Российско-французский "Урал" научится летать
16.02.2006 18:06 | Известия.RU
В среду в рамках 11-го заседания Российско-французской комиссии по вопросам сотрудничества на уровне глав правительств руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов и президент Национального центра космических исследований (CNES) Янник д'Эската подписали протокол по программе "Урал".
Отличие новых ракет-носителей от нынешних кораблей состоит в том, что они, условно говоря, будут находиться по габаритам где-то посередине между нашей "Ариан-5" и российскими "Союзами". Другими словами, ракеты-носители среднего размера, со стартовой массой около 400 тонн. Именно в таких носителях люди сейчас нуждаются больше всего. Кроме того, мы предполагаем многоразовое использование этих ракет-носителей. Что позволит, во-первых, не загрязнять Мировой океан, а во-вторых, не подвергать риску на суше жизни людей, на головы которых могут обрушиться осколки корабля, сгоревшего в слоях атмосферы после отделения основного аппарата от ракеты-носителя. Не говоря уже о чистой экономии средств.
Будущие ракеты-носители, разрабатываемые в рамках программы "Урал" к 2020 году, станут отличаться повышенной экономической эффективностью, надежностью и экологической безопасностью. Запускаться эти корабли будут как с космодрома Куру во Французской Гвиане, так и с взлетных площадок в странах СНГ, прежде всего с Байконура. Одновременно руководитель Роскосмоса и президент CNES положительно оценили итоги реализации работ в прошедшем году.
Юрий Политов
КТО-НИБУДЬ ЗНАЕТ ЧТО ЭТО ЗА РАКЕТА ? :shock:
Это "Орел"
ЦитироватьЭто "Орел"
А что такое "Орел" ?
Орел. Что это за птица? (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=715)
Старый как всегда в своем репертуаре...
Немного по теме Урала (Oural), все на французком
http://www.cnes.fr/html/_115_3244_.php
http://www.cnes.fr/html/_96_197_3201_.php
http://nssfrance.free.fr/news/intw%20bonnal.htm
В целом - планов громадье...
Вкратце из вышеуказанного: Пока до 2010 г. будут проводить исследования по облику носителя (Европа дает 200 лимонов юриков, а Роскосмос - базы данных, технологие и бесплатные испытания), с запусками демонстарторов, отработкой движков и т.п., а в следующие пять лет вплотную займутся окончательной утряской проекта.
Возможно, мне показалось, но неявно проскакивала мысль, что Россия тоже будет использовать эту ракету.
Кстати, офф, но на вопрос по Клиперу француз ответил "да нету сейчас никакого Клипера, есть только несколько конкурирующих достаточно проработанных проектов, некоторые многоразовые, другие нет, одни крылатые, другие нет.... Первоначально это проект замысливался с упором на космический туризм, поэтому понятна первоначальная низкая заинтересованность в нем Роскосмоса... он выдвинулся на первый план только после объявления о прекращении полетов шаттлов после 2010,.. но для того, чтобы он заменил его, он должен быть используем и НАСА... вот почему наши русские друзья сейчас так активно стараются сделать этот проект международным".
ЦитироватьВкратце из вышеуказанного: Пока до 2010 г. будут проводить исследования по облику носителя (Европа дает 200 лимонов юриков, а Роскосмос - базы данных, технологие и бесплатные испытания), с запусками демонстарторов, отработкой движков и т.п., а в следующие пять лет вплотную займутся окончательной утряской проекта.
Возможно, мне показалось, но неявно проскакивала мысль, что Россия тоже будет использовать эту ракету.
В топике про Ангару я уже высказал имхо что под этим соусом Ангару сольют в унитаз...
Сделать за европейские деньги нормальную ракету - что может быть лучше?
И главное - название хорошее. Мужского рода и никак не связано с водой.
ЦитироватьИ главное - название хорошее. Мужского рода и никак не связано с водой.
Говорят, Екатерина II реку Яик переименовала во что-то. Не помните, во что? :twisted:
ЦитироватьЦитироватьИ главное - название хорошее. Мужского рода и никак не связано с водой.
Говорят, Екатерина II реку Яик переименовала во что-то. Не помните, во что? :twisted:
Ай, блиннннн! Это конец... Вы меня убили.... :( :( :(
А я думал это мотоцикл... :( :( :( :(
ЦитироватьГоворят, Екатерина II реку Яик переименовала во что-то. Не помните, во что? :twisted:
В Урал! :D
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьИ главное - название хорошее. Мужского рода и никак не связано с водой.
Говорят, Екатерина II реку Яик переименовала во что-то. Не помните, во что? :twisted:
Ай, блиннннн! Это конец... Вы меня убили.... :( :( :(
Если бы вы читали мои посты (адресованные кстати именно вам), то узнали бы об этом неделей раньше :)
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьИ главное - название хорошее. Мужского рода и никак не связано с водой.
Говорят, Екатерина II реку Яик переименовала во что-то. Не помните, во что? :twisted:
Ай, блиннннн! Это конец... Вы меня убили.... :( :( :(
Если бы вы читали мои посты (адресованные кстати именно вам), то узнали бы об этом неделей раньше :)
Ну ладно, может считается что река в Казахстане а у нас то горы? ;)
ЦитироватьНу ладно, может считается что река в Казахстане а у нас то горы? ;)
О! А это доказывает, что летать Урал будет с Байконура! :mrgreen:
ЦитироватьЦитироватьНу ладно, может считается что река в Казахстане а у нас то горы? ;)
О! А это доказывает, что летать Урал будет с Байконура! :mrgreen:
На ССО северо-западной трассой? ;)
Ага, причем 1-я ступень будет садится в Норвегии (чтоб хоть как-то в Европу попасть) :lol:
ЦитироватьАга, причем 1-я ступень будет садится в Норвегии (чтоб хоть как-то в Европу попасть) :lol:
Главное чтоб пролетала над Уралом - тогда будем считать что в честь гор она названа. :)
ЦитироватьБудущие ракеты-носители, разрабатываемые в рамках программы "Урал" к 2020 году:
Отличие новых ракет-носителей от нынешних кораблей состоит в том, что они, условно говоря, будут находиться по габаритам где-то посередине между нашей "Ариан-5" и российскими "Союзами". Другими словами, ракеты-носители среднего размера, со стартовой массой около 400 тонн. Именно в таких носителях люди сейчас нуждаются больше всего. Кроме того, мы предполагаем многоразовое использование этих ракет-носителей.
по габаритам где-то посередине между "Ариан-5" и "Союзами" находятся РН Зенит и разрабатываемые Ангара-3 и Онега. Так зачем еще одна ракета?
Зачем - кому? Европейцам?
У них же нет ничего между Арианом и Союзом. Зенит, Ангара и Онега никакого отношения к ним не имеют. Кроме того, надо же реализовать свою перманентную тягу к многоразовым системам :)
Кстати, тут есть еще один интересный аспект.
Урал - совместный российско-ФРАНЦУЗСКИЦ проект. Именно не ЕКА, а французы хотят его сделать. И очень похоже, что в противовес немецкому Фениксу...
Мысль уловили ;)
Цитироватьпо габаритам где-то посередине между "Ариан-5" и "Союзами" находятся РН Зенит и разрабатываемые Ангара-3 и Онега. Так зачем еще одна ракета?
Дык какраз затем что Ангара ни в пень...
Кстати, мнится мне, что была когда-то тема про Урал/Орел и заводил ее чуть ли не Шин. Или я гоню? :?
Просто, как сейчас помню эскиз Орла со второй ступенью, а найти нигде на форуме не могу...
ЦитироватьЦитироватьпо габаритам где-то посередине между "Ариан-5" и "Союзами" находятся РН Зенит и разрабатываемые Ангара-3 и Онега. Так зачем еще одна ракета?
Дык какраз затем что Ангара ни в пень...
