http://lenta.ru/news/2006/07/10/chinamoon/ (http://lenta.ru/news/2006/07/10/chinamoon/)
ЦитироватьКитай провел успешные испытания двигателей для ракет-носителей Long March C, которые будут использовать в китайской лунной программе, передает агентство AFP.
Эти двигатели на жидком топливе (смеси водорода и керосина) увеличат массу выводимой на орбиту полезной нагрузки в три раза.
Китайские инженеры считают, что новые силовые установки для Long March существенно повысят возможности КНР в освоении космоса, а также шансы страны в отправке пилотируемой экспедиции на спутник Земли. Для начала Китай к 2010 году планирует доставить беспилотный исследовательский корабль на поверхность Луны.
Кроме того, китайцы работают над проектом создания национальной космической станции на орбите и так же рассчитывают на новые двигатели для ракет-носителей. Они, по мнению ученых КНР, сделают непилотируемую космонавтику страны более конкурентноспособной на мировом рынке коммерческих запусков спутников.
Китай испытывает трехкомпонентники?
Или, как обычно в охумору?
А как это керосин можно смешать с водородом? Газообразный водород не растворится, или будет пузыри создавать. От жидкого керосин смерзнется. Не, не понимаю. :shock:
ЦитироватьА как это керосин можно смешать с водородом? Газообразный водород не растворится, или будет пузыри создавать. От жидкого керосин смерзнется. Не, не понимаю. :shock:
А если газообразный керосин из ГГ? :wink: Но скорее всего имелась ввиду раздельная подача компонентов в КС
ЦитироватьКитай испытывает трехкомпонентники?
Или, как обычно в охумору?
Ищите первоисточник. AFP очень плохо разбирается в теме.
Найти б оригинал сообщения
ЦитироватьНайти б оригинал сообщения
Чего его искать-то...
http://www.russian.xinhuanet.com/russian/2006-07/11/content_282477.htm
Китай: успешное испытание ракетного двигателя нового поколения
2006-07-11 12:55
Пекин, 11 июля /Синьхуа/ -- На днях в Китайском институте космической техники успешно прошло испытание ракетного двигателя нового поколения -- двигателя класса 120 т, работающего на жидком кислородно-керосинном топливе. Во время испытания все характеристики нового двигателя проявлялись как "нормальные".
Новый двигатель предназначен для крупных ракет-носителей нового поколения, и по техническим характеристикам далеко превосходят двигатели ракет-носителей серии "Чанчжэн"/"Великий поход"/. Он способен увеличить двигательную силу ракеты-носителя в 4 раза, т.е. увеличить мощность по доставке "груза" на околоземную орбиту с 9, 2 до 25 т., что заложит прочную основу для реализации второго этапа космической программы страны, 2-го и 3-го этапов китайской программы зондирования Луны.
Ракета-носитель нового поколения, снабженная прошедшим испытания двигателем, по плану, будет введена в эксплуатацию в 2012 г.; ее применение позволит обеспечить повышение характеристик, надежности и международной конкурентоспособности отечественных ракет-носителей.
ЦитироватьЦитироватьНайти б оригинал сообщения
Чего его искать-то...
http://www.russian.xinhuanet.com/russian/2006-07/11/content_282477.htm
Китай: успешное испытание ракетного двигателя нового поколения
2006-07-11 12:55
Пекин, 11 июля /Синьхуа/ -- На днях в Китайском институте космической техники успешно прошло испытание ракетного двигателя нового поколения -- двигателя класса 120 т, работающего на жидком кислородно-керосинном топливе. Во время испытания все характеристики нового двигателя проявлялись как "нормальные".
Похоже тоже есть проблемы перевода :P
Думаю
английский вариант (http://news.xinhuanet.com/english/2006-07/10/content_4814614.htm)ближе к оригиналу:
ЦитироватьAll indices of the engine are in the normal range during the test-driving of a 120 ton liquid hydrogen and kerosene-fired engine, experts with the Aerospace Propulsion Academy of the corporation said.
With a maximum propulsion of 120 tons, the engine will be three times as powerful as the country's existing Long March rocket carriers, experts said.
Получается, что Китай к 2012 будет иметь свою Ангару.
