https://nextspaceflight.com/launches/details/6940
ЦитироватьHAKUTO-R M2 "Resilience"
Launch Time
NET 2024
Rocket
Falcon 9 Block 5
...
Vehicles
Unknown Recovery
Unknown Vehicle
Mission Details
HAKUTO-R M2 "Resilience"
HAKUTO-R is a multinational commercial lunar exploration program operated by ispace. It includes ispace's first two lunar missions, the second mission will perform a soft landing on the Moon and deployment of a rover developed by ispace in 2024. In addition to its studies on the moon's surface, the rover is expected to collect lunar regolith as part of a contract with NASA signed in 2020 in which companies will collect materials on the moon and then transfer ownership "in situ" to the agency.
Trans Lunar Injection
Location
SLC-40 or LC-39A, Florida, USA
https://vk.com/spacex?w=wall-41152133_498982
ЦитироватьЛунный лендер HAKUTO-R M2 Resilience японской компании ispace завершил термовакуумные испытания
Запуск миссии на ракете Falcon 9 запланирован зимой 2024 года. На борту посадочного аппарат также будет размещён небольшой луноход.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/371538.jpg)
Это будет вторая попытка ispace мягко посадить свой аппарат на Луне. Напомним, что первая попытка в 2023 году закончилась жёсткой посадкой HAKUTO-R M1 из-за ошибки ПО.
Первая попытка
HAKUTO-R Lunar Lander mission 1, Lunar Flashlight – Falcon 9 (B1073.5) – Canaveral SLC-40 – 11.12.2022 07:38 UTC (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=18213.0)
Цитата: zandr от 29.06.2024 06:43:18...
Просьба в название темы добавить "Луна"
Добавил.
Цитата: triage от 12.09.2024 19:55:25Цитата: Димитър от 18.07.2024 14:26:5931. Hakuto-R Mission 2 - Hakuto-R - конец 2024 - Falcon 9
анонсировали декабрь -
https://www3.nhk.or.jp/nhkworld/en/news/20240912_33/
https://vk.com/spacex?w=wall-41152133_511484
ЦитироватьПереносы под конец года - стартовали!
Запуск лунной миссии HAKUTO-R M2 японской компании ispace, теперь планируется в январе 2025 года
Согласно заявлению компании, уже скоро их посадочный модуль Resilience будет отправлен во Флориду для окончательной подготовки к запуску на ракете Falcon 9.
Это будет вторая попытка компании мягко посадить свой аппарат на поверхность Луны. На борту, помимо нескольких стационарных ПН, он будет нести небольшой развёртываемый луноход Tenacious. Напомним, что в рамках миссии M1 в 2023 году лендер HAKUTO-R совершил жёсткую посадку на Луну из-за ошибки навигационного ПО.
...
https://ispace-inc.com/news-en/?p=6485
Цитироватьispace Mission 2 RESILIENCE lunar lander Arrives in Florida for Final Launch Preparations
27 Nov, 2024
HAKUTO-R x SMBC Venture Moon Mission targeting Launch No Earlier Than January 2025
TOKYO –November 27, 2024 – ispace, inc. (ispace) (TOKYO: 9348 (https://ir.ispace-inc.com/)), a global lunar exploration company, announced today that its Mission 2 RESILIENCE lunar lander carrying the TENACIOUS micro rover and commercial payloads for lunar exploration has safely arrived in Florida and will begin final preparations in advance of a launch scheduled for no earlier than January 2025.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/376032.jpg)
Photo: ispace engineers load the Mission 2 RESILIENCE lunar lander into a transport container in preparation for shipping to Florida.
The RESILIENCE lunar lander was shipped from the Japan Aerospace Exploration Agency (JAXA) facility in Tsukuba, Japan, where it had undergone testing, via commercial cargo plane to Florida, where it will now await its upcoming launch.
Спойлер
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/376033.jpg)
The Mission 2 RESILIENCE lunar lander is loaded onto a vehicle for shipping from Tsukuba to Narita Airport, Japan before being shipped by cargo plane to Florida.
"The Mission 2 RESILIENCE lander is the culmination of the HAKUTO-R program, incorporating the data and know-how gained from Mission 1," said Takeshi Hakamada, Founder & CEO of ispace. "We are pleased that the transport to the launch site in Florida, has been completed successfully. The lander is carrying not only the payload entrusted to us by our customers, but also the excitement of many stakeholders. We will continue to make final preparations until the day of the launch, when the lander, which carries so many hopes, will be launched."
ispace's Mission 2 is named "Venture Moon" by HAKUTO-R official partner, Sumitomo Mitsui Banking Corporation (SMBC). The word "venture" is emblematic of new beginnings and opportunity. With the support of SMBC, ispace, which aims to develop the new cislunar economy connecting the Earth and the Moon and expanding human existence into space.
Спойлер
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/376034.jpg)
The Mission 2 RESILIENCE lunar lander arrives and is offloaded from a vehicle in Florida.
ispace is leveraging its global presence through its three business units in Japan, the U.S., and Luxembourg, for the simultaneous development of upcoming missions. Mission 2, featuring the RESILIENCE lunar lander and TENACIOUS micro rover, is led by ispace Japan and is now scheduled for launch no earlier than January 2025. Mission 3, debuting the APEX 1.0 lunar lander, is led by ispace-U.S. and is expected to launch in 2026. Mission 6, which will utilize the Series 3 lander, currently being designed in Japan, is scheduled to be launched by 2027.
...
https://nextspaceflight.com/launches/details/6794
ЦитироватьBlue Ghost Mission 1 & HAKUTO-R M2 "Resilience"
Launch Time
NET January, 2025
Rocket
Falcon 9 Block 5
...
Mission Details
Blue Ghost Mission 1
Blue Ghost is a commercial lunar lander developed by Firefly Aerospace for NASA's CLPS program. Blue Ghost is designed to bring up to 155kg of payload to the lunar surface. It will land at Mare Crisium in the Crisium Basin and is designed to last 14 days before freezing in the lunar night.
Payloads: 1 Trans Lunar Injection
HAKUTO-R M2 "Resilience"
HAKUTO-R is a multinational commercial lunar exploration program operated by ispace. It includes ispace's first two lunar missions, the second mission will perform a soft landing on the Moon and deployment of a rover developed by ispace in 2024. In addition to its studies on the moon's surface, the rover is expected to collect lunar regolith as part of a contract with NASA signed in 2020 in which companies will collect materials on the moon and then transfer ownership "in situ" to the agency.
Payloads: 1 Trans Lunar Injection
Location
LC-39A, Kennedy Space Center, Florida, USA
Тема попутчика
Blue Ghost M1 (EDS, LEXI, LISTER, LMS, LPV, LuGRE, NGLR, RAC, RadPC, SCALPSS) (CLPS, 19D) [Moon Land – Falcon 9 – январь 2025 (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=23917.0)
https://x.com/GewoonLukas_/status/1876645498825982327
ЦитироватьLukas C. H. @GewoonLukas_
The launch of Firefly's Blue Ghost Mission 1 lunar lander is scheduled for NET January 15th at 06:11 UTC aboard a Falcon 9, together with ispace's Hakuto-R Mission 2! Blue Ghost will be deployed first, after which the 2nd stage will perform another burn before deploying Hakuto-R.
https://x.com/BassonBrain/status/1878446386837864803
ЦитироватьBrian Basson @BassonBrain
"Lunar Landers Mission" coming up on Wed, Jan. 15 from Kennedy Space Center, Florida
@SpaceX's Falcon 9 will launch a pair of lunar landers to begin independent journeys to the Moon:
- Blue Ghost Lunar Lander 1
- Hakuto-R M2 "Resilience"
The primary payload is Firefly Aerospace's Blue Ghost lunar lander. It will carry 10 science payloads from NASA as part of the Commercial Lunar Payload Services (CLPS) program.
The 'Ghost Riders in the Sky' mission will target a landing at Mare Crisium, near Mons Latreille, in early March.
Japan-based @ispace_HAKUTO_R Resilience lander will also travel to the Moon as a secondary payload on the Falcon 9 rocket. It will take between four and five months before making its landing attempt near the center of Mare Frigoris. It too caries a number of payloads, including the Tenacious micro rover.
source: SpaceFlightNow, SpaceLaunchSchedule
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/377336.jpg) (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/377337.jpg)
Successcriteria_scaled_en-3.jpg
Аппарат HAKUTO-R Resilience также благополучно отделился от второй ступени. Этап Success 2 (завершение запуска и отделение) выполнен.
Цитироватьispace_HAKUTO-R @ispace_HAKUTO_R
ミッション 2 マイルストーンの Success 3
ispace、ミッション2マイルストーンSuccess 3「安定した航行状態」を確立!
RESILIENCEランダーと管制室の通信が確立され、ランダー姿勢の安定とともに、軌道上での安定した電源供給の確立を確認しました。これにより、ミッション2マイルストーンSuccess 3を達成しました。
詳細はこちらから: https://ispace-inc.com/jpn/news/?p=6788
Цитировать... Success 3
ispace достигает третьего этапа Миссии 2: «Стабильные условия навигации»!
