What is this upper stage used for the KazSat launch?? It is the subversion of DM-2M already used for some commercial launches ?
Thank you very much!
Nicolas
(excuse me, but it is very hard for me to write in cyrillic with my computer...)
Да, да, именно этот РБ привел к дискуссии об отмене заруска КА КазСат
ЦитироватьWhat is this upper stage used for the KazSat launch?? It is the subversion of DM-2M already used for some commercial launches ?
Thank you very much!
Nicolas
(excuse me, but it is very hard for me to write in cyrillic with my computer...)
Для Казсата использовался РБ ДМ3.
Цитата из книги по истории РКК "Энергия" "На рубеже двух веков. 1996-2001", стр.647:
"...Отличия в схеме выведения разделили коммерческие блоки на 4 вида, которым были даны обозначения:
блок ДМ1 - выведение коммерческих аппаратов "Инмарсат" на ГСО;
блок ДМ2 - выведение КА "Иридиум" на низкие орбиты...;
блок ДМ-3 - выведение КА "Астра-1F", "Телстар", "Панамсат" на переходную орбиту к ГСО;
блок ДМ-4 - выведение КА "Темпо" на переходную орбиту к ГСО с низким перигеем."
ДМ3 не следует путать с РБ ДМ-03 (11С861-03), который отличается от прочих РБ ДМ увеличенными баками за счет цилиндрических проставок и предназначен в 1-ю очередь для запуска на РН "Протон-М".
А что такое ДМ-2М, не в курсе. Где про него писалось?
Привет солнечной Франции!
ЦитироватьЦитироватьWhat is this upper stage used for the KazSat launch?? It is the subversion of DM-2M already used for some commercial launches ?
Thank you very much!
Nicolas
(excuse me, but it is very hard for me to write in cyrillic with my computer...)
Для Казсата использовался РБ ДМ3.
Цитата из книги по истории РКК "Энергия" "На рубеже двух веков. 1996-2001", стр.647:
"...Отличия в схеме выведения разделили коммерческие блоки на 4 вида, которым были даны обозначения:
блок ДМ1 - выведение коммерческих аппаратов "Инмарсат" на ГСО;
блок ДМ2 - выведение КА "Иридиум" на низкие орбиты...;
блок ДМ-3 - выведение КА "Астра-1F", "Телстар", "Панамсат" на переходную орбиту к ГСО;
блок ДМ-4 - выведение КА "Темпо" на переходную орбиту к ГСО с низким перигеем."
ДМ3 не следует путать с РБ ДМ-03 (11С861-03), который отличается от прочих РБ ДМ увеличенными баками за счет цилиндрических проставок и предназначен в 1-ю очередь для запуска на РН "Протон-М".
А что такое ДМ-2М, не в курсе. Где про него писалось?
Привет солнечной Франции!
Интересно. А других отличий у ДМ-03 нет? КРЛ там остается или полет будет без возможности вмешательства с Земли? И какие шансы на то, что его пустят на "Протон-М"?
ЦитироватьА что такое ДМ-2М, не в курсе. Где про него писалось?
http://tihiy.fromru.com/Rn/RN_Proton.htm
ЦитироватьВ настоящее время в составе РН "Протон-К" используются разгонные блоки ДМ-2 (11С861) и ДМ-2М (11С861-01). Блок ДМ-2 использует однокамерный двигатель 11Д58M на компонентах топлива жидкий кислород-керосин. Блок ДМ-2М имеет повышенные энергетические характеристики и использует двигатель 11Д58С. Эта модификация ДУ в качестве горючего использует синтетический керосин (ситин), называемый также углеводородным горючим.
I thought that "DM1", "DM2", "DM3" and "DM4" were sub-versions of "DM-2M"...
Look at my webpage showing the launches of Proton :
http://www.kosmonavtika.com/lanceurs/proton/protonliste.html
For exemple, I thought that Astra 1F 's launcher was "Proton-K/DM-2M/DM3"...
Am I wrong??
Thank you very much Russia!!!!
Nicolas
Если "Наземный старт " хочет потягаться силами с "Протоном" при обеспечении ГСО с Байконура, то надо что-то серьезно усовершенствовать на РБ ДМ. Что предусматривается?
Вован, а что на нём не так?
Дедушка Циолковский сказал бы, что надо увеличить удельный импульс, массу топлива и, раз пошла такая пьянка, заодно уменьшить сухую массу. На Морском старте, я слышал, уже кое-что на ДМ сделали, и мы хотим! :lol:
Так это же двигатель менять надо или дорабатывать, чтобы УИ то увеличить...
