В междузвездном пространстве есть частицы вещества. При движении звездолета они будут сталкываться с ним. Из-за огромной скорости при столкновении частицы будут выбывать атомы и молекулы из корпуса корабля. Таким образом, он будет постепенно испаряться. Испарение зависит от квадрата скорости звездолета и от плотности междузвездного вещества. По моим грубым прикидкам, при движении со скорости, близкой к скорости света, даже при полете до ближайших звезд на каждом квадратном метре лобовой поверхности корабля испарятся примерно несколько тонн массы !
Выходит, даже если мы найдем способ ускорить корабль до скорости света, то он и до ближайших звезд может не дойти! Испарится в пространстве ...
Заряженных частиц можно отклонить магнитным полем, а с нейтральными что делать? То ли надо летать медленнее, то ли тащить впереди корабля массивный щит. А сам корабль должен быть длинным и с малым напречным сечением - как современные ракеты и самолеты.
Кто-то может рассчытать этот процесс испарения более точно ? Я не могу.
Вот например, может сгодится
Тему хорошо "прочесали на Астрофоруме. https://astronomy.ru/forum/index.php/topic,82348.0.html?ysclid=m333x7tu8p762432858
В числе других аспектов межзвёздных полётов.
У Кларка в "Песнях далекой земли", если не ошибаюсь, звездолеты тащили перед собой ледяной щит, чтоб на перелет хватало. Испарился - остановились у подходящей планеты, накачали воды и полетели дальше )
Цитата: Дедан от 04.11.2024 17:21:14Тему хорошо "прочесали на Астрофоруме. https://astronomy.ru/forum/index.php/topic,82348.0.html?ysclid=m333x7tu8p762432858 (https://astronomy.ru/forum/index.php/topic,82348.0.html?ysclid=m333x7tu8p762432858)
Там 1033 страниц. Читать все не смогу! Можете указать конкретнее где ?
Цитата: Димитър от 04.11.2024 19:38:35Там 1033 страниц. Читать все не смогу! Можете указать конкретнее где ?
К сожалению не помню.Попробуйте поискать в постах А Семёнова.
Борис Штерн (он астроном) в какой-то из лекций про межзвёздные полёты (могу найти на ютюбе если надо) касался этого и не посчитал это нерешаемой проблемой - вещества между звёздами слишком мало. Но его подход к межзвёздным полётам довольно консервативный (не сказочный) - люди не летят, полёт автоматов без возврата длительностью сотни лет, скорость 0.1с.
Цитата: heingeiv от 04.11.2024 18:10:57У Кларка в "Песнях далекой земли", если не ошибаюсь, звездолеты тащили перед собой ледяной щит, чтоб на перелет хватало. Испарился - остановились у подходящей планеты, накачали воды и полетели дальше )
Я правильно понимаю, что с одной остановкой на перелёт потребуется вдвое больше топлива?
Цитата: Ну-и-ну от 05.11.2024 00:25:57вещества между звёздами слишком мало
С одной стороны вакуум и вообще местный пузырь.
С другой - светогоды дистанции.
И в итоге вполне тонны на м2 набираются.
Цитата: ShamgA от 05.11.2024 06:53:32Я правильно понимаю, что с одной остановкой на перелёт потребуется вдвое больше топлива?
Нет, там экспонента...
Цитата: Ну-и-ну от 05.11.2024 00:25:57Борис Штерн (он астроном) в какой-то из лекций про межзвёздные полёты (могу найти на ютюбе если надо) касался этого и не посчитал это нерешаемой проблемой - вещества между звёздами слишком мало. Но его подход к межзвёздным полётам довольно консервативный (не сказочный) - люди не летят, полёт автоматов без возврата длительностью сотни лет, скорость 0.1с.
НННШ. Первая пежзвездная АМС имхо полетит не дольше десятков лет скорее всего когда создадут движок на аннигиляции (например типа Смирнова-Багрова недофотонный) или термояде, усиленном аннигиляцией.
Цитата: Дем от 05.11.2024 10:48:24С одной стороны вакуум и вообще местный пузырь.
