Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Космонавтика - ее история, назначение и перспективы => Тема начата: Liss от 10.11.2005 00:13:54

Название: История Востоков
Отправлено: Liss от 10.11.2005 00:13:54
ЦитироватьНепосредственно перед Востоком стартовали два беспилотных корабля которые отлетали с серъёзными замечаниями. Но Королёв побоялся что американцы обгонят и решил рискнуть. И угадал.
Ета... Список серьезных замечаний -- в студию!
Название: История Востоков
Отправлено: Старый от 10.11.2005 08:47:31
ЦитироватьЕта... Список серьезных замечаний -- в студию!
Не произошло отделения кабель-мачты соединяющей СА с агрегатным отсеком. В США с таким замечанием пилотируемый корабль бы не полетел. У нас при других обстоятельствах бы тоже.
Название: История Востоков
Отправлено: X от 10.11.2005 11:59:02
Да и в полете Гагарина был очень неприятный моментик с задержкой разделения отсеков.
Название: История Востоков
Отправлено: Admin от 10.11.2005 12:10:03
И у Титова, кстати, насколько мне известно - тоже...

Из речи Б.Е.Чертока на недавнем праздновании 70-летия Г.С.Титова в Краснознаменске:

...Цикл спуска и приземления прошли не совсем штатно. После выключения ТДУ спускаемый аппарат, приборный отсек и агрегатный отсек разделились, но гермоплата той стороны разъемов на кабель мачте, которая соединяет спускаемый аппарат с агрегатным, не отстрелилась. Окончательно отсеки разделились только тогда, когда она сгорела при входе в атмосферу. Узнали мы об этом после осмотра спускаемого аппарата на Земле. Все остальное прошло совершенно «штатно»...
Название: История Востоков
Отправлено: Старый от 10.11.2005 12:40:10
ЦитироватьДа и в полете Гагарина был очень неприятный моментик с задержкой разделения отсеков.
Та причина что была в двух предыдущих кораблях-спутниках, в полёте Гагарина не проявилась. Зато произошли две других:
1. Не выключилась 3-я ступень и корабль вышел на орбиту существенно выше расчётной.
2. Не доработал импульс тормозной двигатель.
 В сумме это могло бы привести к крупной неприятности но запас надёжности оказался большой и ещё и повезло.
Название: История Востоков
Отправлено: Старый от 10.11.2005 12:42:01
ЦитироватьИ у Титова, кстати, насколько мне известно - тоже...
А у Титова эта причина проявилась опять. И вот тогда уже она была наконец выяснена и устранена.
Название: История Востоков
Отправлено: Liss от 10.11.2005 13:07:07
Цитировать
ЦитироватьЕта... Список серьезных замечаний -- в студию!
Не произошло отделения кабель-мачты соединяющей СА с агрегатным отсеком.
Это версия Ю.Карпова, Г.Формина и их сотрудников, основанная на вторичном документе 1980 года.

"3КА №1, пуск 09.03.1961г.; <...> успешный полет; замечания: 1) нештатное отделение кабель-мачты, соединяющей СА и ПО (не после выключения ТДУ, а при входе в плотные слои атмосферы по команде от термодатчиков); <...>

Документ 1980 г. сам по себе довольно хлипкое основание, тем более что чуть ниже автор пишет: "Замечание о том, что отделение кабель-мачты происходило от термодатчиков, скорее всего, относится к разряду описок, так как даже при гипотетическом формировании термодатчиками команды на разделение, цепи на включение соответствующих пиропатронов были к том времени уже разорваны".

Ясно, что на первых четырех 3КА (Чернушка, Звездочка, Гагарин, Титов) было два варианта нештатной ситуации -- неотделение СА от ПО и неотстрел гермоплаты кабель-мачты. Но на каком какая (какие) -- не очень ясно по сей день.
Название: История Востоков
Отправлено: avmich от 10.11.2005 23:26:06
Обратите внимание, как Старый трактует неясные моменты не в пользу СССР.
Название: История Востоков
Отправлено: Старый от 10.11.2005 13:53:35
ЦитироватьЯсно, что на первых четырех 3КА (Чернушка, Звездочка, Гагарин, Титов) было два варианта нештатной ситуации -- неотделение СА от ПО и неотстрел гермоплаты кабель-мачты. Но на каком какая (какие) -- не очень ясно по сей день.
Вроде бы в рассматриваемых статьях ситуация описывается вполне логично и вобщемто не оставляет никаких неясностей. Опять же по случаю неотделения гермоплаты говорится что причина была точно установлена - была найдена ошибка в документации по которой провода были проложены через пироножи.
 В случае Гагарина того двигателя конечно вроде никто уже не видел но вроде тоже всё выглядит логично.
 