ЦитироватьДедушка Циолковский сказал бы, что надо увеличить удельный импульс, массу топлива и, раз пошла такая пьянка, заодно уменьшить сухую массу. На Морском старте, я слышал, уже кое-что на ДМ сделали, и мы хотим! :lol:
А разве у него УИ не один из лучших в своем классе?
ЦитироватьЦитироватьДедушка Циолковский сказал бы, что надо увеличить удельный импульс, массу топлива и, раз пошла такая пьянка, заодно уменьшить сухую массу. На Морском старте, я слышал, уже кое-что на ДМ сделали, и мы хотим! :lol:
А разве у него УИ не один из лучших в своем классе?
А он оппоненту в "принципе" не нравится!:D
Наверно нравится довыводиться за счет ресурсов ПН? 8)
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьДедушка Циолковский сказал бы, что надо увеличить удельный импульс, массу топлива и, раз пошла такая пьянка, заодно уменьшить сухую массу. На Морском старте, я слышал, уже кое-что на ДМ сделали, и мы хотим! :lol:
А разве у него УИ не один из лучших в своем классе?
А он оппоненту в "принципе" не нравится!:D
Наверно нравится довыводиться за счет ресурсов ПН? 8)
Я этого не заметил. Кстати, уменьшить сухую массу точно не мешало бы. Если это, конечно, возможно. И заправку увеличить неплохо. Со всем этим трудно поспорить. А еще и производство синтина нарастить.
Кстати, интересно. С Байконура Зенитом планируют только на ПГСО пускать? Или и прямо на ГСО, как Протоном, то же? Вообще, в случае Зенита туда хоть какую-то значимую массу вместе с РБ затащить-то возможно?
В коммерческих целях пускать сразу на ГСО - моветон :)
Только на ГПО, а дальше своим ходом.
Feol, слыхать - для увеличения УИ ставят сопловой насадок
Ого, интересно... Ну это и есть доработка двигателя :wink: . А на морской версии разве уже есть такое?
На 18Л уже должно быть
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьNicolas
ДМ3 не следует путать с РБ ДМ-03 (11С861-03), который отличается от прочих РБ ДМ увеличенными баками за счет цилиндрических проставок и предназначен в 1-ю очередь для запуска на РН "Протон-М".
Привет солнечной Франции!
Интересно. А других отличий у ДМ-03 нет? КРЛ там остается или полет будет без возможности вмешательства с Земли? И какие шансы на то, что его пустят на "Протон-М"?
"Других отличий" есть. КРЛ пока, похоже, есть; скоро, похоже, не будет.
Насадки само собой. И много разного по мелочам...
Это же относится и к будущим блокам для SL и LL, даже в большей степени.
Шансы "на Протон-М" слабые, но раньше были вообще никакие.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьNicolas
ДМ3 не следует путать с РБ ДМ-03 (11С861-03), который отличается от прочих РБ ДМ увеличенными баками за счет цилиндрических проставок и предназначен в 1-ю очередь для запуска на РН "Протон-М".
Привет солнечной Франции!
Интересно. А других отличий у ДМ-03 нет? КРЛ там остается или полет будет без возможности вмешательства с Земли? И какие шансы на то, что его пустят на "Протон-М"?
"Других отличий" есть. КРЛ пока, похоже, есть; скоро, похоже, не будет.
Насадки само собой. И много разного по мелочам...
Это же относится и к будущим блокам для SL и LL, даже в большей степени.
Шансы "на Протон-М" слабые, но раньше были вообще никакие.
А почему от КРЛ отказываются? Неужели для снижения веса жертвуют возможностью вмешаться в процесс и подправить уставки на маневр, к примеру?
А каких характеристик можно ожидать от связки Протон-М + ДМ?
ЦитироватьА почему от КРЛ отказываются? Неужели для снижения веса жертвуют возможностью вмешаться в процесс и подправить уставки на маневр, к примеру?
А может сделают таки терминальное управление как у нормальных людей:wink:
ЦитироватьЦитироватьА почему от КРЛ отказываются? Неужели для снижения веса жертвуют возможностью вмешаться в процесс и подправить уставки на маневр, к примеру?
А может сделают таки терминальное управление как у нормальных людей:wink:
Вполне возможно. Это был бы лучший вариант.
ЦитироватьИ много разного по мелочам...
Мелочи как раз самое интересное, вот до сих пор неизвестно, чем
861-й блок от 86-го отличается.
ЦитироватьЦитироватьА почему от КРЛ отказываются? Неужели для снижения веса жертвуют возможностью вмешаться в процесс и подправить уставки на маневр, к примеру?
