Безопасность при спуске: Shuttle vs крылатый Клипер
Я предлагаю обсудить одну узкую тему:
Безопасность при спуске: Shuttle vs крылатый Клипер
Спуск с орбиты – один из наиболее опасных этапов полета пилотируемого КК. Колумбия погибла при спуске из-за повреждения теплозащиты, полученного при старте.
В дальнейшем я предлагаю этот фактор – повреждение теплозащиты – не рассматривать.
А что же рассматривать?
Собственно спуск, сам по себе нормальный.
Но при этом возможны проблемы с планированием в атмосфере для крылатых КА из-за метеоусловий – порывов ветра и точности приземления – надо обязательно попасть на аэродром. При посадке уже на аэродром имеет значение видимость, так как при этом работают пилоты.
В истории полетов шаттлов переносы посадок случались неоднократно. Они переносились из Флориды в Калифорнию. А когда и там метеоусловия были плохими, то в третий штат. Часто при этом полет продлевался на 1-2 суток, что для большого шаттла с его запасами для команды и ресурсами в целом не представляло особых проблем.
Если бы возникла необходимость в довольно срочной посадке, то можно было рассчитывать на аэродромы ряда американских военных баз за пределами США по всему миру, а также, если я не ошибаюсь, на аэродромы нескольких стран. Кроме того, в пользу шаттла в этом случае, то, что витки орбиты смещаются на запад. То есть, если не возможна посадка во Флориде, то на следующих 2-х 3-х витках есть возможность садиться в континентальной части США, вплоть до Калифорнии.
Посмотрим, как все эти проблемы могут выглядеть с крылатым Клипером.
Мне кажется, все хуже.
Метеоусловия, которые допустимы для 100-тонного шаттла, во многих случаях будут недопустимы для на порядок более легкого ВА крылатого Клипера. Например, ветер в этом случае просто унесет ВА Клипера в сторону от аэродрома.
Диапазон допустимых метеоусловий для Клипера уже, чем для шаттла.
Насколько?
Переносить спуск на 1-2 суток гораздо сложнее в случае Клипера, так как запасы для экипажа и ресурсы в целом значительно меньше, чем у шаттла.
На сколько аэродромов может рассчитывать крылатый Клипер и где они расположены?
Я встречал упоминанин о трех. Один, очевидно в Казахстане. Наверное, тот самый, который предназначался для Бурана. Наверное, он основной.
Два других, очевидно, в России. Один, я предполагаю, на Дальнем Востоке, второй – в Европейской части. Кто знает точно, сообщите, please.
Итак, если нельзя садиться в Казахстане, то где? На аэродроме в Европейской части на следующем витке? А если и там нельзя? Значит надо ждать более полусуток, когда орбита начнет проходить над нашим Дальнем Востоке?
Может быть, основным аэродромом должен быть дальневосточный?
И может быть, нужно добавить два-три аэродрома из Восточной и Западной Сибири, чтобы у крылатого Клипера на протяжении всего ряда витков орбиты, проходящих на Россией и Казахстаном, была возможность идти на посадку на любом из этих витков?
Ваши соображения?
А часто ли посадка переносилась в третий шатат? Были ли случаи переноса ещё дальше?
Если бы не было возможности перенести посадку, то сесть было бы вообще невозможно?
Может ли в принципе крылатый КК садиться на брюхо?
При обеспечении бокового маневра 1200 км, можно обеспечить посадку на 4, а то и на 5 смежных витках. Из шестнадцати витков в сутки.
Олигарх
ЦитироватьМетеоусловия, которые допустимы для 100-тонного шаттла, во многих случаях будут недопустимы для на порядок более легкого ВА крылатого Клипера. Например, ветер в этом случае просто унесет ВА Клипера в сторону от аэродрома.
Здесь играет роль скорее не масса аппарата, а нагрузка на площадь крыла. Она же по понятным причинам у Шаттла и Клипера одного порядка.
ЦитироватьНа сколько аэродромов может рассчитывать крылатый Клипер и где они расположены?
Я встречал упоминанин о трех. Один, очевидно в Казахстане. Наверное, тот самый, который предназначался для Бурана. Наверное, он основной.
Два других, очевидно, в России. Один, я предполагаю, на Дальнем Востоке, второй – в Европейской части. Кто знает точно, сообщите, please.
