Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: Вован от 04.06.2006 09:33:26

Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Вован от 04.06.2006 09:33:26
У ракеты-носителя «Протон» сделано убогое пусковое устройство, не правда ли?
Посмотрите:
-   неглубокие газоотводные канала малой площади сечения;
-   стыковка электрических разъемов «земля-борт» к торцу РН в опасной близости от двигателей;
-   «пушечный» запуск ДУ, чтобы РН быстрее улетела и не разрушила ПУ окончательно;
-   перед стартом под РН натягивается брезент для уменьшения воздействия отраженной ударной волны;
-   перед пуском обязательно обмазывают газоотводные каналы «жидким стеклом» (силикатным клеем) для защиты от пламени ДУ;
-   при пуске в газоотводных каналах разрушается бетон, а иногда и металлические части;
-   после пуска приходится делать в каналах ремонтно-восстановительные работы, всегда снимая расплавленный бетон.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: fagot от 04.06.2006 05:45:28
Одно из лучших наших ПУ, простое и надежное. А восстанавливать ПУ приходится после старта любой РН.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Вован от 04.06.2006 12:46:00
Довольно сложное ПУ у "Протона". Например, при старте РН должны выполниться операции: отстыковка блока разъемов от торца РН пневмоприводом, отклонение шести опор от пламени ДУ с помощью пневмоцилиндров и по копирам (иногда опора цепляла за борт РН), закрытие блока разъемов и опор стальными крышками. У "Зенита" восстанавливать ПУ после пуска не надо, хотя бы брезента не надо натягивать.
Прием РН на ПУ тянется 2 часа, у "Зенита" - 25 минут!
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Старый от 04.06.2006 12:55:21
Сохранить бетон можно если подавать в струю двигателей воду. У Зенита кажется подаётся? Заодно и волны не будет.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: slipstream от 04.06.2006 13:07:17
Так Протон же на ядовитых самовоспламеняющихся компонентах топлива, почему тогда сравнение сложности ПУ с керосиновым Зенитом?
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: fagot от 04.06.2006 09:16:25
ЦитироватьДовольно сложное ПУ у "Протона". Например, при старте РН должны выполниться операции: отстыковка блока разъемов от торца РН пневмоприводом, отклонение шести опор от пламени ДУ с помощью пневмоцилиндров и по копирам (иногда опора цепляла за борт РН), закрытие блока разъемов и опор стальными крышками. У "Зенита" восстанавливать ПУ после пуска не надо, хотя бы брезента не надо натягивать.
По сравнению с другими РН этого класса ничего сложного нет. Зенит гораздо современнее, вот и учли некоторые недостатки. А брезент - это что, большая проблема ?
ЦитироватьПрием РН на ПУ тянется 2 часа, у "Зенита" - 25 минут!
Так это же не МБР, куда торопиться-то ?
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: slipstream от 04.06.2006 13:23:14
А этот брезент кстати как именно "под РН" натянут? Т.е. он там случайно не для отражения несгоревшего топлива?
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: fagot от 04.06.2006 11:24:11
ЦитироватьСохранить бетон можно если подавать в струю двигателей воду. У Зенита кажется подаётся? Заодно и волны не будет.
Вроде вода подается только в СиЛонче, а Зенит-2 без воды стартует.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Старый от 04.06.2006 15:35:35
Цитировать
ЦитироватьСохранить бетон можно если подавать в струю двигателей воду. У Зенита кажется подаётся? Заодно и волны не будет.
Вроде вода подается только в СиЛонче, а Зенит-2 без воды стартует.
Я не уверен но там в проёме стартового стола торчат четыре хреновины сильно напоминающие кронштейны для форсунок.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Вован от 04.06.2006 16:32:22
РН «Зенит» с ПУ Байконура стартует с обязательной подачей воды под сопла двигателя в течение  промежутка времени – 15 секунд до подъема РН и 15 секунд после. Расход – 4 кубометра в секунду. Для «Протона» воду использовать нельзя. Представьте результат химической реакции азотного тетраксида (избыток его вылетает из сопел двигателей «Протона» для более полного сгорания гептила) с водой? Азотная кислота будет, от которой металл и кабели на ПУ вскоре будут в дырках.
Брезентовый же экран натягивается между двигателями и днищем РН «Протон» для защиты от воздействия высокого ударно-волнового давления, возникающего в газоходах во время запуска двигателей. Надо было делать газоход один большой, как у «Союза». Почему не сделали?
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: slipstream от 04.06.2006 18:16:15
ЦитироватьБрезентовый же экран натягивается между двигателями и днищем РН «Протон» для защиты от воздействия высокого ударно-волнового давления, возникающего в газоходах во время запуска двигателей.

