Опрос
Вопрос:
Что стоит реализовывать в железе? (Выберите до 22 пунктов, чтобы показать ваше видение семейства ракет)
Вариант 1: 1я ступень однораз A1: «Иртыш» (РД-171МВ), стандарт
Вариант 2: 1я ступень однораз A2: «Иртыш-У» (РД-171МВ), баки +15–25%
Вариант 3: 1я ступень однораз A3: «Союз-6» (РД-180), укороченная
Вариант 4: 1я ст. многораз R1: посадка A1 RTLS, рулевой ЖРД
Вариант 5: 1я ст. многораз R2: посадка A1 по трассе, рулевой ЖРД
Вариант 6: 1я ст. многораз R3: посадка A2 RTLS, рулевой ЖРД
Вариант 7: 1я ст. многораз R4: посадка A2 по трассе, рулевой ЖРД
Вариант 8: 1я ст. многораз R5: посадка A3 RTLS, рулевой ЖРД
Вариант 9: 1я ст. многораз R6: посадка A3 по трассе, рулевой ЖРД
Вариант 10: 2я ступень B1: РД-0124МС (база)
Вариант 11: 2я ступень B2: РД-0110/0110М (эконом, под многораз)
Вариант 12: 2-я ступень B3: 100-тс рулевой ЖРД от 1й ступени с вакуумными соплами
Вариант 13: Верхняя ст. U0: «Фрегат-СБ» (высококип.)
Вариант 14: Верхняя ст. U1: ДМ-03 (керосин)
Вариант 15: Верхняя ст. U2: LH2 РД-0146Д
Вариант 16: Верхняя ст. U3: LH2 тяж. РД-0150
Вариант 17: Пакет C0: A3 (3шт.) «Союз-3-Лайт»
Вариант 18: Пакет C1: A1 (3шт.) «Союз-3»
Вариант 19: Пакет C2: A2 + A1 (2шт.) «Союз-3+»
Вариант 20: Пакет C2b: A2 (3шт.) «Союз-3-Max» (три удлинённых блока)
Вариант 21: Пакет C3a: A1 (5шт.) «Союз-4»
Вариант 22: Пакет C3b: A2 + A1 (4шт.) «Союз-4+»
Вариант 23: Пакет C3c: A2 (5шт.) «Союз-4++»
Вариант 24: Пакет многораз RP0: возврат C0 - 2 боковых (по трассе)
Вариант 25: Пакет многораз RP1: возврат C0 - всех трёх (RTLS)
Вариант 26: Пакет многораз RP2: возврат C1 - 2 боковых (по трассе)
Вариант 27: Пакет многораз RP3: возврат C1 - всех трёх (RTLS)
Вариант 28: Пакет многораз RP4: возврат C2 - 2 боковых (по трассе)
Вариант 29: Пакет многораз RP5: возврат C3a - 4 боковых (по трассе)
Вариант 30: Пакет многораз RP6: возврат C3b - 4 боковых (по трассе)
Вариант 31: Пакет многораз RP7: возврат C2b - 2 боковых (по трассе)
Вариант 32: S1: Стол одиночный (A1/A2/A3)
Вариант 33: S2: Стол трёхблочный (C0/C1/C2)
Вариант 34: S3: Стол сверхтяж (C3, 5+)
Вариант 35: S4: Стол универсал (1/3/5+)
Вариант 36: S5: Поэтапно: S1→S2→S3
Вариант 37: D1: Форс тяги +10% (РД-171МВ/РД-180)
Вариант 38: D2: Доработка стола под форс
Вариант 39: D3: LH2-наземка (строить)
Вариант 40: D4: ОКР (концепт): 100-тс ЖРД (sea-level/vacuum)
Вариант 41: L1: Площадка RTLS (космодром)
Вариант 42: L2: Зоны посадки по трассе + логистика
Вариант 43: L3: База обслуживания возвращённых
Скоро начнутся лётные испытания «Союза-5» — двухступенчатой ракеты среднего класса с двигателями РД-171МВ и РД-0124МС, способной вывести на низкую орбиту порядка 17–18 тонн. Предлагаю обсудить, как на её основе выстроить новое семейство носителей «Союз»: от лёгких до сверхтяжёлых конфигураций. В основе обсуждения — реально существующие двигатели и проверенные компоновки. Поскольку на форуме часто обсуждают многоразовость, в голосование добавлены концепт-варианты: возврат 1-й ступени на рулевом ЖРД 100-тс, а также 2-я ступень B3 на его вакуумной версии с многоимпульсным профилем, и D4 - ОКР по обеим модификациям (sea-level/vacuum).
