Опрос
Вопрос:
С закоро старт New Glenn. Какие будут результаты испытания ее первой ступени?
Вариант 1: Старт запретят с подачи Маска, чтобы у Старшипа не было конкурентов
голосов: 0
Вариант 2: Ракета будет потеряна до старта из-за непредвиденного происшествия на СК
голосов: 0
Вариант 3: Ракета взорвется на старте после запуска двигателей
голосов: 1
Вариант 4: Взлетит и упадет обратно на старт
голосов: 1
Вариант 5: Потерпит аварию на этапе работы первой ступени
голосов: 5
Вариант 6: Отработает первый активный участок, но провалит маневр замедления первой ступени
голосов: 7
Вариант 7: Упадет в воду около баржи, врежется в баржу или сядет, но повалится набок
голосов: 17
Вариант 8: Первая ступень отработает все маневры полностью и успешно с первого раза
голосов: 14
Вариант 9: Не только вернется успешно, но будет назначена повторно на один из следующих пусков
голосов: 3
Колхоз или работа на гарантированный результат? Blue Origin испытывает ракету с возвращаемой метановой первой ступенью. Готовим прогноз по результатам испытания первой ступени New Glenn с учетом возможного откладывания пуска (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=24253.20) (если он не состоится в намеченное время 8 января, то ждем когда). По второй водородной ступени и платформе Blue Ring отдельный опрос (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=24583).
Предпоследний вариант, имхо ;)
Со стартом проблем быть не должно. Маневр возврата могут завалить. Ну и возврат с приземлением самый сложный этап, как показывает опыт СпейсХ.
Цитата: Андрюха от 03.01.2025 10:06:27Цитата: Raul от 03.01.2025 09:57:01По второй водородной ступени и платформе Blue Ring отдельный опрос.
Ещё не создан?
https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=24583.0
А там разве запланирован маневр возврата как таковой? Вроде у них один тормозной импульс (exoatmospheric deceleration burn(c)), ну и посадка.
Цитата: heingeiv от 03.01.2025 13:17:16А там разве запланирован маневр возврата как таковой? Вроде у них один тормозной импульс (exoatmospheric deceleration burn(c)), ну и посадка.
Имелся в виду именно маневр замедления. Поправил пункт.
Не хватает пункта про реюз.
Будет ли и как скоро.
А так то никаких проблем и сложностей нет с посадкой.
Если 1я ступень отработает вывод, то и сядет с вероятностью более 90%.
Тем более для БО.
Проблема многоразовости не в банальной процедуре посадки (Шаттл и Буран сели с первого раза),
а в издержках на неё - утяжеление и усложнение.
И ещё большая проблема в экономической целесообразности.
Цитата: Классик от 03.01.2025 14:16:48Не хватает пункта про реюз.
В самом деле :)
Цитата: Raul от 03.01.2025 15:43:24Цитата: Классик от 03.01.2025 14:16:48Не хватает пункта про реюз.
В самом деле :)
Стоит вспомнить, что первую успешно вернувшуюся ступень Falcon 9 повторно использовать не планировали. Планировали
пустить на опыты разобрать и тщательно исследовать.
Цитата: Классик от 03.01.2025 14:16:48Проблема многоразовости не в банальной процедуре посадки (Шаттл и Буран сели с первого раза),
а в издержках на неё - утяжеление и усложнение.
Некорректный пример. Это посадки планеров. И до этого они
многократно отрабатывались сбросом с самолёта.
А вот посадка первой ступени на собственных двигателях далеко не с первого раза проходила и у SpaceX и у Blue Origin. Хотя можно надеяться, что Blue Origin накопили достаточный опыт для посадки New Glenn S1 с первой попытки.
Издержки в расчёте на один пуск в виде уменьшения массы ПН и утяжеление ступени из-за усложнения и дополнительного запаса топлива и как следствие, большей стартовой массы и требуемой большей тяги - очевидны. Однако увеличение стоимости ступени и расходы на её возврат и подготовку к повторному пуску более чем на порядок меньше стоимости изготовления новой ступени. Так что даже с учетом уменьшения выводимой массы (25-30%) в целом выгоднее по многу раз ступень использовать.
Цитата: Классик от 03.01.2025 14:16:48И ещё большая проблема в экономической целесообразности.
Это уж совсем смешно. Году в 2015 или даже в 2016 году это ещё можно было всерьёз обсуждать.
Тут стоит отметить, что в отличие от Falcon 9, где многоразовое использование первой ступени было опциональным, экспериментальным, и с не предсказуемым результатом, как в принципиальной реализуемости, так и в плане "экономической целесообразности", то New Glenn как раз сразу проектировался как ракета с многоразовой первой (со второй пока под вопросом) ступенью.
Цитата: Demir_Binici от 03.01.2025 17:53:07New Glenn как раз сразу проектировался как ракета с многоразовой первой (со второй пока под вопросом) ступенью.
Судя по доступной информации эта ракета потенциально намного лучше Falcon 9 Block 5. Осталось выяснить, как будет обстоять дело на практике. И насколько им удастся обеспечить её заказами, чтобы получить ожидаемые преимущества от многоразового использования.
Задача Blue Origin частично упрощается тем, что они обеспечили себе гарантированный рынок сбыта BE-4.
Тормозной импульс включается до сильного аэродинамического напора, тут с включением проблем не будет как мне кажется.
Вот посадка - это да. Во первых траектория далеко не так проста - не вертикальный подскок, во вторых раньше они могли зависать не Шепарде, а тут дросселирование всего до 40% не очень понятно будет ли этого хватать (будет ли ступень тяжелее 100 тонн), у меня по скудным данным что есть, выходит диапазон от 80 до 120 тонн. Ну и качающаяся палуба. Так то размер самой палубы поболее, попасть по идее должны, а вот аккуратно посадить - вопрос.
Ну еще возможно заклинивание рулей. Тоже уже были прецеденты.
Цитата: garg от 03.01.2025 22:17:07Тормозной импульс включается до сильного аэродинамического напора, тут с включением проблем не будет как мне кажется.
А публиковался уже профиль полёта? При какой скорости и на какой высоте будет тормозной импульс, если вообще будет?
Цитата: garg от 03.01.2025 22:17:07Вот посадка - это да. Во первых траектория далеко не так проста - не вертикальный подскок, во вторых раньше они могли зависать не Шепарде, а тут дросселирование всего до 40% не очень понятно будет ли этого хватать (будет ли ступень тяжелее 100 тонн), у меня по скудным данным что есть, выходит диапазон от 80 до 120 тонн.
BE-3PM дросселируется до 20%. Но на New Shepard он один, а здесь их семь.
Цитата: garg от 03.01.2025 22:17:07Ну и качающаяся палуба. Так то размер самой палубы поболее, попасть по идее должны, а вот аккуратно посадить - вопрос.
Ну еще возможно заклинивание рулей. Тоже уже были прецеденты.
Много чего может произойти. Достаточно посмотреть посадки Falcon 9 за 2016 год, после первой успешной посадки в конце 2015 года.
Рули там как на New Shepard, но масштаб другой.
Жалко будет, если баржу раздолбают. Наверное, если что-то пойдёт не так, не будут сажать совсем или посадят в океан.
Цитата: Demir_Binici от 03.01.2025 22:50:47Цитата: garg от 03.01.2025 22:17:07Вот посадка - это да. Во первых траектория далеко не так проста - не вертикальный подскок, во вторых раньше они могли зависать не Шепарде, а тут дросселирование всего до 40% не очень понятно будет ли этого хватать (будет ли ступень тяжелее 100 тонн), у меня по скудным данным что есть, выходит диапазон от 80 до 120 тонн.
BE-3PM дросселируется до 20%. Но на New Shepard он один, а здесь их семь.
Здесь BE-4 :)
Цитата: garg от 03.01.2025 22:17:07Тормозной импульс включается до сильного аэродинамического напора, тут с включением проблем не будет как мне кажется.
Вот посадка - это да. Во первых траектория далеко не так проста - не вертикальный подскок, во вторых раньше они могли зависать не Шепарде, а тут дросселирование всего до 40% не очень понятно будет ли этого хватать (будет ли ступень тяжелее 100 тонн), у меня по скудным данным что есть, выходит диапазон от 80 до 120 тонн. Ну и качающаяся палуба. Так то размер самой палубы поболее, попасть по идее должны, а вот аккуратно посадить - вопрос.
