Для начала решил сравнить - время от основания компании до первого успешного орбитального запуска:
Ракеты с жидким топливом:
LandSpace - 2015 - 2023 - 8 лет
Space Pioneer - 2015 - 2023 - 8 лет
Ракеты с твердым топливом:
i-Space - 2016 - 2019 - 3 года
Galactic Energy - 2018 - 2020 - 2 года
CAS Space - 2018 - 2022 - 4 года
Orien Space - 2020 - 2024 - меньше 4 года
Отдельно стоит ExРace, которая дочерное дружество China Aerospace Science and Industry Corporation (CASIC), Она создана в 2016 г. для развития и експлуатации семейства ракет с твердым топливом Куайджоу, которые летят с 2013.
для сравнения:
SpaceX - 2002 - 2008 - 6 лет
Rocket Lab - 2006 - 2018 - 12 лет
Firefly Aerospace - 2014 - 2023 - 9 лет
Добрая книга по китайской РКТ, включая их частников: https://znanium.ru/read?id=432002
Цитата: C-300-2 от 16.01.2024 15:33:57Добрая книга по китайской РКТ, включая их частников: https://znanium.ru/read?id=432002
Спасибо за ссылку!
Насчитал 24 компании ракетостроителей, а я знал толко о 9 - 10 (из них что-то запустили на орбиту 6-7).
Цитата: Димитър от 16.01.2024 20:54:45Спасибо за ссылку!
Всегда пожалуйста! :) Тады вот ишшо одна ссылка, тут новости про китаёсские ракетные сатрапы. http://www.lcspace.tech/news/index.html
Цитата: Димитър от 13.01.2024 17:12:06Ракеты с твердым топливом делают:
i-Space
Galactic Energy
CAS Space
Orien Space
ExРace
И почти каждая фирма - целое семейство ракет.
Вас не смущает такое разнообразие твердотопливных ракет? Очень удобные для военных. Только заменить ПН на ЯБЧ и можно пулять в любой точке мира ...
Цитата: Димитър от 17.01.2024 17:39:11Вас не смущает такое разнообразие твердотопливных ракет? Очень удобные для военных. Только заменить ПН на ЯБЧ
Опять же, вояки, думаю, не будут против средства запуска относительно небольших (килограмм до 700-1000) на ССО - на случай войны для восполнения орбитальных группировок. Вон - нечто подобное йоги делают - РН "Веда". (Наличие мобильного старта в данном случае, ИМХО, если не спорно, то вызывает вопросы в необходимости...)
Опять же, можно прикрутить не боеголовку, а противокосмический аппарат...
У людей на форуме какая-то травма детская связанная с возможностью военного применения чего угодно.
Китайцам не нужны частники, чтобы сделать твердотопливную МБР. Если нужно, они и так сделают их себе сколько угодно. И делают и они специализированные всегда будут лучше чем "мобилизационная МБР".
То же самое касается и пуска. У китайцев нет проблемы хоть 3 РН со стартами прозапас для военных держать.
Весь бум китайских космических частников это просто развитие экономики и технологий. Никто же не пытается в здравом уме преподнести безумное разнообразие моделей китайских авто как завуалированное желание НОАК иметь миллионы боевых машин на случай войны. Или пытается?
Цитата: Водитель от 17.01.2024 19:48:47У людей на форуме какая-то травма детская связанная с возможностью военного применения чего угодно.
Не только на форуме! Когда Бразилия стала делать РН на твердом топливе, в США обеспокоились.
Цитата: Водитель от 17.01.2024 19:48:47Китайцам не нужны частники, чтобы сделать твердотопливную МБР. Если нужно, они и так сделают их себе сколько угодно.
Верно! Но когда частники делают мирную РН, мир меньше беспокоится будет.
Цитата: Водитель от 17.01.2024 19:48:47У людей на форуме какая-то травма детская связанная с возможностью военного применения чего угодно.
Китайцам не нужны частники, чтобы сделать твердотопливную МБР. Если нужно, они и так сделают их себе сколько угодно. И делают и они специализированные всегда будут лучше чем "мобилизационная МБР".
То же самое касается и пуска. У китайцев нет проблемы хоть 3 РН со стартами прозапас для военных держать.
Весь бум китайских космических частников это просто развитие экономики и технологий. Никто же не пытается в здравом уме преподнести безумное разнообразие моделей китайских авто как завуалированное желание НОАК иметь миллионы боевых машин на случай войны. Или пытается?