Прикидки грузоподъёмности вариантов, представленные ниже для выбора, выполнены на основе заявленной грузоподъёмности «Союза-5» и известных характеристик упомянутых в теме двигателей (РД-171МВ, РД-0124МС, РД-180, РД-0146Д, РД-0150).
Предлагаю обсудить, какие ступени и разгонные блоки целесообразно создавать, какие пакетные схемы оправданы, и какой стартовый стол нужен для запусков с Восточного (одиночный, трёхблочный или для сверхтяжёлых конфигураций). Просьба при голосовании хорошо подумать что, реально, на ваш взгляд, может «потянуть» РФ, и осмысленно формировать набор для вашего видения какой должна быть линейка ракет «Союз» нового поколения. Можете учитывать ожидаемый рост потребности в массовых запусках (пакетов спутников) и регулярности пусков для развертывания крупных группировок. Выбирайте сочетания которые по вашему мнению способные обеспечить темп и экономику серии.
Голосование нужно, чтобы определить приоритеты: какие ступени, разгонные блоки, пакетные схемы и стартовые комплексы сообщество считает наиболее нужными для реализации «в железе».
Краткая памятка: как голосовать осмысленно:
Коды и термины
A — 1-я ступень; B — 2-я ступень; U — верхняя ступень.
C — пакет (связка из нескольких A); R — возврат конфигурации без пакета (A1/A2/A3); RP — возврат пакетной конфигурации (C).
S — стартовый стол; D — доп. опции (форс двигателей, LH2-наземка); L — посадочная инфраструктура.
RTLS — посадка на космодром; «по трассе» — посадка на суше вне космодрома.
B3 — 2-я ступень (концепт): вакуумный 100-тс ЖРД, многоимпульсный профиль.
D4 — ОКР (концепт): 100-тс ЖРД (sea-level/vacuum).
Принцип выбора
Конфигурация первой ступени: без пакета (A1/A2/A3) или пакет (C0/C1/C2/C2b/C3a/C3b).
Вторая ступень: отметьте B1 «база» и/или B2 «эконом» как поддерживаемые направления развития 2-й ступени. При желании отметьте и B3 (концепт, вакуумный 100-тс ЖРД с многоимпульсным профилем). B3 выбирается так же, как B1/B2, и участвует во всех обязательных связках (с R — +L; с RP — +S+L; с U2/U3 — +D3).
Верхняя ступень: при необходимости отметьте U (U0/U1/U2/U3).
Режим возврата:
без пакета — отметьте соответствующий R (R1...R6) и L;
с пакетом — отметьте соответствующий RP (RP0...RP7) и L.
Примечание: RP заменяет C для того же пакета; C добавляйте только если хотите поддержать и одноразовую версию этой же связки.
Инфраструктура: для пакетов добавьте S; для U2/U3 добавьте D3; при форсировании — D1 и при необходимости D2.
Обязательные связки (чтобы выбор был рабочим)
R → вместе с B (B1/B2/B3) и L.
RP → вместе с B (B1/B2/B3), S и L.
U2/U3 → вместе с D3.
Любой C или RP → вместе с соответствующим S.
Самое важное про дубли
Если выбрали R или RP, отдельно A или C не требуются; добавляйте A/C только тогда, когда вы специально хотите поддержать ещё и одноразовые версии той же базы.
Быстрая самопроверка
Для каждого R есть B (в т. ч. B3) и L.
Для каждого RP есть B (в т. ч. B3), S и L.
Для U2/U3 добавлен D3.
Для каждого C/RP выбран подходящий S.
Нет лишних дублей A/C рядом с R/RP, если не поддерживаете однораз параллельно.
Примеры валидных наборов (не исчерпывающий список)
A1 + B1 + U1 — одиночный вывод на ГПО (без водорода).