Была установлена связь между посадочным модулем RESILIENCE и центром управления, и было подтверждено, что положение посадочного модуля стабильно, а на орбите установлено стабильное электроснабжение. Это знаменует собой достижение третьего этапа Миссии 2.
Для получения более подробной информации посетите сайт:...
ЦитироватьSpaceX @SpaceX · 7h
After a ~4-5-month journey to the Moon, RESILIENCE will set down in the Mare Frigoris and begin exploration activities on the lunar surface
Примерно 4-5 месяцев до Луны.
Могли бы и год разгоняться...
Цитироватьhttps://www3.nhk.or.jp/nhkworld/en/news/20250115_22/
It will approach the moon through a series of swing-by maneuvers, and attempt a landing between late May and early June.
https://ispace-inc.com/news-en/?p=6818
Цитироватьthe RESILIENCE lunar lander successfully completed its first orbital maneuver at 19:40:18 UTC, Thursday, Jan. 16, 2025, at 250,000 kilometers from Earth, setting the lander on a course towards the Moon and verifying operation of the main propulsion system, as well as the related guidance, control, and navigation system.
The orbital maneuver required a main thruster burn that lasted 16 seconds. By verifying the systems and completing the maneuver, the RESILIENCE lander has completed Success 4 of the Mission 2 Milestones
https://ispace-inc.com/news-en/?p=6818
Цитироватьispace Completes Success 4 of Mission 2 Milestones
RESILIENCE Lunar Lander Completes First Orbital Maneuver
TOKYO –January 17, 2025 – ispace, inc. (ispace) )(TOKYO: 9348 (https://ir.ispace-inc.com/)), a global lunar exploration company, announced today that the RESILIENCE lunar lander successfully completed its first orbital maneuver at 19:40:18 UTC, Thursday, Jan. 16, 2025, at 250,000 kilometers from Earth, setting the lander on a course towards the Moon and verifying operation of the main propulsion system, as well as the related guidance, control, and navigation system.
The orbital maneuver required a main thruster burn that lasted 16 seconds. By verifying the systems and completing the maneuver, the RESILIENCE lander has completed Success 4 of the Mission 2 Milestones
RESILIENCE was launched on a SpaceX Falcon 9 rocket at 6:11:39 UTC, Wednesday, Jan. 15, 2025, and was successfully deployed from the rocket at 7:44:24 UTC. The RESILIENCE lander is currently in Earth orbit (① phase below) and will complete a lunar flyby, known as Success 5, and then enter a low energy transfer orbit (② phase below).
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/377458.jpg)
"The RESILIENCE lander is performing as we expect it and now following this thrust by the propulsion system is now heading towards a lunar flyby," said Takeshi Hakamada, Founder & CEO of ispace. "We are very pleased with the performance of the lander, the subsystems and of our very dedicated Mission Operations specialists and staff who are busy operating the lander. I want to thank them, all of our employees and stakeholders who are cheering us on during the first steps of this mission."
Mission 2 Milestones
ispace has released a transparent set of criteria known as Mission 2 Milestones between launch and landing and aims to achieve the success criteria established for each of these milestones. The results from this mission as part of the HAKUTO-R lunar exploration program, will be weighed and evaluated against the criteria and lessons learned will be incorporated into future missions already in development.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/377459.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/377460.png)
Payloads
On board the RESILIENCE lunar lander will be commercial customer payloads including:
- Water electrolyzer equipment: From Takasago Thermal Engineering Co.
- Food production experiment: A self-contained module from Euglena Co.
- Deep space radiation probe: Developed by the Department of Space Science and Engineering, National Central University, Taiwan
- Commemorative alloy plate: Developed by Bandai Namco Research Institute, Inc. and modeled after "Charter of the Universal Century" from the animation Mobile Suit Gundam UC
- TENACIOUS micro rover: Developed by ispace-EUROPE, this rover will explore the landing site, collect lunar regolith, and relay data back to the lander. It will be equipped with a forward-mounted HD camera and a shovel.
- Moonhouse: A model house by Swedish artist Mikael Genberg that will be mounted on the rover.
The RESILIENCE lander will serve as a cultural artifact, carrying a UNESCO memory disk that preserves linguistic and cultural diversity.Спойлер
ispace is leveraging its global presence through its three business units in Japan, the U.S., and Luxembourg, for the simultaneous development of upcoming missions. Mission 2, featuring the RESILIENCE lunar lander, is led by ispace Japan and was launched on Jan. 15, 2025. In this mission, TENACIOUS micro rover developed by ispace Europe SA to be deployed on the lunar surface to conduct technological demonstration of regolith extraction as well as mobility on the lunar surface Mission 3, debuting the APEX 1.0 lunar lander, is led by ispace-U.S. and is expected to launch in 2026. Mission 6, which will utilize the Series 3 lander, currently being designed in Japan, is scheduled to be launched by 2027.
https://celestrak.org/NORAD/elements
Цитировать2025-010A 62716 BLUE GHOST 11,390.87 35.04 322,453 189 0.9608400
2025-010B 62717 HAKUTO-R 13,491.54 35.17 362,529 176 0.9650900
2025-010C 62718 FALCON 9 DEB 11,390.87 35.04 322,453 189 0.9608400
2025-010D 62719 FALCON 9 R/B 13,491.54 35.17 362,529 176 0.9650900
Начальная орбита (период, наклонение, апогей, перигей, эксцентриситет).
2 миссии на одном коне:
одна летит 60 дней
Цитировать... 60-дневной лунной миссии Blue Ghost, включая 45 дней путешествия к Луне и 14 дней операций на поверхности. https://x.com/Firefly_Space/status/1876641220845244788 (https://x.com/Firefly_Space/status/1876641220845244788)
другая 4-5 месяцев
ЦитироватьПосле примерно 4–5-месячного путешествия к Луне аппарат RESILIENCE приземлится в Море Холода и начнет исследовательскую деятельность на поверхности Луны.
https://www3.nhk.or.jp/nhkworld/en/news/20250115_22/ (https://www3.nhk.or.jp/nhkworld/en/news/20250115_22/)
https://x.com/ispace_inc/status/1882771318229406151
Цитироватьispace @ispace_inc
Mission control operators in the HAKUTO-R Mission Control Center in Nihonbashi, Tokyo have confirmed that the Deep Space Radiation Probe (DSRP), a customer payload from the National Central University of Taiwan that is aboard the RESILIENCE lunar lander, is receiving telemetry and collecting radiation data as it travels through space!
During its flight, the DSRP payload will continuously measure and collect data on the radiation environment in and outside the Van Allen belts, deep space, and on the lunar surface. The radiation data is extremely important for the design of spacecraft and future lunar facilities, as well as for manned activities on the lunar surface, and it is hoped that it will contribute to future lunar missions.
Read more: https://ispace-inc.com/news-en/?p=6862
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/377654.jpg)
Научна программа в полёте.
Цитата: Pirat5 от 18.01.2025 22:55:52одна летит 60 дней
Цитата: Pirat5 от 18.01.2025 22:55:52другая 4-5 месяцев
Так даже удобнее, сказал командир расчёта ПВО селенитов.
B1085.5
Укажите в заголовке, пожалуйста.
Поскольку эта тема не пусковая, а тема попутной научной миссии, не считал нужным указывать.
Ну, если есть такое пожелание - пожалуйста.
https://x.com/ispace_inc/status/1887036322428412177
Цитироватьispace @ispace_inc
The RESILIENCE lander is currently approx. 112,000 km from Earth as it continues to make its way to the Moon!
This is an exciting week, as our Operations engineers are preparing for the first critical maneuver of Mission 2. Although ispace engineers will execute a number of maneuvers with RESILIENCE over the duration of the mission, in principle critical maneuvers must be executed as scheduled to continue the mission. This week's maneuver will set us on course for lunar flyby, coming up soon!
Fun fact: at the point nearest to Earth in its orbit, RESILIENCE is traveling at about 29,000 km/hour, or 18,000 mph. Assuming an average hot dog length of 6 inches, and an average American football game duration of 3 hours, this would be equivalent to 570866141.7322836 hot dogs per football game.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/378087.jpg)
https://x.com/ispace_HAKUTO_R/status/1889616393324413337
Цитироватьispace_HAKUTO-R @ispace_HAKUTO_R
現在、RESILIENCE着陸機は地球から約46万kmの距離にあり、月よりも遠い場所を航行中です。
先週、ispaceのエンジニアは2月15日(日本時間)に予定している「月フライバイ」に向けて重要なマヌーバを成功させ、無事RESILIENCEランダーを軌道に投入させました。月フライバイを行う際、ランダーは月に接近し、通過します。今宵の満月は、地球にいる私たちにも、数日後RESILIENCEランダーが目にする姿を想像させてくれます。
なお現在、RESILIENCEランダーは「遠地点」と呼ばれる、地球を周回する人工衛星などの距離が最も遠い場所にいるため、速度も時速760キロと非常に小さくなります。今後、ランダーは再び地球に引き寄せられながら二つ目の軌道となる低エネルギー遷移軌道へと入って行きます。これが「月フライバイ」です!