АБЛ делает свою РН под вояк. фаерфлай тоже продемонстрировал свои возможности. Китайцы чем хуже?..
Цитата: Димитър от 17.01.2024 20:03:40Цитата: Водитель от 17.01.2024 19:48:47У людей на форуме какая-то травма детская связанная с возможностью военного применения чего угодно.
Не только на форуме! Когда Бразилия стала делать РН на твердом топливе, в США обеспокоились.
Цитата: Водитель от 17.01.2024 19:48:47Китайцам не нужны частники, чтобы сделать твердотопливную МБР. Если нужно, они и так сделают их себе сколько угодно.
Верно! Но когда частники делают мирную РН, мир меньше беспокоится будет.
Бразилия до этого не делала тысячи твердотопливных БР
Мнение мира китайцев при разработке зоопарка БР никак не интересовало. С чего вдруг
Цитата: C-300-2 от 17.01.2024 20:09:18Цитата: Водитель от 17.01.2024 19:48:47У людей на форуме какая-то травма детская связанная с возможностью военного применения чего угодно.
Китайцам не нужны частники, чтобы сделать твердотопливную МБР. Если нужно, они и так сделают их себе сколько угодно. И делают и они специализированные всегда будут лучше чем "мобилизационная МБР".
То же самое касается и пуска. У китайцев нет проблемы хоть 3 РН со стартами прозапас для военных держать.
Весь бум китайских космических частников это просто развитие экономики и технологий. Никто же не пытается в здравом уме преподнести безумное разнообразие моделей китайских авто как завуалированное желание НОАК иметь миллионы боевых машин на случай войны. Или пытается?
АБЛ делает свою РН под вояк. фаерфлай тоже продемонстрировал свои возможности. Китайцы чем хуже?..
Ещё я заметил, что на форуме большие проблемы с причинно-следственными связями.
Американцы развернули программу по альтернативному доступу в космос (будь то большие ребятя типа Маска и ЮЛА, или малыши из Астры и тд) для развития экономики и технологий. Имея ввиду в будущем возможную выгоду от снижения цены при конкуренции и надежности при дублировании. Имея такую цель они и стали дробить контракты на многих новых частников.
Опять же нет никакой проблемы американцам сделать легкую РН без всего этого зоопарка, старым способом
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/354079.jpg)
Цитата: Водитель от 17.01.2024 20:40:08Ещё я заметил, что на форуме большие проблемы с причинно-следственными связями.
Дело не в каких-то связях, а в прямых, декларируемых намерениях, а также демонстрируемых возможностях.
Цитата: Водитель от 17.01.2024 20:40:08Имея ввиду в будущем возможную выгоду от снижения цены при конкуренции и надежности при дублировании.
Скорее из расчёта "10 родятся, 9 сдохнут, останется сильнейший". Кстати, в США процесс отмирания вовсю пошёл. Китай начал позже, там будет то же самое.
Цитата: C-300-2 от 17.01.2024 20:43:25Цитата: Водитель от 17.01.2024 20:40:08Ещё я заметил, что на форуме большие проблемы с причинно-следственными связями.
Дело не в каких-то связях, а в прямых, декларируемых намерениях, а также демонстрируемых возможностях.
Цитата: Водитель от 17.01.2024 20:40:08Имея ввиду в будущем возможную выгоду от снижения цены при конкуренции и надежности при дублировании.
Скорее из расчёта "10 родятся, 9 сдохнут, останется сильнейший". Кстати, в США процесс отмирания вовсю пошёл. Китай начал позже, там будет то же самое.
Об этом и речь.
ЦитироватьFred Kennedy, director of DARPA's Tactical Technology Office, said it is part of an effort to harness growing commercial capabilities to address threats to national security space assets.
"How do we build less expensive systems on rapid timescales? How do we re-inject a sense of innovation into national security space and, frankly, all of space?" he said in a speech at the Federal Aviation Administration's Commercial Space Transportation Conference here Feb. 8. "We want to be able to enable proliferation and disaggregation of our systems."
One approach for doing so is a prize competition DARPA is developing for responsive launch, intended to foster the development of vehicles that can launch on short notice and from a variety of locations.
