Добрый день!
Давно читаю форум, а теперь стал и "писателем".
Вот такой возник вопрос:
При обсуждении гипотетической марсианской экспедиции обычно обходится стороной вопрос о потребном для этого носителе. Если подходить к вопросу трезво и не строить воздушных замков, то максимум, на что сейчас может рассчитывать Россия - это "Энергия". В связи с этим пара вопросов знающим людям (думаю, всем будет интересно узнать на них ответы)
1. В каком состоянии сейчас находится "Энергия"? Есть ли хоть одна ракета "в железе", или все позабыто-позаброшено?
2. Проводились ли серьезные НИОКР по перспективным носителям на базе "Энергии" ("Вулкан", например). Доходило ли дело до чего-то конкретного, кроме эскизных проектов?
3. Есть ли шансы сейчас, скажем, за 2-3 года поставить "Энергию" на стартовый стол? (кстати, он, кажется, в ужасном состоянии)
Заранее спасибо.
ЦитироватьДобрый день!
1. В каком состоянии сейчас находится "Энергия"? Есть ли хоть одна ракета "в железе", или все позабыто-позаброшено?
2. Проводились ли серьезные НИОКР по перспективным носителям на базе "Энергии" ("Вулкан", например). Доходило ли дело до чего-то конкретного, кроме эскизных проектов?
3. Есть ли шансы сейчас, скажем, за 2-3 года поставить "Энергию" на стартовый стол? (кстати, он, кажется, в ужасном состоянии)
Заранее спасибо.
1) ни одной ракеты не осталось. Стапели начали в прошлом году пилить
2) ес-но проводились. Макет Энергии-М ("маленькая Энергия") жив на Байконуре дос их пор, вроде бы.
2)Ставить нечего. на 110й ещё и некуда- там всё износилось.
Можно в принципе 250ю зайдествовать- старт-стенд.
Были например предложения пускать оттуда Зенит.
А если, допустим, возникает такая ситуация: принимается постановление партии и правительства о возобновлении работ по носителю. Какие, по-Вашему, сроки пройдут от такого постановления до первого старта? Или проще забыть "Энергию" вообще?
ЦитироватьА если, допустим, возникает такая ситуация: принимается постановление партии и правительства о возобновлении работ по носителю. Какие, по-Вашему, сроки пройдут от такого постановления до первого старта? Или проще забыть "Энергию" вообще?
тааак- год- на то чтобы разогнать балласт с Прогресса. 6 лет на подготовку новых кадров. за эти 6 лет- подготовка производства параллельно с восстановлением документации. Плюс ещё лет пять на согласование. Итого 12 лет. И даже в этом случае ракета может быть слишком рано- нужена ведь ещё ПН.
Скорее всего дешевле и быстрее сделать совершенно новую ракету.
Увы, это всё нереально- существующая структура способна поглощать деньги а эффективно работать- почти нет[color]
Боюсь и ангару не сделают.
Ну на Байке 110 площадку можно восстановить в сжатые сроки. Тем более, что структура площадки не тронута. А вот со стартом придется немного повозиться, ну по крайней мере не с нуля начинать. С другой сторон тут экономический вопрос встает, а не дешевле что-нибудь другое попробовать. Я слышал что Энергия дорого нам обошлась.
Для сравнения. Беседка сделанная из днища ракеты Н-1 самая дорогая беседка в мире. А свинарник сделанный из кусков Н-1 был бы дешеле если бы его сделали из золота.
Если уж восстанавливать - то не Энергию как таковую, а тяжелый Зенит - трехступенчатый носитель похожий на Ангару - УКВМ, только в 4 раза крупнее. Максимальная ПН на низкой орбите - в варианте с 6 боковушками - порядка 150 тонн. Минимальная - с 1 'длинным' Зенитом с водородной третьей ступенью - тонн так 18-20. Шаг изменения ПН - примерно 25 тонн, то есть 20 (1-блочник) - 50 (3хблочник) - 80 (5 блочник) - 120 (7-блочник). Для увеличения диапазона ПНирования можно сделать бустеры на основе РД-191 и РД-180. Тогда начиная от 20 тонн ПН можно до 50 менять с шагом тонн в 5 примерно. ОЧЕНЬ большой плюс тако ракеты что все блоки допускают транспортировку по ЖД.
ЦитироватьБеседка сделанная из днища ракеты Н-1 самая дорогая беседка в мире. А свинарник сделанный из кусков Н-1 был бы дешеле если бы его сделали из золота.
Не беседка, а навес над танцплощадкой. Не из днища, а из баков.
