Приобрел недавно энциклопедию пилотируемой космонавтики, и в процессе чтения в глаза бросилось следующее, советская пилотируемая космонавтика опиралась на автоматы (системы сближения, управления кораблем), достаточно редко и нерегулярно используя пилотаж вручную как аварийное средство. Американская же - полагалась на управление пилотом, используя автоматы как вспомогательное оборудование.
Давайте допустим, что в процессе проектирования корабля "союз" было бы принято решение отказаться от всех автоматов, и сделать корабль только под ручной пилотаж. Дало бы это выигрыш в стоимости корабля, технологичности производства и времени изготовления, и в том числе в массе полезной нагрузки ? Также интересен вопрос о надежности. Повысилась бы она или понизилась при применении только ручного управления кораблем (естественно резервируемого).
ЗЫ1: в той же энциклопедии написано, что пилот шатла может им управлять даже на участке старта, т.е. рулить SSME и SRB.
ЗЫ2: допустим, в "союзе" можно было бы сделать по схеме 2-х черных ящиков. первый ящик - исполнительный механизм (маршевый двигатель, рулевые сопла и т.д.) затем интерфейс - а второй ящик по выбору - или блок ручного управления, выдающий стандартные управляющие сигналы на исполнительное оборудование, или блок автоматического управления, занимающийся тем же самым. но установка - или/или (а не и/и).
3Ы3: то что история не любит сослагательного наклонения, я знаю.
ЦитироватьПриобрел недавно энциклопедию пилотируемой космонавтики, и в процессе чтения в глаза бросилось следующее, советская пилотируемая космонавтика опиралась на автоматы (системы сближения, управления кораблем), достаточно редко и нерегулярно используя пилотаж вручную как аварийное средство. Американская же - полагалась на управление пилотом, используя автоматы как вспомогательное оборудование.
Это правильно. Именно так все и было.
ЦитироватьДавайте допустим, что в процессе проектирования корабля "союз" было бы принято решение отказаться от всех автоматов, и сделать корабль только под ручной пилотаж. Дало бы это выигрыш в стоимости корабля, технологичности производства и времени изготовления, и в том числе в массе полезной нагрузки ? Также интересен вопрос о надежности. Повысилась бы она или понизилась при применении только ручного управления кораблем (естественно резервируемого).
От всех автоматов? Это утопия. А насчет выигрыша в стоимости и пр. все зависит от того на каком этапе был бы сделан отказ от
некоторых систем. В любом случае это был бы уже не Союз.
На конец 1964 года работы по кораблю Союз находились на стадии завершения определения концепции. Решение реализовать его в варианте орбитального корабля было принято в начале 1965 года. Тогда же только были окончательно сформированы ТТТ и начались практические работы. Первый запуск опытного образца состоялся в ноябре 1966 года то есть всего чуть более чем через полтора года после фактического начала работ. Это и так рекордный срок, вряд ли его можно было ещё сократить.
Первая стыковка очевидно планировалась вручную. По крайней мере стыковку Союзов-2/3 планировали вручную на чём и погорели. Я например даже не знаю была ли на момент полёта Комарова готова система автоматической стыковки.
Первая автоматическая стыковка состоялась в ноябре 1967 года - через год после полёта первого корабля. Так что можно предположить что разработка системы автоматической стыковки не была тормозящим фактором при создании корабля. А создание автоматической системы управления кораблём в целом было неизбежно так как первые полёты кораблей производились в беспилотном варианте.
Опять-таки, не забываем про "Прогресс". Не было б "Иглы", не было б и его.
ЦитироватьЯ например даже не знаю была ли на момент полёта Комарова готова система автоматической стыковки.
Была, читайте Чертока, у него написано. Все первые "Союзы" собирались пускать парами, и всегда этому что-то препятствовало.
ЦитироватьОпять-таки, не забываем про "Прогресс". Не было б "Иглы", не было б и его.
Но это всё потом. К первым полётам это было не надо.
Даже если и первые Союзы уже были с Иглой то всё равно полтора года на создание корабля это мало. Вряд ли можно было ещё быстрее.
Это факт. Особенно учитывая, что их и сейчас делают полтора года :D