Однако, время как летит! Вроде как вчера Чэлленджер взорвался, а уже двадцать лет прошло. Стареем.
Для меня главным что в катастрофе Чэлленджера, что Колумбии была неожиданность. Хотя вроде предпосылок к аварии было полно, почти в каждом полете возникали проблемы, заботливо освещаемые в советской прессе. На том же Чэлленджере сопло в 1985-м практически прогорело. И тем не менее утром 28-го, зная о предстоящем запуске, я думал, дескать, какие американцы молодцы, уже двадцать пятый запуск такой гигантской системы и без аварий. У них в 1985-м было 9 полетов, а на 1986-й планировалось пятнадцать - совершенно неимоверные цифры. Всё это угнетало юного поклоника космонавтики.
А вечером включил новости и увидел. Когда шаттл бабахнул, даже дурно на мгновение стало, хотя я по жизни довольно толстокожий.
Потом включил радиоприемник на КВ и слушал полночи "голоса": вначале говорили, что ищут астронавтов, которые могли уцелеть, потом стало ясно, что кирдык. Гипотезы всякие выдвигались о причинах взрыва.
Потом сроки возобновления полетов назывались, всё было как в случае с Колумбией. Первые заявления - через полгода. Потом год, полтора...
Да, практически одновременно с гибелью Чэлленджера в США произошло еще несколько аварий РН.
Я тогда учился на 2-м курсе в Ленинграде, и телевизора в общаге у меня не было. Поэтому первое сообщение о трагедии услышал по радио, как сейчас помню, поздним вечером. В кратком сообщении сказали, что американский космический корабль многоразового использования потерпел катастрофу. Еще запомнилось, что дикторша сказала: "...в составе экипажа была одна женщина".
В последующие за этим дни в советской прессе было множество политизированных комментариев (Челленджер+звездные войны), но злорадных не было. М.Горбачев и советские космонавты направили телеграммы соболезнования.
Грешно отметить, но катастрофа дала возможность советскому читателю, почти на 100 % блокированному от американской космической информации, узнать кое-что о конструкции МТКК, увидеть фотографии корабля и астронавтов и узнать их фамилии.
ЦитироватьВ последующие за этим дни в советской прессе было множество политизированных комментариев..., но злорадных не было
Не совсем так. Мне запомнилось - диктор программы "Время" в день катастрофы позволил себе весьма злорадные высказывания, причем не читая по бумажке, как обычно, а как бы от себя. Но после этого я этого диктора больше на ЦТ не видел - видимо сняли за несоответствие линии партии.
ЦитироватьОднако, время как летит! Вроде как вчера Чэлленджер взорвался, а уже двадцать лет прошло. Стареем.
Аналогичные мысли.
А я накануне в первый раз приехал в отдел кадров НПО "Энергия", узнавал про возможность устроиться на работу. А 28 января, представьте себе совпадение, был у Кремлевской стены, и когда проходил мимо ниш с прахом экипажа "Союза-11", подумал, что сколько еще будет жертв на этом пути. А вечером, приехав к родственникам, включил телевизор. Мороз по коже пошел...
Как у Leroy, это тоже был 2 курс, и я вот не помню особо "злорадных" комментариев, у нас, действительно сопереживали. Помню только, что первое время говорили об этом очень скупо, не переставая при этом показывать кадры его гибели, и еще соболезнования Горбачева.
А основную информацию приходилось вылавливать из передач Би-Би-Си, "Голоса Америки" и "Немецкой волны" сквозь глушилки, как через несколько месяцев позднее - о Чернобыле. Кстати, не мистическое ли совпадение первых букв (понятно, что на русском языке) и года катастрофы?
А вообще у американцев конец января - начало февраля - какое-то невезучее время: вчера была 39-я годовщина пожара "Аполлона-1", сегодня - "Чэлленджер", а скоро и "Колумбия" :cry:
Я отвечаю за свои слова. Это мне запомнилось особенно, по контрасту с последовавшим ПОСЛЕ соболезнований Горбачева общего фона сопереживания...
Давайте еще раз взглянем на их лица (фото увеличивается).
Вечная память героям космоса!
