Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Космонавтика - ее история, назначение и перспективы => Тема начата: Шамс от 25.02.2024 05:08:11

Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 25.02.2024 05:08:11
Странно, что до сих пор такой темы не было.
Ну значит, начнем.
Статья космонавта Льва Смиренного.
ФАНТОМ ПРОТИВ РАДИАЦИИ | Наука и жизнь (nkj.ru) (https://www.nkj.ru/archive/articles/1352/)

В одном из залов Политехнического музея в Москве можно увидеть фантом-манекен, летавший на космическом корабле по околоземной орбите и вокруг Луны.
Наш фантом облетел Луну на аппарате "Зонд-7", и в результате были получены данные о распределении доз в теле космонавта и их физических характеристиках при полете по трассе Земля-Луна -Земля. Специалисты пришли к выводу: "При отсутствии солнечных вспышек радиация на этой трассе полета не страшна". Кроме того, было доказано, что фантом можно использовать при экспериментах в космосе.
Название: История 7К-Л1-УР-500К
Отправлено: Шамс от 25.02.2024 05:17:21
Тканеэквивалентный фантом-манекен ФМ-2 - 1968 - Политехнический музей - Коллекция (polymus.ru) (https://polymus.ru/collection/detail/tkaneekvivalentnyy-fantom-maneken-fm-2)

Этот фантом летал в космос дважды. В первый раз — в 1969 году, на борту аппарата «Зонд-7». Советский Союз всерьёз готовился к пилотируемой лунной экспедиции, так что зонду, помимо съёмок обратной стороны Луны, поручили ещё одно важное дело — собрать данные о рисках вредного воздействия радиации на космонавтов в ходе такого длительного перелёта. Фантом вернулся на Землю с бесценной информацией. К сожалению, СССР она так и не пригодилась.
Вторая экспедиция ФМ-2 состоялась годом позже. Тогда в СССР прибыл президент Франции Жорж Помпиду, и ему решили показать пуск какого-нибудь космического аппарата. Пилотируемых полётов в те дни не планировали, в кресло космонавта сел манекен. «Помпидушка» — так инженеры в шутку прозвали аппарат — слетала на орбиту и вернулась с целым и невредимым фантомом.
Инженеры придали манекену узнаваемые черты Юрия Гагарина.
Название: История 7К-Л1-УР-500К
Отправлено: К.А. от 25.02.2024 14:58:51
А какие габариты и вес манекена?
Название: История 7К-Л1-УР-500К
Отправлено: Бертикъ от 25.02.2024 16:59:18
Цитата: К.А. от 25.02.2024 14:58:51А какие габариты и вес манекена?
Наверное тоже как у Юры - 55 кг, 170 см))
Название: История 7К-Л1-УР-500К
Отправлено: Шамс от 26.02.2024 02:12:52
Второй раз манекен ФМ-2 летал на "Космосе-368".
РВСН в операции «Пальма-4» (rvsn.info) (https://rvsn.info/history/hist_palma04.html?ysclid=lt23s13llq772937428)
Название: История 7К-Л1-УР-500К
Отправлено: Шамс от 26.02.2024 02:25:49
Операции «Пальма» : Министерство обороны Российской Федерации (encyclopedia.mil.ru) (https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=13739@morfDictionary)

19-20 сентября 1966 состоялся смотр ракетной техники руководителями СССР и секретарями коммунистических и рабочих партий социалистических стран на полигоне Байконур (операция «Пальма-2»). В ходе смотра были продемонстрированы межконтинентальные ракетные комплексы Р-36, УР-100, РТ-2, ракетный комплекс оперативно-тактического назначения ТР-1, ракеты-носители 8К78, 11А57, УР-500, космические объекты «Протон», «Молния-1», «Марс», «Зенит-4», «Луна-9», «Венера», «Луна-10», искусственные спутники Земли серии «Космос», а также ракетно-космический комплекс Н-1. Были проведены учебно-боевые пуски ракеты Р-36, УР-100, Р-16У, ТР-1 и запуск спутника связи «Молния-1». Руководил показом Главнокомандующий Ракетными войсками Маршал Советского Союза Крылов Н.И.

23-24 октября 1969 состоялся смотр ракетной техники руководителями СССР и партийно-правительственной делегацией Чехословацкой Социалистической Республики во главе с Первым секретарем ЦК КПЧ Г. Гусаком (операция «Пальма-3»). На боевой работе присутствовал Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев Л.И.. Члены делегации осмотрели межконтинентальные ракетные комплексы Р-36, УР-100, РТ-2, ракеты-носители 11А57, УР-500, космические объекты «Протон», «Зенит», лунную станцию Е-8, космический корабль для облета Луны 7К-Л1, спускаемый аппарат корабля «Восток», а также ракетно-космический комплекс Н-1. Затем были проведены учебно-боевые пуски ракеты Р-36 и УР-100. Руководил показом Главнокомандующий Ракетными войсками Маршал Советского Союза Крылов Н.И.
Название: История 7К-Л1-УР-500К
Отправлено: Бертикъ от 26.02.2024 02:49:31
Цитата: Шамс от 26.02.2024 02:12:52Второй раз манекен ФМ-2 летал на "Космосе-368".
РВСН в операции «Пальма-4» (rvsn.info) (https://rvsn.info/history/hist_palma04.html?ysclid=lt23s13llq772937428)
А вот интересно - К-368 это Зенит-2М. Внутри у него плотно фотоаппаратуры. Но сверху - контейнер "Наука". Неужто в нем летал?
Название: История 7К-Л1-УР-500К
Отправлено: Шамс от 26.02.2024 02:56:54
Цитата: Бертикъ от 26.02.2024 02:49:31
Цитата: Шамс от 26.02.2024 02:12:52Второй раз манекен ФМ-2 летал на "Космосе-368".
РВСН в операции «Пальма-4» (rvsn.info) (https://rvsn.info/history/hist_palma04.html?ysclid=lt23s13llq772937428)
А вот интересно - К-368 это Зенит-2М. Внутри у него плотно фотоаппаратура. Но сверху - контейнер "Наука". Неужто в нем летал?
А как манекен вернулся на Землю? Очевидно, что он был в "шарике". Значит, этот К-368 был какой-то особенный. Его в статье даже называют Бионом.
Название: История 7К-Л1-УР-500К
Отправлено: Шамс от 12.03.2024 00:41:16
Тренажеры Л1 (archive.org) (https://web.archive.org/web/20211018012314/http://www.kik-sssr.ru/Ttraine_L1.htm#)

