Т.к. у нас сейчас импортозамещается Зенит в виде Союз-5, то возникает вопрос: не получится ли тогда воссоздать "Энергию" в том или ином виде, задействовав её стартовую площадку?
Чтобы не создавать пакетный Енисей из одних только керосиновых блоков первой ступени Союза-5. Чтобы не делать третью водородную ступень для Ангары или Енисея, а сразу взять полноценную вторую ступень на водороде или метане.
Или же состояние стартовой площадки за прошедшие 30 с лишним лет исключает такую возможность и она пришла в полную негодность? Может быть её дешевле восстановить чем строить новую?
Но можно ведь сделать и новую площадку на Восточном?
Если восстановление производства водородного РД-0120 невозможно в приемлемые сроки и разумные деньги, получится ли заменить его, допустим, соответствующим числом (7,8,9) метановых РД-0169? Или же сделать её полностью керосиновой? И ещё один вариант, боковые блоки метановые на основе Амура, центральный водородный, или же все блоки полностью метановые. Боковые блоки посадка вертикально, после определённого числа полётов двигатели переставляются на центральный первоначально предположительно одноразовый блок в их последний полёт.
И заодно получим целую линейку носителей под любую ПН, с теоретическим максимальным вариантом в виде Вулкана?
Цитата: Giperion121 от 24.10.2025 14:19:01Т.к. у нас сейчас импортозамещается Зенит в виде Союз-5, то возникает вопрос: не получится ли тогда воссоздать "Энергию" в том или ином виде
Наверное можно, но главный вопрос - зачем?
Цитата: Giperion121 от 24.10.2025 14:19:01Чтобы не создавать пакетный Енисей из одних только керосиновых блоков первой ступени Союза-5
Чем плох ПятьСоюз-5? Разумная концепция для Луны двухпуском, а больше нам и не надо.
Цитата: Giperion121 от 24.10.2025 14:19:01Или же состояние стартовой площадки за прошедшие 30 с лишним лет исключает такую возможность и она пришла в полную негодность? Может быть её дешевле восстановить чем строить новую?
Но можно ведь сделать и новую площадку на Восточном?
Имхо, конечно дешевле восстановить, чем лить с нуля тысячи тонн бетона
Цитата: Giperion121 от 24.10.2025 14:19:01И заодно получим целую линейку носителей под любую ПН, с теоретическим максимальным вариантом в виде Вулкана?
Если боковые блоки на основе Амура, то ПН как у Вулкана не получим. А главное - зачем?
Цитата: Molodoy от 24.10.2025 14:49:45но главный вопрос - зачем
Чтобы получить рабочий сверхтяж максимально быстро, без строительства новой площадки на Восточном, используя уже имеющиеся компоненты.
Цитата: Molodoy от 24.10.2025 14:49:45Чем плох ПятьСоюз-5? Разумная концепция для Луны двухпуском, а больше нам и не надо.
5-Союз-5 потребует нового стартового сооружения, ведь не получится же использовать стол от Энергии? Конечно с Ангарой это работает, но при масштабировании на пятиСоюз могут вылезти какие-нибудь проблемы с силовыми связями, и центральный блок всё равно будет отличаться от боковых, так может тогда сразу делать его большего диаметра? Достаточно ли надёжны 5 РД-171?
Не надо сейчас, но может быть будет надо потом. Есть подозрение что Луна это не очень интересно, а вот Марс, спутники планет гигантов и исследование окраин системы это намного интереснее. До Луны так или иначе можно добраться на среднетяже. А дальше на нём проблематично.
Цитата: Molodoy от 24.10.2025 14:49:45Если боковые блоки на основе Амура, то ПН как у Вулкана не получим. А главное - зачем?
Не обязательно гнаться за 250 тоннами на НОО, если выйдет больше 50 тонн на НОО в частично многоразовом полностью метановом варианте с четырьмя ББ, и по цене не слишком дорого, то уже отлично. А с восемью ББ может быть будет тонн 150, но не уверен, надо считать.
На Байконуре будут проблемы с перевозкой водорода и водородной инфраструктурой.
И с перевозкой водородного бака.
Возрождать надо на Восточном. И бак большого диаметра там же варить.
Старт, ИМХО, табуреточный, Пакет собирать в подвижной вертикальной башне.
Цитата: Giperion121 от 24.10.2025 17:17:48Чтобы получить рабочий сверхтяж максимально быстро
Если надо быстро, то это на основе Союза-5, Амур еще лет 5-7 мы не увидим. К тому же как мы собираемся транспортировать центральный блок диаметром 7.7м (как у Энергии)? Ан-225 больше нет, надо ещё будет вкладываться в переделку тяжёлых самолётов под это дело или делать производство прямо на космодроме.