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/2545.jpg) (http://i35.photobucket.com/albums/d152/Beackford/T-AKE/51L_Crew.jpg)
А я вот думаю... мне ещё после катастрофы "Колумбии" такие мысли в голову полезли... ведь эти катастрофы не последние! Вот американцы на Луну собираются лететь, потом на Марс. Думаю вслед за ними и мы, и китайцы, и даже индусы потянутся. Вместе или порознь. А на Луну или на Марс летать и далее, высаживаться там - это вам не вокруг шарика витки наматывать. Всё гораздо серьёзнее. И риски выше. И как не страхуйся, всё равно кто-нибудь совершит фатальную ошибку. Дорого нам будет стоить освоение космоса. Во всех смыслах. Так то
Как подумаю, так всего и колотит
Я ждал запуска весь день, как и пару предыдущих; об отсрочке на 19:38 московского услышать сумел, но к этому моменту "Голос Америки" слышен уже не был -- заглушили напрочь. Следующий выпуск новостей должен был начаться в восемь, и где-то за пару минут до восьми я вернулся к приемнику. И услышал...
О катастрофе сообщили в программе "Время", но меня больше изумила скорость реакции и сам факт показа, чем комментарии. Газетам, похоже, команду дать забыли, и они среагировали по-разному - от откровенного злорадства до искреннего сочувствия.
Согласно МПК Ф. Скоби и М. Смит похоронены на Арлингтонском кладбище. А где похоронены останки остальных членов экипажа "Челленджера"?
ЦитироватьСогласно МПК Ф. Скоби и М. Смит похоронены на Арлингтонском кладбище. А где похоронены останки остальных членов экипажа "Челленджера"?
Двое из семерых членов экипажа миссии 51-L на шаттле Challenger – командир корабля, подполковник ВВС Фрэнсис (Дик) Скоби (Francis R. 'Dick' Scobee) и пилот, кэптен ВМС Майкл Смит (Michael J. Smith) – покоятся на Арлингтонском национальном кладбище (Arlington National Cemetery) в американской столице. Над могилами установлены строгие надгробные камни с их именами и воинскими званиями. Там же находится небольшой памятник, на котором вычеканены имена и изображения всех астронавтов, ушедших 28 января 1986 г. в последний полет.
Полетный специалист, гаваец японского происхождения, подполковник ВВС Эллисон Онизука (Ellison S. Onizuka) похоронен в своем родном штате, на кладбище города Гонолулу (Punchbowl Memorial Cemetery, Honolulu, Hawaii). В гавайском международном аэропорту Кеахоле-Кона в его честь сооружен мемориал и действует аэрокосмический музей.
Останки специалиста по полезной нагрузке Грегори Джарвиса (Gregory B. Jarvis) были кремированы и рассеяны над Тихим океаном. Кенотаф (памятный знак над могилой, не содержащей погребения) установлен на родине астронавта, на могиле его родителей в Мохауке, штат Нью-Йорк (Mohawk, New York).
Могила Рональда МакНейра (Ronald E. McNair), афроамериканца, первоначально была расположена на негритянском кладбище (отдельные кладбища для черных до сих пор сохранились кое-где на американском Юге) в г. Лейк-Сити, штат Южная Каролина (Rest Lawn Cemetery, Lake City, South Carolina). Красивое надгробие окружают ухоженные деревья, над которыми высятся длинные флагштоки с флагами США, штата и НАСА. В марте 2004 г. останки астронавта были перенеснеы в специально разбитый в городе мемориальный парк им. Р.МакНейра (Dr. Ronald E. McNair Memorial Park).
В Конкорде, штат Нью-Гемпшир (Concord, New Hampshire), жила и преподавала Криста МакОлифф (S. Christa McAuliffe). Ее могилу на городском кладбище (Calvary Public Cemetery) венчает плита из полированного гранита. На ней начертано: «Жене, матери, учительнице. Женщине-пионеру, первому простому гражданину, стартовавшему в космос».
Нет могилы у полетного специалиста Джудит Резник (Judith A. Resnik). Ее тело было кремировано, а прах развеян над ее родным городом Акроном, штат Огайо (Akron, Ohio).
Challenger Monument (clickable)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/2549.jpg) (http://i35.photobucket.com/albums/d152/Beackford/T-AKE/ANC-Challenger_grave.jpg)
Очень жуткая дата. И кадры страшные.