C1 + B1 + S2 — трёхблочный НОО без возврата.
RP2 + B1 + S2 + L2 — трёхблочный с возвратом боковых.
R4 + B2 + L2 — одиночный многораз «по трассе» с эконом-второй.
C3a + B1 + S3 — «Союз-4» с керосиновым верхом (ДМ-03) как временное решение до ввода LH2-наземки.
A1 + B3 + U1 — одиночный с многоимпульсной 2-й ступенью (концепт).
Справочная «лесенка» полезной нагрузки:
Вывод на НОО с базовой второй ступенью B1 и без верхней ступени U
Одноразовые варианты:
11–13 т: «Союз-6» (A3+B1)
17–18 т: Базовый «Иртыш» (A1+B1)
21–23 т: «Иртыш-удлинённый» (A2+B1)
30–35 т: «Союз-3-Лайт» (C0)
46–54 т: «Союз-3» (C1)
55–60 т: «Союз-3+» (C2)
58–64 т: «Союз-3-Max» (C2b, 3×A2)
75–135 т: «Союз-4» (C3a/C3b/C3c — разные компоновки внутри диапазона; для C3b/C3c требуется усиленный стол)
Многоразовые:
7–8 т: «Союз-6» многоразовый - посадка ступени A3 на космодром (R5)
8–10 т: «Союз-6» многоразовый - посадка ступени A3 по трассе на суше (R6)
10–12 т: Базовый «Иртыш» многоразовый - посадка ступени A1 на космодром (R1)
12–14 т: Базовый «Иртыш» многоразовый - посадка ступени A1 по трассе на суше (R2)
13–16 т: «Иртыш-удлинённый» многоразовый - посадка ступени A2 на космодром (R3)
15–18 т: «Иртыш-удлинённый» многоразовый - посадка ступени A2 по трассе на суше (R4)
18–24 т: C0, возврат всех 3 на космодром (RP1)
25–30 т: C0, возврат 2 боковых по трассе (RP0)
30–38 т: C1, возврат всех 3 на космодром (RP3)
40–48 т: C1, возврат 2 боковых по трассе (RP2)
49–56 т: C2, возврат 2 боковых по трассе (RP4)
52–60 т: C2b, возврат 2 боковых по трассе (RP7)
65–105 т: C3a, возврат 4 боковых по трассе (RP5)
70–110 т: C3b, возврат 4 боковых по трассе (RP6)
Примечание:
ПН для многоразовых пакетов указаны для связок с базовой второй ступенью B1 (РД-0124МС). При использовании эконом-ступени B2 массы будут ниже.
Торможение и «посадочный» импульс обеспечивает рулевой ЖРД (концепт по публичным материалам). Основной двигатель ступени для посадки не используется. ПН - оценочные диапазоны (учтены запас топлива, масса опор и доп. необходимое оборудование на ступени для посадки).
Рулевой двигатель с многократным включением, общая тяга на номинале ~100 тс, две камеры по ~50 тс.
Предполагаемые характеристики:
- Дросселирование каждой камеры до 30–40% даёт «лесенку» 30–80 тс
- Можно выключить одну камеру для ещё более тонкой подстройки
Эконом-вторая ступень (B2, РД-0110/0110М) даёт дополнительное снижение ПН примерно на 0.5–1.5 т относительно соответствующего режима возврата (RTLS/посадка по трассе), в обмен на снижение стоимости узла; цифры — оценочные.
Для B3 оценки ПН не приводятся: они зависят от ТТХ нового ЖРД и выбранного профиля полёта (количество и длительность включений).
