Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Пилотируемые полеты => Тема начата: AB57 от 13.07.2024 20:29:50

Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: AB57 от 13.07.2024 20:29:50
Вот такой есть вопрос: как и кем конкретно формировались экипажи в советское время? Ведь все комиссии (ГМВК и пр.), как правило, формально утверждали уже представленные экипажи. А вот кто на самом деле их подбирал-формировал и по какому принципу?

В Каманинский период всё более или менее понятно - каждая сторона толкала своих, иногда заручившись поддержкой противоположной стороны, и где-то на очередном большом совещании стороны (как правило, военные и промышленность) о чём-то договаривались (хотя, иногда и ненадолго). Но это был период, когда не стояло вопросов о психологической совместимости, итд.  Особенно это касается позднего периода - конца 60-х - начала 70-х. Получается, что военные предложили условно Иванова, а промышленность - Петрова и Сидорова, их "сложили" вместе и получился экипаж. 

И как было дальше - в 70-е - 80-е итд? По Алмазам - здесь, скорее всего, более или менее понятно: МО/ЦПК было вполне достаточно. А вот экипажи по программам ЦКБЭМ? Помнится, в НК была статья сына Глушко о том, какими Глушко-старший планировал экипажи Салютов. Он что - сам единолично эти экипажи подбирал? 

На этом фоне ещё и истории про Глушко с предложениями "хочешь полететь в космос?" людям, вообще не входящим ни в какие отряды  (Атькову, например). Или, например, его предложение В. Титову отправиться в годовой полёт, когда с последним, по его же словам, после двух неудач никто больше связываться не хотел (ведь Титов был космонавтом другого ведомства, к которму Глушко формально отношения не имел... Ну разве что, только как член ЦК).
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: Leroy от 13.07.2024 22:48:47
Поднятая тема очень интересна...

Кстати, о психологической совместимости, о которой так любили писать журналисты и авторы книг о космонавтике. У меня такое впечатление, что никакой психологической совместимостью вообще никто не занимался. Несколько лет назад я спросил об этом  одного космонавта. Он покрутил пальцем у виска.
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: Брабонт от 13.07.2024 23:23:56
Спрашивать космонавта бесполезно, поскольку он подопытный кролик. Вряд ли им досконально объясняют основания решения о назначении в экипаж.

В советское время психологи вроде бы имели какой-то вес: https://epizodyspace.ru/bibl/beregov/kosm-akad/03.html

Во времена международных полётов, естественно, всё было по-другому: https://m.vk.com/@nvru_game-kto-vybiraet-komandira-kosmicheskogo-korablya-i-kak-opredely
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: AB57 от 14.07.2024 15:25:46
Цитата: Брабонт от 13.07.2024 23:23:56Спрашивать космонавта бесполезно, поскольку он подопытный кролик. Вряд ли им досконально объясняют основания решения о назначении в экипаж.
В советское время психологи вроде бы имели какой-то вес: https://epizodyspace.ru/bibl/beregov/kosm-akad/03.html
Во времена международных полётов, естественно, всё было по-другому: https://m.vk.com/@nvru_game-kto-vybiraet-komandira-kosmicheskogo-korablya-i-kak-opredely
Полностью согласен -- вряд ли космонавтов посвящали/посвящают в тонкости процедуры назначения в экипажи.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Пока что можно лишь подозревать, что:

Скорее всего, где-то в 60-е (по-видимому, после знаменитой "войны" вокруг назначения экипажей Восхода) военные и гражданские (МОМ, АН, медики, итд) договорились, что командиром экипажа должен быть военный (читай "ЦПК"), бортинженер - от ОКБ-1/ЦКБЭМ, а третье место - по надобности и требуемой специализации занимается либо военными, либо гражданскими. Подозреваю, что для усиления сил для лоббирования решения о необходимости участия гражданских космонавтов Королёв (??) привлёк Келдыша, минздрав, итд (соответственно, появились отряды АН СССР, ИМБП, итд) в качестве поддержки.

Небольшое отступление: любопытно, что больше всех не повезло отряду АН - они до полётов так и не добрались. 

Однако, даже при наличии такой договорённости, периодически наступал кризис. Хорошая иллюстрация тому - история с предложением Мишина отправить Феоктистова на Союзе-3 (а, может быть, это была всего лишь игра -- этого мы уже никогда не узнаем).

По-видимому, с появлением третьего места (Союз-Т), к этой схеме опять вернулись. И это самое третье место стало возможным предлагать и сторонним организациям (например, Чазову, итд). Чем не наш ответ payload specialist-ам на шаттле?       

Поэтому, похоже, что экипажи продолжали составлять из предлагаемых сторонами кандидатов - ну ещё привлекли психологов, итд. Хотя истории вроде Воробьев-Яздовский, да и не только, заставляют сомневаться в том, что психологов тогда сильно слушали.

И, похоже, приблизительно так оно и было вплоть до объединения всех отрядов в ЦПК (это уже конец 2000-х, если мне не изменяет память). По сему, тот же Глушко вполне мог пролоббировать кого-нибудь (даже не "своего") в экипаж. 

Одна надежда - может быть, Шамсу удастся обнаружить какие-нибудь документы в архиве...
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: спец от 14.07.2024 16:23:40
Цитата: Leroy от 13.07.2024 22:48:47Поднятая тема очень интересна...

Кстати, о психологической совместимости, о которой так любили писать журналисты и авторы книг о космонавтике. У меня такое впечатление, что никакой психологической совместимостью вообще никто не занимался. Несколько лет назад я спросил об этом  одного космонавта. Он покрутил пальцем у виска.
Леон, поинтересуйся, кто такой Ростислав Борисович Богдашевский. К сожалению, с 2017 года - покойный.
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: Leroy от 15.07.2024 16:42:27
Цитата: спец от 14.07.2024 16:23:40поинтересуйся, кто такой Ростислав Борисович Богдашевский. К сожалению, с 2017 года - покойный.
Ты меня обижаешь. Когда я был на выступлении Сан Саныча Скворцова, он забыл эту фамилию, запнулся, а я ему с места напомнил.
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: Leroy от 15.07.2024 21:01:25
Цитата: Анатолий Егоров от 15.07.2024 19:17:30
Цитата: Leroy от 15.07.2024 16:42:27Сан Саныча Соловьева
Сереброва, может?
Скворцова. Перепутал. Хотел исправить, да ты опередил.
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: спец от 16.07.2024 08:25:14
Ну вот, если Скворцова, то всё нормально, а то ты меня озадачил. ;)
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: спец от 16.07.2024 08:26:46
Вот как раз Ростислав Борисович, царствие ему небесное, и занимался много лет вопросами психологической подготовки экипажей. Не один, разумеется.
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: Шамс от 17.07.2024 03:56:41
Раз уж вспомнили Богдашевского.

Новости космонавтики №07, 2012 (roscosmos.ru) (https://www.roscosmos.ru/media/pdf/Novostikosmonavtiki/nk2012-07-.pdf)
Рубрика - Профессионал (стр. 60-63)

3 июня 2012 г. исполнилось 75 лет старшему научному сотруднику ЦПК имени Ю.А. Гагарина, врачу-психологу, полковнику медицинской службы в отставке Ростиславу Борисовичу Богдашевскому. Без малого 50 лет он самоотвержен␂но трудится в ЦПК, посвятив всю свою жизнь делу подготовки космонавтов. Ростислав Борисович стоял у истоков зарождения космической психологии, внес значительный вклад в ее развитие. За время службы в ЦПК он непосред␂ственно участвовал в подготовке всех поколений космонавтов: от первых со␂ветских покорителей космоса гагаринского набора до нынешних российских космонавтов, к которым относится как к своим сыновьям.

Кстати, он тогда мне сказал, что у него есть рукопись будущей книги, в которой он подробно и откровенно всё изложил. Но по его словам печатать ее еще слишком рано - многие люди живы. 
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: AB57 от 19.08.2024 09:37:39
Цитата: спец от 16.08.2024 12:00:21
Цитата: AB57 от 16.08.2024 11:37:36мне кажется, что лётчики-испытатели ЛИИ очень бы обиделись на такое. Для "штатных" ситуаций испытатели не нужны.
Мне кажется, что Вам кажется. ;) Как минимум, один летчик-испытатель, Александр Юрьевич Гарнаев (знаете такого, надеюсь?), это прочитал и вроде бы не обиделся.
Во избежание недопонимания и неточных толкований:

В истории космонавтики все первые полёты выполнялись официально набранными космонавтами. То есть не применялась обычная для авиации практика, когда сначала аппарат испытывался испытателями (фирменными или отраслевыми) и только потом допускались к полётам лётчики заказчика.