Хотите сказать - французы заказали Урал, чтоб мы слили Ангару? :twisted:
ЦитироватьКстати, мнится мне, что была когда-то тема про Урал/Орел и заводил ее чуть ли не Шин. Или я гоню? :?
Просто, как сейчас помню эскиз Орла со второй ступенью, а найти нигде на форуме не могу...
Ну "Орёл" это вроде многоразовик, типа наш ответ на NASP?
ЦитироватьХотите сказать - французы заказали Урал, чтоб мы слили Ангару? :twisted:
Хочу сказать что французы решили что мы почти нахаляву (по европейским меркам) сделаем им приличную ракету. А наши решили что и для сэбэ трохы останется.
К тому ж чтото мне имхуется что несостоятельность Ангары все понимают но просто так отказаться от неё не могут ибо прийдётся отвечать за десятилетний базар. А тут всё цивильно, убедительно: лучшее враг хорошего, да ещё и иностранные деньги.
Не вдаваясь в прения хотелось бы отметить, что в таком случае становится понятно, почему с нашей стороны этим делом занимается Хруничев :roll:
ЦитироватьНе вдаваясь в прения хотелось бы отметить, что в таком случае становится понятно, почему с нашей стороны этим делом занимается Хруничев :roll:
А что, он уже занимается? :shock:
ЦитироватьАга, причем 1-я ступень будет садится в Норвегии (чтоб хоть как-то в Европу попасть) :lol:
А вторая в Гренландии... :)
ЦитироватьЦитироватьХотите сказать - французы заказали Урал, чтоб мы слили Ангару? :twisted:
Хочу сказать что французы решили что мы почти нахаляву (по европейским меркам) сделаем им приличную ракету. А наши решили что и для сэбэ трохы останется.
К тому ж чтото мне имхуется что несостоятельность Ангары все понимают но просто так отказаться от неё не могут ибо прийдётся отвечать за десятилетний базар. А тут всё цивильно, убедительно: лучшее враг хорошего, да ещё и иностранные деньги.
Подумаешь, "десятилетний базар" - Энергия была "десятилетний небазар".
Слили, однако...
ЦитироватьЦитироватьНе вдаваясь в прения хотелось бы отметить, что в таком случае становится понятно, почему с нашей стороны этим делом занимается Хруничев :roll:
А что, он уже занимается? :shock:
Хм... Ну есть определенные намеки на это ;)
Вот интересно, что скажет товарищ Игорь Суворов? ;)
ЦитироватьЦитироватьХотите сказать - французы заказали Урал, чтоб мы слили Ангару? :twisted:
мне имхуется что несостоятельность Ангары все понимают но просто так отказаться от неё не могут ибо прийдётся отвечать за десятилетний базар.
Ангара - не просто ракета, а СЕМЕЙСТВО РАКЕТ, построенное на универсальные модули (УРМ), что по идее должно сделать все ракеты семейства достаточно дешевыми. ИМХО - так и должно быть. У США даже два унифицированных ряда ракет – Атлас и Делта.
Но не везет России с унификации ракет! Уже третий раз пытаются сделать.
Первый раз - Н-1 Королева. На базе ступеней РН Н1 хотели создать унифицированный ряд ракет:
Н11 - с применением II, Ш и IY ступеней РН Н1 со стартовой массой 700 т и полезным грузом массой 20 т на ОИСЗ высотой 300 км
Н111- с применением Ш и IY ступеней РН Н1 и II ступени ракеты Р-9А со стартовой массой 200 т и полезным грузом 5 т на ОИСЗ высотой 300 км.
Второй раз – боьшой ряд РН от 13 до 200 тонн ПН на базе Энергии. Из всего этого чудом уцелела лишь ракета Зенит.
Ангара – третяя попытка – и, ИМХО – уже мировой рекорд ! Ракета, которой делают дольше всех ракет в истории мира! (Ну эсли не побыла рекорд, время еще есть!) :lol: :lol:
«чтоб мы слили Ангару?» А может просто поменяем имя Ангара-3 (или Онега) на Урал??? :wink:
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьНе вдаваясь в прения хотелось бы отметить, что в таком случае становится понятно, почему с нашей стороны этим делом занимается Хруничев :roll:
А что, он уже занимается? :shock:
Хм... Ну есть определенные намеки на это ;)
Вот интересно, что скажет товарищ Игорь Суворов? ;)
Примерно что и Старый - причем тут Хруничев?
1) Кроме Хруничева никто в России всерьез не занимается перспективными разработками носителей.
2) У Хруничева уже были работы по подобной программе Орел.
3) Многоразовые носители, особенно 1-е ступени - любимая тема Хруничева.
4) И вообще, пользователь Игорь Суворов появляет особый интерес к топикам про Орел/Урал :P
Цитировать1) Кроме Хруничева никто в России всерьез не занимается перспективными разработками носителей.
Что мешает иметь аналогичные наработки в РККЭ или ЦСКБ?
Цитировать2) У Хруничева уже были работы по подобной программе Орел.
И?
Цитировать3) Многоразовые носители, особенно 1-е ступени - любимая тема Хруничева.
А развернуть мысль? Энергия, к примеру, чей носитель?
Цитировать4) И вообще, пользователь Игорь Суворов появляет особый интерес к топикам про Орел/Урал :P
Ну и что? :wink:
Дайте картинку "Урала"! :)
Space policy: EU and Russia join forces and sign cooperation agreement
http://eu.spaceref.com/news/viewpr.html?pid=19265
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/2694.jpg)
human moon Video
http://a1862.g.akamai.net/7/1862/14448/v1/esa.download.akamai.com/13452/qt/cosmomoon_small.mov
mars sample Video
http://a1862.g.akamai.net/7/1862/14448/v1/esa.download.akamai.com/13452/qt/msr_small.mov
manned misson Video
http://a1862.g.akamai.net/7/1862/14448/v1/esa.download.akamai.com/13452/qt/cosmomars_small.mov
Aurora Mars
http://www.erkenntnishorizont.de/raumfahrt/mars/aurora.c.php?screen=800
Avec Oural, se profile l'apr
more news here
CNES & ROSCOSMOS SIGN PROTOCOL AGREEMENT FOR OURAL LAUNCHER PROGRAM
Yannick D'Escatha, President of CNES, and his Russian homologue Anatoly Perminov, Director General of Roscomos, met on February 14 to sign a protocol agreement for the OURAL launcher program. The two met as part of the 11th annual gathering of the Franco-Russian Commission on cooperation. The OURAL program relates to the work done by the two countries in the development of technology for future launchers. The objective is to have developed, by 2020, a new launch system through the European and Russian partnership. The future rockets will be used for launching payloads, for transportation and for maintenance of satellites, space engines and orbiting stations. With the signature of the protocol, Mr. D'Escatha and Mr. Perminov approve of the work that has been done thus far and accept the propositions made by the CNES
Расскажу-ка я Вам, дорогие мальчишки, что мне известно по так называемой теме "УРАЛ". Ну все наверное слышали о теме "ОРЁЛ". Ну конечно, ноги растут оттуда. Вот мои наблюдения.
1. Источник: "Космонавтика и ракетостроение" №15, 1999 г., издательство ЦНИИМАШ. Выдержки из статьи В.Ф. Уткина, В.В. Вахниченко "Основные проблемы создания перспективной системы космических средств выведения".
Большая преамбула... и далее: "К числу основополагающих концептуальных технических решений относится разработка многоразовой моноблочной, возвращаемой к месту старта, унифицированной первой ступени ракет-носителей среднего и тяжёлого классов. Все остальные технические решения так или иначе направлены на обеспечение первого. Без него мы не сможем никогда решить проблему ограничения районов падения отделяемых частей РН, существенно снизить удельную стоимость выведения с её помощью на орбиту полезной нагрузки, а также использовать для запусков низкоширотный (в России) полигон Капустин Яр.
