Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: torazurey от 28.09.2025 13:17:40

Опрос
Вопрос: Сколько двигателей оптимально устанавливать на первую ступень ракеты-носителя (единый топливный блок)?
Вариант 1: Многодвигательная (20+ штук) — максимальная отказоустойчивость
Вариант 2: Среднекластерная (5-12 штук) — сбалансированный и проверенный компромисс
Вариант 3: Малодвигательная (2-4 штуки) — классический подход с умеренной сложностью
Вариант 4: Однодвигательная — максимальная простота и надежность конструкции
Вариант 5: Свой вариант / Посмотреть результаты
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: torazurey от 28.09.2025 13:17:40
Приветствую всех участников форума!

При разработке ракеты-носителя инженеры сталкиваются с ключевым выбором: сколько двигателей установить на один топливный блок первой ступени? Речь тут идет именно о едином баковом отсеке с окислителем и горючим, а не о пакетной схеме из нескольких блоков, как у "Ангары А5" или Delta IV Heavy.

Классический пример такого выбора — российский «Союз-5». Хотя сейчас он проектируется с одним мощным двигателем РД-171МВ, теоретически его можно было бы спроектировать и с несколькими двигателями меньшей мощности, например, четырьмя РД-191 и или двумя РД-180. В то же время SpaceX для Falcon 9 использует девять двигателей Merlin, а для первой ступени Starship — тридцать три двигателя Raptor.

Давайте порассуждаем, какое количество двигателей на едином блоке первой ступени является наиболее перспективным?

Основные архитектурные варианты
Многодвигательная компоновка (20+ двигателей): Большое количество относительно небольших двигателей.
  - Плюсы: Высокая отказоустойчивость (потеря 1-2 двигателей не критична), точное управление вектором тяги,  возможность дросселирования за счет выключения части двигателей.
  - Минусы: Крайне сложная система управления и подачи топлива, множество потенциальных точек отказа (трубопроводы, клапаны).
  - Примеры: Starship Super Heavy (33 двигателя Raptor), советская ракета Н-1 (30 двигателей НК-15 на первой ступени).


Среднекластерная компоновка (5-12 двигателей): Компромиссное решение, ставшее популярным в последние годы.
  - Плюсы: Хороший баланс между отказоустойчивостью и сложностью системы, проверенная на практике технология.
  - Минусы: Все еще требует сложной системы распределения топлива по сравнению с малодвигательными схемами.
  - Примеры: Falcon 9 (9 двигателей Merlin 1D) , Saturn V (5 двигателей F-1 на первой ступени S-IC) , Electron (9 двигателей Rutherford).


Малодвигательная компоновка (2-4 двигателя):
  - Плюсы: Относительная простота системы управления и подачи топлива, высокая удельная мощность каждого двигателя.
  - Минусы: Более низкая отказоустойчивость (отказ одного двигателя часто критичен), ограниченные возможности дросселирования.
  - Примеры: Ранние ракеты Ariane 1-4 (4 двигателя Viking на первой ступени) , центральный жидкостный блок индийской LVM3 (2 двигателя Vikas).


Однодвигательная компоновка: Единственная сверхмощная двигательная установка на весь блок.
  - Плюсы: Максимальная простота конструкции и силовой рамы, минимум систем подачи топлива.
  - Минусы: Нулевая отказоустойчивость (отказ двигателя = потеря миссии), невозможность дросселирования тяги, огромная сложность создания и испытаний такого двигателя.
  - Примеры: Современный проект "Союз-5" (1 РД-171МВ), "Зенит" (1 РД-170), "Ангара" УРМ-1 (1 РД-191), Atlas V (1 РД-180) , советский проект УР-700 (блоки первой ступени с одним РД-270).

Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: torazurey от 28.09.2025 13:22:05
Коллеги, благодарю за участие!

Прошу всех, кто заметит в теме технические неточности, сообщить мне, и я оперативно внесу исправления, чтобы наша дискуссия была максимально грамотной.
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Андрюха от 28.09.2025 13:35:58
Первый вариант подходит только под СТК. Не совсем корректно получается. Ни 20 же движков по 40 тс в РН среднего класса устанавливать... :)
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Андрюха от 28.09.2025 13:38:42
А следующий опрос будет по типу топлива? ;D
Слишком уж дробите варианты.
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: torazurey от 28.09.2025 13:41:38
Цитата: Андрюха от 28.09.2025 13:35:58Первый вариант подходит только под СТК. Не совсем корректно получается. Ни 20 же движков по 40 тс в РН среднего класса устанавливать
да, я об этом думал. но решил оставить этот пункт. 20+ двигателей точно только СТК? Вобщем не знаю. можно и убрать 1й пункт. Что думают форумчане?
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: simple от 28.09.2025 13:44:54

Цитата: Андрюха от 28.09.2025 13:38:42А следующий опрос будет по типу топлива? ;D
Слишком уж дробите варианты.
да уже поднадоело эти опросы банить
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Дмитрий В. от 28.09.2025 14:52:29
Цитата: torazurey от 28.09.2025 13:17:40Приветствую всех участников форума!