Цитата: Giperion121 от 24.10.2025 17:17:48ведь не получится же использовать стол от Энергии?
Да может и получится. От Н-1 на Энергию этот стол же переделали, основание на которое ставится ракета придётся переделать, а так глобально вроде больше ничего.
Цитата: Giperion121 от 24.10.2025 17:17:48Достаточно ли надёжны 5 РД-171?
На Энергии же стояло 4 РД-171, а хотели даже 8. Ну на один двигатели больше, не страшно. Такой же вопрос можно задать и про двигатели Амура, РД-171 хотя бы летали и обкатаны.
Цитата: Giperion121 от 24.10.2025 17:17:48А с восемью ББ может быть будет тонн 150
Если только в одноразовом использовании и то вряд ли.
Цитата: sychbird от 24.10.2025 18:06:32Пакет собирать в подвижной вертикальной башне.
С каждым днём всё чудесатее и чудесатее.
Цитата: Giperion121 от 24.10.2025 14:19:01не получится ли тогда воссоздать "Энергию" в том или ином виде, задействовав её стартовую площадку?
Чтобы не создавать пакетный Енисей из одних только керосиновых блоков первой ступени Союза-5.
А зачем водород? Какие минусы пакетного керосина?
Цитата: Giperion121 от 24.10.2025 14:19:01Чтобы не делать третью водородную ступень для Ангары или Енисея, а сразу взять полноценную вторую ступень на водороде или метане.
На водороде нет двигателей, и не будет. На метане всё есть, на метане делать ЦБ можно и нужно!
Цитата: Giperion121 от 24.10.2025 14:19:01Если восстановление производства водородного РД-0120 невозможно в приемлемые сроки и разумные деньги, получится ли заменить его, допустим, соответствующим числом (7,8,9) метановых РД-0169?
Слишком много двигателей, на каждый ББ целых 5 штук. А двигатели с кислым газом, наберёшь много и будут взрывы.
Потеря полезной нагрузки крайне болезнена, потому что это супертяж, нагрузки много.
Поэтому на метане ББ делать нельзя. Надо брать керосиновые боковые блоки с РД-170, а в центре ставить или тоже керосин или метан
Цитата: Giperion121 от 24.10.2025 14:19:01Т.к. у нас сейчас импортозамещается Зенит в виде Союз-5, то возникает вопрос: не получится ли тогда воссоздать "Энергию" в том или ином виде, задействовав её стартовую площадку?..
Воссоздавать Энергию и задействовать её СК точно никто не будет. А если в США свернут программу сверхтяжёлых носителей, то и наш сверхтяж на базе С5 тоже не состоится.
Цитата: Буцетам от 24.10.2025 21:00:29Цитата: Giperion121 от 24.10.2025 14:19:01не получится ли тогда воссоздать "Энергию" в том или ином виде, задействовав её стартовую площадку?
Чтобы не создавать пакетный Енисей из одних только керосиновых блоков первой ступени Союза-5.
А зачем водород? Какие минусы пакетного керосина?
УИ
Цитата: sychbird от 24.10.2025 18:06:32На Байконуре будут проблемы с перевозкой водорода и водородной инфраструктурой.
И с перевозкой водородного бака.
Возрождать надо на Восточном. И бак большого диаметра там же варить.
Старт, ИМХО, табуреточный, Пакет собирать в подвижной вертикальной башне.
С первыми двумя пунктами согласен.
Старт нормальный, нет никаких проблем отлить его из железобетона. Пакет собирать можно и горизонтально,
Цитата: nonconvex от 24.10.2025 22:00:59Цитата: sychbird от 24.10.2025 18:06:32На Байконуре будут проблемы с перевозкой водорода и водородной инфраструктурой.
И с перевозкой водородного бака.
Возрождать надо на Восточном. И бак большого диаметра там же варить.
Старт, ИМХО, табуреточный, Пакет собирать в подвижной вертикальной башне.
С первыми двумя пунктами согласен.
Старт нормальный, нет никаких проблем отлить его из железобетона. Пакет собирать можно и горизонтально,
Для СТК надо поглубже, чем союзовский. Проходила информация, что грунтовые воды весной низко и всплыть может.
Цитата: Буцетам от 24.10.2025 21:00:29На водороде нет двигателей, и не будет.
В Воронеже с Вами не согласны. В разработке:
Цитироватьдвухрежимный трехкомпонентный двигатель ДР0750 (на базе РД0120). На первом режиме двигатель работает на кислороде и керосине с небольшой добавкой (6%) водорода, на втором — на кислороде и водороде. Расчетная тяга 144 и 81 т;
Непонятно, правда, куда он такой нужен. Может, для одноступа?