С другой - светогоды дистанции.
И в итоге вполне тонны на м2 набираются.
Вообще-то набираются граммы или меньше, но грам со скоростью света испарит весь звездолет. Считать надо.
А с местным пузырем выходит нам повезло. Есть шанс долететь до Альфа Центавра или Сириуса.
Цитата: Димитър от 04.11.2024 15:52:55В междузвездном пространстве есть частицы вещества. При движении звездолета они будут сталкываться с ним. Из-за огромной скорости при столкновении частицы будут выбывать атомы и молекулы из корпуса корабля. Таким образом, он будет постепенно испаряться. Испарение зависит от квадрата скорости звездолета и от плотности междузвездного вещества. По моим грубым прикидкам, при движении со скорости, близкой к скорости света, даже при полете до ближайших звезд на каждом квадратном метре лобовой поверхности корабля испарятся примерно несколько тонн массы !
Выходит, даже если мы найдем способ ускорить корабль до скорости света, то он и до ближайших звезд может не дойти! Испарится в пространстве ...
Заряженных частиц можно отклонить магнитным полем, а с нейтральными что делать? То ли надо летать медленнее, то ли тащить впереди корабля массивный щит. А сам корабль должен быть длинным и с малым напречным сечением - как современные ракеты и самолеты.
Кто-то может рассчытать этот процесс испарения более точно ? Я не могу.
Надо ставить массозаборник и межзвездное вещество отправлять в разгонный контур двигателя звездолёта используя как рабочее тело. "Синхронной безекции!"(с)"Лунная радуга"
Цитата: Димитър от 05.11.2024 12:00:32А с местным пузырем выходит нам повезло.
Повезло, но меньше. Солнце находится в Местное межзвёздное облако
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%B5%D0%B6%D0%B7%D0%B2%D1%91%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%BE
Оно очень разреженное (0,3 атома на кубический сантиметр), что составляет приблизительно одну вторую плотности галактической межзвёздной среды (0,5 атом/см3) и в шесть раз больше плотности газа Местного пузыря (0,05 атом/см3).
Неясно, находится ли Солнце все еще внутри LIC или уже вошло в переходную зону между LIC и облаком G.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/375320.svg)
По определению Международного астрономического союза (МАС) один световой год равен 9 460 730 472 580 800 метрам, или 9.5 10^15 м
До Алфы Центавра 4.35 св.г. = 41.3.10^15 м или 4.10^18 см х 0.3 = 1.24.10^18 атомов на см2.
Масса 1 моля вещества (молярная масса), выраженная в граммах, численно равна его молекулярной массе, Число молекул в 1 моль 6,022.10^23. До Альфы Центавра 0.02 - 0.04 грамма вещества на кв.м ! (масса 1 моль - 1 или 2 - атомарный или молекулярный водород).
Еще, видимо, прибавится, что за время путешествия облака, пузыри, пыльные мешки будут мигрировать и перемешиваться. Появляется необходимость маневрировать из-за этого.
По идее вещество должно иметь заряд, значит можно отгородиться магнитным, электрическим полем
Ек = m.V^2/2 = 4.5.10^16 дж/кг при V = 300 000 км/с
На 0.03 грамма - 1.35 .10^12 дж / м2
Удельная теплота парообразования/ конденсации, кДж/кг
бор - 45 300
бериллий - 32 500
(у вольфрама теплота испарения 4482 кДж/кг)
Энергия 0.03 гр вещества со скорости, близкой к скорости света равна энергии испарения 30 тон бора ! Конечно же, значинельная чась энергии разсосется на нагревание щита. Но даже при к.п.д. испарения в 10 %, мы потеряем по 3 тона вещества на каждый кв. метр лобового щита.
Если уменьшим скорость до 0.1 С, то потеря на испарение уменьшится в сто раз - до 30 кг/ кв.м при к.п.д 10 %
"Проверьте мои вычисления" (с)
Количество межзвездного вещества - это все вещество или только нейтральное? ионизированное то можно отклонить.
А не ионизированное - насколько дорого будет ионизировать и тоже отклонить?
