Вот выдрал из соседней темы, пока совсем не погребли под завалами:
ЦитироватьВот, к примеру, статьи стоимости пуска по отраслевой методике (разработка НИИ "Агат" и НИИ Экономики):
- стоимость амортизации многоразовых элементов;
- стоимость производства и доставки на полигон одноразовых элементов;
- эксплуатационные расходы по всем элементам системы, приходящейся на 1 пуск;
- стоимость расходуемых материалов (топливо, жидкости, газы и т.д.);
- амортизация собственных или аренда привлекаемых наземных эксплуатационных средств (НТК, ПК на БА и ЗА, ССО, СМО, АСУП, ПСС и т.д.);
- страховка;
- прибыль (если есть).
Вот сюда бы еще конкретные цифры подставить, или хотя бы проценты, совсем было бы здорово.
Но это все расходы относящиеся непосредственно к запуску. А вот интересно как раскладлываются по компонентам затраты на пилотируемые полеты в целом, включая подготовку космонавтов, услуги ЦУПа, программистов, баллистиков, медиков, спасателей, аренды линий связи, командировки на Байконур итд итп.
Почему-то мне кажется что доля стоимости непосредственно железа будет не так уж и велика. И что перспективные пилотируемые программы оптимизировать именно под снижение всех "прочих" расходов. Но для этого их надо хотя бы грубо оценить.