 Для меня пока остаётся неясным почему Восток вышел на более высокую орбиту. Раньше я читал (не помню уже где) что на 3-й ступени отказал интегратор (не выдал команду на выключение двигателя). Поэтому двигатель проработал до полного израсходования топлива. Типа Гагарин даже это заметил и спросил у НИП на Камчатке: "Как у меня дорожка?"
 Теперь говорят что якобы произошёл сбой в системе радиоуправления.
 Я вот и думаю: а разве на 8К72 ещё было радиоуправление?
Название: История Востоков
Отправлено: Старый от 10.11.2005 13:59:47
ЦитироватьЯсно, что на первых четырех 3КА (Чернушка, Звездочка, Гагарин, Титов) было два варианта нештатной ситуации -- неотделение СА от ПО и неотстрел гермоплаты кабель-мачты. Но на каком какая (какие) -- не очень ясно по сей день.
Опять же про неотделение СА совершенно однозначно говорится в официальном докладе Гагарина. Интересно, а аналогичный доклад Титова существует?
Название: История Востоков
Отправлено: Старый от 10.11.2005 14:01:48
ЦитироватьЧернушка, Звездочка, Гагарин, Титов
:) :) :) ;) ;)
 Это для Авмича. Учись трактовать! :)
Название: История Востоков
Отправлено: Liss от 10.11.2005 14:20:38
ЦитироватьОпять же по случаю неотделения гермоплаты говорится что причина была точно установлена - была найдена ошибка в документации по которой провода были проложены через пироножи.
Это как раз вполне правдоподобно. Вопрос в том, действительно ли у Чернушки и Звездочки было то же самое, или у Титова неотстрел гермоплаты был в первый раз.
Название: История Востоков
Отправлено: Старый от 10.11.2005 14:26:08
ЦитироватьЭто как раз вполне правдоподобно. Вопрос в том, действительно ли у Чернушки и Звездочки было то же самое, или у Титова неотстрел гермоплаты был в первый раз.
Всётаки насколько я знаю авиацию весьма сомнительно чтобы монтажники проложили провода как бог на душу положит. Очевидно действительно была ошибка в монтажных схемах.
Название: История Востоков
Отправлено: Liss от 10.11.2005 14:49:47
ЦитироватьВроде бы в рассматриваемых статьях ситуация описывается вполне логично и вобщемто не оставляет никаких неясностей.
Да нет, к сожалению, хватает неясностей. Просто ситуация такова, что и хоть каким-то новым материалам от разработчиков радуешься и на неясности поначалу закрываешь глаза.

Ну вот скажем, на функционально-логической схеме работы бортовой аппаратуры "Востока" (НК №4, 2002, с.3) есть два условия прохождения команды на пиропатроны разделения СА и ПО:
(1) Выдача главной команды из системы управления ТДУ;
(2) Отсутствие сигнала "гироскопы на концевиках".

Формин пишет, что ГК не была сформирована, так как ТДУ недоработала одну секунду и дала 132 м/с вместо 136 м/с. Но он ничего не пишет о том, что во время "кордебалета" проделывали гироскопы в системе управления ТДУ. Хватило им 10 секунд, чтобы встать на упоры? Вполне возможно. Тогда запрет разделения мог идти и с этой стороны, а мог и с обеих сторон.

Формин пишет, что баллистики определили высоту в момент фактического разделения СА и ПО в 148-170 км. Разброс великоват, даже если допустить плюс-минус полминуты по времени (по-видимому, точное время по датчику РПШ не было зафиксировано, некому было в Средиземном море вести измерения...). Могли на такой высоте сработать термодатчики? Очень сильно вряд ли. Расчетная высота их срабатывания 100-110 км. Формин произвольно допускает, что на самом деле они могли сработать на 140-150 км. Это сильно сомнительно - тепловые условия совершенно разные.

Герман Титов приводил другую версию развития событий в полете "Востока". К сожалению, в имеющемся у меня изложении невозможно установить, когда именно Г.С. ее высказал. В ней вина за непрохождение команды №3 на разделение СА и ПО возлагается на умформер в бортовом радиокомплексе, причем Титов утверждает, что такой же отказ повторился и в его полете.