Примеры вывода на высокие орбиты (с верхней ступенью U)
Вывод на ГПО/ГСО:
A1+B1+U0: «Союз-5» + «Фрегат-СБ» для групповых выведений и многоимпульсных схем на низких/средних орбитах и «лёгкого» ГПО
A1+B1+U1: Одиночный «Союз-5» + Блок ДМ-03
A1+B1+U2: одиночный «Союз-5» + водородная ступень
A2+B1+U2: «Союз-5» с удлинённой первой ступенью + водородная ступень
C0+U2: средняя трёхблочная + водородный верх (редкий, но разумный частный случай)
C1+U1: «Союз-3» + Блок ДМ-03 для тяжёлых ГПО без LH2
C1+U2: «Союз-3» + водородная ступень
C2+U1: тяжёлый класс + керосиновый верх для ГПО/ГСО (возможен как промежуточный шаг при отсутствии LH2-наземки)
Выведение на траекторию полёта к Луне:
C1+U2: «Союз-3» + водородная ступень
C2+U2: «Союз-3+» + водородная ступень
C3+U1: «Союз-4» + ДМ-03 как «мост» до готовности LH2-наземки
C3+U3: «Союз-4» + тяжёлая водородная ступень
Карта соответствия по столам:
A1/A2/A3 → S1.
C0/C1/C2/C2b → S2.
C3 (5+) → S3.
Примечание: S4 - как универсальный для одиночного/трёхблочного/сверхтяжёлого (при наличии финансирования). S5 (поэтапно) покрывает S1→S2→S3 последовательно
Ориентиры НОО приведены для низких высот (~200–220 км) и наклонения ~51.6–51.8°; фактические ПН зависят от обтекателя и профиля выведения
Что дает форсирование +10% (при условии сертификации):
Оценка прибавки ПН (диапазоны, зависят от ограничений по нагрузкам, массы ступеней и профиля полёта)
Одиночные пуски:
A1+B1 (база ~17–18 т): +0.5...+0.8 т при +10% тяги РД-171МВ (если ограничения по Max-Q/акустике не ужесточены)
A2+B1 (удлинённая 1-я ступень ~21–23 т): +0.8...+1.2 т.
A3+B1 («Союз-6» ~11–13 т): +0.3...+0.6 т при +10% по РД-180.
Пакетные схемы (сильнее чувствительны к тяге на старте):
C0 (3×A3, ~30–35 т): +1.0...+1.8 т.
C1 (3×A1, ~46–54 т): +3...+4 т.
C2 (A2+2×A1, ~55–60 т): +3...+5 т.
C3 (5+×A1, ~75–135 т): +6...+10 т.
Коллеги, если нашли неточность в данных или формулировках - дайте пожалуйста знать. Если не хватает нужной конфигурации или пункта голосования - предложите вариант. При наличии поддержки новые пункты будут добавлены.
Всем спасибо!
Название "Союз" у РН означает только одно
- создатели пытаются впарить очередное вредительское гуано.
Но типа освященное "славной традицией".
Любой кого не возмущает намеренно хитрожопо злонамеренная путаница с "Союзами" - убогий хомячок.
Что за суповой набор?
Всё что нужно максимально недорогая и надежная РН на 9-10 тонн.
Быстро - 3 года максимум.
Это реально только при условии отказа от БХГшного(Ангара Иртыш) и перикисного(Р7) тупиков.
Реально - только одноразовый Союз-СПГ.
Без пафосных виляний с многоразовостью и семействами.
Обещать их хомячкам (в том числе ЛПРам), но не тратить на это ни копейки денег ни минуты времени.
Залетает правильный 10 тонник - всё остальное само собой сложится по рабочей траектории.
Немного запутанная голосовалка. ;D
Да, непрост и извилист путь диванно-конструкторской мысли.
Нет варианта "вторая,ступень с рулевиком от первой ступени".
Цитата: Кот Бегемот от 16.10.2025 18:36:46Немного запутанная голосовалка
Спасибо за сигнал - формулировки пунктов голосования переделаны: теперь короче, однотипно, без "воды". Ориентироваться сейчас должно быть проще. В шапке добавлен отдельный блок "Краткая памятка: как голосовать осмысленно"
Если всё же что-то останется неочевидно - напишите, добавлю ещё один‑два примера прямо под памяткой.
Цитата: torazurey от 16.10.2025 18:07:45новое семейство носителей «Союз»: от лёгких до сверхтяжёлых конфигураций.
Уберите "Союз" из названия проекта.
Это слово - маркер тупого жульничества, замаскированного под блевотный пафос "славных традиций".
Цитата: Старый от 16.10.2025 22:03:18Нет варианта "вторая,ступень с рулевиком от первой ступени".
