Всем привет!
Учусь на аэрокосмического инженера, первый курс, в свободное время собираю всякие прототипы, роботов и т.д. (я поступил на эту специальность осознанно).
Собираю макет ПуВРД, в качестве топлива выбрал этиловый спирт (C2H5OH).
На химии энергоемких материалов мы проходили, что он был одним из первых горючих в ракетах (V2), но потом уступил место керосин-LOX и другим. Хотя как топливо - он очень экологичен и доступен.
Мне для ПуВРД окислитель не нужен (движок-то атмосферный), а вот спирт я бы как-то модифицировал.
Подскажите пожалуйста, где можно почитать на эту тему что-то годное?
Книги (лучше советские), публикации?
Может есть готовые рецепты? (авиамоделистов, ракетомоделистов)
Например, разбавить его керосином или бензином в какой-то пропорции, чтобы увеличить удельный импульс, и т.д.
Применение именно в реактивном (ПуВРД), не в ДВС. И также строю "как бы турбореактивный" двигатель (алюминиевая банка с импеллером-нагнетателем, турбинами на этой же оси и круговой впрыск топлива туда), там тоже применю.
Потом все зафотаю, что получилось и выложу, если интересно (делаю эти проекты сейчас на научный конкурс, что будет в понедельник, осталось только топливные системы изготовить и все отладить).
Спасибо за ответы!
А почему именно этиловый спирт?
Цитата: Camille от 26.04.2024 19:43:04Подскажите пожалуйста, где можно почитать на эту тему что-то годное?
Книги (лучше советские), публикации?
Может есть готовые рецепты? (авиамоделистов, ракетомоделистов)
Например, разбавить его керосином или бензином в какой-то пропорции, чтобы увеличить удельный импульс, и т.д.
Хм. В моём детстве (восьмидесятые) ракетомоделисты использовали пороховые двигатели. Вообще не слышал о жидкостных. По-моему, на соревнованиях такого класса не было.
Авиамоделисты (которые не с планером или резиномотором) использовали смесь эфир-керосин-касторовое масло. Может для некоторых движков и шёл спирт вместо керосина, но популярностью они точно не пользовались.
Так что я в сомнении насчёт советских книг на тему.
А вообще этиловый спирт как горючее должен работать, он дешёвый и относительно неядовитый. Если слишком жарко горит - можно разбавить водой чутка.
Он хочет пульсирующий ВРД сделать, что-то вроде:
https://www.youtube.com/watch?v=jlJl1V9qTCk
Но вообще энтузиасты их делают на пропане.
На мой взгляд, стрёмная штука.
Цитата: Ну-и-ну от 28.04.2024 21:08:42А вообще этиловый спирт как горючее должен работать, он дешёвый и относительно неядовитый. Если слишком жарко горит - можно разбавить водой чутка.
Что и сделал фон Браун в 1939г...1941г. совместно с Вальтером Тилем. Постепенно поднимали концентрацию раствора спирта в воде, таким образом поднимали теплоту сгорания горючего в кислороде и соответственно тягу и удельный импульс двигателя. Одновременно повышалась и температура в КС и снижалась её надежность. Остановились на 75% спирте, хотя были и чуть более 80%.
Класса моделей с ПВРД не помню, по-моему не было такого. Попадалась статья кажется в Моделисте-Конструкторе с описанием, но деталей не помню совершенно.
Вообще, кустарное изготовление двигателей (не резиномоторов) от авиамоделистов или ракетомоделистов не предполагалось и не приветствовалось (скорее даже запрещалось). Т.е. статья была из разряда "вона что делали на заре авиации", а не "всякий может изготовить похожую шнягу из куска водопроводной трубы и паяльной горелки".
Цитата: Владимир Шпирько от 28.04.2024 21:57:56Что и сделал фон Браун в 1939г...1941г. совместно с Вальтером Тилем.
Ну да, факт известный.
Цитата: Ну-и-ну от 28.04.2024 22:31:40Вообще, кустарное изготовление двигателей (не резиномоторов) от авиамоделистов или ракетомоделистов не предполагалось. Т.е. статья была из разряда "вона что делали на заре авиации", а не "всякий может изготовить похожую шнягу из куска водопроводной трубы и паяльной горелки".
1. Все зависит от времени.... еще в Советском Союзе двигатели для моделей ракет делали сами - например "карамельку".
2. Изготовить "такую шнягу" не так уж сложно, гораздо сложнее выжить после её испытания особенно если что-то регулировать на работающем движке.
