Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: Андрюха от 15.12.2024 09:11:14

Опрос
Вопрос: Какой орбитальный носитель с многоразовыми ступенями доступен для России в ближайшей перспективе
Вариант 1: Частично многоразовый моноблочный двухступенчатый носитель аля Фалькон голосов: 11
Вариант 2: Полиблочный частично многоразовый носитель голосов: 4
Вариант 3: Полностью многоразовый носитель аля Старшип голосов: 3
Вариант 4: Полностью многоразовый носитель с самолетным типом спасения ступеней голосов: 1
Вариант 5: SSTO голосов: 3
Вариант 6: Полностью многоразовый носитель на новых физических принципах :) голосов: 1
Вариант 7: Никакой голосов: 12
Вариант 8: Трехступенчатый носитель с возвращением только первой ступени голосов: 2
Вариант 9: Трехступенчатый носитель с возвращением 1-й и 2-й ступеней голосов: 0
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: Андрюха от 15.12.2024 09:11:14
По навеянным мотивам :)
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: B7BB от 15.12.2024 09:35:07
Предпоследний вариант это в том числе и ступени из листовой нержавейки?
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: Классик от 15.12.2024 09:45:30
Очевидно "Полностью многоразовый носитель на новых физических принципах",
что по сути тождественно с "Никакой".

Где-то рядом - одноступ "SSTO".
Тк без новыхфизпринципов он не реален.
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: Классик от 15.12.2024 10:01:16
Не хватает варианта "Полностью одноразовый носитель объявленный многоразом".

То есть ступени, обтекатели и прочие межступы падают куда удобно и выгодно,
а дальше секретные учёные секретными методами их ловят и телепортируют на старт.

Маск мучился, пырхался, тщился ловить обтекатели в сачок,
а потом плюнул и запустил прогон "быстроподнятое упавшим не считается".
И был таков.
Гений. Без всякой иронии.

Обезьянничать за Маском не грех. Но только то, что реально гениально
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: Дмитрий В. от 15.12.2024 11:36:01
Так-то хотел ответить, что лучший "многораз" для России - это "однораз". Но проголосовал за а-ля Фалкон-9, в т.ч. и потому, что эта схема легко превращается в одноразовую РН.
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: solitaire от 15.12.2024 11:49:54
Цитата: Дмитрий В. от 15.12.2024 11:36:01Так-то хотел ответить, что лучший "многораз" для России - это "однораз".
А почему? Чтобы производство было чем загрузить?
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: Классик от 15.12.2024 12:01:43
Цитата: Андрюха от 15.12.2024 09:11:14По навеянным мотивам :)
Добавьте, плиз, вариант "трехступ с одной(нижней) возвращаемой ступенью".
Её можно садить на старт, тк далеко улетать не надо.
А далеко улетающую ступень (в случае 2х ступа)
садить можно только на свободно плавающую платформу.
Возможности чего в РФ нет.
Либо строить СК на Сахалине. Ещё лучше на малозаселенном Хоккайдо.