Цитата: garg от 05.11.2024 14:44:40Количество межзвездного вещества - это все вещество или только нейтральное? ионизированное то можно отклонить.
А не ионизированное - насколько дорого будет ионизировать и тоже отклонить?
Должно быть дешевле. Где-то недавно попадалось про полет на сверхвуке без образования ударных волн. Один из способов был похож: нагревать воздух перед самолётом излучением. Скорость звука зависит от температуры, поэтому полет в нагретом столбе воздуха скачков уплотнения не порождает. Писали, что энергетические затраты на нагрев меньше чем энергия на преодоление скачков и их образование. Так что да, поставить в носу межжвездника какойнить лазерный ионизатор и вперёд
Имху
Цитата: ОАЯ от 05.11.2024 13:53:41Еще, видимо, прибавится, что за время путешествия облака, пузыри, пыльные мешки будут мигрировать и перемешиваться. Появляется необходимость маневрировать из-за этого.
Характерное время таких миграций - тысячи лет.
Цитата: garg от 05.11.2024 14:44:40Количество межзвездного вещества - это все вещество или только нейтральное? ионизированное то можно отклонить.
Насколько я понял, в Местном облаке температура вещества - 6000 - 7000 К. Это нейтральный водород или уже ионизированный ? Пишут, что нейтральный ...
Цитата: telekast от 05.11.2024 14:52:35поставить в носу межжвездника какойнить лазерный ионизатор и вперёд
Интересная идея. Нужен еще и мощный электроматнит, чтобы отклонять ионы.
Цитата: Димитър от 05.11.2024 15:11:36Нужен еще и мощный электроматнит, чтобы отклонять ионы.
Уже как-то высказывался, правда в плане защиты от космической радиации:
Ставим электрореактивные/плазменные движки постоянной тяги в носу, по "тянущей" схеме. Получится, что корабль летит в коконе выхлопа заряженных газов, внутри факела. Если заряды макета и ионов межзвездного газа будут одинаковы, то газ будет вынужден обтекать корабль/факел, если заряд ионов будет противоположным, то факел их будет стремиться захватить и унести в своем потоке. Ессно с поправкой на энергетику ионов/частиц.
Имху
Тянущая схема с выхлопом вперед, это как?
Я думал скорее в сторону создания перед носом плазменого щита - т.к. достаточный уровень лазерного излучения для весьма неплотной межзвездой среды кажется дохрена избыточным.
Возможно совмещение с термоядерным реакторо-приводом - только выхлоп полями все-таки вывести назад.
Насколько это реально хз. Если малореально. То все одно реактор вперед. в нем по умолчанию конструктивно должна быть максимальная защита, ею же и прикрываться.
Возможна комбинация -испарительная защита тонкого носика с коконом типа кавитацонного у подводных ракет.
Крупные частицы естественно активно подсвечивать и испарять привентивно. Иначе никакая защита не сдюжит.
Цитата: garg от 05.11.2024 17:24:48Тянущая схема с выхлопом вперед, это как?
Тянущая схема предполагает выхлоп назад. Нынче все схемы, условно, толкающие - движок в корме, выхлоп назад. В толкающей движки в носу, а выхлоп тоже назад. Корабль летит в облаке им же выкинутых газов, плазмы, внутри факела. Я же написал.
Цитата: telekast от 05.11.2024 16:29:15Ставим электрореактивные/плазменные движки постоянной тяги в носу, по "тянущей" схеме.
Они и испарятся в первой очереди...
Цитата: telekast от 05.11.2024 16:29:15Получится, что корабль летит в коконе выхлопа заряженных газов, внутри факела.
Не нагреется, вызывая гибелъ экипажа?
Цитата: telekast от 05.11.2024 18:49:40В толкающей движки в носу, а выхлоп тоже назад.
Вероятно, Вы описались - выше ц.м. (т.е. "в носу") двигатели располагаются по тянущей схеме.
ЦитироватьКорабль летит в облаке им же выкинутых газов, плазмы, внутри факела.