К сожалению, не открываются картинки. :(
Название: История 7К-Л1-УР-500К
Отправлено: Шамс от 12.03.2024 01:52:03
Корпус СА тренажера ТДК-Ф91.
Хорошо виден посадочный люк для экипажа корабля 7К-Л1.
Название: История 7К-Л1-УР-500К
Отправлено: Шамс от 12.03.2024 02:05:45
А вот это я полагаю корпуса СА и БО тренажера ТДК-Ф81, который предназначался для тренировок пилотов ЛОК по стыковке с ЛК.
БО лежит на боку, потому что так удобнее на земле.
БО не похож на союзовский.
Название: История 7К-Л1-УР-500К
Отправлено: Шамс от 12.03.2024 02:29:16
Вован ставил фоты СА корабля Л1, который сейчас находится в музее Байконура.
Теперь можно сравнить с чертежом.
Кстати, что там за емкость какая-то? Вместо контейнера запасной парашютной системы.
Название: История 7К-Л1-УР-500К
Отправлено: Бертикъ от 12.03.2024 02:49:04
Цитата: Шамс от 12.03.2024 02:05:45БО лежит на боку, потому что так удобнее на земле.
БО не похож на союзовский.
Насчет БО не уверен. С этих ракурсов вполне похож на союзовский. Куда входит серебристая труба - это выходной люк. Справа - закрытый лючком проход в СА. Слева - упирается в серые ящики место стыковочного агрегата. И остальные элементы на местах, только закрыты кожухами. А вот ЛОКовского сферического блистера нет.
Цитата: Шамс от 12.03.2024 02:29:16Кстати, что там за емкость какая-то? Вместо контейнера запасной парашютной системы.
Может дополнительная перекись для СУС? Возвращение то со второй космической, да еще и с нырком.
Название: История 7К-Л1-УР-500К
Отправлено: Liss от 13.03.2024 14:54:23
Цитата: Шамс от 26.02.2024 02:56:54
Цитата: Бертикъ от 26.02.2024 02:49:31
Цитата: Шамс от 26.02.2024 02:12:52Второй раз манекен ФМ-2 летал на "Космосе-368".
РВСН в операции «Пальма-4» (rvsn.info) (https://rvsn.info/history/hist_palma04.html?ysclid=lt23s13llq772937428)
А вот интересно - К-368 это Зенит-2М. Внутри у него плотно фотоаппаратура. Но сверху - контейнер "Наука". Неужто в нем летал?
А как манекен вернулся на Землю? Очевидно, что он был в "шарике". Значит, этот К-368 был какой-то особенный. Его в статье даже называют Бионом.
"Космос-368" был официально заявлен как спутник для проведения биологических исследований:

19701009 Pravda K368.jpg
Название: История 7К-Л1-УР-500К
Отправлено: Бертикъ от 13.03.2024 15:33:22
Цитата: Liss от 13.03.2024 14:54:23"Космос-368" был официально заявлен как спутник для проведения биологических исследований
Решил поискать подробности.
Этот спутник был запущен во время посещения Байконура президентом Франции Жоржем Помпиду и получил прозвище "Помпидушка")))).
Насколько я понял, этот пуск готовился специально к посещению и поэтому решили пускать не штатный Зенит, а нечто с научной программой. И всё, что успели придумать - манекен для изучения влияния космической радиации на жизнедеятельность человека в будущих длительных межпланетных полетах. Кроме того на спутнике впервые была получена биомасса (аппаратура "Оазис").
Название: История 7К-Л1-УР-500К
Отправлено: aaa от 13.03.2024 17:18:01
ЦитироватьНа спутнике были экспонированы дрожжевые клетки, водородные бактерии, семена салата и гороха. Часть биобъектов подвергали гамма-облучению до полета, а вторую часть биобъектов — после полета. Как до, так и после радиационного воздействия факторы космического полета, как и ожидалось, не оказали заметного влияния на радиобиологический эффект.
https://memoclub.ru/2015/11/q1_8/
Название: История 7К-Л1-УР-500К
Отправлено: Бальзам Космический от 14.03.2024 18:46:33
Подсмотрел у Гюнтера: (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/356698.webp)
А что это за предстартовая авария?
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/356699.webp)
Название: История 7К-Л1-УР-500К
Отправлено: Бертикъ от 14.03.2024 19:24:10
Цитата: Бальзам  Космический от 14.03.2024 18:46:33А что это за предстартовая авария?
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/356699.webp)
Аварийное выключение ДУ на 2 сек работы (до контакта подъема).
Взрыв. СК сильно пострадал.
Название: История 7К-Л1-УР-500К
Отправлено: Шамс от 23.03.2024 01:30:09
50 РАРИТЕТОВ: Пересадка на орбите. Из истории лунной пилотируемой программы | РГАНТД Архивы России | Дзен (dzen.ru) (https://dzen.ru/a/ZfxxnZQnJxNv1y8L)
Название: История 7К-Л1-УР-500К
Отправлено: Бертикъ от 23.03.2024 02:17:08
Цитата: Шамс от 23.03.2024 01:30:0950 РАРИТЕТОВ: Пересадка на орбите. Из истории лунной пилотируемой программы | РГАНТД Архивы России | Дзен (dzen.ru) (https://dzen.ru/a/ZfxxnZQnJxNv1y8L)
Значит всё-таки переход был с разгерметизацией СА?
Но это же всю аппаратуру надо как минимум тестировать на работу в вакууме, а как максимум переделывать под такую работу.
Осталось определить - он ли Л1С или нет))))
Название: История 7К-Л1-УР-500К
Отправлено: Шамс от 23.03.2024 02:27:00
Цитата: Бертикъ от 23.03.2024 02:17:08
Цитата: Шамс от 23.03.2024 01:30:0950 РАРИТЕТОВ: Пересадка на орбите. Из истории лунной пилотируемой программы | РГАНТД Архивы России | Дзен (dzen.ru) (https://dzen.ru/a/ZfxxnZQnJxNv1y8L)
Значит всё-таки переход был с разгерметизацией СА?
Но это же всю аппаратуру надо как минимум тестировать на работу в вакууме, а как максимум переделывать под такую работу.
Осталось определить - он ли Л1С или нет))))
Вот именно. Разгерметизация СА.
Это доп. требования к аппаратуре.
Может быть, Л1С - специальный.
И под эту пересадку успели заложить корабли.
А потом они ушли на Н1-Л3.
Вообще, конечно, авантюра полная.
Во люди были рискованные, чего только не предлагали. ;)
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Бертикъ от 23.03.2024 07:18:55
Цитата: Шамс от 23.03.2024 02:27:00Во люди были рискованные, чего только не предлагали
Это всё наше любимое "жить захочешь - не так раскорячишься")))))
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: WkWk от 23.03.2024 09:07:27
Усердие все превзнемогает !  :)
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: WkWk от 23.03.2024 09:19:07
А любопытно - вариант с подсадкой одного человека на Л1 не рассматривали? 
Заодно и подготовка перехода из ЛОК в ЛК....
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 07.04.2024 02:16:50
А этот СА от какого 7К-Л1?
Или это союзовский СА?
БО от какого ЛОКа?
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Бертикъ от 07.04.2024 03:03:30
Цитата: Шамс от 07.04.2024 02:16:50А этот СА от какого 7К-Л1?
Или это союзовский СА?
БО от какого ЛОКа?
Это СА от Л1 №16. Так на нем написано. Фото где-то на форуме было.
А вот номер БО неизвестен - крупных надписей нет, а подробно его никто не фотографировал.
ЗЫ: а горизонтально там лежит СА от Союза (тоже с неизвестным номером) и ПАО от Л1 №15.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Бальзам Космический от 07.04.2024 03:07:57
Цитата: Шамс от 07.04.2024 02:16:50А этот СА от какого 7К-Л1?
Или это союзовский СА?
БО от какого ЛОКа?
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/357768.jpg)
У Вэйда написано, что это в МАИ...
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Бальзам Космический от 07.04.2024 03:16:00
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/46377.jpg)
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 03.05.2024 19:15:44
Я так понимаю, что это макетный СА Л1.
Вот только какой?
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 03.05.2024 19:31:02
Крепление конуса САС к ГО.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Бертикъ от 03.05.2024 20:11:47
Цитата: Шамс от 03.05.2024 19:15:44Я так понимаю, что это макетный СА Л1.
Вот только какой?
А парашютный люк то один вроде?
lok-ca.jpg 
Уж не от ЛОК-а ли СА?
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 03.05.2024 22:05:04
А так это ЛОК из колледжа?
Его разобрали.
СА изображает Л1. БО рядом.
На фото Илья Овчинников. Мир тесен.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 03.05.2024 22:13:47
Конус.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Бертикъ от 03.05.2024 23:37:22
Цитата: Шамс от 03.05.2024 22:05:04А так это ЛОК из колледжа?
Его разобрали.
СА изображает Л1. БО рядом.
На фото Илья Овчинников. Мир тесен.
Нет. СА ЛОК из колледжа находится по-прежнему в колледже.
2022 г:
lok-ca4.jpg 
Но в РКК точно еще один СА ЛОК. Нашел лучшее фото, на котором под люком точно видно "11Ф93 1100-0" и еще какие-то цифры неразборчиво:
lok-ca2.jpg
Вот бы кто разобрал или специально сходил списать))
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Бертикъ от 03.05.2024 23:46:04
Цитата: Шамс от 03.05.2024 22:13:47Конус.
А центральная часть - пустая. Всё-таки для посадки? ;)
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 19.06.2024 01:24:55
Цитата: Бертикъ от 03.05.2024 23:46:04
Цитата: Шамс от 03.05.2024 22:13:47Конус.
А центральная часть - пустая. Всё-таки для посадки? ;)