А может сделают таки терминальное управление как у нормальных людей:wink:
Вполне возможно. Это был бы лучший вариант. Но с другой стороны, кроме компенсации погрешности выведения, есть и другие задачи. Например, парирование НШС в каких-то нестандартных случаях. Вплоть до полной смены программы полета (в пределе).
КРЛ-крлом, а КГЧ со 2-ым Глонасс-М вроде как пускали, зная заранее (на полигоне, но не в Москве), что ТМИ с РБ не будет :lol: ! Какая тут смена программы в полёте... :cry:
ЦитироватьКРЛ-крлом, а КГЧ со 2-ым Глонасс-М вроде как пускали, зная заранее (на полигоне, но не в Москве), что ТМИ с РБ не будет :lol: ! Какая тут смена программы в полёте... :cry:
"Не путай бардак с проблемой" :-)
Вторая «мелочь» в изменениях РБ для Наземного старта – это возможное уменьшение температуры жидкого кислорода для увеличения заправляемой массы.
КРЛ, точнее КРС (командная радиосистема) на коммерческих ДМ уже давно не применяется и на ДМ "Наземного старта" (ДМ-SLБ) - тем более. Еще я слышал - на ДМ-SLБ вместо двух ДУ системы ориентации и запуска (ДУ СОЗ) будет одна, но с двумя блоками сопел :o
http://c.foto.radikal.ru/0607/c62a076a1f2e.jpg
ЦитироватьКРЛ, точнее КРС (командная радиосистема) на коммерческих ДМ уже давно не применяется и на ДМ "Наземного старта" (ДМ-SLБ) - тем более. Еще я слышал - на ДМ-SLБ вместо двух ДУ системы ориентации и запуска (ДУ СОЗ) будет одна, но с двумя блоками сопел :o
http://c.foto.radikal.ru/0607/c62a076a1f2e.jpg
То есть после первого включения сбрасываться будут только баки, или они тоже в одном экземляре?
Я раньше думал, что "ДУ СОЗ" расшифровывается "двигательная установка системы обеспечения запуска". А не "двигательная установка системы ориентации и запуска". Ошибался?
ЦитироватьЯ раньше думал, что "ДУ СОЗ" расшифровывается "двигательная установка системы обеспечения запуска". А не "двигательная установка системы ориентации и запуска". Ошибался?
Вообще-то, ЕМНИП, "ДУ СООЗ" - системы ориентации и обеспечения запуска. По крайней мере, на 14С40 "Смерч" именно так называлась.
ЦитироватьА каких характеристик можно ожидать от связки Протон-М + ДМ?
Для ДМ-03: до 6,2 на ГПО, до 3,2 на ГСО.
ЦитироватьЯ раньше думал, что "ДУ СОЗ" расшифровывается "двигательная установка системы обеспечения запуска". А не "двигательная установка системы ориентации и запуска". Ошибался?
Похоже, ДУ СОЗ ныне расшифровывается как ДУ "стабилизации ориентации, запуска".
ИМХО, не шибко литературно, но за что купил...
ЦитироватьЦитироватьИ много разного по мелочам...
Мелочи как раз самое интересное, вот до сих пор неизвестно, чем
861-й блок от 86-го отличается.
Известно. Главное - "новая автономная СУ (причем
цифровая), позволяющая выводить КА на любую ОИСЗ", затем (для 11С861-01) "обеспечение передачи ТМИ через СР" плюс, разумеется, "совершенствование массовых характеристик".
Цитаты из толстого "пятигодника" РККЭ за 1996-2001гг.
Вобщето при работе блока ДМ ориентация полностью обеспечивается двигателем 11Д58, без участия блоков СОЗ. А они используются для ориентации только перед запуском. То есть для обеспечения запуска. Значит правильно "Система Обеспечения Запуска".
Так у него и автономный полёт-то весь ориентированный, вроде как. Для тепловых режимов КА, кстати, это важно.
ЦитироватьТак у него и автономный полёт-то весь ориентированный, вроде как. Для тепловых режимов КА, кстати, это важно.
В закрутке вроде.
По моему, нет. С переворотом на 180 где-то посередине для компенсации дрейфа гироскопов. Вроде как.
ЦитироватьИзвестно. Главное - "новая автономная СУ (причем цифровая), позволяющая выводить КА на любую ОИСЗ", затем (для 11С861-01) "обеспечение передачи ТМИ через СР" плюс, разумеется, "совершенствование массовых характеристик".
Цитаты из толстого "пятигодника" РККЭ за 1996-2001гг.
А ПН за счет чего на 400 кг повысилась?