Единственное исключение - это X-15. В соответствии с контрактом он был сначала испытан фирменным испытателем (Кроссфилд) и только потом передан заказчику. При этом, по этому же контракту, Кроссфилду специально ограничили скорости и высоты, которые необходимо было достичь для сдачи аппарата, чтобы все рекордные полёты выполнялись только лётчиками заказчиков (военными и НАСА).

При желании, можно, конечно, приравнять космонавтов из Подлипок (да и челомеевских тоже) к этим самым фирменным испытателям, так как они участвовали практически во всех полётах своих изделий, но всё же испытателями их считать, наверное, неразумно. Ещё Фергюсон полетел бы как фирменный испытатель, если бы не принял решение уйти. Вот, пожалуй, и все случаи, когда в экипижи входили испытатели-"нестандартные" космонавты. 

На Буране же (по крайней мере в первоначальной версии графика полётов) первыми должны были лететь отраслевые (МАПовские) испытатели (Волк и Станкявичус - или другие вариации на эту же тему). И они же выполнили первые полёты по программе атмосферных испытаний (первый полёт, первая автоматическая посадка, итд). Кстати, эта "бурановская" схема применялась и раньше - на испытаниях атмосферного аналога  "Спирали" - 105.11. Тогда первые полёты выполнил Фастовец от фирмы Микояна (МАП), и только потом - лётчики облёта (от МАП и от ВВС - правда, до космонавтов здесь дело вообще не дошло). В отличие от шаттла, где даже атмосферные испытания выполнялись насовскими астронавтами без участия фирменных испытателей. 

Просто фраза в духе "гражданские ничего толком не испытывают, а настоящие испытатели - это военные" (см цитату несколькими сообщениями выше), отдаёт извечным спором между военными и гражданскими о том, у кого "синус больше всех превышает единицу" и не более того. Не думаю, что корабль с боевыми повреждениями можно было вернуть на землю и для этого нужно было специально тренироваться (в отличие от гражданских) - STS-107 тому пример. Скорее всего, имелось в виду, что военные испытатели из НИИ ВВС должны были работать с военными системами и полезными нагрузками - но это же совсем другое...
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: Шамс от 19.08.2024 17:35:11
Цитата:
При желании, можно, конечно, приравнять космонавтов из Подлипок (да и челомеевских тоже) к этим самым фирменным испытателям.

У них даже в должностях в экипаже значилось - космонавт-испытатель.
На Союзе-10 и 11 Рукавишников и Пацаев - космонавты-испытатели.
А вот, Колодин и Воронов - космонавты-исследователи.
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: AB57 от 19.08.2024 17:43:25
Цитата: Шамс от 19.08.2024 17:35:11Цитата:
При желании, можно, конечно, приравнять космонавтов из Подлипок (да и челомеевских тоже) к этим самым фирменным испытателям.

У них даже в должностях в экипаже значилось - космонавт-испытатель.
На Союзе-10 и 11 Рукавишников и Пацаев - космонавты-испытатели.
А вот, Колодин и Воронов - космонавты-исследователи.
ну тогда уж самый первый такой испытатель - это Феоктистов. Хотя именовался "научным сотрудником" )) 

и тоже странно - т.е. если бы вместо экипажа Добровольского полетел экипаж Леонова, то испытаний бы не было? Здесь, видимо, дело в чём-то другом -- скорее всего, была какая-то бюрокартическая игра и у промышленности некоторые "свои" проходили по категории испытателей. И опять странно - Рукавишников и Пацаев - испытатели, а Елисеев, Волков и Кубасов - нет? И что тогда должен был делать Колодин?
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: Leroy от 19.08.2024 17:56:15
Цитата: AB57 от 19.08.2024 17:43:25Но что тогда должен был делать Колодин?
Может, представлять военный компонент программы?
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: AB57 от 19.08.2024 17:58:22
Цитата: Leroy от 19.08.2024 17:56:15
Цитата: AB57 от 19.08.2024 17:43:25Но что тогда должен был делать Колодин?
Может, представлять военный компонент программы?
Конечно! Но ведь могли же и Колодина тоже назвать испытателем для однообразия. Думаю, что дело во внутренней бюрократии МО и МОМ.
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: AB57 от 19.08.2024 18:01:22
Просьба к модератору форума:  может, ряд сообщений выше и ниже стоит перенести в тему "Формирование экипажей в советской космонавтике"?

Сделано.
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: Шамс от 19.08.2024 18:02:57
В многоместных КК третьи члены экипажей имели разные должности:
гражданские - испытатели
военные - исследователи

Если бы Елисеев, Волков и Кубасов были на третьем месте, то они были бы испытатели.
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: AB57 от 19.08.2024 18:18:08
Цитата: Шамс от 19.08.2024 18:02:57В многоместных КК третьи члены экипажей имели разные должности:
гражданские - испытатели
военные - исследователи

Если бы Елисеев, Волков и Кубасов были на третьем месте, то они были бы испытатели.
"испытателем можешь ты не быть, но называться им обязан" ))))
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: Leroy от 19.08.2024 18:42:06
Всё это по большей части было формальным. УКП, летавшие по программе "Интеркосмос", назывались космонавтами-исследователями. Хотя в экипаже было всего 2 человека.
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: Шамс от 19.08.2024 18:43:20
http://www.coldwar.ru/arms_race/iniciativa/o-podgotovke-kosmonavtov-ispitateley.php

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О подготовке космонавтов-испытателей и космонавтов-исследователей»

№270-105 27 марта 1967 г.

- о подготовке космонавтов-испытателей (летчиков), прошедших полный курс подготовки в Центре подготовки космонавтов ВВС;
- о подготовке космонавтов-испытателей (бортовых инженеров) из специалистов по конструкции космических кораблей, их систем и оборудования;
- о подготовке космонавтов-исследователей из лучших специалистов различных отраслей науки.

3. Группа космонавтов-испытателей (летчиков) комплектуется из числа подготовленных по полному курсу Центра подготовки космонавтов ВВС и имеющих летную и инженерную подготовку.
Группа космонавтов-испытателей (бортовых инженеров) комплектуется из специалистов по конструкции космических кораблей, их систем и оборудования, непосредственно участвующих в создании и испытаниях космических кораблей.
Зачисление в состав группы космонавтов-испытателей производится приказом Министра общего машиностроения.
4. Группа космонавтов-исследователей комплектуется из специалистов по системам регулирования, управления, физике, биологии, медицине и другим направлениям. Космонавты-исследователи привлекаются для выполнения конкретных исследований. Состав группы космонавтов-исследователей определяется на каждый год совместным решением Министерства общего машиностроения, Академии наук СССР, Министерства здравоохранения СССР и Министерства обороны СССР.

- от 2 до 7 тыс. рублей при полетах в космическое пространство:
- от 5 до 15 тыс. рублей при первых наиболее сложных полетах в космическое пространство, решающих новые задачи в освоении космоса (в том числе облет Луны и высадка на нее и другие).
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: Шамс от 19.08.2024 18:50:06
Цитата: Leroy от 19.08.2024 18:42:06Всё это по большей части было формальным. УКП, летавшие по программе "Интеркосмос", назывались космонавтами-исследователями. Хотя в экипаже было всего 2 человека.
Все правильно. Они не были бортинженерами.
Они проходили подготовку в объеме космонавта-исследователя.
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: Paleopulo от 19.08.2024 19:36:20
Цитата: AB57 от 19.08.2024 09:37:39Единственное исключение - это X-15. В соответствии с контрактом он был сначала испытан фирменным испытателем
Еще есть VSS Unity, первые полеты с включением двигателя и первые суборбитальные проводили смешанные экипажи, один из пилотов был от изготовителя, второй от Вирджин.
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: Шамс от 19.08.2024 19:45:28
Уточнение. Колодин и Воронов не потому что военные, а потому что не лётчики.
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: 839 от 20.08.2024 11:57:09
Цитата: Владимир Шпирько от 18.08.2024 21:22:19Полеты - становятся "просто полетами" без "нештатных ситуаций" - только после того, как аппарат облетали испытатели на разных режимах, в том числе и не совсем штатных.
"Еще ни одному генеральному конструктору, не пришла в голову идея, посадить на опытный самолет, в первый вылет собачку" ЗЛИ Седов Г.А.
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: hlynin от 20.08.2024 13:16:22
Цитата: 839 от 20.08.2024 11:57:09"Еще ни одному генеральному конструктору, не пришла в голову идея, посадить на опытный самолет, в первый вылет собачку" ЗЛИ Седов Г.А.
Это всё жюльверновские штуки. У него перед выстрелом в Луну с экипажем стрельнули ядром с котом и крысой. И, кажется, кот в полёте крысу сожрал. Но идея была хорошей и была скопирована
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: AB57 от 17.11.2024 12:43:19
в архив темы...
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
из книги Елисеева «Жизнь - капля в море»:

Однажды утром мне позвонил Мишин и попросил зайти. Я удивился, поскольку все рабочие вопросы мы, как правило, решали с его заместителем.
Мишин встречает меня с улыбкой:
- Приветствую, присаживайся. Как дела?
- Ничего.
- Как самочувствие?
- Нормально.
- На «Союзе-8» можешь полететь?
Вопрос застает меня врасплох. Я знал, что экипаж этого корабля (т.е. Андриян Николаев и Виталий Севастьянов - С.Ч.) подготовлен слабо, но никак не ожидал подобного поворота дел. До полета оставался всего месяц с небольшим. Экипажи уже сдавали экзамены. Смотрю на Мишина вопросительно и жду каких-то пояснений.
Он продолжает:
- Я этот экипаж не пущу. Работают из рук вон плохо.
- Но я не готовился.
- Программа почти такая же, как была у тебя в прошлом полете. Только нет перехода. Успеешь.
- Если Вы мне доверяете, то я согласен. Только надо начинать немедленно.
Мишин снимает трубку правительственного телефона, звонит Каманину:
- Приветствую, это Мишин. Николай Петрович, я экипаж «Союза-8» к полету допустить не могу. Работают безобразно. От меня полетит Елисеев, выбирай кого-нибудь от себя, из сильных.
Для Каманина, похоже, этот звонок тоже совершенно неожиданный. Он начинает не то возражать, не то что-то объяснять. Немного послушав, Мишин твердо говорит:
- Нет-нет, это решено. Думай, кто от тебя.
Наступает пауза. Потом Каманин что-то говорит.
Мишин, прикрыв трубку рукой, спрашивает у меня:
- С Шаталовым полетишь второй раз?
-Да.
Мишин в трубку:
- Ну, хорошо, договорились. Давай завтра с утра встретимся в Звездном. Попроси своих подготовить программу. Хорошо, я приеду к десяти.
Кладет трубку, смотрит на меня:
- Приезжай завтра к десяти в Звездный с вещами. Сразу и начнете.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Меня в этой истории больше всего удивило то, что, похоже, экипажи (по крайней мере в части инженеров) действительно назначались практически единолично начальником Подлипок. Да и в ВВС процесс не сильно отличался...
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: Дем от 17.11.2024 14:31:53
Цитата: AB57 от 17.11.2024 12:43:19в архив темы...
А дублёров не было, что ли?
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: Алексей Георгиевич Белозерский от 17.11.2024 16:00:24
Цитата: Дем от 17.11.2024 14:31:53
Цитата: AB57 от 17.11.2024 12:43:19в архив темы...
А дублёров не было, что ли?
Были.
Анатолий Куклин(с июля 1969 Евгений Хрунов) и Георгий Гречко - дублеры для "Союза-6" и "Союза-8".
При дублировании "Союза-7" к вышеназванным добавлялся Петр Колодин.
Думаю В.П.Мишин в качестве подготовке дублеров(особенно командиров, которые должны были стыковаться) ТОЖЕ не был уверен.

Ирония заключается в том что даже замена на ОПЫТНЫЙ экипаж Владимир Шаталов и Алексей Елисеев не помогла.
Стыковка не состоялась из-за отказа "Иглы".
А вот если бы Андриян Николаев полетел на "Союзе-8" то он бы не полетел в длительный полет в 1970г. и не получил из-за этого проблемы со здоровьем....
Но это все предположения......
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: Дем от 17.11.2024 16:03:07
Цитата: Алексей Георгиевич Белозерский от 17.11.2024 16:00:24Ирония заключается в том что даже замена на ОПЫТНЫЙ экипаж Владимир Шаталов и Алексей Елисеев не помогла.
Стыковка не состоялась из-за отказа "Иглы".
Просто дурная экономия. Поставили бы на все корабли, чтобы любой с любым мог бы состыковаться - и не было бы три запуска впустую.
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: С. Тушин(ский) от 17.11.2024 16:41:09
Цитата: Дем от 17.11.2024 16:03:07
Цитата: Алексей Георгиевич Белозерский от 17.11.2024 16:00:24Ирония заключается в том что даже замена на ОПЫТНЫЙ экипаж Владимир Шаталов и Алексей Елисеев не помогла.
Стыковка не состоялась из-за отказа "Иглы".
Просто дурная экономия. Поставили бы на все корабли, чтобы любой с любым мог бы состыковаться - и не было бы три запуска впустую.
И "Игла" с "Иглою" говорит. Это как стыковаться - "папа" с "папой"? До андрогинного узла еще 6 лет...
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: Дем от 18.11.2024 01:37:18
Цитата: С. Тушин(ский) от 17.11.2024 16:41:09И "Игла" с "Иглою" говорит. Это как стыковаться - "папа" с "папой"? До андрогинного узла еще 6 лет...
Так люка всё равно не было, просто поставить рядом штырь и конус.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/375715.jpg)
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: спец от 18.11.2024 10:56:51
А какая связь РТС, будь-то Игла(Мера до нее, если не ошибаюсь) или Курс и ССВП? :o  Это две разных, хотя и взаимосвязанных, сущности, выполняющие разные задачи.
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: AB57 от 18.11.2024 11:58:49
Цитата: Алексей Георгиевич Белозерский от 17.11.2024 16:00:24
Цитата: Дем от 17.11.2024 14:31:53
Цитата: AB57 от 17.11.2024 12:43:19в архив темы...
А дублёров не было, что ли?
Были.
Анатолий Куклин(с июля 1969 Евгений Хрунов) и Георгий Гречко - дублеры для "Союза-6" и "Союза-8".
При дублировании "Союза-7" к вышеназванным добавлялся Петр Колодин.
Думаю В.П.Мишин в качестве подготовке дублеров(особенно командиров, которые должны были стыковаться) ТОЖЕ не был уверен.


Из биографии Гречко с сайта ЦПК:
С февраля по июль 1969 года проходил подготовку в качестве бортинженера дублирующего экипажа по программе полета трех пилотируемых кораблей «Союз», вместе с А.Куклиным для кораблей «Союз-6» и «Союз-8», и вместе с А.Куклиным и П.Колодиным для корабля «Союз-7». В июле 1969 года А.Куклина сменил Е.Хрунов. Однако затем экипажи были переформированы, и в августе - сентябре 1969 года Георгий Гречко готовился по той же программе в качестве резервного бортинженера

Т.е. в итоге он стал не дублирующим, а резервным бортинженером.

А у Каманина 18 сентября есть фраза "Дублёрами назначены Николаев, Севастьянов, Колодин и Гречко" (это дублёры всех трёх экипажей).

Что действительно интересно, так это то, что мало того, что основной экипаж был снят с подготовки, так ещё и дублёры (Хрунов, Гречко) не были переведены в основной, а вместо этого был введён вообще новый экипаж. И это за месяц до полёта!
Название: Формирование экипажей в советской космонавтике
Отправлено: Шамс от 20.11.2024 01:44:18
В сентябре 1969 Хрунов был переведен на программу по облету Луны и готовился до января 1970 в составе третьего экипажа вместе с Вороновым.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: AB57 от 01.04.2025 17:20:11
В одном из своих интервью, Расселл Швайкарт рассказал о необычном эпизоде. Во время подготовки к Скайлэбу-2 (первому пилотируемому полёту - Швайкарт был командиром дублирующего экипажа) в США находилась советская делегация, в состав которой входили Шаталов и Севастьянов (по-видимому, а рамках ЭПАС).

Поскольку Швайкарт в это время активно отрабатывал ВКД в бассейне, то у него появилась идея пригласить советских космонавтов поучаствовать в "совместной" ВКД. Делегацию курировал Олдрин и Швайкарт попросил его спросить Шаталова и Севастьянова, согласятся ли они, если им такое предложат (при этом предположил, что Шаталов откажется, а вот Севастьянов может и согласиться). Именно так оно и вышло - Севастьянов приглашение принял и вместе со Швайкартом "поработал" в бассейне на макете Скайлэба.