Может не между а просто вокруг? Там же вроде бы не подлезть - внизу на внешние баки надета юбка выступающая почти до уровня нижней кромки сопел (которая кстати зачем?)

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/3029.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/3030.jpg)
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: slipstream от 04.06.2006 18:44:33
разлетающиеся горящие ошметки это тот самый брезент или там ещё есть чему?

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/3031.jpg) (http://images.ksc.nasa.gov/photos/2000/captions/KSC-00PD-5028.html)

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/3032.jpg) (http://hometown.aol.de/SLVehicles3/pictures_2/Prot_67.JPG)
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: fagot от 04.06.2006 15:15:43
ЦитироватьДля «Протона» воду использовать нельзя. Представьте результат химической реакции азотного тетраксида (избыток его вылетает из сопел двигателей «Протона» для более полного сгорания гептила) с водой? Азотная кислота будет, от которой металл и кабели на ПУ вскоре будут в дырках.
У РД-253 вроде как именно избыток гептила, поэтому азотке не из чего пролучаться.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: fagot от 04.06.2006 15:32:37
ЦитироватьМожет не между а просто вокруг? Там же вроде бы не подлезть - внизу на внешние баки надета юбка выступающая почти до уровня нижней кромки сопел (которая кстати зачем?)
В юбке рулевые машинки расположены.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: slipstream от 04.06.2006 20:24:58
Видимо единственное и не очень удачное фото центральной части ПУ

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/3033.jpg) (http://tihiy.fromru.com/Rn/RN_Proton.htm)

Совсем невнятное фото - ниша из-под демонтированного протоновского ПУ на байконуровской площадке 200Л (№39).

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_010/pages/BAIKONUR-04.html
ЦитироватьБайконур сегодня: МИКи, старты, другие объекты.
Октябрь 2004г.

(http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_010/images/BAIKONUR-04.jpg)

Левый СК на 200-й площадке. Здесь будет старт для "Ангары".
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Вован от 04.06.2006 21:05:20
Летят ошметки брезента. Про юбки известно следующее - между боковыми блоками, в зоне хвостовых отсеков, расположены обтекатели, предназначенные для уменьшения воздействия набегающего воздушного потока на двигатели при их отклонении.
А РД-253, где может быть и был избыток гептила, уже давно не используется, а "Протон" летает на РД-275 с избытком менее вредного АТ по требованиям экологов, особенно Казахстана
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Старый от 04.06.2006 21:19:03
ЦитироватьДля «Протона» воду использовать нельзя. Представьте результат химической реакции азотного тетраксида (избыток его вылетает из сопел двигателей «Протона» для более полного сгорания гептила) с водой? Азотная кислота будет, от которой металл и кабели на ПУ вскоре будут в дырках.
А при сгорании этого самого гептила разве не получается вода?