Ну еще возможно заклинивание рулей. Тоже уже были прецеденты.
Я так понимаю, они могут "просто" долить кислороду квантум сатис, как минимум на первые тестовые запуски. Заявленную ПН урезали с 45 до 25, может, в том числе и поэтому.
Но вообще если они не захайрили пару-тройку опытных людей из СпейсХ к этому времени, то весь их эйчар отдел надо отправить на картошку.
Цитата: heingeiv от 03.01.2025 23:04:00Цитата: Demir_Binici от 03.01.2025 22:50:47Цитата: garg от 03.01.2025 22:17:07Вот посадка - это да. Во первых траектория далеко не так проста - не вертикальный подскок, во вторых раньше они могли зависать не Шепарде, а тут дросселирование всего до 40% не очень понятно будет ли этого хватать (будет ли ступень тяжелее 100 тонн), у меня по скудным данным что есть, выходит диапазон от 80 до 120 тонн.
BE-3PM дросселируется до 20%. Но на New Shepard он один, а здесь их семь.
Здесь BE-4 :)
Разумеется. Полагал, это должно быть очевидно всем читающим тему.
Далось вам это "зависание".
Нормальному компу с правильным алгоритмом оно не нужно. Это же не человек.
Цитата: vlad7308 от 04.01.2025 01:16:34Далось вам это "зависание".
Нормальному компу с правильным алгоритмом оно не нужно. Это же не человек.
правильному алгоритму нужна возможность зависания для компенсации отклонений
Цитата: vlad7308 от 04.01.2025 01:16:34Далось вам это "зависание".
Нормальному компу с правильным алгоритмом оно не нужно. Это же не человек.
Даже для компа с правильным алгоритмом вероятность успешной посадки повысится, если тягу возможно дросселировать до "зависания". На Falcon 9 это не возможно. На New Shepard - возможно. ЕМНИП, в интервью Безос говорил, что это возможно и на New Glenn.
Хотя опыт SpaceX показывает, что и без "зависания" можно справляться. Сколько было неудачных посадок, если считать начиная с Falcon 9 v1.2? Именно, когда ступень пыталась сесть, но не смогла. Я таковых насчитал только две на 400 попыток посадки Falcon 9/Heavy:
04-MAR-2016 SES-9
28-AUG-2024 Starlink 8-6
Ещё в 6 попытках произошёл некий отказ или был сильный ветер и сажать на платформу не стали. Ещё в трёх случаях ступень села, но упала из-за ветра/качки/нераскрытия опор. И ещё в одном не упала, но была повреждена из-за качки.
Цитата: Demir_Binici от 04.01.2025 09:38:05Даже для компа с правильным алгоритмом вероятность успешной посадки повысится, если тягу возможно дросселировать до "зависания". На Falcon 9 это не возможно. На New Shepard - возможно. ЕМНИП, в интервью Безос говорил, что это возможно и на New Glenn.
Масса ступени постоянно падает, дросселировании нужно либо до нуля, в теории, либо садиться с переизбытком остатков топлива. Накуа? Проще регулировать в основном моментом подачи тормозного импульса с расчетом иметь на касании вертикальную в допуске. Никто же не делает самолёты с расчетом касания полосы с нулевой вертикальной скоростью и колесами прибитыми к фюзеляжу. Оснастили шасси амортизацией и не парятся уже век+
Имху
Цитата: telekast от 04.01.2025 11:21:00Масса ступени постоянно падает, дросселировании нужно либо до нуля...
Масса ступени падает, но не до нуля. Дросселирование
желательно (но не обязательно необходимо) до уровня сухой массы ступени.
У Falcon 9 такого дросселирования нет. И прекрасно садятся. У New Shepard есть и у New Glenn вроде тоже, что потенциально несколько упрощает задачу посадки.
Цитата: Demir_Binici от 04.01.2025 09:38:05Даже для компа с правильным алгоритмом вероятность успешной посадки повысится, если тягу возможно дросселировать до "зависания".
Если зависание сделать штатно-возможным, то нужно зарезервировать дополнительное топливо на зависание. И в любом случае нужно выжечь это топливо, чтобы не садиться с взрывоопасными остаками.
Цитата: cross-track от 04.01.2025 12:55:26Цитата: Demir_Binici от 04.01.2025 09:38:05Даже для компа с правильным алгоритмом вероятность успешной посадки повысится, если тягу возможно дросселировать до "зависания".
Если зависание сделать штатно-возможным, то нужно зарезервировать дополнительное топливо на зависание. И в любом случае нужно выжечь это топливо, чтобы не садиться с взрывоопасными остаками.
Какие-то остатки топлива сохраняются и в Falcon 9, где зависание штатно-невозможно.
В New Glenn зависание штатно-возможно, а вот как он будет садится на практике - будет интересно посмотреть. Например, зависание на единицы секунд или доли секунды может обеспечить удачную посадку в момент, когда палуба горизонтальна и избежать тех случаев не совсем удачных посадок, которые были у Falcon 9.
Цитата: Demir_Binici от 04.01.2025 11:29:37Цитата: telekast от 04.01.2025 11:21:00Масса ступени постоянно падает, дросселировании нужно либо до нуля...
Масса ступени падает, но не до нуля. Дросселирование желательно (но не обязательно необходимо) до уровня сухой массы ступени.
У Falcon 9 такого дросселирования нет. И прекрасно садятся. У New Shepard есть и у New Glenn вроде тоже, что потенциально несколько упрощает задачу посадки.
Как утверждает Вики дросселироваеие у первой ступени ф9 в пределах 70% - 100%.https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD_(%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C)
Дросселировать тягу до сухой массы смысла нет, ТК все равно нужен запас топлива на увод в случае чего. Кроме того, если очень хочется, можно дополнительно дросселировать дискретно, садясь на нескольких движках и отключая их в процессе. Но это все ерунда. Ф9 вполне успешно садится и без всего этого винегрета.
Имху
Цитата: telekast от 04.01.2025 13:23:07Дросселировать тягу до сухой массы смысла нет, ТК все равно нужен запас топлива на увод в случае чего.
Согласен. Имеет смысл дросселировать до сухой массы + запас топлива "на увод в случае чего" или на повисеть секунду-другую "в случае чего". Например, если волнение внезапно станет настолько сильным, что будет угроза повредить баржу, или не раскроются посадочные опоры.
Цитата: telekast от 04.01.2025 13:23:07Но это все ерунда. Ф9 вполне успешно садится и без всего этого винегрета.
Тоже согласен.
Однако смысл моего поста отнюдь не в том, что без "зависания" обойтись нельзя. Можно. И Falcon 9 вполне обходится. Смысл, в том, что "зависание" в некоторых (не частых) случаях может оказаться полезной фичей.
Цитата: Demir_Binici от 04.01.2025 14:31:41"зависание" в некоторых (не частых) случаях может оказаться полезной фичей.
Все имеет свою цену. В данном случае цена полезной фичи это дросселирование плюс доп.горючее.
Цитата: telekast от 04.01.2025 13:23:07Но это все ерунда. Ф9 вполне успешно садится и без всего этого винегрета.
Имху
После 4 неуспешных попыток посадки на баржу, с 1 успешной на землю в промежутке (которая все равно не помогла сесть на баржу сразу), а так же 4-х на воду сомнительной "успешности". С последующей скорой повторной неудачи посадки на баржу.
А тут опрос про успешность посадки с первой же попытки пуска ракеты вообще.
Не находите что все это несколько разные условия?
Дросселировать надо уметь до значения именно что сухой массы - чтоб после зависания суметь пойти вниз, даже если топлива осталось на секунды работы. Чтоб не грохнуться совсем уж жестко.
Дать газу из дросселя на увод - всегда можно, если у вас конечно топливо осталось, Тем более что топливо осталось.
ЗЫ, ну раз уж Безос обещает, что ракета может в зависание. То вероятность успешной посадки сильно повышается. Остается из неустранимых проблем первого пуска - испытание надежности работы рулевых элементов. Если рули аэродинамики заклинит то, зависание не спасет.