вы имеете в виду использовать рулевой ЖРД (~100 тс) на второй ступени для многоимпульсных манёвров/работы как разгонника по аналогии с Falcon 9? Или для чего?
Цитата: torazurey от 17.10.2025 08:28:07Цитата: Старый от 16.10.2025 22:03:18Нет варианта "вторая,ступень с рулевиком от первой ступени".
вы имеете в виду использовать рулевой ЖРД (~100 тс) на второй ступени для многоимпульсных манёвров/работы как разгонника по аналогии с Falcon 9? Или для чего?
Скорее всего имеется ввиду "на второй ступени в качестве основного иметь движок родственный рулевику от первой ступени ".
Цитата: torazurey от 17.10.2025 08:28:07Цитата: Старый от 16.10.2025 22:03:18Нет варианта "вторая,ступень с рулевиком от первой ступени".
вы имеете в виду использовать рулевой ЖРД (~100 тс) на второй ступени для многоимпульсных манёвров/работы как разгонника по аналогии с Falcon 9? Или для чего?
Да. В качестве основного маршевого ЖРД второй ступени с многоразовым включением.
Цитата: wisefilinn от 17.10.2025 08:31:32Скорее всего имеется ввиду "на второй ступени в качестве основного иметь движок родственный рулевику от первой ступени ".
Один и тот же двигатель различающийся только высотностью сопел.
Цитата: wisefilinn от 17.10.2025 08:18:23Уберите "Союз" из названия проекта.
Это слово - маркер тупого жульничества, замаскированного под блевотный пафос "славных традиций".
"Союз" - рабочее имя линейки на базе "Союза‑5", чтобы сразу было понятно, о какой платформе и совместимости ступеней идёт речь. Сейчас опрос сфокусирован на конфигурациях A/B/U, пакетных/возвратных схемах C/RP и наземной инфраструктуре S/D/L. Если считаете, что название стоит сменить, предложите варианты и критерии (понятность, нейтральность, отсутствие путаницы, преемственность). Если предложение получит поддержку сообщества в комментариях/лайках, название будет заменено.
В меню нет пункта
Пакет C0a: 5×A3 «Союз-3-Лайт»
Дальше - РД-180 избыточен для ЦБ пакетов на A3 и не обеспечивает резервирование для ББ пакетов, сейчас в этом классе лайт актуален РД-191М. Он (РД-180) лучше подходит как замена РД-171МВ в пакетах на A1 и A2. Лучше было бы оговаривать не марку РД, а класс тяги ДУ блока (400+, 800+), приводя РД в качестве примера реализации.
Цитата: Старый от 17.10.2025 08:32:58Да. В качестве основного маршевого ЖРД второй ступени с многоразовым включением.
Добавил пункт:
2-я ступень B3: (концепт) вакуумный 100-тс ЖРД
Цитата: torazurey от 17.10.2025 12:10:03Цитата: Старый от 17.10.2025 08:32:58Да. В качестве основного маршевого ЖРД второй ступени с многоразовым включением.
Добавил пункт: 2-я ступень B3: (концепт) вакуумный 100-тс ЖРД
Нет, не вакуумный а тот же самый рулевой ЖРД первой ступени с вакуумными соплями.
А в твоём варианте это какой-то другой ЖРД.
Цитата: Старый от 17.10.2025 13:05:33Нет, не вакуумный а тот же самый рулевой ЖРД первой ступени с вакуумными соплями.
А в твоём варианте это какой-то другой ЖРД
Было сделано так:
В голосвалку добавил два пункта:
2-я ступень B3: (концепт) вакуумный 100-тс ЖРД D4: ОКР (концепт): 100-тс ЖРД (sea-level/vacuum) а в самом начале в шапке написал:
Поскольку на форуме часто обсуждают многоразовость, в голосование добавлены концепт-варианты: возврат 1-й ступени на рулевом ЖРД 100-тс, а также 2-я ступень B3 на его вакуумной версии с многоимпульсным профилем, и D4 - ОКР по обеим модификациям (sea-level/vacuum).
Что-то не так? Если да, что поменять?
Цитата: torazurey от 17.10.2025 13:38:30Что-то не так? Если да, что поменять?