ЦитироватьРакета-носитель нового поколения, снабженная прошедшим испытания двигателем, по плану, будет введена в эксплуатацию в 2012 г.; ее применение позволит обеспечить повышение характеристик, надежности и международной конкурентоспособности отечественных ракет-носителей
В анлийском варианте этого нет, зато есть вот что:
ЦитироватьHe said Europe, Japan and the United States are expected to provide a range of launch services soon with next generation launch vehicles that are pollution-free, user-friendly, powerful, highly-reliable and with a powerful launch capability.
ЦитироватьДумаю английский вариант ближе к оригиналу:
Цитата:
All indices of the engine are in the normal range during the test-driving of a 120 ton liquid hydrogen and kerosene-fired engine, experts with the Aerospace Propulsion Academy of the corporation said.
With a maximum propulsion of 120 tons, the engine will be three times as powerful as the country's existing Long March rocket carriers, experts said.
Английский вариант дальше от оригинала, похоже кто-то перепутал жидкий кислород с жидким водородом :) Я сразу то не сообразил, конечно для Лонг Мача не может быть никаких трехкомпонентников.
ЦитироватьПолучается, что Китай к 2012 будет иметь свою Ангару.
Вовсе это будет не Ангара, а нормальная ракета с навесными ускорителями меньшего диаметра. Ускорители в свою очередь служат первой ступенью более легкой ракеты. Использования одинаковых блоков на первой и второй ступенях нет.
ЦитироватьЦитироватьДумаю английский вариант ближе к оригиналу:
Цитата:
All indices of the engine are in the normal range during the test-driving of a 120 ton liquid hydrogen and kerosene-fired engine, experts with the Aerospace Propulsion Academy of the corporation said.
With a maximum propulsion of 120 tons, the engine will be three times as powerful as the country's existing Long March rocket carriers, experts said.
Английский вариант дальше от оригинала, похоже кто-то перепутал жидкий кислород с жидким водородом :) Я сразу то не сообразил, конечно для Лонг Мача не может быть никаких трехкомпонентников.
Ой, под оригиналом имелось в виду сообщение в первом посте, от ленты.ру
Приношу извинения за путаницу :oops:
Ангара тоже имелась в виду, как аналог, а не прямая копия.
Вот пожалуй оригинал,от которого все и понеслось.
http://www.spacedaily.com/reports/China_Successfully_Tests_New_Rocket_Engine_999.html
Это сообщение AFP, на которое ссылается лента.ру. А АФП в свою очередь ссылается на Синьхуа. Именно при переводе с китайского на английский и возник косяк с "водородно-керосиновым двигателем". Этот косяк попал в сообщение АФП, а оттуда в свою очередь - на ленту.ру.
Цитироватьhttp://www.russian.xinhuanet.com/russian/2006-07/11/content_282477.htm
Пекин, 11 июля /Синьхуа/ -- в Китайском институте космической техники успешно прошло испытание ракетного двигателя нового поколения -- двигателя класса 120 т, работающего на жидком кислородно-керосинном топливе.
Правильно! Двигатель для новых китайских ракет NGLV.
По Вейду:
China's family of new generation expendable launch vehicles were announced in February 2001, and modified descriptions were provided at the Wuzhai Air Show and IAC in late 2002. Propulsion system details and masses were released at the FAI in Bremen in September 2003. Boosters of various capabilities would be assembled from three modular stages of 2.25 m, 3.35 m and 5.0 m diameter. These would be powered by new variable-thrust 120 tonne thrust Lox/Kerosene engines or 50 tonne thrust Lox/LH2 engines as follows:
- 2.25 m diameter module powered by one 120 tonne thrust Lox/Kerosene engine
- 3.35 m diameter module powered by two 120 tonne thrust Lox/Kerosene engines
- 5.0 m diameter module powered by two 50 tonne thrust Lox/LH2 engines
- 5.0 m diameter upper stage powered by two 8 tonne thrust Lox/LH2 engines (a derivative of the CZ-3B upper stage)
- 3.35 m diameter upper stage powered by four 15 tonne thrust Lox/Kerosene engines, evidently an indigenous Chinese development
- 2.25 m diameter upper stage for the light launch vehicle (probably the CZ-4A third stage)
Common large payload fairing, 5.2 m in diameter and coming in three standard lengths.