А движение в облаке плазмы создает "некоторые" сложности для радиосвязи.
Цитата: Димитър от 06.11.2024 13:44:13Цитата: telekast от 05.11.2024 16:29:15Ставим электрореактивные/плазменные движки постоянной тяги в носу, по "тянущей" схеме.
Они и испарятся в первой очереди...
Цитата: telekast от 05.11.2024 16:29:15Получится, что корабль летит в коконе выхлопа заряженных газов, внутри факела.
Не нагреется, вызывая гибелъ экипажа?
Лобовая проекция двигателей меньше лобовой проекции корабля. Защитить проще.
"Я не тактик, я - стратег!"(с) ;D
Отражающая оболочка, охлаждение топливом перед подачей в двигатель, подача на оболочку одноименного заряда, для предотвращения контакта факела с корпусом, етц
Имху
Цитата: Бертикъ от 06.11.2024 14:20:56Цитата: telekast от 05.11.2024 18:49:40В толкающей движки в носу, а выхлоп тоже назад.
Вероятно, Вы описались - выше ц.м. (т.е. "в носу") двигатели располагаются по тянущей схеме.
ЦитироватьКорабль летит в облаке им же выкинутых газов, плазмы, внутри факела.
А движение в облаке плазмы создает "некоторые" сложности для радиосвязи.
Возможно.
Выпуск буксируемой антенны. Связь по лазерному лучу, Модулирование выхлопа.
Имху
Цитата: Димитър от 04.11.2024 15:52:55В междузвездном пространстве есть частицы вещества. При движении звездолета они будут сталкываться с ним. Из-за огромной скорости при столкновении частицы будут выбывать атомы и молекулы из корпуса корабля. Таким образом, он будет постепенно испаряться. Испарение зависит от квадрата скорости звездолета и от плотности междузвездного вещества. По моим грубым прикидкам, при движении со скорости, близкой к скорости света, даже при полете до ближайших звезд на каждом квадратном метре лобовой поверхности корабля испарятся примерно несколько тонн массы !
Выходит, даже если мы найдем способ ускорить корабль до скорости света, то он и до ближайших звезд может не дойти! Испарится в пространстве ...
Заряженных частиц можно отклонить магнитным полем, а с нейтральными что делать? То ли надо летать медленнее, то ли тащить впереди корабля массивный щит. А сам корабль должен быть длинным и с малым напречным сечением - как современные ракеты и самолеты.
Кто-то может рассчытать этот процесс испарения более точно ? Я не могу.
Да, нужно будет делать отсек ПН звездолета узкого сечения, и оснащать его разнесенным щитом - щит собственно на корпусе корабля, и щит, летящий впереди (в период разгона может быть установлен на вынесенной ферме). Щит такой разнесенной конструкции сможет противостоять не только столкновениям с молекулами и мелкими пылинками, но и с более крупными частицами, которые будут полностью разрушены ударом о внешний щит, пробьют в нем дыру (внешний щит имеет заменяемые элементы), но до внутреннего шита долетят уже в виде безопасного облака плазмы.
С такой защитой целесообразно летать со скоростями порядка 0,1-0,5 с, для более быстрых скоростей конструкция щита нерационально утяжеляется.
Разгоняться можно лазерным парусом, тормозить магнитным парашютом.
Для обратного полета в системе прибытия привезенные с собой роботизированные заводы должны построить из астероидов лазерную батарею для обратного разгона.
Так что возвращаемый корабль должен быть достаточно грузоподъёмными. Первый полет в новую систему всегда будет беспилотным - на случай, если она окажется слишком бедна ресурсами для обратного полета.
В эпоху межзвездных перелетов продолжительность жизни модифицированных людей увеличится настолько, что десятки лет полета для них будут небольшим интервалом.
С учетом необходимости везти с собой замкнутую экосистему с большой автономностью, и универсальный роботизированный производственный комплекс, ПН звездолетов вряд ли будет меньше нескольких тысяч тонн, а стартовая масса парусника - порядка десятков тысяч тонн.
