Я уже поднимал здесь тему реанимации ракеты "Энергия". Многие говорили что это невозможно. Но так ли это невозможно как кажется? Подтверждением возможности такой реанимации как мне кажется является реанимация наземного старта РН "Зенит". Причём в самые короткие сроки. Значит можем если нужно! Также нужно реанимировать РН "Энергия" и американцы вынуждены будут использовать для полётов на Луну нашу РН "Энергию" ведь своего то сверхмощного носителя у них до сих пор нет.
Привожу статью из журнала "Новости космодрома Байконур" о возрождении наземного старта "Зенита":
"НАЗЕМНЫЙ СТАРТ"
ПРИНИМАЕТ ЭСТАФЕТУ У "МОРСКОГО"
С 31 января по 3 февраля на космодроме Байконур работала
большая группа российских и американских специалистов, проводивших рекогносцировку на объектах "правого" крыла космодрома, которые будут использоваться по программе "Старт из пустыни" (другое название "Наземный старт". В ходе работы специалисты осмотрели монтажные корпуса, стартовый комплекс "Зенит" и другие объекты инфраструктуры. В течение
2007 года с космодрома должны стартовать две ракеты "Зенит-М"
с иностранными телекоммуникационными спутниками, и иностранные инженеры находились на Байконуре для уточнения технических деталей.
Среди ракетно-космических комплексов Байконура, длительное время не имевших нормальной нагрузки, в первую очередь в памяти всплывает "Зенит" уникальный современный носитель с солидной грузоподъемностью, развитой производственной и эксплуатационной базой, неплохо зарекомендовавший себя "Морском старте", на космодроме Байконур имел максимум один запуск в два года. Понятно, что такая ситуация не могла устроить ни руководство
Роскосмоса, ни КБ транспортного машиностроения (КБТМ), ни создателей ракеты с Украины. В течение длительного времени шел поиск заказчиков на запуски "Зенита с космодрома Байконур. Несколько лет назад о заинтересованности в носителе заявила компания "Морской старт" (Sea Launch). Был разработан проект "Наземный старт" (наравне с этим употребляется
и другое название проекта -"Старт из пустыни", который
предусматривает запуски ракет "Зенит-2М" и "Зенит-3М"с геостационарными спутниками связи с космодрома Байконур. При этом грузоподъемность "Зенита" будет несколько меньше, чем при запусках с "Морского старта", так как Байконур находится дальше от экватора, чем платформа, с которой стартуют морские"Зениты".
Новый проект является вполне логичным шагом для компании, эксплуатирующей "Зенит-3SL"- если спутник легче на тонну-полторы, чем возможности этого носителя, проще не отказываться от заказа, а произвести его с Байконура ракетой "Зенит-2М"; или "Зенит-3М".
За последние два года Центром эксплуатации и испытаний КБТМ, эксплуатирующим "зенитовскую" инфраструктуру на Байконуре, проводился ремонт сооружений и доработка техники под новый проект. Однако такая работа на перспективу не имела конкретного "Прицела" под какой-либо запуск,
и выполнить весь объем необходимых доработок было сложно из-за финансовых ограничений. Все изменилось в конце августа 2005 года, когда администрация "Морского старта" получила первый контракт на запуск ракетой-носителем "Зенит" с космодрома Байконур спутника "ПанамСат-11".
Спустя пару месяцев "ПанамСат" принял решение запустить
"Зенитом-М" еще один свой спутник - "Горизонт-2".
К началу 2007 года работа по модернизации инфраструктуры под запуски нового "Зенита" с Байконура должна быть завершена, и в конце первого квартала 2007-го года планируется выполнить запуск модернизированного "Зенита" с коммерческим спутником "Панамсат".
Модернизированный космический ракетный комплекс "Зенит-М" по сравнению с комплексом "Зенит-2" отличается рядом новых систем,
существенно повышающих его эксплуатационные
характеристики и конкурентоспособность.
Прежде всего, на носителе применена новая цифровая система управления на базе новой бортовой ЭВМ "Бисер-3", которая обеспечит более точное выведение полезного груза на орбиту и совместима с современными системами телеметрических измерений. Кроме того, вес новой системы управления существенно меньше старой. Новый комплекс приборов обеспечивает прицеливание РН по азимуту без поворота на стартовом "столе". Увеличенный диаметр головного обтекателя позволяет выводить на орбиту не отличающиеся
компактностью коммерческие телекоммуникационные спутники.