Поэтому до создания Айнской Народной Республики играться в многоразовость можно только с посадкой на старт,
с чем справится только 3х ступ.
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: Дмитрий В. от 15.12.2024 12:58:21
Цитата: solitaire от 15.12.2024 11:49:54
Цитата: Дмитрий В. от 15.12.2024 11:36:01Так-то хотел ответить, что лучший "многораз" для России - это "однораз".
А почему? Чтобы производство было чем загрузить?
Чтобы дешевле. При нынешней частоте запусков России многоразовые системы не нужны.И, кстати, в каком классе (СЛК, ЛК, СК, ТК или СТК) планируется "многораз"?
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: Prokrust от 15.12.2024 14:01:49
Цитата: Классик от 15.12.2024 12:01:43
Цитата: Андрюха от 15.12.2024 09:11:14По навеянным мотивам :)
Добавьте, плиз, вариант "трехступ с одной(нижней) возвращаемой ступенью".
Её можно садить на старт, тк далеко улетать не надо.
А далеко улетающую ступень (в случае 2х ступа)
садить можно только на свободно плавающую платформу.
Возможности чего в РФ нет.
Либо строить СК на Сахалине. Ещё лучше на малозаселенном Хоккайдо.
Сажать можно на любую площадку недалеко от железной дороги. Нужно только чтобы размер этой ступени влезал в габарит. Конечно стартовать придется не с Восточного, а где-то западнее.
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: cross-track от 15.12.2024 14:20:04
Цитата: Prokrust от 15.12.2024 14:01:49Сажать можно на любую площадку недалеко от железной дороги. Нужно только чтобы размер этой ступени влезал в габарит.
Тогда ступень нужно делать в размерности БЖРК!
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: solitaire от 15.12.2024 14:43:35
Цитата: cross-track от 15.12.2024 14:20:04
Цитата: Prokrust от 15.12.2024 14:01:49Сажать можно на любую площадку недалеко от железной дороги. Нужно только чтобы размер этой ступени влезал в габарит.
Тогда ступень нужно делать в размерности БЖРК!
Разве недостаточно вписаться в железнодорожный габарит 4.1 м?
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: cross-track от 15.12.2024 15:10:11
Цитата: solitaire от 15.12.2024 14:43:35
Цитата: cross-track от 15.12.2024 14:20:04
Цитата: Prokrust от 15.12.2024 14:01:49Сажать можно на любую площадку недалеко от железной дороги. Нужно только чтобы размер этой ступени влезал в габарит.
Тогда ступень нужно делать в размерности БЖРК!
Разве недостаточно вписаться в железнодорожный габарит 4.1 м?
А длина не существенна?
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: Классик от 15.12.2024 15:28:08
Цитата: Классик от 15.12.2024 09:45:30Очевидно "Полностью многоразовый носитель на новых физических принципах",
что по сути тождественно с "Никакой".
Где-то рядом - одноступ "SSTO".
Тк без новыхфизпринципов он не реален.
После добавления пункта 
"Трехступенчатый носитель с возвращением только первой ступени"
проголосовал бы за него.

Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: Классик от 15.12.2024 15:34:21
Цитата: Дмитрий В. от 15.12.2024 12:58:21в каком классе (СЛК, ЛК, СК, ТК или СТК) планируется "многораз"?
Поскольку "многораз" нужен только для пиара,
то делать в самом простом, сверх легком классе.

Заодно можно будет показать, что в отличии от Маска 
у нас реальная многоразовость - можно делать несколько стартов в день.
Намекнуть, что может использоваться для пиарного же орешника.
Пиар в квадрате будет, если не в кубе.

Схема, естественно, - 3х ступ с посадкой только нижней ступени.
 
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: cross-track от 15.12.2024 15:41:40
Цитата: Классик от 15.12.2024 15:34:21Намекнуть, что может использоваться для пиарного же орешника.
Пиар в квадрате будет, если не в кубе.

Схема, естественно, - 3х ступ с посадкой только нижней ступени. 
Хоть 3-х ступ, хоть 2-х ступ - как ни собирай, а все одно АК получается!)
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: solitaire от 15.12.2024 15:45:43
Цитата: cross-track от 15.12.2024 15:10:11
Цитата: solitaire от 15.12.2024 14:43:35
Цитата: cross-track от 15.12.2024 14:20:04
Цитата: Prokrust от 15.12.2024 14:01:49Сажать можно на любую площадку недалеко от железной дороги. Нужно только чтобы размер этой ступени влезал в габарит.
Тогда ступень нужно делать в размерности БЖРК!
Разве недостаточно вписаться в железнодорожный габарит 4.1 м?
А длина не существенна?
Существенна. Просто то, что использовалось в БЖРК сильно меньше предельных габаритов.