Если сравнить фото и чертежи, то да, есть проход к верхнему люку-лазу.
Значит, посадка космонавтов на стартовой позиции была через него.
На фото и чертеже видно, что для них оставили проход к люку.
Бугров говорил о боковом люке, потому что он это отрабатывал для варианта с подсадкой.
Поэтому у него в памяти так и отложилось.
И еще, на опорный конус устанавливались аккумуляторы.
Вопрос - зачем? Где они на чертеже?
Всего там 6 контейнеров. Кто знает, что это?
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Бертикъ от 19.06.2024 11:24:05
Цитата: Шамс от 19.06.2024 01:24:55И еще, на опорный конус устанавливались аккумуляторы.
Вопрос - зачем? Где они на чертеже?
Всего там 6 контейнеров. Кто знает, что это?
Будем рассуждать логически. Конус сбрасывается перед запуском блока Д. Значит на нем расположено то, что служит только во время работы ступеней Протона. Т.е АБ запитывают систему управления РН, которая частично или полностью расположена на том же конусе. Возможно штатных АБ корабля Л1 не хватало.
ЗЫ: думаю, что АБ это три самых больших контейнера.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Anatoly Zak от 19.06.2024 16:03:53
Цитата: Бертикъ от 19.06.2024 11:24:05
Цитата: Шамс от 19.06.2024 01:24:55И еще, на опорный конус устанавливались аккумуляторы.
Вопрос - зачем? Где они на чертеже?
Всего там 6 контейнеров. Кто знает, что это?
Будем рассуждать логически. Конус сбрасывается перед запуском блока Д. Значит на нем расположено то, что служит только во время работы ступеней Протона. Т.е АБ запитывают систему управления РН, которая частично или полностью расположена на том же конусе. Возможно штатных АБ корабля Л1 не хватало.
ЗЫ: думаю, что АБ это три самых больших контейнера.
Похожие аккумуляторы до сих пор на Союзе летают:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/371137.jpg)
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Бертикъ от 19.06.2024 19:25:45
Цитата: Anatoly Zak от 19.06.2024 16:03:53
Цитата: Бертикъ от 19.06.2024 11:24:05
Цитата: Шамс от 19.06.2024 01:24:55И еще, на опорный конус устанавливались аккумуляторы.
Вопрос - зачем? Где они на чертеже?
Всего там 6 контейнеров. Кто знает, что это?
Будем рассуждать логически. Конус сбрасывается перед запуском блока Д. Значит на нем расположено то, что служит только во время работы ступеней Протона. Т.е АБ запитывают систему управления РН, которая частично или полностью расположена на том же конусе. Возможно штатных АБ корабля Л1 не хватало.
ЗЫ: думаю, что АБ это три самых больших контейнера.
Похожие аккумуляторы до сих пор на Союзе летают:

Точно - они. Но на первых Союзах и на Л1 здесь в агрегатном отсеке их, вроде, не было - были только в приборном отсеке.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 25.06.2024 17:49:30
Цитата: Бертикъ от 19.06.2024 11:24:05
Цитата: Шамс от 19.06.2024 01:24:55И еще, на опорный конус устанавливались аккумуляторы.
Вопрос - зачем? Где они на чертеже?
Всего там 6 контейнеров. Кто знает, что это?
Будем рассуждать логически. Конус сбрасывается перед запуском блока Д. Значит на нем расположено то, что служит только во время работы ступеней Протона. Т.е АБ запитывают систему управления РН, которая частично или полностью расположена на том же конусе. Возможно штатных АБ корабля Л1 не хватало.
ЗЫ: думаю, что АБ это три самых больших контейнера.
Именно так. Вот попалось в одном документе:
батареи опорного конуса (блок 803) - 3х100 ач.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Александр Геннадьевич Шлядинский от 26.06.2024 12:21:46
У первых Союзов был торовый отсек в хвостовой юбке, который видимо сбрасывался перед тормозным импульсом. Там видимо и стояли допаккумуляторы и часть электронного оборудования, необходимого при стыковке.(Про сброс я пока ни где не видел. Возможно в начале планировали, но потом отказались. А отсек был уже готов) У Зонда аккумуляторы перенесли на передний конус, который сбрасывался и не требовал для этого доп креплений, как если бы его установили в хвостовой юбке. Начиная с десятого союза аккумуляторы стоят в хвостовой юбке и не сбрасываются. Видимо топлива на их торможение тратится меньше, чем весил бы механизм сброса.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 29.06.2024 03:15:30
Стенд-тренажер "Волчок".
Отработка ручного управления советским лунным кораблем на центрифуге с перегрузками до 14g | Прогулки в стратосфере | Дзен (dzen.ru) (https://dzen.ru/a/YHnfdBuDeFqCSudy)
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 29.06.2024 03:35:28
Эксперименты с 7-ми суточным пребыванием в скафандре при имитации разгерметизации КК при полете на Луну. | Прогулки в стратосфере | Дзен (dzen.ru) (https://dzen.ru/a/YGwd1gaR5k_hxlAk)
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: WkWk от 29.06.2024 16:46:58
Судя по скафандрам - это вероятно испытания для Востока. Если двигатель откажет и кабина разгерметизируется...
 На Зонде же вроде без скафандров должны были лететь....
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Schwalbe от 09.07.2024 11:16:27
Цитата: WkWk от 29.06.2024 16:46:58Судя по скафандрам - это вероятно испытания для Востока. Если двигатель откажет и кабина разгерметизируется...
 На Зонде же вроде без скафандров должны были лететь....
На ЛК-1 был скафандр, вроде.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Schwalbe от 09.07.2024 11:20:45
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/68119)
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: WkWk от 09.07.2024 19:15:45
Но в ролике вроде не о ЛК-1 ?
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: WkWk от 09.07.2024 19:19:23
Цитата: Александр Геннадьевич Шлядинский от 26.06.2024 12:21:46У первых Союзов был торовый отсек в хвостовой юбке, который видимо сбрасывался перед тормозным импульсом. Там видимо и стояли допаккумуляторы и часть электронного оборудования, необходимого при стыковке.(Про сброс я пока ни где не видел. Возможно в начале планировали, но потом отказались. А отсек был уже готов
А это не плане унификации с первыми проектами Л-1 и Л-3 было сделано?
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Александр Геннадьевич Шлядинский от 10.07.2024 09:12:31
Цитата: WkWk от 09.07.2024 19:19:23
Цитата: Александр Геннадьевич Шлядинский от 26.06.2024 12:21:46У первых Союзов был торовый отсек в хвостовой юбке, который видимо сбрасывался перед тормозным импульсом. Там видимо и стояли допаккумуляторы и часть электронного оборудования, необходимого при стыковке.(Про сброс я пока ни где не видел. Возможно в начале планировали, но потом отказались. А отсек был уже готов
А это не плане унификации с первыми проектами Л-1 и Л-3 было сделано?
Такой торовый отсек имелся на варианте облетного Союза 7К-9К-11К. Смотрим Творческое наследие Королева.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: WkWk от 11.07.2024 19:20:51
Цитата: Александр Геннадьевич Шлядинский от 10.07.2024 09:12:31Такой торовый отсек имелся на варианте облетного Союза 7К-9К-11К.
Ну я это и имел в виду. Попытка унификации, с тем что уже умерло...
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: WkWk от 13.07.2024 22:10:02
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?action=dlattach;attach=43676;image)
 На этом чертеже есть диаметр люка - 950 мм. Если по нему отмасштабировать получается диаметр и длинна СА - 2120 мм.
 А вроде по идее должно быть 2200?  Или я не прав?
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 03.08.2024 00:30:34
Морские тренировки космонавтов группы Л-1 (rgantd.ru) (https://rgantd.ru/news/pamyatnye-daty/morskie-trenirovki-kosmonavtov-gruppy-l-1/)

Составы пяти экипажей на морских тренировках в августе 1968 года.
Документ публикуется впервые.

В инициативном порядке космонавтами были исследованы возможности пополнения суточного рациона питания аварийного запаса методом рыбной ловли с помощью рыболовных снастей из комплекта НАЗа и приготовления жареной рыбы во время нахождения на плаву с использованием контейнера НАЗа, коробки аптечки и спирта «Гекса» (сухое горючее в виде таблетки). Все девять космонавтов пользовались рыболовными снастями НАЗа на плаву в течение одного часа каждый. За это время двое из них поймали 11 ставрид. Несмотря на то, что космонавты впервые рыбачили в таких необычных условиях, никто из них рыболовным крючком не зацепился за гидрокостюм и не повредил его.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 03.08.2024 02:02:14
В парашютном контейнере СА 7К-Л1 и ЛОКа находилась вытеснительная система.
На фото хорошо видно.
Честно говоря, удивлен, что космонавты д.б. вручную накачивать туда воздух. :o
И это после облета Луны и посадки с двойным погружением.
Совсем космонавтов не жалели.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 03.08.2024 02:56:23
Раньше я уже давал, но пусть здесь тоже будет.
Система вытеснения воды ЛОКа.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Бертикъ от 03.08.2024 15:33:27
Цитата: Шамс от 03.08.2024 02:56:23Раньше я уже давал, но пусть здесь тоже будет.
Система вытеснения воды ЛОКа.
Но, как видим, всё-таки в ЛОКе рассматривался и автоматический наддув из баллона. Наверное и в Л1 в конце концов должны были остановиться на нем.
ЗЫ: а на фото ИМХО макет Союза, а не Зонда - справа вроде виден второй люк.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: WkWk от 03.08.2024 16:06:39
Так на Зонде этот люк вроде есть.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Бертикъ от 03.08.2024 16:19:29
Цитата: WkWk от 03.08.2024 16:06:39Так на Зонде этот люк вроде есть.
С ЛОКом я попутал)) 
Но насчет морского макета - мне кажется всё-таки Союз. Но на нем могли испытываться элементы Л1.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: WkWk от 03.08.2024 16:26:05
Я вообще не знаю - можно ли так зрительно СА  л-1 и ОК  определить?
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Бертикъ от 03.08.2024 17:38:32
Цитата: WkWk от 03.08.2024 16:26:05Я вообще не знаю - можно ли так зрительно СА  л-1 и ОК  определить?
Я не зрительно. Просто предположение. Морские макеты Л1 нигде не упоминаются, а космонавты тренировались (с 1972) на макетах Союза.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: WkWk от 03.08.2024 17:44:38
в 72 вроде Л-1 уже закончилась. А до того - могли быть макеты вообще. Не Л-1 и ОК конкретно...
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 03.08.2024 19:38:27
Из этого отчета следует, что было два морских макета - ОК и Л1.
Космонавты для 7К-ОК тоже тренировались в 1968 году.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 03.08.2024 19:42:23
Макет 7К-Л1.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Бертикъ от 03.08.2024 20:00:53
Цитата: Шамс от 03.08.2024 19:42:23Макет 7К-Л1.
Вот спасибо! Сереж, а не уточните - август какого года упомянут?
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 03.08.2024 20:08:11
Цитата: Бертикъ от 03.08.2024 20:00:53
Цитата: Шамс от 03.08.2024 19:42:23Макет 7К-Л1.
Вот спасибо! Сереж, а не уточните - август какого года упомянут?
1968
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 04.08.2024 02:32:30
Продолжение документа.
На тренировках  использовался старенький Ми-4.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Бертикъ от 04.08.2024 12:23:21
Вот с чем я его спутал:
IMG_1897.jpeg
Это - первый морской тренажер Союза. Видно различие в нанесении «линейки» - на Союзе она проходит через центр иллюминатора, а на Л1 заметно правее центра.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 05.08.2024 03:34:07
«Зонд-7»: полет успешный. Из истории советской лунной пилотируемой программы (rgantd.ru) (https://rgantd.ru/news/50-raritetov/zond-7-polet-uspeshnyy-iz-istorii-sovetskoy-lunnoy-pilotiruemoy-programmy/)