При разработке ракеты-носителя инженеры сталкиваются с ключевым выбором: сколько двигателей установить на один топливный блок первой ступени? Речь тут идет именно о едином баковом отсеке с окислителем и горючим, а не о пакетной схеме из нескольких блоков, как у "Ангары А5" или Delta IV Heavy.

Классический пример такого выбора — российский «Союз-5». Хотя сейчас он проектируется с одним мощным двигателем РД-171МВ, теоретически его можно было бы спроектировать и с несколькими двигателями меньшей мощности, например, четырьмя РД-191 и или двумя РД-180. В то же время SpaceX для Falcon 9 использует девять двигателей Merlin, а для первой ступени Starship — тридцать три двигателя Raptor.

Давайте порассуждаем, какое количество двигателей на едином блоке первой ступени является наиболее перспективным?

...


Выбор количества двигателей определяется не рассуждениями, а расчётами, учитывающими критерии оптимизации, технологические ограничения и т.п. Поэтому единого подхода для РН разных размерностей быть не может. С точки зрения минимизации стоимости запуска, напимер, оптимален 1 двигатель на ракетный блок. Но если его тяга выходит за пределы освоенного диапазона, то выгоднее может оказаться 2 двигателя или большее количество. Или, скажем, Маск не имея финансовой возможности создать керосиновый ЖРД большой тяги, взялся за маломощный Мерлин, и под него делал ракеты. Для среднего Ф9 потребовалось 9 движков.
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: torazurey от 28.09.2025 15:43:37
Цитата: Дмитрий В. от 28.09.2025 14:52:29Выбор количества двигателей определяется не рассуждениями, а расчётами, учитывающими критерии оптимизации, технологические ограничения и т.п. Поэтому единого подхода для РН разных размерностей быть не может. С точки зрения минимизации стоимости запуска, напимер, оптимален 1 двигатель на ракетный блок. Но если его тяга выходит за пределы освоенного диапазона, то выгоднее может оказаться 2 двигателя или большее количество. Или, скажем, Маск не имея финансовой возможности создать керосиновый ЖРД большой тяги, взялся за маломощный Мерлин, и под него делал ракеты. Для среднего Ф9 потребовалось 9 движков.
Сейчас много новых ракет разрабатывается с нуля, а с развитием ИИ, робототехники и 3D-печати их будут делать еще больше и быстрее. Тема как раз об этом: порассуждать, какое количество двигателей является оптимальным для перспективных ракет.
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Дмитрий В. от 28.09.2025 15:58:05
Цитата: torazurey от 28.09.2025 15:43:37
Цитата: Дмитрий В. от 28.09.2025 14:52:29Выбор количества двигателей определяется не рассуждениями, а расчётами, учитывающими критерии оптимизации, технологические ограничения и т.п. Поэтому единого подхода для РН разных размерностей быть не может. С точки зрения минимизации стоимости запуска, напимер, оптимален 1 двигатель на ракетный блок. Но если его тяга выходит за пределы освоенного диапазона, то выгоднее может оказаться 2 двигателя или большее количество. Или, скажем, Маск не имея финансовой возможности создать керосиновый ЖРД большой тяги, взялся за маломощный Мерлин, и под него делал ракеты. Для среднего Ф9 потребовалось 9 движков.
Сейчас много новых ракет разрабатывается с нуля, а с развитием ИИ, робототехники и 3D-печати их будут делать еще больше и быстрее. Тема как раз об этом: порассуждать, какое количество двигателей является оптимальным для перспективных ракет.