Вторым принципиальным техническим решением, подчинённым первому, является выбор схемы, компонентов топлива и размерности ЖРД. (Далее проводится анализ по преимуществам ЖРД без дожигания окислительного газа).
С учётом вышеизложенного выдвигается концепция создания средств выведения, согласно которой предусматривается разработка нового маршевого кислородно-метанового двигателя номинальной тягой 170 тс на земле со вдувом восстановительного генераторного газа в закритическую часть сопла при давлении в камере сгорания 140 атм. На базе такого ЖРД предлагается создание:
-одноразовой РН лёгкого класса "НЕВА" с форсированием тяги ЖРД 1-й ступени до 200 тс, а на 2-й ступени ЖРД новой разработки тягой 25 тс.
Стартовая масса- 160 т., масса ПГ на орбите 200 км.х90 град.- 3,5 т, габариты 1-й ступени: 17,5х3,9 м, космодром - Плесецк.
-РН среднего класса "ВОЛГА" Мо=690 т, Мпн=12 т, с многоразовой 1-й ступенью, оснащённой 5 ЖРДх170 тс и 2-й ступенью оснащённой 1 ЖРД (метановый) с тягой в пустоте 195 тс., 1-я ступень - 36х6 м, размах крыльев - 19 м., 100 кратная; 2-я ступень - 24х5,5 м, Капустин Яр.
- РН тяжёлого класса "АНГАРА", стартовой массой 775 т, Мпн=21 т, с 1-й ступенью как у РН среднего класса, 2-й кислородно-водородной ступенью 28х5,5 м; Капустин Яр.
Полигон расположен вблизи от завода-изготовителя крупногабаритных ракетных блоков (г. Самара), доставку которых можно осуществлять дешёвым водным транспортом. Рядом с полигоном расположен первоклассный испытательный аэродром России Владимировка.
2. Источник газета "ТРУД"№7 от 06.01.2004 г. статья "БУРАННЫЙ" ПОЛУСТАНОК
Рассказывает руководитель отдела космической энергетики Исследовательского центра имени М.В. Келдыша Виталий СЕМЕНОВ.
- Начну с того, что она должна быть многоразовой, иначе невозможно снизить расходы до приемлемого уровня. Но где взять многоразовую ракету? Создавать с нуля? На это может уйти и 10, и 15 лет, кроме того, разработка обойдется в 15 или 20 миллиардов долларов... И тут возникла идея - а почему бы не использовать некоторые технологии, разработанные для "Спирали" (прототип "Бурана"), крылатой ракеты "Буря" и для самого "Бурана"? То есть корабль превратить в ракету-носитель. И в 2001-2003 годах был разработан аванпроект, получивший условное название "РН-35". Оно может быть расшифровано и как "ракета-носитель", и как "Россия новая".
Принцип новой транспортной системы таков. Крылатый аппарат будет стартовать с Земли в связке с другой ракетой (как бы рядом с ней), которой отводится роль второй ступени. Двигатели первой и второй ступеней включаются на старте одновременно. Поднявшись на высоту 45 километров, крылатый аппарат выполнит свою миссию, отстыкуется и в автоматическом режиме вернется на Землю. А ракета продолжит подъем, чтобы вывести груз на орбиту.
Теперь несколько слов об экономической стороне проекта. Учитывая, что РН-35 будет возвращаться на Землю не с космической орбиты, а с высоты, которая в пять раз ниже, ему не потребуются дорогостоящие теплозащитные плитки. Ибо температурный режим будет совсем другим. И перегрузки тоже окажутся значительно меньше. Между прочим, двигатели каждого американского шаттла после приземления обязательно разбирают, тщательно исследуют все системы, узлы, детали корабля. Производят немало замен. Это стоит дорого и требует многих месяцев работы. Гораздо проще и дешевле будет послеполетное обследование РН-35, являющейся многоразовой первой ступенью.
- На сколько запусков рассчитан новый крылатый аппарат?
- На 100. Все это и позволит экономить огромные средства.
- Вторая ступень тоже будете возвращаться на Землю?
- Пока нет. Ведь, по сути, это просто большой бак для топлива. Но в дальнейшем и вторая ступень станет возвращаемой. Принципиальные конструкторские решения на этот счет уже имеются.
- Наш первый "Буран", как известно, поднимался прикрепленным к ракете "Энергия". Он имел три двигателя тягой по 100 тонн каждый. А что касается РН-35, то ситуация принципиально иная, ибо это уже не корабль, а ракета. Можно ли использовать три названных движка в качестве первой ступени, смогут ли они оторвать от стартового стола тысячетонную махину ракетно-транспортного комплекса?
- Нет, конечно, не смогут. Поэтому в нашем варианте на крылатом аппарате не 3, а 6 двигателей, причем существенно более мощных. И суммарная тяга получается не 300, а 1200 тонн. Прибавьте к этому параллельно включающийся на старте двигатель второй ступени. В общей сложности тяга составит 1400 тонн. Вот этой мощности уже хватит для подъема. На орбиту можно будет выводить 35 тонн полезного груза (нынешние "Союзы" поднимают 7 тонн, "Протоны" - 20). Причем стоимость 1 килограмма будет не 3-4 тысячи долларов, а не более тысячи. Если же использовать два крылатых аппарата, пристыковав их с двух сторон к одной ракете, то масса конструкций, отправляемых в космос, увеличится до 70 тонн.
- Какое ракетное топливо предполагается использовать?
- На крылатом аппарате - кислород и метан, на второй ступени - кислород и водород.
Далее Виталий Семёнов помещает свою статью об энергоснабжении Земли из космоса в журнале "Двигатель":
"В отношении флота ракет-носителей следует отметить, что разрабатываемые в настоящее время технологии позволят создать к 2015-2020 гг. двухступенчатую ракету-носитель РН-35. Она будет иметь первую ступень многократного использования и грузоподъемность 35 т. Стоимость выведения килограмма грузов таким носителем составит примерно $1000, а надежность ракеты-носителя должна быть доведена до 0,9995. К 2030 г. на ее основе планируется создать ракету-носитель РН-70 грузоподъемностью 70 т (стоимость 1 кг - $300...500). Применение ракет позволит выводить на опорную орбиту космическую электростанцию с суммарной электрической мощностью солнечных батарей 15 МВт, созданной на основе модуля мощностью 6 МВт.
Учитывая, что для подготовки повторного старта ракеты-носителя многократного применения потребуется около одной недели, получается, что одна стартовая позиция может обеспечить 52 пуска в год. Если разместить на космодроме пять стартовых позиций, то каждый космодром должен иметь, как минимум, пять ракет-носителей типа РН-70. Таким образом, к концу XXI века мировой флот ракет-носителей многократного применения должен иметь примерно 120 ракет-носителей типа РН-70, что представляется реальным. Для сравнения: мировой парк самолетов Boeing 747 со стартовой массой 320...378 т насчитывает около 1000 машин."
"РЕМЮЗЕ" :P Авторы идеи - ЦНИИМАШ и Келдыш. Келдыше "лепит" сейчас метановый прототип на 10 тн тяги в рамках создания даигателя по программе "ВОЛГА" тягой 200 тс. Может быть он действительно будет безопаснее и надёжнее керосинок, ведь обратите внимание - Р=140 атм а не 250! Из-за отсутствия денег пристёгивают ЕВРОПУ (и правильно, хватит им дурака валять!). Вариант: первая ступень наша, вторая на базе АРИАНА ихняя, те зе зеть 8) Ну а движок РД-0122, Воронеж. И ждём 2015-2020 гг, запуски из Куру и Капустина Яра!!!
Про Урал от Большого.