Отчет по полету 7К-Л1 № 11 публикуется впервые.
Приведены исходные данные систем корабля.
Помнится кто-то спрашивал про запас перекиси для СУС на Зондах.
Теперь ответ есть. Полный запас - 40 кг.
В Зонд-7 заправили 38 кг.
На мой взгляд очень интересный и полезный отчет.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Штуцер от 05.08.2024 12:03:31
Цитата: Шамс от 05.08.2024 03:34:07На мой взгляд очень интересный и полезный отчет.
" На борту «Зонда-7» находился фантом-манекен. В голове, туловище и конечностях манекена находились детекторы для регистрации ионизирующих излучений. В итоге были получены данные о распределении радиационных доз в «теле космонавта» и их физических характеристиках при полете по трассе Земля-Луна-Земля. Изучив полученные данные, специалисты пришли к выводу, что при отсутствии солнечных вспышек радиация на трассе полета к Луне не представляет угрозы для космонавтов."

А в отчете этого не нашел. ((
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Александр Геннадьевич Шлядинский от 05.08.2024 16:32:48
Цитата: Штуцер от 05.08.2024 12:03:31
Цитата: Шамс от 05.08.2024 03:34:07На мой взгляд очень интересный и полезный отчет.
" На борту «Зонда-7» находился фантом-манекен. В голове, туловище и конечностях манекена находились детекторы для регистрации ионизирующих излучений. В итоге были получены данные о распределении радиационных доз в «теле космонавта» и их физических характеристиках при полете по трассе Земля-Луна-Земля. Изучив полученные данные, специалисты пришли к выводу, что при отсутствии солнечных вспышек радиация на трассе полета к Луне не представляет угрозы для космонавтов."

А в отчете этого не нашел. ((
Тот самый фантом-манекен, который облетел Луну на Зонде-7, находится в Политехническом музее в Москве. Жаль только, что ремонт затянулся, и увидеть его трудно.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 05.08.2024 17:38:36
Цитата: Штуцер от 05.08.2024 12:03:31
Цитата: Шамс от 05.08.2024 03:34:07На мой взгляд очень интересный и полезный отчет.
" На борту «Зонда-7» находился фантом-манекен. В голове, туловище и конечностях манекена находились детекторы для регистрации ионизирующих излучений. В итоге были получены данные о распределении радиационных доз в «теле космонавта» и их физических характеристиках при полете по трассе Земля-Луна-Земля. Изучив полученные данные, специалисты пришли к выводу, что при отсутствии солнечных вспышек радиация на трассе полета к Луне не представляет угрозы для космонавтов."

А в отчете этого не нашел. ((
В отчете про манекен ничего нет.
Я использовал статью космонавта Смиренного.
ФАНТОМ ПРОТИВ РАДИАЦИИ | Наука и жизнь (nkj.ru) (https://www.nkj.ru/archive/articles/1352/?ysclid=lzh3d5aye1967091622)
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Штуцер от 05.08.2024 19:17:20
Цитата: Шамс от 05.08.2024 17:38:36В отчете про манекен ничего нет.
Жаль. Архивные документы сильнее бьют по морде лицу немогликов. )))
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Patron от 06.08.2024 05:18:32
Цитата: Шамс от 05.08.2024 03:34:07«Зонд-7»: полет успешный. Из истории советской лунной пилотируемой программы (rgantd.ru) (https://rgantd.ru/news/50-raritetov/zond-7-polet-uspeshnyy-iz-istorii-sovetskoy-lunnoy-pilotiruemoy-programmy/)