Применение разгонного блока типа "ДМ" на "Зенит-3М"
позволяет выводить спутники на геостационарную или на переходные к геостационарной орбиты. Увеличенная на 5% тяга двигателей также позволяет увеличить массу полезной нагрузки. За счет модернизации грузоподъемность ракеты возросла, и она сможет выводить на низкую околоземную орбиту до 14 тонн полезного груза, а на геостационарную - от 2 до 3,6 тонны.
Ракета-носитель может быть приспособлена для запусков с другими разгонными блоками, что позволяет создать гибкую систему ее применения.
Скорее всего, именно новый "Зенит" будет выводить к международной станции новый пилотируемый корабль - шестиместный "Клипер".
Российские и украинские предприятия ракетно-космической отрасли, участвующие в проекте - КБТМ, РКК "Энергия", конструкторское бюро "Южное" и производственное единение "Южмаш" - считают, что проект "Наземный старт" имеет высокую конкурентоспособность.
"Ожидаемый доход от коммерческого использования "Наземного старта" составляет 100 миллионов долларов, причем на долю России придется около 70% прибыли, доля Украины - около 30%", - уточнил генеральный директор КБТМ Алексей Гончар. По его словам, строительство инфраструктуры для обеспечения запусков для ракет-носителей "Зенит-М" позволит создать в период до 2015 года не менее пяти тысяч новых рабочих мест.
Роскосмос заявил о том, что имеется потенциальная нагрузка для трех пусков модернизированного "Зенита" с Байконура.
Реанимация комплекса "Зенит" на Байконуре позволит более эффективно использовать инфраструктуру космодрома, даст новые заказы для космической отрасли и станет еще одним импульсом для внедрения передовых технологий при создании ракет-носителей. Для всех ветеранов, участвовавших в создании комплекса "Зенит", известие о начале его второй жизни на Байконуре является лучшим доказательством важности той громадной работы, которую они проделали в 80-е и 90-е годы прошлого века.
Это все хорошо,только ...
Зенит никогда не выводился из эксплуотации.
Его производство не прекращалось.
Существует постоянно работающий обслуживающий персонал.
И главное, на него имеются деньги.
Не, ну если НАСА вдруг решит не строить свою РН для Луны и Марса, а передаст деньги в Россию на реанимацию Энергии, то тогда мы в кратчайшие сроки ... :D
-------8<--------
...Ракета-носитель может быть приспособлена для запусков с другими разгонными блоками....
...Ожидаемый доход от коммерческого использования "Наземного старта" составляет 100 миллионов долларов,...
-------8<--------
Так все-таки вопрос о других РБ стоит "реально" или все же так, красивая фраза ?
100 лимончиков - за какой период ? Звучит как-то непонятно...
ЦитироватьНе, ну если НАСА вдруг решит не строить свою РН для Луны и Марса, а передаст деньги в Россию на реанимацию Энергии, то тогда мы в кратчайшие сроки ... :D
Вы в самом деле видите возможность воскрешения "Энергии" ("из мертвых") или это шутка? :shock:
Цитировать-
Так все-таки вопрос о других РБ стоит "реально" или все же так, красивая фраза ?
100 лимончиков - за какой период ? Звучит как-то непонятно...
Фрегат-СБ к 2007г (но деньги на это Лавка сама должна найти)
в год
А 100 млн. - это сумма контрактов за год, или же именно прибыль?
ЦитироватьА 100 млн. - это сумма контрактов за год, или же именно прибыль?
Насколько я понимаю, это доход до налогобложения. Самого Ленд-Ланча (то есть за вычетом расходов на покупку железа и услуг у подрядчиков)
Клипер на зените? Это просто фантастика..
А не будет ли (Украинский)зенит конкурировать с другими р.н. России ? И зачем вообще это надо, если возможно скоро будет с байконура "Ангара"?
Но я могу теоретически согласиться если южмаш будет пренадлежать России.
Какое возрождение Энергии может быть?
Если бы хотели сохранить, то не допустили обрушения кровли
в монтажном корпусе и повреждении РН и Бурана (интересно, сколько денег угробили).
