Многоразовая ракета-носитель ZhuQue-3 (ZQ-3) завершает финальные приготовления к первому полёту
С 18 по 20 октября 2025 года многоразовая ракета-носитель ZhuQue-3 (ZQ-3) Y1 успешно завершила первый этап кампании подготовки к своему дебютному полёту — полномасштабную репетицию заправки топливом и статический огневой тест на стартовой площадке №2 для ракет с двигателями на жидком кислороде и метане в коммерческой зоне инновационного пилотного проекта ,,Дунфэн".
Далее ракета перейдёт к запланированной репетиции вертикальной интеграции, после чего будет возвращена в техническую зону для проведения инспекции и технического обслуживания в рамках подготовки к предстоящему орбитальному запуску и возвращению первой ступени. Кампания подготовки к первому полёту ZQ-3 состоит из двух этапов:
Этап I:
Репетиция заправки топливом
Статический огневой тест
Техническое обслуживание после испытаний
Этап II:Основная цель:
Орбитальный запуск
Попытка возвращения первой ступени
Эта тестовая кампания охватила полный цикл операций, включая горизонтальную транспортировку и установку в вертикальное положение, заправку полностью переохлаждённым топливом, комплексные наземные испытания систем управления запуском, проверку зажигания и удержания на стартовом столе девяти двигателей TianQue-12A (TQ-12A), а также слив топлива. Кампания позволила всесторонне подтвердить корректность и эффективность процесса запуска и совместимость ракеты с наземными системами.
Официально разработка ZhuQue-3 началась в августе 2023 года. Это крупная многоразовая ракета-носитель на жидком топливе, созданная компанией LandSpace для миссий по развёртыванию крупных спутниковых группировок.
Ракета имеет диаметр корпуса 4,5 м, диаметр обтекателя 5,2 м, общую длину 66,1 м и стартовую массу более 570 тонн, обеспечивая стартовую тягу свыше 750 тонн.
Первая ступень, выполненная преимущественно из нержавеющей стали, оснащена девятью двигателями TianQue-12A на жидком кислороде и метане, а также системой управления ориентацией (RCS), решётчатыми рулями и посадочными опорами, необходимыми для возвращения ступени, что обеспечивает точное автономное возвращение, мягкую посадку и возможность повторного использования.
LandSpace ставит безопасность полётов и надёжность системы в приоритет, придерживаясь прагматичного и стабильного подхода к инновациям. После успешного статического огневого испытания системы двигателей первой ступени в июне этого года текущий этап стал финальной крупной наземной верификацией перед дебютным запуском.
В настоящее время проводится анализ тестовых данных, доработка процедур и планов на случай нештатных ситуаций, а также подготовка к операциям второго этапа в безопасном и упорядоченном режиме — с целью достижения полного успеха запуска и возвращения, что станет важным шагом к практическому внедрению и масштабному использованию многоразовых ракет-носителей.
https://x.com/LandSpace_Tech/status/1980229296200520165
(https://i.imgur.com/aSdFbR6.jpeg)
(https://i.imgur.com/KVyAg1f.jpeg)
(https://i.imgur.com/TLzYlWC.jpeg)
(https://i.imgur.com/J3s41vY.jpeg)
Эмблемы миссии первого полёта ZQ-3 — «От Земли к бесконечности»
Две эмблемы миссии первого полёта ZQ-3 вдохновлены её двойными целями — запуском и возвращением. Первая эмблема, «Взлёт», символизирует старт и воплощает стремление к небесам. Вторая, «Возвращение», отражает запланированную посадку первой ступени в зоне посадки, символизируя возвращение ступени на Землю.
Вместе эти эмблемы формируют целостное повествование о путешествии ZQ-3 Y1 — от стремления к звёздам до возвращения на Землю. Они отражают неуклонный дух смелости и упорства компании LandSpace в преодолении границ многоразовых космических полётов.
https://x.com/LandSpace_Tech/status/1980229346519564567
(https://i.imgur.com/VLHkrMN.jpeg)
Видео с прожигом - https://x.com/PhazzeeYeehaw/status/1980237490696098106
Хорошая статья на тему - Reusable Zhuque-3 Weeks Away From Debut Launch! (https://www.china-in-space.com/p/reusable-zhuque-3-weeks-away-from)
(https://i.imgur.com/HScLIMZ.jpeg)
(https://i.imgur.com/RO6m3EE.jpeg)
Из статьи выше следует, что запуск следует ожидать к середине ноября:
ЦитироватьПочти два месяца назад генеральный директор LandSpace заявил, что компания рассчитывает провести запуск Zhuque-3 в сентябре при оптимистичном сценарии или в ноябре в случае возникновения трудностей, поскольку попытки в октябре должны быть отложены из-за подготовки к запуску Shenzhou-21 и возвращения Shenzhou-20. На данный момент сообщается, что запуск Shenzhou-21 намечен на период с 29 октября по 1 ноября, а возвращение Shenzhou-20 ожидается в период с 3 по 9 ноября. Обе пилотируемые миссии исключают возможность запуска LandSpace в октябре.
