В книге "50 лет РККЭ" на странице 562, 2-й абзац сверху, странная фраза:
"Завод приступил к изготовлению межпланетных станций МС Е1, МС Е1А, МС Е2А и автоматических межпланетных станций АМС Е2, АМС Е3, АМС Е4, АМС Е5, АМС Е6."
То есть, Е2 - это АМС, а Е2А - только МС.
В чем тут глубокий смысл? :shock:
Может, и нет никакого глубокого смысла. Может, как-то связано с наличием/отсутствием бортовой научной аппаратуры?
ЦитироватьВ чем тут глубокий смысл? :shock:
Да бросьте вы! Пустяковый недочет в редактуре :D
ЦитироватьДа бросьте вы! Пустяковый недочет в редактуре :D
Думаете? Как-то не верится, вроде серьезные люди книгу верстали. Просмотреть такой ляп - это особыми талантами надо обладать. :shock:
Не уверен, но может быть, автоматические станции отличаются наличием автоматической системы управления ориентацией?
ЦитироватьНе уверен, но может быть, автоматические станции отличаются наличием автоматической системы управления ориентацией?
Как в этом случае объяснить разницу между АМС Е-2 и МС Е-2А? Официально они отличались только фототелевизионной системой. И уж Е-2А (Луна-3) автоматическую систему имела - дальше некуда.
ЦитироватьНе уверен, но может быть, автоматические станции отличаются наличием автоматической системы управления ориентацией?
А какие ещё системы ориентации Вы знаете :wink: ?
Feol: "А какие ещё системы ориентации Вы знаете ?"
Например, ручные. Как вариант, теледистанционые.
Еще бывают пассивные, как у стрелы.
Вообще, у стрелок пассивная, но тем не менее, автоматическая магнитно-гравитационная система ориентации.
У межпланетной станции система ориентации просто обязана быть в той или иной степени автоматизированной. По крайней мере, обратную связь по углам рассогласования замыкать надо на борту, а не через Землю. Более того, насколько мне известно, во всех существующих активных системах ориентации на всех непилотируемых аппаратах делается так же. Хотя, для стационаров и через Землю теоретически замкнуть контур можно. Как аварийный режим.
VK: "Как в этом случае объяснить разницу между АМС Е-2 и МС Е-2А?"
Не знаю. Мне показалось, что добавление слова "автоматическая" могло быть связано с появлением системы управления ориентацией, которой не было у первых межпланетных станций - "Луна-1" и "Луна-2".
Эта система впервые была использована на "Луне-3", то есть, как Вы написали, Е-2А.
Может быть новое название "автоматическая межпланетная станция" еще не устоялось во время полета "Луны-3", не стало общепринятым или его потом придумали, после полета.
Feol: "у стрелок пассивная, но тем не менее, автоматическая"
Мне не нравится считать пассивную систему автоматической. Обычная стрела - это не автомат. У нее пассивная аэродинамическая система ориентации, не автоматическая. Но я не специалист в терминологии.
Feol: "У межпланетной станции система ориентации просто обязана быть в той или иной степени автоматизированной"
Если она вообще есть.
И еще непонятно, почему "межпланетная". Луна - не планета.
И почему "станция"?
МКС - действительно станция, даже можно сказать вокзал, для космических кораблей.
А эти аппараты совсем не станции.
ЦитироватьИ еще непонятно, почему "межпланетная". Луна - не планета.
И почему "станция"?
МКС - действительно станция, даже можно сказать вокзал, для космических кораблей.
А эти аппараты совсем не станции.
А почему "Союз" - корабль? Летательный аппарат, да. Но не корабль! :lol: Вон китайцы поскромнее - лодкой назвали.
Читаем БСЭ:
ЦитироватьСТАНЦИЯ (от лат. statio - стояние, стоянка),
1) пункт остановки сухопутного транспорта, а также совокупность сооружений и устройств, к-рыми оборудован этот пункт. С. наз. и расстояние между двумя такими пунктами (напр., на гор. транспортных линиях).
2) Специально оборудованное предприятие, обслуживающее в к.-л. области определённую территорию, ведущее систематические наблюдения и исследования, напр. Метеорологическая станция, Caнитарно-эпидемиологическая станция и др.
3) Пункт распределения к.-л. транспортных средств (напр., трамвайная С.)
Берем пункт 2, добавляем слова "автоматическая межпланетная" или "автоматическая лунная" - по вкусу. Все сходится! :lol:
VK: "Берем пункт 2"
Точно! Я совсем забыл об этом значении. Станция юных техников, например.
