"Цитата: "hcube"Ну, это-то как раз не проблема... малость модифицировать систему подрыва чтобы в каждом баке по две дырки делала - вверху и внизу - и нет проблем.
Цитироватьщаззз! это и пингвину понятно что ежели толу подвязать то все издырявится. Проблема как раз в том чтобы почти ничего не менять а оно бы утонуло.
Системы подрыва насколько я знаю нет на изделии. СЛИ бывает на объектах.
Подумайте о надежности- а что будет если это дело бабахнет на старте или при подъёме!
Даже если все просчитать найдется урод который что-то не так сделает и будет бумс. Ни один начальник не подпишет решение о подвешивании ВВ или другого продыривателя на РН.
Да, но почему наличие такой штуки на шаттлах вас не пугает? Экиапж вроде даже с офицером знакомят перед полетом, который , если что..., в общем ему долго думать не положено.
меня совершенно не пугает подрыв шаттла. :)
даже совсем наоборот! :)
мне кажется что симпатичнее смотрелся бы вариант чтобы быки дырявились ДУ при ударе....
интересно что осталось от Энергии при падении? Кстати у меня большие сомнения что первая ступень Сатурна пятого так просто тонет.
Фото сплющенной морковки в лесу я нашёл в сети но пока не взял- надо договориться с хозяевами.
Както в пору экологических обострений в Республике Алтай по телевизору показывали соответствующую передачку. Где значит заламывали руки что всё отравлено упавшими ступенями. И там показывали кадры как местные колхозники колхозным трактором тянут из лесу упавшую ступень чтобы разделать её и сдать в цветмет. Журналистка рвала на себе волосы: "Вы же всю деревню отравите!"
Так вот ступень которую они тянули была центральным блоком от Союза. СОВЕРШЕННО ЦЕЛЫМ! Оба бака вместе, переходной фермы к третьей ступени правда нет, но переднее днище совершенно целое только слегка помятое. Тащили они её задом наперёд за двигательный отсек а снимали сзади то есть со стороны переднего днища, так что я не разглядел в каком состоянии двигательный отсек. Но в остальном вся ступень была совершенно целая, только слегка помятая. Это она упала в лес в горной местности. Вот такое чудо.
ЦитироватьКакто в пору экологических обострений в Республике Алтай по телевизору показывали соответствующую передачку. Где значит заламывали руки что всё отравлено упавшими ступенями. И там показывали кадры как местные колхозники колхозным трактором тянут из лесу упавшую ступень чтобы разделать её и сдать в цветмет. Журналистка рвала на себе волосы: "Вы же всю деревню отравите!"
Так вот ступень которую они тянули была центральным блоком от Союза. СОВЕРШЕННО ЦЕЛЫМ! Оба бака вместе, переходной фермы к третьей ступени правда нет, но переднее днище совершенно целое только слегка помятое. Тащили они её задом наперёд за двигательный отсек а снимали сзади то есть со стороны переднего днища, так что я не разглядел в каком состоянии двигательный отсек. Но в остальном вся ступень была совершенно целая, только слегка помятая. Это она упала в лес в горной местности. Вот такое чудо.
а как посчитать как оно брякнется? Скорее всего сначала ступень будет кувыркаться, но как- неизвестно. Наверное ЦБ будет падать в итоге движком вперёд, но опять же не факт что стукнется именно им.
У нас с маёв проф.. приезжал- рассказывал "о страшных" последствиях падения ступеней на АТ-НДМГ.
Короче степь в казахстане желто-коричневая. Там где упало- зелёное пятно- растения получили недостающий азот и начали бурно рости.
вот такой вред.
Кстати В. а фотки у Вас нет случаем как тащат колхозники ракету?
....
As far as I remember Вы жаждали блока и так я залил на сайт раровский архив VRML модели правда весьма далёкой от идеала...:)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/59194.jpg)
Только помялась - а ведь даже не первая ступень....
Однако 2-я ступень Протона, только ХО с двигателями оторвало или обрезали. Двигатель перевешивает вот они и падают как воланчики хвостом вперед, а баки вроде как стабилизатор.
Где-то мне попадалось фото 1-й ступени "Титана", оставшейся на плаву. Но это большая редкость.
ЦитироватьОднако 2-я ступень Протона, только ХО с двигателями оторвало или обрезали. Двигатель перевешивает вот они и падают как воланчики хвостом вперед, а баки вроде как стабилизатор.
А на Протоне взрывшнуров для резки не стоит, случайно?
А есть ли смысл их закладывать на саму РН? Если надо порезать, на земле можно взрывшнуры заложить и подорвать. По моему, так и делают.
На Р-29 и ее потомках стоят ДУЗы, потому как иначе двигатель-утопленник из бака не выдернуть, а на Протоне просто пироболты для разделения ступеней и всё, отрезать от падающей ступени ДУ смысла естественно нет, разве что для понижения надежности и увеличения разлета обломков :)
ЦитироватьА есть ли смысл их закладывать на саму РН? Если надо порезать, на земле можно взрывшнуры заложить и подорвать. По моему, так и делают.
Просто однажды наткнулся в инете на это http://www.ssau.ru/resources/students/fla-2001/5/ и оно запало в голову - ведь не просто так оно? Где-то используется?
Ааа, там анализируется членение в полёте.. По моему, на практике пока не применялось.
Вопрос по теплозащите. Даже два:
1) Можно ли при каком-либо соотношении масса/объём и аэродинамическом качестве обойтись вообще без ТЗП или лёгкой ТЗП?
2) Навскидну - какую долю от пустой массы ВКС составляет ТЗП? Хотя бы порядок.
3) Какова масса ТЗП шаттла?
ЦитироватьВопрос по теплозащите. Даже два:
1) Можно ли при каком-либо соотношении масса/объём и аэродинамическом качестве обойтись вообще без ТЗП или лёгкой ТЗП?
2) Навскидну - какую долю от пустой массы ВКС составляет ТЗП? Хотя бы порядок.
3) Какова масса ТЗП шаттла?
2)Порядка 8%
3)Около 9 т. у Бурана - около 8 т.
Бродяга/Ворон утверждал, что нагрев КА при аэроторможении прямопропорционален его плотности. Как раз в качестве доказательства и приводил пример с верхними ступенями, которые почти невредимыми долетают до Земли. А они же практически имеют ПКС. Значит можно молучить экономию на массе ТЗП, если сделать спускаемый КА заодно с верхней ступенью. Получится как раз минимальная плотность. Однако, IMHO, РН это мало поможет. Мало вероятно, что бы ступень после такого спуска вновь использовали. Однако думаю, что для ВКС это могло бы быть использовано, - у него хорошее АК. Для возврата с Луны тоже, наверное, могло бы помочь. Да, жаль Ворон в последнее время на форуме не показывается, - он бы наверное просветил. Может опять забанили?
Ну если можно без ТЗП для пустых баков обойтись, это же здорово! Ну а ступень, конечно, придется приспособить. Форма должна быть "несущее тело", ад поверхности, шасси приделать. А с трехкомпонентными движками можно и на SSTO замахнуться. Готов аэрокосмический самолет. :)
То есть можно, с некоторой степенью уверенности, утверждать - при более или менее одинаковом аэродинамическом качестве,
чем меньше плотность аппарата - тем меньшую массовую долю составляет ТЗП от массы пустого корабля.