Внесу и свою небольшую лепту в воспоминаия об этих трагических датах:
1) О катастрофе мне сообщили сокурсники, которые пришли ко мне готовиться вместе к экзаменам(тоже кстати второй курс института), я же не радио ни телевизор в то утро еще не включал. Катастрофа была для меня ПОЛНОЙ неожиданностью. Старта "Челленджера" 28.01.86 я ждал с большим интересом, так как должен был полететь первый непрофессионал, отобранный по всеамериканскому конкурсу(Дж.Гарн и Б.Нельсон хотя тоже непрофессионалы, но все таки представители власти и отбора у них фактически не было, Гарн САМ написал заявку на полет, да и Б.Нельсон тоже занимался лоббирование космических программ).
Имена Кристы МакОлифф и другого СПН Грегори Джарвиса я знал, но не знал ИМЕНА и ФАМИЛИИ основного экипажа(так как их периодически переставляли с полета на полет). У меня тетя работала на НПО "Полет" и иногда на свой страх и риск приносила домой ЗАКРЫТЫЙ еженедельник "Ракетная и космическая техника" где публиковались переводные материалы из иностранной прессы, посвященные космосу.
Так как он приходил с определенным запаздаванием, а в открытой прессе фамилии астронавтов не назывались, то я думал что на "Челленджере" должен был полететь экипаж Р.Гибсона(слетавший в полете 61С) и по этому меня поставило в тупик сообщения по ТВ о том что в катастрофе погибло семь человек и в том числе ДВЕ женщины. А ведь фамилии ВСЕХ астронавтов 28 января у нас на ТВ НЕ СООБЩАЛИ, сказали только про К.МакОлифф. И только когда на следующий день я скупил все газеты, смог узнать ВСЕ фамилии, которые, если не ошибаюсь, были опубликованы 29.01.86 ТОЛЬКО в "Красной звезде"(котороя кстати в 80-е годы была САМОЙ информационной газетой по американской пилотируемой программе).
2) О катастрофе "Колумбии" я узнал только на СЛЕДУЮЩИЙ день на работе, так как в воскресенье как то не смог посмотреть новости, да и честно говоря был полностью уверен в благополучном завершении полета. Таким образом и катастрофа "Колумбии" тоже для меня стала ПОЛНОЙ неожиданностью.
ЦитироватьА я вот думаю... мне ещё после катастрофы "Колумбии" такие мысли в голову полезли... ведь эти катастрофы не последние! Вот американцы на Луну собираются лететь, потом на Марс. Думаю вслед за ними и мы, и китайцы, и даже индусы потянутся. Вместе или порознь. А на Луну или на Марс летать и далее, высаживаться там - это вам не вокруг шарика витки наматывать. Всё гораздо серьёзнее. И риски выше. И как не страхуйся, всё равно кто-нибудь совершит фатальную ошибку. Дорого нам будет стоить освоение космоса. Во всех смыслах. Так то
Как подумаю, так всего и колотит
К этому надо подходить филосовски. Профессия "астронавт", предполагает определенную вероятность гибели, так же как например и профессия "летчик-испытатель", и люди, которые идут в профессию ДОЛЖНЫ это понимать.
Что касается будущих катастроф в космонавтике, сопряженных с гибелью людей, то они ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДУТ(к большому сожелению). Главное что бы их не было в БЛИЖАЙШЕМ будущем(15-20 лет) у нас и американцев, иначе, на мой взгляд, все программа МКС и полета на Луну и Марс будет заморожена или даже вообще свернута. А вот если например катастрофа(не дай конечно Бог, тьфу-тьфу-тьфу) произойдет в пилотируемой программе Китая, то это, на мой взгляд, НАОБОРОТ только подхлеснет их к продолжению и интенсификации пилотируемых полетов, так как они находятся только в НАЧАЛЕ космического пути, а мы и американцы уже много прошли по ниму и, на мой взгляд, не знаем сейчас КУДА идти, а многие даже думают: "А надо ли ВООБЩЕ идти вперед в ПИЛОТИРУЕМОМ освоение космического пространства".
Резюме: Пилотируемые программы ДОЛЖНЫ продолжаться, несмотря на катастрофы и гибель людей, так как ТОЛЬКО в освоении космического пространства будущее земной цивилизации. Может быть несколько пафосно, но зато от души. :)
28 января 1986 помню очень хорошо. Слушал прямую трансляцию запуска по Voice of America (Голос Америки, вещавший на английском языке). Более того -- записывал ее на кассету (чтобы потом иметь возможность послушать еще, если что будет непонятно).