VK: "Все сходится!"
Да. "Межпланетный" для Луны это уже мелочи.
ЦитироватьЭта система впервые была использована на "Луне-3", то есть, как Вы написали, Е-2А.
Может быть новое название "автоматическая межпланетная станция" еще не устоялось во время полета "Луны-3", не стало общепринятым или его потом придумали, после полета.
Термин "автоматическая межпланетная станция" был впревые применен именно к "Луне-3". Собственно, "Луна-4" в 1963 г. стала первой лунной станцией, запущенной под названием "Луна". Предыдущие же три успешных пуска именовались официально так:
Пуск космической ракеты в сторону Луны
Второй успешный пуск космической ракеты
Третий пуск космической ракеты с автоматической межпланетной станцией.
То же, что в двух первых успешных пусках задним числом было названо АМС "Луна-1" и "Луна-2", непосредственно после запуска называлось скромным словом "контейнер".
ЦитироватьТо же, что в двух первых успешных пусках задним числом было названо АМС "Луна-1" и "Луна-2", непосредственно после запуска называлось скромным словом "контейнер".
Хорошо, пусть задним числом. Пусть они были ракеты, контейнеры.
Вопрос был в том, почему эти станции и
"Луна-3" в книге "50 лет РККЭ" называются МС, а другие станции - АМС.
Это непонятно.
ЦитироватьFeol: "у стрелок пассивная, но тем не менее, автоматическая"
Мне не нравится считать пассивную систему автоматической. Обычная стрела - это не автомат. У нее пассивная аэродинамическая система ориентации, не автоматическая. Но я не специалист в терминологии.
...
Какая аэродинамическая? У стрелок (если мы говорим про одни и те же КА разработки НПО ПМ) одноосная магнитно-гравитационная система ориентации (МГСО). Так же как у Гонцов, Родников и т. п.
Аппарат выдвигает длинную штангу (десятки метров), на конце которой груз (его роль играет магнитный демпфер). В результате получается, что один из 3-х главных центральных моментов инерции КА начинает очень сильно отличаться от 2-ух других. Это, в свою очередь, порождает достаточные гравитационные моменты, стремящиеся установить КА штангой по радиусу-вектору на аппарат из центра земли.
При этом возникают проблемы:
1. Однозначность ориентации. Аппарату всё равно, демпфером к Земле или от Земли. Нужно, конечно, от Земли. Решается вопрос выбором момента выдвижения штанги.
2. Гашение колебаний. Можно показать, что гравитационные моменты формируют энергетически консервативную систему, колебания которой относительно положения равновесия, единожды возникнув, затухать не будут. Плюс необходимо рассеяние избыточной энергии кувыркания КА после отделения от РН. Обе задачи решает магнитный демпфер. Это мощный постоянный магнит, свободно плавающий в жидкости внутри токопроводящей сферы. Магнит взаимодействует с маг. полем Земли. При работе по целевому назначению он устанавливается по нему. При колебаниях КА возникает относительное движение магнита и сферы, там наводятся вихревые токи, рассеивающие энергию (+ вязкость жидкости что-то даёт). При успокоении КА процесс значительно сложнее, можно выделить 5 этапов. Не вдаваясь в подробности, достаточно отметить, что вначале магнит вовлекается во вращение с КА, не устанавливаясь по полю. Но гашение вращения всё равно идёт. Когда скорость КА падает примерно до удвоенной орбитальной, возможно возникновение режима "застревания", когда дальнейшего падения скорости не происходит. Вывод из этого режима требует активных действий со стороны КА. Далее КА окончательно успокаивается и переходит в штатную ориентацию.
3. Контроль ориентации. Если с КА что-то не так, то как доказать, что аппарат ориентирован? Для этого на борту ставят аппаратуру контроля положения Солнца. По положению Солнца отн. КА можно однозначно понять, ориентирован он должным образом или нет.
Таким образом, магнитно-гравитационная система ориентации - это сложная система, требующая тщательной отработки, которая уже давно работает полностью автоматически. Все решения приниаются на борту. Пуск, КО, и через заданное время все КА ориентированы должным образом. Достигнуты неплохие характеристики по массе системы. Точность ~10 / ~15 град. что для КА такого класса достаточно.
Теоретически возможна и трёхосная МГСО. Хотя это по-началу может показаться странным. Нужны 2 штанги, расположенные в виде буквы V. Но практические реализации мне не известны.
