9 апреля 1961 года — первый старт межконтинентальной баллистической ракеты Р-9 (СССР). Несмотря на успешные испытания МБР Р-7 (обзор №1-23 21–31.08.2016), военным было ясно, что крупногабаритная кислородно-керосиновая ракета, запускаемая с наземного старта после суточной подготовки, не очень подходит для ответного ядерного удара по предполагаемому агрессору. Нужен был межконтинентальный носитель, обладающий более приемлемыми характеристиками, прежде всего по времени подготовки к пуску. Такие двухступенчатые ракеты разрабатывались в двух организациях. Одна из них — ОКБ-1 (гл. конструктор — С. П. Королёв).
Предложения по созданию новой ракеты на кислородно-керосиновом топливе стартовой массой в 100 т были подготовлены и переданы в Правительство в апреле 1958 года. Существовало два варианта ракеты: Р-9А (8К75) на керосине и кислороде и Р-9В (8К76) на керосине и азотной кислоте. Для Р-9В в ОКБ-2 (главного конструктора А. М. Исаева) создавалась связка из четырёх двигателей с тягой по 392 кН каждый. По настоянию ОКБ-1 дальнейшие работы были продолжены по первому варианту. Официально работы заданы Постановлением СМ СССР от 13 мая 1959 года. Непосредственная разработка двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты Р-9А на низкокипящих компонентах топлива, унифицированной для наземных и групповых шахтных комплексов, начата в ОКБ-1 пол руководством С. П. Королёва после выхода постановления правительства от 30 мая 1960 года и приказа Госкомитета по оборонной технике от 22 ноября 1961 года. Большой вклад в разработку ракеты внёс заместитель главного конструктора ОКБ-1 В. П. Мишин. Б. Е. Черток вспоминал: «Мишин первым высказал революционную идею об использовании переохлаждённого жидкого кислорода. Если вместо минус 183°С, близких к точке кипения кислорода, понизить его температуру до минус 200°С, а ещё лучше до минус 210°С, то, во-первых, он займёт меньший объем и, во-вторых, резко уменьшатся потери на испарение. Если такую температуру удастся поддержать, можно будет осуществить скоростную заправку: кислород, попадая в тёплый бак, не будет бурно вскипать, как это происходит во всех наших ракетах от Р-1 до Р-7 включительно». Мишин предложил также использовать вакуумную изоляцию и целый ряд других оригинальных решений, в результате применения которых потери кислорода при транспортировке, хранении и заправке сократились в 500 раз! Основной задачей при создании ракетных комплексов на базе МБР Р-9А было возможно большее повышение их боеготовности и для этого было сделано все, что можно было сделать при использовании топлива на основе жидкого кислорода. Головной организацией по разработке незащищённого наземного стартового комплекса стало ГСКБ Спецмаш, возглавляемое В. П. Барминым. «На первом этапе работ предложения В. П. Бармина о создании полностью автоматизированного стартового комплекса для этой ракеты приняты не были. Была поставлена задача создать в кратчайшие сроки экспериментальный стартовый комплекс для обеспечения быстрейшей отработки ракеты с максимально возможным использованием агрегатов из других ракетных комплексов.
В сжатые сроки была разработана экспериментальная пусковая установка в составе 28 агрегатов и устройств, которая в конце 1962 года была введена во временную эксплуатацию на космодроме Байконур». Первый наземный стартовый комплекс «Десна-Н» был построен на площадке №71 Байконура. В его состав входили две пусковые установки, командный пункт, хранилища ракет и топлива. Вскоре он был разрушен при аварийном пуске ракеты. Следует отметить, что разработчиками стартовых комплексов Р-9А предлагались самые различные варианты. В частности, рассматривались укреплённый наземный, траншейный, мобильный на морской барже, контейнерный и другие варианты.
«...Удалось довести время готовности Р-9 к пуску, считая от горизонтального положения, до 20 минут. Неожиданно оказалось, что дальнейшее сокращение цикла готовности определяет не процесс заправки, а время раскрутки гироприборов до номинального числа оборотов — 60000 в минуту. На этот процесс требовалось 15 минут. Как же американцы ухитряются доводить готовность до двух-трёх минут? Вскоре мы получили информацию, что на американских ракетах роторы гироприборов вращаются непрерывно в течение всего дежурства». Стартовые комплексы «Долина» (наземный) и «Десна-В» (шахтный) были приняты на вооружение, комплекс «Десна-Н» (наземный) на вооружение не принимался. «Комплекс «Долина» был первым в СССР полуавтоматизированным боевым стартовым комплексом. Он имел в своём составе две пусковые установки со стационарными установщиками ракет (8У249) разработки ЦКБТМ, заглублённый командный пункт, обвалованные наземные хранилища горючего и окислителя, наземные хранилища ракет и пристартовый пункт радиоуправления. Ракеты хранились на специальных самоходных тележках. Заправка ракет топливом производилась перед стартом при дистанционном контроле с командного пункта с максимально возможной скоростью перекачки компонентов топлива. Интервал между пусками ракет с одной ПУ составлял 2,5 часа, с двух соседних ПУ — 9 минут». Первоначально разработкой маршевого кислородно-керосинового двигателя первой ступени НК-9 (8Д717) для Р-9А занималось Куйбышевское ОКБ-276, возглавляемое Н. Д. Кузнецовым. Его конструкторское бюро специализировалось на разработке мощных турбовинтовых двигателей. В частности, здесь был разработан двигатель. НК-12 для стратегического бомбардировщика ТУ-95. Для второй ступени предполагалось использовать связку из четырёх двигателей, созданных в ОКБ-1 для блока «Л» ракеты-носителя «Молния». При этом дальность стрельбы могла увеличиться на 2700 км. Ракета получила индекс Р-9М, её макет был создан в 1960 году.
Позже к работе был подключён коллектив ОКБ-456, возглавляемый В. П. Глушко. В его конструкторском бюро был создан маршевый четырёхкамерный ЖРД РД-111, который и был установлен на первой ступени ракеты. «По сравнению с двигателями комплекса Р-7 были приняты следующие решения: отказаться от перекиси водорода как источника рабочего тела для турбины, обеспечив нужные параметры газа за счёт сжигания в газогенераторе части основных компонентов топлива с избытком горючего; отказаться от наддува баков азотом и, следовательно, от азотной системы на борту ракеты. Наддув баков обеспечивать нагретыми газами: бак окислителя — кислородом, отбираемым после насоса, испаряемым и подогреваемым в теплообменнике; бак горючего — газами, отбираемыми за газогенератором и охлаждаемыми до нужного уровня в том же теплообменнике. Теплообменник — агрегат двигателя; отказаться от рулевых камер и соответствующих агрегатов, впервые разработать компоновку мощного двигателя с качающимися четырьмя основными камерами при неподвижном относительно ракеты ТНА». Маршевый двигатель второй ступени РД-0106 и рулевой двигатель второй ступени РД-461 были разработаны в КБ Химавтоматики (ОКБ-154) под руководством С. А. Косберга. Двигатель первой ступени — ЖРД РД-111 содержит 4 камеры, ТНА, газогенератор, агрегаты автоматики и другие элементы. Камера ЖРД — со связанными оболочками, с регенеративным и завесным (от форсуночной головки) охлаждением горючим. Камеры установлены на двигательной раме в подшипниках, оси которых расположены горизонтально, в плоскостях курса и тангажа РН: путём поворота камер достигается полное управление полётом. Над камерами расположен горизонтально ТНА, связанный с ними сильфонными металлическими шлангами. ТНА содержит центробежные одноступенчатые насосы окислителя и горючего (со шнековыми преднасосами) и двухступенчатую осевую активную турбину (мощностью 8460 кВт). Насосы и турбина расположены соосно и вращаются с частотой 142 об/с. Газ для привода турбины вырабатывается в газогенераторе за счёт сжигания небольшой части топлива с избытком горючего. Отработанный газ выбрасывается через патрубок, снабжённый расширяющимся соплом. ЖРД регулируется по тяге изменением расхода топлива через газогенератор (команды поступают от системы регулирования кажущейся скорости РН). Регулирование соотношения компонентов топлива осуществляется изменением расхода горючего. Зажигание топлива в камерах и газогенераторе при запуске осуществляется от пиротехнических устройств. Раскрутка ТНА производится пороховым стартером.