Цитата: garg от 04.01.2025 23:22:30После 4 неуспешных попыток посадки на баржу, с 1 успешной на землю в промежутке (которая все равно не помогла сесть на баржу сразу), а так же 4-х на воду сомнительной "успешности". С последующей скорой повторной неудачи посадки на баржу.
А тут опрос про успешность посадки с первой же попытки пуска ракеты вообще.
Не находите что все это несколько разные условия?
Учитывая, что до Фалкона никто не сажал ступень, а сейчас хорошо отработанный алгоритм известен - да, действительно, это несколько разные условия.
Цитата: cross-track от 04.01.2025 23:31:05Цитата: garg от 04.01.2025 23:22:30После 4 неуспешных попыток посадки на баржу, с 1 успешной на землю в промежутке (которая все равно не помогла сесть на баржу сразу), а так же 4-х на воду сомнительной "успешности". С последующей скорой повторной неудачи посадки на баржу.
А тут опрос про успешность посадки с первой же попытки пуска ракеты вообще.
Не находите что все это несколько разные условия?
Учитывая, что до Фалкона никто не сажал ступень, а сейчас хорошо отработанный алгоритм известен - да, действительно, это несколько разные условия.
У BO я думаю совершенно другой алгоритм чем у SpaceX, скорее всего он классический с зависанием и медленным опусканием на опоры, ведь они его отработали на суборбитальном Шеппарде. До Фэлкон множество экспериментальных аппаратов сажали) но вот так сходу без зависания не сажал никто, но Безос так и не будет делать, может когда-нибудь в будущем
Цитата: garg от 04.01.2025 23:22:30Цитата: telekast от 04.01.2025 13:23:07Но это все ерунда. Ф9 вполне успешно садится и без всего этого винегрета.
Имху
После 4 неуспешных попыток посадки на баржу, с 1 успешной на землю в промежутке (которая все равно не помогла сесть на баржу сразу), а так же 4-х на воду сомнительной "успешности". С последующей скорой повторной неудачи посадки на баржу.
А тут опрос про успешность посадки с первой же попытки пуска ракеты вообще.
Не находите что все это несколько разные условия?
Дросселировать надо уметь до значения именно что сухой массы - чтоб после зависания суметь пойти вниз, даже если топлива осталось на секунды работы. Чтоб не грохнуться совсем уж жестко.
Дать газу из дросселя на увод - всегда можно, если у вас конечно топливо осталось, Тем более что топливо осталось.
ЗЫ, ну раз уж Безос обещает, что ракета может в зависание. То вероятность успешной посадки сильно повышается. Остается из неустранимых проблем первого пуска - испытание надежности работы рулевых элементов. Если рули аэродинамики заклинит то, зависание не спасет.
Не нахожу. Ф9 уже прошла этот путь, опыт, пусть и чужой, перед глазами, а инженеры такие "ты хоть плечико покажи, остальное мы дорисуем!"(с)
Зависание может потребоваться лишь в случае промаха мимо площадки, типа повиснуть и подгрести потом к барже, или "дождаться" пока баржа подъедет под висящую ступень. Это даже может быть одним из штатных алгоритмов, типа специально целить чуть в сторону, чтобы в случае чего поехать в воду а не впиливаться с размаху о корабль. Тогда на массе топлива для увода можно теоретически сэкономить, хотя... Дросселирование садит уи/КПД РД, как я понимаю. Но почему бы не иметь собственной фишки в виде зависа.
Имху
Цитата: strat от 04.01.2025 23:47:45Цитата: cross-track от 04.01.2025 23:31:05Цитата: garg от 04.01.2025 23:22:30После 4 неуспешных попыток посадки на баржу, с 1 успешной на землю в промежутке (которая все равно не помогла сесть на баржу сразу), а так же 4-х на воду сомнительной "успешности". С последующей скорой повторной неудачи посадки на баржу.
А тут опрос про успешность посадки с первой же попытки пуска ракеты вообще.
Не находите что все это несколько разные условия?
Учитывая, что до Фалкона никто не сажал ступень, а сейчас хорошо отработанный алгоритм известен - да, действительно, это несколько разные условия.
У BO я думаю совершенно другой алгоритм чем у SpaceX, скорее всего он классический с зависанием и медленным опусканием на опоры, ведь они его отработали на суборбитальном Шеппарде. До Фэлкон множество экспериментальных аппаратов сажали) но вот так сходу без зависания не сажал никто, но Безос так и не будет делать, может когда-нибудь в будущем
Это психологически людям ближе. Типа как вертолет на корабль сажают. Подлетел, завис, опустился. Потому что в вертолете рулит человек. Маск же сажает как лихач - автогонщик, который с разгону тормозит в стену останавливаясь в миллиметре от нее.
Имху
Цитата: strat от 04.01.2025 23:47:45У BO я думаю совершенно другой алгоритм чем у SpaceX, скорее всего он классический с зависанием и медленным опусканием на опоры, ведь они его отработали на суборбитальном Шеппарде. До Фэлкон множество экспериментальных аппаратов сажали) но вот так сходу без зависания не сажал никто, но Безос так и не будет делать, может когда-нибудь в будущем
Есть свежая анимация - с временной отметки 2:37
https://youtu.be/zvDcuRwMCIE?t=157
Цитата: garg от 04.01.2025 23:22:30После 4 неуспешных попыток посадки на баржу, с 1 успешной на землю в промежутке (которая все равно не помогла сесть на баржу сразу), а так же 4-х на воду сомнительной "успешности".
Не совсем так, но по сути верно. Первая (неудачная) попытка посадки в океан была предпринята в августе 2013 года.
- на 2 попытке успешная посадка в океан
- на 8 попытке успешная посадка на сушу
- на 9 попытке частично успешная посадка на баржу
- на 11 попытке полностью успешная посадка на баржу
- начиная с 15 попытки начались стабильно успешные посадки и на сушу и на баржу
С июля 2016 года неудачные посадки стали редкими.
Спойлер
V1.1 в океан - неудача (2013-09-29)
V1.1 в океан - успех
V1.1 в океан - успех
V1.1 в океан - неудача
V1.1 на баржу - неудача
V1.1 в океан - успех
V1.1 на баржу - неудача
V1.2 на сушу - успех (2015-12-22)
V1.1 на баржу - частичный успех (ступень села, но одна из опор не зафиксировалась)
V1.2 на баржу - неудача (вдобавок повредили баржу)
V1.2 на баржу - успех (3 раза подряд)
V1.2 на баржу - неудача
V1.2 на сушу - успех (2016-07-18)
Цитата: garg от 04.01.2025 23:22:30А тут опрос про успешность посадки с первой же попытки пуска ракеты вообще.
Blue Origin намерены уже с первой попытки посадить первую ступень на баржу.
Цитата: garg от 04.01.2025 23:22:30ЗЫ, ну раз уж Безос обещает, что ракета может в зависание. То вероятность успешной посадки сильно повышается.
Да, тем самым шансов осуществить задуманное у них больше.
Цитата: cross-track от 04.01.2025 23:31:05Учитывая, что до Фалкона никто не сажал ступень, а сейчас хорошо отработанный алгоритм известен - да, действительно, это несколько разные условия.
Думаю, что алгоритм был известен и наверное даже опубликован задолго до основания SpaceX. Заслуги SpaceX в том, что:
- они решились использовать этот алгоритм
- возможно они его усовершенствовали
- они реализовали его в софте для своего железа
- отладили и софт и железо
Однако это мало помогает тем, кто решит повторить их успех. Детали реализации - проприетарны. Известно лишь, что система работает. Ещё доступны видеозаписи, как это примерно выглядит.
Цитата: strat от 04.01.2025 23:47:45У BO я думаю совершенно другой алгоритм чем у SpaceX, скорее всего он классический с зависанием и медленным опусканием на опоры, ведь они его отработали на суборбитальном Шеппарде.
Скорее всего так и будет.
Цитата: telekast от 04.01.2025 23:54:13Дросселирование садит уи/КПД РД, как я понимаю.
Вполне возможно. Но пока не стоит задача выводить максимальную ПН. Задача (задача №2) добиться успешности посадки. Задача №1 - успешно вывести какую-то ПН на орбиту.