Цитата: RaZoom от 20.10.2025 16:35:04ЦитироватьОбе пилотируемые миссии исключают возможность запуска LandSpace в октябре.
А почему? Какая связь?
Цитата: Zmej Gorynych от 20.10.2025 16:58:39А почему? Какая связь?
Общий космодром, который не предназначен для плотного графика и в данном случае приоритет отдается пилотируемым миссиям из-за общей нагрузки на наземные службы и тд. Также возможна перестраховка из-за первого пуска ZQ-3.
Скорее всего пуски ZQ-3 также будут осуществляться и с более открытого космодрома Вэньчан, новой коммерческой зоны.
https://tass.ru/kosmos/25402283
ЦитироватьМногоразовая ракета-носитель Zhuque-3 прошла испытания перед первым запуском
ШАНХАЙ, 21 октября. /ТАСС/. Китайская многоразовая ракета-носитель Zhuque-3, разработанная компанией LandSpace, успешно прошла несколько тестов перед первым полетом. Как сообщило Центральное телевидение Китая, испытание по заправке топливом и статическое огневое испытание двигателя уже завершены.
На следующем этапе инженеры будут проверять способность ракеты-носителя к безопасному возвращению на Землю.
Zhuque-3 будет использоваться для создания крупномасштабных сетей спутников. Ракета-носитель отличается высокой грузоподъемностью, низкой стоимостью и возможностью многократного использования. Zhuque-3 оснащена жидкостным ракетным двигателем. Корпус ракеты сделан из нержавеющей стали.
Диаметр первой и второй ступеней Zhuque-3 составляет 4,5 м, диаметр обтекателя - 5,2 м, а общая длина - 66,1 м. Взлетная масса составляет около 570 тонн, а взлетная тяга - более 750 тонн. После завершения орбитальной миссии Zhuque-3 может автономно вернуться на Землю, совершить мягкую посадку и быть повторно использована.
https://www.youtube.com/watch?v=-8WQn82Pn8sЦитироватьhttps://www.youtube.com/watch?v=-8WQn82Pn8s
Maiden Flight Preparation for China's Reusable Rocket Zhuque-3 Enters Critical Phase
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/378298.jpg) (https://www.youtube.com/@CCTVVideoNewsAgency) CCTV Video News Agency (https://www.youtube.com/@CCTVVideoNewsAgency)
Preparation for the maiden flight of China's reusable rocket Zhuque-3 has entered a critical phase after the completion of joint fueling drills and static ignition tests from October 18 to 20.
https://www.cctvplus.com/news/20251020/8449836.shtml#!language=1
Установка обтекателя
https://x.com/kelvin61942434/status/1980979335160005112
(https://i.imgur.com/o0DjmiP.jpeg)
(https://i.imgur.com/BBInoNV.jpeg)
(https://i.imgur.com/rfXqrE0.jpeg)
https://youtu.be/sKbylrkY26o
https://www.youtube.com/watch?v=xeXjDOFCKvwЦитироватьhttps://www.youtube.com/watch?v=xeXjDOFCKvw 1:27
ZhuQue-3 hot fire test
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/220832.jpg) SciNews (https://www.youtube.com/channel/UCjU6ZwoTQtKWfz1urL7XcbA)
LandSpace successfully conducted a hot fire test of the first ZhuQue-3 launch vehicle (朱雀三号遥一, ZQ-3 Y1) at the "Dongfeng Commercial Space Innovation Experimental Zone" (东风商业航天创新试验区), Jiuquan Satellite Launch Center, China, on 20 October 2025. ZhuQue-3 is a partially reusable, liquid oxygen and liquid methane (LOX+LCH4) powered, launch vehicle developed by LandSpace Technology Corporation (蓝箭, Blue Arrow), expected to attempt its first orbital launch and first stage recovery in the near future.
Credit: China Central Television (CCTV)/LandSpace
Кадры те же, что и выше. Ради текста.
Официальных заявлений нет, но по слухам планируют на 29 (30) ноября:
ЦитироватьПервый пуск ракеты Zhuque-3 компании LandSpace запланирован на 29 ноября.
Подтверждена дата пуска ракеты Zhuque-3 компании LandSpace и несколько туристических агентств начали принимать заявки на посещение места пуска первой китайской многоразовой ракеты. Стоимость билета оценивается более чем в 3000 юаней.
https://x.com/raz_liu/status/1991308260373401732
https://x.com/Truthful_ast/status/1992349759890411756
ЦитироватьTruthful @Truthful_ast
LandSpace's Zhuque-3 is possibly T-7 days away from its first launch
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/389166.jpg) (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/389167.jpg) (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/389168.jpg)
(Вчера.)