Концепт состоит не в тяге двигателя а в том что в качестве рулевого на перврй,ступени и основного на второй ступени применяется
один и тот же двигатель. Ключевые слова "один и тот же".
Формулировка:
2-я ступень
В3. В качестве двигателя 100-тонный рулевой ЖРД от первой ступени с вакуумными соплами.
Ну и как теперь переголосовать?
Цитата: Старый от 20.10.2025 13:05:49Ну и как теперь переголосовать?
я могу сбросить все голоса, но уже 7 человек проголосовало. Что вобщем то очень мало. Видимо никому не интересно. Либо лень. Либо что-то остается не понятным. Готов переделать как скажете.
Цитата: torazurey от 20.10.2025 14:08:20Готов переделать как скажете.
Переделайте на что-нибудь без БХГ.
Блин, я ткнул не туда. Надо было
Цитировать2-я ступень B3: 100-тс рулевой ЖРД от 1й ступени с вакуумными соплами
:(
Голосовалка большая, сложная, легко запутаться. Надо было её разбить на несколько этапов. :)
Цитата: ТТоварищ от 20.10.2025 14:50:48Переделайте на что-нибудь без БХГ
уже фактически сделал. В след. выходные опубликую материал.
вот набросок по метановой теме который пока еще в работе. Любые разумные идеи по нему (как что добавить/поправить/убрать) сильно приветствуются!
ЗАГОЛОВОК ТЕМЫ:
Масштабируемое метановое семейство ракет: выбираем стратегию от 10 т до 195 т на низкую опорную орбиту
---
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Цель этого опроса — выбрать единую стратегию построения семейства ракет на метане (с возвращаемой первой ступенью) от среднего до сверхтяжёлого класса. Нужно определить, как именно мы будем наращивать грузоподъёмность: через пакетирование одинаковых блоков, через изменение длины топливных баков, через изменение количества двигателей на разных версиях, или через сочетание этих подходов.
Базовые условия для всех вариантов:
- Топливо: метан и жидкий кислород
- Двигатель: РД-0169А (тяга около 100 тонн-сил у земли, многоразовый)
- Возможная форсированная версия: РД-0169АМ (тяга около 110 тонн-сил, прирост примерно 10%)
- Первая ступень возвращается вертикально с помощью реактивного торможения
- Опорная точка для расчётов: ракета Амур-СПГ (один модуль диаметром 3,8–4,1 м выводит около 13,3 т на низкую опорную орбиту при одноразовом запуске и около 10,1 т при возврате первой ступени)
Как понимать режимы возврата:
Возврат только боковых блоков — боковые блоки отделяются раньше на меньшей высоте и скорости, затем возвращаются на стартовую площадку или посадочную баржу. Центральный блок продолжает работать дольше, выводит полезную нагрузку на низкую опорную орбиту и сгорает в атмосфере (одноразовый режим для центра). Этот вариант даёт хорошую грузоподъёмность при частичной экономии на возврате.
Возврат всех блоков — и боковые, и центральный блок возвращаются. Центральному блоку требуется больше топлива на торможение и обратный манёвр, поскольку он отделяется на большой высоте и скорости. Это максимально экономичный режим по затратам на новые ступени, но полезная нагрузка снижается сильнее всего. Пример: отдельные пуски Falcon Heavy с возвратом всех трёх блоков.
ВАРИАНТЫ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ
Вариант 1. Модуль железнодорожного габарита 3,8–4,1 м, только удлинённая версия баков, до 5 модулей
Один диаметр корпуса 3,8–4,1 м, низ на 5 двигателях, только удлинённая версия топливных баков, полная доставка по железной дороге.
Одиночный удлинённый модуль:
РД-0169А — около 16 т одноразово; около 12 т с возвратом;
РД-0169АМ — около 17,5–18 т; около 13–14 т соответственно.
Связка из трёх удлинённых модулей (центральный + 2 боковых):
РД-0169А — около 50–55 т одноразово; около 40–48 т возврат боковых; около 32–38 т возврат всех;
РД-0169АМ — около 54–60 т; около 44–52 т; около 35–42 т соответственно.