Цитата: МБР от 25.10.2025 02:45:18Цитата: Буцетам от 24.10.2025 21:00:29На водороде нет двигателей, и не будет.
В Воронеже с Вами не согласны. В разработке:
Цитироватьдвухрежимный трехкомпонентный двигатель ДР0750 (на базе РД0120). На первом режиме двигатель работает на кислороде и керосине с небольшой добавкой (6%) водорода, на втором — на кислороде и водороде. Расчетная тяга 144 и 81 т;
Непонятно, правда, куда он такой нужен. Может, для одноступа?
ууу-ху-ху ;D в Воронеже со мной не согласны? в разработке РД-0750? блин, давно так не смеялся
Кстати, у меня тоже в разработке двухрежимный двигатель. На первом режиме двигатель работает на кислороде и водороде, на втором — на кислороде и угарном газе. Каково мнение Воронежа по данному вопросу?
Цитата: МБР от 25.10.2025 02:45:18В Воронеже с Вами не согласны. В разработке:
Цитироватьдвухрежимный трехкомпонентный двигатель ДР0750 (на базе РД0120). На первом режиме двигатель работает на кислороде и керосине с небольшой добавкой (6%) водорода, на втором — на кислороде и водороде. Расчетная тяга 144 и 81 т;
Непонятно, правда, куда он такой нужен. Может, для одноступа?
Откуда это? Есть ссылка?
Цитата: Буцетам от 25.10.2025 02:53:02Цитата: МБР от 25.10.2025 02:45:18Цитата: Буцетам от 24.10.2025 21:00:29На водороде нет двигателей, и не будет.
В Воронеже с Вами не согласны. В разработке:
Цитироватьдвухрежимный трехкомпонентный двигатель ДР0750 (на базе РД0120). На первом режиме двигатель работает на кислороде и керосине с небольшой добавкой (6%) водорода, на втором — на кислороде и водороде. Расчетная тяга 144 и 81 т;
Непонятно, правда, куда он такой нужен. Может, для одноступа?
ууу-ху-ху ;D в Воронеже со мной не согласны?
С вами согласны в цирке. Там есть вакансия подковерного.
Цитата: Giperion121 от 24.10.2025 17:17:48Не обязательно гнаться за 250 тоннами на НОО
Если не гнаться -- отстанем от конкурентов навсегда. Лет через пять-восемь 250 т в одноразовом варианте станет де-факто стандартом для РН СТК. Какой тогда смысл проектировать заведомо хилый носитель сейчас, под будущие задачи? Я про освоение Луны, экспедиции на Марс и далее.
Будущая российская РНСТК мне видится как несколько уменьшенное подобие Суперхэви (8 метров в диаметре), НО с возможностью навески до 8 ББ (керосиновых или метановых, одно- или многоразовых). ЦБ -- на метановых 200-тонниках, сколько там их влезет. Одно- или многоразовая. Третья ступень на тех же движках, одноразовая. Обтекатели 8, 10 или 12 м в диаметре, двух- или четырехсекционные.
В максимальной сборке ракета будет внешне похожа на Вулкан или Протон. ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ!!! :) :) :)
Ах, да, корпус - по технологиям Союз-5, с соответствующим масштабированием -- ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ! :)
В принципе, такой носитель можно начать проектировать уже сейчас, не дожидаясь появления в железе моторов. И Маск и китайцы начинали эксперименты с корпусных элементов, не имея готовых движков. Чего время-то терять? Посадить молодежь за компы, отдельную группу человек в 20 -- пусть креативят, за 100 тыр в месяц :)
Цитата: Кот Бегемот от 25.10.2025 02:55:51Откуда это? Есть ссылка?
Информация► Отечественный космос► Воронеж космический
-- в последнем сообщении статья "Двигатели российского космоса: Воронежскому КБХА — 85 лет", от 6 июля 2025 года
https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?msg=2741871
-- см. в самом конце статьи
Цитата: Буцетам от 25.10.2025 02:53:02Каково мнение Воронежа по данному вопросу?
Если вам важно их мнение, ищите реквизиты на сайте КБХА.
Если б действительно хотели сверхтяж, так бы и сделали: восстановили байконурский старт и максимально копирнули Энергию.
Цитата: Diy от 25.10.2025 16:57:46Если б действительно хотели сверхтяж, так бы и сделали: восстановили байконурский старт и максимально копирнули Энергию.
Да, казахи бы так и сделали. Но не делают.
Цитата: sychbird от 24.10.2025 22:23:58Для СТК надо поглубже, чем союзовский. Проходила информация, что грунтовые воды весной низко и всплыть может.
надо больше бетона
Цитата: simple от 25.10.2025 21:29:36надо больше бетона
надо построить зиккурат