(может это утка - так этого хочется)
Буквально перед обрушением кровли на Южмаш вывезли кой-че из боковушек (поправьте если я не прав) - наверное для Морского Старта...
А Энергию возродить не получится - больше никто просто так деньги не даст, разве что если попросить Абрамовича или кого еще (для поддержания нац. гордости, типа...)
Кстати - реально ли использовать ее старт под ту же Ангару ?
ЦитироватьА Энергию возродить не получится - больше никто просто так деньги не даст, разве что если попросить Абрамовича или кого еще (для поддержания нац. гордости, типа...)
Кстати - реально ли использовать ее старт под ту же Ангару ?
2-3 месяца назад это обсуждалось. В принципе, технически возможно - нужен переходник вместо блока Я. Однако были и возражения - придется Ангару везти от своего МИКа через весь полигон на УКСС.
Я вот не понимаю, откуда взялось такое неверие в восстановление «Энергии». Я помню еще несколько лет назад все стонали, что потеряно производство Ан-124. А вот в прошлом году стало ясно, что надо восстанавливать производство. Нашлись и деньги (более 1 млрд.), и люди. При этом это будет более совершенный самолет. Так что, если будут задачи восстановят.
Гость в Пн Фев 13, 2006 15:20 - это я...
Про ан-124 - еще ничего не известно.
Крика много, движений мало.
И ан-124 реально нужен уже сейчас, а для больших ракет найти ПН - совсем другое дело.
Кроме того, опять же - модернизация
ан-124м уже летает, основную масу доработок сделали.
А теперь сравните - сделать новый разгонник на 25 т ...
ЦитироватьЯ вот не понимаю, откуда взялось такое неверие в восстановление «Энергии». Я помню еще несколько лет назад все стонали, что потеряно производство Ан-124. А вот в прошлом году стало ясно, что надо восстанавливать производство. Нашлись и деньги (более 1 млрд.), и люди. При этом это будет более совершенный самолет. Так что, если будут задачи восстановят.
За 15 лет разрушена практически вся кооперация. Производство ряда материалов осталось за границей (например, Рипор-2 в Риге). От 2000 человек, работавших в Волжском филиале "Энергии", осталось, дай Бог, человек 400-500. И хорошо, если хотя бы часть из них знает (помнит), что такон работа с водородом. Теоретически, восстановить можно, но, боюсь, это будет дороже, чем разработка 11к25 в 1976-1992гг. ИМХО, ясное дело.
ЦитироватьЦитироватьНе, ну если НАСА вдруг решит не строить свою РН для Луны и Марса, а передаст деньги в Россию на реанимацию Энергии, то тогда мы в кратчайшие сроки ... :D
Вы в самом деле видите возможность воскрешения "Энергии" ("из мертвых") или это шутка? :shock:
А вы видите возможность передачи амерами денег на возрождение Энергии ("из мертвых") или это шутка :D
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьНе, ну если НАСА вдруг решит не строить свою РН для Луны и Марса, а передаст деньги в Россию на реанимацию Энергии, то тогда мы в кратчайшие сроки ... :D
Вы в самом деле видите возможность воскрешения "Энергии" ("из мертвых") или это шутка? :shock:
А вы видите возможность передачи амерами денег на возрождение Энергии ("из мертвых") или это шутка :D
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитироватьНе, ну если НАСА вдруг решит не строить свою РН для Луны и Марса, а передаст деньги в Россию на реанимацию Энергии, то тогда мы в кратчайшие сроки ... :D
Вы в самом деле видите возможность воскрешения "Энергии" ("из мертвых") или это шутка? :shock:
А Вы видите возможность передачи амерами денег на возрождение Энергии ("из мертвых") или это шутка? :D
Цитата: "Anonymous"Цитата: "STEP,"Цитата: "Anonymous"ЦитироватьЦитироватьНе, ну если НАСА вдруг решит не строить свою РН для Луны и Марса, а передаст деньги в Россию на реанимацию Энергии, то тогда мы в кратчайшие сроки ... :D
Вы в самом деле видите возможность воскрешения "Энергии" ("из мертвых") или это шутка? :shock:
А Вы видите возможность передачи амерами денег на возрождение Энергии ("из мертвых") или это шутка? :D
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьНе, ну если НАСА вдруг решит не строить свою РН для Луны и Марса, а передаст деньги в Россию на реанимацию Энергии, то тогда мы в кратчайшие сроки ... :D
Вы в самом деле видите возможность воскрешения "Энергии" ("из мертвых") или это шутка? :shock:
А вы видите возможность передачи амерами денег на возрождение Энергии ("из мертвых") или это шутка :D
А попытки были. В частности, представителям одного концерна из США не так давно делались предложения транспортной системы, включающей, в числе прочего, РН "Гроза" - это уменьшенная "Энергия" с 2 боковушками и 1-2 РД-0120 на бл.Ц с Мпг~50т.