Но замечание про длину существенно. Получается, например, первую союза-5, если вдруг она сядет, мы по железке не увезём..
(По крайней мере не разбирая)
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: Raul от 15.12.2024 15:55:17
Вот полетит Союз-5 в ближайшее время :) и можно будет на его основе что-то сочинить. С возвращением одной или (даже лучше) - двух ступеней.
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: Demir_Binici от 15.12.2024 16:42:42
Цитата: Raul от 15.12.2024 15:55:17Вот полетит Союз-5 в ближайшее время :) и можно будет на его основе что-то сочинить. С возвращением одной или (даже лучше) - двух ступеней.
Даже если он и полетит, и даже в "ближайшее", имея ввиду 2026 год, время, то на его основе ничего многоразового "на его основе" сочинить невозможно. Реактивная посадка на двигателях не возможна ни для первой, ни тем более для второй ступени. Повторное использование РД-171М, даже если их каким-то образом (ступень на парашютах, отдельно двигатели на парашютах) удастся заполучить обратно в относительно целом виде, тоже под боольшим вопросом.

Всякие бумажные ракеты СТК, ССТК и СССТК "на его основе" вообще за гранью реальности, включая ТриСоюз из местного фольклора.
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: solitaire от 15.12.2024 19:03:21
Цитата: Demir_Binici от 15.12.2024 16:42:42
Цитата: Raul от 15.12.2024 15:55:17Вот полетит Союз-5 в ближайшее время :) и можно будет на его основе что-то сочинить. С возвращением одной или (даже лучше) - двух ступеней.
Даже если он и полетит, и даже в "ближайшее", имея ввиду 2026 год, время, то на его основе ничего многоразового "на его основе" сочинить невозможно. Реактивная посадка на двигателях не возможна ни для первой, ни тем более для второй ступени. Повторное использование РД-171М, даже если их каким-то образом (ступень на парашютах, отдельно двигатели на парашютах) удастся заполучить обратно в относительно целом виде, тоже под боольшим вопросом.
Вторую ступень, также как и для и Ф-9, нет большого смысла сажать.
А первую.. какой-нибудь дополнительный комплект движков поставить для реактивной посадки.

Ну надо получить не в относительно, а прямо в целом виде. А если поврежден то под замену.

Вы конечно известный скептик этого двигателя. И глядя на его статистику, есть что ему попенять (хотя не факт, что все чисто его вина). Но статистика его половинок и четвертинок очень даже хорошая. Поэтому даже если с ним самим будет все плохо (что не далеко не факт), можно будет заменить на 2 половинки, или 4 четвертинки.
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: Demir_Binici от 15.12.2024 20:15:05
Цитата: solitaire от 15.12.2024 19:03:21Вы конечно известный скептик этого двигателя. И глядя на его статистику, есть что ему попенять (хотя не факт, что все чисто его вина). Но статистика его половинок и четвертинок очень даже хорошая. Поэтому даже если с ним самим будет все плохо (что не далеко не факт), можно будет заменить на 2 половинки, или 4 четвертинки.
Если поменять РД-171МВ на РД-180 или РД-191 то ничего не изменится. В смысле, текст поста менять не придётся. А так конечно изменится - и надёжнее они и УИ выше и TWR и тяга (пропорционально числу КС). Так что ракета станет лучше, но одноразовой быть не перестанет.