"I want to do something like 'Orbitz for orbits,'" he said, referring to the online travel service. His vision is an online booking service where he could select an upcoming launch going to the desired orbit and with the desired capacity. "I can't do that today. I have no way to accomplish that. But yet, I see emerging in the small launch industry the ability to do just that."
https://dev.spacenews.com/darpa-planning-responsive-launch-competition/ (https://dev.spacenews.com/darpa-planning-responsive-launch-competition/)
Они развивают отрасль вообще, пусть один из десяти, чтобы улучшить свои возможности в том числе. Насчет Китая не знаю, но в Штатах это делают все, и военные и НАСА. Потому что таков путь. Если бы им просто нужен был легкий носитель с коротким временем предстартовой подготовки, они бы его напрямую заказали какому-нибудь проверенному подрядчику.
Цитата: Водитель от 17.01.2024 19:48:47У людей на форуме какая-то травма детская связанная с возможностью военного применения чего угодно.
Слова "на форуме" лишние.
Цитата: Водитель от 17.01.2024 21:03:25Если бы им просто нужен был легкий носитель с коротким временем предстартовой подготовки, они бы его напрямую заказали какому-нибудь проверенному подрядчику.
Но в США заказали у непроверенных. В общем-то, военные тут ничем не рискуют: деньги не их, а инвесторов. Компаний ринулось много и кто-то, да родит нормальное изделие.
В общем-то вся эта возня с лёгкими РН она в первую очередь для вояк и нужна. Денег на лёгкой РН в коммерции не сделаешь, одни убытки. А с военными - пожалуйста. Вон - рокитлаб выкатил выкатил модификацию Электрона под это самое, АБЛ, Фоерфлай как могут стараются удовлетворить требования военных. (И у Фоерфлая практически получилось; лиха беда начало.)
Китай очень любит повторять за США, так что и тут, я уверен, действует так же. Просто без огласки.
Ещё раз - вы путаете причину и следствие. Военные не стартовали проекты легких РН для себя, они оседлали эту общую для их отрасли волну. США выбрали путь развития частной космонавтики. Военные работают в этих условиях. Для компаний военные это желанный, но не единственный потребитель.
А Китай да, посмотрел на это (развитие частной космонавтики) и решил скопировать. Военные тут вообще не при чем.
Цитата: Водитель от 18.01.2024 10:05:03Военные не стартовали проекты легких РН для себя
А где я писал, что это военные начали эти проекты?! :o :o :o
Цитата: Водитель от 18.01.2024 10:05:03Военные тут вообще не при чем.
При том, что без них лёгкие РН будут либо планово-убыточными, либо компания вообще прикажет долго жить.
Смелое заявление про убыточность. Последние два года пуски Электрона по госпрограммам составляют заметно менее половины.
Вопрос про военных был, потому-что 4 компании успели сделать успешный запуск на орбиту всего от 2 до 4 года после основания. ИМХО, это возможно только если:
1.В компании вошли люди, имеющие большой опыт проектирования и производства ракет.
2.Большая господдержка не только деньгами, а и документацией, оснасткой для производства, а возможно и готовыми ракетными ступенями.
Отдельно ExРace, которой госструктуры отдали готовую ракету Куайджоу для развития и експлуатации.
Цитата: C-300-2 от 17.01.2024 20:43:25Скорее из расчёта "10 родятся, 9 сдохнут, останется сильнейший". Кстати, в США процесс отмирания вовсю пошёл. Китай начал позже, там будет то же самое.
Легкие ракеты хорошая возможность обкатать новые технологии, на более больших риски и стоимость выше. Вдобавок подготовка и поиск новых кадров.
Версия о конверсии ракет, как о результате предательства
ЦитироватьПосле расследования выяснилось, что главным подозреваемым был эксперт по ракетам Го Ваньцзюнь , а человеком, который соблазнил его предать родину, был Во Вэйхан . Под искушением последнего Го Ваньцзюнь шаг за шагом отправил все технические данные и важные чертежи ракеты «Дунфэн-31» в руки тайваньской военной разведки.
Китайский ЖЖ? (https://zhuanlan.zhihu.com/p/573931903?utm_id=0)
Цитата: sallem656 от 18.01.2024 21:53:11Легкие ракеты хорошая возможность обкатать новые технологии, на более больших риски и стоимость выше.
Да, лёгкая РН - это отличный летающий стенд перед РН среднего класса (а некоторые сразу после лёгкой РН и на тяжёлый класс замахиваются). Двигатель, система управления, телеметрии - можно испытать в полётных условиях.