В первый раз слушал прямую трансляцию запуска STS-6 и с тех пор всегда пытался это сделать как только появлялась малейшая возможность (кстати, очень хорошо помню "Challenger! Press ATO! Press ATO!" во время полета 51-F.) А тут каникулы после сессии, я дома, магнитола рядом и запуск, назначенный на 28 число!
Все мысли о том, лишь бы не задержали! Тогда уже послушать в прямом эфире, а тем более записать, уже вряд ли получится...
Для тех, кто не слушал в те времена прямые трансляции: обычно несколько человек сидели в студии и комментировали происходящее на экране, один корреспондент был на мысе и вел прямой репортаж, а еще в качестве фона было слышно все, что сообщал PAO + переговоры экипажа.
Старт прошел нормально -- ничего настораживающего (это уже потом появились фотографии клуба черного дыма у стыка правого ускорителя на старте.) А в тот момент никто ничего не заметил.
Хорошо помню "Challenger! Go with throttle up!" и ответ Дика Скоуби "Roger! Throttle up!".
Минута с небольшим полета и тут один из корреспондентов начинает восторженно кричать: "Смотрите - уже отделились ускорители!" Сотрю на часы -- минута и двадцать с чем-то секунд! Какие к черту ускорители?? Им еще почти минуту работать!!!
Гнетущая тишина -- никаких комментариев, отсутствие привычных комментариев, переговоров, сообщений. Где-то с минуту. Потом сообщеие РАО: ...the vehicle has exploded. We've got no downlink..."
Все передачи были практически полностью прекращены и практически все эфирное время было выделено освещению того, что происходит на космодроме.
Все надеялись, что экипаж мог каким-то образом спастись. И тут я кинулся к телеку - как раз начиналась программа Время. Когда я увидел как рвануло на самом деле, то в глубине души исчезла последняя надежда на спасение экипажа. Помню, как папа, который смотрел те страшные кадры по телевизору, сразу сказал: "Здесь уже точно никто не выживет -- они все точно погибли!"
Бросился к приемнику. Что поразило, что теперь уже, хотя еще никто официально еще не признал потери экипажа, его теперь представляли в прошедшем времени (the Commander WAS Francis Dick Scobee итд). До сих пор о них говорили в настоящем времени!
Уже к утру официально объявили о гибели экипажа. То, о чем подсознательно догадывались те, кто стал свидетелем катастрофы, стало официальной реальностью.
ЦитироватьВсе надеялись, что экипаж мог каким-то образом спастись. И тут я кинулся к телеку - как раз начиналась программа Время. Когда я увидел как рвануло на самом деле, то в глубине души исчезла последняя надежда на спасение экипажа. Помню, как папа, который смотрел те страшные кадры по телевизору, сразу сказал: "Здесь уже точно никто не выживет -- они все точно погибли!"
Как минимум часть экипажа погибла только при ударе кабины об воду....
ЦитироватьКак минимум часть экипажа погибла только при ударе кабины об воду....
Я слышал о существовании такой ВЕРСИИ, но было ли это в заключение комиссии о причинах гибели экипажа?
Кстати, только в связи с нынешней годовщиной челленджеровской трагедии узнал, что с незапамятных времен циркулируют "жутко секретные пленки с расшифровками последних слов экипажа"...
Например http://www.totse.com/en/conspiracy/institutional_analysis/challngr.html А злое НАСА скрывает от американского народа всю правду.
ЦитироватьКстати, только в связи с нынешней годовщиной челленджеровской трагедии узнал, что с незапамятных времен циркулируют "жутко секретные пленки с расшифровками последних слов экипажа"...
Например http://www.totse.com/en/conspiracy/institutional_analysis/challngr.html А злое НАСА скрывает от американского народа всю правду.
Нет никаких "записей голосов астронавтов после разрушения корабля". Об этом и в НК писали еще 10 лет назад. Игорь Лисов мог бы подтвердить. :evil:
ЦитироватьНет никаких "записей голосов астронавтов после разрушения корабля". Об этом и в НК писали еще 10 лет назад. Игорь Лисов мог бы подтвердить. :evil:
Ну НК-то не все читают. Для кого-то, как видите, есть...