ЦитироватьБрезентовый же экран натягивается между двигателями и днищем РН «Протон» для защиты от воздействия высокого ударно-волнового давления, возникающего в газоходах во время запуска двигателей. Надо было делать газоход один большой, как у «Союза». Почему не сделали?
Я так и не понял: как брезент может защитить от ДАВЛЕНИЯ? Он такой прочный, чтоли?
 Ну а уж как надо было.... А зачем у Н-1/Энергии сделали аж три?
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Старый от 04.06.2006 22:07:55
Цитировать
ЦитироватьА при сгорании этого самого гептила разве не получается вода?
По идее - только при полном сгорании. При избытке одного из компонентов получается много воды и некоторое количество избыточного компонента...
Ну значит и без впрыска воды уже достаточно? Причём горячей-прегорячей? ;)
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Старый от 04.06.2006 22:12:43
Цитироватьа "Протон" летает на РД-275 с избытком менее вредного АТ по требованиям экологов, особенно Казахстана
Ну вы даёте! Вы считаете что соотношение компонентов определяется экологическими соображениями? И что "избыточный" гептил может уцелеть пройдя через факел двигателя? Кстати, когда первый раз стартовал РД-275? Мог ли тогда Казахстан и вобще экологи что-нибудь требовать?
 
 Избытиок горючего, Вован, приводит лишь к тому что углерод окисляется не до СО2 а только до СО. Только и всего. Никакого гептила никуда не летит. Потому и не может быть исбыточной азотки - если бы она вдруг появилась она бы вся израсходовалась на окисление СО до СО2.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Feol от 05.06.2006 16:42:38
По моему, возникновение избытка окислителя должно привести к почти мгновенному прогару камеры сгорания и сопла, аварии двигателя, падению ракеты на старт и к строительству нового. Хотя я не ракетчик, конечно..
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Андрей Суворов от 05.06.2006 18:21:14
ЦитироватьПо моему, возникновение избытка окислителя должно привести к почти мгновенному прогару камеры сгорания и сопла, аварии двигателя, падению ракеты на старт и к строительству нового. Хотя я не ракетчик, конечно..
Вообще-то турбины керосиновых движков замкнутого цикла, а также всех движков на паре АТ-НДМГ работают на "кислом" газе. Пусть не при 3000, но при 1000 градусах. Так что, если предпринять меры, можно при избытке окислителя работать.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Вован от 05.06.2006 20:37:03
Избыток АТ можете сами посмотреть при взлете "Протона" - оранжево-коричневые струи.
Избыток гептила раньше был и есть у РД-275 при его впрыске в периферийную часть камеры сгорания и критического сечения сопла для охлаждения стенок изнутри. Сейчас, чтобы он догорал, впрыскивается побольше АТ. РД-275 разработан в 1987-93 гг. На конец февраля 2000 года проведен 21 пуск РН "Протон" с этим двигателем
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: avmich от 06.06.2006 09:52:29
Тут на форуме довольно убедительно показывали, что ракеты летают с избытком топлива над окислителем. По причинам эффективности работы двигателей.

Это не означает, что АТ нет в выхлопе - какое-то его количество остаётся, соответствующее химравновесию выхлопа... но его немного.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Feol от 06.06.2006 10:41:44
И всё-таки. Защитные свойства брезента. От чего он там реально защищает и от чего реально может защитить? Неужели вправду он способен хоть как-то ослабить ударную волну?
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: fagot от 06.06.2006 13:30:28
ЦитироватьИзбыток АТ можете сами посмотреть при взлете "Протона" - оранжево-коричневые струи.
Избыток гептила раньше был и есть у РД-275 при его впрыске в периферийную часть камеры сгорания и критического сечения сопла для охлаждения стенок изнутри. Сейчас, чтобы он догорал, впрыскивается побольше АТ. РД-275 разработан в 1987-93 гг. На конец февраля 2000 года проведен 21 пуск РН "Протон" с этим двигателем
Вроде струи розоватые какие-то. Но в любом случае в целом получается избыток гептила. Если увеличить количество тетраксида азота, он сначала доокислит остатки гептила в объеме КС, и только потом доберется до стенки. Так что сомнительно, что таким образом дожигают пристенный гептил, тем более, что он может и сам догореть в воздухе. К тому же температура у стенки все же достаточно высокая, поэтому гептил будет подвергаться термическому разложению и опять-таки дожигать его не нужно.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Старый от 06.06.2006 17:31:03
ЦитироватьИзбыток АТ можете сами посмотреть при взлете "Протона" - оранжево-коричневые струи.
У Протона бурая струя паров АТ при запуске валит откудато сбоку (до сих пор не знаю зачем это), но струи двигателей у него вроде бесцветные?
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Старый от 06.06.2006 17:33:54
ЦитироватьВообще-то турбины ...  всех движков на паре АТ-НДМГ работают на "кислом" газе.
Это точно? И тех двигателей которые на Циклоне - тоже? Не, я ничего, я просто интересуюсь.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Feol от 06.06.2006 17:44:25
Ну кислый генераторный газ в РД-170 с внучатами - это уже классика.