Точнее ДУ СОЗ - это ДУ стабилизации, ориентации и запуска. Скоро на "Наземном старте" будет комбинированная ДУ СОЗ (КДУ СОЗ)
Особенности ДМ-SL по сравнению с 11С861-01:
- замена системы управления РБ на новую на базе БЦВМ «Бисер-3»;
- адаптация к РН «Зенит» и условиям морского климата;
- внедрение капсулированного блока полезного груза.
ЦитироватьЦитироватьИзвестно. Главное - "новая автономная СУ (причем цифровая), позволяющая выводить КА на любую ОИСЗ", затем (для 11С861-01) "обеспечение передачи ТМИ через СР" плюс, разумеется, "совершенствование массовых характеристик".
Цитаты из толстого "пятигодника" РККЭ за 1996-2001гг.
А ПН за счет чего на 400 кг повысилась?
БЦВМ в составе СУ (легче, более гибкая).
Модифицированный маршевый ЖРД 11Д58
М.
Прочие доработки на основании опыта эксплуатации и активно продолжавшихся НИРов.
ЦитироватьБЦВМ в составе СУ (легче, более гибкая).
Модифицированный маршевый ЖРД 11Д58М.
Прочие доработки на основании опыта эксплуатации и активно продолжавшихся НИРов
Ну 11Д58М только недавно появился, а на протоновских блоках его и сейчас нет. Получается СУ так сильно похудела или как-то еще конструкцию облегчили? Вот на 11С861-01 за счет теплозащиты на 100 кг ПН повысили, может и там что-то сняли.
Особенности ДМ-SL с №16Л:
- увеличение удельного импульса за счет удлиненного насадка;
- замена ленточного запоминающего устройства в системе бортовых измерений (СБИ) на статическое;
- конструктивные изменения элементов для уменьшения их массы.
ЦитироватьБЦВМ в составе СУ (легче, более гибкая).
Модифицированный маршевый ЖРД 11Д58М.
Прочие доработки на основании опыта эксплуатации и активно продолжавшихся НИРов.
Насколько я понимаю блок Д вообще без СУ (11С824) имеет конечную массу 1900 кг. Блок ДМ с СУ и тороидальным приборным отсеком имеет конечную массу 2200 кг. То есть если СУ вместе с отсеком вообще выкинуть то сэкономить удастся всего 300 кг. Откуда ж там взялось почти полтонны?
Особенности ДМ-SL с №18Л:
- увеличение массы заправляемых компонентов на 1,5 тонны за счет увеличения размеров баков;
- исключение из состава антенно-фидерных устройств командной радиосистемы одной малонаправленной антенны;
- конструктивные изменения элементов для уменьшения их массы.
Вот такой пепелац получается
http://c.foto.radikal.ru/0607/c2ed1aa6a67e.jpg :P
Особенности ДМ-SLБ для «Наземного старта»:
- исключение торового приборного отсека, размещение приборов в отдельных контейнерах;
- замена приборного отсека и его фермы на приборную ферму;
- исключение одного блока баков из состава ДУ стабилизации, ориентации и запуска (ДУ СОЗ);
- исключение КРС и ее АФУ;
- замена в системе управления БЦВМ «Бисер-3» на БЦВМ «Бисер-6».
ЦитироватьЦитироватьБЦВМ в составе СУ (легче, более гибкая).
Модифицированный маршевый ЖРД 11Д58М.
Прочие доработки на основании опыта эксплуатации и активно продолжавшихся НИРов
Ну 11Д58М только недавно появился, а на протоновских блоках его и сейчас нет.
Из энциклопедии "Двигатели 1944-2000", с.252:
"...11Д58М...Разработан
в 1970-75гг. для РН "Протон".
Первые испытания ... в 1974г.
...осуществлено более 130 пусков..."
В основном как раз на "протоновских блоках".
В принципе 32 года, может, и немного...
А недавно аннонсировалась модификация 11Д58М
Ф, а это 2 небольшие, но все же разницы.
ЦитироватьЦитироватьБЦВМ в составе СУ (легче, более гибкая).
Модифицированный маршевый ЖРД 11Д58М.
Прочие доработки на основании опыта эксплуатации и активно продолжавшихся НИРов.
Насколько я понимаю блок Д вообще без СУ (11С824) имеет конечную массу 1900 кг. Блок ДМ с СУ и тороидальным приборным отсеком имеет конечную массу 2200 кг. То есть если СУ вместе с отсеком вообще выкинуть то сэкономить удастся всего 300 кг. Откуда ж там взялось почти полтонны?
Блоки "Д вообще без СУ (11С824)" использовались для полетов по программе Л1 и для запуска тяжелых АМС.
А 11Д86 и 11Д861 - для вывода на высокие ОИСЗ.