Связка из пяти удлинённых модулей (центральный + 4 боковых):
РД-0169А — около 75–85 т одноразово; около 60–72 т возврат боковых; около 45–60 т возврат всех;
РД-0169АМ — около 82–90 т; около 68–78 т; около 52–66 т соответственно.
Сильные стороны: полная железнодорожная доставка; достижение порога 75–85 т с максимум 5 блоками; один объём топливных баков.
Слабые стороны: нет лёгкой версии для малых спутников; удлинённый модуль тяжелее и дороже стандартного.
Вариант 2. Модуль железнодорожного габарита 3,8–4,1 м, только стандартная длина баков (как у Амура-СПГ), до 7 модулей
Один диаметр корпуса 3,8–4,1 м, низ на 5 двигателях, только стандартная длина баков, полная доставка по железной дороге.
Одиночный стандартный модуль:
РД-0169А — около 13,3 т одноразово; около 10,1 т с возвратом;
РД-0169АМ — около 14,5–15 т; около 11 т соответственно.
Связка из трёх стандартных модулей (центральный + 2 боковых):
РД-0169А — около 35–40 т одноразово; около 28–34 т возврат боковых; около 22–28 т возврат всех;
РД-0169АМ — около 38–43 т; около 31–37 т; около 24–30 т соответственно.
Связка из пяти стандартных модулей (центральный + 4 боковых):
РД-0169А — около 55–60 т одноразово; около 44–50 т возврат боковых; около 33–40 т возврат всех;
РД-0169АМ — около 60–65 т; около 48–55 т; около 36–45 т соответственно.
Связка из семи стандартных модулей (центральный + 6 боковых):
РД-0169А — около 72–78 т одноразово; около 58–66 т возврат боковых; около 45–54 т возврат всех;
РД-0169АМ — около 80–88 т; около 64–79 т; около 52–62 т соответственно.
Сильные стороны: полная железнодорожная доставка; максимальная простота (одна длина корпуса); есть лёгкая версия для малых спутников.
Слабые стороны: для достижения порога около 85 т требуется 7 модулей и форсировка двигателя, что усложняет управление связкой.
Вариант 3. Модуль железнодорожного габарита 3,8–4,1 м, две длины баков (стандартный и удлинённый), гибкие сочетания
Это сочетание первых двух вариантов. Можно использовать все конфигурации из вариантов 1 и 2, а также дополнительно следующие смешанные схемы:
Связка из трёх модулей — центральный удлинённый, боковые стандартные:
РД-0169А — около 42–48 т одноразово; около 34–40 т возврат боковых; около 27–33 т возврат всех;
РД-0169АМ — около 46–52 т; около 37–44 т; около 30–36 т соответственно.
Связка из пяти модулей — центральный удлинённый, боковые стандартные:
РД-0169А — около 64–70 т одноразово; около 52–58 т возврат боковых; около 40–46 т возврат всех;
РД-0169АМ — около 70–76 т; около 56–63 т; около 44–51 т соответственно.
Сильные стороны: полная железнодорожная доставка; гибкость выбора под каждую задачу; покрытие всех классов от 10 т до 85 т.
Слабые стороны: две длины корпусов означают две производственные линии и двойную оснастку.
Вариант 4. Крупный блок диаметром около 4,7–4,9 м на 7 двигателях, изменение длины баков и пакетирование
Доставка крупными секциями и сборка на космодроме, низ на 7 двигателях, три варианта длины топливных баков (базовая, увеличение на 15%, увеличение на 30%).
Одиночный блок — базовая длина:
РД-0169А — около 18–19 т одноразово; около 13–14 т с возвратом;
РД-0169АМ — около 19,5–20 т; около 14,5–15 т соответственно.
Одиночный блок — увеличение длины на 15%:
РД-0169А — около 22–24 т одноразово; около 16–18 т с возвратом;
РД-0169АМ — около 24–26 т; около 18–20 т соответственно.
Одиночный блок — увеличение длины на 30%:
РД-0169А — около 26–28 т одноразово; около 19–21 т с возвратом;
РД-0169АМ — около 28,5–30 т; около 21–23 т соответственно.
Связка из трёх блоков — все базовой длины:
РД-0169А — около 50–52 т одноразово; около 40–44 т возврат боковых; около 30–35 т возврат всех;
РД-0169АМ — около 54–56 т; около 44–48 т; около 33–38 т соответственно.