Всё не так просто. Нева-Волга-Ангара - симбиоз 2-х идей (метановый ЖРД и всеазимутальная РН) собранный по-видимому, под программу Ангара. Об этом говорит и его грузоподъёмность - 25 т. 35 - это или дальнейшее развитие, или тот же вариант с ТТУ. Именно Ангара и являлось целью, остальные варианты - пристяжные. В то же самое время Уткин (Руководитель ЦНИИмаш, ныне покойный) предлагал чисто водородный вариант. Смысл в таком предложении был. Рассмотрим вариант 1-я ст. - 5 ЖРД, 2-я ст. - 1 ЖРД. Для каждого полёта с первой ступени снимается 1 ЖРД и устанавливается на 2-ю ступень, а его место занимает новый. Возникающие вопросы к степени расширения решаются установкой насадка. Итого: Для ЖРД требуется ресурс на 5 коротких и 1 длинный полёт, суммарно - менее 3 длинных полётов, что вполне обеспечивает 11Д122. Метановый двигатель и сопутствующие технологии вообще не нужны, более того, они - лишние.
Метановый двигатель хорош сам по себе, и это выяснилось в отработке керосинки с замкнутой схемой. Оказалось, что мелкие частички алюминия, которых много образуется при обработке бака, могут вызвать скоротечный пожар в тракте окислителя. Возникла нешуточная проблема очистки баков, потребовалась установка мелких фильтров и т. д. В метановом ЖРД, работающем по "сладкой" схеме, токого быть не может, а пожары не имеют разрушительных последствий. Вполне допустимы алюминиевые частицы в 50 раз более крупного размера, чем на керосиновом ЖРД. И, наконец, возможна дешёвая и надёжная открытая схема с малыми потерями УИ.
Но технология керосиновых ЖРД уже отработана, кроме того, у нас в ракетной промышленности уже не малое время, как сложилась ситуация, когда никто никого не слушает, каждый гнёт свою идею, а чужие в упор не воспринимает. Вот и осталась идея метанового ЖРД бесхозной. Ну, авторы, понятно, и пытаются её толкнуть.
РН Урал на базе Ариан - эта задумка понравилась европейцам. Правда, может случиться, что хруничевцы предъявят готовый Байкал, но у европейцев свои соображения. По-видимому, тут наиболее важную роль играет стремление освоить новые технологии, сохранить коллективы разработчиков ЖРД и прочая, обеспечить их работой.
Сама по себе идея носителя подобной схемы - здравая, но требует довольно большой интенсивности грузопотока.
ЦитироватьРасскажу-ка я Вам, дорогие мальчишки, что мне известно по так называемой теме "УРАЛ". Ну все наверное слышали о теме "ОРЁЛ". Ну конечно, ноги растут оттуда. Вот мои наблюдения.
1. Источник: "Космонавтика и ракетостроение" №15, 1999 г., издательство ЦНИИМАШ. Выдержки из статьи В.Ф. Уткина, В.В. Вахниченко "Основные проблемы создания перспективной системы космических средств выведения".
Идефикс Уткина - "зачем просто когда можно сложно". Всё, забудьте. Эта химера умерла вместе с Уткиным.
По вопросу целесообразности многоразовой системы и применения метана.
Тема по созданию многоразовой системы выведения показанной компоновки красной нитью проходит в течение по крайней мере лет 7 а может быть и больше. И продолжается по сегодняшний день. Смотрите НК №10,11 за 2004 г. , статья И. Афанасьева "Первая ступень многократного применения как этап создания МСВ". В статье говорится и о преимуществах метановых ЖРД, заключающихся на малой стоимости ЖРД, обладающих принципиально большей надёжностью (согласен, что пока теоретически). Конечно же здесь наблюдается противостояние между "Энергомашем" и центром Келдыша (кстати, как и по вопросу компоновки марсианского экспедиционного комплекса между "Энергией" и "Келдышем") Тем не менее в совместной с Европой программе "Волга", предусматривается создание метанового ЖРД. И, как мне кажется, в федеральной космической программе до 2015 г. имеется ввиду создание именно такой системы и такого ЖРД:
1. Создание многоразовой ракетно-космической системы I-го этапа
ШИФР: ОКР «МРКС-1» СВ с многоразовой I-ой ступенью, обеспечивающие выведение на низкие околоземные орбиты полезной нагрузки массой 25-35 т при снижении удельной стоимости выведения в 1,5 раза, кардинальным уменьшением полей падения и связанных с ними затрат. 2009-2017
(Конкурс эскизных проектов – 2009 г.)
Начало ЛИ- 2016 г.
(уточнение в 2010 г.)
7320*/2000
2. Создание многоразового ЖРД для первой ступени многоразовой ракетной космической системы (МРКС).
Создание эффективной системы диагностики и аварийной защиты двигателя (СДАЗ).
ШИФР: ОКР «Двигатель-2015»
Многоразовый ЖРД с тягой Р=200-300 т. в т.ч.:
- демонстратор МЖРД малой тяги 10-15 т –2008 г.
- стендовый образец МЖРД большой тяги 200 –300 т – 2011 г.
Опытный образец СДАЗ – 2010 г.
2006-2015
(Конкурс эскизных проектов – 2009г.)
Начало экспериментальной отработки – 2012 г.
МВИ – 2015 г.
1975*/650
"РЕМЮЗЕ": Будет именно такая система, так как она мне нравится! :lol:
Хотел высказаться, да промолчу в честь праздника. Впрочем, Старый не смолчит... :wink:
ЦитироватьВпрочем, Старый не смолчит... :wink:
Где?
А!
Цитировать"РЕМЮЗЕ": Будет именно такая система, так как она мне нравится! :lol:
Не. Не будет никакой.
Oural живее всех живых ;)
ЦитироватьРакета-носитель "Урал" будет многоразовой, заявляют ученые
17.10.2006 18:48 | www.rian.ru
МОСКВА, 17 окт - РИА Новости. Как ожидается, разрабатываемая Россией и Францией перспективная ракета-носитель "Урал" будет многоразовой, топливом для нее станут жидкий водород и жидкий метан. Такое мнение высказали представители ведущих космических предприятий Франции и России, выступившие во вторник в Москве на франко-российском коллоквиуме в разделе "Ракеты-носители будущего". http://www.roscosmos.ru/NewsDoSele.asp?NEWSID=1869
"В настоящее время наши предприятия уже примерно сформировали облик и концепцию космической системы "Урал", которая в будущем, 2020-2030 годах, придет на смену используемым сейчас ракетам-носителям типа "Союз" и "Ариан", - отметил, выступая на встрече, глава ЦНИИМАШ академик РАН Николай Анфимов.
По его словам, российские предприятия в кооперации с ведущими авиакосмическими фирмами Европейского космического агентства (ЕКА) и Национального космического агентства Франции (КНЕС) работают по пяти направлениям проекта "Урал".
По словам академика, на первом этапе определяется облик космической системы будущего - скорее всего она будет многоразовой.
"На втором этапе мы рассчитываем построить демонстратор многоразовых ступеней ракеты-носителя, на третьем этапе - постройку демонстратора космического корабля, призванный подтвердить технологию многоразовой тепловой защиты, применимой к кораблю, который будет входить в атмосферу Земли на первой космической скорости", - сказал Анфимов.
Он отметил, что на четвертом этапе предстоит разработать наземный демонстратор технологий использования нового криогенного топливного бака. "Это представляет собой непростую задачу, так как уже все знают, какую проблему и опасность представляет собой пена, отлетающая от криогенных ускорителей американских шаттлов во время их запуска", - указал ученый.
"Пятым вопросом разработки новой ракеты-носителя "Урал" представляет собой демонстратор многоразового жидкостного двигателя, работать который будет на смеси жидкого водорода либо кислорода, а также жидкого метана", - сказал академик.
Жоэль Барр, представитель французского авиаконцерна "Снекма-Сафран", занимающегося, в частности, производством авиадвигателей, отметил, что в основу проекта "Урал" могут быть положены разработки в области авиадвигателей.
"В рамках проекта "Урал" мы сейчас работаем над двигателями, работающих на компонентах жидкий водород и жидкий метан. В первой ступени этой ракеты-носителя мы используем и наши разработки в области авиадвигателей, которые мы создаем совместно с российским НПО "Сатурн" и КБ имени Сухого", - сказал он.