Хотелось продлить голосование в связи с переносом даты запуска на 10-е, но не получилось. Поэтому подведем итоги:
15% (7) - за неудачу испытаний первой ступени
50% (24) - за частичный успех
35% (17) - за полный успех
Где-то было мнение, что соперничество Blue Origin и SpaceX - это что-то вроде соревнования черепахи и братца кролика. Финиш уже рядом, кто будет первым?
Цитата: Raul от 06.01.2025 16:40:38....
Где-то было мнение, что соперничество Blue Origin и SpaceX - это что-то вроде соревнования черепахи и братца кролика. Финиш уже рядом, кто будет первым?
А они бегут в разные стороны ;D
Цитата: Дмитрий В. от 06.01.2025 16:42:50Цитата: Raul от 06.01.2025 16:40:38....
Где-то было мнение, что соперничество Blue Origin и SpaceX - это что-то вроде соревнования черепахи и братца кролика. Финиш уже рядом, кто будет первым?
А они бегут в разные стороны ;D
Ну зачем так категорично. Допустим не на столько уж и разные. Ниша Ф-9 в ближайшее время станет ареной борьбы китайцев и Спейс Х. Ниша Ф-Хеви, какая то стремная не рыбо ни мясо. И скорее всего именно нишу Ф-Хави будет занимать НьюГл, особенно на низких орбитах до 700 км. Думаю НГ как раз хорошо впишется в коммерческий рынок пусковых услуг. А вот СтаШи, явно будет трудно найти заказчика на ПН на открытом рынке.
Цитата: Demir_Binici от 03.01.2025 18:19:27Судя по доступной информации эта ракета потенциально намного лучше Falcon 9 Block 5.
Не в первый раз читаю подобное, но никак не могу понять - чем лучше? То что она построена на десять лет позже? Так Falcon 9 дорабатывают все эти годы.
Цитата: Балт Косм Агентство от 06.01.2025 17:01:54Цитата: Дмитрий В. от 06.01.2025 16:42:50Цитата: Raul от 06.01.2025 16:40:38....
Где-то было мнение, что соперничество Blue Origin и SpaceX - это что-то вроде соревнования черепахи и братца кролика. Финиш уже рядом, кто будет первым?
А они бегут в разные стороны ;D
Ну зачем так категорично. Допустим не на столько уж и разные. Ниша Ф-9 в ближайшее время станет ареной борьбы китайцев и Спейс Х. Ниша Ф-Хеви, какая то стремная не рыбо ни мясо. И скорее всего именно нишу Ф-Хави будет занимать НьюГл, особенно на низких орбитах до 700 км. Думаю НГ как раз хорошо впишется в коммерческий рынок пусковых услуг. А вот СтаШи, явно будет трудно найти заказчика на ПН на открытом рынке.
Китайские носители и Ф9 никак не имогут бороться - они действуют на разных сегментах рынка, практически изолированных друг от друга.
У ФХ вообще нет устоявшегося сегмента, и НГ будет там совсем лишним, учитывая в т.ч. и разницу в энергетике на НОО. Эти два носителя могут конкурировать за американские же заказы по доставке КА на высокоэнергетические орбиты и отлётные траектории (поскольку водород на НГ создаёт ему конкурентные преимущества именно для таких задач). Наконец, Безос и Маск по-разному видят космическое будущее человечества. Безос, насколько помню, ратует за освоение околоземного пространства (продолжение идей Циолковского об эфирных поселениях), тогда как Маск видит человечество "мультипланетным" и грезит Марсом.
Реальную конкуренцию Ф9 могли бы составить полумногоразовые Нейтрон и Терран-Р, но им, скорее всего не догнать Ф9 по темпам запусков.
А старшип - это вообще не про рынок коммерческих запусков. Для Маска - это: 1) инструмент для обеспечения продаж услуг интернета; 2) решения задач федерального правительства США; 3) для осуществления мечты о Марсе (если у Маска эта мечта реально есть).
Цитата: Дмитрий В. от 06.01.2025 16:42:50Цитата: Raul от 06.01.2025 16:40:38....
Где-то было мнение, что соперничество Blue Origin и SpaceX - это что-то вроде соревнования черепахи и братца кролика. Финиш уже рядом, кто будет первым?
А они бегут в разные стороны ;D
Но обернувшись вокруг Земли, прибегут в одну точку. Которая получила название Rapid Reuse.
Цитата: Анотар от 06.01.2025 17:28:15Цитата: Demir_Binici от 03.01.2025 18:19:27Судя по доступной информации эта ракета потенциально намного лучше Falcon 9 Block 5.
Не в первый раз читаю подобное, но никак не могу понять - чем лучше? То что она построена на десять лет позже? Так Falcon 9 дорабатывают все эти годы.
Falcon 9 Block 5 - финальная версия, летающая с мая 2018 года. Хотя, конечно, некоторые небольшие доработки были сделаны позже.
В New Glenn:
- двигатели закрытого цикла на 1 ступени;
- метан вместо керосина на 1 ступени;
- водород вместо керосина на 2 ступени.
Из-за этого разработка New Glenn сложнее, дороже и дольше в сравнении с Falcon 9. Но выбранные решения лучше подходят для многоразового использования и для вывода на высокоэнергетические орбиты.
Цитата: Дмитрий В. от 06.01.2025 18:37:20А старшип - это вообще не про рынок коммерческих запусков.
Ближайшие пару лет точно. На 2027 год сейчас сложно прогнозы давать.
Цитата: Raul от 06.01.2025 19:27:48Цитата: Дмитрий В. от 06.01.2025 16:42:50Цитата: Raul от 06.01.2025 16:40:38....
Где-то было мнение, что соперничество Blue Origin и SpaceX - это что-то вроде соревнования черепахи и братца кролика. Финиш уже рядом, кто будет первым?
А они бегут в разные стороны ;D
Но обернувшись вокруг Земли, прибегут в одну точку. Которая получила название Rapid Reuse.
Это не цель, это средство.
Цитата: Raul от 06.01.2025 19:27:48Цитата: Дмитрий В. от 06.01.2025 16:42:50Цитата: Raul от 06.01.2025 16:40:38....
Где-то было мнение, что соперничество Blue Origin и SpaceX - это что-то вроде соревнования черепахи и братца кролика. Финиш уже рядом, кто будет первым?
А они бегут в разные стороны ;D
Но обернувшись вокруг Земли, прибегут в одну точку. Которая получила название Rapid Reuse.
Они в Евклидовом разбегаются, концептуально. Но Маск всегда может взять в руки топор войны и порубить свою нержавейку на конфетти, ему не привыкать. Тогда может и сойдутся.
Цитата: Raul от 06.01.2025 16:40:38Хотелось продлить голосование в связи с переносом даты запуска на 10-е, но не получилось. Поэтому подведем итоги:
15% (7) - за неудачу испытаний первой ступени
50% (24) - за частичный успех
35% (17) - за полный успех
Где-то было мнение, что соперничество Blue Origin и SpaceX - это что-то вроде соревнования черепахи и братца кролика. Финиш уже рядом, кто будет первым?
За полный успех(реюз) всего 3 голоса (6.3%)
Цитата: Классик от 07.01.2025 06:03:31Цитата: Raul от 06.01.2025 16:40:38Хотелось продлить голосование в связи с переносом даты запуска на 10-е, но не получилось. Поэтому подведем итоги:
15% (7) - за неудачу испытаний первой ступени
50% (24) - за частичный успех
35% (17) - за полный успех
Где-то было мнение, что соперничество Blue Origin и SpaceX - это что-то вроде соревнования черепахи и братца кролика. Финиш уже рядом, кто будет первым?
За полный успех(реюз) всего 3 голоса (6.3%)
В первом полете ставится задача просто вернуться, объявление о планах реюза именно этой первой ступени, насколько мне известно, не делалось.
Запуск ракеты New Glenn запланирован на 8 января, 1:00 по восточному времени (06:00 по Гринвичу, 9 января 9:00 по Москве) со станции космических сил на мысе Канаверал во Флориде. Резервное окно для запуска назначено на 10 января, согласно уведомлению Федерального авиационного управления США.
А ведь грузоподъемность Нью Гелен то процентов на 25-30 выше чем Фалькон Хави, в многоразовом варианте!!! И никто, коллеги, из вас этого, как я понял НЕ ЗАМЕТИЛ! В одноразовом варианте Нью Гелен однозначно будет больше 65 тонн!