РД-111 имел следующие основные технические характеристики: тяга двигателя на земле — 1407 кН, тяга в пустоте — 1628 кН; удельный импульс на земле — 2700 м/с, удельный импульс в пустоте — 3107 м/с; давление в камере сгорания — 7,85 МПа; геометрическая степень расширения сопла — 18,0; соотношение компонентов топлива — 2,39; время работы — 110 с; сухая масса двигателя — 1480 кг.
ЛКИ ракеты затянулись в силу ряда причин. В частности, потребовалась длительная доработка двигателя коллективом В. П. Глушко, который столкнулся с труднообъяснимым явлением высокочастотных колебаний в камере сгорания. Проблему удалось решить лишь со временем. Физика этого процесса может быть описана следующим образом. В замкнутом объекте, ограниченном жёсткими стенками и заполненном однородным газом, возможны свои собственные частоты акустических колебаний. В камере двигателя также могут возникнуть акустические колебания, частоты которых зависят от геометрических размеров камеры и свойств среды. Но камера двигателя отличается от замкнутого сосуда, во-первых, наличием сопла, через которое вытекают газы, и во-вторых, неоднородностью среды, так как наряду с газами в камере имеются жидкая фаза и пары топлива, и осуществляется химическая реакция. Основное отличие камеры двигателя от замкнутого объёма заключается в наличии сопла. Если в замкнутом сосуде для поддержания акустических колебаний при отсутствии тормозящих эффектов не требуется затраты энергии, то при наличии сопла Лаваля, через которое газы покидают двигатель, акустические колебания в камере могут поддерживаться только при затрате энергии, даже если нет других причин (трение и пр.). Очевидно, источниками такой энергии являются топливо и тепло, которое выделяется в зоне горения. Если колебания мощности источников тепловыделения будут находиться в фазе с одной из собственных частот колебаний газов в камере, тогда возникнет новый вид внутрикамерной неустойчивости — высокочастотная неустойчивость ЖРД (сотни и тысячи герц). В случае высокочастотных колебаний время распространения возмущения в камере становится соизмеримым с периодом колебаний давления, поэтому, в отличие от низкочастотной неустойчивости, параметры в разных точках камеры (давление, температура) в каждый данный момент времени будут различными. Такая неоднородность параметров в объёме камеры приводит к необходимости учёта пространственного и временного распределения источников энергии. Колебания давления высокой частоты практически не передаются в топливную систему. Именно зависимость времени запаздывания и скорости реакции от давления приводит к колебанию величины тепловыделения при колебании pк. Поэтому одной из возможностей борьбы с высокочастотной неустойчивостью является изменение химической активности топлива, т.е. влияние на τзап (время запаздывания) и Wгор (скорость горения топлива). На эти величины можно влиять введением в топливо тех или иных присадок, а также таким методом распыливания топлива, при котором в различных зонах камеры получаются смеси с разными временами запаздывания. Другая возможность борьбы с высокочастотной неустойчивостью заключается в значительном увеличении давления в камере. В этом случае, с одной стороны, время запаздывания топлива на установившемся режиме сильно уменьшается и становится менее чувствительным к колебаниям давления и температуры среды, с другой стороны, уменьшаются размеры камеры, что способствует более широкому охвату объёма камеры компонентами топлива. Следует указать, что строгой теории высокочастотной неустойчивости процесса ЖРД пока ещё не создано, хотя имеется немало практически важных наблюдений, описанных в периодической и специальной литературе. Несмотря на возникшие трудности, двигатели РД-111 были доведены до приемлемого уровня надёжности. Первый испытательный пуск ракеты с наземной пусковой установки «Десна-Н» состоялся на полигоне Байконур 9 апреля 1961 года. ЛКИ комплекса «Десна» завершены 14 февраля 1963 года. 22 февраля 1963 года проведён первый пуск Р-9А с наземного комплекса «Долина». Первый пуск из шахтного комплекса «Десна» проведён 27 сентября 1963 года (по другим данным, пуск проведён в 1962 году). Всего в рамках лётно-конструкторских испытаний проведено 54 пуска ракет. В феврале 1964 года лётно-конструкторские испытания были завершены. Ракета Р-9А (8К75) находилась на вооружении частей Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) СССР, дислоцировавшихся в Омске, Тюмени, Козельске, Плесецке и Байконуре с 1964 по 1976 год. Серийное изготовление ракеты велось на заводе «Прогресс». Всего было изготовлено около 70 ракет. МБР Р-9А имела меньшую массу и размеры по сравнению с Р-7, но гораздо лучшие эксплуатационные свойства. По основным характеристикам ракета была конкурентоспособной с ракетами на долгохранимых компонентах топлива. Преимуществом Р-9А была почти вдвое меньшая стартовая масса, так как жидкий кислород позволял получить более высокие характеристики, чем азотнокислые окислители. Основные ТТХ МБР Р-9А: длина ракеты — 24,19 м; диаметр — 2,68 м; стартовая масса — 80,4 т; забрасываемый вес — 1,7...2 т; максимальная дальность полёта — 12500...16000 км. Двигатель второй ступени ракеты Р-9А послужил прототипом двигателя третьей ступени РН «Молния» и «Восход»
Источник: https://rocketengines.ru/historical-digest/events/april-1-10-3.html (https://rocketengines.ru/historical-digest/events/april-1-10-3.html)
180411.jpg
2025-1-30 15-18-44.png
180409.jpg
Сдается мне, что Р-9В надо писать как Р-9Б.
http://militaryrussia.ru/blog/topic-748.html
Цитата: Кот Бегемот от 30.01.2025 12:14:45РД-111
Спасибо за тему.
Только уберите, плиз, вырвиглазный цвет текста.
Старая тема:
https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=804.msg24593#msg24593
Цитата: nmaxx от 30.01.2025 12:45:42Цитата: Кот Бегемот от 30.01.2025 12:14:45РД-111
Спасибо за тему.
Только уберите, плиз, вырвиглазный цвет текста.
Да, мне тоже ничего не видно, у меня синяя тема
Кто-нибудь знает данные о ширине двигателя? У ракеты Р-9А диаметр 2,68 м., по фотографиям двигатель почти как диаметр ракеты, но есть более точные данные?
Цитата: Molodoy от 23.11.2025 08:25:25Кто-нибудь знает данные о ширине двигателя? У ракеты Р-9А диаметр 2,68 м., по фотографиям двигатель почти как диаметр ракеты, но есть более точные данные?
По картинке 2,68 это диаметр моторной рамы. Но ТНА двигателя сильно короче ширины рамы, раму можно уменьшить. И между соплами есть место, сопла можно сблизить. Я бы сказал, можно ужаться до двух метров по ширине, и это будет не круг 2м, а квадрат с диагональю 2
На 2й ступени сопла примерно такого же размера, но стоят вплотную. Вот там диагональ ≈2
Цитата: Буцетам от 23.11.2025 10:47:12И между соплами есть место, сопла можно сблизить.