Совместный проект России и Франции "Урал" - часть подготовки новой системы запуска, которая заменит существующие ракеты-носители - как российские, так и европейские в перспективе на 2020-2030 годы.
ЦитироватьА!
Цитировать"РЕМЮЗЕ": Будет именно такая система, так как она мне нравится! :lol:
Не. Не будет никакой.
ЦитироватьЦитироватьА!
Цитировать"РЕМЮЗЕ": Будет именно такая система, так как она мне нравится! :lol:
Не. Не будет никакой.
А что еще от Старого ждать? :roll:
Ваще, "Франция" - в отличие от "Европы" - "может" :roll:
В принципе
Но настораживают две вещи:
- то, что "применение авиационных двигателей" идет под "возможно"
(типа, нифига себе, толи в крым, толи в питер - еще пока не решили :roll:
А без "авиационных двигателей" она притом нафиг никому не нужна)
- ну и сроки конечно интересные :roll:
Среднеевропейские, скажем :roll:
Впрочем, Ариану они додавили в свое время
Несмотря ни на что
PS.
А этот, ихний, как его... :roll:
Который к МКС... :roll:
Жуль Верн?
Он, того, когда-нть ваще... того?
Или не того? :mrgreen:
метан-водородный дыигатель? :lol: Интересно, это опять журноламеры, или академик не то ляпнул?
ЦитироватьPS.
А этот, ихний, как его... :roll:
Который к МКС... :roll:
Жуль Верн?
Он, того, когда-нть ваще... того?
Или не того? :mrgreen:
Скорее всего того.......ну дома останется.....ну или чуток попожа.....
По срокам чет не сходится у них. :roll:
ЦитироватьЦитироватьPS.
А этот, ихний, как его... :roll:
Который к МКС... :roll:
Жуль Верн?
Он, того, когда-нть ваще... того?
Или не того? :mrgreen:
Скорее всего того.......ну дома останется.....ну или чуток попожа.....
По срокам чет не сходится у них. :roll:
Нет, ну ты подумай - какая, блин, неожиданность! :mrgreen:
Слова многоразовый и метановый наводят на мысли о "реализуемости" и "перспективности" проекта.
ЦитироватьХотел найти поподробнее и желательно с картинками, но все одно и то же и здесь на НК вроде не видно обсуждения, или я не нашел. Если кто знает где взять, дайте ссылку.
Советую пользоваться поиском. Очень помогает. :wink:
ЦитироватьЦитироватьХотел найти поподробнее и желательно с картинками, но все одно и то же и здесь на НК вроде не видно обсуждения, или я не нашел. Если кто знает где взять, дайте ссылку.
Советую пользоваться поиском. Очень помогает. :wink:
Salo - Это ж 2006 год... :wink:
А что с тех пор в этом прожекте что-либо изменилось?
19.10.2006 Россия и Франция планируют разработать перспективные космические ракеты-носители большой грузоподъемности (http://vpk.name/news/694_rossiya_i_franciya_planiruyut_razrabotat_perspektivnyie_kosmicheskie_raketyinositeli_bolshoi_gruzopodemnosti.html)
ЦитироватьРоссийские и французские космические фирмы реализуют проект "Урал" по созданию космических средств выведения большой грузоподъемности, сообщил во вторник генеральный директор ЦНИИМАШ Николай Анфимов.
"Программа "Урал" утверждена руководством Роскосмоса и CNES (Национальный центр космических исследований Франции - "ИФ") в 2005 году. Она предусматривает создание следующего поколения средств выведения", - заявил Н.Анфимов на открывшемся во вторник в Роскосмосе коллоквиуме, посвященном 40-летию российско-французского космического сотрудничества.
По словам Н.Анфимова, в рамках проекта "Урал" проводится исследовательская работа и отрабатываются ключевые технологии. В частности, одно из направлений работ предусматривает проведение системных исследований по определению концепции и облика перспективных средств выведения, в первую очередь, многоразовых.
Кроме того, по словам гендиректора ЦНИИМАШ, реализация проекта "Урал" предусматривает создание нескольких демонстрационных моделей. Планируется разработать демонстратор многоразовых ступеней носителя и осуществить его испытания. В рамках проекта планируется также создать демонстратор многоразового орбитального корабля для подтверждения характеристик тепловой защиты. Еще один демонстратор будет наземным. Он представляет из себя криогенный агрегатный отсек.
В свою очередь представитель ГКНПЦ имени Хруничева Анатолий Кузин сообщил, что его фирма работает над определением как облика перспективного транспортного космического средства, так и над отработкой конкретных технических задач.
По его словам, на первом этапе работ планируется создать демонстратор многоразовой системы, работающий на углеводородном горючем вместе с жидким водородом, грузоподъемностью до 35 тонн. Для сравнения, масса полезной нагрузки ракет-носителей "Союз"сегодня составляет около 7 тонн.
Представитель центра имени Келдыша Сергей Мосолов сообщил участникам коллоквиума, что в рамках проекта "Урал" создается многоразовый двигатель, использующий в качестве топлива жидкий кислород и жидкий метан. Тяга двигателя будет 200-400 тонн.
19.10.2006
ЦитироватьА что с тех пор в этом прожекте что-либо изменилось?
....
Умер?????????? :roll:
18.10.2006 Ракета-носитель "Урал" будет многоразовой, заявляют специалисты
http://www.nkau.gov.ua/gateway/news.nsf/NewsTodayR/5B8D427AEAC346F0C225720B001F3AFC!open
20.10.2006 Перспективы тяжелой российско-французской РН "Урал" (http://www.iraq-war.ru/article/106212)
Центр Келдыша: Перспективные ЖРД России (http://engine.aviaport.ru/issues/08/page02.html)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/6714.gif)
16:51 09/01/2007 Россия и Европа строят новые ракеты-носители (http://www.rian.ru/analytics/20070109/58735008.html)
ЦитироватьЦитироватьА что с тех пор в этом прожекте что-либо изменилось?
....
Умер?????????? :roll:
Совместный проект умер однозначно.
Какие-то проработки по МРКС в России ведутся.
По-крайней мере ЦИХ что-то такое в своей презентации рисовал.
Сверхтяжелые РН разработки ГКНПЦ им. Хруничева. (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=8382&start=0&postdays=0&postorder=asc&highlight=)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080613/f4/f41db6c6a439ae6c8b.jpg)
(http://keep4u.ru/imgs/b/080613/e8/e8c795fa4a523e9478.jpg)
дык недавно еще всем форумом Байкал хоронили
Как оказалось - рано хоронили...
Злыя языки (тм) клевещуть, что хруники продолжают мусолить тему и рождать новых чудовищ. Тема МРКС прописана в ФКП для Восточного.
Цитироватьдык недавно еще всем форумом Байкал хоронили
Ну положим раза в три побольше Байкала будет. Может и массовое совершенство улучшится. Кроме того явно рассматриваются варианты с разными видами топлива. Сужу по тому, что двигателя три, а размеры разные..
Ну по таким рисункам вы много на-судите...
А Байкалы рисуют в двух вариантах - под керосин и метан.
Скажем так: с определённой уверенностью. :roll:
Я уступил явному интеллектуальному насилию - но я не был интеллектуально побеждён!
Ибо в филосовском плане гадкие слова обычно вызываются ......
Молчу, молчу..... :?
"Выпил - на форум не пиши" (с) ст. о/у Гоблин
В любом правиле есть свои исключения 8)
ЦитироватьВ любом правиле есть свои исключения 8)
Ну чё, пойдем мыться или покраснеем и удалим гадость?
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой:
"Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки и башмаки.
Я - Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут -
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!"