Оптимальное количество - по какому критерию?
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Prokrust от 28.09.2025 16:17:26
Цитата: torazurey от 28.09.2025 15:43:37Сейчас много новых ракет разрабатывается с нуля, а с развитием ИИ, робототехники и 3D-печати их будут делать еще больше и быстрее. Тема как раз об этом: порассуждать, какое количество двигателей является оптимальным для перспективных ракет.
Полагаю БЕ-4 имеет максимально разумный предел. Этот движок заточен чтобы сделать увеличенную версию Фалкон по максимуму используя небольшое давление кислого тракта.
С большим размером (для версии Фалкон) баки ракеты станут слишком плоскими, так как движок тягу увеличил за счет площади, а не давления.
PS.
Кстати. Думаю БЕ-4 близок к пределу размера сопла для давления своей камеры сгорания - объем сопла растет кубически от площади, тогда как площадь - только квадратно, для вакуума все равно, на на уровне моря чтобы воздух не мешал, объем должен быть занят выходящим из камеры газом.
Не случайно у РД-107 сопло всего 72 см диаметром - из-за низкого давления. Да, оно не предельное, при простом пересчет с БЕ-4 получим 1.9 м / (132 бар/60 бар)= 86 см.
Конечно повысив давление можно соответственно повысить и диаметр сопла, так делал Глушко с РД-270.
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Дмитрий В. от 28.09.2025 17:13:59
Цитата: Prokrust от 28.09.2025 16:17:26объем сопла растет кубически от площади, тогда как площадь - только квадратно

Зачот! ;D
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Raul от 28.09.2025 17:19:34
Если речь идет о тандеме, то число двигателей первой ступени определяется требованиями 1) увода от СК при отказе РД на старте, 2) компенсации отказа РД в полете и 3) реактивного возвращения первой ступени после выведения. Классика - это пять РД (не обязательно одинаковых), которыми выполняются все требования. Можно больше.

А если меньше - то какими-то требованиями придется пожертвовать. Например, с четырьмя маршевыми РД будет избыточная тяга при вертикальной посадке, с тремя РД может не хватить тяги для компенсации отказа, а при двух РД не будет даже увода от СК.
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Буцетам от 28.09.2025 19:26:42
Опрос не полный без указания схемы. На проклятой кислой схеме Глушко, чем меньше двигателей, тем лучше. Потому что надёжно резервировать нельзя, будут взрывы. То же самое для раздутой схемы с полной газификацией (300+ атм. Раптор). Оптимально - один двигатель.
Для сдутой схемы с полной газификцией (скажем, <150 атм.) и для холодного ДОГГа (скажем, <120 атм.) уже лучше иметь резервирование. Оптимально - 7-10 двигателей.
Для ДВГГ и открытого цикла можно и больше десяти, можно и 100 двигателей. Но оптимально, наверное, опять 7-10.
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Буцетам от 28.09.2025 19:30:51
Цитата: Raul от 28.09.2025 17:19:34Если речь идет о тандеме, то число двигателей первой ступени определяется требованиями 1) увода от СК при отказе РД на старте, 2) компенсации отказа РД в полете и 3) реактивного возвращения первой ступени после выведения. Классика - это пять РД
Ну и как при пяти РД компенсировать отказ в полете? Форсирования-то нет.
А как мне увести ракету от стола, если стартовая тяговооружённость 1,2? Это вполне нормальная обычная тяговооружённость, но при отказе 1 из 5 двигателей она превратится в 0,96 ;)
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Буцетам от 28.09.2025 19:35:17
А на марсе можно сделать один двигатель диаметром со ступень, подача вытеснительная, насосов нет, одна гигантская пинтуль-форсунка (с дырками размером с кулак) и давление подачи 10 атм. Загрузить водород и на одноступе лететь на орбиту. Надёжность 100%-я
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Raul от 28.09.2025 19:44:54
Цитата: Буцетам от 28.09.2025 19:30:51Ну и как при пяти РД компенсировать отказ в полете? Форсирования-то нет.
Почему нет форсирования? Обычно есть, хотя бы на 10%. При уменьшении тяги растут гравитационные потери, но ведь не обязательно отказ происходит прямо над стартовым столом, может быть где-нибудь повыше. Активный участок при нехватке тяги растягивается, первая ступень по скорости сколько-то недобирает (но можно компенсировать недобор скорости гарантийными запасами).
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Raul от 28.09.2025 19:51:57
Цитата: Буцетам от 28.09.2025 19:30:51А как мне увести ракету от стола, если стартовая тяговооружённость 1,2?
Ну вот у Протона 145%. Вы мне приведите пример из жизни, у кого она меньше 125%?
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Буцетам от 28.09.2025 20:30:33
Цитата: Raul от 28.09.2025 19:51:57
Цитата: Буцетам от 28.09.2025 19:30:51А как мне увести ракету от стола, если стартовая тяговооружённость 1,2?
Ну вот у Протона 145%. Вы мне приведите пример из жизни, у кого она меньше 125%?
Да мне честно лень подсчитывать. New Glenn подойдёт, достаточно современная и большая ракета? Ещё у Astra Space была тяговооружённость ровно 1,25, доказательства на видео
https://youtu.be/kfjO7VCyjPM?feature=shared
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Буцетам от 28.09.2025 20:32:30
Цитата: Raul от 28.09.2025 19:44:54Почему нет форсирования? Обычно есть, хотя бы на 10%.
Нету, тем боле на целых 10%. 10% это целая модернизация, когда SSME аттестировали на работу на 108% тяги это было мегадостижение
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Raul от 28.09.2025 20:47:25
Цитата: Буцетам от 28.09.2025 20:32:30
Цитата: Raul от 28.09.2025 19:44:54Почему нет форсирования? Обычно есть, хотя бы на 10%.
Нету, тем боле на целых 10%. 10% это целая модернизация, когда SSME аттестировали на работу на 108% тяги это было мегадостижение
РД-180 штатно форсируется на 10%