Связка из трёх блоков — все с увеличением на 15%:
РД-0169А — около 60–66 т одноразово; около 50–56 т возврат боковых; около 38–46 т возврат всех;
РД-0169АМ — около 66–72 т; около 56–62 т; около 42–50 т соответственно.
Связка из трёх блоков — все с увеличением на 30%:
РД-0169А — около 70–76 т одноразово; около 60–66 т возврат боковых; около 46–54 т возврат всех;
РД-0169АМ — около 76–84 т; около 64–72 т; около 50–58 т соответственно.
Связка из пяти блоков — все базовой длины:
РД-0169А — около 90–98 т одноразово; около 72–80 т возврат боковых; около 55–65 т возврат всех;
РД-0169АМ — около 98–105 т; около 80–84 т; около 60–70 т соответственно.
Связка из пяти блоков — все с увеличением на 15%:
РД-0169А — около 100–108 т одноразово; около 84–92 т возврат боковых; около 65–76 т возврат всех;
РД-0169АМ — около 108–116 т; около 92–100 т; около 70–82 т соответственно.
Связка из пяти блоков — все с увеличением на 30%:
РД-0169А — около 110–118 т одноразово; около 92–100 т возврат боковых; около 72–84 т возврат всех;
РД-0169АМ — около 118–128 т; около 100–108 т; около 80–90 т соответственно.
Сильные стороны: меньше стыковочных узлов и лучшая эффективность по сравнению с узкими модулями; гибкие варианты длины баков.
Слабые стороны: требуется новый высокий монтажно-испытательный корпус и мощная система отвода пламени; доставка крупными секциями и сборка на космодроме.
Вариант 5. Крупный блок ~5,2 м: масштабирование вниз через длину баков с разным количеством двигателей и связок из 3х или 5ти блоков
Сборка только на космодроме. Три версии блока с оптимальным количеством двигателей под каждую массу:
- длинная версия на 10–12 двигателях;
- средняя версия на 7–8 двигателях (уменьшение длины баков примерно на 35-50% от длинной);
- короткая версия на 5 двигателях (уменьшение длины баков примерно на 60% от длинной);
Цитата: Павел73 от 20.10.2025 14:52:37Надо было её разбить на несколько этапов.
вы имеете ввиду создать несколько тем с голосованием в каждой свой этап?
Цитата: torazurey от 20.10.2025 15:21:50Цитата: Павел73 от 20.10.2025 14:52:37Надо было её разбить на несколько этапов.
вы имеете ввиду создать несколько тем с голосованием в каждой свой этап?
Да. На мой взгляд, так было бы удобнее.
Как выбирались весовые характеристики блоков, Мрзт и М конеч. И каким образом получены Мпн? В какой проге считали?
Цитата: torazurey от 20.10.2025 15:07:48до 195 т на низкую опорную орбиту
А не маловато будет? У Маска, кажется, СШ4 до 300 т в одноразовом варианте? Если уж заниматься диванным проектированием, то с заделом на будущее. Надо хоть на бумаге опередить конкурентов :))
Ну хотя бы 250 т.
Цитата: Большой от 20.10.2025 18:00:55Как выбирались весовые характеристики блоков, Мрзт и М конеч. И каким образом получены Мпн? В какой проге считали?
Это опросом то назвать сложно...каша из топора
Цитата: Андрюха от 20.10.2025 19:54:46Это опросом то назвать сложно...каша из топора
Что конкретно кажется «кашей»? Если подскажете, над чем поработать, готов доработать, чтобы опрос стал понятнее. Вобщем буду рад услышать реальные предложения.
Цитата: torazurey от 20.10.2025 23:53:02Цитата: Андрюха от 20.10.2025 19:54:46Это опросом то назвать сложно...каша из топора
Что конкретно кажется «кашей»? Если подскажете, над чем поработать, готов доработать, чтобы опрос стал понятнее. Вобщем буду рад услышать реальные предложения.
Я уже где-то говорил, что слишком "дробно"...попробуйте поискать связующие компоненты. Не получится, не беда :) Но...
22! возможных варианта ответа. Это, извините, не опрос...