А если не менять конструкцию двигателя, ширина двигателя впишется в квадрат 2х2 метра? И не будет проблемой сделать квадратную раму не превышающую ширину двигателя?
Цитата: Molodoy от 23.11.2025 11:11:08Цитата: Буцетам от 23.11.2025 10:47:12И между соплами есть место, сопла можно сблизить.
А если не менять конструкцию двигателя, ширина двигателя впишется в квадрат 2х2 метра? И не будет проблемой сделать квадратную раму не превышающую ширину двигателя?
В плане не менять конструкцию? ТНА наверное придётся повернуть по диагонали квадрата, ТНА будет располагаться над соплами, а не между ними. Это изменение конструкции. И при таком близком расположении сопел лучше отказаться от качания камер и добавить 4 рулевые камеры как на РД-108 или как на фотке двигателя 2й ступени. Может лучше сделать не рулевые камеры, а качающиеся рулевые сопла на выхлопном газе турбины. Это тоже изменение.
Вот с такими изменениями должен влезть в квадрат 1,5×1,5
Цитата: Molodoy от 23.11.2025 11:11:08А если не менять конструкцию двигателя, ширина двигателя впишется в квадрат 2х2 метра?
Если совсем не менять, а только приблизить сопла, и сделать другой выхлоп с турбины ("штаны" в две стороны вбок, а не вниз по центру) то наверное влезет в квадрат 2×2. Надо будет ограничить угол поворота камер, чтоб не упирались.
Но квадрат 1,5х1,5 это лучше чем 2×2
Кстати, на двигателе 1,5х1,5 раз камеры не качаются, то их можно приварить к раме через проушины, камеры станут частью рамы и рама уменьшится, двигатель будет немного легче
Лучше оставить качание, камер сделать 2 а не 4, добавить ещё 2 рулевых камеры на выхлопном газе и такой двигатель наверное можно засунуть в размер 1,8х1,2
Цитата: Буцетам от 23.11.2025 11:33:22Если совсем не менять, а только приблизить сопла, и сделать другой выхлоп с турбины ("штаны" в две стороны вбок, а не вниз по центру) то наверное влезет в квадрат 2×2. Надо будет ограничить угол поворота камер, чтоб не упирались.
И во сколько по срокам вы оценивает такую переделку, учитывая реалии того времени?
Цитата: Буцетам от 23.11.2025 11:39:09Лучше оставить качание, камер сделать 2 а не 4, добавить ещё 2 рулевых камеры на выхлопном газе и такой двигатель наверное можно засунуть в размер 1,8х1,2
А срок такой переделки?
Три двигателя 1,8×1,2 встают на ракету диаметром 3,6м. И даже остаётся место ещё для двух.
По пять двигателей ставить на ББ, три на ЦБ, будет 1850 тонн тяги если делать трёхблок. И один двигатель на 2ю ступень. Получится ракета с ПН 30-35 тонн. Пятиблок это уже 45-50 тонн ПН, на пятиблоке можно два ББ сделать 5-двигательные, а другие два - 4-двигательные, будет четырёхступ.
А если 5-блок на 5-двигательных ББ, и массу подстроить под тягу, то масса может быть даже 2700 тонн, ПН 80 тонн. И всего 24 двигателя на всю ракету. Почему Королёв так не сделал?
Цитата: Molodoy от 23.11.2025 11:45:29И во сколько по срокам вы оценивает такую переделку, учитывая реалии того времени?
Ух, реалии того времени это очень быстро. Оцениваю в 2 месяца.
Цитата: Molodoy от 23.11.2025 11:45:29ЦитироватьЛучше оставить качание, камер сделать 2 а не 4, добавить ещё 2 рулевых камеры на выхлопном газе и такой двигатель наверное можно засунуть в размер 1,8х1,2
А срок такой переделки?
Нужна новая камера удвоенной тяги, и новое рулевое сопло. Оцениваю в 1 год
РД-111 - "гнилой двигатель".
Цитата: Буцетам от 23.11.2025 11:49:09А если 5-блок на 5-двигательных ББ, и массу подстроить под тягу, то масса может быть даже 2700 тонн, ПН 80 тонн. И всего 24 двигателя на всю ракету. Почему Королёв так не сделал?
Прикинул чуть получше, вот что получается:
- все баки 3,6метра, перевозка без проблем.
- ББ из двух баков: бак О длиной 27м, бак Г длиной 15м. Крепление бака Г сбоку на бак О. Внизу под баком О пять двигателей, тяга 715 тонн, масса ББ 470 тонн заправка 425 тонн.
Переевозка ББ в разборке на три части: бак О, бак Г и двигательный отсек. Перевозка на двух платформах, сборка на космодроме.
- ЦБ из двух баков, расположение баков тандемное (обычное). Масса ЦБ 300 тонн, заправка 270 тонн, два двигателя. Перевозка в разборке на 2 части: бак О и бак Г+двигатели, перевозка на двух платформах, сборка на космодроме.
- Третья ступень массой 150 тонн, один двигатель с вакуумными соплами, перевозка целиком на одной платформе.
- Стартовая масса 2400 тонн, тяга на старте 3140 тонн (22 двигателя), тяговооружённость 1,31
- ПН 70 тонн
Ракета очень компактная, высота без ПН меньше 50м, как Протон. Перевозится на 11-12 ж/д-платформах
Цитата: Буцетам от 23.11.2025 12:37:55все баки 3,6метра, перевозка без проблем
Если двигатели 1,8х1,2 м, то 5шт установить в круг диаметром 3.6 проблематично, сопла будут торчать за блоком и ширина двигательного отсека будет больше 4.1 м со всех сторон, если ограничится 4мя двигателями на ББ, то по ширине останется 3.6, а высота будет примерно 4.1м или чуть выше, но это уже не проблема.
Цитата: Molodoy от 23.11.2025 13:03:05Если двигатели 1,8х1,2 м, то 5шт установить в круг диаметром 3.6 проблематично
Зачем в круг? В прямоугольник со сторонами 3,6м (3х1,2м) и 4,2м (1,2+1,8+1,2).
При перевозке по ж/д, блок двигателей едет отдельно, габариты у него 3,6м(ширина на ж/д-платформе) на 4,2м(длина на ж/д-платформе) на ≈3м(высота двигателя). Никаких проблем
Цитата: Буцетам от 23.11.2025 13:06:49Зачем в круг? В прямоугольник со сторонами 3,6м (3х1,2м) и 4,2м (1,2+1,8+1,2).
По такой схеме и прикидывал, только с зазорами между двигателями, чтобы сопла не упирались друг в друга. Т.к. с одной стороны сопла выступают на 4,2+ метра и центр пяти блока с зазорами, то придётся делать блоки хотя бы по 3.9 м, чтобы при компоновке пятибочника сопла не мешали, либо ограничится трёхблочником, что кстати более реалистично, учитывая то время.
В.П.Глушко предлагал несколько вариантов использования двигателей РД-111 для различных ракет-носителей, в частности, в апреле 1960г он выдвигает предложение о модернизации ракеты Р-7 путем установки двигателей РД-111 с ракеты Р-9.
Любопытная статья. Завкаф Бауманки утверждает что РД-107 всю дорогу (и при Хрущёве и при Горбачёве) продолжал страдать от ВЧ, пока уже при Путине не поставили однокомпонентные форсунки от РД-111.
Значит однокомпонентные форсунки-то огонь, дед Глушко не зря их 100 лет пыхтел-сочинял!