Цитировано по Корнею Чуковскому
http://www.stihi-rus.ru/1/chukovskiy/14.htm
:D :D :D :D :D :D :D :D :D
С НАСТУПАЮЩЕМ НОВЫМ ГОДОМ УРРРРРААААА!!!!!!! :o :o
ЦитироватьВдруг из маминой из спальни,
А где копирайт? :twisted:
ЦитироватьЦитироватьВдруг из маминой из спальни,
А где копирайт? :twisted:
Четыре обострения в год, и пятое - Новогоднее. :D :D :D
Бинго!!!! :lol: :lol: :lol: :lol: :lol:
ЦитироватьВдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает ...
Такая вот пошлятина. :roll:
Это -НЕ пошлятина.
ЭТО - КЛАССИКА
Скажу правду, как на духу!
В Инете НК для мня КАК МАТЬ РОДНАЯ!
И попрошу НЕ И-Р-О-Н-И-З-И-Р-О-В-А-Т-Ь
А собственно чем плох Байкал как концепция? Единственно, я бы делал на нем ПГО, совмещенное с пилонами двигателей и совмещенное с топливными баками для двигателей, а верхнюю часть оставил просто полусферической. И ТРД задействовал в форсажном режиме на старте, чтобы подрастить стартовую тягу. Но это так, лирика. Чем вообще идея flyback первой ступени плоха?
Тем же чем плох Спейс Шатл по сравнению с Союзом или Протоном.
Но этим же для некоторых он весьма хорош (в смысле пропила дров)
Так же вычисления показывают что именно для первых ступеней ( а особенно ускорителей) важен не столько высокий удельный импульс, а важна низкая удельная стоимость.
надо считать - и вполне может оказаться что для ускорителей ангары вполне бали бы оптимальны ускорители на пероксиде и керосине, простые, дешёвые, выдерживающие удары о воду в 10-20 мс ( даже с малым парашютом
Технократ, не увиливайте. Вот есть сугубо многоразовые ЖРД, что-то типа НК-33. Их ресурс - не менее 5 полетов. Ресурс конструкции ступени - ДЕСЯТКИ полетов. Т.е. стоимость эксплуатации первой ступени падает в несколько раз - в 5, если приблизительно. Ясно дело, цена пуска в 5 раз не падает, но по крайней мере она падает раза в два, при том, что денег у производителя остается больше - обслуживание требует меньших затрат именно материальных ресурсов, чем изготовление заново.
Предполётное
Межполётное
аттестации
Случайности
Понижение общего уровня качества сборки в России ( как и в Мире)
В результате ресурс двигуна должен быть 200 полётов, и всё равно....
А в это время В США стоимость 1 кг бака снижается до 200 долларов ( и есть перспективы дальнейшего снижения до 20) за кг. - то есть - бак на 100 тон топлива менее 2 миллиона баксов.
Нафига тогда спасать баки.
Ну это так нельзя считать. Если двигатель нормальной конструкции (не как РД-191), то посадка - прожиг на стенде - и можно опять пускать. Проблемы-то начинаются в третьей части кривой отказов, а до того двигатель ничем от нового не отличается. Даже боле того - о нем известно, что он нормально работает ;-)
ЦитироватьНу это так нельзя считать. Если двигатель нормальной конструкции (не как РД-191), то посадка - прожиг на стенде - и можно опять пускать. Проблемы-то начинаются в третьей части кривой отказов, а до того двигатель ничем от нового не отличается. Даже боле того - о нем известно, что он нормально работает ;-)
Самое ржачно в этом деле, что хруники всерьез рисуют ресурс двиглов на Байкале... внимание!... 25 полетов! :D
ну так спасайте двигун в капсуле - нафига всю ступень?
самая ненадёжная и затратная часть - корпус ступени - именно он главный виновник возможных отказов.
хотя структура ступени всё таки зависит и от типа двигуна.
Шатл сздавался с надеждой именно на дешёвое предполётное обслуживание - ан оказалось нет!
А это техничные и дисциплинированные амеры!
Сомневаюсь что хруники с их зарплатами дотянут хотя бы до уровня 50% от американского!
ЦитироватьШатл сздавался с надеждой именно на дешёвое предполётное обслудивание - ан оказалось нет!
:lol: :lol: :lol: :lol: :lol:
ЦитироватьНовости Роскосмоса
В Париже глава Роскосмоса и президент КНЕС подписали протокол, утверждающий план совместных работ на 2010 год в рамках программы российско-французского сотрудничества по перспективным ракетам-носителям (программа «Урал»)
:: 02.03.2010
Вчера руководитель Федерального космического агентства А.Н.Перминов в Париже встретился с президентом Национального центра космических исследований Франции (КНЕС) Янником д'Эската. Рассмотрены актуальные вопросы двустороннего российско-французского сотрудничества в области создания и использования средств выведения, пилотируемых программ, космических наук.
Основное внимание уделялось проекту создания Системы запуска «Союз» в Гвианском космическом центре (Куру, Французская Гвиана). Участники переговоров с удовлетворением констатировали, что подготовительная стадия этого проекта практически завершена. Наземное оборудование смонтировано на 90%. Заканчивается активная фаза автономных испытаний. Российская сторона подтвердила техническую реализуемость работ, позволяющих осуществить первый запуск РН «Союз-СТ» из ГКЦ во второй половине 2010 года, а также свою готовность выполнить в срок работы по монтажу мобильной башни обслуживания.
В ходе встречи глава Роскосмоса Анатолий Перминов и президент КНЕС Янник д'Эската подписали протокол, утверждающий план совместных работ на 2010 год в рамках программы российско-французского сотрудничества по перспективным ракетам-носителям (программа «Урал»). В течение года специалистам двух стран предстоит совместно разработать аванпроект на демонстратор возвращаемой первой ступени ракеты-носителя сверхлегкого класса.
Пресс-служба Роскосмоса
[/size]
Фалькон еще ни разу не вернулся, а уже не дает покоя конкурентам.
А вообще-то тренироваться на сверхлегких - идея здравая. Так и надо. Иначе будет как с Кистлером - 800 миллионов псу под хвост, полусобранный каркас без систем валяется на складе в Микхауде.
Ну дык... Демонстратор - он демонстратор и есть. Чистое научно-техническое развлечение, вещь для практического применения не предназначенная.
Тут хотя бы люди отдают себе отчет что он затратный по определению, и не строят иллюзий "довести до окупаемости". Поэтому будут стараться в бюджет укладываться, иначе лавочку прикроют не задумываясь и без угрызений совести.
С таким подходом действительно можно соптимизировать затраты - по крайней мере при толковом менеджменте. А если результат выйдет достойный - можно будет и "коммерциализировать". :roll:
Возможно, главная беда Шаттла - именно в желании "прыгнуть в дамки" с первой же попытки.
http://infox.ru/science/universe/2010/06/19/Franciya_zaplatit_Ro.phtml
ЦитироватьСтороны тогда же подписали протокол, утверждающий план совместных работ на 2010 год в рамках программы российско-французского сотрудничества по перспективным ракетам-носителям (программа «Урал»).
http://www.vesti.ru/doc.html?id=371749
ЦитироватьЧерез десятилетие на смену нынешнему "Союзу" и французскому "Ариану" должна придти тяжелая ракета-носитель многоразового использования "Урал". Москва и Париж разрабатывают её вместе. Первый старт - в 2020 году.
ЦитироватьЧерез десятилетие на смену нынешнему "Союзу" и французскому "Ариану" должна придти тяжелая ракета-носитель многоразового использования "Урал". Москва и Париж разрабатывают её вместе. Первый старт - в 2020 году.
А как она выглядит то (РН Урал)?
ЦитироватьА как она выглядит то (РН Урал)?
http://www.techno-science.net/forum/viewtopic.php?t=4818
ЦитироватьА как она выглядит то (РН Урал)?
Очевидно, что будет 1.5-2 ступени, скорей всего будет пакетная схема, и скорей всего 1-я ступень (вероятно, "боковушки" или "бустеры") будут спасаемыми путем крылатой посадки.