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/378427.jpg)
Машперевод
ЦитироватьВ настоящее время посадочный модуль RESILIENCE находится на расстоянии около 460 000 км от Земли, что дальше, чем Луна.
На прошлой неделе инженеры ispace успешно выполнили ключевой маневр для успешного вывода посадочного модуля RESILIENCE на орбиту перед облетом Луны, запланированным на 15 февраля (по японскому времени). Во время пролета мимо Луны посадочный модуль приблизится к Луне и пройдет мимо нее. Сегодняшняя полная луна дает нам на Земле представление о том, что увидит посадочный модуль RESILIENCE через несколько дней.
В настоящее время посадочный модуль RESILIENCE находится в «апогее» — точке, в которой он находится дальше всего от спутников, вращающихся вокруг Земли, поэтому его скорость составляет всего 760 километров в час. Затем посадочный модуль снова притянется к Земле, когда он выйдет на свою вторую орбиту — низкоэнергетическую переходную орбиту. Это «пролет Луны»!
ссыла - (https://ispace-inc.com/news-en/?p=7032)
.. лунный модуль RESILIENCE успешно завершил пролет мимо Луны 15 февраля 2025 г., достигнув ближайшей точки в 22:43 UTC 14 февраля 2025 г
.. на расстоянии около 8400 километров от поверхности Луны
https://x.com/ispace_inc/status/1890658553104617506
Цитироватьispace @ispace_inc
Mission 2 Milestone Success 5
The RESILIENCE lunar lander successfully completed a flyby of the Moon on Feb. 15, 2025, coming within approximately 8,400 km of the lunar surface--a historic first of its type for a Japanese private, commercial lunar lander.
This spectacular image of our celestial neighbor was taken by RESILIENCE on Feb. 15, 2025 at an altitude of 14,439 km.
RESILIENCE is now on a trajectory out to deep space before completing orbital maneuvers that will bring it back towards the Moon in advance of lunar orbit insertion, expected around early May.
Read more here: https://ispace-inc.com/news-en/?p=7032
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/378576.jpg)
https://x.com/ispace_inc/status/1891418022763807210
Цитироватьispace @ispace_inc
RESILIENCE status: nominal; successful trajectory correction maneuver after flyby
Distance from Earth: ca. 202,400km
Current orbital phase: Low energy transfer, traveling at ca. 6,467 km/h
Next up: Saying goodbye to the Moon as the lander heads further and further into deep space before its return later in the mission!
https://x.com/ispace_inc/status/1892202725825516015
Цитироватьispace @ispace_inc
The RESILIENCE lander is currently approx. 148,000 km from Earth as it continues on its journey!
Last week was a busy week for our Operations engineers. They executed the successful lunar flyby on Feb. 15--a first of its type for a Japanese private, commercial lunar lander. They also completed an orbital maneuver on Feb. 16, which required a main thruster burn lasting 1 second, helping the lander settle into its trajectory after flyby.
Today RESILIENCE is navigating a low-energy orbit through deep space, which will take it as far as 1.1 million kilometers from Earth before it makes its way back to the Moon.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/378641.jpg)
Цитироватьispace @ispace_inc · Feb 21
RESILIENCE status: nominal; TENACIOUS routine checkout also nominal
Distance from Earth: ca. 326,700 km
Current orbital phase: Low energy transfer, traveling at ca. 4,726 km/h
Next up: Continued cruise into the deep!
https://x.com/ispace_inc/status/1894765163485737116
Цитироватьispace @ispace_inc
The RESILIENCE lander is currently approx. 646,625 km from Earth as it continues on its journey!
ispace Operations engineers continue periodic check-ins with RESILIENCE, keeping tabs on it, the TENACIOUS rover, and our customer payloads.
RESILIENCE is currently traveling at approx. 2,619 km/h in the low energy transfer phase of its orbit. Engineers are preparing for the biggest burn of the lander's propulsion system so far in the mission, currently planned for later this week!
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/378968.jpg)
В конце этой недели запланирована "большущая" коррекция.
https://x.com/ispace_inc/status/1896734750850814411
ЦитироватьOn June 5, 2025 at 19:24 UTC // 15:24 EDT, RESILIENCE is set to land on the lunar surface near the center of Mare Frigoris (Sea of Cold)!
Should conditions change, there are three alternative landing sites that are being considered with different landing dates and times for each
Посадка намечена на 19:24 UTC 5 июня примерно в центре Mare Frigoris. Помимо этого, в запасе (в зависимости от условий) есть ещё три альтернативных места посадки с другими датами и временем для каждого из них
https://x.com/ispace_inc/status/1896780140958654941
ЦитироватьAll deep space maneuvers directing RESILIENCE to the Moon are expected to be completed on or around April 24, 2025, at which point the lander will achieve Success 6 of the Mission 2 Milestones. Next, RESILIENCE is expected to enter lunar orbit on or around May 6, 2025, which will achieve Success 7
Ожидается, что выполнение всех необхожимых манёвров, направляющих лендер на Луну, завершится к 25 апреля. Выход на ОЛО ожидается примерно 6 мая
https://x.com/ispace_inc/status/1897512470354579456
Цитироватьispace @ispace_inc
The RESILIENCE lander is currently approx. 895,833 km from Earth!
RESILIENCE is traveling at approx. 1,748 km/h in the low energy transfer phase of its orbit. This type of trajectory allows the lander to carry more payloads since the fuel we need to reach the orbit of the Moon is lower.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/379176.jpg)
https://x.com/ispace_inc/status/1899775849123152025
Цитироватьispace @ispace_inc
The RESILIENCE lander is currently approx. a whole 1,000,000 km from Earth as it continues on its journey!
On March 9th, engineers in our HAKUTO-R Mission Control Center (MCC) in Tokyo and Mission Control Room (MCR) in Luxembourg held their first joint operation during Mission 2, checking in on the TENACIOUS micro rover and sending commands! This is an important activity that "commissions" the MCR and confirms that they can send commands and receive data.
With 57 days in space, TENACIOUS, RESILIENCE, and our engineers alike are constantly learning. Joint activities like this help everyone to fine-tune their processes before rover deployment on the lunar surface.
RESILIENCE is currently traveling at approx. 1,400 km/h in the low energy transfer phase of its orbit and is expected to reach its furthest point from Earth in the next few days!
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/379461.jpg)
1 млн. км от Земли.
https://x.com/ispace_inc/status/1903017558405718098
Цитироватьispace @ispace_inc
The RESILIENCE lander is currently approx. 1,004,000 km from Earth as it continues on its journey!
There are 2 types of antennas that the RESILIENCE lander uses to communicate. This week, ispace engineers in our HAKUTO-R Mission Control Center (MCC) in Tokyo checked in with RESILIENCE's High Gain Antenna (HGA), which will play an important role in surface operations by relaying large amounts of data from the lander, TENACIOUS rover, and our payload customers back to Earth.
RESILIENCE is currently traveling at approx. 1,512 km/h in the low energy transfer phase of its orbit and making its way closer and closer to the Moon.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/380044.jpg)
https://x.com/ispace_inc/status/1904878917191950807
Цитироватьispace @ispace_inc
The RESILIENCE lander is currently approx. 949,000 km from Earth as it continues on its journey!
This morning, ispace engineers successfully completed a trajectory correction maneuver, or TCM, with RESILIENCE! TCMs are small adjustments that optimize the lander's direction of travel. Today's TCM required a burn of the lander's propulsion system of approximately 1 second.
Fun fact: Today's maneuver was the 7th overall of Mission 2, with more to come! The total number of maneuvers will surpass that of Mission 1 due to trajectory differences, allowing RESILIENCE and our engineers to shine with the experience gained from M1.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/380288.jpg)
https://x.com/ispace_inc/status/1907760419852440039
Цитироватьispace @ispace_inc
The RESILIENCE lander is currently approx. 825,000 km from Earth as it continues on its journey!
ispace engineers take operations rehearsals very seriously—almost as serious as actually flying RESILIENCE! Rehearsals are an opportunity for our engineers to practice, in as real of a way as possible, what will happen during important flight activities. They take place in preparation for the mission, but also continue even during the mission to help make sure our engineers are sharp for the next big activities. The next rehearsal will be this week!
RESILIENCE is currently traveling at approx. 2,268 km/h in the low energy transfer phase of its orbit as it continues in deep space cruise.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/380657.jpg)
https://x.com/ispace_inc/status/1910199927260729432
Цитироватьispace @ispace_inc
The RESILIENCE lander is currently approx. 640,000 km from Earth as it continues on its journey!
With operations rehearsals and trainings ongoing, even throughout the mission, ispace engineers continue to fine-tune their processes. This week, engineers in our HAKUTO-R Mission Control Center (MCC) in Tokyo and Mission Control Room (MCR) in Luxembourg have been working together to integrate even their most recent learnings to ensure TENACIOUS is robust and efficient in its surface operations once it gets to the Moon!
RESILIENCE is currently traveling at approx. 2,900 km/h in the low energy transfer phase of its orbit as it continues in deep space cruise.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/380945.jpg)
https://x.com/ispace_inc/status/1913205649435201556
Цитироватьispace @ispace_inc
The RESILIENCE lander is currently approx. 475,000 km from Earth as it continues on its journey!