И прошу, не употребляйте вы эти "половинки" и "четвертинки".
Спойлер

В смысле слова, а не бутылки. Их, если в меру, да под хорошую закуску как раз можно.
[свернуть]
Всё совсем не так просто. Почитайте про историю их создания.
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: Demir_Binici от 15.12.2024 20:17:00
Цитата: solitaire от 15.12.2024 19:03:21Вторую ступень, также как и для и Ф-9, нет большого смысла сажать.
А первую.. какой-нибудь дополнительный комплект движков поставить для реактивной посадки.
Ага. Или трансглюкатор, например.
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: Андрюха от 15.12.2024 20:51:31
Цитата: Demir_Binici от 15.12.2024 20:17:00
Цитата: solitaire от 15.12.2024 19:03:21Вторую ступень, также как и для и Ф-9, нет большого смысла сажать.
А первую.. какой-нибудь дополнительный комплект движков поставить для реактивной посадки.
Ага. Или трансглюкатор, например.
Это вариант про "на новых физических принципах" ;D
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: Demir_Binici от 15.12.2024 21:29:47
Цитата: Андрюха от 15.12.2024 20:51:31
Цитата: Demir_Binici от 15.12.2024 20:17:00
Цитата: solitaire от 15.12.2024 19:03:21Вторую ступень, также как и для и Ф-9, нет большого смысла сажать.
А первую.. какой-нибудь дополнительный комплект движков поставить для реактивной посадки.
Ага. Или трансглюкатор, например.
Это вариант про "на новых физических принципах" ;D
А нафига тогда вообще ракета? Может проще ПН сразу куда-нибудь трансглюкировать? А орбитальную скорость придать гравитационным маневром?
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: solitaire от 15.12.2024 22:06:42
Цитата: Demir_Binici от 15.12.2024 20:17:00
Цитата: solitaire от 15.12.2024 19:03:21Вторую ступень, также как и для и Ф-9, нет большого смысла сажать.
А первую.. какой-нибудь дополнительный комплект движков поставить для реактивной посадки.
Ага. Или трансглюкатор, например.

;D ;D
 
Но все же комплект из скажем 4 относительно маломощных движков для посадки пустой ступени - мне настолько уж нереально.

Цитата: Demir_Binici от 15.12.2024 20:15:05Если поменять РД-171МВ на РД-180 или РД-191 то ничего не изменится. ...
Так что ракета станет лучше, но одноразовой быть не перестанет.


Заменить, я имел ввиду, если есть сомнения в достаточной надёжностью РД-171, если именно это должно помешать его повторно использовать.

То что Союз-5 частично многоразовым никто делать не будет - не сомневаюсь. Даже если бы каких-то изменений в конструкцию не требовалось. Даже если бы можно было бы изготовить копию Ф-9. И даже ее бы не стали. Ну просто потому что а если сработает - на нем не то что зарабатывать, разориться можно - ракет станет нужно меньше, а заказов больше врядли.

Цитата: Demir_Binici от 15.12.2024 20:15:05И прошу, не употребляйте вы эти "половинки" и "четвертинки".
...
Всё совсем не так просто. Почитайте про историю их создания.

Пусть будет РД-180 и РД-191 (тут всегда вопрос какие цифры написать, ибо вариантов четвертинок не одна). Читать-то читал, то что унификации большой не получилось это да, но конструкция основана на  РД-170/171.

Про бутылки это прикольно: 
- поставим не РД-171, а 2 по 0,5.
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: Demir_Binici от 15.12.2024 22:18:22
Цитата: solitaire от 15.12.2024 22:06:42Заменить, я имел ввиду, если есть сомнения в достаточной надёжностью РД-171, если именно это должно помешать его повторно использовать.
Да, я понял. Сомнения в надёжности РД-171МВ есть. Сомнений в надёжности РД-180 и РД-191 меньше, но есть большие сомнения в надёжности при повторном использовании.
Цитата: solitaire от 15.12.2024 22:06:42Читать-то читал, то что унификации большой не получилось это да, но конструкция основана на  РД-170/171.
Основана. Но РД-180 по сути новый двигатель. Ну как Merlin 1D+ тоже основан на Merlin 1C, а тот на  Merlin 1В. Или РД-107А/108А тоже основаны на предшественниках. Но интересно посмотреть статистику их отказов и сравнить характеристики.
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: Demir_Binici от 15.12.2024 22:21:58
Цитата: solitaire от 15.12.2024 22:06:42вариантов четвертинок не одна
Насколько я понял, одна. РД-181 просто название. Возможно ошибаюсь. РД-193 - версия, которая возможно никогда не будет реализована.