Интересно, были ли ещё подобные случаи (понятно, что кроме тех, когда тренировались члены экипажей)?     
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Max от 01.04.2025 23:28:34
В октябре 1970 года космонавты Николаев и Севастьянов, на тот момент участники рекордно длительного полета "Союз-9", по приглашению Смитсоновского института посетили США. Николаев и Севастьянов в сопровождении Эдвина Олдрина посетили Центр космических полетов НАСА им. Маршалла и Ракетно-космический центр Алабамы. Шаталов с ними тогда не был.
Предположение об отказе Николаева, видимо, основано на информации о его здоровье после полета.
Севастьянов протестировал скафандр Apollo A7L и вместе с астронавтом НАСА Расселом Швейкартом совершил тренировку выхода в открытый космос в симуляторе нейтральной плавучести.
В то время наши космонавты ещё не использовали бассейн для имитации ВКД. Севастьянов отлично показал себя с первой попытки, проведя около 30 минут в воде, моделируя смену кассет с пленкой в макете крепления телескопа Apollo космической станции "Скайлэб".
Визит освещался в журнале "Америка" февраль 1971 (№172). Фото Севастьянова в аполлоновском скафандре было в "Технике молодежи" (у отца была подписка, и когда я увидел эту фотографию, чуть не ....., подумав, что Севастьянова взяли на Луну. Но когда прочитал...).
До обменных визитов для подготовки ЭПАС советские космонавты в США больше вроде не были. Делегации ЭПАС возглавлял Шаталов, который тогда уже работал "Каманиным".
Вот участники ЭПАС могли (точно не знаю) тренироваться в "чужих" скафандрах на случай экстренной расстыковки и посадки, когда времени на отсидку в переходном отсеке могло не быть. Было бы интересно узнать, как, например, немаленького Стаффорда можно было втолкать в "наш" скафандр и в индивидуальный ложемент одного из наших далеко на великанов.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: hlynin от 02.04.2025 08:21:22
В журнале Америка только это (у меня есть)
https://epizodyspace.ru/bibl/america/1971/172/kosmonavty.html
А ТМ наверное, это
https://epizodyspace.ru/bibl/tehnika_-_molodyoji/1972/4/2-5.html
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: AB57 от 02.04.2025 09:03:12
Цитата: Max от 01.04.2025 23:28:34В октябре 1970 года космонавты Николаев и Севастьянов

<...>

Вот участники ЭПАС могли (точно не знаю) тренироваться в "чужих" скафандрах на случай экстренной расстыковки и посадки, когда времени на отсидку в переходном отсеке могло не быть. Было бы интересно узнать, как, например, немаленького Стаффорда можно было втолкать в "наш" скафандр и в индивидуальный ложемент одного из наших далеко на великанов.
Интервью снималось в конце 90-х - Швайкарт мог и перепутать Николаева с Шаталовым. Дело действительно происходило в центре Маршалла, где был имитатор нейтральной плавучести (и там же разрабатывали Скайлэб, что, со слов Швайкарта, всегда вызывало нездоровое отношение со стороны центра Джонсона). 

В своём интервью Швайкарт высоко оценил работу Севастьянова. При этом заметил, что после работы Севастьянов очень интересовался оценкой своей работы в скафандре на всех этапах. Из чего Швайкарт сделал вывод, что, по-видимому, советским космонавтам было чрезвычайно важно постоянно получать высокие оценки от своего руководства - так, по его мнению, была устроена система подготовки в СССР (можно подумать, что у американцев было сильно по-другому... )

Насчёт Стаффорда - он был высоким, но торс у него был далеко не самым длинным. Ширра, например, рассказывал, что самый длинный торс был у Гриссома (несмотря на небольшой рост).

 
 
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Nicolas Pillet от 02.04.2025 09:30:55
У меня есть несколько снимки: https://www.kosmonavtika.com/basesorga/tspk/des/hydrolab/hydrolab.html
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Max от 02.04.2025 18:47:54
hlynin, спасибо за ссылку на "ТМ", словно в детстве побывал.
А про ЭПАС и тренировки в "чужих" скафандрах всё ж было бы интересно узнать - было-не было. Ведь в июле будет 50 лет ЭПАСу. Может кто-то, из тех кто вхож, потревожит вопросом участников подготовки.   
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Nicolas Pillet от 16.04.2025 23:02:50
Только что нашёл странное фото на Spacefacts.de :

http://www.spacefacts.de/mission/alternate/photo/soyuz-36_backup_2.jpg

А.С. Елисеев был в каком-то момент в дублирующим экипаже "Союза-36"?
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Шамс от 17.04.2025 01:58:32
Цитата: Nicolas Pillet от 16.04.2025 23:02:50Только что нашёл странное фото на Spacefacts.de :

http://www.spacefacts.de/mission/alternate/photo/soyuz-36_backup_2.jpg

А.С. Елисеев был в каком-то момент в дублирующим экипаже "Союза-36"?
Действительно, странное фото.
Елисеев не был в дублирующем экипаже.
Фото сделано уже после полета на каком-то парадном мероприятии.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Serge от 17.04.2025 09:37:38
Цитата: Шамс от 17.04.2025 01:58:32Фото сделано уже после полета на каком-то парадном мероприятии.
На фото у Елисеева,  как и у Б.Мадьяри - дублера Фаркаша, орден Знамени ВНР, которым Елисеев был награжден 16.6.1980.
Этим орденом в том же году был награжден и дублер Кубасова - Джанибеков. Его отсутствие на фото м.б. объяснено его занятостью в это время подготовкой к следующему Интеркосмосовскому полету с монголом.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Шамс от 17.04.2025 18:17:38
Сегодня случайно попалось.
Классное фото!
Полагаю, что все знают кто запечатлен на фото.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Шамс от 17.04.2025 18:41:28
Основной и дублирующий экипажи.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Serge от 17.04.2025 20:53:54
Цитата: Шамс от 17.04.2025 18:41:28Основной и дублирующий экипажи.

Видимо, Союз-18: Климук-Севастьянов и Коваленок-Пономарев
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Брабонт от 17.04.2025 21:16:52
Цитата: Шамс от 17.04.2025 18:17:38Полагаю, что все знают кто запечатлен на фото.
Не все. А кто эти двое?
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Serge от 17.04.2025 21:22:39
Цитата: Брабонт от 17.04.2025 21:16:52
Цитата: Шамс от 17.04.2025 18:17:38Полагаю, что все знают кто запечатлен на фото.
Не все. А кто эти двое?
Кажется, Ирина Соловьева и Сергей Киселев?
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Шамс от 18.04.2025 01:17:36
Цитата: Serge от 17.04.2025 21:22:39
Цитата: Брабонт от 17.04.2025 21:16:52
Цитата: Шамс от 17.04.2025 18:17:38Полагаю, что все знают кто запечатлен на фото.
Не все. А кто эти двое?
Кажется, Ирина Соловьева и Сергей Киселев?
Точно
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: vlas от 18.04.2025 07:33:24
Цитата: Шамс от 18.04.2025 01:17:36
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьПолагаю, что все знают кто запечатлен на фото.
Не все. А кто эти двое?
Кажется, Ирина Соловьева и Сергей Киселев?
Точно
Чувствую себя полным профаном. А кто такой Сергей Киселев?
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: hlynin от 18.04.2025 07:45:15
Цитата: vlas от 18.04.2025 07:33:24Чувствую себя полным профаном. А кто такой Сергей Киселев?
Муж Соловьёвой. Супер рекордсмен парашютист. Он умер недавно...
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: vlas от 18.04.2025 08:40:36
Цитата: hlynin от 18.04.2025 07:45:15
Цитата: vlas от 18.04.2025 07:33:24Чувствую себя полным профаном. А кто такой Сергей Киселев?
Муж Соловьёвой. Супер рекордсмен парашютист. Он умер недавно...
Спасибо.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: 839 от 18.04.2025 13:08:55
Цитата: hlynin от 18.04.2025 07:45:15Муж Соловьёвой. Супер рекордсмен парашютист. Он умер недавно...
Сергей Александрович настоящая легенда! Один из первых парашютистов фото-видеооператоров, производивших съёмки в свободном падении в Советском Союзе. Фактически один из создателей методики специальной парашютной подготовки космонавтов.
Был кстати, тренером Светланы Савицкой в сборной Москвы по парашютному спорту и на высотных рекордных прыжках женской группы, в которую входила Савицкая.
Лет десять назад, иногда пересекались с ним и Ириной Баяновной на прыжках. 
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Шамс от 18.04.2025 19:04:15
История первой группы космонавтов для полетов на корабле «Восток». К Всемирному дню авиации и космонавтики (https://rgantd.ru/news/50-raritetov/istoriya-pervoy-gruppy-kosmonavtov-dlya-poletov-na-korable-vostok-k-vsemirnomu-dnyu-aviatsii-i-kosmo/)