А вот что это бурое начинает валить у Протона сбоку почти сразу после пуска, всегда самому было интересно.

Сбрасывают какое-то избыточное давление наддува баков, что ли?

По цвету похоже на АТ, но вот назначение? Может, там давление наддува баков создают на основных компонентах (скажем, капая гептильчик в массу АТ) в каком-нить газогенераторе на 1-ой ст? Ну и травят избытки. Вроде на 2-ой ст. у него точно один из двигунов какой-то другой с доп. газогенератором.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: fagot от 06.06.2006 15:08:48
ЦитироватьЭто точно? И тех двигателей которые на Циклоне - тоже? Не, я ничего, я просто интересуюсь.
За маршевые точно не скажу, вроде там окислительный ГГ, а вот у рулевиков точно восстановительный. Днепропетровцы вообще любили эту схему и использовали ее на 15Д169, что на второй ступени МР УР-100.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: fagot от 06.06.2006 15:15:38
ЦитироватьСбрасывают какое-то избыточное давление наддува баков, что ли?

По цвету похоже на АТ, но вот назначение? Может, там давление наддува баков создают на основных компонентах (скажем, капая гептильчик в массу АТ) в каком-нить газогенераторе на 1-ой ст? Ну и травят избытки. Вроде на 2-ой ст. у него точно один из двигунов какой-то другой с доп. газогенератором.
Ну да, так и есть. Только тут все двигатели с ГГ наддува.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: fagot от 07.06.2006 06:09:26
ЦитироватьЗа маршевые точно не скажу, вроде там окислительный ГГ, а вот у рулевиков точно восстановительный. Днепропетровцы вообще любили эту схему и использовали ее на 15Д169, что на второй ступени МР УР-100
На Космосе-3М тоже восстановительные ГГ на обоих ступенях. А объединяет все эти двигатели то, что все они открытой схемы. Сделано это для повышения УИ. Мощность турбины пропорциональна произведению газовой постоянной, температуры, расхода продуктов сгорания и степени расширения газа на турбине. При заданной степени расширения и температуре газовая постоянная для восстановительного ГГ больше, чем для окислительного. Кроме того, востановительный ГГ позволяет иметь более высокую температуру газов, все это снижает расход топлива на привод ТНА. Также повышается УИ выхлопного патрубка за счет уменьшения молекулярной массы продуктов сгорания. Так что маршевые двигатели Циклона должны иметь ту же схему. В случае закрытой схемы газ после ГГ все равно дожигается в КС, поэтому можно в принципе делать любой ГГ. Но окислительный ГГ позволяет за счет большей массы окислителя снизить перепад давления на турбине и соответственно давление подачи окислителя, что уменьшает массу системы. Кроме того, при использовании восстановительного ГГ пришлось бы усложнять ПГС.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Вован от 07.06.2006 16:30:22
Мы отвлеклись от главных вопросов: по какой причине конструкторы сделали такие маленькие газоотводные каналы и почему так близко друг от друга расположили механизмы, электроразъемы и двигатели?
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Feol от 07.06.2006 16:35:00
Может быть, стремились максимально удешевить строительство СК?
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: fagot от 07.06.2006 13:43:18
ЦитироватьМы отвлеклись от главных вопросов: по какой причине конструкторы сделали такие маленькие газоотводные каналы и почему так близко друг от друга расположили механизмы, электроразъемы и двигатели?
Как это маленькие - их размер как-то затрудняет эксплуатацию РН? Думаете, лучше было вырыть яму, как под Р-7? А насчет близости разъемов и двигателей - решили кабель-заправочную мачту заменить таким вот разъемчиком, вот они и сблизились.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Вован от 07.06.2006 21:12:43
А почему решили избавиться от кабель-мачты? У Зенита она неплохо работает. У торцевого разъема есть еще одна проблема - на него часто попадают компоненты топлива при отстыковке заправочных механизмов, поэтому приходится менять кабели. Да и вибрации при работе двигателей электроразъемам и кабелям тоже живучести не добавляют
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: X от 08.06.2006 02:02:27
Вот ,можно подробненько рассмотреть СК - там кажется даже брезент уже натянут :) Для увеличения фотки нажмите "Посмотреть исходное фото"