РД-191М - форсированная версия. Чем конструктивно отличается, не понятно.
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: Дмитрий В. от 15.12.2024 23:15:09
Цитата: Demir_Binici от 15.12.2024 22:21:58
Цитата: solitaire от 15.12.2024 22:06:42вариантов четвертинок не одна
Насколько я понял, одна. РД-181 просто название. Возможно ошибаюсь. РД-193 - версия, которая возможно никогда не будет реализована.

РД-191М - форсированная версия. Чем конструктивно отличается, не понятно.
РД-193 был создан и испытан - вариант РД-191 без УВТ
РД-181 - создан на основе РД-193, возможно (хотя и неточно) с УВТ без использования сильфона в газоводе (двигатель заметно легче РД-191)
В стародавние времена были и ещё варианты (бумажные в основном), типа 17Д18, МД-185, РД-132К и т.п.
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: garg от 15.12.2024 23:46:01
Для С-5R нужны основные движки без УВТ + рулевой он же посадочный.
Второй пункт тоже можно расшифровать -  это типа байкал-ангара я так понимаю
Четвертый -  в стиле первоначального проекта Шаттла? Или МАКС?
Тогда уж можно и самолетное SSTO добавлять в стиле недавно окончательно скончавшегося Skylon.
Полный двухступ возможен не только с старшиповской компоновкой, Капсуло подобность второй ступени тоже может быть.
трехступ с спасением в том числе второй ступени - опять таки не с нашим совершенством конструкций последних ступеней. Вторая будет улетать так далеко, что ее возврат в наших условиях будет дороже расходной ступени заточенной на дешевизну. тем более что у нас еще как всегда  без РБ летать не будут практически.
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: Дем от 16.12.2024 08:08:35
Цитата: Prokrust от 15.12.2024 14:01:49Сажать можно на любую площадку недалеко от железной дороги.
А почему именно жд? Автодороги не подходят? На них ограничения по габариту меньше
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: algol5720 от 16.12.2024 08:20:26
Цитата: solitaire от 15.12.2024 22:06:42
Цитата: Demir_Binici от 15.12.2024 20:17:00
Цитата: solitaire от 15.12.2024 19:03:21Вторую ступень, также как и для и Ф-9, нет большого смысла сажать.
А первую.. какой-нибудь дополнительный комплект движков поставить для реактивной посадки.
Ага. Или трансглюкатор, например.

;D ;D
 
Но все же комплект из скажем 4 относительно маломощных движков для посадки пустой ступени - мне настолько уж нереально.

Цитата: Demir_Binici от 15.12.2024 20:15:05Если поменять РД-171МВ на РД-180 или РД-191 то ничего не изменится. ...
Так что ракета станет лучше, но одноразовой быть не перестанет.


Заменить, я имел ввиду, если есть сомнения в достаточной надёжностью РД-171, если именно это должно помешать его повторно использовать.

То что Союз-5 частично многоразовым никто делать не будет - не сомневаюсь. Даже если бы каких-то изменений в конструкцию не требовалось. Даже если бы можно было бы изготовить копию Ф-9. И даже ее бы не стали. Ну просто потому что а если сработает - на нем не то что зарабатывать, разориться можно - ракет станет нужно меньше, а заказов больше врядли.

Цитата: Demir_Binici от 15.12.2024 20:15:05И прошу, не употребляйте вы эти "половинки" и "четвертинки".
...
Всё совсем не так просто. Почитайте про историю их создания.

Пусть будет РД-180 и РД-191 (тут всегда вопрос какие цифры написать, ибо вариантов четвертинок не одна). Читать-то читал, то что унификации большой не получилось это да, но конструкция основана на  РД-170/171.