Цитата: Буцетам от 23.11.2025 15:20:09В.П.Глушко предлагал несколько вариантов использования двигателей РД-111 для различных ракет-носителей, в частности, в апреле 1960г он выдвигает предложение о модернизации ракеты Р-7 путем установки двигателей РД-111 с ракеты Р-9.
Почему не развивали тему с РД-111? Вражда Королева и Глушко?
Цитата: Molodoy от 23.11.2025 19:05:01Почему не развивали тему с РД-111? Вражда Королева и Глушко?
Мишин, зам. Королёва, раздувал эту вражду и всячески уязвлял Глушко. А Глушко от такого отношения стал волком смотреть даже на Королёва.
Ну и вроде как Королёв поначалу предлагал пятиблок из Р-9 как замену Союза. А Глушко, получается, предлагал ставить РД-111 непосредственно на Союз. Могу только догадываться, что на этой почве они поспорили и больше к РД-111 не возвращались
Цитата: Буцетам от 23.11.2025 19:57:52Цитата: Molodoy от 23.11.2025 19:05:01Почему не развивали тему с РД-111? Вражда Королева и Глушко?
Мишин, зам. Королёва, раздувал эту вражду и всячески уязвлял Глушко. А Глушко от такого отношения стал волком смотреть даже на Королёва.
Фигня.
Цитата: Штуцер от 23.11.2025 20:00:16Фигня
Ну Черток писал примерно так, что Мишин задирал
Цитата: Штуцер от 23.11.2025 20:27:45А точно, как?
Писал что на испытаниях ракеты (уж не помню какой) ракета падала, а Мишин первый прыгал в машину, мчался к обломкам, выкапывал куски графитовых рулей и мерзко хохотал "воот! воот! рули сломались, а я же говориииил!"
А рули придумал Глушко. И сломались они не потому что плохие, а потому что ракета упала
Цитата: Буцетам от 23.11.2025 20:39:37Цитата: Штуцер от 23.11.2025 20:27:45А точно, как?
Писал что на испытаниях ракеты (уж не помню какой) ракета падала, а Мишин первый прыгал в машину, мчался к обломкам, выкапывал куски графитовых рулей и мерзко хохотал "воот! воот! рули сломались, а я же говориииил!"
А рули придумал Глушко. И сломались они не потому что плохие, а потому что ракета упала
Рули графитовые придумали немцы.
Но по любому, к РД-111 и отношениям Мишина-Глушко это безотносительно.
Цитата: Штуцер от 23.11.2025 21:07:54Рули графитовые придумали немцы
Так они были на Р-5, Р-5 тоже немцы придумали?
Цитата: Буцетам от 23.11.2025 21:16:35Цитата: Штуцер от 23.11.2025 21:07:54Рули графитовые придумали немцы
Так они были на Р-5, Р-5 тоже немцы придумали?
И что, что были? ;D
Цитата: Штуцер от 23.11.2025 21:18:08И что, что были? ;D
А то что их туда Глушко поставил. Вот с него и спрос ;D
А Мишин всё скачет и не унимается, что прикажете делать, пенять на немцiв?
Цитата: Буцетам от 23.11.2025 21:28:19А то что их туда Глушко поставил. Вот с него и спрос
Бред и отсебятина.
Цитата: Штуцер от 23.11.2025 20:27:45Цитата: Буцетам от 23.11.2025 20:24:27Цитата: Штуцер от 23.11.2025 20:00:16Фигня
Ну Черток писал примерно так, что Мишин задирал
А точно, как?
Феоктистов:
"Как рассказывали старые испытатели, главным героем поисков «рыжего» часто оказывался В. П. Мишин. Как только ракета улетала «за бугор», он выскакивал из окопчика, бежал к «газику» и мчался побыстрее, чтобы опередить всех, к останкам ракеты, находил обломок графитовых газовых рулей (а как же им было не разбиться, когда ракета так «приземлялась»?) и с победным видом возвращался к госкомиссии: опять неисправен двигатель, следовательно, виноват этот индюк Глушко, который не просто не умеет делать двигатели, он в них вообще ничего не понимает! Интеллигентный В. И. Глушко просто задыхался от ярости от такого наглого и бессмысленного обвинения, готов был убить ублюдка, но вокруг находилось слишком много наблюдающих и контролирующих. Хотя эти наблюдающие и контролирующие (в основном военные заказчики и испытатели) и понимали вздорность обвинений, но ведь и они должны были найти виноватого, тем более что шансов найти реальную неисправность в остатках ракеты после взрыва, происходящего при ее падении, очень мало. А тут еще поднимался бывший заместитель Глушко по испытаниям в казанской шарашке по ракетным двигателям Королев и с отеческим видом (он же теперь главнее Глушко!) начинал его примирять с Мишиным. Классическое разделение ролей: Мишин как петух наскакивал на Глушко, а Королев выступал в роли примиряющего арбитра. Глушко, да и все остальные, конечно, эту регулярно разыгрываемую комедию хорошо понимали. Может быть, тогда у Глушко и начали накапливаться отрицательные эмоции по отношению и к Мишину, и к Королеву, что в конце концов сыграло роль в их расхождении и разрыве в период работ над военными ракетами с высококипящими компонентами и над ракетой Н1. Наша техника много потеряла от этого разрыва."
Черток:
"Тогда в гостинице Глушко уверял меня, что Королев под влиянием Мишина ни на какие компромиссы не соглашался. Они вдвоем, Королев и Мишин, сделали ставку на Кузнецова, а его от ракеты H1 просто отстранили. Работы на Янгеля и Челомея заставили создать мощную стендовую базу для двигателей на высококипящих компонентах. Он обещал Королеву заняться мощным кислородным двигателем, но позднее. Тогда, в 1961 году, не было такого окна для кислорода, а сделать мощный двигатель на тетроксиде и гептиле по срокам гораздо проще. Чтобы доказать, что мы могли сделать мощные двигатели, он принял предложение Челомея. Для УР-700 он уже заканчивает отработку двигателей на 640 тонн тяги.
...
Глушко в тот вечер мне излил обиду, хотел доказать, что если бы Королев согласился тогда, семь лет назад, то была бы еще надежда догнать американцев. И первая ступень H1 не была бы складом сомнительных двигателей. Вместо спокойного обсуждения Королев всю информацию передавал для анализа Мишину. А тот с ходу отвергал все, что не соответствовало его идее.."
Еще по воспоминаниям дочь Королева заявляла, что конфликт у Глушко был в первую очередь с Мишиным, а не с Сергеем Павловичем
Цитата: Seliv от 24.11.2025 07:00:32...виноват этот индюк Глушко, который не просто не умеет делать двигатели, он в них вообще ничего не понимает!
В. П. Мишин, видимо, в силу своих личных качеств, сыграл роль мальчика из сказки о голом короле.
Кстати, а что случилось с мальчиком из сказки после той его эскапады?
А С. П. Королём после Мальдяка стал тёртым мужиком и, похоже, режиссировал весь этот спектакль, отводя Мишину роль шныря.
Цитата: Буцетам от 23.11.2025 20:39:37, выкапывал куски графитовых рулей и мерзко хохотал "воот! воот! рули сломались, а я же говориииил!"
Вот этого не было даже в 40ые годы.
Ну, а попытки спихнуть ответственность на другую фирму при аварии были всегда.
Королевская контора - не исключение.
Помнится, когда не прошло стягивание модуля и станции , по полигону разлетелся слух, что на штанге модуля висит солдатский бушлат, забытый при стыковке модуля и 3 ступени Протона. ;)
Цитата: Streamflow от 24.11.2025 07:18:27А С. П. Королём после Мальдяка стал тёртым мужиком и, похоже, режиссировал весь этот спектакль, отводя Мишину роль шныря.