Цитата: Буцетам от 28.09.2025 20:30:33New Glenn подойдёт, достаточно современная и большая ракета?
У New Glenn, если взять его заявленные параметры из английской wiki - 170%  ;D
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Буцетам от 28.09.2025 21:17:44
Цитата: Raul от 28.09.2025 20:47:25У New Glenn, если взять его заявленные параметры из английской wiki - 170%
Да, а если посмотреть видео взлёта, то разгон крайне медленный
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Буцетам от 28.09.2025 21:19:47
Цитата: Raul от 28.09.2025 20:47:25РД-180 штатно форсируется на 10%
Каво? РД-180 штатно форсируется с 390 тонн до 430 тонн? Прям в полёте режим тяги 110%? А где про это можно прочитать?
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Буцетам от 28.09.2025 21:33:19
Скотт Мэнли тоже насчитал 1,2 для Глена. И кстати меньше 1,2 было у Сатурна V, такие дела
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Дмитрий В. от 28.09.2025 22:21:14
Цитата: Буцетам от 28.09.2025 21:33:19Скотт Мэнли тоже насчитал 1,2 для Глена. И кстати меньше 1,2 было у Сатурна V, такие дела
Такая тяговооружённость не соответствует ни одному критерию , кроме одного: максимальная  Мпг при заданной тяге двигателей. Кстати, Глушко полюбил этот критерий в своём семействе РЛА. ;)
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Буцетам от 28.09.2025 22:51:57
Цитата: Дмитрий В. от 28.09.2025 22:21:14
Цитата: Буцетам от 28.09.2025 21:33:19Скотт Мэнли тоже насчитал 1,2 для Глена. И кстати меньше 1,2 было у Сатурна V, такие дела
Такая тяговооружённость не соответствует ни одному критерию , кроме одного: максимальная  Мпг при заданной тяге двигателей. Кстати, Глушко полюбил этот критерий в своём семействе РЛА. ;)
Видимо бизнесмен Безос тоже уважает данный критерий))
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Дмитрий В. от 28.09.2025 23:12:08
Цитата: Буцетам от 28.09.2025 22:51:57
Цитата: Дмитрий В. от 28.09.2025 22:21:14
Цитата: Буцетам от 28.09.2025 21:33:19Скотт Мэнли тоже насчитал 1,2 для Глена. И кстати меньше 1,2 было у Сатурна V, такие дела
Такая тяговооружённость не соответствует ни одному критерию , кроме одного: максимальная  Мпг при заданной тяге двигателей. Кстати, Глушко полюбил этот критерий в своём семействе РЛА. ;)
Видимо бизнесмен Безос тоже уважает данный критерий))
Да, хоть он и не обеспечивает минимум удельной стоимости выведения
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: torazurey от 29.09.2025 05:06:27
Цитата: Дмитрий В. от 28.09.2025 15:58:05Оптимальное количество - по какому критерию?
можете что-то предложить?
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: ТТоварищ от 29.09.2025 06:25:40
Цитата: torazurey от 28.09.2025 13:17:40Среднекластерная компоновка (5-12 двигателей): Компромиссное решение, ставшее популярным в последние годы.
  - Плюсы: Хороший баланс между отказоустойчивостью и сложностью системы, проверенная на практике технология.
  - Минусы: Все еще требует сложной системы распределения топлива по сравнению с малодвигательными схемами.
  - Примеры: Falcon 9 (9 двигателей Merlin 1D) , Saturn V (5 двигателей F-1 на первой ступени S-IC) , Electron (9 двигателей Rutherford).
Вы неправильно указали границы. Правильно : 7-14 движков. 
5 движков это мало. Как и 6.
Нужно минимум 7 для отказоустойчивости и плотности упаковки движков/сопел.
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Raul от 29.09.2025 06:42:17
Цитата: Буцетам от 28.09.2025 21:33:19Скотт Мэнли тоже насчитал 1,2 для Глена. И кстати меньше 1,2 было у Сатурна V, такие дела
Молодец Скотт Мэнли, но для меня лично этого говорит о том, что BE-4 еще не выведен на проектную тягу.