Чтобы за полгода разогнать звездолет массой 50 тысяч тонн до 0,5 с - при КПД разгонных лазеров 30% потребуется электрическая мощность порядка 100 тысяч тераватт, что примерно в 10 тысяч раз превышает современную энерговооруженность человечества.
Цитата: Димитър от 05.11.2024 14:04:44Энергия 0.03 гр вещества со скорости, близкой к скорости света равна энергии испарения 30 тон бора !
Энергия 0,03 г вещества при скорости, близкой к скорости света, абсолютно любая. Это могут быть и 13,6 ГДж (испарение 300 кг бора), если мы считаем 10% от скорости света "близкими к скорости света", и 57,7 ТДж (испарение 1273,5 тонн бора), если нам 99,9% от скорости света подавай.
Так что прежде чем рассуждать о том, насколько велика проблема испарения материала звездолёта, неплохо бы определиться, что именно мы называем "близкой к скорости света" скоростью...
На всякий случай сообщу, что все хоть минимально реалистичные проекты звездолётов имеют скорости не более 20% от световой, а зачастую - не более 10%. Т.е. обсуждать проблемы, которые возникнут при 80-90-99% от световой скорости нет никакого смысла, т.к. подобные скорости просто недостижимы ни при каких ожидаемых в будущем технологиях.
Если же мы откроем "новую физику", которая даст нам возможность разгонять массивные объекты до 99,9% скорости света, то все наши текущие рассуждения просто потеряют смысл на фоне вновь появившихся возможностей человечества.
Цитата: SONY от 09.11.2024 03:35:42прежде чем рассуждать о том, насколько велика проблема испарения материала звездолёта, неплохо бы определиться, что именно мы называем "близкой к скорости света" скоростью...
О! До Вас начало доходить то, о чем я пишу.
Испарение 300 кг/кв.м бора при плотности 2.4 г/см3, это 12.5 см слой. А если нету щита из бора? Так, что проблем появляется даже при скорости в 0.1 С.
Цитата: SONY от 09.11.2024 03:35:42Если же мы откроем "новую физику", которая даст нам возможность разгонять массивные объекты до 99,9% скорости света, то все наши текущие рассуждения просто потеряют смысл
Нет! Теория относительности не отменяет класическую физику. Ваша новая физика тоже не может отменить то, что мы твердо знаем. Она может быть только дополнение к нем.
Цитата: Димитър от 09.11.2024 16:13:54Испарение 300 кг/кв.м бора при плотности 2.4 г/см3, это 12.5 см слой. А если нету щита из бора? Так, что проблем появляется даже при скорости в 0.1 С.
Что проблема существует вообще в принципе как бы и до вас все знали... Только сделать щит толщиной 15 см - это не шибко большая проблема.
Цитата: Димитър от 09.11.2024 16:13:54Нет! Теория относительности не отменяет класическую физику. Ваша новая физика тоже не может отменить то, что мы твердо знаем. Она может быть только дополнение к нем.
Очень даже отменяет!
Она позволяет вам (по вашим собственным часам) двигаясь со скоростью 99,9% от скорости света преодолеть расстояние в 4,5 световых года до соседней звёздной системы менее чем за два с половиной месяца. В классической физике Ньютона ничего подобного не было и близко!
Взаимодействия с набегающим потоком вещества не будет в случае движения корабля вместе с окружающим корабль пузырем Алькубьерре. Точнее, пузырь не движется, а пространство впереди корабля перестраивается в пузырь.
Но с инженерной точки зрения возможность практической реализации такой конструкции остается под вопросом.
Цитата: Димитър от 05.11.2024 14:04:44Ек = m.V^2/2 = 4.5.10^16 дж/кг при V = 300 000 км/с
На 0.03 грамма - 1.35 .10^12 дж / м2
Удельная теплота парообразования/ конденсации, кДж/кг
бор - 45 300
бериллий - 32 500
(у вольфрама теплота испарения 4482 кДж/кг)
Энергия 0.03 гр вещества со скорости, близкой к скорости света равна энергии испарения 30 тон бора ! Конечно же, значинельная чась энергии разсосется на нагревание щита. Но даже при к.п.д. испарения в 10 %, мы потеряем по 3 тона вещества на каждый кв. метр лобового щита.