http://foto.mail.ru/mail/padov/1/1248.html
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: slipstream от 08.06.2006 04:05:22
если натянутым брезентом кажется то что там зеленое,

http://foto.mail.ru/mail/padov/1/1248.html
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/3042.jpg) (http://foto.mail.ru/mail/padov/1/s-1248.jpg)

то это не брезент, это крышки над механизмами ПУ:

http://hometown.aol.de/_ht_a/b14643/space-rockets/East_Europe_2/Proton-M/Gallery/Proton-KM-Breeze.htm
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/3043.jpg)

http://tihiy.fromru.com/Rn/RN_Proton.htm
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/3033.jpg)
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Feol от 08.06.2006 10:13:35
Вопросы Вован'у:

1. Слышал, что после каждого пуска Протона обязательно меняют по 2 метра каких-то шлангов. Правда ли и если да, то что за шланги и зачем их менять.

2. Слышал по ТВ, что после каждого пуска Протона солдат заставляют вычерпывать из газоотвода какую-то черную жижу. Прямо так и было сказано, но свято верить СМИ нельзя. Так ли это? И если так, то что это за жижа и откуда она там после старта?
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: fagot от 08.06.2006 15:24:33
ЦитироватьА почему решили избавиться от кабель-мачты? У Зенита она неплохо работает. У торцевого разъема есть еще одна проблема - на него часто попадают компоненты топлива при отстыковке заправочных механизмов, поэтому приходится менять кабели. Да и вибрации при работе двигателей электроразъемам и кабелям тоже живучести не добавляют
Есть такая мысль на этот счет. Как известно, был проект размещения УР-500 в ШПУ, поэтому и применили торцевой разъем. От использования ее в качестве МБР вскоре отказались, но разъем сохранился.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Feol от 09.06.2006 11:09:34
А почему в шахте нельзя использовать разъём "под кабель-мачту"? Её роль стенка шахты играть может, ответная часть разъёма выдвигается из неё. По моему, даже лучше, упрощает дно шахты.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Дем от 09.06.2006 17:29:21
ЦитироватьДля «Протона» воду использовать нельзя. Представьте результат химической реакции азотного тетраксида (избыток его вылетает из сопел двигателей «Протона» для более полного сгорания гептила) с водой? Азотная кислота будет, от которой металл и кабели на ПУ вскоре будут в дырках.
Это дистиллированную нельзя. А если намешать с содой или ещё чем....
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Вован от 10.06.2006 11:46:11
Браво, fagot! Браво, Бийск!
Действительно, в истории КБОМ написано, что маленькие газоходы, отводные опоры, стыковка блока разъемов к торцу РН, защита всех этих механизмов от газовой струи разработаны для шахтного варианта ракеты УР-500. Эти решения для ускорения строительства были применены и для наземного старта  :D
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Вован от 10.06.2006 12:46:26
Были вопросы от Feol :
1. Слышал, что после каждого пуска Протона обязательно меняют по 2 метра каких-то шлангов. Правда ли и если да, то что за шланги и зачем их менять.

2. Слышал по ТВ, что после каждого пуска Протона солдат заставляют вычерпывать из газоотвода какую-то черную жижу. Прямо так и было сказано, но свято верить СМИ нельзя. Так ли это? И если так, то что это за жижа и откуда она там после старта?