Цитата: Raul от 28.09.2025 20:47:25У New Glenn, если взять его заявленные параметры из английской wiki - 170%  ;D
На семи РД. При шести работающих РД - около 146%. Т.е. New Glenn, по своему замыслу, должен бодро стартовать на шести двигателях из семи, наверное, с выведением штатной ПН. И отрываться от земли на пяти РД.

Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: ТТоварищ от 29.09.2025 06:51:22
Цитата: Дмитрий В. от 28.09.2025 22:21:14
Цитата: Буцетам от 28.09.2025 21:33:19Скотт Мэнли тоже насчитал 1,2 для Глена. И кстати меньше 1,2 было у Сатурна V, такие дела
Такая тяговооружённость не соответствует ни одному критерию , кроме одного: максимальная  Мпг при заданной тяге двигателей. Кстати, Глушко полюбил этот критерий в своём семействе РЛА. ;)
Критерий пгКтяг "максимальная Мпг при заданной тяге двигателей"
- самый правильный.
Наряду с пгКсух " максимум Мпг при заданной сухой массе".

Критерий "максимум Мпг при заданной стартовой массе" - самый тупорогий и вредительский.
(мюПН - туфта от жуликов для лохов)
Он имеет хоть какой-то смысл только для твердотопливных РН.
Но его к сожалению некоторые любят. Даже тут такие типЫ находятся.
+++
Если посмотреть на разные РН по критериям пгКсух и пгКтяг (для краткости так пока),
то сразу видно какие ракета хорошие, а какие нет.

ф9
пгКсух = 87%
пгКтяг = 2,9 %
--
протон
пгКсух = 52,5 %
пгКтяг  = 2,30 %
--
союз-2
пгКсух = 26,5 % 
пгКтяг = 1,72 %         

==
Особенно больно пгКсух бьёт по водородным РН.
(твердотопливные РН вообще днище по обоим критериям)
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Raul от 29.09.2025 07:23:24
Цитата: Буцетам от 28.09.2025 21:19:47
Цитата: Raul от 28.09.2025 20:47:25РД-180 штатно форсируется на 10%
Каво? РД-180 штатно форсируется с 390 тонн до 430 тонн? Прям в полёте режим тяги 110%? А где про это можно прочитать?
Интересный (и важный) вопрос, можно даже "помощь зала" спросить :)

Для РД-180 указываются различные диапазоны регулирования тяги. Во вложении Energomash2.pdf пруф насчет 110% у ТНА РД-180:

ЦитироватьРазработка турбонасосных агрегатов с самого начала сопровождалась большим объемом конструкторских проработок, научно-исследовательских и экспериментальных работ, вызванных необходимостью освоения все более высоких параметров (расходов компонентов топлива, давления подачи, окружных скоростей, температур газа перед турбиной), а также в связи с применением новых компонентов топлива и расширением режимов работы. Если для двигателей более ранней разработки режимы работы могли меняться в пределах нескольких процентов от номинального, то в современных двигателях это изменение может составлять десятки процентов. Например, для двигателя РД180 диапазон режимов работы составляет ~ 40-110%.

На lpre.de сообщается диапазон регулирования тяги газогенератором РД-180 до 105%

Цитироватьhttp://www.lpre.de/energomash/RD-180/
Газогенератор обеспечивает на выходе окислительный газ в широком диапазоне температур (от 190 до 600°С), что позволяет регулировать тягу двигателя от 40 до 105% номинала.

По поводу камеры. Испытание РД-171М проводились в режиме 105%, для РД-191 заявлен диапазон регулирования тяги 27-105%. И там же заявлено об испытаниях демонстратора РД-191М на режиме 110% (второе вложение 03-01.pdf, надо уточнить, какая там камера у демонстратора - типовая или с увеличенным критическим сечением сопла)?
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Дмитрий В. от 29.09.2025 08:18:47
Цитата: torazurey от 29.09.2025 05:06:27
Цитата: Дмитрий В. от 28.09.2025 15:58:05Оптимальное количество - по какому критерию?
можете что-то предложить?
Единственный совет: выбирать конкретный критерий сообразно конкретной проектной ситуации. Универсальных, на все случаи жизни, быть не может. Стоимостные критерии, к примеру, требуют минимального количества двигателей. А необходимость унификации ДУ ступеней (а значит и снижение стоимости разработки) требуют, чтобы, к примеру, чтобы на первой ступени было 7 жрд. Но это для РН относительно большой размерности. А для РН СЛК на первой ступени должно быть уже 40 двигателей, но это нереально, поэтому оставляем, скажем, 12. В этом случае непрерывное выведение на типовую ССО становится крайне неэффективным, и приходится для второй ступени делать повторное включение, что довольно сложно в ряде случаев. Либо оснащать РН апогейной ступенью.  ;)
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Буцетам от 29.09.2025 08:20:23
Цитата: Raul от 29.09.2025 06:42:17
Цитата: Буцетам от 28.09.2025 21:33:19Скотт Мэнли тоже насчитал 1,2 для Глена. И кстати меньше 1,2 было у Сатурна V, такие дела
Молодец Скотт Мэнли, но для меня лично этого говорит о том, что BE-4 еще не выведен на проектную тягу.