Да, но Lox/LH2 engines в сообщении тоже присутствует, хотя и как вариант для модулей.
ЦитироватьДа, но Lox/LH2 engines в сообщении тоже присутствует, хотя и как вариант для модулей.
Тоже правильно!
50 tonne thrust Lox/LH2 engines
8 tonne thrust Lox/LH2 engines
тяга по Вейду - на уровне Земли! (для 120 тонника - тоже) В вакууме будет значительно больше.
8-тонный водородник уже создан.
Все двигатели - однокамерные. Тоесть - можно при желании сделать на их базе 4-камерные РН до 480 т на керосине и 200 т на водороде. Хотя по программе это не предвидится. На ракет до 25 т ПН на ЛЕО и так хватит.
Молодцы китайцы! Скоро, видимо, придется у них учиться ракеты делать...
ЦитироватьМолодцы китайцы! Скоро, видимо, придется у них учиться ракеты делать...
Зачем? Готовые покупать будеи... :(
ЦитироватьЦитироватьМолодцы китайцы! Скоро, видимо, придется у них учиться ракеты делать...
Зачем? Готовые покупать будеи... :(
Не, китайцы организуют их производство в России, из-за более дешевой рабсилы :(
ЦитироватьНе, китайцы организуют их производство в России, из-за более дешевой рабсилы :(
А качество? :(
ЦитироватьЦитироватьНе, китайцы организуют их производство в России, из-за более дешевой рабсилы :(
А качество? :(
качество будет настоящее... китайское
а не какая-то американская поделка (с) :lol:
Вообще-то здесь говорится про двигатеди для китайской лунной программы.
Но новые китайские ракеты NGLV выводят до 25 т ПН на ЛЕО.
Существуют два варианта:
1. Несколько стартов и стыковок на орбиту - то же самое, что мы много раз обсуждали при полетов на Луну на Союзе и Протонах.
2. Делать Большую Ракету - но про такой ПОКА не слышно...
есть соображения?
Можно предположить что речь идёт о китайской БЕСПИЛОТНОЙ лунной программе, типа нашей Луна Е-8. Тогда ракета размерности Протона будет какраз. А это какраз несколько двигателей 150-тонного класса. Если верхняя ступень водородная то тогда 4 двигателя.
25 т на ЛЕО это далеко не Протон... А с такой нагрузкой и пилотируемый полет возможен
Цитировать25 т на ЛЕО это далеко не Протон... А с такой нагрузкой и пилотируемый полет возможен
Да, облет Луны на Шеньчжоу без БО должен получиться без серьезных проблем. И не придется извращаться, как с Зондом, выбрасывая запасные парашюты и урезая СЖО.
http://www.astronautix.com/lvs/cznlv504.htm
LongMarch-V or CZ-5 series = 25 t payload to LEO
http://www.spacedaily.com/news/china-04zzh.html
Chang Zheng 6 Second generation Heavy ELV for lunar and deepspace trajectory injection (70 tonnes in LEO)
http://zh.wikipedia.org/wiki/
ЦитироватьА как это керосин можно смешать с водородом? Газообразный водород не растворится, или будет пузыри создавать. От жидкого керосин смерзнется. Не, не понимаю. :shock:
"Всё очень просто" (с). Керосин добавляется в ЖВ, получается гелевое топливо.
По крайней мере, с метаном такая штука проходит.
И что получается в результате? Какое соотношение компонентов, какая температура хранения, самое интересное - какой УИ? И нет ли проблем с перекачкой этого гелевого дела?
Самое главное - проблем вроде нет, на то он и гель, а не твёрдое тело. Вот что Саттон пишет:
Gelled propellants have additives that make them thixottropic materials. They have the consistency of thick paint or jelly when at rest, but they liquify and flow through pipes, valves, pumps, or injectors when an adequate shear stress is applied.
Дальше он рассматривает плюсы и минусы - среди минусов 1) падение УИ 2) усложнение загрузки топлива 3) увеличение остатков 4) чувствительность к температуре 5) некоторые гелевые агенты :) приводят к нестабильности - разделение фракций или химреакции.