Цитата: Балт Косм Агентство от 08.01.2025 02:20:33А ведь грузоподъемность Нью Гелен то процентов на 25-30 выше чем Фалькон Хави, в многоразовом варианте!!! И никто, коллеги, из вас этого, как я понял НЕ ЗАМЕТИЛ! В одноразовом варианте Нью Гленн однозначно будет больше 65 тонн!
С открытием ;) Но ни Фалкон Хэви не выводит 63 тонны, ни Нью Гленн с возвращением первой ступени 45 тонн. Всего 25.
Цитата: heingeiv от 10.12.2024 21:48:02Из статьи Бергера здесь (https://arstechnica.com/space/2024/12/intrigue-swirls-as-blue-origin-races-toward-year-end-deadline-for-new-glenn/):
ЦитироватьAdditionally, Blue Origin needs to fly its New Glenn rocket in order to identify where the vehicle has margin. Sources have indicated that the payload capacity of the current iteration of New Glenn is closer to 25 metric tons than its advertised mass of 45 tons. This is not uncommon for new launch vehicles, and the company will be able to use real-world performance data to refine the vehicle's hardware and software for future flights. Still, those improvements can only be made after a launch occurs, when data is collected and analyzed.
гугл транслейт
ЦитироватьКроме того, Blue Origin необходимо запустить свою ракету New Glenn, чтобы определить, где у транспортного средства есть запас. Источники указали, что грузоподъемность текущей итерации New Glenn ближе к 25 метрическим тоннам, чем ее объявленная масса в 45 тонн. Это не редкость для новых ракет-носителей, и компания сможет использовать реальные данные о производительности для уточнения аппаратного и программного обеспечения транспортного средства для будущих полетов. Тем не менее, эти улучшения могут быть сделаны только после запуска, когда данные будут собраны и проанализированы.
Американцы такие хвастунишки. :D Однако, главные силы уже на подходе и Blue Origin может поучить SpaceX тому, как надо делать настоящие космические ракеты 8).
Цитата: Raul от 08.01.2025 07:46:53Blue Origin может поучить SpaceX тому, как надо делать настоящие космические ракеты 8).
Вот когда Blue Origin запустит сотни "настоящих" ракет, как уже запустила SpaceX, тогда посмеемся вместе)
Буду болеть за успешные испытания первой ступени New Glenn. Насчет посадки ступени, правда, сомневаюсь - первая посадка, и сразу на баржу - это очень рискованно.
Цитата: cross-track от 08.01.2025 08:40:15Цитата: Raul от 08.01.2025 07:46:53Blue Origin может поучить SpaceX тому, как надо делать настоящие космические ракеты 8).
Вот когда Blue Origin запустит сотни "настоящих" ракет, как уже запустила SpaceX, тогда посмеемся вместе)
Маск со всей очевидностью загрузился Старлинками по "самое не могу", поэтому у Безоса будет возможность поработать на коммерческом рынке. И "настоящая космическая ракета" по-американски - с водородом - мастер-класс для SpaceX уже начинается. Посмотрим, как он пройдет. :)
Цитата: Raul от 08.01.2025 09:03:22Цитата: cross-track от 08.01.2025 08:40:15Цитата: Raul от 08.01.2025 07:46:53Blue Origin может поучить SpaceX тому, как надо делать настоящие космические ракеты 8).
Вот когда Blue Origin запустит сотни "настоящих" ракет, как уже запустила SpaceX, тогда посмеемся вместе)
Маск со всей очевидностью загрузился Старлинками по "самое не могу", поэтому у Безоса будет возможность поработать на коммерческом рынке. И "настоящая космическая ракета" по-американски - с водородом, поэтому мастер-класс для SpaceX уже начинается. Посмотрим, как он пройдет. :)
Зачем Маску водородные шашечки? Маску для езды вполне достаточно метана.
Цитата: Балт Косм Агентство от 08.01.2025 02:03:13Запуск ракеты New Glenn запланирован на 8 января, 1:00 по восточному времени (06:00 по Гринвичу, 9 января 9:00 по Москве) со станции космических сил на мысе Канаверал во Флориде. Резервное окно для запуска назначено на 10 января, согласно уведомлению Федерального авиационного управления США.
Все же не на 9, а на 10 января.
https://www.space.com/space-exploration/launches-spacecraft/blue-origin-to-launch-its-1st-new-glenn-rocket-on-jan-10
ЦитироватьBlue Origin to launch its 1st New Glenn rocket on Jan. 10
If all goes according to plan, New Glenn will lift off for the first time on Friday (Jan. 10) from Florida's Cape Canaveral Space Force Station, during a three-hour window that opens at 1 a.m. EST (0600 GMT).
Цитата: cross-track от 08.01.2025 09:10:09Цитата: Raul от 08.01.2025 09:03:22Цитата: cross-track от 08.01.2025 08:40:15Цитата: Raul от 08.01.2025 07:46:53Blue Origin может поучить SpaceX тому, как надо делать настоящие космические ракеты 8).
Вот когда Blue Origin запустит сотни "настоящих" ракет, как уже запустила SpaceX, тогда посмеемся вместе)
Маск со всей очевидностью загрузился Старлинками по "самое не могу", поэтому у Безоса будет возможность поработать на коммерческом рынке. И "настоящая космическая ракета" по-американски - с водородом, поэтому мастер-класс для SpaceX уже начинается. Посмотрим, как он пройдет. :)
Зачем Маску водородные шашечки? Маску для езды вполне достаточно метана.
Для "езды" до Марса Маску потребуется и водород, и ядерные установки, и базы на Луне. Вы всерьез думаете, что он обойдется дозаправками на орбите? Промышленность США потянет нужные объемы производства жидкого кислорода и СПГ не надо будет увозить в Европу для обогрева местных экологов (которые вот уже скоро вкатят гению за его наглое поведение и выбросы СО2). ;D
Цитата: Raul от 08.01.2025 09:27:31Для "езды" до Марса Маску потребуется и водород, и ядерные установки, и базы на Луне. Вы всерьез думаете, что он обойдется дозаправками на орбите?
Если перебрасывать на Марс не очень много колонистов (для начала 1000 в год), то вполне обойдется дозаправками на орбите. А до следующей итерации нужно еще дожить)
Цитата: Raul от 08.01.2025 09:27:31Промышленность США потянет нужные объемы производства жидкого кислорода и СПГ не надо будет увозить в Европу для обогрева местных экологов (которые вот уже скоро вкатят гению за его наглое поведение и выбросы СО2). ;D
Кто кому вкатит - это еще вопрос!
Цитата: cross-track от 08.01.2025 10:16:14для начала 1000 в год
Масштабы у вас... космические :o Что, никто даже не спросит за отправку подданных в один конец, как
негров афроамериканцев в трюме?
Цитата: Raul от 08.01.2025 11:33:38Цитата: cross-track от 08.01.2025 10:16:14для начала 1000 в год
Масштабы у вас... космические :o Что, никто даже не спросит за отправку подданных в один конец, как негров афроамериканцев в трюме?
Почему в один конец? Вначале будут вахтовые смены, а как все устаканится - начнут потихоньку заселять!
Цитата: cross-track от 08.01.2025 11:52:17Цитата: Raul от 08.01.2025 11:33:38Цитата: cross-track от 08.01.2025 10:16:14для начала 1000 в год
Масштабы у вас... космические :o Что, никто даже не спросит за отправку подданных в один конец, как негров афроамериканцев в трюме?
Почему в один конец? Вначале будут вахтовые смены, а как все устаканится - начнут потихоньку заселять!
Что-то мне думается про вахтовые смены - это слишком накладно для метановых технологий. И здоровье при долгих перелетах будет уже не то...
Цитата: Raul от 08.01.2025 11:59:59Что-то мне думается про вахтовые смены - это слишком накладно для метановых технологий. И здоровье при долгих перелетах будет уже не то...
Ну перелёты не будут долгими и не факт что будут в невесомости.
А водородные/ядерные технологии гораздо более накладные. Хотя обратный полёт на водородной ступени от Безоса - почему нет?
Цитата: Дем от 08.01.2025 12:12:35Ну перелёты не будут долгими
На химических РД из гравитационной ямы Земли - долгие.
