Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: октоген от 09.05.2006 23:59:20

Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: октоген от 09.05.2006 23:59:20
где-то  прочел   что  гидрид   бериллия   в   паре   с  перекисью  100% даст   импульс   как    фтор-водород , сомнительно   но   интересно.

кто   что   знает  на   эту  тему???   интересует   также  возможный   импульс  гидрида   лития  и   алюминия   с   перекисью   ведь  гидрид   алюминия   с   перекисью   не   такая   уж   нереальная   вещь
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: X от 10.05.2006 11:02:42
Гидриды может и дают высокий удельный импульс, но есть другая проблема - стоимость самого топлива. :)
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: Дмитрий В. от 10.05.2006 20:20:46
Цитироватьгде-то  прочел   что  гидрид   бериллия   в   паре   с  перекисью  100% даст   импульс   как    фтор-водород , сомнительно   но   интересно.

кто   что   знает  на   эту  тему???   интересует   также  возможный   импульс  гидрида   лития  и   алюминия   с   перекисью   ведь  гидрид   алюминия   с   перекисью   не   такая   уж   нереальная   вещь
По имеющейся у меня информации, за достоверность которой поручиться не могу, с середины 1960-х в Казани (видимо на базе бывшего авиадвигатлестроительного КБ-16 главного конструктора Зубца) проводились работы по созданию ГРД на паре гидрид алюминия-ЖК. Вроде бы были построены и испытаны модельные ГРД. Планировалось создание блока с ГРД для 3-й ступени Союза, вместо блока И. Совокупное влияние достаточно высокого УИ (ЕМНИП, называлось 370-400с, точнее не скажу) и высокой плотности топлива обеспечивало характеристики, сравнимые с применение ЖК/ЖВ.
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: октоген от 11.05.2006 18:37:17
гидрид  алюминия не  так   уж   и   дорог,если  будет   массовое   производство   то -дешев

по   удельной   плотности  гидрид   алюминия+перекись  превосходит
керосин+ЖК   и   скорее    всего  превосходит   или   находится  на   близком   уровне  по   УИ, что   весьма  заманчиво   для   первых   ступеней
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: mihalchuk от 11.05.2006 23:52:18
Про гидрид бериллия забудьте. Соединения бериллия неимоверно токсичны - двигатель нельзя будет отработать на земле. Уж лучше пара гидрид лития-фтор. Но пока никто не знает, как практически подступиться к гидридам. Все гидриды металлов - твёрдые в-ва, за исключением гидрида лития (жидкий при 700 С). Как их использовать в ЖРД? Другое дело - РДТТ, почему-то в них используются металлы, а не гидриды. Возможно, дело в их стабильности, здесь я не обладаю нужной информацией.
Пока более перспективными считаются бороводороды - диборан В2Н6 и пентаборан В5Н10. Последний - жидкий при нормальных условиях. У нас даже создан ЖРД на паре пентаборан-перекись водорода.
Ещё момент - бороводороды образуют соединения с гидридами металлов. Одно из них - боргидрид алюминия Аl(ВН4)3 - жидкость при НУ, и также может рассматриваться в качестве компонента.
Отрицательные моменты будут те же, что и у чистых металлов:
- высокая температура в КС;
- выпадение твёрдой фазы на стенки КС и сопла (может привести и к прогару);
- конденсация окислов металлов приведёт к уменьшению количества расширяющегося газа, что "съест" значительную часть удельного импульса.
Суммарно: реальные преимущества в УИ оказываются не так велики. Если вы смотрите теплоту сгорания металлов или их гидридов и пытаетесь из неё оценить УИ, не забудьте вычесть:
- энергию для нагрева окислов металлов до температуры плавления;
- теплоту плавления окислов;
- энергию для нагрева жидких окислов металлов до температуры испарения;
- теплоту испарения окислов.
Тогда преимущество не будет так велико. Кроме того, металлы и их гидриды более эффективны при соплах с небольшим расширением, не высотных. А в этом случае УИ не так уж и важен.
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: fagot от 12.05.2006 03:34:57
ЦитироватьВсе гидриды металлов - твёрдые в-ва, за исключением гидрида лития (жидкий при 700 С). Как их использовать в ЖРД? Другое дело - РДТТ, почему-то в них используются металлы, а не гидриды. Возможно, дело в их стабильности, здесь я не обладаю нужной информацией.
В РДТТ гидриды как раз используются, но наряду с металлами, так как при их использовании с одной стороны увеличивается УИ за счет снижения молекулярной массы продуктов сгорания и потерь на диссоциацию, а с другой стороны уменьшается плотность топлива. Поэтому они больше подходят для верхних ступеней.
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: Дем от 12.05.2006 14:22:20
ЦитироватьНо пока никто не знает, как практически подступиться к гидридам. Все гидриды металлов - твёрдые в-ва, за исключением гидрида лития (жидкий при 700 С). Как их использовать в ЖРД? Другое дело - РДТТ, почему-то в них используются металлы, а не гидриды. Возможно, дело в их стабильности, здесь я не обладаю нужной информацией.
В гибридном двигателе можно.  Как в SS1 - толстая труба из одного компонента, в которую впрыскивается второй.
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: Feol от 12.05.2006 14:41:41
ЦитироватьПро гидрид бериллия забудьте. Соединения бериллия неимоверно токсичны - двигатель нельзя будет отработать на земле. ...