В другом источнике читал, что небольшое добавление метана к ЖВ, помимо увеличения плотности, приводит даже к росту УИ - потому что растёт температура в камере. Надо отметить, что многие изменения в параметрах незначительны.
То есть конкретной цифири по температуре и повышению УИ нет? И соотношение керосина/водорода, метана/водорода не указывается?
ЦитироватьВ другом источнике читал, что небольшое добавление метана к ЖВ, помимо увеличения плотности, приводит даже к росту УИ - потому что растёт температура в камере.
А это, кстати, к вопросу о том, на каком топливе лучше делать ГПВРД :wink:
Да температуру несложно посчитать. Как и рост УИ. http://rocketworkbench.sourceforge.net/equil.phtml . Рост там довольно академический :) как и увеличение плотности... Если надо плотность существенно увеличить - придётся пожертвовать УИ. Что логично...
ЦитироватьChang Zheng 6 Second generation Heavy ELV for lunar and deepspace trajectory injection (70 tonnes in LEO)
И где Вы ето прочитали? Я так и не нашел в ваших ссылках... :?
Long March 5 rocket ?
http://www.spacedaily.com/reports/Lunar_Touchdown_For_China_999.html
http://www.physorg.com/news11156.html
http://www.thespacereview.com/article/599/1
Long March 6 ?
http://www.spacedaily.com/news/china-05zb.html
http://experts.about.com/e/s/sp/Space_program_of_China.htm
NASA Chief Prepares for China Visit
http://www.space.com/news/060822_griffin_china.html
NASA's Mike Griffin is set for his own personal space travel trek next month, flying overseas to Russia, Japan, and China.
ЦитироватьВообще-то здесь говорится про двигатеди для китайской лунной программы.
Но новые китайские ракеты NGLV выводят до 25 т ПН на ЛЕО.
Существуют два варианта:
1. Несколько стартов и стыковок на орбиту - то же самое, что мы много раз обсуждали при полетов на Луну на Союзе и Протонах.
2. Делать Большую Ракету - но про такой ПОКА не слышно...
есть соображения?
Всё в порядке, в два пуска посадка человека на Луну.
CZ-NGLV-504/HO выводит 14,000 kg на ГПО. Это значит что где то 15 тонн к Луне:
http://www.astronautix.com/lvs/czn504ho.htm
Этого вполне достаточно чтобы в два пуска высадиться на Луну.
(Те же американцы тоже в два пуска летят, но у них размеры другие).
Стандартная схему, которая здесь неоднократно обсуждалась: первым пуском лунный посадочный корабль на орбиту Луны, вторым пилотируемый корабль на орбиту Луны. Стыковка и т. д.
ЗЫ: Кстати, "CZ-NGLV-504/HO" это "40-тонник" Зомби (по ПН) :mrgreen:
Джентльмены, вы кажется путаете "лунную программу" и "программу высадки человека на луну".
ЦитироватьВсё в порядке, в два пуска посадка человека на Луну.
CZ-NGLV-504/HO выводит 14,000 kg на ГПО. Это значит что где то 15 тонн к Луне:
http://www.astronautix.com/lvs/czn504ho.htm
Этого вполне достаточно чтобы в два пуска высадиться на Луну.
Нет, 15 тонн к Луне это ~14 тонн на ГСО.
С ГПО разница 1500-1800 м/с.
ЦитироватьДжентльмены, вы кажется путаете "лунную программу" и "программу высадки человека на луну".
Нет, ну понятно что до высадки человека на луну им ещё очень и очень далеко. Они даже приблизительного года не называют. Но в этом направлении они двигаются. Медленно, но двигаются.
Вот РН подходящая у них в планах есть. И двигатель для неё они успешно испытывают уже сейчас.
ЦитироватьЦитироватьВсё в порядке, в два пуска посадка человека на Луну.
CZ-NGLV-504/HO выводит 14,000 kg на ГПО. Это значит что где то 15 тонн к Луне:
http://www.astronautix.com/lvs/czn504ho.htm
Этого вполне достаточно чтобы в два пуска высадиться на Луну.
Нет, 15 тонн к Луне это ~14 тонн на ГСО.
С ГПО разница 1500-1800 м/с.
Нет всё правильно - не менее 15 тонн к Луне.