Next week will be a very exciting week for all of us at ispace--we are expecting all deep space maneuvers to be completed on or around April 24, 2025, at which point RESILIENCE will achieve Success 6 of the Mission 2 Milestones!
During the lander's journey through deep space, ispace engineers have been gaining extremely valuable data from orbital control maneuvers, deep space flight and systems operations. RESILIENCE is expected to perform a lunar orbit injection on or around May 6, 2025, which will achieve Success 7 and bring us into the lunar orbiting phase--the final phase of our way to the surface of the Moon.
RESILIENCE is currently traveling at approx. 4,100 km/h in the low energy transfer orbit as gets closer to the next phase of Mission 2.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/381156.jpg)
Цитата: zandr от 19.04.2025 09:37:08В настоящее время RESILIENCE движется со скоростью около 4100 км/ч по низкоэнергетической переходной орбите
Интересно, что средняя орбитальная скорость Луны составляет примерно 1 км/с, т.е. всего 3600 км/час. Так что зонду нужно только немного притормозить, чтобы выйти на орбиту Луны.
https://x.com/ispace_inc/status/1915414174726852845
Цитироватьispace @ispace_inc
Mission 2 Milestone Success 6
The RESILIENCE lunar lander successfully completed all deep space orbital maneuvers on April 24, 2025, at 10:00 UTC (7:00 pm JST) in advance of a planned lunar orbit insertion! This marks the completion of Success 6 milestone of Mission 2 "SMBC x HAKUTO-R Venture Moon."
In total, RESILIENCE has completed 8 orbit control maneuvers and is expected to enter lunar orbit on May 7, 2025.
Read more here: https://ispace-inc.com/news-en/?p=7292
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/381319.jpg)
https://ispace-inc.com/news-en/?p=7327
ЦитироватьRESILIENCE lunar lander successfully entered lunar orbit on May 7, 2025, at 5:41 a.m. JST (May 6, 2025, 20:41 UTC)
ЦитироватьA lunar landing is scheduled for no earlier than June 5, 2025 (UTC)
RESILIENCE благополучно вышел на окололунную орбиту. Посадка намечена на 5 июня
Цитироватьhttps://www3.nhk.or.jp/nhkworld/en/news/20250507_16/
It plans to gradually lower the altitude from about 100 kilometers above the lunar surface. The landing will be attempted at 19:24 UTC on June 5.
https://x.com/ispace_inc/status/1923347710725472506
Цитироватьispace @ispace_inc
Hello from lunar orbit!
RESILIENCE status: nominal
Distance above the Lunar surface: between ca. 100 km to 2,300 km
Current orbital phase: Lunar orbiting phase, osculating between ca. 3,200 km/h to 6,800 km/h
This photo was taken with the spot camera mounted on top of the lander, making the cover that protects the TENACIOUS micro rover visible in the bottom right of the image.
Landing is slated for June 5, 2025 at 19:24 UTC // 15:24 EDT, so stay tuned for updates!
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/381977.jpg)
Запланированное время посадки.
https://x.com/ispace_inc/status/1928794842722873574
Цитироватьispace @ispace_inc
6 days to landing
The countdown continues. RESILIENCE remains in low lunar orbit as we prepare for landing day.
Each day now is about precision: checking in with the lander, our payloads, and the TENACIOUS rover, and refining every detail to ensure a safe and successful lunar landing.
This is what commercial lunar exploration looks like - not a dream, but a step-by-step reality in motion.
Live stream begins on X (tent.): June 6, 03:10 JST | June 5, 18:10 UTC | June 5, 14:10 EDT
Landing: June 6, 04:24 JST | June 5, 19:24 UTC | June 5, 15:24 EDT
https://x.com/ispace_inc/status/1928784658613117142
Цитироватьispace @ispace_inc
Success 8: Achieved
RESILIENCE has now completed all orbital maneuvers while in lunar orbit and is now readying for its landing attempt on June 5, 2025 (UTC/EDT).
This marks a critical turning point for Mission 2 - the final technical milestone before descent.
ispace engineers have worked with relentless precision to bring the lander into its current orbit, with the Mare Frigoris landing site in our sights as the next destination. And now, there is just one step left: descent.
Live stream begins on X (tent.): June 6, 03:10 JST | June 5, 18:10 UTC | June 5, 14:10 EDT
Landing: June 6, 04:24 JST | June 5, 19:24 UTC | June 5, 15:24 EDT
Read more here: https://ispace-inc.com/news-en/?p=7578
https://t.me/spacex_rus/68287
ЦитироватьДо Луны - 100 км! (Есть небольшое видео с орбиты Луны).
Японский лэндер Hakuto-R (собственное имя — RESILIENCE) снял плывущую под ним поверхность Луны, немного своего бока, и свои ноги! Потому что снимал камерой, что стоит у него на макушке.
Что интересно, стартовал он еще аж в январе, вместе с модулем Blue Ghost, на ракете Falcon 9. Американский модуль Blue Ghost с шумом и помпой приземлился в середине марта, а японский RESILENCE еще почти три месяца добирался до луны, и медленно снижал свою орбиту.
Что ж, медленно, но надеемся, уверенно — ведь прошлый модуль компании ispace разбился, в 2023 году. Как и большинство частных лунных аппаратов, заметим. Японский аппарат везет с собой мини-луноход с красивеньким красным домиком, модуль приготовления пищи, культурные артефакты и всякие мелочи. По сути, он пока просто демонстратор технологий.
Вторая попытка посадки уже завтра вечером. И мы планируем сделать про неё прямой эфир!
О времени посадки и соответственно трансляции, спейском (https://www.space.com/space-exploration/missions/what-time-is-japan-ispace-resilience-moon-landing)пишет
ЦитироватьВ то время как ispace нацелен на 5 июня в 15:17 EDT (1917 GMT) для посадки на Луну, это время может действительно измениться. Первичное посадочное место находится в середине Маре Фригорис -Mare Frigoris, или «Море холода», на ближней стороне северного полушария Луны. Если isspace решит использовать резервную целевую площадку (всего их три), эти попытки будут происходить в разные дни и время.
Если все пойдет по плану, то трансляцию можно будет смотреть здесь на двух каналах. Насколько я понял - или на канале на японском языке, или на канале на японском языке, но с переводом на английский. Вот они, трансляция начинается в 18:10 UTC :
Или здесь:
Более подробно о месте и времени посадки здесь:
https://www.space.com/space-exploration/missions/what-time-is-japan-ispace-resilience-moon-landing (https://www.space.com/space-exploration/missions/what-time-is-japan-ispace-resilience-moon-landing)
Да и ссылка на видео взята оттуда.
https://t.me/spacex_rus/68307
Состояние лэндера HAKUTO-R: в норме.
Расстояние до поверхности Луны: примерно 100 км
Текущая орбитальная фаза: низкая лунная орбита, скорость 5800 км/ч (примерно 1,6 км/сек)
Посадка запланирована: сегодня, в 22:17 MSK (19:17 UTC)
Тем временем, руководитель компании iSpace заявляет, что на этот раз уверен в успехе — проделана работа над ошибками (первая попытка посадки, в 2023 году, окончилась неудачей (https://t.me/spacex_rus/58176)). А официальный аккаунт компании в X занимается размещением хвалебных постов о спонсорах миссии. Потому что iSpace — частная компания, и это — частный лунный посадочный модуль! В случае успеха - это будет первая частная посадка Японии на Луну.
📺 Наша трансляция с комментариями будет тут: SpaceXLII
Мы начнем примерно за час до посадки, в 21:17 (UTC+3)
где голосовалка то, лапы вроде нормальные, завалиться не должон
Цитата: simple от 05.06.2025 20:22:39где голосовалка то, лапы вроде нормальные, завалиться не должон
Не нормальные. Должны быть шире. Любой боковой юз или камень под опорой и опрокинется.
Цитата: Astro Cat от 05.06.2025 20:50:05Любой боковой юз или камень под опорой и опрокинется
не, там телескоп стоит вроде, судя по изображениям, не должон
https://www.youtube.com/watch?v=hSC_F1EjG3oЦитироватьhttps://www.youtube.com/watch?v=hSC_F1EjG3o
iSpace Attempts Moon Landing with its HAKUTO-R Mission 2 Lunar Lander
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/377710.jpg) (https://www.youtube.com/@NASASpaceflight) NASASpaceflight (https://www.youtube.com/@NASASpaceflight)
С обратным отсчётом.
https://www.youtube.com/watch?v=lHBprackLQkЦитироватьhttps://www.youtube.com/watch?v=lHBprackLQk
Прилунение японского частного HAKUTO-R Mission 2
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/382535.jpg) (https://www.youtube.com/@egorovkot) Открытый космос Зеленого кота (https://www.youtube.com/@egorovkot)
Трансляции на рутубе нет?
До посадки осталась минута. Что там происходит? Кто видит, поделитесь, пожалуйста, новостями.