Вобщем представьте Ариан-5, только бустеры с крыльями как у Шаттла.
Больше 2 ступеней сейчас нет смысла делать (3 ступени СЕЙЧАС получается дороже, и не дает существенного улучшения характеристик), и спасать 2-ю ступень ОЧЕНЬ сложно.
Тандем плох тем что для него нужно делать 1-ю ступень, которая будет ТОЛЬКО в этой ракете и больше нигде (низкая серийность), а пакет можно делать унифицированным с меньшими ракетами.
ЦитироватьТандем плох тем что для него нужно делать 1-ю ступень, которая будет ТОЛЬКО в этой ракете и больше нигде (низкая серийность), а пакет можно делать унифицированным с меньшими ракетами.
По-моему Ангара и Фалькон убедительно доказали, что такого уровня совместимость - бредовая затея. Во-первых, сосиски получаются ни к селу ни к городу: их нужно делать большего размера, но тогда на меньших ракетах они неприменимы. Во-вторых, маленькие ракеты сейчас мало кому нужны, ну и где смысл на них закладываться? Наверное на РН разных классов следует использовать общие двигатели, конструктивные решения, технологии производства (может быть даже станки), универсальное ПО, и получится практически такая же экономия как и с пакетом сосисок, может быть даже лучше.
ЦитироватьОчевидно, что будет 1.5-2 ступени, скорей всего будет пакетная схема, и скорей всего 1-я ступень (вероятно, "боковушки" или "бустеры") будут спасаемыми путем крылатой посадки.
Вобщем представьте Ариан-5, только бустеры с крыльями как у Шаттла.
Ариан + Байкалы ;-) Кстати, посчитать можно выгодность.
(http://s60.radikal.ru/i167/1006/cd/b95f1b612bbe.gif)
ЦитироватьБольше 2 ступеней сейчас нет смысла делать (3 ступени СЕЙЧАС получается дороже, и не дает существенного улучшения характеристик), и спасать 2-ю ступень ОЧЕНЬ сложно.
Если ступени 3 - то вторую спасать легче, а третья пусть "всё выше" (Сатурн 5)
Может 2 и стоит спасать а бустеры пусть простые одноразовые.
Американцы много выгадали спасая от Шаттла? Арианцы не стали заморачиваться, а у американцев от этого трудно было отказаться - надо было сохранять заявленую в проекте многоразовость.
И кстати - бустеры позволяют в диапазоне 2раза играть ПН, как на Ариан 4. Если их усложнять и укрупнять - так не выйдет.
А на 2 поэтому можно или метан или трехкомпонент двухрежимный керосин/водород.
Для начала хотя бы тягу посчитайте. ;)
На двух Байкалах оно от земли не оторвётся.
Цитировать...
(http://s60.radikal.ru/i167/1006/cd/b95f1b612bbe.gif)
...
Я картинку уже выкладывал в теме "МРКС".
ЦитироватьАриан + Байкалы ;-) Кстати, посчитать можно выгодность.
Где Вы видите Байкал? :wink:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/252/21.shtml
ЦитироватьНаконец, исследованный в ЦНИИмаш (Королев) вариант «Баргузин» (Bargouzin): на РН Ariane 5 два твердотопливных ускорителя заменены ускорителями многократного использования типа «Байкал» разработки Центра Хруничева, но более крупными. Ускоритель длиной 32.75 м и высотой 10.58 м имеет размах крыла (при посадке) 19.88 м. Двигательная установка включает два жидкостных РД-191M и турбореактивый Д-436-Т1. Масса при взлете – 253 т. «Баргузин» способен доставить на ГПО 13 т.
ЦитироватьМасса при взлете – 253 т. «Баргузин» способен доставить на ГПО 13 т.
А может урезать осетра немного :?:
13т на ГПО должна была выводить Ariane-5 с ускорителями Баргузин. Что не так. :wink:
ЗЫ: статью не я писал!
http://www.safran.ru/rubrique.php3?id_rubrique=107
ЦитироватьЖидкостные ракетные двигатели
Программа Волга
(http://www.safran.ru/IMG/arton526.jpg)
Volga – совместная французско-российская программа по разработке многократно используемых ракетных двигателей высокой тяги нового поколения. Программа была запущена в 2001 году компанией Snecma совместно с французским Космическим агентством CNES и его российским партнером Роскосмос. Программа реализуется компанией Snecma (совместно с несколькими европейскими партнерами), российскими компаниями НПО Энергомаш, КБ Химической Автоматики (КБХА) и Исследовательским центром им. Келдыша. К 2020 году программа планирует разработать ключевые технологии, позволяющие создать ракетные двигатели многоразового использования. На первом этапе основной акцент был сделан на увеличении жизненного цикла двигателей, их надежности и безопасности, равно как и на предварительной разработке технологий горения жидких компонентов кислорода/метана. С 2005 года программа Волга стала частью программы Урал - долгосрочного соглашения о партнерстве между Россией и Францией.
Программа Урал
Компания Snecma играет активную роль в программе Урал по разработке ракет-носителей нового поколения. Программа Урал, начатая в 2005 году с создания совместной рабочей группы CNES–Роскосмос, нацелена на установление долгосрочных российско-французских партнерских отношений, в частности касающихся ЖРД. Эксперименты проводятся на новом ракетном двигателе с использованием смеси жидкого кислорода и сжиженного природного газа (метана). Snecma отвечает за компьютерное моделирование этих экспериментов и за анализ результатов. Ее партнер, российская компания КБХМ, специалист по ракетным двигателям для верхних ступеней носителя, изготовила экспериментальный двигатель и проводит его испытания.
(http://www.safran.ru/IMG/jpg/liq1a.jpg)
http://www.flightglobal.com/blogs/hyperbola/2010/03/reusable-first-stage-focus-of.html
ЦитироватьReusable first stage focus of Franco-Russian study
ByRob Coppinger
on March 5, 2010 4:26 PM
France and Russia are to co-operate on a ultra-light reusable first stage demonstrator under the two countries joint Oural programme
The reusable first stage demonstrator was mentioned in this Russian Federal Space Agency (aka Roscosmos) news item on its website
Russian company Khrunichev has developed a flyback booster called Baikal so one wonders if this is what the French are interested in
Roscosmos has declined to comment further and Hyperbola is waiting for more information from the French space agency CNES
ЦитироватьЕсли ступени 3 - то вторую спасать легче, а третья пусть "всё выше" (Сатурн 5)
Согласен, это интересная мысль.
Мне кажется, есть смысл сделать 1.5-2 ступени для запусков на НЗО, причем с довыведением - тогда 2-ю ступень можно и попробовать спасать, а для ГПО 3 ступени, понятное дело 3-ю ступень не спасать.
Но все-же вопрос о смысле спасения 2-й ступени непрост, тк это намного дороже чем 1-й.
"Salo" писало
ЦитироватьГде Вы видите Байкал?
Цитироватьтипа «Байкал» :D
Типа Фау-1. :wink:
(http://s60.radikal.ru/i168/1006/95/990e44c5ae40.jpg)
и
(http://s11.radikal.ru/i183/1006/b4/cb4b5180369d.jpg)
оказывается Баргузин имеет по крайней мере два исполнения :?:
Баргузин это типа АнгароБайкал?
ЦитироватьБаргузин это типа АнгароБайкал?
100 пудов :wink:
Судя по рисунку это гораздо ближе к проработкам Энергии начала 90. Байкал это прямое поворотное крыло.
Байкал это пока "веселые картинки", а с треугольным крылом уже много чего летало.
Цитировать[img http://s60.radikal.ru/i168/1006/95/990e44c5ae40.jpg /img]
и
[img http://s11.radikal.ru/i183/1006/b4/cb4b5180369d.jpg /img]
оказывается Баргузин имеет по крайней мере два исполнения :?:
Помойму на этих рисунках одно исполнение, но на разных этапах проработки.