Но американы, по состоянию на сейчас, выбрали свои варианты.
Цитировать[
А попытки были. В частности, представителям одного концерна из США не так давно делались предложения транспортной системы, включающей, в числе прочего, РН "Гроза" - это уменьшенная "Энергия" с 2 боковушками и 1-2 РД-0120 на бл.Ц с Мпг~50т.
Но американы, по состоянию на сейчас, выбрали свои варианты.
Пардон, но "Гроза", ЕМНИП 162ГК(РЛА-125), на блоке Ц имела 4 11д122, т.е. блок Ц от 11к25 сохранялся полностью. Посмотрите в спецбиблиотеке РКК.
Новый (третий) контракт на запуск Лэнд Лонча.
http://www.boeing.com/news/releases/2006/q1/060217c_nr.html
ЦитироватьЦитировать[
А попытки были. В частности, представителям одного концерна из США не так давно делались предложения транспортной системы, включающей, в числе прочего, РН "Гроза" - это уменьшенная "Энергия" с 2 боковушками и 1-2 РД-0120 на бл.Ц с Мпг~50т.
Но американы, по состоянию на сейчас, выбрали свои варианты.
Пардон, но "Гроза", ЕМНИП 162ГК(РЛА-125), на блоке Ц имела 4 11д122, т.е. блок Ц от 11к25 сохранялся полностью. Посмотрите в спецбиблиотеке РКК.
Подозреваю, что речь шла о некоем уменьшенном варианте РЛА-125 с 2-мя РД-0120 под старым названием.
ЦитироватьЦитироватьЦитировать[
А попытки были. В частности, представителям одного концерна из США не так давно делались предложения транспортной системы, включающей, в числе прочего, РН "Гроза" - это уменьшенная "Энергия" с 2 боковушками и 1-2 РД-0120 на бл.Ц с Мпг~50т.
Но американы, по состоянию на сейчас, выбрали свои варианты.
Пардон, но "Гроза", ЕМНИП 162ГК(РЛА-125), на блоке Ц имела 4 11д122, т.е. блок Ц от 11к25 сохранялся полностью. Посмотрите в спецбиблиотеке РКК.
Подозреваю, что речь шла о некоем уменьшенном варианте РЛА-125 с 2-мя РД-0120 под старым названием.
Возможно, речь идет о реинкарнации Энергии-М, которая в свое время считалась развитием РЛА-125. Вариант с 2*11д122 на ЦБ и 2-мя блоками А, по моим прикидкам, как раз был способен вывести на ЛЕО ПН=50-55 т. С уважением, Дмитрий В.
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьЦитировать[
...РН "Гроза" - это уменьшенная "Энергия" с 2 боковушками и 1-2 РД-0120 на бл.Ц с Мпг~50т.
Но американы, по состоянию на сейчас, выбрали свои варианты.
Пардон, но "Гроза", ЕМНИП 162ГК(РЛА-125), на блоке Ц имела 4 11д122, т.е. блок Ц от 11к25 сохранялся полностью. Посмотрите в спецбиблиотеке РКК.
Подозреваю, что речь шла о некоем уменьшенном варианте РЛА-125 с 2-мя РД-0120 под старым названием.
Возможно, речь идет о реинкарнации Энергии-М, которая в свое время считалась развитием РЛА-125. Вариант с 2*11д122 на ЦБ и 2-мя блоками А, по моим прикидкам, как раз был способен вывести на ЛЕО ПН=50-55 т. С уважением, Дмитрий В.
Скорее, это был вариант "Грозы" по дополнению к ЭП от 1989г., где рассматривались как раз 2*11Д122.