Про бутылки это прикольно:
- поставим не РД-171, а 2 по 0,5.
Или 4-ре чекунца... ;)
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: Demir_Binici от 16.12.2024 09:31:30
Цитата: algol5720 от 16.12.2024 08:20:26Или 4-ре чекунца... ;)
чекушки :)
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: algol5720 от 16.12.2024 09:36:24
Цитата: Demir_Binici от 16.12.2024 09:31:30
Цитата: algol5720 от 16.12.2024 08:20:26Или 4-ре чекунца... ;)
чекушки :)

Чекушка-женского рода,чекунец,как и двигатель - мужского,поэтому - правильнее... ;)
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: Demir_Binici от 16.12.2024 09:41:10
Цитата: algol5720 от 16.12.2024 09:36:24
Цитата: Demir_Binici от 16.12.2024 09:31:30
Цитата: algol5720 от 16.12.2024 08:20:26Или 4-ре чекунца... ;)
чекушки :)

Чекушка-женского рода,чекунец,как и двигатель - мужского,поэтому - правильнее... ;)
Поаккуратнее с этим.
Спойлер
- Это учитель из нашей маршевой роты, - представил его егерь, сидевший рядом со Швейком. - Идет подметать. Исключительно порядочный человек. Сюда попал за стишок, который сам сочинил.
- Эй, учитель! Поди-ка сюда, - окликнул он солдата с веником.
Тот с серьезным видом подошел к скамейке.
- Расскажи-ка нам про вшей.
Солдат с веником откашлялся и начал:

Весь фронт во вшах.
И с яростью скребется
То нижний чин, то ротный командир.
Сам генерал, как лев, со вшами бьется
И, что ни миг, снимает свой мундир.
Вшам в армии квартира даровая,
На унтеров им трижды наплевать.
Вошь прусскую, от страсти изнывая,
Австрийский вшивец валит на кровать.

Измученный солдат из учителей присел на скамейку и вздохнул:
- Вот и все. И из-за этого я уже четыре раза был на допросе у господина аудитора.
- Собственно, дело ваше выеденного яйца не стоит, - веско заметил Швейк. - Все дело в том, кого они там в суде будут считать старым австрийским вшивцем. Хорошо, что вы прибавили насчет кровати. Этим вы так их запутаете, что они совсем обалдеют. Вы только им обязательно разъясните, что вшивец - это вошь-самец и что на самку-вошь может лезть только самец-вшивец. Иначе вам не выпутаться. Написали вы это, конечно, не для того, чтобы кого-нибудь обидеть, - это ясно. Господину аудитору скажите, что вы писали для собственного развлечения, и так же как свинья-самец называется боров, так самца вши называют вшивцем. Учитель тяжело вздохнул. - Что ж делать, если этот самый господин аудитор не знает как следует чешского языка. Я ему приблизительно так и объяснял, но он на меня набросился. "Замец фжи по-чешски зовет фожак, завсем не фшивец", - заявил господин аудитор. - Femininum, Sie gebildeter Kerl, ist "он фож". Also Maskulinum ist "она фожак". Wir kennen uns're Pappenheimer.
[свернуть]
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: Pretiera от 17.12.2024 10:46:57
Суборбитальный "транспорт" хорошая вещь для наращивания частоты пусков.
Доставка "грузов" На берега Днепра нынче потребна в количестве 20-50 т в сутки и более.
Использовать аэродинамически устойчивые формы (классика Филиппа Боно)  то же гуд, меньше требования к мозгам, датчикам, связи, навигации и ПО

Политика и применение "Орешника" обсуждаются здесь - https://blackhole.su/index.php?board=28.0
Название: Доступный для России "многораз"
Отправлено: cross-track от 17.12.2024 14:11:33
Цитата: Pretiera от 17.12.2024 10:46:57Доставка "грузов" На берега Днепра нынче потребна в количестве 20-50 т в сутки и более.
А зачем в Смоленскую область доставлять эти "грузы"?