Действительно, после каждого пуска "Протона" меняют пять трубопроводов, расположенных на пяти откидных опорах. Трубопроводы отстыковываются от РН непосредственно перед пуском и остаются открытыми. При старте РН в них залетают горячие газы, пыль, песок и всякая грязь. А поскольку через некоторые из них проводится заправка РН компонентами топлива, то сами понимаете ...
Вычерпывать из газоходов черную жижу (любую жижу) надо для удаления остатков топлива и подготовки дна и стен газоходов к покрытию бетоном и жидким стеклом. Черная вода талая или дождевая вода была вероятно от сажи
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: fagot от 10.06.2006 13:17:50
ЦитироватьА почему в шахте нельзя использовать разъём "под кабель-мачту"? Её роль стенка шахты играть может, ответная часть разъёма выдвигается из неё. По моему, даже лучше, упрощает дно шахты.
А стенку усложняет. Придется делать люк в стакане. А снизу уже есть бронекрышки для опор, остается засунуть туда еще и разъем. На Р-36 коммуникации тоже снизу подведены.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Fakir от 10.06.2006 17:22:24
Посмотрел на фото, и возник дурацкий вопрос: а как он ветровые нагрузки-то держит? Без мачт и тому подобных устройств? Там же по идее изламывающие моменты должны быть ого-го!
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: fagot от 10.06.2006 13:52:15
ЦитироватьПосмотрел на фото, и возник дурацкий вопрос: а как он ветровые нагрузки-то держит? Без мачт и тому подобных устройств? Там же по идее изламывающие моменты должны быть ого-го!
Другие же ракеты как-то держат, а чем Протон хуже? :wink:  В какой-то степени его башня обслуживания защищает.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Вован от 10.06.2006 19:25:21
На каждой из шести опор "Протона" есть фиксаторы, но они больше нужны для удержания пустой ракеты. Заправленная и так стоит. Фиксаторы отводятся перед самым пуском. Более совершенные фиксаторы имеются у "Зенита" - они не отводятся, а обкатываются по полусферическим кронштейнам ракеты и отворачиваются от ракеты вместе с опорами при их отводе во время взлета РН на 80 мм
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Вован от 10.06.2006 20:00:55
А что, если сделать "Протону" нормальный газоход и кабель-мачту сбоку, то на освободившийся торец можно поставить седьмой двигатель?
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: RadioactiveRainbow от 10.06.2006 22:52:04
Анах?    g увеличить?  :?
Или вообще - сделать массу поболе, со всеми вытекающими?...
Насколько я это (устройство Протона) себе представляю - седьмое двигло туда воткнуть будет непросто.

А какого порядка нагрузки ветровые?
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: slipstream от 10.06.2006 23:01:55
ЦитироватьНа каждой из шести опор "Протона" есть фиксаторы, но они больше нужны для удержания пустой ракеты. Заправленная и так стоит. Фиксаторы отводятся перед самым пуском.

Хм, а опоры убираются в те же люки, что и фиксаторы, или опоры это что-то совсем отдельное? И где на РН находятся площадки которыми она на опоры встает?

Вот на этом фото например, каждое выдвинутое из боковых люков - сложное зеленое с серебристой трубой оканчивающейся чем-то красным - только фиксатор или опоры тоже видно?

http://tihiy.fromru.com/Rn/RN_Proton.htm
Цитировать(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/3033.jpg)
Рис. 9

Пусковой стол (рис. 9) имеет двухлотковый газоотводной канал. Ракета опирается хвостовой частью непосредственно на поворотные опоры пускового стола. В момент старта и в первые мгновения полета шесть поворотных опор стола отслеживают движение носителя до высоты примерно 100..150 мм, а затем убираются в индивидуальные ниши и закрываются защитными створками. Механизм стыковки разъемов, так же как и опоры, поднимается, отслеживая движение ракеты, а затем отбрасывается пневмоускорителем вниз, герметично закрываясь специальной стальной бронекрышкой, образующей рассекатель газовой струи.
Судя по тому, что после установки верх черного пояса на РН оказывается вровень с верхним краем крышек на ПУ -

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/3051.jpg) (http://esamultimedia.esa.int/images/Science/8N2G1953.jpg)

- красные наконечники приходятся как раз напротив нижнего края черного пояса, там где закреплен металлический квадрат с черной "кнопкой" посредине.