"И только спустя 10 минут, когда [гагаринский] корабль находился над Средиземным морем, над островом Крит, разделение отсеков все-таки произошло по команде дублера-интегратора скорости системы управления в приборном отсеке. Бортовой прибор интегратор при наборе кораблем скорости 136 м/с выдал команду "Разделение" в систему "Гранит-5В", которая отстреляла ленты, притягивающие СА к ПО".

Ну и как это все совместить? Может быть так: интегратор набрал 132 м/с при работе ТДУ и добрал еще 4 м/с в начале погружения в атмосферу, прошла главная команда и через 10 сек разделение.
Название: История Востоков
Отправлено: Liss от 10.11.2005 15:20:12
ЦитироватьТеперь говорят что якобы произошёл сбой в системе радиоуправления.
 Я вот и думаю: а разве на 8К72 ещё было радиоуправление?
Конечно, было. Историю, почему "Луна-1" мимо Луны промахнулась, все помнят? Попадание не удалось из-за несвоевременной выдачи команды выключения двигателя с РУПа, где представитель разработчика системы радиоуправления ошибся на 2° по углу места при выставке плоскости антенн. Скорость была на 175 м/с выше отлетной.
Название: История Востоков
Отправлено: Старый от 10.11.2005 16:17:34
Так. С "гироскопами на концевиках".
 Чтото мне сильно подсказывает что эта команда была сделана так что могла сработать только при работе ТДУ. До или после работы ТДУ она очевидно блокировалась. Срабатывание этой команды после выключения ТДУ не просто бессмысленно но и опасно.
 По логике эта команда ("гироскопы на концевиках"="отказ ориентации") служит для того чтоб заблокировать разделение если двигатель работал в неориентируемом положении. Так что видимо по команде "Выключение ТДУ" от временного механизма на 44-й сек после запуска ТДУ отключилась и эта команда. И в дальнейшем не мешала разделению отсеков.
 Со срабатыванием термодатчиков конечно странно. Тем более что корабль кувыркался и стало быть термодатчики только половину времени проводили в потоке. Это напротив должно было задержать их срабатывание.
 Тут одно из двух:
1. Либо как ты предполагаешь корабль "дотормозил" в атмосфере и интегратор сработал
2. Либо Гагарин сгоряча перепутал время (перепутаешь тут!) и разделение произошло позже чем он говорит.
Название: История Востоков
Отправлено: Старый от 10.11.2005 16:21:54
Цитировать
ЦитироватьОпять же по случаю неотделения гермоплаты говорится что причина была точно установлена - была найдена ошибка в документации по которой провода были проложены через пироножи.
Это как раз вполне правдоподобно. Вопрос в том, действительно ли у Чернушки и Звездочки было то же самое, или у Титова неотстрел гермоплаты был в первый раз.
Была же двухсерийная статья в НК чтото типа "Королёв и вопросы обеспечения безопасности", там этот вопрос подробно обсасывается.
 Как первый раз решили что случайность, второй раз - совпадение и только после третьего полезли искать причину. :)
Название: История Востоков
Отправлено: Старый от 10.11.2005 16:25:07
ЦитироватьГерман Титов приводил другую версию развития событий в полете "Востока". В ней вина за непрохождение команды №3 на разделение СА и ПО возлагается на умформер в бортовом радиокомплексе, причем Титов утверждает, что такой же отказ повторился и в его полете.
Пардон, а при чём тут умформер? Кстати, ты знаешь что это такое?
Название: История Востоков
Отправлено: X от 10.11.2005 17:51:24
Цитировать
ЦитироватьГерман Титов приводил другую версию развития событий в полете "Востока". В ней вина за непрохождение команды №3 на разделение СА и ПО возлагается на умформер в бортовом радиокомплексе, причем Титов утверждает, что такой же отказ повторился и в его полете.
Пардон, а при чём тут умформер? Кстати, ты знаешь что это такое?
Преобразователь. Мне в данный момент все равно, чего и во что. В тексте, приписываемом Титову, есть куда более страшные вещи -- типа того, что команды на "Восток" выдавались с командного радиокомплекса на судне "Краснодар", хотя первым командно-измерительным судном был, насколько я понимаю, КВК. И привел я цитату только для того, что она называет иную причину непрохождения команды на разделение СА и ПО в полетах "Востока" и "Востока-2", нежели статьи Формина. В двойном пересказе она могла изрядно исказиться, но, подчеркиваю, она другая.
Название: История Востоков
Отправлено: Старый от 10.11.2005 18:00:19
Быстрее всего приписываемая Титову версия это глюк. Если даже он и правда это говорил то как бы это помягче выразиться... Вобщем если лётчик начнёт судить о технике (матчасти) то результат будет примерно такой же как если техник начнёт рулить самолётом... :( ;)
Название: История Востоков
Отправлено: X от 10.11.2005 21:27:48
Не понял, Старый. Ты меня собираешься трактовать учить? :) Может, сначала поучишься не наводить тень на плетень?