Кстати, давно интересует. То же слышал, что бериллий жуткий яд, канцероген и т. п. И в то же время, слышал, что Союз-У2 летал не на керосине, а на циклине с добавленной туда бериллиевой пудры. И что якобы это же топливо (синтин) можно было использовать на Ту-160. Как же так?
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: октоген от 12.05.2006 18:04:17
суспензии   металлов- пока   недостижимая   мечта, а  гидрид  алюминия  уже   применялся   в    РДТТ  , более   того   им   именно  занимались   в   России  . Бериллий   лучше  для   верхних   ступеней,  в  этом   случае  его  ядовитость  роли   не  играет... А  гидрид   алюминия  с   перекисью   в   ГРД   вполне   заменит   керосин-ЖК   в  первых   ступенях,  более   того  это  позволит  создать  носители  двойного   применения МБР/ракета  -носитель что  позволит   съэкономить...   1-2  года-МБР  далее  переоборудование   в  РН,  что  позволит   создать   России  группировку   тяжелых   МБР  унифицированных   с   РН. Более   того   если   задаться    целью   удаления  в  космос  радиоактивных   отходов  что  потребует   частых  пусков( сразу   много   отходов   в   одном   старте-не   целесообразно)  то  это   создаст   условия  для  массового   производства, а   это   и   дешевизна  и  поддержание   обороноспособности...  

Проблем   конечно  будет   много: оптимальное   связующее   для   гидрида  и  предотвращение   утечки   водорода   гидрида  , но   как   я   уже   сказал   РДТТ   с   гидридом   алюминия   уже    испытывались   в   СССР  и   при  их   коротком   (1-2   года  ) хранении    проблем   будет   меньше
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: RLAN от 12.05.2006 22:46:22
Поскольку пытался реализовать ГРД на этой паре (в парафиновой матрице) любительскими методами, доступную литературу об этом подбирал и изучал.
Ее немало, значит над этим работали.
Может при массовом производстве гидрид алюминия и не дорог, но дешевле 700 гринов за кг  не нашел.
Это и остановило. Пока.
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: RLAN от 12.05.2006 23:29:44
Белое, аморфное, нелетучее вещество. Устойчиво в вакууме (до 100оC). Под действием электрического разряда на триметилалюминий в большом избытке водорода образуется смесь Al2(CH3)3H3 и (AlH3)n. При дальнейшей обработке Al2(CH3)3H3 также получают (AlH3)n.
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: Wyvern от 19.02.2009 18:21:34
Цитироватьгде-то  прочел   что  гидрид   бериллия   в   паре   с  перекисью  100% даст   импульс   как    фтор-водород , сомнительно   но   интересно.

Почему же "сомнительно"? Топливо ВКПВ+гидрид бериллия на самом деле самое эффективное химическое ракетное топливо :)
Нужно просто рассмотреть всю цепочку реакций:
1. Н2О2 = Н2О + О
Причем выделяется энергия, создается высокая температура, а кислород оказывается (в значительной степени) в атомарном виде
При такой температуре гидрид бериллия практически мгновенно разлагается и

2. Ве+О = ВеО
Это одна из самых энергоемких химических реакций, развивается высокая (до 4000К) температура. Но тут есть один нюансик ;)

3. Ве+Н2О = ВеО+Н2
Вот об этом многие забывают :) Бериллий (как и алюминий, магний, натрий, литий) способен вытеснять, причем с выделением энергии, водород из воды.  При такой высокой температуре - практически мгновенно.

И что мы имеем на выходе? Высокое энерговыделение (на всех стадия) и выхлоп состоящий из (не забываем - при 4000К примерно 30% диссоциированно) 2ВеН2+Н2О2=2ВеО+2Н+Н+Н. Практически чистый водород, да еще и в атомарном виде!
Совокупная молекулярная масса такого раб.тела будет (25+25+2+1+1)/5= 10,8
Для справки: у кислородно-водородных ЖРД раб.тело - это вода с примесью водорода, с усредненной мол.массой примерно 17, а у фтор-водородников - НF, с мол.массой 18 ;)
Поэтому теоритический удельный импульс пары ВКПВ+BeH2 составляет 5560м/сек В сочетании с высокой плотностью такого топлива (1,4 у ВКПВ и 0,78 BeH2) это делает  ВКПВ+BeH2  просто и скромно: самым высокоэффективным химическим ракетным топливом ;)

Кстати, не так уж и ядовит бериллий - отравление вызывает воздушная аэрозоль соединений этого металла или его частиц (и ничто другое - только аспирационный путь) Поэтому работать с ним можно и без средств защиты. А вот ПОСЛЕ СТАРТА - желательно ходить по пусковой пару дней в респираторе.
И как его использовать тоже придумали: в ГИБРИДНЫХ РД, где BeH2 "упакован" в микрокапсулы, например, из полиметилметакрилата и им же скрепленных

Остался только один вопросик - ЦЕНА  :twisted:

Ник
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: fagot от 19.02.2009 15:05:57
А в реальности оксид бериллия конденсируется при 4400 К и УИ получается хуже, чем у кислород-водорода, не говоря уж о фтор-водороде. На выходе из сопла, кстати, температура значительно ниже 4000 К и водород диссоциирован почти не будет, что впрочем неплохо, ибо диссоциация только снижает УИ.
И не могли бы вы привести тепловой эффект суммарной реакции?
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: Wyvern от 20.02.2009 00:29:30
ЦитироватьА в реальности оксид бериллия конденсируется при 4400К..
...как и у других металлов ;) Что совершенно не отменяет того факта, что металлическое топливо самое эффективное, а бериллий - наиэффективнейший среди металлов ;)

Цитировать...и УИ получается хуже, чем у кислород-водорода, не говоря уж о фтор-водороде.
Не совсем так - получается ниже, чем теоритический, но все же выше, чем у кислород-водорода, и чуть ниже, чем у фтор-водорода. Фтор-водород можно вообще не рассматривать :) А отсутвие криогенности и высокая плотность бьют кислород-водород напрочь.
Единственная пробема ВКПВ+BeO, повторюсь, ЦЕНА

ЦитироватьИ не могли бы вы привести тепловой эффект суммарной реакции?
Считал как то Propep-ом, счас он не запускается.

Ник
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: Андрей Суворов от 20.02.2009 01:04:19
Цитировать
ЦитироватьА в реальности оксид бериллия конденсируется при 4400К..
...как и у других металлов ;) Что совершенно не отменяет того факта, что металлическое топливо самое эффективное, а бериллий - наиэффективнейший среди металлов ;)
Только с кислородом, со фтором лучший - литий. К тому же, в отличие ото всех остальных, фторид лития легкоплавкий и легкокипящий.

И металлические топлива вовсе не рекордсмены по достигаемому удельному импульсу. Не по теоретическому, а по достигаемому.

И, вообще, трёхкомпонентник на фторе, литии и водороде был реально испытан и продемонстрировал УИ 542 секунды - и это значение никому побить не удалось, за исключением ЯРД.

И водород-литий-фтор дешевле, чем любое топливо с бериллием. Бериллий дороже серебра! Цена перекиси на этом фоне несколько меркнет.
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: C-300 от 20.02.2009 00:10:44
ЦитироватьИ, вообще, трёхкомпонентник на фторе, литии и водороде был реально испытан и продемонстрировал УИ 542 секунды - и это значение никому побить не удалось, за исключением ЯРД.
Ого! А можно попдробнее? Ничего похожего я нигде не видел, в т. ч. в энциклопедии Вэйда.
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: Андрей Суворов от 20.02.2009 09:40:16
Цитировать
ЦитироватьИ, вообще, трёхкомпонентник на фторе, литии и водороде был реально испытан и продемонстрировал УИ 542 секунды - и это значение никому побить не удалось, за исключением ЯРД.
Ого! А можно попдробнее? Ничего похожего я нигде не видел, в т. ч. в энциклопедии Вэйда.
http://www.flightglobal.com/pdfarchive/view/1967/1967%20-%200069.html
Правда, тяга всего 15 фунтов, ну и что? Это же вопрос только цены!
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: RLAN от 20.02.2009 16:49:41
В одном из промышленных (в прошлом) ТТ при 25% АлН3 и 41%ПХА уи на земле при 40 атм - 265с. Неплохо.
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: Wyvern от 20.02.2009 17:12:46
ЦитироватьИ, вообще, трёхкомпонентник на фторе, литии и водороде был реально испытан и продемонстрировал УИ 542 секунды - и это значение никому побить не удалось, за исключением ЯРД.
Во-1х можно сравнить эффективность ТРЕХкомпонентиника (какой гемморой!) с ИУ 542сек, и ДВУХкомпонентника (в ГРД вообще проще паренной репы) с ИУ 480-490сек ;)
Во-2х мона сравнить плотность Li+H2+F и ВКПВ+ВеН2 ;) И сравнение будет не в пользу трехкомпонентника.
В-3х - о практическом использовании фтора в ракетном деле можно (и нужно) просто забыть: вещество имеет весь букет отрицательных свойств - низкую плотность + криогенность+крайнюю химагрессивность+токсичность+взрывопожароопасность.... что я забыл? А еще и цену  :D
Т.е. на земле его никто использовать не будет даже под пытками, а до космоса он с трудом долетает... Полная кака.


Ник
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: Андрей Суворов от 20.02.2009 19:27:12
Что бериллий, что гидрид бериллия, обладают ровно тем же набором свойств, что и фтор - дороговизна, ядовитость, пожароопасность и т.д.
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: Андрей Суворов от 20.02.2009 19:28:09
Что же касается средней плотности топлива литий-фтор-водород, то оно вдвое плотнее топлива кислород-водород.
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: fagot от 20.02.2009 15:51:12
ЦитироватьНе совсем так - получается ниже, чем теоритический, но все же выше, чем у кислород-водорода, и чуть ниже, чем у фтор-водорода. Фтор-водород можно вообще не рассматривать  А отсутвие криогенности и высокая плотность бьют кислород-водород напрочь.
По моим данным, реальный УИ существенно ниже, чем у кислород-водородника. Причем в гибриднике он будет еще ниже из-за наличия связующего.