Цитата: Владимир Шпирько от 28.04.2024 22:38:21Цитата: Ну-и-ну от 28.04.2024 22:31:40Вообще, кустарное изготовление двигателей (не резиномоторов) от авиамоделистов или ракетомоделистов не предполагалось. Т.е. статья была из разряда "вона что делали на заре авиации", а не "всякий может изготовить похожую шнягу из куска водопроводной трубы и паяльной горелки".
1. Все зависит от времени.... еще в Советском Союзе двигатели для моделей ракет делали сами - например "карамельку".
2. Изготовить "такую шнягу" не так уж сложно, гораздо сложнее выжить после её испытания особенно если что-то регулировать на работающем движке.
Ракетомоделисты были в соседней комнате подвала :D , но что-то не помню, чтобы они сами РДТТ набивали. Но могу и ошибаться.
Цитата: Ну-и-ну от 28.04.2024 22:41:51Цитата: Владимир Шпирько от 28.04.2024 22:38:21Цитата: Ну-и-ну от 28.04.2024 22:31:40Вообще, кустарное изготовление двигателей (не резиномоторов) от авиамоделистов или ракетомоделистов не предполагалось. Т.е. статья была из разряда "вона что делали на заре авиации", а не "всякий может изготовить похожую шнягу из куска водопроводной трубы и паяльной горелки".
1. Все зависит от времени.... еще в Советском Союзе двигатели для моделей ракет делали сами - например "карамельку".
2. Изготовить "такую шнягу" не так уж сложно, гораздо сложнее выжить после её испытания особенно если что-то регулировать на работающем движке.
Ракетомоделисты были в соседней комнате подвала :D , но что-то не помню, чтобы они сами РДТТ набивали. Но могу и ошибаться.
В 1968...73гг. Селитра 60%/сахарная пудра 40%. Иногда добавляли чуточку медного купороса или соли бария - ну это для окраски пламени...
Цитата: Владимир Шпирько от 28.04.2024 22:38:21Все зависит от времени.... еще в Советском Союзе двигатели для моделей ракет делали сами - например "карамельку".
И "карамельку" и даже набивали охотничьи гильзы 16-го калибра с выбитым капсюлем охотничьим же черным порохом с помощью самодельных прессов (и с формированием канала). Это все, конечно, категорически официально не приветствовалось. Но делалось.
Кстати, простой поиск по словам "модельные ПуВРД" выдает вот что (https://djvu.online/file/1G9nKqrQ4YHRF):
Книжка "В.БОРОДИН ПУЛЬСИРУЮЩИЕ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЕ ДВИГАТЕЛИ ЛЕТАЮЩИХ МОДЕЛЕЙ САМОЛЕТОВ"
ИЗДАТЕЛЬСТВО ДОСААФ
МОСКВА — 1968
Цитата: Camille от 26.04.2024 19:43:04Собираю макет ПуВРД, в качестве топлива выбрал этиловый спирт (C2H5OH).
На химии энергоемких материалов мы проходили, что он был одним из первых горючих в ракетах (V2), но потом уступил место керосин-LOX и другим. Хотя как топливо - он очень экологичен и доступен.
Мне для ПуВРД окислитель не нужен (движок-то атмосферный),
а вот спирт я бы как-то модифицировал.
Если лишь макет, то проще использовать газ из баллонов.
Тот, что лично для Вас будет удобен - хоть пропан, хоть метан. хоть что-то ещё.
Благо размерность баллонов доступна почти любая.
И "модифицировать" ничего не надо.
Хорошо бахает и требует крайне низкой энергии для зажигания эфир. Из баллонов "быстрый запуск в мороз" для автомобилей.
http://forums.airbase.ru/2012/10/t86998--sovetskie-aviamodelnye-dvizhki-memuary.html (http://forums.airbase.ru/2012/10/t86998--sovetskie-aviamodelnye-dvizhki-memuary.html)
Народ вспоминает всякое на авиабазе, был спирт как горючее, говорят. Причём метиловыйбыл запрещён как яд (логично), а этиловый был дефицитен и по сравнению с керосином проигрывал (тоже логично). Но это именно про авиамодельные.
И онлайн музей авиамодельных двигателей до кучи:
https://dzen.ru/id/5cc06d6524a36500b485ef1e (https://dzen.ru/id/5cc06d6524a36500b485ef1e)
Наверое, ПуВРД ищется тоже?
Ребята, огромное спасибо за ответы!
Я сделал пока на газе, как Евгений посоветовал.
У меня стоит "водяной замок" (т.е. бутыль с водой, где газ подается в длинную трубку с дна, а забирается с короткой трубки из-под крышки; если и пройдет пламя, то погаснет в воде), спиртяшка почему-то не горит (видимо, слишком разбавляется водой), а бутан-пропан для заправки зажигалок - хорошо горит, устойчиво.