Посадочная площадка:
https://x.com/raz_liu/status/1993273306934657386
(https://i.imgur.com/CcpOYD8.jpeg)
ЦитироватьCongratulation from Land Space. Comfirmed the ZQ-3 is vertical at JSLC. Via Land Space
https://x.com/raz_liu/status/1993184096475050006
(https://i.imgur.com/GV085gJ.jpeg)
Не опровергли и не подтвердили дату запуска:
ЦитироватьНедавно в интернете появилась информация о запуске Zhuque-3, в которой утверждалось, что «время запуска подтверждено» и «доступны для покупки ознакомительные/ознакомительные туры на стартовую площадку», причём некоторые услуги платные. В ответ LandSpace торжественно заявляет: «Работы, связанные с Zhuque-3, идут гладко». LandSpace не проводила и не уполномочила никакие сторонние организации или отдельных лиц организовывать какие-либо мероприятия, связанные с миссией Zhuque-3, включая осмотры, ознакомительные туры, платные посещения или экскурсии на стартовую площадку. Пользователям рекомендуется тщательно проверять такую информацию, чтобы избежать финансовых потерь и рисков для личной безопасности, связанных с ложной рекламой.
Для получения точной информации о Zhuque-3, пожалуйста, ознакомьтесь с официальными заявлениями LandSpace. Благодарим вас за внимание и поддержку коммерческой космической отрасли Китая.
https://weibo.com/6507732051/QeTtyaJsG
Похоже всё же 29 ноября:
ЦитироватьZhuque-3 up first!
Aiming for November 29th 03:52-06:09 UTC (11:52-14:09 China Time). Notices reveal first-stand landing and faring drop zones.
https://x.com/PhazzeeYeehaw/status/1993890173730636007
(https://i.imgur.com/tu8R34O.png)
(https://i.imgur.com/wI7Hrgg.jpeg)
По слухам возможен перенос на 1 декабря из-за сильных высотных ветров.
ЦитироватьExpecting potential delay due to upper level wind.
According to travel agency, ZQ-3's maiden launch may be postponed to 1 Dec. NOTAMs hasn't been updated.
https://x.com/raz_liu/status/1994259275732877557
Там же ГВМ полетит?
Цитата: Zmej Gorynych от 28.11.2025 10:31:13Там же ГВМ полетит?
Пока что неизвестно, но по предположениям - да, ГВМ.
Если судить по NOTAM, то перенесли на 1 декабря:
ЦитироватьA4477/25 NOTAMN
Q) ZLHW/QRDCA/IV/BO/W/000/999/3824N10331E013
A) ZLHW B) 2512010352 C) 2512010609
E) A TEMPORARY DANGER AREA ESTABLISHED BOUNDED BY:
N383700E1033200-N382300E1034700-N381200E1033100-N382600E1031600,
BACK TO START.VERTICAL LIMITS:SFC-UNL.
AIRCRAFT ARE FORBIDDEN TO FLY INTO THE AREA.
F) SFC G) UNL
A4478/25 NOTAMN
Q) ZLHW/QRDCA/IV/BO/W/000/999/3301N10840E017
A) ZLHW B) 2512010355 C) 2512010620
E) A TEMPORARY DANGER AREA ESTABLISHED BOUNDED BY:
N331500E1082700-N331800E1083300-N331700E1084500-N325900E1085700-
N324900E1085400-N324600E1084700-N325200E1083500-N330500E1082700,
BACK TO START.VERTICAL LIMITS:SFC-UNL.
AIRCRAFT ARE FORBIDDEN TO FLY INTO THE AREA.
F) SFC G) UNL
На странице LANDSPACE дату не уточняют - https://weibo.com/u/6507732051
ЦитироватьМиссия первого полёта многоразовой РН «Чжуцюэ-3» в настоящее время продвигается стабильно и планомерно в строгом соответствии с принципами тщательной и кропотливой работы. ...
(https://i.imgur.com/iDIzMQQ.jpeg)
О прямой трансляции не упомянули, зато предоставили аккаунты местных партнеров в СМИ, например тут (https://weibo.com/n/%E7%9B%B4%E7%94%B7%E8%B4%A2%E7%BB%8F)заявляют :
ЦитироватьМы с командой совершили нечто, что даже нам самим кажется безумным: мы потратили четыре месяца на тщательное документирование всего процесса разработки многоразовой РН Zhuque-3 компании LandSpace. Результаты нашей кропотливой работы будут эксклюзивно опубликованы на @Douyin и в приложении Douyin Select!
(https://i.imgur.com/Y6wTZKU.jpeg)(https://i.imgur.com/t140smS.jpeg)
Также в LandSpace заявили, что будут "сотрудничать с @MediaStorm, чтобы представить эту миссию с особым видением" - возможно ролики после полета, эти хоть на ютубе есть - https://www.youtube.com/@mediastorm6801/videos
https://x.com/Dillonshrop06/status/1994283528721211868
ЦитироватьDillon @Dillonshrop06
We could be less than 24 hours from a launch attempt of Landspace's ZhuQue-3 maiden flight from Jiuquan, China.