Цитата: Дем от 08.01.2025 12:12:35не факт что будут в невесомости.
Полгода невесомости вполне можно пережить. Сложнее будет с радиацией. У Айзекмана что-то в глазах мелькало, когда его прокатили чуть подальше орбиты МКС.
Цитата: Дем от 08.01.2025 12:12:35А водородные/ядерные технологии гораздо более накладные.
Водород - это классика полетов в дальний космос, хорошо освоенная во множестве экспедиций. Как раз с ним можно туда лететь и организовать плановую доставку грузов.
В интересах человеческой цивилизации нужно чтобы испытания NG прошли успешно. Имхо так и будет.
Иначе мы увидим и 9ый и 10ый суборбитальный прыжок старшипа >:( ;)
Цитата: LRV_75 от 08.01.2025 12:36:20В интересах человеческой цивилизации нужно чтобы испытания NG прошли успешно. Имхо так и будет.
Иначе мы увидим и 9ый и 10ый суборбитальный прыжок старшипа >:( ;)
Вряд ли они коррелируют между собой.
Цитата: cross-track от 08.01.2025 12:40:42Цитата: LRV_75 от 08.01.2025 12:36:20В интересах человеческой цивилизации нужно чтобы испытания NG прошли успешно. Имхо так и будет.
Иначе мы увидим и 9ый и 10ый суборбитальный прыжок старшипа >:( ;)
Вряд ли они коррелируют между собой.
Это не важно.
Важно чтобы маск почувствовал дыхание за спиной.
Цитата: LRV_75 от 08.01.2025 12:36:20В интересах человеческой цивилизации нужно чтобы испытания NG прошли успешно.
А еще я надеюсь, что Безос организует нормальную высадку на Луну, при которой астронавтам не придется спускаться с высоты 10 этажа.
Цитата: Raul от 08.01.2025 09:03:22Маск со всей очевидностью загрузился Старлинками по "самое не могу",
35 или 38 запусков СпейсХ в 24 году - не старлинк.
Цитата: Raul от 08.01.2025 12:52:09Цитата: LRV_75 от 08.01.2025 12:36:20В интересах человеческой цивилизации нужно чтобы испытания NG прошли успешно.
А еще я надеюсь, что Безос организует нормальную высадку на Луну, при которой астронавтам не придется спускаться с высоты 10 этажа.
Небольшая поездка человеков на лифте, но огромный скачок для всего человечества))
Цитата: vlad7308 от 08.01.2025 12:53:20Цитата: Raul от 08.01.2025 09:03:22Маск со всей очевидностью загрузился Старлинками по "самое не могу",
35 или 38 запусков СпейсХ в 24 году - не старлинк.
Всего больше 130 запусков.
Цитата: Raul от 08.01.2025 12:52:09Цитата: LRV_75 от 08.01.2025 12:36:20В интересах человеческой цивилизации нужно чтобы испытания NG прошли успешно.
А еще я надеюсь, что Безос организует нормальную высадку на Луну, при которой астронавтам не придется спускаться с высоты 10 этажа.
Лифт на 10й этаж лучше, чем стремянка на третий, как это было в первой версии синего лэндера. На новой картинке стремянку сделали пониже, что лишний раз подтверждает плюсы здоровой конкуренции ;) Надеюсь, первый Нью Гленн долетит
Цитата: Raul от 08.01.2025 13:06:38Цитата: vlad7308 от 08.01.2025 12:53:20Цитата: Raul от 08.01.2025 09:03:22Маск со всей очевидностью загрузился Старлинками по "самое не могу",
35 или 38 запусков СпейсХ в 24 году - не старлинк.
Всего больше 130 запусков.
верно
А теперь ещё раз подумайте, что вы написали и как это соответствует действительности.
Цитата: vlad7308 от 08.01.2025 13:17:24Цитата: Raul от 08.01.2025 13:06:38Цитата: vlad7308 от 08.01.2025 12:53:20Цитата: Raul от 08.01.2025 09:03:22Маск со всей очевидностью загрузился Старлинками по "самое не могу",
35 или 38 запусков СпейсХ в 24 году - не старлинк.
Всего больше 130 запусков.
верно
А теперь ещё раз подумайте, что вы написали и как это соответствует действительности.
Все верно написано. Запусков старлинков в 2024 году было примерно столько, сколько
всех запусков SpaceX в 2023 году (96). Сверх того - долгосрочные контракты (тот же OneWeb), обязательства перед НАСА, ДОД. Конвейер пусков F9 молотит, не переставая. Если Вы думаете, что Фалконы могли еще что-то взять "на борт" по коммерческой части, то это вряд ли.
Цитата: Raul от 08.01.2025 14:21:05Цитата: vlad7308 от 08.01.2025 13:17:24Цитата: Raul от 08.01.2025 13:06:38Цитата: vlad7308 от 08.01.2025 12:53:20Цитата: Raul от 08.01.2025 09:03:22Маск со всей очевидностью загрузился Старлинками по "самое не могу",
35 или 38 запусков СпейсХ в 24 году - не старлинк.
Всего больше 130 запусков.
верно
А теперь ещё раз подумайте, что вы написали и как это соответствует действительности.
Все верно написано. Запусков старлинков в 2024 году было примерно столько, сколько всех запусков SpaceX в 2023 году (96). Сверх того - долгосрочные контракты (тот же OneWeb), обязательства перед НАСА, ДОД. Конвейер пусков F9 молотит, не переставая. Если Вы думаете, что Фалконы могли еще что-то взять "на борт" по коммерческой части, то это вряд ли.
Все наоборот - "Старлинки" летят пока нет коммерческой нагрузки. У заказчиков - приоритет.
Цитата: metelica от 08.01.2025 15:32:46Цитата: Raul от 08.01.2025 14:21:05Цитата: vlad7308 от 08.01.2025 13:17:24Цитата: Raul от 08.01.2025 13:06:38Цитата: vlad7308 от 08.01.2025 12:53:20Цитата: Raul от 08.01.2025 09:03:22Маск со всей очевидностью загрузился Старлинками по "самое не могу",
35 или 38 запусков СпейсХ в 24 году - не старлинк.
Всего больше 130 запусков.
верно
А теперь ещё раз подумайте, что вы написали и как это соответствует действительности.
Все верно написано. Запусков старлинков в 2024 году было примерно столько, сколько всех запусков SpaceX в 2023 году (96). Сверх того - долгосрочные контракты (тот же OneWeb), обязательства перед НАСА, ДОД. Конвейер пусков F9 молотит, не переставая. Если Вы думаете, что Фалконы могли еще что-то взять "на борт" по коммерческой части, то это вряд ли.
Все наоборот - "Старлинки" летят пока нет коммерческой нагрузки. У заказчиков - приоритет.
"Приоритет" выполнения задач бывает в Вашем компьютере. Коммерческие запуски выполняются по контрактам, расписанным на несколько лет вперед. С прописанными в них сроками и ответственностью сторон.
Цитата: Raul от 08.01.2025 15:59:07Цитата: metelica от 08.01.2025 15:32:46Цитата: Raul от 08.01.2025 14:21:05Цитата: vlad7308 от 08.01.2025 13:17:24Цитата: Raul от 08.01.2025 13:06:38Цитата: vlad7308 от 08.01.2025 12:53:20Цитата: Raul от 08.01.2025 09:03:22Маск со всей очевидностью загрузился Старлинками по "самое не могу",
35 или 38 запусков СпейсХ в 24 году - не старлинк.
Всего больше 130 запусков.
верно
А теперь ещё раз подумайте, что вы написали и как это соответствует действительности.
Все верно написано. Запусков старлинков в 2024 году было примерно столько, сколько всех запусков SpaceX в 2023 году (96). Сверх того - долгосрочные контракты (тот же OneWeb), обязательства перед НАСА, ДОД. Конвейер пусков F9 молотит, не переставая. Если Вы думаете, что Фалконы могли еще что-то взять "на борт" по коммерческой части, то это вряд ли.
Все наоборот - "Старлинки" летят пока нет коммерческой нагрузки. У заказчиков - приоритет.
"Приоритет" выполнения задач бывает в Вашем компьютере. Коммерческие запуски выполняются по контрактам, расписанным на несколько лет вперед. С прописанными в них сроками и ответственностью сторон.