ЦитироватьЕдинственная пробема ВКПВ+BeO, повторюсь, ЦЕНА
Да, соотношение цена/эффективность у него сильно хромает.
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: Wyvern от 20.02.2009 23:59:59
Цитировать
ЦитироватьНе совсем так - получается ниже, чем теоритический, но все же выше, чем у кислород-водорода, и чуть ниже, чем у фтор-водорода. ....
По моим данным, реальный УИ существенно ниже, чем у кислород-водородника. Причем в гибриднике он будет еще ниже из-за наличия связующего.

ЦитироватьЕдинственная пробема ВКПВ+BeO, повторюсь, ЦЕНА
Да, соотношение цена/эффективность у него сильно хромает.

ЦитироватьИЗ ИСТОРИИ РАЗРАБОТКИ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ РД-560 НА ПОРОШКООБРАЗНОМ ГОРЮЧЕМ
B.C. Судаков

Академик В. П. Глушко помимо широких исследований жидких ракетных топлив много внимания уделял изучению топлив с металлсодержащим горючим. Еще в 1930 г. он выдвинул предложение по использованию бериллия в качестве эффективного горючего. Через 33 года в 1963 г. он поручил организованной бригаде перспективного проектирования (начальник бригады Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии С. П. Агафонов) проведение проектных и экспериментальных исследований по изучению возможности создания ракетного двигателя на топливе — 96 % перекись водорода (продукты разложения) и порошкообразный гидрид бериллия. Двигатель на этом топливе Глушко хотел предложить для полета на Марс с возращением на Землю. Теоретические расчеты показывают, что такое топливо по удельному импульсу на 12 сек. превосходит кислородно-водородное топливо и обладает преимуществами, присущими высококипящему топливу.

В ходе работ необходимо было обеспечить высокую величину удельного импульса, практически обеспечить плотную укладку мелкодисперсного порошка в баке с последующей организацией его истечения из бака в псевдоожиженном состоянии, и, конечно, решить при этом вопросы подачи порошкообразного горючего под высоким давлением в камеру сгорания. К сложностям освоения гидрида бериллия необходимо отнести его высокую токсичность.

Был разработан проект и принципиальная схема ракетного двигателя РД-560 с тягой 10 тонн. Была предусмотрена насосно-эжекторная система подачи порошкообразного гидрида бериллия и контур псевдоожижения. Впервые был предложен для применения в ракетном двигателе объемный насос винтового типа для подачи порошкообразного (металлизированного) горючего.

Разработка велась по нескольким направлениям: изучение характеристик форсунок для распыла модельного порошкообразного алюминия (размер частиц 5 мкм), псевдоожиженного азотом; испытание модельных камер на 92 % перекиси водорода и порошкообразном алюминии, псевдоожиженном азотом; испытания модельных камер тягой 100 кг на 96 % перекиси водорода и порошкообразном гидриде бериллия (размер частиц 4 мкм) или алюминии, псевдоожиженных водородом.

Большого объема данных по гидриду бериллия получить не удалось, поскольку не удалось организовать получение гидрида бериллия в необходимом для этого количестве.

Ник
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: Wyvern от 25.09.2009 16:55:34
Поставил, наконец, себе PROPEEP :) И решил посчитать реальные хар-ки такого гибридного двигателя  :wink:
Топливо твердое композиционное:
Связка Тиокол (сополимер бутадиен-акрил-акрилнитрила) 14% (как на ТТУ "Шаттла")
Гидрид бериллия в микрокапсулах 200-300мкм из метилметакрилата
BeH 78%
PMMA 8%
Перекись 90%, под давлением 70атм (давление влияет мало), соотношение 1:1,2

Импульс удельный 5005м/сек в вакууме. Плотность топлива выше 1, некриогенное, перекись не предельных кон-ций.  Так, что - есть за что бороться  :wink:
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: zyxman от 26.09.2009 08:09:11
ЦитироватьБериллий дороже серебра!
А кстати почему? - Из-за малой распространенности сырья из которого его получают или из-за сложности работы с ним?
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: fagot от 26.09.2009 05:10:08
Пропер конденсированную фазу как-нибудь учитывает?
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: Wyvern от 26.09.2009 12:22:42
ЦитироватьПропер конденсированную фазу как-нибудь учитывает?
Ессественно :) Это программа в основном создана для расчета твердых топлив. Могу отдельно файл выложить, большую таблицу. Он дает и "замороженное" на уровне сопла состояние, и "послойно-прогредиентное" и с идеальным соплом (причем установить внешнее давление = 0 нельзя, максимум 0,001атм :)) и без сопла, и с разной исходной температурой топлива и т.д. и т.п.
Считается, что расхождение практических величин от данных PROPPEEP не более 1,5% У продвинутых ракетомодельщиков менее 1% выходило. Человек считавший на "Астре" реальные металлизированные топлива для НУРС при их модернизации, сказал, что PROPEEP даже более точен.
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: Wyvern от 26.09.2009 12:29:55
Цитировать....К сложностям освоения гидрида бериллия необходимо отнести его высокую токсичность