Для "Бурана" предназначались аэродромы на Байконуре, в Крыму (недалеко от Симферополя, автодорога под ним проходит) и на Дальнем Востоке, место называется, если не изменяет память, Хороль.
Если СИЛЬНО припрет, то Клипер можно посадить на аварийном посадочном устройстве - сиречь парашуте. Для него неприменимости по погоде нету ;-).
ЦитироватьЕсли СИЛЬНО припрет, то Клипер можно посадить на аварийном посадочном устройстве - сиречь парашуте. Для него неприменимости по погоде нету ;-).
Если припрёт не очень сильно :) - то можно посадить на
любой аэродром. Благо длина пробега у Клиппера не такая уж и большая.... В отличие от шатла/Бурана...
ЦитироватьОлигарх
ЦитироватьМетеоусловия, которые допустимы для 100-тонного шаттла, во многих случаях будут недопустимы для на порядок более легкого ВА крылатого Клипера. Например, ветер в этом случае просто унесет ВА Клипера в сторону от аэродрома.
Здесь играет роль скорее не масса аппарата, а нагрузка на площадь крыла. Она же по понятным причинам у Шаттла и Клипера одного порядка.
И все-таки, товарищи, диапазон допустимых метеоусловий для посадки крылатого Клипера меньше/равен диапазону для шаттла?
Смутное воспоминание детства, проведенного в военных городках:
Мы сидим в аэровокзале J - бараке, насквозь продуваемом, военно-полевого аэродрома.
Ветер, буранчик, но большие самолеты летают, а нашему маленькому не разрешают! Мы ждем и околеваем от холода.
Маленьких обижают ...
Вот откуда моя тревога за крылатый Клипер – из детства ... J
Может кто-нибудь из продвинутых людей ответить систематически на вопрос этой ветки?
А часто ли посадка переносилась в третий шатат? Были ли случаи переноса ещё дальше?
Сажали Шаттл на высохшее солёное озеро в Неваде.
ЦитироватьЦитироватьЕсли СИЛЬНО припрет, то Клипер можно посадить на аварийном посадочном устройстве - сиречь парашуте. Для него неприменимости по погоде нету ;-).
Если припрёт не очень сильно :) - то можно посадить на любой аэродром. Благо длина пробега у Клиппера не такая уж и большая.... В отличие от шатла/Бурана...
Посадка на аэродромы 2-го класса.
ЦитироватьПосадка на аэродромы 2-го класса.
С этого момента попршу поподробнее :)
ЦитироватьЦитироватьПосадка на аэродромы 2-го класса.
С этого момента попршу поподробнее :)
Это цитата со вчерашнего расширенного НТС в РКК "Энергия"
ЦитироватьЦитироватьПосадка на аэродромы 2-го класса.
С этого момента попршу поподробнее :)
На сегодня предусмотрен вариант нештатной посадки ВА ПКК "Клипер" на аэродромы 2-го класса - а их достаточно по всему миру - с использованием спутниковой навигации, а также ручного управления с обзором для пилотов через оптоволоконный перископ. Для снижения пробега предусмотрен тормозной парашют, подобно "Бурану" и шаттлам (с 1990г.).
Цитироватьручного управления с обзором для пилотов через оптоволоконный перископ
С чувством глубокого удовлетворения прошу заметить - все-таки перископ поставят. А то кое-то тут все усиленно на HDTV налегал, зря флэшки в барокамере мучил...
ЦитироватьА часто ли посадка переносилась в третий шатат? Были ли случаи переноса ещё дальше?
Сажали Шаттл на высохшее солёное озеро в Неваде.
Один раз, а потом долго-долго оттирали пыль :)
ЦитироватьА часто ли посадка переносилась в третий шатат? Были ли случаи переноса ещё дальше?
Сажали Шаттл на высохшее солёное озеро в Неваде.
Насколько я помню, это было три или четыре раза в самых первых испытательных полётах Колумбии. И, озеро, насколько я опять-таки помню, было в Калифорнии.
ЦитироватьЦитироватьручного управления с обзором для пилотов через оптоволоконный перископ
С чувством глубокого удовлетворения прошу заметить - все-таки перископ поставят. А то кое-то тут все усиленно на HDTV налегал, зря флэшки в барокамере мучил...