Отчет по полету 7К-Л1 № 11 публикуется впервые.
Приведены исходные данные систем корабля.
Помнится кто-то спрашивал про запас перекиси для СУС на Зондах.
Теперь ответ есть. Полный запас - 40 кг.
В Зонд-7 заправили 38 кг.
На мой взгляд очень интересный и полезный отчет.
Спасибо большое! Это я спрашивал. На современном Союзе заправка перекисью 31 кг.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Patron от 06.08.2024 05:44:08
Немного выше был вопрос про опорный конус: для крепления ложементов САС. Не было БО на Л1, верхний силовой пояс требовался.Три АБ по окружности ёмкостью по 100 Ач каждая для парирования НШС при нераскрытии СБ. Про двигатели ориентации ДО на перекиси (заправка 70 кг) узнал из отчёта. Ещё раз Большое Спасибо! Ценнейший документ! Для будущих Инженеров незаменим.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 10.08.2024 01:45:22
Статья Игоря Афанасьева
«Зонд-7»: 55 лет запуску советского космического корабля для облета Луны (prokosmos.ru) (https://prokosmos.ru/2024/08/08/zond-7-55-let-zapusku-sovetskogo-kosmicheskogo-korablya-dlya-obleta-luni)
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 10.08.2024 02:56:17
Александр Геннадьевич, а у вас рисунок неправильный.
Только не обижайтесь, но истина важнее. ;)
У вас на рисунке какая-то пластина, закрывающая люк СА.
А на самом деле это внутренняя часть цилиндрической оболочки с отверстиями.
Выпуклую пластину я тоже увидел. Там обман зрения. :)
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: WkWk от 10.08.2024 09:28:22
 Тут еще интересный вопрос. На чертеже это устройство сверху окружено оболочкой помеченной цифрой 1. На на фото Л-1 ее нет и стержни прекрасно видны.
 На картинке - оболочка частично есть....
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Александр Геннадьевич Шлядинский от 10.08.2024 10:57:18
Цитата: Шамс от 10.08.2024 02:56:17Александр Геннадьевич, а у вас рисунок неправильный.
Только не обижайтесь, но истина важнее. ;)
У вас на рисунке какая-то пластина, закрывающая люк СА.
А на самом деле это внутренняя часть цилиндрической оболочки с отверстиями.
Выпуклую пластину я тоже увидел. Там обман зрения. :)
Когда я это рисовал, это было единственное фото, на которое можно было опираться. Если прошерстить все мои рисунки, то там таких ошибок масса. В мое время реальных документов получить было нереально, а часто даже опасно. Так что занимался книжным шпионажем. Сейчас потихоньку подправляю. Вот и до Зонда дело дошло. А сколько исправить не удастся, ибо документы уничтожены...
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Nick Stevens от 10.08.2024 11:07:12
По поводу ссылок, я недавно изучал эту книгу. Обратите внимание на имя автора, человека, который принимал непосредственное участие!

Качество печати отличное, и есть много интересных картинок и диаграмм. К сожалению, почти все они напечатаны ОЧЕНЬ мелко. Тем не менее, если они существуют и были опубликованы, возможно, мы можем надеяться на более качественные версии.

Мне нужно поработать над своими знаниями русского языка, они у меня ужасные.

Nick
F8aVwZR8.jpg
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Iv-v от 10.08.2024 11:08:13
Цитата: WkWk от 10.08.2024 09:28:22Тут еще интересный вопрос. На чертеже это устройство сверху окружено оболочкой помеченной цифрой 1. На на фото Л-1 ее нет и стержни прекрасно видны.
 На картинке - оболочка частично есть....
ЭВТИ, может.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: WkWk от 10.08.2024 11:29:57
Цитата: Iv-v от 10.08.2024 11:08:13ЭВТИ, может.
Не похоже...
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Iv-v от 10.08.2024 12:43:55
Обратите, кстати, внимание на тип штриховки: верхние детали заштрихованы как неметалл, а нижние даже и не пойму, сетка, что ли.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: WkWk от 10.08.2024 12:51:05
Но наверху эта штука загнута по радиусу, и образует отверстие в центре...  Что на ЭВТи не похоже. Может сначала подразумевался неметалический кожух?
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 10.08.2024 16:45:36
Цитата: WkWk от 10.08.2024 09:28:22Тут еще интересный вопрос. На чертеже это устройство сверху окружено оболочкой помеченной цифрой 1. На на фото Л-1 ее нет и стержни прекрасно видны.
 На картинке - оболочка частично есть....
Из спецификации к чертежу:
1 - ЭВТИ
2 - конус
3 - установка приборов
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 10.08.2024 16:49:58
Цитата: WkWk от 10.08.2024 12:51:05Но наверху эта штука загнута по радиусу, и образует отверстие в центре...  Что на ЭВТи не похоже. Может сначала подразумевался неметалический кожух?
Всё правильно.
Получается, что после посадки космонавтов через верхний люк СА, он закрывался отдельной круглой крышкой с ЭВТИ.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: WkWk от 10.08.2024 17:02:44
Хитро  :)
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 10.08.2024 17:05:48
Цитата: Александр Геннадьевич Шлядинский от 10.08.2024 10:57:18Когда я это рисовал, это было единственное фото, на которое можно было опираться. Если прошерстить все мои рисунки, то там таких ошибок масса. В мое время реальных документов получить было нереально, а часто даже опасно. Так что занимался книжным шпионажем. Сейчас потихоньку подправляю. Вот и до Зонда дело дошло. А сколько исправить не удастся, ибо документы уничтожены...
Александр Геннадьевич, спасибо за вашу работу и ваши рисунки!
Вы были одним из первых исследователей советской лунной программы.
В те годы, действительно, информации было совсем мало, просто крупицы какие-то.
Я писал раздел про лунных космонавтов в МПК, и сейчас тоже вижу, как много мы не знали в то время.
Так что документы РГАНТД откроют нам много нового и интересного.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 28.08.2024 18:18:02
Эта страница из отчета по морским тренировкам экипажей Л1.
Да уж, быть космонавтом нелегко.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: WkWk от 28.08.2024 21:21:14
Самое печальное что мучались зазря - к Луне так и не слетали...
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 29.08.2024 01:29:26
Цитата: WkWk от 28.08.2024 21:21:14Самое печальное что мучались зазря - к Луне так и не слетали...
А некоторые не слетали вообще.
В группе Л1 в разное время в общей сложности было 17 космонавтов.
Остались нелетавшими - Воронов, Волошин, Куклин и Ершов из АН СССР.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: WkWk от 29.08.2024 21:19:03
Это печально...  Тогда вообще много программ накрылось...
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 04.09.2024 20:21:58
Про Зонд-7, манекен и архив.