Цитата: Raul от 28.09.2025 20:47:25У New Glenn, если взять его заявленные параметры из английской wiki - 170%  ;D
На семи РД. При шести работающих РД - около 146%. Т.е. New Glenn, по своему замыслу, должен бодро стартовать на шести двигателях из семи, наверное, с выведением штатной ПН. И отрываться от земли на пяти РД.


Как BE-4 может быть не выведен на проектную тягу, если на нём уже летал Вулкан? Нет, всё проще - алчный Безос приказал увеличить заправку чтобы Глен выводил больше груза.
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Буцетам от 29.09.2025 08:22:42
Цитата: Дмитрий В. от 28.09.2025 23:12:08
Цитата: Буцетам от 28.09.2025 22:51:57
Цитата: Дмитрий В. от 28.09.2025 22:21:14
Цитата: Буцетам от 28.09.2025 21:33:19Скотт Мэнли тоже насчитал 1,2 для Глена. И кстати меньше 1,2 было у Сатурна V, такие дела
Такая тяговооружённость не соответствует ни одному критерию , кроме одного: максимальная  Мпг при заданной тяге двигателей. Кстати, Глушко полюбил этот критерий в своём семействе РЛА. ;)
Видимо бизнесмен Безос тоже уважает данный критерий))
Да, хоть он и не обеспечивает минимум удельной стоимости выведения
А как это работает? Двигатели же самая дорогая часть, а топливо - самая дешёвая?
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Дмитрий В. от 29.09.2025 08:27:53
Цитата: Буцетам от 29.09.2025 08:22:42
Цитата: Дмитрий В. от 28.09.2025 23:12:08
Цитата: Буцетам от 28.09.2025 22:51:57
Цитата: Дмитрий В. от 28.09.2025 22:21:14
Цитата: Буцетам от 28.09.2025 21:33:19Скотт Мэнли тоже насчитал 1,2 для Глена. И кстати меньше 1,2 было у Сатурна V, такие дела
Такая тяговооружённость не соответствует ни одному критерию , кроме одного: максимальная  Мпг при заданной тяге двигателей. Кстати, Глушко полюбил этот критерий в своём семействе РЛА. ;)
Видимо бизнесмен Безос тоже уважает данный критерий))
Да, хоть он и не обеспечивает минимум удельной стоимости выведения
А как это работает? Двигатели же самая дорогая часть, а топливо - самая дешёвая?
Есть ещё и конструкция. А для "сильномногоразовых" определяющим может стать стоимость топлива.
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Raul от 29.09.2025 09:19:15
Цитата: Буцетам от 29.09.2025 08:20:23Как BE-4 может быть не выведен на проектную тягу, если на нём уже летал Вулкан? Нет, всё проще - алчный Безос приказал увеличить заправку чтобы Глен выводил больше груза
Легко. Смотрите, у нее есть два ТТУ, которые нехило добавляют тягу на старте. Потому может лететь в щадящем режиме BE-4, выводимая масса немного падает, и все тут.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/386585.jpg)
Алчный Безос все продумал  8)
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Буцетам от 29.09.2025 10:24:42
Цитата: Дмитрий В. от 29.09.2025 08:27:53Есть ещё и конструкция. А для "сильномногоразовых" определяющим может стать стоимость топлива.
Да, но ведь ваша оценка этого критерия - она для одноразовых ракет. И что это за "конструкция", которая дороже двигателей? Звучит как какой-то частный случай типа водородного одноступа с ТТУ-ускорителями
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Дмитрий В. от 29.09.2025 13:03:49