ZhuQue-3 is China's first orbital rocket with the intent to land and re-use its 1st stage booster.
Mission details
LEO - Low Earth Orbit
Inclination - 55-60.0 degrees (likely ~60.0 deg)
Landing Zone is positioned 243mi / 391km downrange to the Southeast of Jiuquan and East of Jinchang, China
Fairings will land 717mi / 1,154km downrange in mountainous terrain approximately 100mi / 161km east of Hazhong, China
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/389456.jpg)
·
Rumors of Internal NET being December 1st UTC.
Цитироватьᯅ̈?! @dsshhh112
It is reported that there will be strong winds at the launch site on that day, and the launch time is expected to be delayed.
Причина переноса пуска на 1 декабря - сильный ветер на СК 29.11.
Zhuque-3 - перенос на 1 декабря.
https://x.com/SpaceIntel101/status/1994555631571976485 (https://x.com/SpaceIntel101/status/1994555631571976485)
Похоже на длительный перенос и частично-многоразовая CZ-12A может полететь первой:
ЦитироватьСогласно эксклюзивному сообщению партнера Landspace по освещению событий в СМИ - они уже покинули место посадки и первый полет ZQ-3 отложен на неопределенный срок.
Видео также предполагает, что порядок первых полетов 12A и ZQ-3 остается неопределенным.
https://x.com/kelvin61942434/status/1994637377378378033
ЦитироватьПохоже, это произошло из-за неправильного нанесения краски на посадочную площадку.
https://x.com/PhazzeeYeehaw/status/1994647879248408791
(https://i.imgur.com/7QXdW3t.jpeg)
Цитата: RaZoom от 29.11.2025 10:13:41ЦитироватьПохоже, это произошло из-за неправильного нанесения краски на посадочную площадку.
https://x.com/PhazzeeYeehaw/status/1994647879248408791
(https://i.imgur.com/7QXdW3t.jpeg)
А мы ещё про кабины ворчим...)
Там что, тоже написали "позор"?)
Там по ошибке написали "Фалкон".
ЦитироватьПредполагаемая причина отмены запуска Zhuque-3 — неподходящая краска на посадочной площадке — звучит слишком абсурдно, чтобы быть правдой. Эта задержка, произошедшая сразу после создания Управления коммерческого космоса, выглядит не столько технической проблемой, сколько бюрократическим сигналом. Непростой старт новой эры регулирования.
https://x.com/CNSpaceflight/status/1994941167260373023
ЦитироватьКитайское национальное космическое управление (CNSA) официально учредило Управление коммерческой космической деятельности. Этому новому органу поручено поддерживать, регулировать и направлять развитие сектора. Это решение было принято после публикации 18 ноября Плана действий по содействию качественному и безопасному развитию коммерческой космической деятельности (2025–2027 годы), что знаменует собой важный шаг к формализации надзора за отраслью.
https://x.com/CNSpaceflight/status/1994678691524481532
ЦитироватьТот факт, что LandSpace вынуждена была отменить запуск (по, скорее всего, надуманной причине — мол, краска на посадочной площадке не та), наводит меня на мысль, что государственный концерн CASC/SAST вполне обоснованно рассчитывает первым посадить первую ступень ракеты Long March 12A и хочет забрать себе приоритет. Похоже на историю с Пекинским полумарафоном, где частную компанию Unitree в итоге «обидели» (китайский гуманоидный робот Unitree H1)
https://x.com/teortaxesTex/status/1994842117404004804
ЦитироватьБудь Long March-12A
Отставай от LandSpace по срокам запусков
Получи особый приоритет на стартовом комплексе
Заставь LandSpace отменить свой пуск
Теперь сам стартуешь в начале декабря
SAST (государственный концерн) реально сделал то, о чём ULA и Boeing могли только мечтатью
https://x.com/Truthful_ast/status/1994737257685893358
Даже если партия желает срубить "хайп" на первом китайском многоразе CZ-12A - то это вполне себе мировая практика - как в США Старлайнер должен был полететь вперед CrewDragon или SLS вперед Старшипа. Время расставит всё по своим местам - если китайских "частников" не будут особо зажимать.
ЦитироватьChina 'N Asia Spaceflight @CNSpaceflight
The situation is fluid. New rumors circulating today suggest that the Zhuque-3 launch could be back on for December 3, contradicting earlier reports of a long delay. However, the NOTAMs (airspace closures) have not been updated to reflect this new date yet. Developing story.
Пошёл слух о 3 декабря.
ЦитироватьCosmic Penguin @Cosmic_Penguin
Wow.
After all these last minute hangouts, this is really happening???
And I literally have one day to finish writing on it???
Mark down December 3 @ 03:52-04:49 UTC, i.e. 26 hours from now. This might just be happening.
·
Yup, it looks like @LandSpace_Tech is launching ZQ-3 on December 3 after all. The brand new NOTAMs even has a more refined launch window!