ЦитироватьЕсли уж восстанавливать - то не Энергию как таковую, а тяжелый Зенит - трехступенчатый носитель похожий на Ангару - УКВМ, только в 4 раза крупнее. Максимальная ПН на низкой орбите - в варианте с 6 боковушками - порядка 150 тонн. Минимальная - с 1 'длинным' Зенитом с водородной третьей ступенью - тонн так 18-20. Шаг изменения ПН - примерно 25 тонн, то есть 20 (1-блочник) - 50 (3хблочник) - 80 (5 блочник) - 120 (7-блочник). Для увеличения диапазона ПНирования можно сделать бустеры на основе РД-191 и РД-180. Тогда начиная от 20 тонн ПН можно до 50 менять с шагом тонн в 5 примерно. ОЧЕНЬ большой плюс тако ракеты что все блоки допускают транспортировку по ЖД.
Насколь я понял, Ангара есть замена импортному Зениту, так что коррктнее в таких расчетах оперировать именной УРМами от Ангары. Вот только 2-я ступень должна быть фактически "энергиевской" - и по размерам, и по "водородности". А сколько там УРМов навесить - вопрос техники. На той же Энергии почти-их-же было 4.
Не. первая ступень Зенита - и есть УРМ размернности Зенита. Была в свое время трехблочная ракета на нем. А где три - там и семь ;-)
Опять... помечтаем и пройдёт. :wink:
Ничего обсуждаемого по сабжу уже не будет. Особенно если руководствоваться правильным (IMHO) подходом, когда РН создаётся под соответствующую ПН.
ЦитироватьНе беседка, а навес над танцплощадкой. Не из днища, а из баков.
И навес в том числе. Там много чего сделано.
ЦитироватьДля сравнения. Беседка сделанная из днища ракеты Н-1 самая дорогая беседка в мире. А свинарник сделанный из кусков Н-1 был бы дешеле если бы его сделали из золота
Не беседка а танцплощадка, на 112й. Нечто типа навесов из донной защиты там рядом тоже есть.
Вообще место называется "соски" и служило для загорания и купани в душах. Вода ес-но из двух баков от 52го. Сейчас остался один бак.
Навес над танцплощадкой не из днища. Это так снаружи кажется только. Но тоже кус от Н-1. Там ещё детали ферм использованы.
Бак, точнее обрезки валялся тоже но его попилили на люминь судя по всему.
Навес сделан из , назовем это, теплозащитным обтекателем керосинового бака первой ступени Н-1. А поставлена конструкция на секции рамы, которая была между второй и третьей ступенями.
О цене такого строения говорить не приходится. Это имело бы смысл, если бы такую штуку изначально под крышу проектировали. А так могу только спасибо сказать тем, кто применил остатки ракеты не по назначению. Таким образом все это сохранилось, и можно посмотреть, как все это выглядело. Больше ничего, кроме нескольких фирменных рисунков, учебного фильма по стартовому комплексу, нескольких фотографий и макета 1:10 для виброиспытаний не осталось. Чертежи уничтожили.
ЦитироватьЧертежи уничтожили.
????[/size] :shock: :shock: :twisted: :twisted:
А какой был смысл в уничтожении чертежей?
Излишняя стеснительность и секретность. Официально, после того, как проиграли лунную гонку, было сказано, что в области пилотируемого полета на Луну мы ничего не делали, а пошли другим путем, автоматическим. А что бы утечек не произошло, трижды по всем предприятиям, которые ракету делали, прошел приказ всю документацию уничтожить. Кадры стартов Н-1 потому и сохранились, что съемку проводили разработчики стартового оборудования, которым приказов не послали, т.к. оборудование решено было для Бурана использовать.
Свою лепту внес и Глушко. Очень он осерчал на Н-1, что не с его двигателями машину делали. Будучи главой Энергии он и проследил лично, чтобы все уничтожили полностью. Очень хотелось ему свою лунную ракету сделать и стать отцом освоения межпланетного пространства в союзе, и чтоб предшественников в нашем государстве у него не было.
А теперь Энергии, для составления страниц по Н-1 в своем альбоме, пришлось побираться по всем фирмам-смежникам.
ЦитироватьЕсли уж восстанавливать - то не Энергию как таковую, а тяжелый Зенит - трехступенчатый носитель похожий на Ангару - УКВМ, только в 4 раза крупнее. Максимальная ПН на низкой орбите - в варианте с 6 боковушками - порядка 150 тонн. Минимальная - с 1 'длинным' Зенитом с водородной третьей ступенью - тонн так 18-20. Шаг изменения ПН - примерно 25 тонн, то есть 20 (1-блочник) - 50 (3хблочник) - 80 (5 блочник) - 120 (7-блочник). Для увеличения диапазона ПНирования можно сделать бустеры на основе РД-191 и РД-180. Тогда начиная от 20 тонн ПН можно до 50 менять с шагом тонн в 5 примерно. ОЧЕНЬ большой плюс тако ракеты что все блоки допускают транспортировку по ЖД.
Интересное кино. А есть что-нить поподробнее про многоблочные Зениты?