В приказе № 00176 от 11 октября 1960 г. говорится: 
«В целях форсирования подготовки человека к первому космическому полету приказываю: 
1. Образовать специальную группу слушателей-космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС. Состав группы: капитан Быковский В.Ф. капитан Карташов А.Я. капитан Николаев А.Г. капитан Попович П.Р. ст. лейтенант Гагарин Ю.А. ст. лейтенант Титов Г.С. 
2. Подготовку указанной группы слушателей-космонавтов включить к 15 декабря 1960 г.».
Однако вскоре в составе этой первоначальной группы произошло изменение. В докладе Е.А. Карпова говорится, что А.Я. Карташов, у которого после испытания на центрифуге при 9-кратной перегрузке возникли обильные кровоизлияния в подкожную клетчатку спины, был отстранен от дальнейших тренировок и выведен из состава спецгруппы. В январе 1961 г. он находился на повторном обследовании в Научно-исследовательском авиационном госпитале (НИАГ).
Приказом Главкома ВВС № 00220 от 27 декабря 1960 г. капитан А.Я. Карташов в спецгруппе был заменен ст. лейтенантом Г.Г. Нелюбовым.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: AB57 от 18.04.2025 20:59:11
Цитата: Шамс от 18.04.2025 19:04:15Приказом Главкома ВВС № 00220 от 27 декабря 1960 г. капитан А.Я. Карташов в спецгруппе был заменен ст. лейтенантом Г.Г. Нелюбовым.
Не перестаю удивляться тому факту, что не попавший в самую первую шестёрку Нелюбов в итоге пришёл к финишу третьим. Как-то промахнулись товарищи отбирающие...
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Шамс от 18.04.2025 21:45:04
Цитата: vlas от 18.04.2025 07:33:24
Цитата: Шамс от 18.04.2025 01:17:36
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьПолагаю, что все знают кто запечатлен на фото.
Не все. А кто эти двое?
Кажется, Ирина Соловьева и Сергей Киселев?
Точно
Чувствую себя полным профаном. А кто такой Сергей Киселев?
Живая легенда – Киселёв С.А. – Skycenter DZ Пущино (https://skycenter.su/articles/zhivaya-legenda-kiselyov-s-a/?ysclid=m9n4vns4dn780012191)

 (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/381119.jpg)
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Шамс от 18.04.2025 21:56:05
Письмо Карташова писателю Голованову. 1987.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Шамс от 19.04.2025 04:37:43
Цитата: Max от 19.04.2025 04:11:43К опусу Шамса "История первой группы космонавтов для полетов на корабле «Восток». К Всемирному дню авиации и космонавтики".
Если не ошибаюсь, первым о наличии других космонавтов (с именами и отчествами) написал Е.А.Карпов под псевдонимом Е.Петров в книжке "Космонавты" вышедшей в 1962 году, еще до полета Николаева и Поповича.
Спасибо!
Существенное и важное дополнение.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Leroy от 19.04.2025 10:52:14
Некоторые аспекты земных приключений реальных космонавтов были отражены в художественной книге Г.Семенихина "Космонавты живут на Земле".
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: hlynin от 19.04.2025 11:24:08
А вот Семенихин в книжечке "Рассказы о космонавтах" (сдана в набор через 3 недели после полёта Терешковой) не рискнул назвать имена нелетавших. Однако сообщил, что у Быковского был дублёр - "красивый молодой офицер" и что был дублёр и у Терешковой
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Шамс от 20.04.2025 03:36:22
На борту станции "Салют-6".
Спят усталые игрушки космонавты :)
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Iv-v от 20.04.2025 07:00:14
Цитата: hlynin от 19.04.2025 11:24:08А вот Семенихин в книжечке "Рассказы о космонавтах" (сдана в набор через 3 недели после полёта Терешковой) не рискнул назвать имена нелетавших. 
ЕМНИП, там первую женщину, вышедшую в космос, звали Евгения Светлова.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Serge от 20.04.2025 07:27:56
Цитата: Iv-v от 20.04.2025 07:00:14
Цитата: hlynin от 19.04.2025 11:24:08А вот Семенихин в книжечке "Рассказы о космонавтах" (сдана в набор через 3 недели после полёта Терешковой) не рискнул назвать имена нелетавших.
ЕМНИП, там первую женщину, вышедшую в космос, звали Евгения Светлова.
Семенихин, видимо, был попаданцем, если еще в 60-е годы знал, что через два десятка лет первую женщину, вышедшую в космос, будут звать Светлана Евгеньевна, и так прозрачно зашифровал ее имя.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: hlynin от 20.04.2025 07:34:33
Цитата: Iv-v от 20.04.2025 07:00:14
ЦитироватьА вот Семенихин в книжечке "Рассказы о космонавтах" (сдана в набор через 3 недели после полёта Терешковой) не рискнул назвать имена нелетавших.
ЕМНИП, там первую женщину, вышедшую в космос, звали Евгения Светлова.
Не придумывайте. Это не фантастика
https://epizodyspace.ru/bibl/semenihin/rasskazy/01.html
А вот что он совершенно не угадал - напророчил, что дублёры Быковского и Терешковой "скажут своё слово в космонавтике...". Волынов полетел только через 6 лет, дублёры Терешковой - никогда
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: hlynin от 20.04.2025 07:37:53
Это фантастика. "Космонавты живут на земле"
выходят из советского корабля «Аврора» на высоте в десятки тысяч километров от Земли. Это — советский космонавт Сергей Ножиков и советская космонавтка Евгения Светлова.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Serge от 20.04.2025 15:50:43
Цитата: hlynin от 20.04.2025 07:37:53на высоте в десятки тысяч километров от Земли
попаданец, на всякий случай, шифровался от разглашения гостайны
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Шамс от 21.04.2025 02:14:50
Тренировки экипажей в сентябре 1970.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Max от 23.04.2025 01:16:02
Интересная страничка.
Похоже, первые пять парных экипажей это 7К-ОК из программы "Контакт". Губарев уже без Фартушного. Климук уже перешел из "лунной" программы. Севастьянов, через два месяца реабилитации, снова в экипаже с Добровольским. Тогда ведь в планах еще были два парных полета, не смотря на то, что 7К-ОК №17 уже выдернули на длительный полет.
Три тройных экипажа это третий, первый и второй экипажи "Салюта" в первых составах.
А вот нижний..? Это ещё лунные дублеры? Или может быть уже начало "алмазных" тренировок и на второй страничке есть продолжение?
Новым (для меня) является участие А.Куклина в тренировках в сентябре 1970 г. Я считал, что после отстранения от дублерства трех "Союзов" он уже не участвовал в экипажной подготовке.
А еще такие странички есть?
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Шамс от 23.04.2025 18:52:24
Цитата: Max от 23.04.2025 01:16:02Интересная страничка.
Похоже, первые пять парных экипажей это 7К-ОК из программы "Контакт". Губарев уже без Фартушного. Климук уже перешел из "лунной" программы. Севастьянов, через два месяца реабилитации, снова в экипаже с Добровольским. Тогда ведь в планах еще были два парных полета, не смотря на то, что 7К-ОК №17 уже выдернули на длительный полет.
Три тройных экипажа это третий, первый и второй экипажи "Салюта" в первых составах.
А вот нижний..? Это ещё лунные дублеры? Или может быть уже начало "алмазных" тренировок и на второй страничке есть продолжение?
Новым (для меня) является участие А.Куклина в тренировках в сентябре 1970 г. Я считал, что после отстранения от дублерства трех "Союзов" он уже не участвовал в экипажной подготовке.
А еще такие странички есть?
Эта страничка из отчета ЦПК. Алмаз там не упоминается.
В тренировках не участвовали Севастьянов, Волков и Кубасов.
Я думаю, что экипажи Губарева и Куклина условные.
В 1970 году в 3-м отделе (лунная программа) ЦПК оставались только три космонавта: Хрунов, Воронов и Горбатко.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Шамс от 23.04.2025 19:01:49
Вот еще.
Вроде в эту тему не ставил.
Леонов не участвовал.