Новый взгляд под неожиданным углом ;D
Цитата: Буцетам от 24.11.2025 08:51:30Цитата: Streamflow от 24.11.2025 07:18:27А С. П. Королём после Мальдяка стал тёртым мужиком и, похоже, режиссировал весь этот спектакль, отводя Мишину роль шныря.
Новый взгляд под неожиданным углом ;D
Весьма актуальный прием руководства и до сих пор. Устраивать конфликты, внутреннюю конкуренцию чужими руками. a)Может способствовать быстрому достижению задач, а может наоборот, когда начинается прямой саботаж деятельности противоборствующих сторон
б)Чтоб не расслаблялись, были в тонусе
в)Потом с барского плеча утихомирить бойцов, показав кто главный папка
Эта тема создана для прославления РД-111. Я считаю прославляем недостаточно!
Так скажу, если бы у Кима был такой крутой Ды Ви Гун как РД-111, он бы сразу сделал супертяж и показал всем как надо на Луну летать.
А может ли Ким сделать супертяж на РД-250? УИ тут достаточно высокий, уровня F-1 и первых мерлинов.
Цитата: Буцетам от 24.11.2025 17:55:30Эта тема создана для прославления РД-111. Я считаю прославляем недостаточно!
РД-111 - "гнилой двигатель" (c). О чём написано даже в первом посте этой темы.
Цитата: Streamflow от 24.11.2025 20:02:43Цитата: Буцетам от 24.11.2025 17:55:30Эта тема создана для прославления РД-111. Я считаю прославляем недостаточно!
РД-111 - "гнилой двигатель" (c). О чём написано даже в первом посте этой темы.
Да всмысле? Написано вот что: "
несмотря на возникшие трудности, двигатели РД-111 были доведены до приемлемого уровня надёжности."Следовательно РД-111 это успешный что-надо-двигатель, уж вояки-то не стали бы принимать на вооружение гнилушку!
И даже больше того, РД-111 через много-много лет помог своему брату РД-107 избавиться от пульсаций и прокачаться до РД-107А. Потому что Глушко долго работал над однокомпонентными форсунками, однокомпонентные форсунки это круто
Кстати, с подъёмом давления выше 80-100 атм устойчивость-то растёт. Если перевести РД-111 на метан и форсировать до 130атм, проблем с ВЧ точно не будет, а тяга вырастет до уровня BE-4 почти
Цитата: Буцетам от 24.11.2025 21:29:16Если перевести РД-111 на метан и форсировать до 130атм...
...и сделать однокамерным то точно получится ВЕ-4!
Цитата: Буцетам от 24.11.2025 21:26:46Да всмысле? Написано вот что: "несмотря на возникшие трудности, двигатели РД-111 были доведены до приемлемого уровня надёжности."
Ну, ну, контора пишет. А ракеты-то с ним (Р-9) быстренько сняли с вооружения.
Цитата: Streamflow от 24.11.2025 23:22:38А ракеты-то с ним (Р-9) быстренько сняли с вооружения.
Ерунда, это потому что ракеты кислородные
Цитата: Буцетам от 25.11.2025 01:43:30Цитата: Streamflow от 24.11.2025 23:22:38А ракеты-то с ним (Р-9) быстренько сняли с вооружения.
Ерунда, это потому что ракеты кислородные
1. Мой юный друг, во-первых, не советую вам бросаться такими словами. Вам следует запомнить, что "ерунда" может относиться к вашим текстам, но не моим.
2. То, что Р-9А - "кислородная" ракета было известно с самого начала этого проекта её разработчикам, и, тем не менее, они предпочли её ракете Р-9Б на высококипящих компонентах топлива.
3. Познакомились бы, сколько ракет Р-9А поставили на вооружение, на какой срок, и сколько было с ними проблем из-за двигателя.
4. Вы, очевидно, не знаете, что после РД-111 Глушко хотел отказаться от разработок кислородных двигателей навсегда, но отказался только на 12 лет, так как тогда фея шепнула ему на ушко, как без проблем подавлять высокочастотные авто колебания в таких двигателях.
5. Только после этого в ОКБ-456 приступили к созданию семейства керосин-кислородных двигателей РД-170/171 с совершенно несопоставимыми рабочими характеристиками чем были ранее. Это был второй пинок под зад после 1945 года.
Цитата: Streamflow от 24.11.2025 23:22:38А ракеты-то с ним (Р-9) быстренько сняли с вооружения.
Сняли их с вооружения одновременно с Р-16.
Цитата: Streamflow от 25.11.2025 09:18:252. То, что Р-9А - "кислородная" ракета было известно с самого начала этого проекта её разработчикам, и, тем не менее, они предпочли её ракете Р-9Б на высококипящих компонентах топлива.
Это что-то новенькое. По моему настоящая каноническая ерунда.
Цитата: Streamflow от 25.11.2025 09:26:093. Познакомились бы, сколько ракет Р-9А поставили на вооружение, на какой срок, и сколько было с ними проблем из-за двигателя.
Военные не хотели принимать их на вооружение. Но приняв досрочно не снимали. Да им бы никто и не дал.
Цитата: Streamflow от 25.11.2025 09:26:094. Вы, очевидно, не знаете, что после РД-111 Глушко хотел отказаться от разработок кислородных двигателей навсегда, но отказался только на 12 лет, так как тогда фея шепнула ему на ушко, как без проблем подавлять высокочастотные авто колебания в таких двигателях.
Фея шепнула ему что если он не возьмётся за керосин-кислород то пролетит мимо тазика.
Цитата: Streamflow от 25.11.2025 09:18:252. То, что Р-9А - "кислородная" ракета было известно с самого начала этого проекта её разработчикам, и, тем не менее, они предпочли её ракете Р-9Б на высококипящих компонентах топлива.
При Сталине такую любовь СП к кислороду могли и расстрелом наградить.
По воспоминаниям Сергея Хрущева он потом просил у Никиты сделать гептиловую, но ему отказали. Мол, есть другие, кто сделает.
Цитата: Streamflow от 25.11.2025 09:26:09как тогда фея шепнула ему на ушко, как без проблем подавлять высокочастотные авто колебания в таких двигателях.
Фея и сама не знает, как.
Цитата: Штуцер от 25.11.2025 10:05:46Цитата: Streamflow от 25.11.2025 09:26:09как тогда фея шепнула ему на ушко, как без проблем подавлять высокочастотные авто колебания в таких двигателях.
Фея и сама не знает, как.
Ну, вы-то явно не фея, в американском аэрокосмическом музее не были. До сих пор ничего не знаете.
Цитата: Старый от 25.11.2025 09:54:38Цитата: Streamflow от 25.11.2025 09:18:252. То, что Р-9А - "кислородная" ракета было известно с самого начала этого проекта её разработчикам, и, тем не менее, они предпочли её ракете Р-9Б на высококипящих компонентах топлива.
Это что-то новенькое. По моему настоящая каноническая ерунда.
Ничего нового. Старый опять включил режим клинического идиота.
Лучше бы рассказал нам о жидком вакууме.
Цитата: Streamflow от 25.11.2025 12:10:08Ничего нового. Старый опять включил режим клинического идиота.
Не. По старым представлениям обе Р-9 были на кислороде и керосине. Только А была с двигателем Глушко а Б была с двигателями Кузнецова. (НК-8).
А твоё открытие что она была на высококипящих компонентах это что совсем уж новое.
Цитата: Streamflow от 25.11.2025 12:08:06Ну, вы-то явно не фея, в американском аэрокосмическом музее не были. До сих пор ничего не знаете.