ЦитироватьЦитироватьFeol: "у стрелок пассивная, но тем не менее, автоматическая"
Мне не нравится считать пассивную систему автоматической. Обычная стрела - это не автомат. У нее пассивная аэродинамическая система ориентации, не автоматическая. Но я не специалист в терминологии.
...
Какая аэродинамическая? У стрелок (если мы говорим про одни и те же КА разработки НПО ПМ) одноосная магнитно-гравитационная система ориентации (МГСО).
Я про стрелы. Обычные стрелы. Знаете, которыми из лука стреляют. Робин Гуд, например.
Спасибо за такое подробное описание магнито-гравитационных систем. Я о них слышал, но не вдавался. А они что используются еще что ли?
Возвращаясь к теме названия "автоматическая система".
Как Вы считаете, гравитационную систему ориентации ( невыдвигающаяся штанга без магнита) можно назавать автоматической?
А у обычной стрелы с оперением - автоматическая система оринтации или нет?
PS. Про трехосную МГСО с V-образной штангой, я пока не понимаю. Подумаю на досуге.
А причем тут стрелы? У самолета тоже есть система ориентации?
ЦитироватьА причем тут стрелы? У самолета тоже есть система ориентации?
Потому что, мы здесь обсуждаем терминологические вопросы, связанные с названием "автоматическая система".
У обычной стрелы - пассивная система ориентации. Можно ли назавать ее автоматической? Я считаю, что нет. Но в каких-то учебниках, вроде бы - да.
У самолета могут быть разные системы ориентации - ручная, автоматическая, пассивная.
Нет никакой систем ориентации не у стрелы не у самолета. У флюгера тоже есть система ориентации? У самолета есть система управления, а ориентация подразумевает нахождение объекта;
а) в безопорном пространстве (отсутствие среды);
б) необходимость принудительного разворота КА в необходимое положение, причем таких положений может быть несколько.
А стрелу ориентирует сам выстрел и набегающий поток.
ЦитироватьНет никакой систем ориентации не у стрелы не у самолета. У флюгера тоже есть система ориентации? У самолета есть система управления, а ориентация подразумевает нахождение объекта;
а) в безопорном пространстве (отсутствие среды);
б) необходимость принудительного разворота КА в необходимое положение, причем таких положений может быть несколько.
А стрелу ориентирует сам выстрел и набегающий поток.
У самолета есть система ориентации, она же система управления ориентацией.
И у стрелы есть. Набегающий поток ее ориентирует, потому что у нее, например, есть оперение - элемент пассивной системы ориентации.
Postoronnim V: "а ориентация подразумевает нахождение объекта;
а) в безопорном пространстве (отсутствие среды);
б) необходимость принудительного разворота КА в необходимое положение, причем таких положений может быть несколько."
Это , как тут принято писать, в охумору.
Оперение - это стабилизация,
Чем же я рассмешил?
ЦитироватьОперение - это стабилизация,
Чем же я рассмешил?
Стабилизация чего, если не ориентации?
Рассмешили Вы "безопорным пространством" и разворотом в положение, которых "может быть несколько".
А по-вашему, для функционирования КА необходимо только одно положение корпуса относительно Земли? :)
ЦитироватьВопрос был в том, почему эти станции и "Луна-3" в книге "50 лет РККЭ" называются МС, а другие станции - АМС.
Разница та же, что в названиях Советский Союз и Союз Советских Социалистичских Республик.
Просто названия в РККЭ не канонизированы.
To ДалекийГость:
Да, магнитно-гравитационные системы ориентации сейчас активно используются на КА Гонец, Родник, Стрела. Информацией по другим КА не обладаю.
Некоторое уточнение терминологии. На счёт управления самолётом и КА.
Задачей управления ориентацией обычно называют управление угловым положением объекта управления при независимом движении центра масс.
Для КА это в первом приближении именно так. Хотя, бывают и исключения. Для КА Глонасс, например, точность ориентации антенн на Землю и солнечных батарей на Солнце, теоретически, может быть весьма грубой. Однако, ориентация его вполне существенно влияет на "снос" КА солнечным ветром. Непрогнозируемая составляющая этого "сноса" из-за непрогнозируемых погрешностей ориентации серьёзно ухудшает точность прогноза движения самого КА им же на борту. А это напрямую снижает точность определения координат потребителями. Именно этот эффект требует всё же довольно точно ориентировать Глонассы.