(graphs by Domi207/https://space-notices.vercel.app)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/389575.jpg) (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/389576.jpg)
Цитата: cross-track от 29.11.2025 16:24:23Там что, тоже написали "позор"?)
Цитата: Брабонт от 29.11.2025 16:56:28Там по ошибке написали "Фалкон".
Хи-хи да ха-ха, но похоже на то, что ступень ZQ-3 садится, используя оптическое распознавание местности.
ЦитироватьКстати, эта последовательность предназначена только для первого пуска ZQ-3. Во время возвращения в атмосферу двигатель будет работать 46 секунд. Возможно, они попытаются максимально замедлить скорость первой ступени.
https://x.com/raz_liu/status/1995746804131135592
(https://i.imgur.com/zLLnz3A.png)
(https://i.imgur.com/i0Ap6bE.jpeg)
https://www.youtube.com/watch?v=6pAnrnlfPRgЦитироватьhttps://www.youtube.com/watch?v=6pAnrnlfPRg
Something Big Happening to China Reusable Rocket, Elon Musk revealed Better than SpaceX & NASA...
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/389629.jpg) (https://www.youtube.com/@SpaceZonea) Space Zone (https://www.youtube.com/@SpaceZonea)
Обзор подготовки.
https://x.com/Dillonshrop06/status/1995984320662528384
ЦитироватьDillon @Dillonshrop06
Hazard Map for ZhuQue-3 Demo Flight
https://bit.ly/4raVUGh
NET December 03 0400 UTC
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/389630.jpg) (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/389631.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/389632.jpg)
Началась загрузка, прямой трансляции пока что не планируется
ЦитироватьМинимальная задача — не взорваться на месте; выйти на орбиту — это уже победа. Восстановление зависит от удачи. И, пожалуйста, больше никаких ситуаций « hold ».
https://x.com/hentailamb/status/1996061988506792213
(https://i.imgur.com/YjkbP0O.jpeg)
Такая ну расчётно, по идее, должен был стартовать многоразовый жук. Интересно, как реально)
https://www.youtube.com/watch?v=ELjxSySCQdsЦитироватьhttps://www.youtube.com/watch?v=ELjxSySCQds
Live: Zhuque-3 Demo Flight
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/378358.jpg) (https://www.youtube.com/@IntRocketLaunch) International Rocket Launches (https://www.youtube.com/@IntRocketLaunch)
Как будто - на час позже.
Трансляция - через полчаса.
Летит
ЦитироватьConfirmed lift off at 120220
G7N1DaObQAA6Dmw.jpg
G7N1dp7bgAMcRhp.jpg
ЦитироватьLaunched!
https://x.com/kelvin61942434/status/1996068736193990727
https://i.imgur.com/1NPgi9s.mp4
ЦитироватьStage RUD when final landing phase
https://x.com/raz_liu/status/1996069908166463602
https://i.imgur.com/zHOSvqV.mp4
ЦитироватьZQ-3: Визуальное подтверждение того, что они были ДЕЙСТВИТЕЛЬНО близко. Огромные поздравления @LandSpace_Tech — если бы он пережил повторное зажигание, то приземлился бы точно в цель.
https://x.com/dpoddolphinpro/status/1996071025419706427
(https://i.imgur.com/x3hoOf5.jpeg)
https://x.com/Cosmic_Penguin/status/1996071978382532761
ЦитироватьCosmic Penguin @Cosmic_Penguin
And even more importantly...apparently ZQ-3 has reached orbit on the first try! Even in this nerfed initial configuration, this is almost close to a Neutron class rocket!
From a company that has launched just 7 times before since 2018 and touched orbit 4 times.
Extraordinary.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/389633.jpg)
Красный экран успешного пуска!
Для первой попытки очень даже неплохо.
Аэробаллистическая ракета "Жук-3" :)
https://t.me/zheleznyakov_spaceera/7613
Официально:
Цитировать3 декабря 2025 года по пекинскому времени ракета-носитель «Чжуцюэ-3 Y1» была запущена с испытательной зоны коммерческих аэрокосмических инноваций компании «Дунфэн» и успешно завершила полёт в соответствии с установленной процедурой, выведя вторую ступень на заданную орбиту. В ходе миссии такие ключевые манёвры, как старт ракеты, разделение первой и второй ступеней, зажигание двигателя второй ступени, отделение обтекателя, выключение двигателя второй ступени, движение по инерции и перезапуск двигателя второй ступени, были выполнены в соответствии с планом, продемонстрировав стабильную и надёжную работу. Одновременно в ходе миссии была проведена лётная проверка технологии вертикального посадки первой ступени. После включения первой ступени на этапе посадки произошла аномалия, из-за которой не удалось выполнить мягкую посадку на месте посадки. Обломки упали на край места посадки, что привело к неудачному испытанию на посадку. Точная причина полёта в настоящее время расследуется. В ходе миссии была подтверждена правильность и рациональность всего процесса испытаний, запуска и полёта ракеты-носителя «Чжуцюэ-3», а также совместимость интерфейсов различных систем. Он также получил ключевые инженерные данные в реальных условиях полета, заложив важную основу для последующей оптимизации конструкции модели, повышения общей надежности и достижения возврата и повторного использования ступеней. Основываясь на ценных данных и опыте, полученных в ходе этой миссии, группа по разработке модели оперативно проведет всесторонний анализ процесса испытаний и внесет технические усовершенствования, оптимизирует план возврата и продолжит содействовать проверке и применению технологии многоразовых ракет в последующих миссиях. В будущем, по мере того, как развертывание группировки на низкой околоземной орбите войдет в свой пиковый период, Zhuque-3 продолжит итерации, достигая технологических прорывов от возврата и повторного использования до рутинных, приближенных к полету операций многоразовых запусков. Он стремится стать основным средством выведения, отвечающим национальным стратегическим потребностям, внося вклад Blue Arrow в создание национальной космической державы и развитие новых производительных сил.