Это информация не из музеев. Инфа от исаевских спецов.
Опять старая песня. На кону мочало, начинай сначала
Цитата: Streamflow от 25.11.2025 12:48:40Опять старая песня. На кону мочало, начинай сначала
чушь пишите
У вас у всех память как у золотых рыбок, поэтому для вас все - чушь. А у Старого память очень хорошая, зато он ловит глюки, как нейросеть ;D
Цитата: Streamflow от 25.11.2025 09:18:25Цитата: Буцетам от 25.11.2025 01:43:30Цитата: Streamflow от 24.11.2025 23:22:38А ракеты-то с ним (Р-9) быстренько сняли с вооружения.
Ерунда, это потому что ракеты кислородные
1. Мой юный друг, во-первых, не советую вам бросаться такими словами. Вам следует запомнить, что "ерунда" может относиться к вашим текстам, но не моим.
Ерунда есть ерунда, неважно кто сказал. Нет доказательств что
Цитата: Streamflow от 24.11.2025 23:22:38Цитата: Буцетам от 24.11.2025 21:26:46Да всмысле? Написано вот что: "несмотря на возникшие трудности, двигатели РД-111 были доведены до приемлемого уровня надёжности."
Ну, ну, контора пишет. А ракеты-то с ним (Р-9) быстренько сняли с вооружения.
что ракеты сняли потому, что с двигателями были проблемы. Раз доказательств нет значит вы пишете своё собственное мнение, мало чем подкрепленное.
Более того, есть результаты испытаний, стрельб. И не было там (к концу испытаний) никаких проблем с двигателями. Следовательно что? Следовательно вы пишете не только отсебятину, но и ерунду
РД-111 кстати изначально работал без сбоев, сразу. Но только на обычном, кипящем кислороде. А Мишин для Р-9 хотел переохлаждение аж на 20 Кельвинов, с 90К до 70К
В итоге, раз двигатель всё-таки довели до стабильности даже на 70К-кислороде, то повысив температуру до 80К можно было бы и создать запас устойчивости к ВЧ, и сохранить удобство заправки. И всё это было известно уже к 1964 году. А Королёв взял и "незаметил", хотя Р-9 у него под носом, это же его ракета. Мда, вот так Луну и просрали
Цитата: Буцетам от 25.11.2025 17:34:55РД-111 кстати изначально работал без сбоев, сразу.
Ничего подобного. Вч-неустойчивость фиксировалась и на двигателях с ЖК, и на переохлажденном ЖК и даже на серийных РД-111.
Цитата: Streamflow от 25.11.2025 13:22:38У вас у всех память как у золотых рыбок, поэтому для вас все - чушь. А у Старого память очень хорошая, зато он ловит глюки, как нейросеть ;D
Так что с настоящей канонической ерундой то? ;)
Цитата: Штуцер от 25.11.2025 18:01:58Цитата: Буцетам от 25.11.2025 17:34:55РД-111 кстати изначально работал без сбоев, сразу.
Ничего подобного. Вч-неустойчивость фиксировалась и на двигателях с ЖК, и на переохлажденном ЖК и даже на серийных РД-111.
Не, писал кто-то из мемуарщиков, возможно Феоктистов
Дальнейшее развитие этой истории связано с созданием двигателя РД-111 для новой межконтинентальной ракеты Р-9/Р-9А, срочная необходимость создания которой диктовалось тем, что тактико-технические характеристики первой советской ракеты Р-7А по времени подготовки к старту и возможности размещения на закрытых стартовых позициях абсолютно не соответствовали требованиям, вызванным вновь возникшим реалиям ракетно-ядерного противостояния. Для новой компактной ракеты потребовался двигатель существенно бóльшей тяги – 1.4 МН у земли – по 0.35 МН с камеры [55]. «Глушко, несмотря на страх перед самовозбуждением колебаний «высокой частоты», увеличил давление в камерах по сравнению с «семеркой» и спроектировал двигатель РД-111 для «девятки» очень компактным, по размерам почти таким же, как РД-107 «семерки» . При этом впервые у двигателя ОКБ-456 турбонасос приводился газогенератором на основных компонентах топлива, а сам двигатель мог качаться на специальном подвесе, что исключало необходимость использования рулевых камер. Однако возбуждение акустических автоколебаний в камерах сгорания этого двигателя того же диаметра, что и у камер сгорания РД-107/108, стало происходить практически постоянно. Здесь не место и не время описывать все аварии ракет Р-9 из-за автоколебаний, просто приведем выдержку из книги [48]: «На двигателях для Р-9 «высокая частота» оказалась бедствием, которое сорвало сроки их поставок на сборку первых ракет. Объяснить причины возникновения «высокой частоты» в кислородных двигателях ни теоретикам, ни испытателям не удавалось. Забегая далеко вперед, скажу, что даже на благополучной, десятки лет летающей «семерке», в ее модификации, именуемой «Союз», на центральном блоке до сих пор нет-нет, да и появится вдруг «высокая частота». В итоге, после трех лет испытаний (1961 – 1964 годы) ракету Р-9А буквально «с грехом пополам» удалось поставить на боевое дежурство в количестве от 29 до 19 единиц, что составляло от 11 % от всех советских МБР наземного базирования в момент его начала до 1.2 % спустя 11 лет перед их снятием с вооружения
Феноменологический анализ высокочастотных автоколебаний жидкостных ракетных двигателей Ю. И. Лобановский
Цитата: Штуцер от 25.11.2025 18:28:04приведем выдержку из книги [48]:
Книга 48 что такое?
Вот что Королёв отчебучил.
Оценивая доводы Глушко, Королев писал в докладной записке на имя руководителя экспертной комиссии следующее: "Вся аргументация о трудностях отработки кислородного двигателя основана на опыте ОКБ В. Глушко по работе с ЖРД открытой схемы. Следует особо подчеркнуть, что эти трудности не имеют никакого отношения к двигателям принятой для ракеты H-I замкнутой схемы, в которых окислитель поступает в камеру сгорания в горячем и газообразном состоянии, а не в холодном и жидком, как при обычной, незамкнутой схеме. Действительно, при запуске двигателей замкнутой схемы имеет место тепловое воспламенение компонентов в камере сгорания за счет тепла горячего газообразного окислителя — кислорода или AT. Такой метод запуска кислородно-керосинового двигателя замкнутой схемы экспериментально отработан в двигателях ОКБ-1 и принят для последней ступени РН "Молния", а также в ОКБ Н. Кузнецова при разработке кислородно-керосиновых двигателей НК-9В и HK-15B для ракеты H-I".
Ну как сознательное введение в заблуждение вышестоящего лица это, конечно, нормально придумано. Но по сути - "аргументация" уровня пустобреха Маска. Ещё и подменяет понятия ВЧ и зажигание, мда
Цитата: Буцетам от 26.11.2025 18:16:01Цитата: Штуцер от 25.11.2025 18:28:04приведем выдержку из книги [48]:
Книга 48 что такое?
Глазастый. Емнип, Черток.
Цитата: Штуцер от 26.11.2025 19:32:52Емнип, Черток.
Блин ??? похоже именно этот пассаж
Цитата: Штуцер от 25.11.2025 18:28:04В итоге, после трех лет испытаний (1961 – 1964 годы) ракету Р-9А буквально «с грехом пополам» удалось поставить на боевое дежурство
придумал непосредственно автор статьи "Феноменологический анализ высокочастотных автоколебаний жидкостных ракетных двигателей", то есть Стрим Флоу. Может он пояснит откуда взялось "с грехом пополам"?