Новости культуры. Российский государственный архив рассекретил документы о лунной программе СССР (smotrim.ru) (https://smotrim.ru/video/2860771)
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Арсений от 04.09.2024 23:53:40
А это ещё что такое ?

Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 05.09.2024 00:12:07
Цитата: Арсений от 04.09.2024 23:53:40А это ещё что такое ?
Чертеж ЛК, в сложенном состоянии :)
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 06.09.2024 02:18:09
Цитата: Арсений от 05.09.2024 00:50:32
Цитата: Шамс от 05.09.2024 00:12:07
Цитата: Арсений от 04.09.2024 23:53:40А это ещё что такое ?
Чертеж ЛК, в сложенном состоянии :)
Даже видно те самые направляющие лыжи, о матерь божья. Как я сразу его не признал.
Можно номер дела ?
Ф. 6 Оп. 101-2 Д. 36 Конструкторско-технологический макет ЛК. Э4034-222.0000-0. Чертеж общего вида
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 08.09.2024 17:27:12
Продолжение статьи Игоря Афанасьева.
Вот только почему-то Кубасов там на фото затесался.
Кубасов не готовился на Луну. :)
«Зонд-7»: как манекен с «лицом» Гагарина облетел Луну | ProКосмос | Дзен (dzen.ru) (https://dzen.ru/a/ZryHrsqBSTWBHS9C)
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: WkWk от 08.09.2024 19:28:27
 В конце про Зонд-5 и Зонд-6. А потом толстый намек что исследование Луны пойдет по нарастающей и ...
 База не за горами!  А уже через год уйдут в жесткое отрицалово...
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 22.02.2025 02:46:47
Записка П. В. Смирнова, С. А. Афанасьева и др. в ЦК КПСС о состоянии работ по осуществлению облета Луны пилотируемым космическим кораблем (http://www.coldwar.ru/arms_race/iniciativa/o-sostiyanii-rabot.php)
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Дмитрий В. от 17.07.2025 20:19:05
Интересный материал о начале проекта УР-500: https://prokosmos.ru/2025/07/16/pyatisotka-kak-sozdavalsya-moshchnii-universalnii-proton
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Штуцер от 21.07.2025 16:09:36
"В сентябре 1964 года на космодром прибыл Никита Хрущев. Владимир Челомей с гордостью показал ему технологический макет УР-500 на стартовом комплексе. Также были представлены транспортная тележка и макет шахтно-пусковой установки. Хрущев оценил ракету, поразившись ее размерами и возможностями. Он остался доволен, но с иронией спросил: «Так что мы будем строить — коммунизм или шахты для УР-500?» Было ясно, что идея военного применения ракеты его не вдохновляла.
После «октябрьского переворота» проект сверхмощной межконтинентальной и глобальной ракеты был свернут, и УР-500 переориентировали на космические задачи."
Остались все же где то следы военных перспектив УР-500 как МБР?
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 21.08.2025 20:09:17
Чертеж СА 11Ф91 от июля 1966 года.
Впервые вижу антенны на СА.
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Шамс от 21.10.2025 01:06:43
«Зонд-8»: «северная» сторона Луны | РГАНТД Архивы России | Дзен (https://dzen.ru/a/aPIpnrL02xMDvvTx)
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: Старый от 21.10.2025 01:27:21
Цитата: Шамс от 21.10.2025 01:06:43«Зонд-8»: «северная» сторона Луны | РГАНТД Архивы России | Дзен (https://dzen.ru/a/aPIpnrL02xMDvvTx)
Только после этой публикации мне стало окончательно ясно что там было все в порядке. 
Название: История УР-500К-Л1
Отправлено: simple от 22.10.2025 21:22:54
ЦитироватьФактическая высота условного перигея при возвращении - 35,1 км. Максимальные перегрузки при спуске - 17 единиц. С высокой точностью был осуществлен баллистический спуск в район расположения кораблей поисково-спасательной службы. Величина недолета спускаемого аппарата до расчетной точки приводнения - 28 км.
17 единиц, лихо