https://weibo.com/u/6507732051
(https://i.imgur.com/NmTgifX.jpeg)
(https://i.imgur.com/jlpm7Bv.jpeg)
(https://i.imgur.com/YNlf5zj.jpeg)
(https://i.imgur.com/ihmOiVv.jpeg)
Цитата: Брабонт от 03.12.2025 08:23:48Для первой попытки очень даже неплохо.
Да, отличный результат - учитывая тот факт, что они отказались от третьего полета Хоппера на ~100 км, завершив программу испытаний прыжком на ~10 км.
А вот Хоппер для CZ-12A летал, насколько помню, до ~70 км и столкнулся с аномалией на финальном этапе во время посадки. Так что у разработчиков CZ-12A опыта больше и полет по слухам должен состояться уже 12 декабря.
Красивый всё-таки выхлоп у метана.
То есть ГВМ не было и вывели на орбиту вторую ступень.
А был ли вывод на орбиту чего-либо вообще? Или изначально планировался суборбитальный пуск?
Цитата: anik от 03.12.2025 10:41:43То есть ГВМ не было и вывели на орбиту вторую ступень.
Схематично они как раз и рисовали ГВМ - а видео/фото с орбиты возможно появится позже:
(https://i.imgur.com/XzJYRY3.jpeg)
ЦитироватьHere is the ZQ-3 Y1 Flight Profile for Orbital Mission and First Stage Recovery System Verification Test
ZQ-3 Y1 Orbital Mission Flight Profile
T-0s, Lift-off
T+129s, S1 Main Engine Cutoff (MECO)
T+134s, S1/S2 Stage Separation
T+138s, S2 First Engine Start (SES-1)
T+324s, Fairing Jettison
T+499s, S2 First Engine Cutoff (SECO-1), Orbit Insertion
T+1899s S2 Second Engine Start (SES-2)
T+1916s, S2 Second Engine Engine Cutoff (SECO-2)
T+1980s, Terminal Velocity Correction End
T+2010s, Passivation Start
T+3025s, Passivation End
For ZQ-3 Y1 First Stage Recovery System Verification Test
T+134s, S1/S2 Stage Separation
T+371s, Re-entry Burn Start
T+417s, Re-entry Burn CutOff
T+480s, Landing Burn Start
T+491s, Landing Burn End, Outer Landing Engines Cutoff
T+510s, Tounchdown, Center Landing Engine Cutoff
https://x.com/LandSpace_Tech/status/1996116726602227773
Из аккаунта LandSpace в Твиттере:
ЦитироватьZhuQue-3 Y1 Reusable Launch Vehicle Successfully Completes Orbital Mission
On December 3, 2025, 12:00 p.m. (UTC+8), ZhuQue-3 (ZQ-3) Y1 launch vehicle lifted off from the Dongfeng Commercial Space Innovation Pilot Zone, successfully completing its flight mission with successfully orbit insertion.
The ZQ-3 is a new-generation, low-cost, high-capacity, high-frequency, reusable LOX/methane launch vehicle independently developed by LandSpace for large-scale satellite constellation missions. The ZQ-3 Y1 features a single-core two-stage tandem configuration, with a diameter of 4.5 meters for both stages, a 5.2-meter diameter fairing, and a total length of 66.1 meters. It has a takeoff mass of 560 tons and a takeoff thrust of 7,542 kN. The propulsion system is based on LandSpace's proprietary TianQue (TQ) series LOX/methane engines, with nine TQ-12A engines in the first stage and one TQ-15A vacuum engine for the second stage. After stage separation, the ZQ-3's first stage is designed to perform vertical recovery landings, with a planned reuse capability of at least 20 times. In its operational phase, the vehicle will offer a Low Earth orbit (LEO) payload capacity of no less than 18 tons with down-range recovery, enabling efficient multi-satellite deployment for internet constellations and China's future space programs.