Цитата: Буцетам от 26.11.2025 18:19:05Следует особо подчеркнуть, что эти трудности не имеют никакого отношения к двигателям принятой для ракеты H-I замкнутой схемы
Ну конечно. У Протоновских двигателей замкнутой схемы вч не было.
Цитата: Буцетам от 26.11.2025 18:19:05Ну как сознательное введение в заблуждение вышестоящего лица это, конечно, нормально придумано. Но по сути - "аргументация" уровня пустобреха Маска. Ещё и подменяет понятия ВЧ и зажигание, мда
В дальнейшем оказалось что Королёв был прав - в двигателях замкнутой схемы вч-колебания не возникают.
В то время механизм возникновения вч-колебаний был не известен и считалось что они возникают из-за образования горючей но ещё не загоревшейся смеси. Поэтому условие самовоспламенения смеси считалось принципиальным.
Хотя механизм их возникновения был другой, но благодаря именно ему Королёв тем более оказался прав.
Цитата: Буцетам от 26.11.2025 18:16:01Цитата: Штуцер от 25.11.2025 18:28:04приведем выдержку из книги [48]:
Книга 48 что такое?
Что, трудно найти статью на synerjetics.ru и посмотреть ссылку там? Вам бы стоило эту статью как следует проработать, чтобы хоть что-то понимать о проблеме высокочастотных автоколебаний.
Цитата: Буцетам от 26.11.2025 19:46:28Цитата: Штуцер от 26.11.2025 19:32:52Емнип, Черток.
Блин ??? похоже именно этот пассаж
Цитата: Штуцер от 25.11.2025 18:28:04В итоге, после трех лет испытаний (1961 – 1964 годы) ракету Р-9А буквально «с грехом пополам» удалось поставить на боевое дежурство
придумал непосредственно автор статьи "Феноменологический анализ высокочастотных автоколебаний жидкостных ракетных двигателей", то есть Стрим Флоу. Может он пояснит откуда взялось "с грехом пополам"?
1. Неужели не видно по кавычкам, кто что придумал? Или вы не умеете читать тексты?
2. Streamflow - одно слово, как ЮрийГагарин ;)
Цитата: Штуцер от 26.11.2025 19:53:49ЦитироватьСледует особо подчеркнуть, что эти трудности не имеют никакого отношения к двигателям принятой для ракеты H-I замкнутой схемы
Ну конечно. У Протоновских двигателей замкнутый схемы вч не было.
У протоновских двигателей не было ВЧ совсем по другой причине. Вы же читали эту статью.
Цитата: Буцетам от 26.11.2025 18:19:05Вот что Королёв отчебучил.
Оценивая доводы Глушко, Королев писал в докладной записке на имя руководителя экспертной комиссии следующее: "Вся аргументация о трудностях отработки кислородного двигателя основана на опыте ОКБ В. Глушко по работе с ЖРД открытой схемы. Следует особо подчеркнуть, что эти трудности не имеют никакого отношения к двигателям принятой для ракеты H-I замкнутой схемы, в которых окислитель поступает в камеру сгорания в горячем и газообразном состоянии, а не в холодном и жидком, как при обычной, незамкнутой схеме. Действительно, при запуске двигателей замкнутой схемы имеет место тепловое воспламенение компонентов в камере сгорания за счет тепла горячего газообразного окислителя — кислорода или AT. Такой метод запуска кислородно-керосинового двигателя замкнутой схемы экспериментально отработан в двигателях ОКБ-1 и принят для последней ступени РН "Молния", а также в ОКБ Н. Кузнецова при разработке кислородно-керосиновых двигателей НК-9В и HK-15B для ракеты H-I".
Ну как сознательное введение в заблуждение вышестоящего лица это, конечно, нормально придумано. Но по сути - "аргументация" уровня пустобреха Маска. Ещё и подменяет понятия ВЧ и зажигание, мда
Ну, тогда не только Королёв ничего не понимал в этом деле. В нём тогда только начали разбираться умные евреи при генерал-губернаторе С. П. Да и Королёв много чего придумывал, но в НК-15 не было акустических автоколебаний совсем по другой причине, читайте статью. Там эта проблема была решена весьма изящно и совершенно оригинально и, кажется, без умных евреев,- что и говорить, немецкая школа.
Цитата: Старый от 26.11.2025 21:57:52В дальнейшем оказалось что Королёв был прав - в двигателях замкнутой схемы вч-колебания не возникают.
В то время механизм возникновения вч-колебаний был не известен и считалось что они возникают из-за образования горючей но ещё не загоревшейся смеси. Поэтому условие самовоспламенения смеси считалось принципиальным.
Хотя механизм их возникновения был другой, но благодаря именно ему Королёв тем более оказался прав.
Ну, ну.
Цитата: Streamflow от 26.11.2025 23:14:16Цитата: Штуцер от 26.11.2025 19:53:49ЦитироватьСледует особо подчеркнуть, что эти трудности не имеют никакого отношения к двигателям принятой для ракеты H-I замкнутой схемы
Ну конечно. У Протоновских двигателей замкнутый схемы вч не было.
У протоновских двигателей не было ВЧ совсем по другой причине. Вы же читали эту статью.
Это был сарказм. :)
У Протонов было ВЧ, чаще на 2 ступени.
Цитата: Старый от 26.11.2025 21:57:52Цитата: Буцетам от 26.11.2025 18:19:05Ну как сознательное введение в заблуждение вышестоящего лица это, конечно, нормально придумано. Но по сути - "аргументация" уровня пустобреха Маска. Ещё и подменяет понятия ВЧ и зажигание, мда
В дальнейшем оказалось что Королёв был прав - в двигателях замкнутой схемы вч-колебания не возникают.
В то время механизм возникновения вч-колебаний был не известен и считалось что они возникают из-за образования горючей но ещё не загоревшейся смеси. Поэтому условие самовоспламенения смеси считалось принципиальным.
Хотя механизм их возникновения был другой, но благодаря именно ему Королёв тем более оказался прав.
Возникают. Например, в РД-263. ВЧ могут возникнуть в любом двигателе совершено случайным образом.
Цитата: Streamflow от 26.11.2025 23:12:11Неужели не видно по кавычкам, кто что придумал? Или вы не умеете читать тексты?
Я вижу что у Чертока этой фразы нет. Значит её придумал кто-то другой. Так откуда информация что Р-9 приняли на вооружение "с грехом пополам", а?
Цитата: Старый от 26.11.2025 21:57:52В дальнейшем оказалось что Королёв был прав - в двигателях замкнутой схемы вч-колебания не возникают.
Ох, Старый...
Кузнецов-то, вот простофиля, зачем-то сочинял аккустический поглотитель :D
Наверное Королёв ему специально не сказал что ВЧ нет в замкнутой схеме? Вот так шутник наш С.П.!
Цитата: Буцетам от 26.11.2025 23:57:41Кузнецов-то, вот простофиля, зачем-то сочинял аккустический поглотитель :D
Я же тебе сказал: потому что было не известно что они возникнут.
Кстати, а что за поглотитель и как выглядит?
Цитата: Буцетам от 26.11.2025 23:57:41Наверное Королёв ему специально не сказал что ВЧ нет в замкнутой схеме? Вот так шутник наш С.П.!
Королёв тоже не знал. Ты не понял, что-ли, с одного раза?
Цитата: Дмитрий В. от 26.11.2025 23:37:27Возникают. Например, в РД-263. ВЧ могут возникнуть в любом двигателе совершено случайным образом.
Как оказалось не в любом и не случайным. В двигателе по схеме газ-газ не могут возникнуть в принципе. В двигателе замкнутой схемы можно поймать, если сильно постараться.