телеметрия пропала
на высоте <3000 м и скорости <350 км.ч
Пока не ясно. Писало что осталось полторы минуты, а потом высота резко стало отрицательной. Ждем
Крякнулись похожех
Шлёпнулись!
Так крякнулись или шлёпнулись?
Даа, Луна то оказывается не так проста, как казалось.
Частникам вообще не дается.
Цитата: Водитель от 05.06.2025 22:17:37Крякнулись похожех
Как-то навевает грустные мысли о Луне-27.
РФ и японцы не смогли, а индийцы смогли. Что-то в этом мире перевернулось не так.
Крякнулись.
Два последних кадра телеметрии
а28.jpg а29.jpg
Ну и к вопросу, куда уходят "триллионы" НАСА и прочим космическим госконторам.
Вот чтобы аппараты на Титан садились и по Марсу катались почти с каждого раза.
Пока по ТЛМ видно следующее.
На 2200 м начала резко снижаться тяга всех верньеров. Возможно, не рассчитали по топливу.
В последний момент движки запустились, но погасить скорость уже никак не успевали.
Как-то быстро у них всё это происходило, без этапов зависания, оценки местности, выбора места. Прилетели, затормозили, вертикализировались и шлёпнулись.
Цитата: Брабонт от 05.06.2025 22:28:22Пока по ТЛМ видно следующее.
На 2200 м начала резко снижаться тяга всех верньеров. Возможно, не рассчитали по топливу.
В последний момент движки запустились, но погасить скорость уже никак не успевали.
На 01:50 тяга опять полная у всех кроме первого.
Цитата: Arzach от 05.06.2025 22:30:02без этапов зависания, оценки местности, выбора места
Так они просто не дошли до этих точек. Проскочили на скорости.
https://t.me/wind_vostok/9452 (https://t.me/wind_vostok/9452)
Цитата: Брабонт от 05.06.2025 22:28:22Пока по ТЛМ видно следующее.
На 2200 м начала резко снижаться тяга всех верньеров. Возможно, не рассчитали по топливу.
В последний момент движки запустились, но погасить скорость уже никак не успевали.
В прошлый раз тоже,емнип, промахнулись по топливу.
Цитата: ХВ. от 05.06.2025 22:20:47Так крякнулись или шлёпнулись?
Судя по последней скорости -- влепились. А судя по высоте, еще и заглубились ;D
Окопались, короче.
Видео падения, если кто не видел: https://vkvideo.ru/video-36969581_456239874
Цитата: ХВ. от 05.06.2025 22:22:06Цитата: Водитель от 05.06.2025 22:17:37Крякнулись похожех
Как-то навевает грустные мысли о Луне-27.
РФ и японцы не смогли, а индийцы смогли. Что-то в этом мире перевернулось не так.
Японцы как раз смогли. SLIM сел, хотя и с приключениями. И даже несколько лунных ночей пережил, хотя и не был на это рассчитан.
Но его профессионалы делали. А это частная конторка каких-то дилетантов. В США тоже таких хватает.
Вообще самый лучший счет у китайцев. Четыре посадки, и все успешные. При изначально нулевом опыте.
Цитата: telekast от 05.06.2025 22:49:50В прошлый раз тоже,емнип, промахнулись по топливу.
Но эта версия не объясняет пропадание телеметрии на 3000 м...
Цитата: Брабонт от 05.06.2025 23:17:02Цитата: telekast от 05.06.2025 22:49:50В прошлый раз тоже,емнип, промахнулись по топливу.
Но эта версия не объясняет пропадание телеметрии на 3000 м...
У них она и так скачками шла. Может дефицит энергии образовался, скажем вшс, бэвм стала усиленно решать чё делать, скачок потребления на передатчик не хватило. А на скорости 100 м/сек эти три км проскакиваются за 10 сек.
Имху
Цитата: Брабонт от 25.01.2025 11:21:30Цитата: Pirat5 от 18.01.2025 22:55:52одна летит 60 дней
Цитата: Pirat5 от 18.01.2025 22:55:52другая 4-5 месяцев
Так даже удобнее, сказал командир расчёта ПВО селенитов.
Очень жаль что миссия так закончилась :-(
Цитата: ХВ. от 05.06.2025 22:22:06РФ и японцы не смогли, а индийцы смогли
+ Blue Ghost
10 минут назад
https://x.com/ispace_inc/status/1930732253241630975
Цитироватьispace @ispace_inc
At this moment, we have not yet been able to establish communication with RESILIENCE, but ispace engineers in our Mission Control Center are continuing to work to contact the lander. We will share an update with the latest information in a media announcement in the next few hours. Thank you for your patience--please check back with us soon.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/382627.jpg)
Цитата: машпереводНа данный момент нам еще не удалось наладить связь с RESILIENCE, но инженеры ispace в нашем Центре управления полетами продолжают работать над выходом на посадочный модуль. Мы поделимся обновлением с последней информацией в объявлении для СМИ в ближайшие несколько часов. Спасибо за ваше терпение - пожалуйста, свяжитесь с нами в ближайшее время.
Цитата: Брабонт от 05.06.2025 22:32:21Цитата: Arzach от 05.06.2025 22:30:02без этапов зависания, оценки местности, выбора места
Так они просто не дошли до этих точек. Проскочили на скорости.
Да нет, их вроде и в циклограмме не было.
Цитата: zandr от 06.06.2025 00:15:14но инженеры ispace в нашем Центре управления полетами продолжают работать над выходом на посадочный модуль
На трансляции сигнала аппарата с радиотелескопа - та же картина (примерно на 51:00), то есть там не только телеметрия пропала. Полагаю, потеря сигнала безвозвратна. Разве что смогут выяснить какие-либо подробности, предшествующие потере связи.
Цитата: Arzach от 06.06.2025 00:17:41Да нет, их вроде и в циклограмме не было.
Пересмотрел запись посадки - да, согласен. Terminal Descent Phase, Terminal Phase. Т.е. на зависание топлива не хватало (потому и выбрали длинную схему перелёта, наверное).
И, вдобавок, от AMSAT-DL отчет:
ЦитироватьПосадка HAKUTO-R M2 и внезапная потеря сигнала, наблюдались с нашей 20-метровой антенны в Бохумской обсерватории. Последовательность посадки состояла из тормозного импульса, его завершения и этапа поворота по тангажу. Также можно наблюдать отраженный сигнал от поверхности Луны (рядом с центральной несущей) и эффект Доплера.
Amsat_Hakuto.jpg
https://x.com/SpcPlcyOnline/status/1930728943000404440
ЦитироватьIspace will have a press conference at 00:00 UTC (8:00 pm EDT) to provide an update on Mission 2 ( RESILIENCE/TENACIOUS).
гугл перевод новостной заметки на японском
Цитироватьhttps://nordot.app/1303448135705314239
...
Спуск начался сразу после 3 часов утра 6 июня. Он должен был снизить скорость с 5800 км/ч до примерно 2 км/ч и приземлиться в северном полушарии Луны. Однако скорость спуска оказалась выше ожидаемой, и данные были потеряны на высоте 192 метра. Подозревается неисправность датчика высоты.
https://tass.ru/kosmos/24152673
ЦитироватьПосадка японского модуля Hakuto-R на Луну завершилась неудачно
ТОКИО, 6 июня. /ТАСС/. Посадка японского лунного модуля Hakuto-R ("Хакуто-эр"), который также называют Resilience, завершилась неудачно. Об этом заявил на пресс-конференции глава компании-разработчика Ispace ("Айспейс") Такэси Хакамада.
Цитировать"Мы пришли к выводу, что сложно установить связь с модулем и невозможно завершить миссию. Поэтому можно сказать, что посадка прошла неудачно", - сказал он.
В сообщении компании отмечается, что приоритетом компании сейчас является анализ полученных данных, чтобы установить причину неудачи.
В ходе прямой трансляции примерно за полторы минуты до запланированного времени посадки высота полета модуля резко упала до нуля.
Спойлер
Ispacе уже пыталась отправить свой модуль на Луну в апреле 2023 года. Тогда в последние секунды перед посадкой, пока связь с модулем все еще поддерживалась, он резко ускорился, а в компании сообщили, что связь с ним не будет восстановлена, в связи с чем посадка была признана неудачной.
Hakuto-R разработан японской компанией Ispace, базирующейся в Токио. Высота аппарата составляет 2,3 м. Он был запущен к Луне 15 января с помощью ракеты-носителя Falcon 9 ("Фэлкон-9") американской компании SpaceX ("Спейс-экс").
Цитироватьhttps://spacenews.com/second-ispace-lunar-lander-presumed-lost/
...
In a statement issued about five hours after the scheduled landing, the company acknowledged that Resilience was likely lost. "The laser rangefinder used to measure the distance to the lunar surface experienced delays in obtaining valid measurement values. As a result, the lander was unable to decelerate sufficiently to reach the required speed for the planned lunar landing," ispace stated.
...
said Ryo Ujiie, chief technology officer of ispace, at the briefing. He noted later in the briefing that the laser rangefinder on Resilience was of a different design than the one on Mission 1 because the vendor had discontinued the earlier model.
...