Тут надо бы добавить, что токсичность бериллия и его гидрида сильно меньше, чем у гидразина, причем гидрид бериллия еще и малолетуч, в отличии от того же гидразина и его производных.
И средства защиты сильно разные: фильтрующий противогаз и ОЗК - в случае гидразина, и тканевой респиратор и мытье рук - в случае гидрида бериллия :)
В микрокапсулированном же виде его токсичность снижается еще в разы
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: Wyvern от 26.09.2009 12:57:51
Выходной файл PROPEEP:
ЦитироватьRun using June 1988 Version of PEP,
 Case  1 of  1     26 Sep 2009 at 11:43:39. 8 am

  CODE                                   WEIGHT    D-H  DENS      COMPOSITION
   513 HYDROGEN PEROXIDE (90 PC)        119.000  -1439  0.05010  642H 586O
   165 BERYLLIUM HYDRIDE                 79.000   -399  0.02500    1BE  2H
   771 PLEXIGLASS                         7.000   -906  0.04260    8H   5C   2O
   383 EPOXY 201                          2.000   -661  0.04040   24H  16C   4O
   786 POLYBUTADIENE ACR A (THIOKOL)     12.000   -160  0.03300  999H 671C  19N  16O

THE PROPELLANT DENSITY IS 0.03583 LB/CU-IN OR  0.9917 GM/CC
THE TOTAL PROPELLANT WEIGHT IS  219.0000 GRAMS

NUMBER OF GRAM ATOMS OF EACH ELEMENT PRESENT IN INGREDIENTS

  23.928816 H     7.162934 BE    1.303473 C     0.023778 N
   7.145695 O  

****************************CHAMBER RESULTS FOLLOW    *****************************

 T(K)  T(F)  P(ATM)   P(PSI) ENTHALPY  ENTROPY   CP/CV     GAS   RT/V
3347. 5564. 1000.00 14700.69  -212.35   750.38  1.1096 12.325   81.133

SPECIFIC HEAT (MOLAR) OF GAS AND TOTAL=    9.703   12.996
NUMBER MOLS GAS AND CONDENSED=  12.3255   6.7573

 10.81902 H2         6.75725 BeO*       0.37253 CO         0.31816 C2H2    
  0.26338 BeH2       0.16227 CH4        0.15008 H          0.06414 Be      
  0.05707 BeH        0.04880 CH3        0.01987 C2H4       0.01937 CNH    
 7.72E-03 C2H       6.68E-03 Be2O      4.10E-03 H2O       3.89E-03 BeHO    
 3.42E-03 BeC2      1.75E-03 N2        1.51E-03 CH2       6.98E-04 NH3    
 2.65E-04 BeH2O2    2.51E-04 CHO       1.83E-04 CH2O      4.61E-05 CH      
 4.48E-05 CN        3.45E-05 NH2       2.46E-05 HO        2.45E-05 BeN    
 1.79E-05 CO2       1.23E-05 BeO       9.05E-06 C2N       8.90E-06 Be2O2  
 8.77E-06 Be3O3     6.56E-06 C2O       5.41E-06 Be2       5.23E-06 C3      
 4.95E-06 C        

THE MOLECULAR WEIGHT OF THE MIXTURE IS   11.476

****************************EXHAUST RESULTS FOLLOW    *****************************

 T(K)  T(F)  P(ATM)   P(PSI) ENTHALPY  ENTROPY   CP/CV     GAS   RT/V
1331. 1936.    0.01     0.15  -866.41   750.38  1.1460 11.970    0.001

SPECIFIC HEAT (MOLAR) OF GAS AND TOTAL=    7.544    9.142
NUMBER MOLS GAS AND CONDENSED =  11.9700   8.4536

 11.96268 H2         7.14540 BeO&       1.30241 C&         0.00599 N2      
 5.81E-03 Be3N2&    7.53E-04 CH4       2.15E-04 H         1.00E-04 CO      
 7.29E-05 CNH       1.30E-05 C2H2      4.86E-06 BeH2    

THE MOLECULAR WEIGHT OF THE MIXTURE IS   10.723

**********PERFORMANCE:  FROZEN ON FIRST LINE, SHIFTING ON SECOND LINE**********

IMPULSE   IS EX      T*      P*      C*    ISP*  OPT-EX  D-ISP      A*M   EX-T
  464.7  1.1334   3137.  577.76  6302.6    4614.28  460.8  0.01333   863.
  509.9  1.1042   3180.  583.80  6530.2   249.1 6078.80  505.6  0.01381  1331.
Где:
- IMPULSE - вторая строка это импульс удельный в сек
- ISP* - импульс без сопла
- D-ISP - плотностный удельный импульс т.е. суммарный импульс отнесенный не к массе топлива, а к его ОБЪЕМУ.
Вот тот же показатель для водород-кислорода:
ЦитироватьAP-R45            Run using June 1988 Version of PEP,
 Case  1 of  1     26 Sep 2009 at 11:49:24.40 am

  CODE                                   WEIGHT    D-H  DENS      COMPOSITION
   501 HYDROGEN (CRYOGENIC)               1.000  -1068  0.00260    2H
   737 OXYGEN (LIQUID)                    5.000    -97  0.04120    2O
************************
**********PERFORMANCE:  FROZEN ON FIRST LINE, SHIFTING ON SECOND LINE**********