Цитата: Буцетам от 29.09.2025 10:24:42
Цитата: Дмитрий В. от 29.09.2025 08:27:53Есть ещё и конструкция. А для "сильномногоразовых" определяющим может стать стоимость топлива.
Да, но ведь ваша оценка этого критерия - она для одноразовых ракет. И что это за "конструкция", которая дороже двигателей? Звучит как какой-то частный случай типа водородного одноступа с ТТУ-ускорителями
Двигатель, хоть и один из самых тяжёлых, в т.ч. в соимостном смысле, компонентов, но не он единственный определяет стоимость изготовления и пуска РН. А если уж бррать комплекс, то самая дорогая составная часть - это, конечно, наземка.
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Дем от 30.09.2025 15:53:41
Если мы не пилим бюджет и разрабатываем один и тот же движок на обе ступени - то на верхней один, на нижней 5-9
Ну если конечно одного хватает для нашей ПН, иначе умножаем на нужное количество. Ибо делать камеру на тягу более 200-300т - неоптимально. А многокамерный будет сложнее нескольких однокамерных.
Касамемо мюПН и увода - проще придержать ракету на старте чтобы убедиться что она летит, чем думать об уводе в первые секунды. А дальше уже пофиг, она сбоку  упадёт.
Цитата: Дмитрий В. от 29.09.2025 08:18:47и приходится для второй ступени делать повторное включение, что довольно сложно в ряде случаев
Ф9 и СШ доказывают что ничего сложного
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Дмитрий В. от 30.09.2025 17:45:34
Цитата: Дем от 30.09.2025 15:53:41Если мы не пилим бюджет и разрабатываем один и тот же движок на обе ступени - то на верхней один, на нижней 5-9
Ну если конечно одного хватает для нашей ПН, иначе умножаем на нужное количество. Ибо делать камеру на тягу более 200-300т - неоптимально. А многокамерный будет сложнее нескольких однокамерных.
Касамемо мюПН и увода - проще придержать ракету на старте чтобы убедиться что она летит, чем думать об уводе в первые секунды. А дальше уже пофиг, она сбоку  упадёт.
Цитата: Дмитрий В. от 29.09.2025 08:18:47и приходится для второй ступени делать повторное включение, что довольно сложно в ряде случаев
Ф9 и СШ доказывают что ничего сложного
Несколько неудач по невыходу на расчётную орбиту Альфы и и того же Ф9 показывают не столь радужную картину. Повторное включение - это не просто.
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Demir_Binici от 02.10.2025 10:27:36
Цитата: Дмитрий В. от 30.09.2025 17:45:34Повторное включение - это не просто.
Скорее так:
Включение ЖРД - это непросто.
А повторное включение - это очень непросто.
Цитата: Дмитрий В. от 30.09.2025 17:45:34Несколько неудач по невыходу на расчётную орбиту Альфы и и того же Ф9 показывают не столь радужную картину.
Здесь Falcon 9 как раз очень неудачный пример. На 494 орбитальных пуска Falcon 9/Heavy Block 5 был только один неудачный, где двигатель верхней ступени не включился повторно. Для ранних версий Falcon 9/Heavy v1.2 (37 пусков) таких случаев не было. Для Falcon v1.1 (15 пусков) тоже, авария была по другой причине.
Но это не означает, что повторное включение - это просто. Это означает, что SpaceX весьма успешно смогли преодолеть сложности.