А что там за дальномер был? А то по гуглпереводу складывается впечатление, что какой-то серийный, чуть ли не с АлиЭкспресса.
Удивительно, конечно. Весь опыт предыдущих миссий показывает, что в большинстве случаев в проблемах этих частных аппаратов виноваты приборы измерения вертикальной и горизонтальной скорости, но вместо того, чтобы их дублировать, троировать и т.д., разработчики берут лишнюю ПН, которая всё равно гибнет, и прикручивают туда всякие домики и прочие свистелки.
Цитата: Arzach от 06.06.2025 22:57:00приборы измерения вертикальной и горизонтальной скорости
это самое сложное, на порядок сложнее чем какой либо другой аспект задачи
Цитата: Arzach от 06.06.2025 22:57:00но вместо того, чтобы их дублировать, троировать и т.д.
дублирование не поможет в случае ошибок измерения, они будут ошибаться одинаково
Цитата: simple от 07.06.2025 05:09:31Цитата: Arzach от 06.06.2025 22:57:00но вместо того, чтобы их дублировать, троировать и т.д.
дублирование не поможет в случае ошибок измерения, они будут ошибаться одинаково
может подразумевается использование другого, но что считать правильным при разночтении данных
Цитата: telekast от 06.06.2025 19:12:54А что там за дальномер был? А то по гуглпереводу складывается впечатление, что какой-то серийный, чуть ли не с АлиЭкспресса.
https://spacenews.com/second-ispace-lunar-lander-presumed-lost/
ЦитироватьSecond ispace lunar lander presumed lost
by Jeff Foust June 5, 2025
Машперевод
Второй лунный модуль ispace предположительно потерян
Джефф Фауст 5 июня 2025 г.
ВАШИНГТОН — Resilience, вторая миссия японской компании ispace, вероятно, потерпела крушение при попытке высадки на Луну 5 июня.
Resilience должен был приземлиться в 15:17 по восточному времени в Mare Frigoris, регионе примерно на 60 градусах северной широты на ближней стороне Луны. Оказавшись на поверхности, посадочный модуль был рассчитан на работу в течение лунного дня или около двух недель, пока закат не заставит работающий на солнечной энергии посадочный модуль отключиться.
В то время как ispace заявила, что начальные фазы попытки посадки прошли по плану, телеметрия, показанная на веб-трансляции компании, показала, что посадочный модуль достиг поверхности примерно за одну минуту и 45 секунд до запланированного времени посадки, с заявленной скоростью 187 километров в час, что слишком быстро для безопасной посадки. Затем телеметрия была потеряна или больше не отображалась, и компания завершила веб-трансляцию примерно через 25 минут, не предоставив никаких обновлений о состоянии посадочного модуля.
В заявлении, опубликованном примерно через пять часов после запланированной посадки, компания признала, что Resilience, вероятно, был потерян. «Лазерный дальномер, используемый для измерения расстояния до лунной поверхности, испытывал задержки в получении достоверных значений измерений. В результате посадочный модуль не смог достаточно замедлиться, чтобы достичь необходимой скорости для запланированной посадки на Луну», — заявил ispace.
«На основании этих обстоятельств в настоящее время предполагается, что посадочный модуль, вероятно, совершил жесткую посадку на поверхность Луны», — заключила компания. Она добавила, что после запланированного времени посадки с посадочным модулем не было никакого контакта.
«Учитывая, что в настоящее время нет никаких перспектив успешной высадки на Луну, нашей первоочередной задачей является быстрый анализ полученных нами на данный момент телеметрических данных и усердная работа по выявлению причины», — говорится в заявлении Такеши Хакамада, основателя и генерального директора ispace.
Компания опубликовала заявление в то же время, когда Хакамада и другие руководители ispace провели пресс-конференцию в Токио. Они предоставили немного дополнительных технических подробностей о неудачной посадке, заявив, что им нужно провести дополнительный анализ, чтобы определить первопричину. Они отказались рассуждать об этих потенциальных первопричинах.
Однако они добавили, что проблема, по-видимому, отличается от проблемы первого посадочного модуля компании, похожего по конструкции на Resilience, который потерпел крушение при посадке в апреле 2023 года. Компания объяснила эту неудачу проблемой программного обеспечения , из-за которой космический аппарат считал, что он находится на поверхности, хотя он все еще находился на высоте пяти километров.
«Мы наблюдаем различные явления, поэтому нам нужно более подробно рассмотреть первопричину», — сказал на брифинге Рё Уджии, главный технический директор ispace. Позже на брифинге он отметил, что лазерный дальномер на Resilience имел другую конструкцию, чем на Mission 1, поскольку поставщик прекратил выпуск более ранней модели.
Обзор миссии
Resilience был запущен на Falcon 9 15 января , разделив запуск с лунным модулем Blue Ghost 1 компании Firefly Aerospace. В то время как модуль Firefly успешно приземлился на Луну 2 марта, Resilience следовал по низкоэнергетической траектории, чтобы сократить потребность в топливе, совершив пролет Луны 14 февраля, который отправил его по траектории, которая прошла в 1,1 миллиона километров от Луны, прежде чем он вернулся.
6 мая аппарат Resilience вышел на орбиту вокруг Луны , выполнив в последующие недели ряд маневров, чтобы выйти на конечную круговую орбиту на высоте 100 километров, с которой он должен был совершить спуск на поверхность Луны.
Посадочный модуль, сухой массой 340 килограммов, нес несколько полезных грузов, таких как электролизер воды, эксперимент по производству продуктов питания от японских компаний и зонд глубокой космической радиации от Национального центрального университета на Тайване. Он также включал «памятную сплавную пластину» от филиала японской развлекательной компании Bandai Namco и диск памяти от ЮНЕСКО.
Самой большой полезной нагрузкой был Tenacious, пятикилограммовый марсоход, разработанный европейским филиалом ispace. Марсоход был оснащен камерами и ковшом, который должен был использоваться для сбора реголита. Затем компания передала бы право собственности на этот реголит NASA по контракту на 5000 долларов, заключенному в 2020 году, что является частью усилий агентства по установлению прецедента для прав на космические ресурсы.
Tenacious также привезла небольшую модель дома под названием The Moonhouse, созданную командой под руководством шведского художника Микаэля Генберга. Это художественный проект, который Генберг на брифинге 4 июня сказал, что он поможет создать новый взгляд на то, «что значит быть человеком, в чем смысл жизни». Tenacious разместила бы The Moonhouse на поверхности Луны и сделала бы ее снимки.
Будущие миссии
ispace готовится к новым лунным миссиям. Дочерняя компания компании в США строит новую модель посадочного модуля под названием Apex 1.0 для миссии NASA Commercial Lunar Payload Services (CLPS), которую возглавляет Дрейпер и запуск которой запланирован на 2027 год. ispace называет ее Mission 3. В Японии ispace работает над отдельным новым проектом посадочного модуля под названием Series 3 для своей Mission 4 в 2027 году, которая поддерживается грантом в размере 80 миллионов долларов от японского правительства.
Поскольку посадочные модули отличаются от Resilience, руководители ispace заявили, что неясно, какое влияние на них окажет авария. Тем не менее, они по-прежнему намерены летать на них.
Как отметил на брифинге финансовый директор ispace Джумпей Нодзаки, компаний, способных разрабатывать лунные посадочные модули, немного, но есть много клиентов, которые хотят доставлять на них свои полезные грузы, что дает ispace «конкурентное преимущество», если удастся продемонстрировать успешную посадку.
«Если мы сможем добиться успеха в этих миссиях, — сказал он о миссиях 3 и 4, — то мы сможем продемонстрировать наши возможности нашим клиентам».
«Технически высадиться на Луну сложно, — сказал Хакамада. — Мы знаем, что это нелегко. Это не то, что может сделать каждый».
Однако он отметил успешные посадки на Луну американских компаний, а также японского космического агентства JAXA. «Мы знаем, что это трудно, но важно то, что это не невозможно».
WASHINGTON — Resilience, the second mission by Japanese company ispace, likely crashed attempting a landing on the moon June 5.
Resilience was scheduled to land at 3:17 p.m. Eastern at Mare Frigoris, a region at about 60 degrees north latitude on the near side of the moon. Once on the surface, the lander was designed to operate for a lunar day, or about two weeks, until sunset causes the solar-powered lander to shut down.
While ispace said the initial phases of the landing attempt went as planned, telemetry displayed on the company's webcast indicated that the lander reached the surface about one minute and 45 seconds before the scheduled landing time, with a reported speed of 187 kilometers per hour, far too fast for a safe landing. Telemetry was then lost, or no longer displayed, and the company ended the webcast about 25 minutes later with no updates on the lander's status.
In a statement issued about five hours after the scheduled landing, the company acknowledged that Resilience was likely lost. "The laser rangefinder used to measure the distance to the lunar surface experienced delays in obtaining valid measurement values. As a result, the lander was unable to decelerate sufficiently to reach the required speed for the planned lunar landing," ispace stated.
"Based on these circumstances, it is currently assumed that the lander likely performed a hard landing on the lunar surface," the company concluded. It added there had been no contact with the lander after the scheduled landing time.