https://dzen.ru/a/ZqigYCxErWWc4ERQ
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: AB57 от 23.04.2025 19:19:39
Цитата: Шамс от 23.04.2025 19:01:49Вот еще.
Вроде в эту тему не ставил.
Леонов не участвовал.

https://dzen.ru/a/ZqigYCxErWWc4ERQ

Шамс, а не складывается ли такое впечатление, что все экипажи Л1 и Л3 (Леонов - Макаров, итд) были в какой-то мере условными? Судя по тому, как часто они "тасовались", они, скорее, были "рабочими", чем финальными... 
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Шамс от 23.04.2025 20:05:40
Цитата: AB57 от 23.04.2025 19:19:39
Цитата: Шамс от 23.04.2025 19:01:49Вот еще.
Вроде в эту тему не ставил.
Леонов не участвовал.

https://dzen.ru/a/ZqigYCxErWWc4ERQ

Шамс, а не складывается ли такое впечатление, что все экипажи Л1 и Л3 (Леонов - Макаров, итд) были в какой-то мере условными? Судя по тому, как часто они "тасовались", они, скорее, были "рабочими", чем финальными... 
По Л1 были полностью подготовлены два экипажа в январе 1970. Должны были сдавать комплексные экзамены, но их отменили, как и полет. По Л3 подготовка фактически даже не начиналась. Немного теории и все
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: hlynin от 23.04.2025 23:10:28
Цитата: Шамс от 23.04.2025 20:05:40По Л1 были полностью подготовлены два экипажа в январе 1970. Должны были сдавать комплексные экзамены, но их отменили, как и полет. По Л3 подготовка фактически даже не начиналась. Немного теории и все
А как же Лнонов на вертолёте?
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Шамс от 24.04.2025 01:30:48
Цитата: hlynin от 23.04.2025 23:10:28
Цитата: Шамс от 23.04.2025 20:05:40По Л1 были полностью подготовлены два экипажа в январе 1970. Должны были сдавать комплексные экзамены, но их отменили, как и полет. По Л3 подготовка фактически даже не начиналась. Немного теории и все
А как же Лнонов на вертолёте?
Возможно, Леонов проходил теоретическую подготовку на вертолет, но самостоятельно не летал.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Max от 24.04.2025 02:16:30
«МПК» стр.190:
«... Подготовка группы «Л-3» началась с того, что будущих пилотов лунного корабля (ЛК) направили на подготовку в Школу летчиков-испытателей ЛИИ в г.Жуковском. С октября по декабрь 1966 г. А.Леонов и В.Шаталов на динамическом тренажере на базе вертолета Ми-4 отрабатывали процесс посадки ЛК на поверхность Луны. Вот как об этом рассказывает В.Шаталов: «В ЛИИ мы с Алексеем Леоновым освоили пилотирование вертолета Ми-4. Методика тренировки заключалась в следующем: я летел с инструктором, передо мной шторкой все было закрыто. Инструктор выбирал площадку для посадки и резко на нее снижался в режиме авторотации по кривой, близкой к той, по которой должен был спускаться лунный корабль. На высоте около 70 метров инструктор открывал шторку, и я должен был определить место, на которое можно было бы сесть, и произвести посадку. Это необходимо было сделать за 30–40 секунд. Именно такой резерв времени был у лунного корабля по запасам топлива. Мы не имели права на ошибку даже на тренировке...»
В.Шаталов выполнил шесть самостоятельных посадок, а А.Леонов – девять. По программе тренировок предполагалось выполнить 40–50 посадок. Однако эти тренировки были довольно опасными, и их вскоре прекратили. ...»
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Max от 24.04.2025 04:46:43
А не встречалось ли документов относительно записи из дневника Каманина:
"15 июня (1971).
... Провел совещание с участием Кузнецова, Крышкевича, Пашкова, Шаталова, Леонова и Поповича. Рассмотрели состояние готовности экипажей для ДОС и «Союзов», решили сформировать несколько новых экипажей. Для «Союзов» сформировали шесть экипажей: №18 - Филипченко и Гречко; №19 - Лазарев и Макаров; №20 - Воробьев и Яздовский; №21 - Яковлев и (предварительно) Порваткин; №22 - Коваленок и (предварительно) Исаков, №23 - Щеглов (фамилия второго члена экипажа в тексте рукописи не указана. - Ред.). Для орбитальных станций «Салют» наметили сформировать пять экипажей: 1) Леонов, Рукавишников, Колодин; 2) Губарев, Севастьянов, Воронов; 3) Климук, Артюхин, ...; 4) Быковский, Алексеев, ...; 5) Горбатко, ..., ... (в состав трех последних экспедиций также должны быть включены космонавты от ЦКБЭМ)..."

Понятно, что 7К-ОК №№18-20 это не состоявшийся "Контакт". А вот №№21-23 не понятно, явно по военной программе... Это, пожалуй, единственное упоминание о возможной экипажной подготовке Яковлева, Порваткина, Исакова, Щеглова, (берусь предположить, что НП запамятовал фамилию Бурдаева, потому и не указал) и Алексеева на "Салют".
Если предположить, что обновленный экипаж Леонова слетал бы на "Салют", а экипаж Губарева его дублировал, то, получается, экипажи планировались на следующий "Салют". Очевидно, планы такие могли быть, поскольку вскоре Быковскому медики дали разрешение только на короткие полеты.
Интересно задуматься и о космонавтах ЦКБЭМ, которые "должны быть включены" - пятеро названы в планах, двое летают, Кубасов отстранен, свободны только Елисеев и Феоктистов. В ЦКБЭМ в 1971 году набор, случайно, не планировался? Или бортинженеров с "Контакта" уже предполагали назначать...
Конечно, через две недели всё поломалось, но планы-то были.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: hlynin от 24.04.2025 06:02:40
https://dzen.ru/a/ZnFl6zlyYjUX4Fia(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/381289.png)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/381290.jpg)
Фотографировал Моклецов 12.10.1973
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: AB57 от 24.04.2025 08:57:35
вопрос модератору: а не перенести ли последний десяток сообщений (начиная с тренировок экипажей 1970 года Шамса) в тему "Формирование экипажей в советской космонавтике"? В текущей огромной теме это всё быстро "потеряется", зато в специализированной теме будет проще найти...
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Шамс от 24.04.2025 15:21:01
Цитата: hlynin от 24.04.2025 06:02:40Фотографировал Моклецов 12.10.1973
Вот, еще. Узнать бы вертолетчика. Кто это? Может поможет раскопать историю этих фото.
У меня подозрение, что это была самодеятельность ЦПК.
Иногда встречаю документы ЦПК с названием "Военно-научная работа" (ВНР).
В отчете ЦПК за май 1969 года нет ни слова про подготовку космонавтов на вертолете в 1966 году.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Eolomea от 24.04.2025 15:51:01
No. Leonov is the Heli-pilot of the Mi-4. He trained for the lunar landing.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Eolomea от 24.04.2025 15:59:05
Цитата: Max от 24.04.2025 04:46:43Wurden Dokumente zu dem Eintrag aus Kamanins Tagebuch gefunden:
,,15. Juni (1971).
... Es fand ein Treffen mit der Teilnahme von Kusnezow, Kryschkewitsch, Paschkow, Schatalow, Leonow und Popowitsch statt. Die Bereitschaft der Besatzungen für DOS und Sojus wurde überprüft und die Bildung mehrerer neuer Besatzungen beschlossen. Für die Sojus wurden sechs Besatzungen gebildet: Nr. 18 – Filiptschenko und Gretschko; Nr. 19 – Lasarew und Makarow; Nr. 20 – Worobjow und Jasdowski; Nr. 21 – Jakowlew und (vorläufig) Porwatkin; Nr. 22 – Kowaljonok und (vorläufig) Isakow, Nr. 23 – Schtscheglow (der Nachname des zweiten Besatzungsmitglieds ist im Text des Manuskripts nicht angegeben. - Hrsg.). Es war geplant, fünf Besatzungen für die Saljut-Orbitalstationen zu bilden: 1) Leonow, Rukavishnikov, Kolodin; 2) Gubarev, Sevastyanov, Voronov; 3) Klimuk, Artyukhin, ...; 4) Bykovsky, Alekseev, ...; 5) Gorbatko, ..., ... (an den letzten drei Expeditionen sollten auch Kosmonauten von TsKBEM teilnehmen) ..."