Есть и контрпримеры:
- OneWeb анонсировали запуск на F9 по результатам известных событий в конце марта, запустили в середине декабря, это с разработкой и изготовлением нового диспенсера
- RRT-1 (GPS3 SV07) уложился в полгода
- зашифрованый рокетлабовский Changes In Latitude, по их словам, от контракта до запуска уложился в 2 месяца
Пардон за офтопик. Со стороны не выглядит, что Старлинки как-то ограничивают возможности коммерческих запусков.
Цитата: Raul от 08.01.2025 15:59:07Цитата: metelica от 08.01.2025 15:32:46Цитата: Raul от 08.01.2025 14:21:05Цитата: vlad7308 от 08.01.2025 13:17:24Цитата: Raul от 08.01.2025 13:06:38Цитата: vlad7308 от 08.01.2025 12:53:20Цитата: Raul от 08.01.2025 09:03:22Маск со всей очевидностью загрузился Старлинками по "самое не могу",
35 или 38 запусков СпейсХ в 24 году - не старлинк.
Всего больше 130 запусков.
верно
А теперь ещё раз подумайте, что вы написали и как это соответствует действительности.
Все верно написано. Запусков старлинков в 2024 году было примерно столько, сколько всех запусков SpaceX в 2023 году (96). Сверх того - долгосрочные контракты (тот же OneWeb), обязательства перед НАСА, ДОД. Конвейер пусков F9 молотит, не переставая. Если Вы думаете, что Фалконы могли еще что-то взять "на борт" по коммерческой части, то это вряд ли.
Все наоборот - "Старлинки" летят пока нет коммерческой нагрузки. У заказчиков - приоритет.
"Приоритет" выполнения задач бывает в Вашем компьютере. Коммерческие запуски выполняются по контрактам, расписанным на несколько лет вперед. С прописанными в них сроками и ответственностью сторон.
Вот именно выделенный фрагмент позволяет SpaceX запускать коммерческую нагрузку в любой момент, когда готов заказчик. См., например, RRT-1.
Приоритет без кавычек "бывает" на нерегулируемых перекрестках.
Цитата: Raul от 08.01.2025 09:27:31Для "езды" до Марса Маску потребуется и водород, и ядерные установки, и базы на Луне.
Без водорода можно обойтись - для этого есть дозаправка на орбите.
Ядерные установки нужны, конечно - я удивлён что Маск до сих пор KiloPower не выкупил.
Луна вообще лишнее звено в полётах на Марс
Цитата: vlad7308 от 08.01.2025 12:53:20Цитата: Raul от 08.01.2025 09:03:22Маск со всей очевидностью загрузился Старлинками по "самое не могу",
35 или 38 запусков СпейсХ в 24 году - не старлинк.
Точнее 39 запусков не Starlink и не Starshield. Из них 2 запуска вместо Ariane 5/6, 4 - вместо Soyuz-ST, 1 - вместо Antares, 1 - вместо Vulcan и 1 - вместо Atlas.
Цитата: heingeiv от 08.01.2025 16:18:07Цитата: Raul от 08.01.2025 15:59:07Цитата: metelica от 08.01.2025 15:32:46Цитата: Raul от 08.01.2025 14:21:05Цитата: vlad7308 от 08.01.2025 13:17:24Цитата: Raul от 08.01.2025 13:06:38Цитата: vlad7308 от 08.01.2025 12:53:20Цитата: Raul от 08.01.2025 09:03:22Маск со всей очевидностью загрузился Старлинками по "самое не могу",
35 или 38 запусков СпейсХ в 24 году - не старлинк.
Всего больше 130 запусков.
верно
А теперь ещё раз подумайте, что вы написали и как это соответствует действительности.
Все верно написано. Запусков старлинков в 2024 году было примерно столько, сколько всех запусков SpaceX в 2023 году (96). Сверх того - долгосрочные контракты (тот же OneWeb), обязательства перед НАСА, ДОД. Конвейер пусков F9 молотит, не переставая. Если Вы думаете, что Фалконы могли еще что-то взять "на борт" по коммерческой части, то это вряд ли.
Все наоборот - "Старлинки" летят пока нет коммерческой нагрузки. У заказчиков - приоритет.
"Приоритет" выполнения задач бывает в Вашем компьютере. Коммерческие запуски выполняются по контрактам, расписанным на несколько лет вперед. С прописанными в них сроками и ответственностью сторон.
Есть и контрпримеры:
- OneWeb анонсировали запуск на F9 по результатам известных событий в конце марта, запустили в середине декабря, это с разработкой и изготовлением нового диспенсера
- RRT-1 (GPS3 SV07) уложился в полгода
- зашифрованый рокетлабовский Changes In Latitude, по их словам, от контракта до запуска уложился в 2 месяцапусков.
Перескок OneWeb на Фалкон - это политика, не коммерция. RRT-1 - серийный запуск, почему полгода? А RocketLab - сверхмалый класс, здесь другие сроки и все заточено на срочность запусков.
Цитата: Raul от 08.01.2025 18:08:34RRT-1 - серийный запуск, почему полгода?
GPS III SV-07 должен был лететь на Vulcan. ULA получили контракт 26 мая 2022 года. На Falcon 9 планировали запуск GPS III-10 не ранее 2026 года. SpaceX получили этот контракт 31 октября 2023 года. Решение о запуске GPS III SV-07 на Falcon 9 было принято за полгода до старта.
Цитата: Raul от 08.01.2025 18:08:34Перескок OneWeb на Фалкон - это политика, не коммерция.
В данном случае речь именно про коммерцию. OneWeb лишился носителя в начале марта 2022 года, а всего через 9 месяцев SpaceX вывел на орбиту первую партию их спутников.
Поинтересуйтесь, сколько времени обычно проходит между подписанием контракта и запуском.
Цитата: Demir_Binici от 08.01.2025 19:39:23Цитата: Raul от 08.01.2025 18:08:34Перескок OneWeb на Фалкон - это политика, не коммерция.
В данном случае речь именно про коммерцию. OneWeb лишился носителя в начале марта 2022 года, а всего через 9 месяцев SpaceX вывел на орбиту первую партию их спутников.
Поинтересуйтесь, сколько времени обычно проходит между подписанием контракта и запуском.
это бесполезно
Цитата: vlad7308 от 08.01.2025 20:54:28Цитата: Demir_Binici от 08.01.2025 19:39:23Цитата: Raul от 08.01.2025 18:08:34Перескок OneWeb на Фалкон - это политика, не коммерция.
В данном случае речь именно про коммерцию. OneWeb лишился носителя в начале марта 2022 года, а всего через 9 месяцев SpaceX вывел на орбиту первую партию их спутников.
Поинтересуйтесь, сколько времени обычно проходит между подписанием контракта и запуском.
это бесполезно
С Вами спорить бесполезно. :(
Пример, который мне привели
Цитата: heingeiv от 08.01.2025 16:18:07- RRT-1 (GPS3 SV07) уложился в полгода
это работа на DOD (улучшение защищенности канала связи.) Все спутники GPS, третьей серии, кроме одного, выводились Фалконами, ULA с выполнением своего контракта на SV07 не успевала (я так думаю), надо было подхватить. Все эти возможные обстоятельства обычно оговариваются с соглашении на запуск серии спутников, которые должны отправляться на орбиту без задержек.
Напомню, что весь спор начался с Ваших наскоков:
Цитата: Raul от 08.01.2025 14:21:05Цитата: vlad7308 от 08.01.2025 13:17:24Цитата: Raul от 08.01.2025 13:06:38Цитата: vlad7308 от 08.01.2025 12:53:20Цитата: Raul от 08.01.2025 09:03:22Маск со всей очевидностью загрузился Старлинками по "самое не могу",
35 или 38 запусков СпейсХ в 24 году - не старлинк.
Всего больше 130 запусков.
верно
А теперь ещё раз подумайте, что вы написали и как это соответствует действительности.
Все верно написано. Запусков старлинков в 2024 году было примерно столько, сколько всех запусков SpaceX в 2023 году (96). Сверх того - долгосрочные контракты (тот же OneWeb), обязательства перед НАСА, ДОД. Конвейер пусков F9 молотит, не переставая. Если Вы думаете, что Фалконы могли еще что-то взять "на борт" по коммерческой части, то это вряд ли.