Вот, к примеру, Протон 8K82K / 11S824:
http://www.astronautix.com/lvs/pro1s824.htm
Payload: 4,350 kg (9,590 lb). to a: geosynchronous transfer orbit trajectory
Payload: 5,390 kg (11,880 lb). to a: translunar trajectory
ЗЫ: Больше получается, потому что притяжение Луны используется, если не ошибаюсь.
ЦитироватьЦитироватьДжентльмены, вы кажется путаете "лунную программу" и "программу высадки человека на луну".
Нет, ну понятно что до высадки человека на луну им ещё очень и очень далеко. Они даже приблизительного года не называют. Но в этом направлении они двигаются. Медленно, но двигаются.
Вот РН подходящая у них в планах есть. И двигатель для неё они успешно испытывают уже сейчас.
Скорее всего и двигатель и ракета это аналоги нашего Протона и предназначены для БЕСПИЛОТНОЙ лунной программы - луноход там, доставка грунта...
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьВсё в порядке, в два пуска посадка человека на Луну.
CZ-NGLV-504/HO выводит 14,000 kg на ГПО. Это значит что где то 15 тонн к Луне:
http://www.astronautix.com/lvs/czn504ho.htm
Этого вполне достаточно чтобы в два пуска высадиться на Луну.
Нет, 15 тонн к Луне это ~14 тонн на ГСО.
С ГПО разница 1500-1800 м/с.
Нет всё правильно - не менее 15 тонн к Луне.
Вот, к примеру, Протон 8K82K / 11S824:
http://www.astronautix.com/lvs/pro1s824.htm
Payload: 4,350 kg (9,590 lb). to a: geosynchronous transfer orbit trajectory
Payload: 5,390 kg (11,880 lb). to a: translunar trajectory
ЗЫ: Больше получается, потому что притяжение Луны используется, если не ошибаюсь.
Протон в данном случае не может служить аналогом так как у него для выхода на ГПО уже используется изменение наклонения орбиты, поэтому ПН на ГПО у него и меньше чем ПН к Луне. При запуске ракеты с 30-й параллели ПН на ГПО больше чем ПН к Луне.
Например у первых Атлас-Центавров 1000 кг к Луне и 1200 кг на ГПО, причём на "увеличеную" ГПО.
Т.о. при запуске из Сичана РН будет выводить на ГПО больше чем к Луне.
Впрочем "15 тонн к Луне" это чистая двухпусковая схема пилотируемой экспедиции.
ЦитироватьНапример у первых Атлас-Центавров 1000 кг к Луне и 1200 кг на ГПО, причём на "увеличеную" ГПО.
Никак не соображу, что за спутник такой - все либо легче, либо тяжелее, но вообще странно, чтобы при разнице ХС в 100 м/с разница в ПН была 20 %. Может у вас ГПО не в ту сторону сторону увеличена? :wink:
ЦитироватьНикак не соображу, что за спутник такой - все либо легче, либо тяжелее,:
Интелсат-4, правда по памяти. Может он и тяжелее.
Цитироватьно вообще странно, чтобы при разнице ХС в 100 м/с разница в ПН была 20 %. Может у вас ГПО не в ту сторону сторону увеличена? :wink:
Ну надо проверить, там гдето был увеличеный перигей и пониженое наклонение. А может это было у Интелсата-4А. Но так или иначе Интелсаты были существенно тяжелее Сервейеров.
Ага, Атлас SLV-3C - Центавр D
Сервейер - 1000 кг
Интелсат-4 - 1400 кг.
Китайцы сегодня опять чето запустили. И неделю назад....
И Гриффин к ним едет в конце месяца.... :roll:
Извините, я из темы немножко выпал - они два корабля вместе уже посылали? Вроде были у нах какие-то такие планы.
ЦитироватьИзвините, я из темы немножко выпал - они два корабля вместе уже посылали? Вроде были у нах какие-то такие планы.
Не дождёмся... :( Следующий полёт похоже опять одиночный.