Я делал одновременно 2 модели - ПуВРД и "турбореактивный" (по сути - алюминиевая банка с импеллером для принудительного наддува воздуха, внутри крыльчаток нет, поэтому слово "турбореактивный" в кавычках).
Внутри второго - топливная система в виде трубки, свернутой в кольцо с форсунками, которые проковырял шилом по кругу (8 шт). Только он не поджигается нормально, надо еще поставить свечу зажигания (как включаю наддув - он сдувает весь газ и пламя гаснет).
b7e3f123-2f26-43a4-adf2-f595a6b8c202.jpg
3b07a749-07e5-4fcd-bcc7-c82f258093e7.jpg
Ну теперь самое время использовать спирт этиловый по прямому назначению - обмыть установку....
Охренеть. Не перевелись ещё эти самые, Кулибины и Можайские.
Этиловый спирт был выбран из-за охлаждающей способности с чем были проблемы у первых жрд, с толстой огневой стенкой камеры. ПуВРД вряд ли будет работать на спирте, на бензине шансов больше
Цитата: Владимир Шпирько от 28.04.2024 22:38:212. Изготовить "такую шнягу" не так уж сложно, гораздо сложнее выжить после её испытания особенно если что-то регулировать на работающем движке.
Да уж. Потому я и говорю, что это стрёмная штука. Но смельчаки продолжают играть со смертью:
https://www.youtube.com/watch?v=H26f8uGP20Y&t=86s
Цитата: Camille от 30.04.2024 08:09:24Я делал одновременно 2 модели - ПуВРД и "турбореактивный"
Супер! Восхитительно! Но будьте осторожны, не взорвитесь.
Ребята, спасибо всем за теплые слова, так приятно за такие отклики! :)
Учебный год закончился, в следующем я хочу заняться более плотно темой ракетомоделизма и РДТТ, т.к. спецдисциплина по ЖРД будет только на IV курсе, а ракеты с "карамелью", наверное, я сделать смогу, и карамель сварить, и сами ракеты построить.
Плюс, у нас образовалась отличная команда из трех человек, поэтому, надеюсь, все получится.
Еще раз спасибо за такое отношение, я даже не думал, что вы так отреагируете (привык к одному негативу и обесцениванию в Интернете, этот форум - приятное исключение).
Главное - будьте осторожны! :)
Цитата: Camille от 31.05.2024 19:51:00Ребята, спасибо всем за теплые слова, так приятно за такие отклики! :)
Учебный год закончился, в следующем я хочу заняться более плотно темой ракетомоделизма и РДТТ, т.к. спецдисциплина по ЖРД будет только на IV курсе, а ракеты с "карамелью", наверное, я сделать смогу, и карамель сварить, и сами ракеты построить.
Плюс, у нас образовалась отличная команда из трех человек, поэтому, надеюсь, все получится.
Еще раз спасибо за такое отношение, я даже не думал, что вы так отреагируете (привык к одному негативу и обесцениванию в Интернете, этот форум - приятное исключение).
"Карамельку" варить НЕ НАДО. Это смесевое, а не гомогенное топливо. Называется так, потому, что после пуска получается стойкий запах жженого сахара, как при кустарной варке конфет. Калийная селитра (KNO3) и сахарная пудра гигроскопичны - и хорошо слипаются при прессовании. Далее по памяти - и давно было. Двигатель из бумажной гильзы 16го калибра, без сопла. Особенно ценились гильзы с капсюлем "Жевело". Посадочное место под капсюль высверливали d=6,0мм. Иногда больше. на плите у нас было 4 штыря d=6мм. Длина штыря около 1/4 длины гильзы. На эти штыри надевали гильзы.
60% селитры и 40% сахарной пудры - по-очереди чайная ложка селитры/пол-чайной ложки пудры и перемешивать - так получали смесь, которую потом засыпали мелкими порциями в гильзы с открытой стороны. 2...3 чайных ложки смеси и прессовать трамбовкой по внутреннему диаметру гильзы. Вначале трамбовкой с отверстием на конце - одевается на центральный штырь. Формируется центральный канал. Потом без. Удары рукой не сильно - 5..6 ударов с ходом 20...30мм. Засыпали новую порцию и повторить.... и т.д. И к сожалению не помню, и спросит почти не у кого. Взвешивали пустую гильзу до и прекращали на ?какой-то? навеске. Обычно на глазок набивали на плите потом снимали, взвешивали - добавляли последнюю навеску, трамбовали и вставляли 2 войлочных пыжа + 1 картонный. И завальцовали гильзу. по завальцовке заливали столярным клеем. Отверстие - сопло заклеивали изолентой. Перед использованием изоленту отрывали и засыпали немного дымного пороха.