Он отличается от известных вариантов РН "Энергия-М" боковым таки размещением ПГ.
Да, под "лэйблом" РЛА-125 чего только не разрабатывалось :D
Не помню уже точно, но, по-моему, в основных положениях по "Нейтрону" (название Энергии-М в 1989г) в разделе альтернативных вариантов что-то похожее и рассматривалось, тёеё схема Грозы. С уважением, Дмитрий В.
ЦитироватьА что Россия? Россия должна только по Фрегату что-то доказывать. А Зенитик сам, это уже наши переживания.
Да все не так просто, перечень модернизаций от двигателей до ГО вполне тянет на "третью реинкарнацию" Зенита. Зенитик сам конечно может, только ведь сертификат на серийное производство РД-171М дает Энергомаш. В общем 2/3 СЛБ не тоже самое что 3SL о чем потенциальные коммерческие заказчики наверняка знают, поэтому на надежность и количество первых пусков будут очень даже смотреть.
Что-то мне не очень понятно. Давайте рассмотрим по-частям.
1. Насколько будут отличаться 1я и 2я ступень от обычной 11к77 и от морского Зенита-3СЛ?
2. Какие двигатели 1й ступени там будут стоять, "обычные" или той-же модификации, что и на море?
3. ГО для 2х ступенчатого варианта будет тот-же что и у 11к77.
4. Кому даёт Энергомаш сертификат? Он же сам и и производит.
Вкратце, чьими потомками будут 2СЛБ и 3СЛБ, обычной 11к77 или СЛ?
ЦитироватьЧто-то мне не очень понятно. Давайте рассмотрим по-частям.
1. Насколько будут отличаться 1я и 2я ступень от обычной 11к77 и от морского Зенита-3СЛ?
2. Какие двигатели 1й ступени там будут стоять, "обычные" или той-же модификации, что и на море?
3. ГО для 2х ступенчатого варианта будет тот-же что и у 11к77.
4. Кому даёт Энергомаш сертификат? Он же сам и и производит.
Вкратце, чьими потомками будут 2СЛБ и 3СЛБ, обычной 11к77 или СЛ?
1. Да почти та же "морская" ракета, различий минимум - для унификации, да и заказчики больше доверяют... потому и буквы SL оставили
2. и двигатели везде одни и те же теперь - РД-171М.
3. и обтекатель 2СЛБ конструкцией почти не отличается от тогочто на Зените-2... хотя кой-чего и довели до современного уровня, в частности по чистоте и теплу
4. Конечно, сам. А сертификат он не даёт, а получает... получил уже. На морской ракете пару 171М уже запускали
Энергию не восстановить. Она, как и Буран, умерла в связи со смертью породившего их государства. Как ни печально.
А если возникнет необходимость, можно будет без особых проблем заново спроектировать. Это однозначно проще.
http://armstass.su/?page=article&aid=25938&cid=25
ЦитироватьПервый коммерческий пуск по проекту "Наземный старт" с Байконура намечен на март 2007 года
15.05.2006 // 12:29
МОСКВА, 15 мая. (Корр.ИТАР-ТАСС).
Первый коммерческий запуск по проекту "Наземный старт" (материалы по теме (http://armstass.su/?page=search&step=1&q=%CD%E0%E7%E5%EC%ED%FB%E9+%F1%F2%E0%F0%F2&categID=&from_day=01&from_month=01&from_year=2000&till_day=31&till_month=12&till_year=2010&order=1)) с Байконура намечен на март 2007 г., однако уже в этом году со стартового комплекса будет проведен очередной пуск ракеты-носителя "Зенит". Об этом в интервью корр. ИТАР-ТАСС сообщил генеральный директор Конструкторского бюро транспортного машиностроения (КБТМ) Алексей Гончар. С созданных КБТМ стартовых комплексов в России запускается около половины отечественных ракет-носителей (РН).
"Первый коммерческий пуск трехступенчатой ракеты-носителя "Зенит" с космодрома Байконур по проекту "Наземный старт" запланирован на март 2007 года, однако в августе-сентябре этого года мы должны провести пуск двухступенчатого носителя с космическим аппаратом Минобороны России", - сказал Гончар.