Es ist klar, dass 7K-OK Nr. 18–20 ein fehlgeschlagener ,,Kontakt" ist. Aber Nr. 21-23 ist nicht klar, eindeutig gemäß dem Militärprogramm... Dies ist vielleicht die einzige Erwähnung der möglichen Besatzungsausbildung von Jakowlew, Porvatkin, Isakow, Schtscheglow (ich wage anzunehmen, dass NP Burdajews Namen vergessen hat, weshalb er ihn nicht angegeben hat) und Alexejew für ,,Saljut".
Wenn wir davon ausgehen, dass Leonows erneuerte Besatzung nach Saljut geflogen wäre und Gubarews Besatzung sie unterstützt hätte, dann stellt sich heraus, dass die Besatzungen für die nächste Saljut geplant waren. Offensichtlich hätten solche Pläne geschmiedet werden können, da die Ärzte Bykowski bald nur noch die Erlaubnis für Kurzflüge erteilten.
Interessant ist auch, über die Kosmonauten von TsKBEM nachzudenken, die ,,einbezogen werden müssen" – fünf sind in den Plänen aufgeführt, zwei fliegen, Kubasov wurde suspendiert, nur Eliseev und Feoktistov sind frei. Gab es 1971 zufällig eine Rekrutierungsplanung bei TsKBEM? Oder sie planten bereits, Flugingenieure von Kontakt einzustellen...
Natürlich brach nach zwei Wochen alles zusammen, aber es gab Pläne.
Bykovsky was withdrown in November 1975 for long term missions. Feoktistov was not fit enough and Eliseev was forseen to flight with Shonin on SATP.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: hlynin от 24.04.2025 17:23:49
Цитата: Шамс от 24.04.2025 15:21:01В отчете ЦПК за май 1969 года нет ни слова про подготовку космонавтов на вертолете в 1966 году.
Алексей Леонов | "Лунная программа" привела меня в Липецк в 1969 году. Стояла задача научиться сажать вертолет Ми-8 на авторотации, с выключенным двигателем. Только Ми-8 тогда мог служить динамическим тренажером, чтобы отрабатывать умение вручную по вертикали сажать лунную капсулу на поверхность Луны. Пилотируемый лунный корабль с высоты 100 метров при зависании должен был сам выбрать место посадки. В отличие от американцев, у нас на борту  находился всего лишь один пилот. Облаченный в скафандр, я должен был на экране выбрать точку прилунения с помощью координат за 1,5-2 секунды. После дать команду на спуск или на увод корабля. Вот в Липецком авиацентре я и прошел полный курс обучения и сдал экзамен на "пятерку".
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Шамс от 24.04.2025 17:41:13
Цитата: hlynin от 24.04.2025 17:23:49
Цитата: Шамс от 24.04.2025 15:21:01В отчете ЦПК за май 1969 года нет ни слова про подготовку космонавтов на вертолете в 1966 году.
Алексей Леонов | "Лунная программа" привела меня в Липецк в 1969 году. Стояла задача научиться сажать вертолет Ми-8 на авторотации, с выключенным двигателем. Только Ми-8 тогда мог служить динамическим тренажером, чтобы отрабатывать умение вручную по вертикали сажать лунную капсулу на поверхность Луны. Пилотируемый лунный корабль с высоты 100 метров при зависании должен был сам выбрать место посадки. В отличие от американцев, у нас на борту  находился всего лишь один пилот. Облаченный в скафандр, я должен был на экране выбрать точку прилунения с помощью координат за 1,5-2 секунды. После дать команду на спуск или на увод корабля. Вот в Липецком авиацентре я и прошел полный курс обучения и сдал экзамен на "пятерку".
Это всё очень хорошо! Воспоминания космонавтов!
А документы где? В РГАНТД нетути.
То 1966, то 1969. У Леонова вертолет стал Ми-8.
Я же показал фрагмент отчета. И на фото Ми-4.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: hlynin от 24.04.2025 17:59:14
Цитата: Шамс от 24.04.2025 17:41:13Я же показал фрагмент отчета. И на фото Ми-4.
Так то - 1973 год
А в 1966 год я вообще не верю
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Eolomea от 25.04.2025 15:02:22
Цитата: hlynin от 24.04.2025 17:59:14
Цитата: Шамс от 24.04.2025 17:41:13Ich habe einen Ausschnitt des Berichts gezeigt. Und auf dem Foto ist das Mi-4.
Nun, das war 1973.
Und an 1966 glaube ich überhaupt n
Ich glaube nicht, dass 1966 und 1973 unmöglich sind.
Leonov ist kein zuverlässiger Reporter.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: AB57 от 25.04.2025 17:28:13
Цитата: Шамс от 24.04.2025 17:41:13Это всё очень хорошо! Воспоминания космонавтов!
А документы где? В РГАНТД нетути.
То 1966, то 1969. У Леонова вертолет стал Ми-8.
Я же показал фрагмент отчета. И на фото Ми-4.
Сомневаюсь, что для подобных тренировок около 1969 года мог использоваться Ми-8. Это слишком большая и тяжёлая машина для подобных полётов, к тому же, к 1969 году ещё относительно новая (в серии с 1965 года, принята на вооружение в 1968 году) - вряд ли бы ещё не полностью обкатанную машину приспособили бы под эксперименты, тем более дали бы летать ещё тем "вертолётчикам" вроде Леонова. К тому же, если уж очень хотелось именно вертолёт с ГТД, то был Ми-2. Но он тоже только-только начал внедряться. Совсем другое дело Ми-4 - к 1968-69 гг это была основная рабочая лошадка. Так что Ми-4 - это был очевидный выбор. 
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: hlynin от 25.04.2025 18:20:55
Цитата: AB57 от 25.04.2025 17:28:13Сомневаюсь, что для подобных тренировок около 1969 года мог использоваться Ми-8. Это слишком большая и тяжёлая машина для подобных полётов, к тому же, к 1969 году ещё относительно новая (в серии с 1965 года, принята на вооружение в 1968 году) - вряд ли бы ещё не полностью обкатанную машину приспособили бы под эксперименты, тем более дали бы летать ещё тем "вертолётчикам" вроде Леонова. К тому же, если уж очень хотелось именно вертолёт с ГТД, то был Ми-2. Но он тоже только-только начал внедряться. Совсем другое дело Ми-4 - к 1968-69 гг это была основная рабочая лошадка. Так что Ми-4 - это был очевидный выбор. 
Абсолютно согласен. Леонов наверняка напутал. Ми-8 никак не годится. Самое подходящее - Ми-2 (в одиночку) или Ми-4 с инструктором. Ми-1 не знаю, не летал. Был и турболёт, который осваивал Гарнаев. Насчёт 1966 - не может быть. Лунная программа только в проекте. Даже у американцев
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Анатолий Егоров от 25.04.2025 19:11:53
Цитата: Шамс от 24.04.2025 15:21:01
Цитата: hlynin от 24.04.2025 06:02:40Фотографировал Моклецов 12.10.1973
Вот, еще. Узнать бы вертолетчика. Кто это? Может поможет раскопать историю этих фото.
У меня подозрение, что это была самодеятельность ЦПК.
Иногда встречаю документы ЦПК с названием "Военно-научная работа" (ВНР).
В отчете ЦПК за май 1969 года нет ни слова про подготовку космонавтов на вертолете в 1966 году.
Я думаю, что на фото лётчик-испытатель Анатолий Иванович Муха. Он был летчиком по теме имитатора лунной посадки ВИ-4ЛК, созданного на базе вертолёта Ми-4.
Ещё два испытателя были на этой летающей лаборатории - Кононенко О.Г. (бурановский космонавт) и Милютичев Е.Ф.
Да, и машина была создана в 1965-м году.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: AB57 от 25.04.2025 19:31:49
Цитата: hlynin от 25.04.2025 18:20:55Абсолютно согласен. Леонов наверняка напутал. Ми-8 никак не годится. Самое подходящее - Ми-2 (в одиночку) или Ми-4 с инструктором. Ми-1 не знаю, не летал. Был и турболёт, который осваивал Гарнаев. Насчёт 1966 - не может быть. Лунная программа только в проекте. Даже у американцев
Ми-2 запустили в серию практически одновременно с Ми-8, так что вряд ли - тоже была новая на тот момент машина, мало освоенная. 

Турболёт - это экспериментальный стенд, на котором могли летать только очень опытные лётчики-испытатели (и даже у тех были проблемы с его пилотированием). Его специально для исследований вертикального взлёта и посадки делали и летал он сравнительно недолго. Поэтому тоже отпадает. По сложности пилотирования Турболёт - это где-то рядом с LLRV и LLTV (на которых летали астронавты НАСА - за исключением Сернана, все они были лётчиками-испытателями), и у которых было, как минимум, две аварии с потерей аппарата. 