Аргумент к репликам Старого остаётся. Трактовка всегда против СССР. Поэтому - всерьёз не рассматривать :) .

Это авмич.
Название: История Востоков
Отправлено: foogoo от 10.11.2005 21:35:27
ЦитироватьПардон, а при чём тут умформер? Кстати, ты знаешь что это такое?
Умклайдет? :roll:
Название: История Востоков
Отправлено: Старый от 10.11.2005 23:48:06
ЦитироватьАргумент к репликам Старого остаётся. Это авмич.
Авмиииич! Алёёёё! Сегодня вроде ещё не пятница? Чего у тебя язык то заплетается? ;)
ЦитироватьТрактовка всегда против СССР. Поэтому - всерьёз не рассматривать :)
Особенно тезис о том что советские электромонтажники никогда не проводят провода как бог на душу положит? ;)
Название: История Востоков
Отправлено: Liss от 21.11.2005 23:39:58
А подлинный текст указа о награждении Гагарина у кого есть? Кроме как в газетах за 15 апреля 1961 г.?

Вот он:


Указ Президиума Верховного Совета СССР
О присвоении звания Героя Советского Союза первому в мире советскому летчику-космонавту майору Гагарину Ю.А.
За героический подвиг -- первый полет в космос, прославивший нашу социалистическую Родину, за проявленные мужество, отвагу, бесстрашие и беззаветное служение советскому народу, делу коммунизма, делу прогресса всего человечества присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" первому в мире летчику-космонавту майору Гагарину Юрию Алексеевичу и установить бронзовый бюст Героя в городе Москве.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л.Брежнев
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М.Георгадзе

Москва, Кремль, 14 апреля 1961 г.
Название: История Востоков
Отправлено: VK от 22.11.2005 14:48:49
Подлинный? :shock: В архиве Президиума Верховного Совета СССР. Где он хранится теперь?
Название: История Востоков
Отправлено: Liss от 22.11.2005 14:42:22
Ну при чем тут подлинный указ? Хотя текст, конечно, у Железнякова давно уже лежит.
А вот что-то меня терзают смутные сомненья: а где бронзовый бюст-то?
Название: История Востоков
Отправлено: Штурман от 22.11.2005 14:52:11
На площади Гагарина  :D
Название: История Востоков
Отправлено: Liss от 22.11.2005 14:55:16
ЦитироватьНа площади Гагарина  :D
Какой же он бронзовый?!
Название: История Востоков
Отправлено: Старый от 22.11.2005 15:01:20
Вобщето бронзовый бюст на родине ставили только дважды героям. Может тут какая накладка вышла?
Название: История Востоков
Отправлено: Liss от 22.11.2005 15:47:26
ЦитироватьВобщето бронзовый бюст на родине ставили только дважды героям. Может тут какая накладка вышла?
Старый, специально для тебя воспроизвел текст указа. Не на родине, а в Москве, и не дважды герою, а однажды.
Название: История Востоков
Отправлено: Старый от 22.11.2005 16:16:13
Цитировать
ЦитироватьВобщето бронзовый бюст на родине ставили только дважды героям. Может тут какая накладка вышла?
Старый, специально для тебя воспроизвел текст указа. Не на родине, а в Москве, и не дважды герою, а однажды.
Дык я ж и говорю: может тут какая накладка вышла? Типа что за фигня: не дважды герой и не на родине. А ну не поставим бюст!
Название: История Востоков
Отправлено: VK от 23.11.2005 11:50:55
ЦитироватьГАГАРИНУ Ю.А. ПАМЯТНИКИ: 1) Бронзовый бюст в Смоленске, установлен в день авиации 18 августа 1973 г. в сквере на проспекте, носящем имя Г. Авторы – скульптор Л.Е. Кербель (см.), архитектор С.М. Чикнаварьян. Ежегодно в день первого полета человека в космос (12 апреля) проводятся митинги, чествуются лауреаты премии им. Ю.А. Гагарина. 2) Бронзовый памятник Г. – пятиметровая скульптура на высоком гранитном постаменте – установлен в 1974 г. на центральной (Красной) площади г. Гагарина. Авторы – скульпторы Ю.Г. Орехов, М.А. Шмаков, архитекторы В.А. Петербуржцев, А.В. Степанов. Памятник, как и в целом город, сооружался при активном участии студенческих строительных отрядов, съезжавшихся в Гагарин со всех концов Советского Союза.