Но на подавляющем большинстве других аппаратов влиянием погрешностей ориентации на движение центра масс вполне можно пренебречь.
Самолёт - совсем иное дело. Любые изменения его углового положения моментально влияют на характер движения центра масс. Этим нельзя пренебрегать ни в каком приближении. По этому, в отношении самолёта предпочитают говорить об управлении движением вцелом, нежели об управлении его ориентацией.
Большинство самолётов, если ими не управлять, устойчивы "в малом" но не устойчивы "в большом". Т. е., малые отклонения аэродинамически демпфируются и он возвращается в исходное положение. Но с течением времени неуправляемый самолёт наверняка не будет сохранять заданное направление движения, даже если заданное направление - полёт по прямой. По этому, любой самолёт требует управления, ручного или автоматического.
Но некоторые самолёты сейчас без управления не устойчивы и "в малом", статически. Для них прекращение активного управления ведёт к лавинообразному нарастанию отклонений по всем неустойчивым каналам.
ЦитироватьЗадачей управления ориентацией обычно называют управление угловым положением объекта управления при независимом движении центра масс .
Это дело вкуса. Управление угловым движением (движением вокруг центра масс) можно всегда называть управлением ориентацией.
Независимо от того, сильно или слабо связаны между собой движение центра масс и движение вокруг центра масс. Иначе придется вводить некий численный критерий границы сильного/слабого взаимодействия.
Ну, в общем, да. Скользкий вопрос.
ЦитироватьПо этому, в отношении самолёта предпочитают говорить об управлении движением вцелом, нежели об управлении его ориентацией.
Это тоже дело вкуса.
ЦитироватьНо некоторые самолёты сейчас без управления не устойчивы и "в малом", статически.
А у некоторых нет автоматической системы управления. Это не меняет того , что у самолетов
может быть пассивное, ручное и автоматическое управление/регулирование ориентацией/угловым движением/движением.
Погодите, Старый все разъяснит :)
ЦитироватьЦитироватьНо некоторые самолёты сейчас без управления не устойчивы и "в малом", статически.
А у некоторых нет автоматической системы управления. Это не меняет того , что у самолетов может быть пассивное, ручное и автоматическое управление/регулирование ориентацией/угловым движением/движением.
Ну, всё таки, у самолёта должно быть либо ручное управление либо автоматическое, либо и то и другое. А вот пассивное... Это только у бумажного самолётика :) ! То есть, никем и ничем не управляемый самолёт, пусть даже статически (пассивно) устойчивый по всем каналам, всё равно даже не сможет пролететь значимое расстояние по прямой. По этому он в таком виде совершенно бесполезен.
ЦитироватьНу, всё таки, у самолёта должно быть либо ручное управление либо автоматическое, либо и то и другое. А вот пассивное... Это только у бумажного самолётика.
Я не говорил, что или только активное управление (ручное или автоматическое) или только пассивное. Хотя у бумажных самолетиков и может планеров каких-нибудь - только пассивное. У нормального самолета все три типа могут быть - и ручное и автоматическое (автопилот) и пассивное (аэродинамическая устойчивость в малом).
Подумал я про трехосную гравитационную ориентацию. Да, все получается. Можно использовать и две перпендикулярные штанги, но в этом случае не одинаковые. А магнитная часть системы будет гасить колебания. Почему-то у меня было предубеждение, что гравитационная система только одноосная.
Спасибо за интересный пример.
ЦитироватьЦитироватьВопрос был в том, почему эти станции и "Луна-3" в книге "50 лет РККЭ" называются МС, а другие станции - АМС.
Разница та же, что в названиях Советский Союз и Союз Советских Социалистичских Республик.
Просто названия в РККЭ не канонизированы.
Ну да, все было бы просто, примерно, как если бы было написано, что Украинская и Белорусская ССР входят в состав Союза Советских Социалистичских Республик, а Грузинская и Казахская - в состав Советского Союза. :lol:
Виноват, я не врубился.
Тогда так: либо это элементарная косноязычность, каковая может пролезть везде (читай, например, красную энциклопедию 1985 г, с510 -- Малышев налетал 10 сут 43 ч, Стрекалов 21 сут 41 ч)
либо за этим что-то есть.
Собственно, вопрос сводится к одному: чем разняться Е2 и Е2А по УПРАВЛЕНИЮ? Какая была система ориентации на Е2?
И опять возможность ошибки: Е2 и Е2А поменяли местами, ибо, конечно ВЕЗДЕ "Луна-3" называется как АМС.