IMPULSE   IS EX      T*      P*      C*    ISP*  OPT-EX  D-ISP      A*M   EX-T
  482.1  1.2728   3032.  550.70  7319.8         1921.98  158.2  0.01548   292.
  488.9 1.2043   3131.  563.63  7769.2   301.8 1855.85  160.5 0.01643   306.
Как очевидно водород-кислород проигрывает не только по криогенности и долгохранимости, не только по взрывопожароопасности, не только в удельном импульсе на 21 секунду :) но и в плотностном импульсе аж В ТРИ РАЗА! И это без учета собственно массы ЖРД  :wink:
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: Wyvern от 26.09.2009 13:14:36
Эти данные легко объяснимы :) Достаточно посмотреть на состав истекающих газов:
ЦитироватьВыходной файл PROPEEP:

                   Run using June 1988 Version of PEP,
 Case  1 of  1     26 Sep 2009 at 11:43:39. 8 am

SPECIFIC HEAT (MOLAR) OF GAS AND TOTAL=    8.753   11.861
NUMBER MOLS GAS AND CONDENSED=  13.7729   5.9932

 10.81902 H2         6.75725 BeO*       0.37253 CO         0.31816 C2H2    
  0.26338 BeH2       0.16227 CH4        0.15008 H          0.06414 Be      
  0.05707 BeH        0.04880 CH3        0.01987 C2H4       0.01937 CNH    
 7.72E-03 C2H       6.68E-03 Be2O      4.10E-03 H2O       3.89E-03 BeHO    
 3.42E-03 BeC2      1.75E-03 N2        1.51E-03 CH2       6.98E-04 NH3    
 2.65E-04 BeH2O2    2.51E-04 CHO       1.83E-04 CH2O      4.61E-05 CH      
 4.48E-05 CN        3.45E-05 NH2       2.46E-05 HO        2.45E-05 BeN    
 1.79E-05 CO2       1.23E-05 BeO       9.05E-06 C2N       8.90E-06 Be2O2  
 8.77E-06 Be3O3     6.56E-06 C2O       5.41E-06 Be2       5.23E-06 C3      
 4.95E-06 C        

THE MOLECULAR WEIGHT OF THE MIXTURE IS   10.879

*************************************************************
 AP-R45            Run using June 1988 Version of PEP,
 Case  1 of  1     26 Sep 2009 at 11:49:24.40 am

  CODE                                   WEIGHT    D-H  DENS      COMPOSITION
   501 HYDROGEN (CRYOGENIC)               1.000  -1068  0.00260    2H
   737 OXYGEN (LIQUID)                    5.000    -97  0.04120    2O

SPECIFIC HEAT (MOLAR) OF GAS AND TOTAL=   12.383   12.386
NUMBER MOLS GAS AND CONDENSED=   5.0739   0.0000

  3.60802 H2O        1.24853 H2         0.12640 HO         0.08088 H      
 5.22E-03 O2        4.64E-03 O         2.52E-04 HO2      

THE MOLECULAR WEIGHT OF THE MIXTURE IS   13.796

В случае ВеН2 это в основном водород с средней молярной массой 10.879, в случае с водород-кислородом это в основном вода с средней молярной массой 13.796
Хотя конденсированная фаза (отмеченно у BeO "звездочкой" - *) сильно портит дело - без нее было бы ближе к 2, чем к 10  :D
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: fagot от 27.09.2009 03:37:03
ЦитироватьЭти данные легко объяснимы :) Достаточно посмотреть на состав истекающих газов:
Сравнивать топлива нужно в первую очередь по теплотворности, а не по молекулярной массе продуктов сгорания.
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: fagot от 27.09.2009 03:45:31
ЦитироватьТут надо бы добавить, что токсичность бериллия и его гидрида сильно меньше, чем у гидразина, причем гидрид бериллия еще и малолетуч, в отличии от того же гидразина и его производных.
И средства защиты сильно разные: фильтрующий противогаз и ОЗК - в случае гидразина, и тканевой респиратор и мытье рук - в случае гидрида бериллия :)
В микрокапсулированном же виде его токсичность снижается еще в разы
Тут хорошо бы привести ПДК и все такое прочее. Гидразины дают нетоксиные продукты сгорания, пролитый гидразин быстро разлагается на нетоксичные соединения, а бериллий токсичен в любом виде.
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: fagot от 27.09.2009 03:57:05
ЦитироватьКак очевидно водород-кислород проигрывает не только по криогенности и долгохранимости, не только по взрывопожароопасности, не только в удельном импульсе на 21 секунду :) но и в плотностном импульсе аж В ТРИ РАЗА! И это без учета собственно массы ЖРД  :wink:
Зачем же так кричать? Вдруг кто подумает, что ХС различается тоже в три раза. :) Касательно массы ЖРД, так для перекиси тоже нужна система подачи и у гибридника в качестве КС используется "бак" горючего с соответствующим влиянием на массовое совершенство. Взрывопожароопасность перекиси оставляет желать лучшего.
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: октоген от 27.09.2009 17:57:17
Wyvern


А можешь посчитать вакуумный УИ водород+дифторид кислорода?
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: чайник17 от 28.09.2009 15:35:27
Цитироватьа бериллий токсичен в любом виде.