А то, что выше с байкалоподобными боковушками может быть вообще или самым предварительным этапом, или любительски-журналистской версией, вызванной недостатком информации.
http://www.rian.ru/science/20101015/285956363.html
ЦитироватьКроме того, Россия и Франция развивают совместную программу под названием "Урал", в рамках которой обе стороны планируют в течение долгого времени совместно разрабатывать ракеты-носители, сохраняя при этом возможности самостоятельных запусков.
"Ожидается, что сотрудничество с Россией позволит подготовить общую концепцию ключевых космических технологий: двигателей, систем управления и стартовых комплексов на основе сближения технической культуры российских и европейских производителей", - говорится в материалах.
Конечная цель программы "Урал" - реализация к 2020 году экономически эффективной устойчивой к отказам и экологически безопасной системы запусков, а также обслуживания космических аппаратов и орбитальных станций.
Цитироватьhttp://www.rian.ru/science/20101015/285956363.htmlЦитироватьКроме того, Россия и Франция развивают совместную программу под названием "Урал", в рамках которой обе стороны планируют в течение долгого времени совместно разрабатывать ракеты-носители
И это блестяще удается! Дольше разрабатывается только Ангара :lol:
Одно то, что по этой программе КБХМ ковыряется с метановым С5.86 уже много значит. :wink:
ЦитироватьОдно то, что по этой программе КБХМ ковыряется с метановым С5.86 уже много значит. :wink:
Видимо, под программу "ЛИРА" решили подсуетиться.
Под LYRA (http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=11143&start=0&postdays=0&postorder=asc&highlight=lyra) работают в КБХА с FIAT AVIO. А КБХМ работает со Snecma по программе Урал:
http://www.safran.ru/rubrique.php3?id_rubrique=107
ЦитироватьПрограмма Урал
Компания Snecma играет активную роль в программе Урал по разработке ракет-носителей нового поколения. Программа Урал, начатая в 2005 году с создания совместной рабочей группы CNES–Роскосмос, нацелена на установление долгосрочных российско-французских партнерских отношений, в частности касающихся ЖРД. Эксперименты проводятся на новом ракетном двигателе с использованием смеси жидкого кислорода и сжиженного природного газа (метана). Snecma отвечает за компьютерное моделирование этих экспериментов и за анализ результатов. Ее партнер, российская компания КБХМ, специалист по ракетным двигателям для верхних ступеней носителя, изготовила экспериментальный двигатель и проводит его испытания.
(http://www.safran.ru/IMG/jpg/liq1a.jpg)
ЦитироватьЦитироватьОдно то, что по этой программе КБХМ ковыряется с метановым С5.86 уже много значит. :wink:
Видимо, под программу "ЛИРА" решили подсуетиться.
С какого такого перепуга?
По Лире давным-давно уже контракт с КБХА есть.
Запамятовал... :oops:
Прошу прощения и спасибо за поправку.
ЦитироватьМОСКВА, 18 ноября. /Корр. ИТАР-ТАСС Анастасия Савиных/. Россия и Франция начали работу над созданием нового космического носителя. Об этом премьер-министр РФ Владимир Путин сообщил на пресс-конференции по итогам 16-го заседания российско-французской межправительственной комиссии.
"Следующим шагом станет создание принципиально нового, перспективного космического носителя, - сказал премьер. - Российские и французские ученые и инженеры в рамках проекта "Урал" уже ведут разработки в этом направлении.
Путин отметил большие успехи в совместных российско-французских космических программах. "В октябре на космодроме Куру во Французской Гвиане прошел первый запуск ракеты-носителя "Союз", - напомнил он. - Она вывела на орбиту два спутника связи для европейской навигационной системы "Галилео".
http://www.itar-tass.com/c19/275669.html
Цитировать18 ноября 2011, 18:53 | Политика | Анастасия Новикова, Иван Чеберко http://www.izvestia.ru/news/507230
Россия продала Франции рекордную партию ракет
«Известия» выяснили подробности контрактов, заключенных по итогам переговоров Владимира Путина и Франсуа Фийона[/size]
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/64912.jpg)
Премьер-министр Франции Франсуа Фийон (слева) и премьер-министр РФ Владимир Путин (справа). Фото: Александр Голенищев/ИЗВЕСТИЯ
18 ноября Владимир Путин провел заседание российско-французской межправительственной комиссии. Одной из тем переговоров стало взаимодействие в космической отрасли. Путин напомнил об удачном выводе на орбиту на российской ракете-носителе двух навигационных спутников системы Galileo.
— Мы обеспечили работой как российских, так и французских участников на пять лет вперед, — заявил Путин. — Это рабочие места, налоги и просто развитие высоких технологий и космоса. Также мы занимаемся созданием принципиально нового космического носителя. Российские и французские ученые, инженеры и рабочие в рамках проекта «Урал» ведут разработки в этом направлении.
Глава Роскосмоса Владимир Поповкин рассказал «Известиям», что сотрудничество во время пуска на французском космодроме Куру оказалось настолько успешным, что французы заключили с Россией контракт на строительство 21 ракеты-носителя «Союз». Сделка обеспечит производителей ракет и комплектующих на ближайшие пять лет. Ракеты будут предназначены для пусков с Куру. Разглашать стоимость сделки Поповкин отказался, однако ее параметры прикинуть несложно. В рамках Федеральной космической программы одна ракета-носитель «Союз 2.1б» (для Куру у России приобретаются практически такие же ракеты) стоит 1,090 млрд рублей в ценах 2012 года. Разгонный блок «Фрегат» к ней стоит 353,2 млн рублей.
Если допустить, что европейцам эти агрегаты производители продают чуть дороже, чем Российскому космическому агентству (а это наверняка так и есть), то получается, что за один пусковой комплект Россия получит минимум 1,5 млрд рублей. Ориентировочная стоимость всего контракта — 32 млрд рублей. Даже в таких рамках это самый крупный контракт на экспортную поставку российской космической техники за всю ее историю.
Параллельно в рамках проекта «Урал» российские и французские специалисты займутся разработкой ракеты-носителя нового поколения, которая должна прийти на смену «Союзу», рассказал «Известиям» Поповкин. Подробностей проекта «Урал» Поповкин сообщать не стал.
Стороны также договорились о совместном строительстве на заводе в Железногорске спутников нового типа. ОАО «Информационные спутниковые системы им. Решетнева» подписало с французской компанией «Талес Аления Спэйс Франс» меморандум о взаимопонимании. Поповкин пояснил, что речь идет о создании совместного предприятия, которое на базе Железногорского завода начнет разработку и строительство новых спутников.
— Спутники будут различного назначения и будут предназначены для российских нужд, они также будут поставляться на экспорт, — рассказал Поповкин «Известиям». — Доли в СП распределятся 50 на 50, мы будем использовать новые российские и французские технологии на базе уже действующего завода в Железногорске.
ЦитироватьСамое ржачно в этом деле, что хруники всерьез рисуют ресурс двиглов на Байкале... внимание!... 25 полетов! :D
Если на бустере и ЦБ использовать один и тот же движок и переставлять б/у с бустера на ЦБ - то потребный ресурс не более 5 полётов.
ЦитироватьАльтернативный скан журнала:
Авиакосмическая техника и технология 2010 № 01
(http://s40.radikal.ru/i088/1104/bd/de2ff14d4075.jpg)
скачать pdf 7.81MB (http://letitbit.net/download/82699.89f072fb1e75f9b4fcfea31a9633/Aviakosmicheskaya_tehnika_i_tehnologiya_2010___01.rar.html)
В djvu: http://files.mail.ru/6EE4NN (1,3МБ)
ЦитироватьКислородно-метановые ЖРД[/size]
И прекрасное от РБК.
http://top.rbc.ru/economics/19/11/2011/625836.shtml
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/21237.jpg)
ракета носитель "На ура-Л"