During the flight, all critical events—including lift-off, stage separation, S2 first Engine Start (SES-1), fairing jettison, S2 First Engine Cutoff (SECO-1), S2 coasting, and the S2 Second Engine Start (SES-2)—were executed as planned, demonstrating stable and reliable performance.
In parallel, this mission carried out a flight verification test of the first stage recovery system. According to telemetry data, an anomaly occurred after the first stage initiated its landing burn, preventing a soft landing on the designated recovery pad. The stage debris came down near the edge of the recovery pad, and the recovery test was unsuccessful. The specific cause is under further investigation.
https://x.com/LandSpace_Tech/status/1996116667940962648
Цитата: RaZoom от 03.12.2025 11:19:50Схематично они как раз и рисовали ГВМ
Понятно, неотделяемый.
Хорошая статья на тему - https://www.china-in-space.com/p/landspace-successfully-debuts-zhuque
Радует что "A few Zhuque-3 launch vehicles are currently under production at LandSpace's manufacturing facility in Jiaxing (嘉兴市), in Zhejiang (浙江) province."
https://t.me/cgtn_russian/44785
🚀 Китайская частная космическая компания LandSpace провела первый испытательный запуск своей ракеты-носителя Zhuque-3. Он был осуществлен с площадки Пилотной зоны коммерческих космических инноваций «Дунфен» в провинции Ганьсу на северо-западе Китая.
Вторая ступень ракеты успешно выведена на орбиту. Однако испытание по возвращению и посадке первой ступени для ее повторного использования завершилось неудачей. В компании заявили, что запуск позволил получить ценные данные для будущих миссий. #космос (Фото: VCG)
Полное официальное сообщение от Landspace тут:
https://www.landspace.com/news-detail.html?itemid=66 (https://www.landspace.com/news-detail.html?itemid=66)
Но время старта и в нем не названо.
Цитата: RaZoom от 03.12.2025 12:39:01Хорошая статья на тему - https://www.china-in-space.com/p/landspace-successfully-debuts-zhuque
Радует что "A few Zhuque-3 launch vehicles are currently under production at LandSpace's manufacturing facility in Jiaxing (嘉兴市), in Zhejiang (浙江) province."
Ну так...
Вся нынешняя движуха идет под запуск китайского Старлинк.
Те кто окажутся впереди, поделят очень вкусный пирог.
Ну а остальные - "Пусть неудачник плачет, кляня свою судьбу!".
Цитата: Брабонт от 03.12.2025 09:48:59Аэробаллистическая ракета "Жук-3"
Жук-бомбардир. Re-Entry burn он всё же пережил, если я правильно понял.
Цитата: Tordent от 03.12.2025 14:47:17Ну так...
Вся нынешняя движуха идет под запуск китайского Старлинк.
Те кто окажутся впереди, поделят очень вкусный пирог.
Ну а остальные - "Пусть неудачник плачет, кляня свою судьбу!"
Только в Китае планируется много созвездий - на пике сейчас три - Gwowang, Qianfan и Honghu-3.
И если Gwowang и Qianfan - открытые проекты, за контракты с которыми борется в том числе и Landspace, то Honghu-3 это уже буквально вертикальная интеграция - где Lanjian Hongqing производит спутники, Landspace их запускает и Landspace владеет 48% акций компании Lanjian Hongqin.
https://circleid.com/posts/chinese-leo-satellite-internet-update-guowang-qianfan-and-honghu-3
Орбита 56.95° 142x1402 км.
С каталожными номерами
Цитировать2025-282A 66877 DUMMY PAYLOAD 100.27 56.95 1,401 142 0.0880197
https://celestrak.org/NORAD/elements
Цитата: Rudel2 от 03.12.2025 10:27:29Красивый всё-таки выхлоп у метана.
У Зенита ничем не хуже.
Зато при падении дымила как будто на сырой нефти. Или на твёрдом топливе.
Моторное масло горело. ;)
Вот такой вопрос - про ZQ-3 сказано, что она стальная. Вся или только первая ступень? Если вся, то это первая после Атласа ракета из стали, которая вышла на замкнутую орбиту.
Цитата: Raul от 04.12.2025 08:49:37Вот такой вопрос - про ZQ-3 сказано, что она стальная. Вся или только первая ступень? Если вся, то это первая после Атласа ракета из стали, которая вышла на замкнутую орбиту.
Вторая ступень полностью стальная, первая ступень - частично стальная, за исключением двигательного и переходного отсека. Сталь здесь применяется из соображений удешевления производства баков.
Может быть недостаточная теплозащита двигательного отсека и привела к аварийной посадке - у F9 всё же там титан+ водяное охлаждение.
(https://i.imgur.com/FHEFldb.jpg)
Полетели: https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/209984/
Цитата: Liss от 04.12.2025 16:12:15Полетели: https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/209984/
Не корректно сравнивать ПН на 300 км (Falcon 9 ASDS), 200 км (Falcon 9 Expended) и на 450 км Zhuque 3/3E.