    Лит.: Архитектурные памятники Смоленской области. Каталог. – Кн. 2. Под ред. В.И. Плужникова. – М., 1987. – С. 338.
Название: История Востоков
Отправлено: X от 24.11.2005 06:12:41
А как насчет аллеи космонавтов?
Название: История Востоков
Отправлено: Andy_K64 от 24.11.2005 09:33:39
ЦитироватьА как насчет аллеи космонавтов?
Точно! Во как все быстро забывают.
Название: История Востоков
Отправлено: Liss от 24.11.2005 11:41:32
Цитировать
ЦитироватьА как насчет аллеи космонавтов?
Точно! Во как все быстро забывают.
Что значит "точно"? Он там бронзовый или как? По-моему, гранитный.
Название: История Востоков
Отправлено: Andy_K64 от 24.11.2005 17:23:06
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьА как насчет аллеи космонавтов?
Точно! Во как все быстро забывают.
Что значит "точно"? Он там бронзовый или как? По-моему, гранитный.
:-)
В субботу поеду проверю...
Название: История Востоков
Отправлено: Liss от 24.11.2005 23:33:43
Цитировать
ЦитироватьЧто значит "точно"? Он там бронзовый или как? По-моему, гранитный.
:-)
В субботу поеду проверю...
Сдаюсь: энциклопедия "Москва" утверждает, что бюсты космонавтов на Аллее бронзовые.
Название: История Востоков
Отправлено: Liss от 08.01.2011 01:55:14
Нашел замечательную цитату касательно отбора космонавтов. Книжка называется "Человек в космосе", выпущена издательством "Знание" в октябре 1958 г., авторы -- И.Бах, О.Горлов, В.Яковлев, Е.Югов. Для справки: Горлов -- это Газенко, Яковлев -- Яздовский, Югов -- Юганов.

ЦитироватьВ каком возрасте лучше всего лететь в космос?
Кай Юлий Цезарь, набирая легионы для завоевания Галлии, отдавал предпочтение мужчинам между 30 и 40 годами. Через 2000 лет полковник Хант считал желательным укомплектовать группу, штурмовавшую Эверест, людьми в возрасте 25-40 лет. Такое совпадение не случайно. Действительно, хотя человеческий организм полностью развивается обычно раньше 30 лет, окончательное и всестороннее развитие характера, полный расцвет всех сил и возможностей редко наступает в более раннем возрасте...

Из сказанного можно сделать вывод, что в конце 1958 г. медики еще ориентировались на "американский" вариант отбора зрелых и очень опытных людей. В книге не раскрывается профессиональная принадлежность астронавта (именно так!), но подчеркивается, что

Цитироватьк космическому полету могут быть допущены лишь люди большого интеллекта, с разносторонними знаниями и изрядным опытом работы в первую очередь в области ракетной техники и авиации.
Название: История Востоков
Отправлено: Leroy от 08.01.2011 17:55:36
Цитировать
Цитироватьк космическому полету могут быть допущены лишь люди большого интеллекта, с разносторонними знаниями и изрядным опытом работы в первую очередь в области ракетной техники и авиации.
Хм, фактически первая двадцатка советских космонавтов была набрана наперекор этим принципам.  :?
Название: История Востоков
Отправлено: Дмитрий В. от 08.01.2011 19:51:43
Цитировать
Цитировать
Цитироватьк космическому полету могут быть допущены лишь люди большого интеллекта, с разносторонними знаниями и изрядным опытом работы в первую очередь в области ракетной техники и авиации.
Хм, фактически первая двадцатка советских космонавтов была набрана наперекор этим принципам.  :?