Ми-1 - может быть, но Ми-4 было выпущено значительно больше - это действительно был массовый вертолёт. Отсюда, скорее всего, и его выбор.   
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: AB57 от 25.04.2025 19:36:26
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/381338.jpg)
А.И.Муха. Родился в 1940 году. На том фото лётчик постарше, как мне кажется... Хотя...
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Шамс от 25.04.2025 19:59:49
Цитата: AB57 от 25.04.2025 17:28:13
Цитата: Шамс от 24.04.2025 17:41:13Это всё очень хорошо! Воспоминания космонавтов!
А документы где? В РГАНТД нетути.
То 1966, то 1969. У Леонова вертолет стал Ми-8.
Я же показал фрагмент отчета. И на фото Ми-4.
Сомневаюсь, что для подобных тренировок около 1969 года мог использоваться Ми-8. Это слишком большая и тяжёлая машина для подобных полётов, к тому же, к 1969 году ещё относительно новая (в серии с 1965 года, принята на вооружение в 1968 году) - вряд ли бы ещё не полностью обкатанную машину приспособили бы под эксперименты, тем более дали бы летать ещё тем "вертолётчикам" вроде Леонова. К тому же, если уж очень хотелось именно вертолёт с ГТД, то был Ми-2. Но он тоже только-только начал внедряться. Совсем другое дело Ми-4 - к 1968-69 гг это была основная рабочая лошадка. Так что Ми-4 - это был очевидный выбор. 
В отчете ЦПК, который я привел, и на фото однозначно вертолет Ми-4.
Так как там Гагарин, то фото не позднее марта 1968 года.
Так что вполне вероятно, что 1966 или 1967.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: hlynin от 25.04.2025 20:07:36
Цитата: AB57 от 25.04.2025 19:31:49Ми-2 запустили в серию практически одновременно с Ми-8, так что вряд ли - тоже была новая на тот момент машина, мало освоенная.
Ми-2 очень древний. Летал с самого начала 60-х. Как-то приходилось пассажиром на нём в Сухуми лететь.

Э-э. Посмотрел рисунки. Я летал на МИ-1. Не очень-то я разбираюсь, оказывается. Но одноместный МИ-1, мне кажется, лучшая имитация лунной кабины. Но есть ли версии с инструктором - не знаю. Помню, в начале 80-х было здоровенное частное поле. Иногда прилетал МИ-1, оттуда вылезал с косой и косил, загружая этот силос в вертолёт
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: AB57 от 25.04.2025 20:43:32
Цитата: Шамс от 25.04.2025 19:59:49В отчете ЦПК, который я привел, и на фото однозначно вертолет Ми-4.
Так как там Гагарин, то фото не позднее марта 1968 года.
Так что вполне вероятно, что 1966 или 1967.
Да - совершенно очевидно, что это Ми-4 на фото. Я просто писал про то, что Ми-8 (как упоминал Леонов), вообще не подходил для таких тренировок.  А 1966-67 гг вполне логично - LLRV совершил первый полёт в 1964 году.   
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Анатолий Егоров от 25.04.2025 20:52:58
Цитата: Шамс от 25.04.2025 19:59:49Так как там Гагарин, то фото не позднее марта 1968 года.
Так что вполне вероятно, что 1966 или 1967.
Да, не подумал.  Тогда на фото точно не Муха А.И., он стал ЛИ только в 1968-м.
Это вообще может быть и не пилот, а инженер.

Цитата: hlynin от 25.04.2025 20:07:36Но есть ли версии с инструктором - не знаю.
Если не знаешь, то про вертолёты меня спрашивай ;)
Почти все советские для обучения с инструктором (и Ми-1  и Ми-2). Навскидку, только Ка-29 и Ка-50 без второй ручки.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: Max от 25.04.2025 20:57:58
hlynin, правда что-ли не разбираешься или косишь? Косой косят сено, а силос это сочный корм, приготовленный консервированием зеленой массы без доступа воздуха.
Про МИ-1 речи вообще не было, как впрочем и о МИ-2.
Шаталов говорил о динамическом тренажере на базе МИ-4, а Леонов - о МИ-8. Шаталову давали 30-40 секунд, а Леонову - 1-1,5 секунды.
Алексей Архипович, при всем уважении, был человеком творческим и мастерски владел художественной гиперболой и, как художник, ещё и гипертрофированным отображением действительности. В переводе на русский - был мастером "загнуть" и "преувеличить".
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: AB57 от 25.04.2025 21:13:52
Цитата: Анатолий Егоров от 25.04.2025 20:52:58Почти все советские для обучения с инструктором (и Ми-1  и Ми-2). Навскидку, только Ка-29 и Ка-50 без второй ручки.
Пардон за занудство и оффтоп :) Обычный Ми-1 был с одним пилотом и двумя пассажирами сзади.

Правда, была и учебная версия - Ми-1У. Вот там было две ручки. А вот на Ми-4 две ручки были всегда.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: hlynin от 25.04.2025 21:15:04
Цитата: Анатолий Егоров от 25.04.2025 20:52:58Если не знаешь, то про вертолёты меня спрашивай ;)
Почти все советские для обучения с инструктором (и Ми-1  и Ми-2). Навскидку, только Ка-29 и Ка-50 без второй ручки.
А где ж там на МИ-1 инструктор? Сзади, что ли?
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: hlynin от 25.04.2025 21:17:55
Цитата: AB57 от 25.04.2025 21:13:52Пардон за занудство и оффтоп :) Обычный Ми-1 был с одним пилотом и двумя пассажирами сзади. 
Нас было 6 (двое моих детей) + мой рюкзак. Правда, в вертолёте не было ничего, кроме мотора и пилота, который сидел на ведре.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: AB57 от 25.04.2025 21:20:08
Цитата: hlynin от 25.04.2025 21:17:55
Цитата: AB57 от 25.04.2025 21:13:52Пардон за занудство и оффтоп :) Обычный Ми-1 был с одним пилотом и двумя пассажирами сзади.
Нас было 6 (двое моих детей) + мой рюкзак. Правда, в вертолёте не было ничего, кроме мотора и пилота, который сидел на ведре.
скорее всего, это был Ми-2
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: AB57 от 25.04.2025 21:23:49
вот место лётчика стандартного Ми-1 (не учебного с двойным управлением). Там только одна ручка. 
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: hlynin от 25.04.2025 21:30:38
Цитата: AB57 от 25.04.2025 21:20:08скорее всего, это был Ми-2
Нет-нет. Я посмотрел рисунки МИ-2. Не летал на таком вообще. Думаете, как поместились?
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: hlynin от 25.04.2025 22:23:19
Цитата: Анатолий Егоров от 25.04.2025 22:03:37Если ты уверен, что Ми-1, то, возможно, это модификация Ми-1М, там трёх пассажиров можно было
Там не было ничего - обшивки, сидений, перегородки. Сидели на полу. Приборов, кажется, тоже не было. Насчёт двери - не помню. Может, тоже не было. Лётчик брал четверых. Первые три попытки не удались - пока я со своим рюкзаком подходил, в вертолёт уже залезали. На 4-й раз я приказал детям лезть впереди всех и стоять насмерть. Меня лётчик не пустил. Я сказал, что в вертолёте дети. Лётчик детей выгнал. И тут повезло - в вертолёте было всего трое, а желающих было много, но все парами. Тогда он сказал мне - залезай, если повезёт, не разобьёмся. За дерево мы зацепились, но не разбились. Упали на Сухуми. 2 дня после ГКЧП.
Название: Перенос О космонавтах и астронавтах
Отправлено: hlynin от 25.04.2025 22:52:55
Цитата: Анатолий Егоров от 25.04.2025 22:38:38Ми-1 перестали эксплуатировать в начале 80-х... Всё же, Ми-2 у тебя был. Они похожи.Ладно, надо кончать воспоминания, оффтоп это для темы. Утром свои сообщения почищу
Не. Совершенно нет. Ну при чём тут эксплуатация в Абхазии. Меж рейсами  лётчик сел в огороде у тёщи, хлебанул чачи (разило). Горный аул, кажется, Псху. Никакой власти, никакой еды в магазине. И у нас кончилась. Иначе бы я пошёл пешком. Ещё 40 км. Правда, уверяли, что дорогу смыло и сообщение - только этим вертолётом