На орбиту 450 км 28.5° Falcon 9 Block 5 ASDS выводит 15,315 кг. (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?msg=2792943) 17.5 тонн (округлённо, а судя по массе Starlink, чуть больше) это около 300 км 43°.
И с длиной обтекателей путаница.
Кратность использования для Falcon 9 сейчас предполагается 40. Более 20 раз уже 12 ступеней слетали.
А за статью спасибо.
А как они везли 4.5-метровую ракету от Шанхая до Цзюцюаня?
Цитата: Liss от 04.12.2025 16:12:15Полетели: https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/209984/
Опечатка
"Компания начала свою деятельность с проекта легкого твердотопливного носителя «Чжуцюэ-1» (朱雀一号, Zhuque
2, ZQ-1),"
https://x.com/Cosmic_Penguin/status/1996438985296789703
ЦитироватьCosmic Penguin @Cosmic_Penguin
So on the analysis of the ZQ-3 booster recovery profile, you can find it here - based on a single second scene in the LCC in the video below: https://m.weibo.cn/detail/5239819860968049
Firstly LandSpace shares the same telemetry display graphs with other Chinese rockets...
...which has the altitude (green line) & velocity (yellow line) usually on scales of 50 km & 500 m/s per marking on the left. The author notes that this means MECO was at ~1650 m/s, way lower than the usual 2200-2700 for Falcon 9 & ~2000 for New Glenn's 2 launches; yet...
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/389734.jpg)
...after 134s of powered flight the 1st stage would cruise up to ~120 km high, even higher than F9 boosters after thrusting for ~155s. This shows ZQ-3 adapted to the closer down range pad than usual Falcon ASDS locations (390 km vs ~600) by flying a really lofted trajectory.
This however means the booster would have a steeper re-entry & requires longer entry burns. On the ZQ-3 this time entry burn slows it down from ~1600 m/s to ~850, then it temporarily accelerated to around 920 before air resistance takes over (similar profile also seen on F9/NG).
This author speculates that the steep ballistic trajectory + heavy 1st stage meant longer entry burn w/ high fuel usage, & thinks only 3 engines were used in this entry burn per deceleration calculations, not 5 as previously expected.
The landing burn part had patchy telemetry...
...though if that "blip" could be believed, the author put the landing burn start at ~350 m/s w/ loss of data at ~340. It seems due to the booster being heavier, the burn seems to have started in the transonic phase, not Mach 0.7 as Falcons do. The quick deceleration means...
...a quick deceleration is required, with the author speculating a "1-5-1" landing burn profile where the center engine starts first, then 4 nozzle-movable engines on the outer ring joins in for a period before shutting down for the center engine to finish the landing job.
оригинал на китайском
蓝箭发了宣传视频,00:53的时候漏了半秒一级的飞行时序。
重新找@SegerYU 修了下图
根据国内通常的速度-高度曲线图,左边是以50千米和500米/秒为高度和速度单位,
那么一级关机速度约为1650m/s,这个速度远低于F9的2200-2700m/s和NG前两次飞行约2000m/s,但134秒的一级动力段弹道远点接近120千米,明显高于155秒一级动力段的F9,这表明zq3采用高抛弹道以压低一级射程满足390km downrange,但这会带来更加陡峭的再入段,需要更长的再入点火。
再入点火前速度约为1600m/s,制动结束后速度大概在850m/s,火箭减速了大概750m/s,随后加速至920m/s后空气阻力超过重力,火箭开始减速下降。这是一个正常的现象,我们以NG-2为例,NG-2在再入点火制动开始2043m/s,制动结束后1436m/s,随后在坠落过程中进一步加速至1454m/s后空气阻力超过重力开始减速,是正常现象,也符合我们上文提到的由于弹道陡峭+一级过重导致再入点火需要更长的再入点火和消耗大量燃料,经过平均加速度计算后笔者认为再入点火一共起动了3台而不是最初推测的5台。
着陆段的遥测只有一点点,如果这条线末尾那一点斜率变化确实来自于着陆点火的话大概也许在350m/s开始,可能在340m/s处终止。可以看出因为较重,着陆点火开始时大概还是超/跨音速段,而不像F9一样在约Ma0.7的环境点火。这个高度下仍然有跨音速的话表明火箭在接下来过程中需要快速减速,不排除着陆点火仍然是先起动1台然后剩下4台全开以尽可能快的减速,再关闭外圈4台依靠中心发动机完成着陆。
纯瞎猜,请勿以本文作为任何依据,被领导骂了我不负责。
Цитата: Liss от 04.12.2025 16:12:15Полетели: https://novosti-kosmonavtiki.ru/articles/209984/
Очень наглядная таблица для сравнения Фалкона и Чжуцюе, но есть вопрос. Тяга TQ-15А была заявлена как 944,4 кН, а не 836 кН.
Цитата: RaZoom от 04.12.2025 09:16:08(https://i.imgur.com/eT8VN2R.jpeg)