Трехблочник точно проектировался. Можно посмотреть на buran.ru. 11к37, кажется. Пяти и семи блочники - это экстраполяция ;-).
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЧертежи уничтожили.
????[/size] :shock: :shock: :twisted: :twisted:
А какой был смысл в уничтожении чертежей?
в этом есть доля истины не более. Чертежи на 52е изделие это не пара листочков. Это сотни килограмов бумаги. Насколько известно некоторая часть документации всё-таки цела.
Что касается кинокадров- есть документальный фильм, должна быть хроника- пуски снимали с нескольких точек.
Всё пока закрыто.
Цитироватьв этом есть доля истины не более. Чертежи на 52е изделие это не пара листочков. Это сотни килограмов бумаги. Насколько известно некоторая часть документации всё-таки цела.
Что касается кинокадров- есть документальный фильм, должна быть хроника- пуски снимали с нескольких точек.
Всё пока закрыто.
Сотни тонн бумаги, вы хотите сказать? Есть такое хамбл опинион, что в маломашинном 1968 году суммарный вес документации по этому изделию превышал сухой вес самого изделия, и это было типично для средмаша и авиапрома...
Даже сейчас, полный комплект документации на РД-180 занимает объем садового домика. И составляет, таким образом, не одну тонну.
OnRTb oHocuTe/\Rx kak oHu Buge/\ucb B4epa:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/58214.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/58215.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/58216.gif)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/58217.gif)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/58218.gif)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/58225.jpg)
SHUTTLE-C.
Two Shuttle-C standard version depicted here would have a 25 x 4.6m cargo bay and could deliver compact 71-tonne payloads (mainly propellant tanks).
The other version would have a 7.6-meter diameter payload shroud for launching large-diameter Lunar Excursion Vehicle and aerobrake elements. Its payload capability would only be 61 metric tons, and it would require some modifications to the Shuttle launch & payload processing facilities as well.
The total cost of developing Shuttle-C would be $5.3 billion, including production of an initial batch of five vehicles.
NASA начинает программу разработки сверхтяжелых носителей
12.04.2004 17:14 | lenta.ru
NASA начало разработку новых ракет-носителей. Настойчивое требование президента США снова высадить к 2020 году человека на Луну и, возможно, на Марс, поставило NASA перед необходимостью разработки мощного носителя, способного поднять значительное количество оборудования на орбиту, сообщает Space News. Но отказываться от существующих ракет Atlas-5 и Delta-4 агентство пока не собирается. Эти носители еще будут использоваться для доставки небольших, готовых к сборке модулей. Программа полета на Луну потребует доставки на орбиту свыше 100 тонн оборудования и топлива, а пилотируемый полет на Марс, по оценкам экспертов, - в 3-5 раз больше.
Современные мощные ракеты-носители способны выводит на орбиту от 25 до 27 тонн груза. Поэтому NASA начало шикоромасштабную программу модернизации парка носителей. Так, усовершенствованные модели "Атласа" и "Дельты" смогут нести полезную нагрузку уже в 40-60 тонн, а новейшая разработка на основе системы Space shuttle - до 80-100 тонн.
Еще одна из задач, которую предстоит решать NASA - каким образом вывести на орбиту Jupiter Icy Moons Orbiter, начало полета которого к спутникам Юпитера запланировано на 2015 год. Это будет крупнейший в истории агентства космический корабль, весом более 30 тонн и 15-тонным запасом топлива. Вывести на орбиту такой массивный корабль в настоящее время не под силу ни одному из существующих носителей, по мнению Space News (на самом деле, разработанный в Советском Союзе носитель "Энергия" имел грузоподъемность около ста тонн, прим. Lenta.Ru) Эксперты NASA предполагают два возможных варианта действий: постройка мощнейшей ракеты-носителя либо сбор корабля для юпитерианской экспедиции на околоземной орбите, куда части аппарата будут доставляться в несколько приемов. В любом случае, специалисты NASA планируют все тщательно взвесить и рассчитать.
Один из руководителей NASA, Майкл Гриффин (Michael Griffin), полагает, что наиболее перспективный и экономически целесообразный вариант - это потратить 3-4 миллиарда долларов на создание усовершенствованного носителя на базе технологии Space shuttle, способного нести полезную нагрузку в 100 тонн.
Димитър:
Может пришло уже время поговорить всерьез о тяжелых носителей ???
Хотя скорее всего это будет "Шаттл - С" - не нужны никакие миллиарды на разработку, а до 77 тонн на ЛЕО может вывести.
ЦитироватьДимитър:
Может пришло уже время поговорить всерьез о тяжелых носителей ???
Хотя скорее всего это будет "Шаттл - С" - не нужны никакие миллиарды на разработку, а до 77 тонн на ЛЕО может вывести.
The total cost of developing Shuttle-C would be $5.3 billion, including production of an initial batch of five vehicles.
See post above.
+
Time to talk is gone...