"Given that there is currently no prospect of a successful lunar landing, our top priority is to swiftly analyze the telemetry data we have obtained thus far and work diligently to identify the cause," Takeshi Hakamada, founder and chief executive of ispace, said in the statement.
The company released the statement at the same time as Hakamada and other ispace executives held a press conference on Tokyo. They provided few additional technical details about the failed landing, stating that they needed to do more analysis to identify the root cause. They declined to speculate on those potential root causes.
They added, though, that the problem appeared to be different from the company's first lander, similar in design to Resilience, which crashed in an April 2023 landing. The company attributed that failure to a software problem that caused the spacecraft to believe it was on the surface when it was still at an altitude of five kilometers.
"There are different phenomena that we are observing, so we have to look at the root cause in more detail," said Ryo Ujiie, chief technology officer of ispace, at the briefing. He noted later in the briefing that the laser rangefinder on Resilience was of a different design than the one on Mission 1 because the vendor had discontinued the earlier model.
Mission overview
Resilience launched on a Falcon 9 Jan. 15, sharing the launch with Firefly Aerospace's Blue Ghost 1 lunar lander. While Firefly's lander made a successful landing on the moon March 2, Resilience followed a low-energy trajectory to reduce propellant requirements, making a lunar flyby Feb. 14 that sent it on a trajectory that took it 1.1 million kilometers from the moon before returning.
Resilience entered orbit around the moon May 6, performing a series of maneuvers in subsequent weeks to place it in a final circular orbit at an altitude of 100 kilometers from which it would make its descent to the lunar surface.
The lander, with a dry mass of 340 kilograms, carried several payloads, such as a water electrolyzer, a food production experiment from Japanese companies and a deep space radiation probe from National Central University in Taiwan. It also included a "commemorative alloy plate" from a branch of Japanese entertainment company Bandai Namco and a memory disk from UNESCO.
The biggest payload was Tenacious, a five-kilogram rover developed by ispace's European subsidiary. The rover was equipped with cameras and a scoop, which would be used to collect regolith. The company would then transfer ownership of that regolith to NASA under a $5,000 contract awarded in 2020, part of an effort by the agency to establish precedence for rights to space resources.
Tenacious also carried a small model house called The Moonhouse, created by a team led by Swedish artist Mikael Genberg. It is an art project that Genberg, at a briefing June 4, said will help create a new perspective on "what it is to be human, what life is all about." Tenacious would have deployed The Moonhouse onto the lunar surface and take images of it.
Future missions
More lunar missions are on tap for ispace. The company's U.S. subsidiary is building a new model of lander, called Apex 1.0, for a NASA Commercial Lunar Payload Services (CLPS) mission led by Draper and scheduled for launch in 2027, called Mission 3 by ispace. In Japan, ispace is working on a separate new lander design, called Series 3, for its Mission 4 in 2027 that is supported by an $80 million award from the Japanese government.
Because the landers are a different design from Resilience, ispace executives said it was unclear what impact the crash would have on them. However, they remained committed to flying them.
There are few companies capable of developing lunar landers, noted Jumpei Nozaki, chief financial officer of ispace, at the briefing, but many customers who want to fly their payloads on them, giving ispace a "competitive edge" if can demonstrate a successful landing.
"If we can succeed in these missions," he said of Mission 3 and 4, "then we can show our ability to our customers."
"It's hard to land on the moon, technically," Hakamada said. "We know it's not easy. It's not something that everyone can do."
He noted, though, the successful lunar landings by American companies as well as the Japanese space agency JAXA. "We know it's hard, but an important point is that it's not impossible."
Those other successes, he suggested, would serve as motivation for ispace to find and correct the problems that led to the failed Resilience landing. "The most important thing is to find out the cause for the second failure," he said. "We have to use that to make Mission 3 and Mission 4 a success."
Японцы из iSpace заявили, что поставили на свой лэндер лазерный дальномер-тормоз, вследствие чего станция навернулась. Дальномер был другой модели, поскольку предыдущий, не тормоз, прекратили выпускать.
Действительно ли японцы, отчего-то, решили поставить вместо дальномера тормоз или они не исправили ошибки в ПО/внесли новые ошибки? Очень и очень сомнительно, что никто не моделировал и не тестировал новый дальномер. Или в iSpace работает зеленая молодежь с нулевым опытом разработок и тестирования.
Цитата: triage от 07.06.2025 05:44:23Цитата: simple от 07.06.2025 05:09:31Цитата: Arzach от 06.06.2025 22:57:00но вместо того, чтобы их дублировать, троировать и т.д.
дублирование не поможет в случае ошибок измерения, они будут ошибаться одинаково
может подразумевается использование другого, но что считать правильным при разночтении данных
Ставить три разных прибора. Тот, который выдаёт отличающиеся от двух других показания - врёт
Цитата: triage от 07.06.2025 05:44:23Цитата: simple от 07.06.2025 05:09:31Цитата: Arzach от 06.06.2025 22:57:00но вместо того, чтобы их дублировать, троировать и т.д.
дублирование не поможет в случае ошибок измерения, они будут ошибаться одинаково
может подразумевается использование другого, но что считать правильным при разночтении данных
("Кто о чём, а..." - это я про себя). Для обеспечения автоматической посадки МТКК ("Буран") была создана система измерения параметров полета, использующая три принципиально разные системы измерения (инерциальная, наземная радиосистема, бортовой приборный комплекс), каждая из систем была дублирована (точнее, троирована), комплексная обработка сигналов с анализом достоверности и согласованности последовательностей данных (с возможностью исключения отдельных сигналов и каналов измерения, существенно отличающихся от остальных) и получения параметров движения осуществлялась на трех БЦВМ, включенных по мажоритарной схеме.
Это я о том, что даже простейший интегратор ускорений на основе простого акселерометра (из телефона) отбракует данные об изменении высоты за одну сотую секунды (такт расчета параметров движения МТКК) на десятки метров. Ну, или немедленно выявит неисправность основной системы измерения при отсутствии в ней данных об ускорении при работе тормозных двигателей (как это было при полете одной автоматической станции одной страны вокруг одного из спутников одной из обитаемых планет)
Цитата: С. Тушин(ский) от 07.06.2025 11:59:56Это я о том, что даже простейший интегратор ускорений на основе простого акселерометра (из телефона) отбракует данные об изменении высоты за одну сотую секунды (такт расчета параметров движения МТКК) на десятки метров.
в прошлом полете дальнометр выдал резкое изменение высоты около 3 км т.к. изменился рельеф местности, акселерометр это не увидит.
Я к тому что Буран садился по заранее известному и отработанному маршруту.
И как вы написали было это было не дублирование, а троирование.
Цитата: triage от 07.06.2025 05:44:23может подразумевается использование другого, но что считать правильным при разночтении данных
Можно другого, что конечно же лучше, можно того же типа. Даже два идентичных прибора будут давать разные показания - характеристики отражения уникальны для каждого сигнала. Вон они пишут, что была задержка с получением
достоверных данных, соответственно у них есть критерии определения достоверности сигнала, то есть, если один прибор не может получить
достоверные по их критериям данные, а второй может, то вот вам и ответ. В случае трёх решается голосованием - мажоритарная логика. В общем-то это всё - азбука измерений, никаких биномов).
Да и по сложности - на дворе всё-таки XXI век, весьма точные миниатюрные приборы вовсе не дороги, тем более в сравнении с бюджетами таких миссий.
Цитата: Arzach от 07.06.2025 20:50:42Да и по сложности - на дворе всё-таки XXI век, весьма точные миниатюрные приборы вовсе не дороги, тем более в сравнении с бюджетами таких миссий.
да на дворе XXI век и куча битых аппаратов, просто реальности насрать на весьма точные миниатюрные приборы
Получается был один дальномер. Это, конечно, не дело. Но китайские товарищи сравнивают свои успехи с этим: "(Им) надо научиться делать две вещи.
- Принимать на Земле сигнал не зашумленный и без перерывов как в этот раз
- Замедлять скорость у поверхности."
Так может быть виноваты еще и двигатель - мощности не хватило в ответственный момент. Или во время ориентации горизонта слишком мало времени было для разрешения на включение главного двигателя посадки
Цитата: ОАЯ от 09.06.2025 07:40:17Принимать на Земле сигнал не зашумленный и без перерывов как в этот раз
Непонятная фраза.
В заявлении на брифинге после аварии было сказано следующее:
ЦитироватьThe laser rangefinder used to measure the distance to the lunar surface experienced delays in obtaining valid measurement values.
Лазерный дальномер, использовавшийся для измерения расстояния до лунной поверхности, испытывал задержки в получении достоверных значений измерений.
Тут я вижу два варианта - дальномер либо вообще не получал отраженный сигнал, либо получал шумный сигнал, не отвечающий установленным критериям. А фраза в исходной цитате подразумевает, что сигнал зачем-то передавался на Землю. Это как?
Цитата: Arzach от 09.06.2025 22:15:56Тут я вижу два варианта - дальномер либо вообще не получал отраженный сигнал, либо получал шумный сигнал, не отвечающий установленным критериям.