Напомнив, что международный проект "Наземный старт" является продолжением успешной работы по "Морскому старту", глава КБТМ обратил внимание на принципиальные отличия стартовых комплексов для РН "Зенит" в этих проектах. Прежде всего, годовая производительность у комплекса "Наземный старт" выше, чем у плавучего комплекса, за счет сокращения времени на транспортировку стартовой платформы из базового порта в точку старта на экваторе. К тому же с "Наземного старта" возможны запуски двух- и трехступенчатых РН "Зенит", в то время как в "Морском старте" в качестве средства выведения предусмотрены только трехступенчатые носители. На стационарном комплексе на Байконуре используется традиционная для эксплуатации наземных комплексов постоянная работа персонала, в то время как на плавучей платформе применяется вахтовый метод работ. И, наконец, с комплекса "Наземный старт" возможны запуски пилотируемых космических аппаратов, однако, подчеркнул Гончар, только "при условии завершения работ по вводу в эксплуатацию необходимого для этого технологического оборудования, которое заложено в основу проектных решений при создании комплекса "Зенит" в самом начале его создания".
Первоначально предполагалось, что новый российский космический корабль "Клипер" будет стартовать с Байконура на орбиту на российско-украинской ракете "Зенит". Однако недавно глава РКК "Энергия" Николай Севастьянов заявил, что "Клипер" будут запускать на отечественных носителях "Союз-2" и "Союз-3".
Международное соглашения по проекту "Наземный старт" было заключено в начале 2004 г. Проект, в котором участвуют Россия, Украина и США, предусматривает модернизацию и использование стартового комплекса на Байконуре для запусков модернизированных "Зенитов". Использование двухступенчатой РН "Зенит-2SLB" и трехступенчатой "Зенит-3SLB" обеспечит возможность запусков космических аппаратов в широком диапазоне орбит и наклонений: на низкую орбиту - полезные нагрузки массой до 14 т, на геопереходные орбиты - до 3,6 т, на геостационарную орбиту - до 1,6 т, отметили в Роскосмосе.
Все ракеты Энергия при обрушении кровли МИКа уничтожены. О возрождении не может быть и речи. Про прицеливание Зенита на Наземном старте без разворота стартового стола - шутка. Он и сейчас не разворачивается для прицеливания. Это же не древний Союз...
ЦитироватьВсе ракеты Энергия при обрушении кровли МИКа уничтожены. О возрождении не может быть и речи. ...
А что, РН Энергия была уникальным, единственным найденным в природе (оставленном инопланетянами) артефактом :) ? Нее, слишком категорично...
http://www.rol.ru/news/misc/spacenews/06/06/01_006.htm
ЦитироватьЕще один сухопутный запуск "Морского старта"
1 июня 2006 г.
текст: Е. Волынкина (по материалам SpaceDaily (http://www.space-travel.com/reports/SES_Global_Contracts_Sea_Launch_For_AMC_21_Satellite.html))
Две недели назад было объявлено о подписании контракта, по условиям которого консорциум Sea Launch, осуществляющий запуски ракет "Зенит" с плавучего космодрома, проведет "наземный" запуск той же ракеты "Зенит" с космодрома Байконур. В заявлении было сказано, что этот старт состоится во второй половине 2008 г., а полезной нагрузкой будет спутник AsiaSat 5, принадлежащий оператору спутниковой связи компании AsiaSat.
Теперь появилось сообщение о новом "наземном" контракте "Морского старта". Его консорциум Sea Launch подписал с компанией SES Global. Старт должен состояться в середине 2008 г. и тоже на космодроме Байконур. Ракета "Зенит-3SLB" (в "морских стартах" используется другая модель "Зенит-3SL") должна будет вывести на геосинхронную переходную орбиту телекоммуникационный спутник AMC-21 весом 2,5 тонны. Производителем спутника является компания Alcatel Alenia Space. На AMC-21 будет установлено 24 ретранслятора Ku-диапазона. Работать он будет на круговой геостационарной орбите с координатой 125° западной долготы. Он будет обслуживать всю территорию США и Карибских островов.
Если верить информации разных источников, Целина летит в сентябре. Первый пуск обновленного Зенита с модернизированного комплекса "Зенит-М".
Трёхступенчатый "Зенит-3SLБ" на ПГСО полетит в 2007 г.
И что же можно успеть обновить и модернизировать на ракете и на старте до сентября, когда у всех отпуска?