(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/3052.jpg) (http://esamultimedia.esa.int/images/Science/8N2G1859.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/3053.jpg) (http://esamultimedia.esa.int/images/Science/8N2G1856.jpg)

Тогда квадратная выемка ниже черного пояса - это под опору? Т.е. центральный бак не стоит на опорах, а скорее вклинивается между ними?
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: fagot от 11.06.2006 05:15:39
ЦитироватьХм, а опоры убираются в те же люки, что и фиксаторы, или опоры это что-то совсем отдельное? И где на РН находятся площадки которыми она на опоры встает?
Опора это вся зеленая конструкция, которая выдвинута из люка. На ее конце видны площадки, на которые опирается РН. Серебристая труба с красным наконечником сверху опоры - это фиксатор. А на РН опорные площадки находятся над квадратной выемкой, видной на последнем снимке. Над опорной площадкой расположена вертикальная пластина с отверстием под фиксатор.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Вован от 11.06.2006 17:29:52
1.   Сначала рассмотрим опоры и фиксаторы на откидных кронштейнах (стартовых опорах). Там, где оканчивается наклонный стержень откидной опоры (под 45 градусов он повернут к ракете при выдвинутых опорах), имеется вертикальный цилиндр высотой и диметром 200 мм. Это опорная пята для ракетной опоры. Над ней на высоте 100 мм - клык фиксатора (на фото отодвинут назад от ракеты). Клык снизу имеет зубчики для удержания ракеты от проворота вокруг ее вертикальной оси. Над фиксатором выше на 300 мм – закрытый красной крышкой заправочный (дренажный) шланг или иными словами «наполнительное соединение». Справа и слева от оси шланга – два направляющих штыря для точного попадания шланга в заправочную горловину ракеты.
2.   Ответные части на ракете. Между боковыми блоками (баками горючего) снизу (но над обтекателями камер двигателей) установлена плита, на ней - горизонтальная полочка для опирания на пяту стартовой опоры. Полочка около 100 мм, а верхняя ее часть имеет зубчатую поверхность для входа в зацепление с такой же поверхностью фиксатора. Далее вверх – заправочная (кое-где дренажная) горловина (на фото РН закрыта черной крышкой). Справа и слева от нее – два отверстия для направления штырей наземного заправочного шланга. Отверстия закрыты красными круглыми крышками.
А теперь текст из диска «Современные отечественные ракеты-носители», С-Птб, 1997. Хвостовой отсек  центрального блока конической  формы,  клепаной конструкции, выполнен из  сплава  В95.  Каркас  отсека  образуют  шпангоуты, стрингеры из прессованных профилей и 12 продольных штампованных лонжеронов,  воспринимающих тягу двигателей и нагрузки от стартовых опор.  Стрингеры и лонжероны расположены по наружной  поверхности корпуса.  Лонжероны попарно соединены плитами, в каждой из которых имеются отверстия под  заправочные  и  дренажные горловины.  На  торцевых частях плит расположены шесть стальных стартовых опор для установки и  крепления  ракеты  на  пусковом устройстве.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Вован от 11.06.2006 17:54:05
Схема сопряжения стартовых опор РН и ПУ будет примерно такая.
http://b.foto.radikal.ru/0606/20e382181117.jpg
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Вован от 11.06.2006 18:10:19
Подробности на борту РН.
http://b.foto.radikal.ru/0606/5262133d1bc0.jpg
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Вован от 11.06.2006 18:22:14
Подробности по пусковому устройству.
http://b.foto.radikal.ru/0606/39bace5afb11.jpg
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Вован от 11.06.2006 19:25:46
Убогое пусковое устройство. http://b.foto.radikal.ru/0606/01d568ab360c.jpg  :roll:
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Вован от 12.06.2006 10:16:38
А это еще что?  :?
http://b.foto.radikal.ru/0606/06ce0760b031.jpg
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Старый от 12.06.2006 11:14:55