Ранее Вы написали:
Цитата: Дмитрий В. от 29.09.2025 08:18:47А необходимость унификации ДУ ступеней (а значит и снижение стоимости разработки) требуют, чтобы, к примеру, чтобы на первой ступени было 7 жрд. Но это для РН относительно большой размерности. А для РН СЛК на первой ступени должно быть уже 40 двигателей, но это нереально, поэтому оставляем, скажем, 12. В этом случае непрерывное выведение на типовую ССО становится крайне неэффективным, и приходится для второй ступени делать повторное включение, что довольно сложно вмряле случаев. Либо оснащать РН апогейной ступенью.  ;)
Повторное включение "приходится" делать для любой верхней ступени. Будь она вторая, третья или четвёртая. Можно, конечно, найти несколько примеров верхних ступеней без повторного включения. Например, ESC-A для Ariane 5 или верхняя ступень GSLV Mk. II.

Вряд ли можно подобрать пример верхней ступени столь же надёжной, как вторая ступень Falcon 9. И по пальцам одной руки можно пересчитать верхние ступени, которые вообще можно сопоставить с ней по надёжности.

Дополнительная апогейная ступень - это от неумения сделать повторное включение, что действительно сложно.
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Буцетам от 02.10.2025 15:16:25
Цитата: Дмитрий В. от 29.09.2025 13:03:49
Цитата: Буцетам от 29.09.2025 10:24:42
Цитата: Дмитрий В. от 29.09.2025 08:27:53Есть ещё и конструкция. А для "сильномногоразовых" определяющим может стать стоимость топлива.
Да, но ведь ваша оценка этого критерия - она для одноразовых ракет. И что это за "конструкция", которая дороже двигателей? Звучит как какой-то частный случай типа водородного одноступа с ТТУ-ускорителями
Двигатель, хоть и один из самых тяжёлых, в т.ч. в соимостном смысле, компонентов, но не он единственный определяет стоимость изготовления и пуска РН. А если уж бррать комплекс, то самая дорогая составная часть - это, конечно, наземка.
Исходный ваш тезис был : "При тяговооружённости 1,2 для заданной ПН нужна минимальная тяга. Но это не означает что и стоимость за кг ПН будет минимальная".
Так всё-таки, как это должно работать? Мы увеличиваем тягу, скажем, на 20%, не меняем стартовую массу (то есть и стоимость наземки!) и ПН растет, скажем, на 10%. Масса (стоимость) баков растёт слабо, т.к. не меняем стартовую массу.
В итоге у нас:
- наземка не изменилась
- баки не изменились
- двигатели дороже на 20%
- ПН выросла на 10%

Допустим стоимость наземки 1,5 единицы, стоимость двигателей (до роста тяги) 0,5 единицы, стоимость остальной ракеты 0,5 единицы. После роста тяги получаем 1,5+0,6+0,5=2,6 единицы. Это больше чем исходные 2,5 единицы на 4%. А ПН выросла на 10%....хммм а ведь и правда работает ;D ;D :D
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Дмитрий В. от 02.10.2025 15:54:34
Цитата: Буцетам от 02.10.2025 15:16:25
Цитата: Дмитрий В. от 29.09.2025 13:03:49
Цитата: Буцетам от 29.09.2025 10:24:42
Цитата: Дмитрий В. от 29.09.2025 08:27:53Есть ещё и конструкция. А для "сильномногоразовых" определяющим может стать стоимость топлива.
Да, но ведь ваша оценка этого критерия - она для одноразовых ракет. И что это за "конструкция", которая дороже двигателей? Звучит как какой-то частный случай типа водородного одноступа с ТТУ-ускорителями
Двигатель, хоть и один из самых тяжёлых, в т.ч. в соимостном смысле, компонентов, но не он единственный определяет стоимость изготовления и пуска РН. А если уж бррать комплекс, то самая дорогая составная часть - это, конечно, наземка.
Исходный ваш тезис был : "При тяговооружённости 1,2 для заданной ПН нужна минимальная тяга. Но это не означает что и стоимость пуска будет минимальная".
Так всё-таки, как это должно работать? Мы увеличиваем тягу, скажем, на 20%, не меняем стартовую массу (то есть и стоимость наземки!) и ПН растет, скажем, на 10%. Масса (стоимость) баков растёт слабо, т.к. не меняем стартовую массу.
В итоге у нас:
- наземка не изменилась
- баки не изменились
- двигатели дороже на 20%
- ПН выросла на 10%

Допустим стоимость наземки 1,5 единицы, стоимость двигателей (до роста тяги) 0,5 единицы, стоимость остальной ракеты 0,5 единицы. После роста тяги получаем 1,5+0,6+0,5=2,6 единицы. Это больше чем исходные 2,5 единицы на 4%. А ПН выросла на 10%....хммм а ведь и правда работает ;D ;D :D
Ну, как-то так
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Буцетам от 02.10.2025 16:46:27
Цитата: Дмитрий В. от 02.10.2025 15:54:34Ну, как-то так
А какая тяговооружённость оптимальна по критерию $/кг ПН? Для водородов и для углеводородов. Если у ракеты автоматизированный пуск уровня Р-9.
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Дмитрий В. от 02.10.2025 17:44:54
Цитата: Буцетам от 02.10.2025 16:46:27
Цитата: Дмитрий В. от 02.10.2025 15:54:34Ну, как-то так
А какая тяговооружённость оптимальна по критерию $/кг ПН? Для водородов и для углеводородов. Если у ракеты автоматизированный пуск уровня Р-9.
Вот отсюда почитайте: https://forums.airbase.ru/2017/06/t98697_7--soyuz-5-irtysh-on-zhe-feniks-sunkar.html#p5119861
Если по-простому, то универсального значения нет, надо всякий раз считать заново. Численными методами.
Название: Сколько двигателей ставить на первую ступень? - архитектура единого топливного блока
Отправлено: Буцетам от 02.10.2025 18:56:16
Цитата: Дмитрий В. от 02.10.2025 17:44:54Вот отсюда почитайте
Благодарю!