Ну и в итоге уехали в политику (OneWeb), военные дела (GPS). Я же не возражаю, что перечисленное идет у Маска в "приоритете". Но изначально речь шла о мирной коммерции и о том, что у SpaceX возможности участвовать в ней ограничены.
Цитата: Raul от 08.01.2025 09:03:22Маск со всей очевидностью загрузился Старлинками по "самое не могу", поэтому у Безоса будет возможность поработать на коммерческом рынке.
Не надо смешивать военных мух с мирными котлетами :).
Цитата: Raul от 09.01.2025 08:06:32Напомню, что весь спор начался с Ваших наскоков
Спойлер
Весь спор начался с вашего довольно странного утверждения:
Цитата: Raul от 08.01.2025 07:46:53Однако, главные силы уже на подходе и Blue Origin может поучить SpaceX тому, как надо делать настоящие космические ракеты 8).
Хотя, возможно это просто юмор такой.
По сути спор начался с этого утверждения:
Цитата: Raul от 08.01.2025 09:03:22Маск со всей очевидностью загрузился Старлинками по "самое не могу", поэтому у Безоса будет возможность поработать на коммерческом рынке.
На что вам совершенно резонно привели примеры того, что SpaceX запускает не только Starlink.
Цитата: vlad7308 от 08.01.2025 12:53:2035 или 38 запусков СпейсХ в 24 году - не старлинк.
Однако вы решили углубиться:
Цитата: Raul от 08.01.2025 14:21:05Конвейер пусков F9 молотит, не переставая. Если Вы думаете, что Фалконы могли еще что-то взять "на борт" по коммерческой части, то это вряд ли.
На что metelica возразил, что:
Цитата: metelica от 08.01.2025 15:32:46Все наоборот - "Старлинки" летят пока нет коммерческой нагрузки. У заказчиков - приоритет.
"Коммерческая нагрузка" в данном контексте, это
любая нагрузка - от коммерческих компаний, иностранных государственных заказчиков, от военных, от NASA. Полагаю, что metelica имел ввиду именно это, хотя я бы использовал другое слово - сторонняя. Коммерческая или сторонняя нагрузка - та, за которую SpaceX сразу получают кэш, в противоположность Starlink, где кэш поступает от использующих услугу. Заказчикам пусков SpaceX отдают приоритет. Об этом свидетельствуют неоднократные случаи быстрого, в течение нескольких месяцев запуска сторонних спутников.
Полагаю, что после 2021 года SpaceX выполняли столько пусков, сколько могли, не испытывая недостатка ни в изготовлении Starlink, ни в сторонних нагрузках по ранее заключённым контрактам. Число пусков лимитировалось пусковой инфраструктурой, организацией, погодой, FAA и пр. Два приведённых примера, OneWeb и GPS III SV-07 показывают, что при поступлении новых заказов SpaceX готовы срочно их выполнять, очевидно отдавая им приоритет перед запусками Starlink. Помимо этих двух примеров есть и другие. Дефицит пусковых услуг начал появляться в 2021 году и отчётливо проявился в 2022 году. SpaceX оказались готовы покрыть этот дефицит. Никому не отказывают и более того, запускают сторонние спутники отдавая им приоритет перед своими, причём даже в тех случаях, когда заказчик является их конкурентом.
У Безоса, надеюсь, будет возможность поработать на коммерческом рынке. Однако SpaceX с этого рынка уходить не намерены и Blue Origin придётся конкурировать как с ними, так и с другими предложениями на рынке. Пока список заказов на New Glenn весьма короток.
Цитата: metelica от 08.01.2025 15:32:46Все наоборот - "Старлинки" летят пока нет коммерческой нагрузки. У заказчиков - приоритет.
Тут всё зависит от того во что упираются - в количество готовых старлинков или в количество готовых фалконов.
Если вторых больше, будет казаться что коммерсы вне очереди, хотя на самом деле просто нет очереди.
Цитата: Дем от 09.01.2025 14:58:11Цитата: metelica от 08.01.2025 15:32:46Все наоборот - "Старлинки" летят пока нет коммерческой нагрузки. У заказчиков - приоритет.
Тут всё зависит от того во что упираются - в количество готовых старлинков или в количество готовых фалконов.
Если вторых больше, будет казаться что коммерсы вне очереди, хотя на самом деле просто нет очереди.
Думаю, что после второй половины 2021 года, когда была задержка с переходом от V1 к V1.5 всё упирается только в возможности запуска Falcon 9. Сугубо IMHO.
Кстати, SpaceX так и не выполнили условия лицензии на вывод 50% от 7,500 спутников с E-band на рабочие орбиты к 28 ноября 2024 года. Не знаю, чем им это грозит и грозит ли вообще. Условия вывода 90% к 28 ноября 2027 году, судя по частоте запусков 2024 года, они выполнят досрочно.
У Amazon тоже с этим пока напряжёнка. Им надо 50% от своего созвездия в 3200 спутников иметь на рабочих орбитах к июлю 2026 года.
Цитата: Demir_Binici от 09.01.2025 16:01:09У Amazon тоже с этим пока напряжёнка. Им надо 50% от своего созвездия в 3200 спутников иметь на рабочих орбитах к июлю 2026 года.
Это 1600 спутников за полтора года? Т.е менее 100 спутников в месяц? Это не должно быть большой проблемой. А в случае чего соседняя артель поможет)
Цитата: cross-track от 09.01.2025 17:22:35Цитата: Demir_Binici от 09.01.2025 16:01:09У Amazon тоже с этим пока напряжёнка. Им надо 50% от своего созвездия в 3200 спутников иметь на рабочих орбитах к июлю 2026 года.
Это 1600 спутников за полтора года? Т.е менее 100 спутников в месяц? Это не должно быть большой проблемой. А в случае чего соседняя артель поможет)
Ну как сказать. SpaceX вывели за прошлый год 1,982 V2 Mini, включая DTC и не включая Starshield. Точная масса спутников Kuiper не известна, но судя по числу спутников на Atlas V 551 (31), Vulcan VC6 (45) и New Glenn (61) их масса будет сравнима с массой Starlink V2 Mini. Сколько будут выводить на Falcon 9 не сообщали. Для Arianespace есть лишь общая цифра о числе пусков, но лишь 2 из 18 планировались на Ariane 6 A64, а остальные - на Ariane 6 A64+.
Да и с чего полтора года? Спутников до сих пор нет и заказанные ещё в апреле 2021 года 8 из 9 Atlas V пылятся на складе.
7 их 48 - правильный прогноз :)
Цитата: Raul от 16.01.2025 10:24:367 их 48 - правильный прогноз :)
А может следующий вариант?
И вообще...отработает активный участок, провалит маневр замедления, но упадет рядом с баржей или на баржу это какой вариант???
Судя по пропаже телеметрии - там была саморазборка ступени во время торможения.
GS2 и Blue Ring Pathfinder выведены на целевую орбиту (https://twitter.com/blueorigin/status/1879806562774204531). Полностью успешный запуск с повторным включением второй ступени.
Отказ после повторного включения трёх (как запланировано) двигателей BE-4 на высоте 40,822 м при скорости 2,258 м/c. До прерывания телеметрии скорость погасили до 1,915 м/с. Частичный успех на этапе посадки первой ступени.
Если сравнивать посадку с Falcon 9, то 29 сентября 2013 года манёвр торможения был выполнен, а манёвр посадки - нет. 18 апреля 2014 года первая ступень Falcon 9 полностью отработала весь цикл взлёта и посадки.
Если сравнивать посадку с Super Heavy, то 18 ноября 2023 во время IFT-2, у B9 после начала манёвра торможения взорвался двигатель. На корабле утечка и взрыв кислорода отрубили систему управления. Взорван по команде с Земли. 6 июня 2024 во время IFT-4 ускоритель B11 полностью отработал весь цикл взлёта и посадки.
Цитата: Raul от 16.01.2025 10:24:367 их 48 - правильный прогноз :)
Я угадал. )
Цитата: Demir_Binici от 16.01.2025 11:48:23Отказ после повторного включения трёх (как запланировано) двигателей BE-4
Сначало подумал что отказ трёх двигателей из 7-и был запланирован ;D