ЦитироватьЗЫ: Кстати, "CZ-NGLV-504/HO" это "40-тонник" Зомби (по ПН) :mrgreen:
Для них и старались :roll:
А что, штатники яко же и "наши" суть субъекты невменяемые абсолютно, а энти шустрики почитают форум, почитают, да и сделают все как надо :roll:
:mrgreen:
ЦитироватьЦитироватьЗЫ: Кстати, "CZ-NGLV-504/HO" это "40-тонник" Зомби (по ПН) :mrgreen:
Для них и старались :roll:
А что, штатники яко же и "наши" суть субъекты невменяемые абсолютно, а энти шустрики почитают форум, почитают, да и сделают все как надо
Атлас-5 Хэви с толстым Центавром обещает выводить на 100-мильную опорную орбиту 39,6 тонн.
ЦитироватьАга, Атлас SLV-3C - Центавр D
Сервейер - 1000 кг
Интелсат-4 - 1400 кг.
Так я и думал :) Для перехода с интелсатовской ГПО на ГСО нужно порядка 1800 м/с, тогда ХС для выхода на эту ГПО будет меньше ХС для старта к Луне на 200-300 м/с и ПН увеличится, что особенно заметно для двухступенчатой ракеты, в случае же ГПО с дельта V 1500 м/с ПН будет примерно одинакова. Некоторое увеличение ПН очевидно произошло благодаря модификации LV-3C в SLV-3C и из-за разных переходников.
ЦитироватьЦитироватьИзвините, я из темы немножко выпал - они два корабля вместе уже посылали? Вроде были у нах какие-то такие планы.
Не дождёмся... :( Следующий полёт похоже опять одиночный.
Каких таких 2 корабля? Они еще АПАС не купили. ;)
А ведь еще надо его производство у себя наладить.
Ориентировочно 2010 г. - безпилотные SZ-8, SZ-9 и пилотируемый SZ-10.
ЦитироватьНекоторое увеличение ПН очевидно произошло благодаря модификации LV-3C в SLV-3C и из-за разных переходников.
Наоборот. На "интелсатовом" Атласе был значительно больший обтекатель и специальный переходник с опорой на обтекатель а не на сам Центавр как у Сервейера.
В трёх крайних Сервейерах и трёх первых Интелсатах-4 использовалась одна и та же модификация Атлас-Центавра. Разница была только в ГО и переходнике.
ЦитироватьКитайцы сегодня опять чето запустили. И неделю назад....
И Гриффин к ним едет в конце месяца.... :roll:
Long March 5 rocket family
http://en.wikipedia.org/wiki/Long_March_5_rocket_family
Early reports stated that the CZ-5 project was announced in February 2001, with the initial development officially beginning in 2002. China hoped that the CZ-5 would fulfill the requirement for large payload LEO and GEO missions for the next 20–30 years, with the first versions of the vehicle going into service by 2008. Chief Designer for the CZ-5 was Long Lehao.
However, a new report on November 3, 2005, said that according to Wu Yansheng at the China Academy of Launch Vehicle Technology, the CZ-5 was still awaiting final approval and would take about six years for development, being ready in 2012. A further report on November 27, 2005, quoted the deputy commander of the manned space program saying that CZ-5 was still waiting for funding approval.
ЦитироватьВ трёх крайних Сервейерах и трёх первых Интелсатах-4 использовалась одна и та же модификация Атлас-Центавра. Разница была только в ГО и переходнике.
Это-то известно, непонятно только, почему масса Сервейера не возросла. Вроде бы у 7-го и рост на 3 %, но с другой стороны и 3-й весил столько же. Хотя конечно при такой модификации ПН больше чем на несколько процентов и не увеличилась, но по Сервейерам это не очень заметно, если только с массами не очепятка. Может дело в том, что не хотели их значительно переделывать или времени не было. Но с другой стороны, Атлас-5 выводит на "халтурную" ГПО как раз на те самые 33 % больше, чем на обычную, впрочем для американцев и европейцев необычна как раз полуторакилометровая ГПО :) Значит все дело в разной ХС, однако же лишние 300 м/с изрядно съедают ПН, у Протона гораздо меньше разница - вот что значит двухступенчатость. Интересно, какую ГПО имели ввиду китайцы?
Шэньчжоу-7 Объявленная дата запуска — 2008 год. Команда из трёх тайконавтов.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Шэньчжоу
Планируется выход в космос.
Запуск следующих трёх аппаратов ожидается в период 2009—2011.