Хорошая идея   :!:  - потребовать у Роспотребнадзора, конфисковать у населения, для его же блага, все токсичные изумруды, аквамарины, александриты и прочие бериллы и хризобериллы. Продать врагам, а выручку пустить на развитие космонавтики.  :D  :lol:
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: чайник17 от 28.09.2009 15:45:26
ЦитироватьА можешь посчитать вакуумный УИ водород+дифторид кислорода?

Спасение утопающих - дело рук самих утопающих:

http://rocketworkbench.sourceforge.net/equil.phtml
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: чайник17 от 28.09.2009 16:21:24
ЦитироватьТут хорошо бы привести ПДК и все такое прочее. .

http://www.atsdr.cdc.gov/csem/beryllium/docs/beryllium.pdf

Существующие нормы США:

2 мкг/куб. м постоянно, 25 мкг/куб. м до 30 мин

Рекомендованные к внедрению:

0.05 мкг/куб. м постоянно, 0.2 мкг/куб. м до 15 мин.
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: чайник17 от 28.09.2009 17:02:22
Для сравнения по НДМГ:

http://ntp.niehs.nih.gov/ntp/roc/eleventh/profiles/s077umdh.pdf

Рекомендуемые нормы:

20 мкг/куб. м постоянно, 150 мкг до 2 часов.

То есть, нормы для бериллия раз в 400 более жёсткие, чем для гептила.
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: чайник17 от 28.09.2009 17:18:23
Ну и ещё для сравнения: для фтора ссылка (http://books.google.com/books?id=WSLULtCG9JgC&pg=PA366&lpg=PA366&dq=fluorine+TLV-TWA&source=bl&ots=1hld9c7CVE&sig=7SwFrxUAOpglc-gB7S-zGrBJDCc&hl=en&ei=RinASsDoEZOZ8AasqdGdAQ&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=1#v=onepage&q=fluorine%20TLV-TWA&f=false)
1600 мкг/куб. м постоянно, 3100 мкг/куб. м до 15 минут

то есть фтор из этого всего добра самый безвредный. Я уж молчу про LiF, его впору в зубную пасту добавлять...
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: Wyvern от 28.09.2009 10:56:58
ЦитироватьСуществующие нормы по бериллию США:
2 мкг/куб. м постоянно, 25 мкг/куб. м до 30 мин

Рекомендуемые нормы по НДМГ:
20 мкг/куб. м постоянно, 150 мкг до 2 часов.

Ну и ещё для сравнения: для фтора
1600 мкг/куб. м постоянно, 3100 мкг/куб. м до 15 минут

То есть, нормы для бериллия раз в 400 более жёсткие, чем для гептила.
то есть фтор из этого всего добра самый безвредный. Я уж молчу про LiF, его впору в зубную пасту добавлять...

Сам догадаешься почему?  :lol: Ну, вот представь: у тебя стоят три открытые лохани - с фтором, с гептилом и с порошком (сжалюсь, про болванку промолчу :D ) бериллия. Чем отравится стоящий рядом с ними не защищенный человек?  :shock:
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: Wyvern от 28.09.2009 11:27:10
Цитировать
ЦитироватьКак очевидно водород-кислород проигрывает не только по криогенности и долгохранимости, не только по взрывопожароопасности, не только в удельном импульсе на 21 секунду :) но и в плотностном импульсе аж В ТРИ РАЗА! И это без учета собственно массы ЖРД  :wink:
Зачем же так кричать? Вдруг кто подумает, что ХС различается тоже в три раза. :)

Тут кто то сдуру может подумать, что я предлагаю использовать сие топливо в качестве топлива РН  :D Это НЕ ТАК. Моя IMHO - пара перекись-гидрид бериллия идеальное топливо для малогабаритных КА, особенно АМС:
-токсичность и высокая цена бериллия в этом случае побоку
-топливо долгохранимо, не криогенно и с высокой плотностью
-чистая перекись дает в однокомпонентных микроЖРД ориентации импульс сравнимый с гидразином(чуть меньше)
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: Wyvern от 28.09.2009 12:29:40
Внезапно  :D  оказалось, что свет клином на бериллии не сошелся  :)  :)

Вот подобное композитное топливо микрокасулированный алюмогидрид лития - перекись водорода
ЦитироватьRun using June 1988 Version of PEP,
 Case  1 of  1     28 Sep 2009 at 11:23:56.59 am

  CODE                                   WEIGHT    D-H  DENS      COMPOSITION
   513 HYDROGEN PEROXIDE (90 PC)         96.000  -1439  0.05010  642H 586O
   581 LITHIUM ALUMINUM HEXA HYDRIDE     79.000  -1417  0.04010    1AL  6H   3LI
   771 PLEXIGLASS                         7.000   -906  0.04260    8H   5C   2O
   383 EPOXY 201                          2.000   -661  0.04040   24H  16C   4O
   786 POLYBUTADIENE ACR A (THIOKOL)     12.000   -160  0.03300  999H 671C  19N  16O