Если уменьшим скорость до 0.1 С, то потеря на испарение уменьшится в сто раз - до 30 кг/ кв.м при к.п.д 10 %
"Проверьте мои вычисления" (с)
Во-первых, при скорости 300000 км/с было бы неплохо использовать релятивистские формулы. Во-вторых, важна мощность, а не энергия. Посчитайте, какую мощность будет поглощать щит, и сравните с мощностью, которую он будет рассеивать за счет излучения. Приведённые расчёты проверять не имеет смысла - они вообще не о том.
Я в этом ничего не понимаю, но у меня есть сомнения, что мы можем себе адекватно представить, что будет происходить при столкновениях на таких скоростях.
Для сравнения, в своё время полной неожиданностью стало, что столкновения на скорости выше звуковой происходит по совершенно другим законам, чем на дозвуковой. Полагаю, что и на скорость 0,1с легко может вылезти что-то такое, о чём сейчас и не подозревают.
Цитата: opinion от 10.11.2024 14:47:42важна мощность, а не энергия. Посчитайте, какую мощность будет поглощать щит, и сравните с мощностью, которую он будет рассеивать за счет излучения.
Чем больше скорость, тем больше будет играть роль эрозия материала. То есть полученная энергия от частицы в момент удара не будет успевать передаваться на остальную часть щита, а сразу будет испарять/выбивать атомы в месте удара. Исследований на эту тему в интернете полно.
Цитата: opinion от 10.11.2024 14:47:42Во-первых, при скорости 300000 км/с было бы неплохо использовать релятивистские формулы.
так точно, удвоение массы протона, то есть кинетическая энергия ~1Гэв на скорости 0,87с
Цитата: Georgea от 10.11.2024 18:24:11Я в этом ничего не понимаю, но у меня есть сомнения, что мы можем себе адекватно представить, что будет происходить при столкновениях на таких скоростях.
Для сравнения, в своё время полной неожиданностью стало, что столкновения на скорости выше звуковой происходит по совершенно другим законам, чем на дозвуковой. Полагаю, что и на скорость 0,1с легко может вылезти что-то такое, о чём сейчас и не подозревают.
Наоборот, должно быть, это очень хорошо изучено.
На сильно дорелятивистских скоростях будет происходить распыление. Его изучают при бомбардировке поверхности ускоренными ионами (но с точки зрения взаимодействия с поверхностью, не имеет значения, заряжена частица или нет). Я не проверял, но почти наверняка при таких плотностях каждая частица будет взаимодействовать с веществом независимо от других. То есть, никакого испарения не будет. Так как это почти исключительно водород, распыление не должно быть сильным.
На релятивистских скоростях будет поглощение протонов материалом щита. Думаю, они будут тормозиться на таких больших глубинах, что никакой эрозии не будет. Но это опять-таки только моё мнение. Чтобы узнать точно, надо читать литературу.
Цитата: opinion от 10.11.2024 14:47:42важна мощность, а не энергия. Посчитайте, какую мощность будет поглощать щит, и сравните с мощностью, которую он будет рассеивать за счет излучения.
Если энергия была неперерывный континуум, то было бы так. Но мы имеем дело с дискретными частицами, каждая из которых выбивает кучу атомов из поверхности щита.
Цитата: opinion от 10.11.2024 19:22:18На релятивистских скоростях будет поглощение протонов материалом щита. Думаю, они будут тормозиться на таких больших глубинах, что никакой эрозии не будет.
Ну вот! Начали говорить об отдельных частицах (протонов). Торможение начинается с поверхности. Часть атомов щита вылетит в космос, часть затормозится и осядет обратно в объеме щита, а ее энергия рассется в виде теплоты. То, что я назвал к.п.д. испарения.
Цитата: Димитър от 10.11.2024 22:38:02Торможение начинается с поверхности. Часть атомов щита вылетит в космос, часть затормозится и осядет обратно в объеме щита, а ее энергия рассется в виде теплоты. То, что я назвал к.п.д. испарения.