ЦитироватьТо есть, никем и ничем не управляемый самолёт, пусть даже статически (пассивно) устойчивый по всем каналам, всё равно даже не сможет пролететь значимое расстояние по прямой. По этому он в таком виде совершенно бесполезен.
Помнится, где-то году в 1990-м один неуправляемый советский аэроплан (летчик катапультировался) пролетел от Польши до Бельгии. Не поручусь, правда, что строго по прямой.
Ещё в советское время А. Л. Кожевников в книге "Стартует мужество" описывал случай успешной посадки (!!!) Миг-15 без пилота! (он катапультировался).
эта глава книги в интернете:
http://eroplan.boom.ru/bibl/kozhevnikov/pt3/p3_18.htm
и автопилота там, я думаю, не было...
ЦитироватьСобственно, вопрос сводится к одному: чем разняться Е2 и Е2А по УПРАВЛЕНИЮ? Какая была система ориентации на Е2?
И опять возможность ошибки: Е2 и Е2А поменяли местами, ибо, конечно ВЕЗДЕ "Луна-3" называется как АМС.
Почему-то в разных источниках по-разному пишут, какая именно станция, E2 или E2А, была "Луной-3".
"Запуск межпланетной станции Е2А состоялся 4 октября 1959 года."
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/energia-50/01.html
"Запуск межпланетной станции Е2 состоялся 4 октября 1959 г."
http://www.buran.ru/htm/gud%2017.htm
Оба источника сходятся в том, что они отличались фотоаппаратами.
"Cтанцию Е2 должны были укомплектовать фототелевизионной аппаратурой и радиокомплексом, изготовленным в КБ главного конструктора А.Ф. Богомолова (ОКБ МЭИ), а станцию Е2А — фототелевизионной аппаратурой, изготовленной в КБ главного конструктора Е.С. Губенко (СКБ-567) и радиокомплексом разработки НИИ-885."
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/energia-50/01.html
"Станция Е2 была укомплектована фототелевизионной аппаратурой, изготовленной в КБ Главного конструктора А.Ф.Богомолова (ОКБ МЭИ ), а станция Е2А - аппаратурой, изготовленной в КБ Главного конструктора Е.С.Губенко.
http://www.buran.ru/htm/gud%2017.htm
Автоматическая система управления ориентацией должна была быть на обоих, потому что обе должны были фотографировать Луну.
ЦитироватьПомнится, где-то году в 1990-м один неуправляемый советский аэроплан (летчик катапультировался) пролетел от Польши до Бельгии. Не поручусь, правда, что строго по прямой.
Не. Тот самолёт был очень даже управляемый. Лётчик так поспешил катапультироваться что не выключил автопилот. И самолёт строго на одной высоте, строго по ортодромии пошёл, пошёл, пошёл...
Прочел про стрелу и сразу вспомнил "Космос-149". Как там назвать систему ориентации?
А кто оно такое?
ЦитироватьПрочел про стрелу и сразу вспомнил "Космос-149". Как там назвать систему ориентации?
Аэрогироскопической.
ЦитироватьЦитироватьПрочел про стрелу и сразу вспомнил "Космос-149". Как там назвать систему ориентации?
Аэрогироскопической.
Нет, друзья мои. Это пассивная аэродинамическая система... Спутник даже получил название - "Космическая стрела".
Уникальная? Да, единственный случай... (Действительно, в безвоздушном пространстве использовать аэродинамические органы - диковато звучит. Но на низкой орбите кое-какие остатки атмосферы есть, так что оказалось вполне возможно).
Кстати, какой-то из американов ("Пегас" - ?) имел такое расположение солнечных батарей, что они за счет остаточной атмосферы подкручивали аппарат, стабилизируя его. Знатоки, поправтье, если ошибаюсь...
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьПрочел про стрелу и сразу вспомнил "Космос-149". Как там назвать систему ориентации?
Аэрогироскопической.
Нет, друзья мои. Это пассивная аэродинамическая система... Спутник даже получил название - "Космическая стрела".
Имеется специальная книга которая тоже так называется - "Космическая стрела". Там подробно описана и система стабилизации. Она так и называется - Аэрогироскопическая, и кроме аэродинамического стабилизатора содержит два силовых гироскопа для ориентации по крену.
ЦитироватьУникальная? Да, единственный случай...
Не совсем единственный. Второй аппарат этой серии был запущен под названием Космос-320. И уже совсем недавно аналогичный демонстратор был запущен и с Шаттла.