THE PROPELLANT DENSITY IS 0.04391 LB/CU-IN OR  1.2154 GM/CC
THE TOTAL PROPELLANT WEIGHT IS  196.0000 GRAMS

NUMBER OF GRAM ATOMS OF EACH ELEMENT PRESENT IN INGREDIENTS

  16.932312 H     4.401278 LI    1.303473 C     0.023778 N
   5.801006 O     1.467093 AL

****************************CHAMBER RESULTS FOLLOW    *****************************

 T(K)  T(F)  P(ATM)   P(PSI) ENTHALPY  ENTROPY   CP/CV     GAS   RT/V
2649. 4309. 1000.00 14700.69  -259.67   566.13  1.1361  9.833  101.700

SPECIFIC HEAT (MOLAR) OF GAS AND TOTAL=    8.979   12.961
NUMBER MOLS GAS AND CONDENSED=   9.8328   2.7489

  8.00707 H2         1.46702 LiAlO2*    1.28187 Li2O*      1.20841 CO      
  0.22426 LiHO       0.13813 H2O        0.07781 CH4        0.06956 Li      
  0.06206 LiH        0.01313 H          0.00916 N2         0.00423 Li2O    
 3.30E-03 CNH       3.20E-03 CO2       2.99E-03 CH3       2.60E-03 C2H2    
 2.06E-03 NH3       1.73E-03 Li2       1.33E-03 Li2H2O2   8.48E-04 C2H4    
 5.75E-04 CH2O      1.83E-04 CHO       5.63E-05 HO        1.13E-05 NH2    
 9.78E-06 CH2       9.03E-06 LiO       8.44E-06 CNHO      6.63E-06 C2H    
 3.20E-06 AlHO    

THE MOLECULAR WEIGHT OF THE MIXTURE IS   15.578

****************************EXHAUST RESULTS FOLLOW    *****************************

 T(K)  T(F)  P(ATM)   P(PSI) ENTHALPY  ENTROPY   CP/CV     GAS   RT/V
 881. 1127.    0.01     0.15  -616.95   566.13  1.1541  9.265    0.001

SPECIFIC HEAT (MOLAR) OF GAS AND TOTAL=    7.225   11.141
NUMBER MOLS GAS AND CONDENSED=   9.2641   3.1149

  8.37837 H2         1.46703 LiAlO2&    1.19197 Li2O&      0.81030 CO      
  0.27512 Li2CO3&    0.18072 C&         0.03076 CH4        0.02619 H2O    
  0.01184 N2         0.00646 CO2        0.00001 LiHO       0.00000 NH3    

THE MOLECULAR WEIGHT OF THE MIXTURE IS   15.833

**********PERFORMANCE:  FROZEN ON FIRST LINE, SHIFTING ON SECOND LINE**********

IMPULSE   IS EX      T*      P*      C*    ISP*  OPT-EX  D-ISP      A*M   EX-T
  373.5  1.1533   2461.  573.71  5317.3         4029.76  453.9  0.01124   573.
  398.3  1.1270   2493.  579.06  5438.9   208.3 5350.39  484.1  0.01150   881.

3900м/сек тоже неплохой импульс для топлива с плотностным импульсом 484  :wink:
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: Андрей Суворов от 28.09.2009 13:07:41
ЦитироватьТут кто то сдуру может подумать, что я предлагаю использовать сие топливо в качестве топлива РН  :D Это НЕ ТАК. Моя IMHO - пара перекись-гидрид бериллия идеальное топливо для малогабаритных КА, особенно АМС:
Тут масса подводных камней - хотя гибридник можно и погасить, перекрыв подачу окислителя, но гидрид бериллия при этом разложится, и вся топливная шашка улетит в космос :)
Цитировать-токсичность и высокая цена бериллия в этом случае побоку
Ну, не вполне, частично :) Работать с гидридом бериллия пока никто толком не умеет.
Цитировать-топливо долгохранимо, не криогенно и с высокой плотностью
Оно долгохранимое до первого импульса движка. Второй сделать не удастся. Мало того, оно "недостаточно долгохранимое", т.е. перекись со временем разлагается. Время жизни Союза ТМА в 210 суток определяется разложением перекиси в системе управления спуском. И это несмотря на то, что там перекись не чистая, а 85%, и ещё её охлаждают специальным термоэлектрическим холодильником (без холодильника - максимум полгода).
Цитировать-чистая перекись дает в однокомпонентных микроЖРД ориентации импульс сравнимый с гидразином(чуть меньше)
Несравнимый. Гидразин даёт импульс 236 секунд, и восстановительную среду, а перекись - 165 секунд, и окислительную среду. УИ же двигателя на "реальной" перекиси (не 98%, а 85%) ещё меньше, обычно не превышает 135 секунд в вакууме и 100 в атмосфере. Гидразин может храниться десятилетиями, а перекись - полгода.
Название: топливные пары: перекись водорада-гидриды металлов
Отправлено: чайник17 от 29.09.2009 21:59:22
ЦитироватьВот подобное композитное топливо микрокасулированный алюмогидрид лития - перекись водорода
3900м/сек тоже неплохой импульс для топлива с плотностным импульсом 484  :wink:

Ну и что в нём особенного? Вот, например:

Пентоборан B5H11 + пентофторид хлора ClF5 дают импульс 399 при 75/0.01 атм. Оба компонента жидкие при нормальных условиях. Соотношение по массе 1:8.5, плотность 2 г/см^3 против 1.2 у тебя.

И никаких проблем с подачей. Главное, чтобы камера не расплавилась  :D  (T = 5000 K)