Поэтому, пардон, смысла вопроса не понял.
ЦитироватьЦитироватьБЦВМ в составе СУ (легче, более гибкая).
Модифицированный маршевый ЖРД 11Д58М.
Прочие доработки на основании опыта эксплуатации и активно продолжавшихся НИРов
...Получается СУ так сильно похудела или как-то еще конструкцию облегчили?...
Частный пример, в чем поучаствовал: доработали элементы внутрибаковых устройств системы обеспечения запуска маршевого ЖРД - перегородки, каплезащитное устройство. Сняли, по памяти, ок. 5кг. Уменьшили тягу двигателей продольной перегрузки той же СОЗ.
Тоже сэкономили не помню сколько, но прилично.
И по другим системам аналогично.
"Вот так по крохам и целый мешок!" (Иваси)
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьБЦВМ в составе СУ (легче, более гибкая).
Модифицированный маршевый ЖРД 11Д58М.
Прочие доработки на основании опыта эксплуатации и активно продолжавшихся НИРов
...Получается СУ так сильно похудела или как-то еще конструкцию облегчили?...
Частный пример, в чем поучаствовал: доработали элементы внутрибаковых устройств системы обеспечения запуска маршевого ЖРД - перегородки, каплезащитное устройство. Сняли, по памяти, ок. 5кг. Уменьшили тягу двигателей продольной перегрузки той же СОЗ.
Тоже сэкономили не помню сколько, но прилично.
И по другим системам аналогично.
"Вот так по крохам и целый мешок!" (Иваси)
КРЛ верните, изверги! :D
ЦитироватьИз энциклопедии "Двигатели 1944-2000", с.252:
"...11Д58М...Разработан в 1970-75гг. для РН "Протон".
Первые испытания ... в 1974г.
...осуществлено более 130 пусков..."
В основном как раз на "протоновских блоках".
В принципе 32 года, может, и немного...
А недавно аннонсировалась модификация 11Д58МФ, а это 2 небольшие, но все же разницы.
Да уж, перепутал я что-то, пардон, это я сопловый насадок имел ввиду. А в этой энциклопедии сказано, чем М отличается от просто 11Д58? Но тогда что получается, блок 11С861 полетел впервые в 82-м, а двигатель летал и раньше, но ПН увеличилась только с появлением новой модификации блока.
ЦитироватьБлоки "Д вообще без СУ (11С824)" использовались для полетов по программе Л1 и для запуска тяжелых АМС.
А 11Д86 и 11Д861 - для вывода на высокие ОИСЗ.
Поэтому, пардон, смысла вопроса не понял.
Смысл вопроса вот в чем: блок Д без СУ и приборного отсека весит всего на 300 кг меньше, чем с ними. В то же время ПН блока 11С861 повысилась на 400 кг в сравнении с 11С86, при том что и приборный отсек и СУ на обоих имеются. Известно, что на Протоне новая цифровая СУ легче всего на 20 %, чем старая аналоговая. Поэтому и непонятно, откуда взялись дополнительные 400 кг ПН. Получается, что только за счет мелких улучшений. Интересно, какое из них самое крупное?
ЦитироватьЦитировать
...блок Д без СУ и приборного отсека весит всего на 300 кг меньше, чем с ними. В то же время ПН блока 11С861 повысилась на 400 кг в сравнении с 11С86, при том что и приборный отсек и СУ на обоих имеются. Известно, что на Протоне новая цифровая СУ легче всего на 20 %, чем старая аналоговая. Поэтому и непонятно, откуда взялись дополнительные 400 кг ПН. Получается, что только за счет мелких улучшений. Интересно, какое из них самое крупное?
ИМХО, повышение точности, оперативности, гибкости с БЦВМ плюс рост удельного импульса за счет циклина для 11Д58М.
Каким образом точность, оперативность и гибкость повысили ПН чуть ли не на четверть?
ЦитироватьКаким образом точность, оперативность и гибкость повысили ПН чуть ли не на четверть?
"Тщительнее!" (ММЖ)
"...плюс рост удельного импульса за счет циклина "
ЦитироватьЦитироватьКаким образом точность, оперативность и гибкость повысили ПН чуть ли не на четверть?
"Тщительнее!" (ММЖ)
"...плюс рост удельного импульса за счет циклина "
Циклин добавил лишь несколько (4?) секунд УИ.
К тому же циклин использовался не всегда, а только на модификации 11Д58С, а грузоподъемность вроде как повысилась именно у блока с обычным двигателем, а у циклинового еще больше.
Уточнил - разница на керосине и на синтине - 7 сек (354/361сек)