Потому что они были скорее пассажирами, чем пилотами. Для этого летные навыки не нужны (а может, даже и вредны). К тому же, видимо, не хотели рисковать квалифицированными летчиками-испытателями.
Название: История Востоков
Отправлено: hlynin от 08.01.2011 22:45:37
Участник космического полёта не может называться пассажиром, если может (и обязан) взять управление в свои руки при отказе автоматики.
Название: История Востоков
Отправлено: Дмитрий В. от 09.01.2011 10:40:58
ЦитироватьУчастник космического полёта не может называться пассажиром, если может (и обязан) взять управление в свои руки при отказе автоматики.

Для этого нужна хорошая реакция и железные нервы, а не летные навыки.
Название: История Востоков
Отправлено: Штуцер от 09.01.2011 12:15:51
Летные навыки дают уверенную ориентировку в пространстве, в том числе и в невесомости.
Название: История Востоков
Отправлено: Дмитрий В. от 09.01.2011 11:31:42
ЦитироватьЛетные навыки дают уверенную ориентировку в пространстве, в том числе и в невесомости.

ОК, поправлюсь: для этого не нужен большой налет.
Название: История Востоков
Отправлено: Старый от 09.01.2011 21:47:19
ЦитироватьДля этого нужна хорошая реакция и железные нервы, а не летные навыки.
В процессе получения лётных навыков хорошая реакция и железные нервы формируются естественным отбором.
Название: История Востоков
Отправлено: Liss от 27.01.2011 11:36:31
Забавная новость...

http://www.bigpowernews.ru/news/document27870.phtml

ЦитироватьСША должны стать мировым лидером в производстве экологически чистой энергии – Б.Обама


НЬЮ-ЙОРК, 27 января (BigpowerNews) — США должны стать мировым лидером в производстве экологически чистой энергии. Как сообщает ИТАР-ТАСС, об этом заявил сегодня, выступая в городе Манитовок в штате Висконсин, президент США Барак Обама. «Нация, которая станет мировым лидером в производстве чистой энергии, станет лидером в мировой экономике в XXI веке», — сказал он...

В связи с этим, указал президент США, стране необходим импульс, который в 50е годы прошлого столетия был получен, когда Советский Союз первым в мире запустил в космос искусственный спутник, оставив позади Соединенные Штаты.

Тот день «дал старт космической гонке» между двумя странами, которая привела в итоге США к огромным достижениям в этой сфере, в том числе высадке человека на Луну, указал Б.Обама. «И сейчас я хочу сказать, спустя более 50 лет после этого события, что соревнование за XXI век будет выиграно», — подчеркнул он.

Глава Белого дома напомнил о том, как в 1962 г обломок советского космического корабля «Спутник-4» упал на одну из улиц города Манитовок, где его обнаружили полицейские. С тех пор горожане отмечают этот день как «Спутникфест», передает ПРАЙМ-ТАСС.
Название: История Востоков
Отправлено: Pavel от 27.01.2011 08:05:35
Действительно! :D  :D

ЦитироватьOn September 5, 1962, a 20-pound (9.1 kg) piece of the 7-ton Sputnik 4 crashed on North 8th Street. Sputnik 4 was a USSR satellite, part of the Sputnik program and a test-flight of the Vostok spacecraft that would be used for the first human spaceflight. It was launched on May 15, 1960. A bug in the guidance system had pointed the capsule in the wrong direction, so instead of dropping into the atmosphere the satellite moved into a higher orbit. It re-entered the atmosphere on or about September 5, 1962.[10][11] A cast was made from the original piece before the Soviets claimed it, and the cast was displayed at the Rahr West Art Museum.[12] A customer in a nearby art gallery jokingly suggested that the city should hold a festival to celebrate the crash.[11] The city held the first Sputnikfest in 2008, which was organized by the head of both museums.[11]


(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/49553.jpg)

Disk marks location of the Sputnik 4 impact  :P  :P
Название: История Востоков
Отправлено: Pavel от 27.01.2011 09:04:26
Здесь куда подробнее

http://www.roadsideamerica.com/story/12959

Что характерно:

ЦитироватьThe Russians huffed and puffed and finally accepted, carrying away the hunk in a box -- but not before NASA had made two replicas

Какие мы жадные :)

А вот, что упало:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/16394.jpg)