Цитата: Старый от 27.11.2025 09:36:53Цитата: Дмитрий В. от 26.11.2025 23:37:27Возникают. Например, в РД-263. ВЧ могут возникнуть в любом двигателе совершено случайным образом.
Как оказалось не в любом и не случайным. В двигателе по схеме газ-газ не могут возникнуть в принципе. В двигателе замкнутой схемы можно поймать, если сильно постараться.
В двигателе газ-газ проблема переходит в газогенераторы. Но не пропадает
Цитата: Старый от 27.11.2025 09:21:54Цитата: Буцетам от 26.11.2025 23:57:41Наверное Королёв ему специально не сказал что ВЧ нет в замкнутой схеме? Вот так шутник наш С.П.!
Королёв тоже не знал. Ты не понял, что-ли, с одного раза?
Нет, это ты не понял что ВЧ бывают везде кроме совсем уж маленьких движочков.
Да ты вообще какой-то осквернитель ценностей, не уважаешь патриарха Глушко, я смотрю? Зачем Величайший ставил перегородки в головке РД-170, а? Он что по-твоему глупец, делал лишнюю работу? Какая же всё-таки ЕРЕСЬ, Старый просит казни
Цитата: Дмитрий В. от 27.11.2025 12:03:32В двигателе газ-газ проблема переходит в газогенераторы. Но не пропадает
Кстати, раз уж компоненты нынче пошли криогенные, то ничего не мешает и газген перевести на газ-газ. Делаем, например, охлаждение всей камеры до критики окислителем, а критику и ниже охлаждаем горючим. При запуске кислород газифицируется и весь шурует в газоген. Небольшой расход газифицированного горючего тоже шурует в газоген. Вот и получается и в газгене газ-газ и в камере газ-газ. Газ будет холодный, но всё-таки газ
Цитата: Буцетам от 27.11.2025 12:18:33Да ты вообще какой-то осквернитель ценностей, не уважаешь патриарха Глушко, я смотрю?
Абсолютно не уважаю. От слова "вообще". А что? :-\
Цитата: Буцетам от 27.11.2025 12:18:33Зачем Величайший ставил перегородки в головке РД-170, а?
Не знаю. Спроси у него.
Цитата: Буцетам от 27.11.2025 12:24:14Кстати, раз уж компоненты нынче пошли криогенные, то ничего не мешает и газген перевести на газ-газ.
Это открытие. Надо срочно патентовать!
Цитата: Штуцер от 26.11.2025 23:26:23Цитата: Streamflow от 26.11.2025 23:14:16Цитата: Штуцер от 26.11.2025 19:53:49ЦитироватьСледует особо подчеркнуть, что эти трудности не имеют никакого отношения к двигателям принятой для ракеты H-I замкнутой схемы
Ну конечно. У Протоновских двигателей замкнутый схемы вч не было.
У протоновских двигателей не было ВЧ совсем по другой причине. Вы же читали эту статью.
Это был сарказм. :)
У Протонов было ВЧ, чаще на 2 ступени.
И как часто это происходило? Были ли из-за этого аварии или взвизгнули :) и полетели дальше?
Цитата: Streamflow от 27.11.2025 22:28:03Были ли из-за этого аварии или взвизгнули :) и полетели дальше?
Это были аварии. А взвизги в советское время, да и сейчас, не всплывают.
Цитата: Штуцер от 27.11.2025 22:52:32Цитата: Streamflow от 27.11.2025 22:28:03Были ли из-за этого аварии или взвизгнули :) и полетели дальше?
Это были аварии. А взвизги в советское время, да и сейчас, не всплывают.
А когда там были аварии?
Цитата: Старый от 27.11.2025 12:41:05Цитата: Буцетам от 27.11.2025 12:18:33Зачем Величайший ставил перегородки в головке РД-170, а?
Не знаю. Спроси у него.
Не моё дело у таких больших людей спрашивать. Моё дело налоги платить, а уж большие люди их потратят на самые лучшие в мире двигатели. Глушко такую школу воспитал что ухх, всем школам школа. О боги, как же я горд быть винтиком в этом отлаженном механизме!!!
В 24м году Ким запустил ракету на жидком кислороде. А в 23м он посещал Восточный. Едва ли Киму сделали ДОГГ, но что если выдали лицензию на РД-111?
https://asia.nikkei.com/spotlight/n-korea-at-crossroads/north-korea-shifts-away-from-toxic-rocket-fuel-with-russian-help
Странно, что Буцетама нет в теме "Пуски МБР".
Он бы там развернулся.
Цитата: Буцетам от 29.11.2025 19:24:10что если выдали лицензию на РД-111?
Конечно на него. На что же ещё...
Цитата: Старый от 29.11.2025 19:55:55Цитата: Буцетам от 29.11.2025 19:24:10что если выдали лицензию на РД-111?
Конечно на него. На что же ещё...
Ну, могли дать лицензию на РД-107 конечно. Но у Кима уже вроде как есть РД-250, дви гу ын открытого цикла. Перекись это шаг назад, не думаю что капризный Ким обрадовался бы такому подарку.
А РД-111 примерно такого же технологического уровня как 75-тонник южнокорейцев. Ким хочет превзойти южнокорейцев, значит Киму нужен РД-111 ;)
К тому же, такого двигателя как бы не существует. Все знают про РД-107, никто не знает про РД-111. Обвинить Россию в передаче технологий не получится, а вот лицензия на РД-107 это сразу красная тряпка и русский след.
Цитата: Буцетам от 29.11.2025 21:22:19А РД-111 примерно такого же технологического уровня как 75-тонник южнокорейцев.
Что такое лицензия на РД-111?
Конкретно.
Цитата: Буцетам от 29.11.2025 21:22:19А РД-111 примерно такого же технологического уровня как 75-тонник южнокорейцев.
Видать при переводе лицензии на корейский с цифрами вдвое ошиблись.
Цитата: Штуцер от 30.11.2025 12:21:15Цитата: Буцетам от 29.11.2025 21:22:19А РД-111 примерно такого же технологического уровня как 75-тонник южнокорейцев.
Что такое лицензия на РД-111?
Конкретно.
Не знаю, я в последнее время не контактирую с окружением Ким Чен Ына :D
Вон, выдали же американцам лицензию на РД-180 и РД-0146, такого типа лицензия
Цитата: Старый от 30.11.2025 12:33:51Цитата: Буцетам от 29.11.2025 21:22:19А РД-111 примерно такого же технологического уровня как 75-тонник южнокорейцев.
Видать при переводе лицензии на корейский с цифрами вдвое ошиблись.
Так 75-тонник у южных корейцев, это их своя как бы разработка. Понятно что он слабый потому что южные корейцы слабые. А у Кима-то тяги в 2 раза больше, мощь! Преимущества соцстроя налицо.
Цитата: Буцетам от 30.11.2025 13:53:32Не знаю, я в последнее время не контактирую с окружением Ким Чен Ына
При чем тут Ын. Что, по-вашему мы ему продали?
Как знать, может даже эта ситуация пойдёт на пользу отечественной космонавтике! Сейчас Ким за пару лет освоится, наладит производство, может даже модернизирует чего. Какой-нибудь "Вакпхон-9000" начнёт выпускать.
А мы потом закупим партию этих корейских копий, и сможем наконец запилить нормальный дешёвый супертяж. Возможно это даже такой многоходовый план доброжелателей внутри отрасли. План здравомыслящих глушковцев, которые осознают губительность ДОГГа, но не осмеливаются критиковать начальство в открытую