ЦитироватьА это еще что?  :?
http://b.foto.radikal.ru/0606/06ce0760b031.jpg
А это вероятно имитатор протоноваской жопки применяемый для проверок и испытаний СК?
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Вован от 12.06.2006 14:34:28
Зачем здесь видимые семь белых гидроцилиндров с черными шлангами, крепящие имитатор торца РН к ПУ? Стартовики боятся, что жопку ветром унесет?  :P
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Старый от 12.06.2006 15:30:42
ЦитироватьЗачем здесь видимые семь белых гидроцилиндров с черными шлангами, крепящие имитатор торца РН к ПУ? Стартовики боятся, что жопку ветром унесет?  :P
Имитаторы нагрузок наверно?
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: RadioactiveRainbow от 12.06.2006 15:44:48
Скорее всего.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Вован от 12.06.2006 19:06:22
Все ответы очень логичные. Вот еще - почему на одной из шести опор нет заправочного механизма? :D
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: slipstream от 12.06.2006 19:24:42
Причем как раз с той стороны где стрела установщика поднимается, и крышка с той стороны ниже, почти не выступает над уровнем площадки.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Дилетант2 от 10.07.2013 11:07:54
Цитироватьslipstream пишет:
А этот брезент кстати как именно "под РН" натянут? Т.е. он там случайно не для отражения несгоревшего топлива?
Всё о брезенте под "Протоном" - см. http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=F7lIQHt1PqQ
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Иван57 от 10.07.2013 12:47:55
ЦитироватьВован пишет:
РН «Зенит» с ПУ Байконура стартует с обязательной подачей воды под сопла двигателя в течение промежутка времени – 15 секунд до подъема РН и 15 секунд после. Расход – 4 кубометра в секунду. Для «Протона» воду использовать нельзя. Представьте результат химической реакции азотного тетраксида (избыток его вылетает из сопел двигателей «Протона» для более полного сгорания гептила) с водой? Азотная кислота будет, от которой металл и кабели на ПУ вскоре будут в дырках.
Брезентовый же экран натягивается между двигателями и днищем РН «Протон» для защиты от воздействия высокого ударно-волнового давления, возникающего в газоходах во время запуска двигателей. Надо было делать газоход один большой, как у «Союза». Почему не сделали?
Хм... А содой нейтрализовать - не получится?
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: октоген от 10.07.2013 12:35:42
Присоединяюсь к вопросу. Почему нельзя подавать струи 5% р-ра карбоната натрия или вообще гидрокарбоната( он не съест ничего)?
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: Сергио от 11.07.2013 13:37:08
имхо - на фига для рн союз рыть землю, кучу ферм, опрный пояс и тд и тр - почему нельзя сделать как для протона? космодром получится дешевле.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: SFN от 11.07.2013 10:01:34
ЦитироватьСергио пишет:
имхо - на фига для рн союз рыть землю, кучу ферм, опрный пояс и тд и тр - почему нельзя сделать как для протона? космодром получится дешевле.
Это же знаменитая история, которую надо знать. Нужно было свести воедино ветровые нагрузки, повысить ПН и обеспечить точность стрельбы. В результате и возник тюльпан. Теперь он из гениального решения проблемы 50х превратился в ахиллесову пяту Союза. Газоход такой огромный в 50х был от боязни взрывов на старте. А на Восточном про запас (типа С-5).
  А вообще нужно смотреть тему Семерка и подобные..
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: m-s Gelezniak от 11.07.2013 13:04:33
Цитироватьоктоген пишет:
Присоединяюсь к вопросу. Почему нельзя подавать струи 5% р-ра карбоната натрия или вообще гидрокарбоната( он не съест ничего)?
Потому что получишь нaкипь.
Название: Убогое пусковое устройство "Протона"
Отправлено: dmdimon от 11.07.2013 16:08:58
почему накипь-то? сода с азоткой - накипи неоткуда взяться, избыток соды тоже накипи не даст.