Челленджер
О гибели «Челленджера» узнал из программы «Время» 28.01.1986г. Учился тогда на 4-м курсе КуАИ (специальность – ракетостроение) и отдыхал на каникулах после досрочно сданной сессии. Разумеется, испытал шок. Тем более, что катастрофа челнока была ожидаемой: накануне мы с одним из преподавателей обсуждали недостатки «Шаттла», и пришли к выводу о неизбежности такой катастрофы. Отсутствие каких-либо средств спасения, применение РДТТ со слабо управляемыми параметрами (в частности, возможность взрыва из-за разрушения топливного заряда и, как следствие резкий скачок давления в двигателе), размещение ОК непосредственно на водородном баке – все это и привело нас к такому выводу, правда, никто не ожидал, что катастрофа произойдет так быстро. Еще один шок настиг меня, когда я в одном из выпусков технической информации ЦАГИ (что-то вроде «Космонавтика и ракетодинамика», не помню точно) прочитал о результатах расследования катастрофы Челленджера. Так вот, там было написано, что 1 или 2 астронавта умерли уже под водой, о чем свидетельствовал расход аварийного кислорода. Недавно по каналу «Дискавери» показывали фильм о катастрофе, На кадрах четко видно, что кабина экипажа, хотя и отделилась от ОК, но была практически целой, что может служить косвенным подтверждением данного заключения.
Как представлю, что испытал экипаж, становится жутко...
ЦитироватьЧелленджер
Еще один шок настиг меня, когда я в одном из выпусков технической информации ЦАГИ (что-то вроде «Космонавтика и ракетодинамика», не помню точно) прочитал о результатах расследования катастрофы Челленджера. Так вот, там было написано, что 1 или 2 астронавта умерли уже под водой, о чем свидетельствовал расход аварийного кислорода. Недавно по каналу «Дискавери» показывали фильм о катастрофе, На кадрах четко видно, что кабина экипажа, хотя и отделилась от ОК, но была практически целой, что может служить косвенным подтверждением данного заключения.
Как представлю, что испытал экипаж, становится жутко...
Помнится, была серия публикаций на эту тему по результатам обследования обломков кабины. Речь шла об астронавтах, находящихся на верхней палубе корабля.
Насколько помню, выводы о том, что во время взрыва погибли не все, были сделаны на основании того, что у трех астронавтов их четырех на верхней палубе были включены индивидуальные дыхательные приборы, предназначенные для аварийного покидания корабля на стартовой площадке.
Так вот единственный невключенный прибор принадлежал командиру Дику Скоуби. Из чего был сделан вывод, что он либо сразу погиб в момент взрыва, либо не имел возможности включить аппарат со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Аппараты Майкла Смита, Джудит Резник и Эллисона Онизуки были включены, причем расход составил порядка 70 процентов (или что-то в этом роде -- помню, что в основном приводились данные по аппарату Смита). Это при том, что баллон был рассчитан на 4 минуты.
(пишу все по памяти, так что возможны небольшие неточности). Время падения кабины составляло около двух с половиной минут. Отсюда вывод, что трое, верятнее всего, ДЫШАЛИ (скорее всего они все-таки были не в сознании -- по крайней мере бОльшую часть времени) в течение всего периода "свободного полета" кабины (если не ошибаюсь, взрыв произошел на высоте порядка 14 км, а кабина по инерции "забралась" до 20-21 км и только потом начала падать).
Теперь еще об одном факте. Дыхательные аппараты пилотов были установлены так, что включить их самим пилотам оставаясь в кресле не представлялось возможным (ведь предназначались они для эвакуации экипажа на стартовой площадке). Поскольку аппарат Смита был включен, то была выдвинута гипотеза о том, что аппарат ему включил астронавт, сидящий во "втором ряду" (Резник (сидящая в центральном кресле) или Онизука (с кресла справа)).
Остается только констатировать факт, что все это остается на уровне гипотез и мы уже никогда не узнаем, что происходило в кабине Челленджера, так же, как и вряд ли узнаем, как это было в случае с Колумбией.
Ещё один штрих.
Помню, по поводу гибели "Челленджера" вышла статья В.Губарева. Вполне человечная. И была опубликована в "Правде", причём начиная с 1-й страницы. Тогда подумалось, что что-то всё-таки в нашей стране сдвигается... Что горе начинает восприниматься как общее...