Возможно, как на Л.-25 - измерения (в данном случае, лидара) поступали, но не успевали обрабатываться на борту. Про Землю в контексте ничего не увидел.
Цитата: Брабонт от 09.06.2025 22:30:43Про Землю в контексте ничего не увидел.
Цитата: Arzach от 09.06.2025 22:15:56Принимать на Земле сигнал не зашумленный и без перерывов как в этот раз
Цитата: Брабонт от 09.06.2025 22:30:43поступали, но не успевали обрабатываться на борту
ИМХО, маловероятно - там прямым текстом сказано "The laser rangefinder ... experienced delays".
https://mbd.baidu.com/newspage/data/landingsuper?context=%7B%22nid%22%3A%22news_9542039690895394734%22%7D&n_type=1&p_from=4
" Что еще ужаснее, так это то, что наземная система измерения и управления не обнаружила проблему вовремя, а возможность исправления ошибок в режиме реального времени была почти нулевой."
https://mbd.baidu.com/newspage/data/landingsuper?context=%7B%22nid%22%3A%22news_9197308281108924052%22%7D&n_type=1&p_from=4
" Будь то официальный тонкий зонд, падающий вверх тормашками, или спускаемый аппарат частного предприятия, теряющий управление по вертикали, все они указывают на один и тот же технический недостаток: алгоритм динамической регулировки положения недостаточен.В японских детекторах широко распространена "зависимость от одного датчика", и как только лазерная дальнометрия выходит из строя, она немедленно теряет контроль"
Да о связи с Землей ни слова :-*
Цитата: ОАЯ от 09.06.2025 23:13:09" Что еще ужаснее, так это то, что наземная система измерения и управления не обнаружила проблему вовремя, а возможность исправления ошибок в режиме реального времени была почти нулевой."
смысл их системы в отсутствии детского сада с корректировкой с земли, тут все по взрослому
Цитата: ОАЯ от 09.06.2025 23:13:09В японских детекторах широко распространена "зависимость от одного датчика", и как только лазерная дальнометрия выходит из строя, она немедленно теряет контроль
Cобственно, китайцы пишут о том же, о чём и я выше, подчеркивая, что их аппараты используют лазерные дальномеры наряду с микроволновыми, проще говоря, лидары и радары (и вполне вероятно ещё их и резервируют). А также отмечают недостатки американской программы CLPS, в который участники часто наступают на одни и те же грабли, поскольку не делятся технологиями друг с другом, а какая-либо унификация средств обеспечения посадки отсутствует.
Странно, что несколько раз подряд лидар работал, работал и перед касанием перестает и тут же пропадает связь. Можно ли допустить, что энергообеспечения без импульсных провалов хватает до критической точки? И когда требуется, например бОльшая вычислительная мощность, или включаются др. исполнительные механизмы начинаются перебои с энергией?
https://x.com/ISROSpaceflight/status/1936026036791099421
ЦитироватьISRO's Chandrayaan-2 Orbiter has imaged the crash site of Japan's Hakuto-R M2 "Resilience" lander 🇯🇵
This is the first image of the crater and debris left by the crash, which took place on June 6.
It was captured using the Orbiter High Resolution Camera (OHRC).
20250620_145712.jpg
Цитата: Rocinante от 20.06.2025 15:01:07crash site of Japan's Hakuto-R M2
С хорошей такой скоростью, похоже, шлёпнулся.
Цитата: Arzach от 20.06.2025 17:24:37Цитата: Rocinante от 20.06.2025 15:01:07crash site of Japan's Hakuto-R M2
С хорошей такой скоростью, похоже, шлёпнулся.
А в каком направлении? На 10:30?
Цитата: cross-track от 20.06.2025 20:01:24А в каком направлении? На 10:30?
Непонятно. Похоже на траекторию, близкую к вертикальной - останки вроде бы совсем рядом с кратером. Хотя может быть это всё двигателями разметало.
Если образовать такой кратер только кинетической энергией крашера, от аппарата вряд ли бы вообще что-то осталось :)
На гребне и внутри явно видны старые лунки. Похоже, что кратер природный?
Цитата: Брабонт от 20.06.2025 20:32:41Если образовать такой кратер только кинетической энергией крашера, от аппарата вряд ли бы вообще что-то осталось :)
Согласен. Но кратер не природный - есть пары изображений "до-после".
ISRO:
hakuto-r_site.gif
Оригинал получше здесь (https://x.com/Ramanean/status/1935941200587927958/photo/1).
И LRO тоже это место снял до-после, но сильно издали: https://lroc.im-ldi.com/images/1456
Цитата: Arzach от 20.06.2025 23:25:41Но кратер не природный - есть пары изображений "до-после".
Спасибо. Т.е. новый кратер утащил к себе старую реголитовую лунку.
Цитироватьispace (@ispace_inc)
24 июня 2025 года в 10:00 утра (04:00 МСК) мы проведем пресс-конференцию, чтобы предоставить обновленную информацию об анализе технических причин неудачи миссии 2 Hakuto-R.
Трансляция вступительных замечаний и технической презентации будет доступна для общественности по ссылке ниже.
https://youtube.com/live/q4WDq0JECtU?si=IgmjCeN03khrybHZ
Вы также сможете найти запись презентации на нашем канале YouTube.
Слайд с пресс-конференции - краткие итоги расследования аварии (LRF - лазерный дальномер):
Hakuto-r2_failure.jpg
ЦитироватьThe firm spoke about the failed landing on June 6 at a news conference on Tuesday.
It said that analysis of data sent from the lander showed that the altitude sensor, called the Laser Range Finder, failed to properly measure the spacecraft's distance to the lunar surface, and that the lander was unable to slow down in time.
The company said the sensor was meant to start measuring the altitude before it had reached three kilometers above the moon's surface. But it only began taking measurements when the craft was less than 1 kilometer from the surface.
Despite an attempt to slow down, the spacecraft made a hard landing.
As to what caused the problem, the firm listed several possibilities, including that the sensor's performance was lower than projected.
https://3dnews.ru/1124882/viyasnilas-prichina-krusheniya-chastnogo-yaponskogo-lunnogo-modulya-resilience-podvyol-lazerniy-dalnomer
ЦитироватьВыяснилась причина крушения частного японского лунного модуля Resilience — подвёл лазерный дальномер
24.06.2025 [18:02], Геннадий Детинич
Японская компания ispace завершила расследование причин аварии лунного модуля Resilience. Попытка посадки, предпринятая 5 июня, завершилась сокрушительным падением аппарата и образованием кратера диаметром 16 метров. По мнению комиссии, причиной крушения стал неисправный лазерный дальномер, который не смог своевременно определить высоту над поверхностью Луны.
Первый модуль компании ispace, отправленный на Луну, также потерпел крушение при попытке посадки в 2023 году. Тогда расследование показало, что проблема заключалась в программном обеспечении, которое ошибочно рассчитало высоту: аппарат находился на высоте 5 км, тогда как система считала, что он завис прямо над поверхностью. Всё топливо было израсходовано на «зависание», и на саму посадку его уже не хватило.
После аварии 5 июня 2025 года специалисты компании первым делом проверили программное обеспечение и бортовой компьютер — никаких неполадок выявлено не было. Затем начались проверки вспомогательных систем, включая лазерный дальномер. Выяснилось, что прибор провёл первое измерение высоты лишь на удалении 900 метров от поверхности Луны, хотя серия предпосадочных замеров должна была начаться с высоты 3000 метров. Из-за опоздания система не успела снизить скорость до безопасного уровня. Последнее зафиксированное измерение было выполнено на высоте 192 метра, при этом скорость снижения составляла всё ещё критические 42 м/с.
Проверка не выявила нарушений при установке дальномера. На его работу могли повлиять условия полёта, низкая отражательная способность лунной поверхности или иные факторы. Чтобы избежать повторения ошибки, компания сменит поставщика лазерных дальномеров. Примечательно, что в первой миссии использовалось устройство другого производителя, но тот прекратил выпуск таких приборов. Новому дальномеру уделят повышенное внимание, включая более строгие тесты — это потребует дополнительных вложений в размере около $10 млн.
Все эти меры должны обеспечить успех двух следующих миссий ispace, запуск которых запланирован на 2027 год.
Цитата: cross-track от 24.06.2025 22:32:59Проверка не выявила нарушений при установке дальномера. На его работу могли повлиять условия полёта, низкая отражательная способность лунной поверхности или иные факторы.
Ну какие иные факторы? Как водится у частников, наверняка минимизировали наземные испытания.
Цитата: Брабонт от 24.06.2025 22:50:29Ну какие иные факторы? Как водится у частников, наверняка минимизировали наземные испытания.
Да нет, на земле опытные измерения производились с использованием аж целых двух одинаковых дальномеров (хотя на аппарате он один), но как уже писалось выше, необходимо использовать несколько приборов, желательно разнотипных. Теперь-то они в выводах пишут то же самое - необходимо лазерные дополнить радарными, а также использовать распознавание изображений. При всём при том, в первом полёте лидар отработал нормально, но они поменяли поставщика, чтобы "повысить надёжность".