Ну и на фига на корабль 21 века ставить приспособления века 19-го? На новых АПЛ амы уже отказались от перископов в пользу HDTV, я же предлагаю ещё проще и дешевле - обычный DV - его выше крыши хватит, он надёжен до безобразия, и лёгок.
Для запамятовших - это я всякую технику мучил - это где-то на 70-х страницах топика "Энергия сегодня показала Клипер".
Я против крыльев (не сильно) и сильно против кондовой оптики вроде окон и перископов.
ЦитироватьНу и на фига на корабль 21 века ставить приспособления века 19-го? На новых АПЛ амы уже отказались от перископов в пользу HDTV, я же предлагаю ещё проще и дешевле - обычный DV - его выше крыши хватит, он надёжен до безобразия, и лёгок.
Во первых, он все равно, дешевле.
Во вторых, гораздо надежнее (помехозащищенность абсолютная (чего нельзя сказать о HDTV), а это не маловажно (особенно если Клипер будет использоваться в военной области)). Как говорится, старое не означает плохое....
ЦитироватьЯ против крыльев (не сильно) и сильно против кондовой оптики вроде окон и перископов.
А окон в клипере и нет, на сколько я знаю :)
Вот.
to mrvyrsky
Ну DV мона и не предлагать - слишком уж низка у него разрешающая способность по сравнению с таковою глаза. А насчет HDTV - я тут потусовался из личного интереса пару недель на форуме, где перемываются HDTV-камеры consumer/semiprof класса: http://www.videotreffpunkt.com/board.php?boardid=42&sid=48a1b0d3b49485726f9b4513ee8904fa или http://www.cocoa.de/news2/2005/09/16/sonyhdr1.htm
Так там народ жалуется на то, качество изображения с таких камер - конкретно - Sony HDR-HC1 очень чувствительно к тряске и быстрым угловым поворотам камеры . Т.е. очень рекомендуется штатив и очень медленные повороты объектива, при съемке с руки в движении смотреть картинку очень неприятно - вылазят артефаки и наличие interleaving. Понятно, что это не профи-камера, у нее электронный стабилизатор, но тем не менее. Условия в КК очень отличны от студийных. А как будет работать в дождь/туман/сумерки? Лучше чел. глаза может быть только соколиный глаз. Собственно, все уже было обсуждено раньше...
ЦитироватьЦитироватьА часто ли посадка переносилась в третий шатат? Были ли случаи переноса ещё дальше?
Сажали Шаттл на высохшее солёное озеро в Неваде.
Насколько я помню, это было три или четыре раза в самых первых испытательных полётах Колумбии. И, озеро, насколько я опять-таки помню, было в Калифорнии.
Был единственный случай посадки на полигоне Уайт-Сэндс. А так только Эдвардс и Мыс Канаверал.
Запасные полосы были на о.Пасхи и в Морокко.
А щас во Франции.
Ещё есть полоса в Сомали (точнее в Сомалиланде), но используется ли она сейчас я не знаю.
Про то ,что сейчас с запасным аэродромом для "Бурана"(для Вадима наверно интересно будет )в Хороле можно почитать из первых рук отсюда
http://avia.ru/cgi/discshow.cgi?id=5508804895863570026631139738379&topiccount=14
ЦитироватьЦитировать
ЦитироватьЯ против крыльев (не сильно) и сильно против кондовой оптики вроде окон и перископов.
А окон в клипере и нет, на сколько я знаю :)
Вот.
Окна в "Клипере" есть: по 2 с каждого борта. А без них экипажу "и скучно и грустно". Поэтому дело не в кондовости, это, кроме прочего, необходимый элемент психологической поддержки.
Кстати, без окон ПКК еще не делали.
И это правильно ИМХО.
Видео о там как Шаттл Атлантис сел, но не на ВПП
youtu.be/AZ4UWbt6vZg
In 1991 Space Shuttle Atlantis returning after STS-37 was forced to land on a lakebed runway at Edwards Air Force Base which had never been used by a shuttle before and wasn't included in mission plans.
But across the US the weather made it the only option, and to compound things, in addition to the runway being unfamiliar, the winds threw a few curveballs at them resulting in an approach that landed over 3000 feet before it was supposed to.
Wayne Hale published his excellent first person account of this mission:
https://waynehale.wordpress.com/2024/03/10/putting-atlantis-at-risk/
==
https://youtu.be/AZ4UWbt6vZg