Мысль посетила:
А ведь по сути именно с катастрофы Челленджера начался конец Спейс Шаттла.
Коммерческие заказчики после этого потеряли веру к надежность системы и запуски спутников прекратили. Аналогичные сдвиги произошли и в умах военных. Добавили свое слово и внутренние системные проблемы СОИ, и появление Бурана (как паритетной системы, которая тоже смогла бы обслуживать орбитальные боевые системы). После этого выход на экономически необходимую частоту полетов стал невозможен...
Шаттл был настолько новой, прорывной машиной, что на него возлагались неоправданно большие надежды. Перехвалили. Это как с доверием и добрым именем - зарабатывать долго, а потерять - в момент. И амба...
ЗЫ. Учитывая то, что шаттл, как сложная система имеет предел надежности и авария когда-нибудь НЕИЗБЕЖНА получается, что он изначально был обречен. Одна катастрофа сломала ему карьеру (обещавшую быть блестящей), а вторая - похоронила (пусть и с отсрочкой исполнения приговора)...
Люди! Не повторяйте ошибок шаттла! Не делайте таких больших орбитальных самолетов.
ЗЗЫ. В свете вышесказанного хотелось бы вспомить новомодные суборбитальные полеты. Если шаттл убили 2 катастрофы, то сколько катастроф понадобится для убиения "спейсшипванов" и вообще идеи коммерческих полетов в космос на самопальных пепелацах?
ЦитироватьЗЗЫ. В свете вышесказанного хотелось бы вспомить новомодные суборбитальные полеты. Если шаттл убили 2 катастрофы, то сколько катастроф понадобится для убиения "спейсшипванов" и вообще идеи коммерческих полетов в космос на самопальных пепелацах?
Коммерческие полёты - не убъёт ничто, ибо выгодно. Сколько пассажирские самолёты ни падают - о прекращении полётов даже мысли не приходит.
Другое дело - "престижная" программа, от которой расходов больше, чем доходов.
И бросить обидно, и тянуть тяжело и бесполезно.
И неважно что это именно - шатл или Конкорд...
ЦитироватьПомнится, была серия публикаций на эту тему по результатам обследования обломков кабины. Речь шла об астронавтах, находящихся на верхней палубе корабля.
Насколько помню, выводы о том, что во время взрыва погибли не все, были сделаны на основании того, что у трех астронавтов их четырех на верхней палубе были включены индивидуальные дыхательные приборы, предназначенные для аварийного покидания корабля на стартовой площадке.
Так вот единственный невключенный прибор принадлежал командиру Дику Скоуби. Из чего был сделан вывод, что он либо сразу погиб в момент взрыва, либо не имел возможности включить аппарат со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Аппараты Майкла Смита, Джудит Резник и Эллисона Онизуки были включены, причем расход составил порядка 70 процентов (или что-то в этом роде -- помню, что в основном приводились данные по аппарату Смита). Это при том, что баллон был рассчитан на 4 минуты.
(пишу все по памяти, так что возможны небольшие неточности). Время падения кабины составляло около двух с половиной минут. Отсюда вывод, что трое, верятнее всего, ДЫШАЛИ (скорее всего они все-таки были не в сознании -- по крайней мере бОльшую часть времени) в течение всего периода "свободного полета" кабины (если не ошибаюсь, взрыв произошел на высоте порядка 14 км, а кабина по инерции "забралась" до 20-21 км и только потом начала падать).
Теперь еще об одном факте. Дыхательные аппараты пилотов были установлены так, что включить их самим пилотам оставаясь в кресле не представлялось возможным (ведь предназначались они для эвакуации экипажа на стартовой площадке). Поскольку аппарат Смита был включен, то была выдвинута гипотеза о том, что аппарат ему включил астронавт, сидящий во "втором ряду" (Резник (сидящая в центральном кресле) или Онизука (с кресла справа)).
Вот собственно, документальный источник:
http://history.nasa.gov/kerwin.html
Если я правильно понял, то Кервин старался убедить всех, что астронавты если и не погибли, то во всяком случае потеряли сознание сразу, ибо высока вероятность разгерметизации кабины (правда, это не доказано), а дыхательные аппараты без кислорода спасти не могли. Документально доказано только то, что погибнуть при разрушении орбитера они не могли, а причины смерти достоверно не установлены.