Сечение упругого рассеяния уменьшается при больших энергиях. Частица теряет у поверхности небольшую часть энергии. Она начнёт по-настоящему тормозиться только на некоторой глубине. Чем больше начальная энергия, тем больше эта глубина. Поэтому вовсе не факт, что частица что-то выбьет с поверхности щита. То, что вы назвали кпд испарения, не имеет к испарению никакого отношения.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%8B%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Цитата: opinion от 10.11.2024 19:22:18Наоборот, должно быть, это очень хорошо изучено.
. . .
Но это опять-таки только моё мнение. Чтобы узнать точно, надо читать литературу.
То есть литературу вы не читали, но имеете мнение, что изучено хорошо, и даже очень.
Цитата: ShamgA от 05.11.2024 06:53:32Цитата: heingeiv от 04.11.2024 18:10:57У Кларка в "Песнях далекой земли", если не ошибаюсь, звездолеты тащили перед собой ледяной щит, чтоб на перелет хватало. Испарился - остановились у подходящей планеты, накачали воды и полетели дальше )
Я правильно понимаю, что с одной остановкой на перелёт потребуется вдвое больше топлива?
У Артура Кларка с эти проблем не было, на его звездолёте стоял какой-то вакуумный двигатель, брал энергию прямо из вакуума и излучал в виде фотонов. Одна проблема, этот двигатель изобретут в далёком будущем.
Цитата: nonconvex от 11.11.2024 04:06:02Цитата: opinion от 10.11.2024 19:22:18Наоборот, должно быть, это очень хорошо изучено.
. . .
Но это опять-таки только моё мнение. Чтобы узнать точно, надо читать литературу.
То есть литературу вы не читали, но имеете мнение, что изучено хорошо, и даже очень.
Так это автору гипотезы, что звездолёт испарится, нужно читать. А мне даже непонятно, для каких энергий искать данные. Ну вот нашлась статья (https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/0022311580901907) для протонов 14-16 МэВ. Пишут, что коэффициент распыления для ниобия - 1e-4...1e-5. Уже можно прикинуть, какой толщины нужен щит.
Представим, вот летит наш родной звездолет со скоростью, пусть, 0,1 С. Перед ним ледяная глыба как щит. Но разве частицы , летящие поперек его пути менее опасны? В пространстве частицы имеют вектор скорости близкий к световой в любом направлении. И миновать щит и попасть в бок нашего звездолета может частица с поперечной скоростью. А дальше взрывной эффект от столкновения обеспечит путевая скорость звездолета. Т.е. нужен кокон, а не щит. Скорее ваза.
Цитата: ОАЯ от 11.11.2024 08:34:27В пространстве частицы имеют вектор скорости близкий к световой в любом направлении.
Нет, скорость межзвездного газа всего порядка 100 км/с
Но речь, как я понял, не о молекулах (даже ионизированных). Речь о протонах и других частицах, способных разгоняться в э/м полях до больших скоростей.
Цитата: ОАЯ от 11.11.2024 08:34:27Представим, вот летит наш родной звездолет со скоростью, пусть, 0,1 С. Перед ним ледяная глыба как щит. Но разве частицы , летящие поперек его пути менее опасны? В пространстве частицы имеют вектор скорости близкий к световой в любом направлении. И миновать щит и попасть в бок нашего звездолета может частица с поперечной скоростью. А дальше взрывной эффект от столкновения обеспечит путевая скорость звездолета. Т.е. нужен кокон, а не щит. Скорее ваза.
В таком случае скорость звездолета не является решающим фактором? И АМС типа Пионер тоже страдают от испарения поверхности?
Цитата: ОАЯ от 11.11.2024 13:00:49Но речь, как я понял, не о молекулах (даже ионизированных). Речь о протонах и других частицах, способных разгоняться в э/м полях до больших скоростей.
Потоки быстрых частиц имеют малую плотность по сравнению с медленным межзвездным газом.
Пионеры и Вояджеры благополучно пережили десятилетия такой бомбардировки.