Цитировать/В фокусе внимания Китая/ Китайские и французские исследователи завершили миссию по зондированию радона на Луне
2024-07-04 20:17:30丨Russian.News.Cn
Пекин, 4 июля /Синьхуа/ -- Совместная команда китайских и французских исследователей успешно завершила миссию по измерению распределения радона и полония на Луне, используя для этой цели французскую полезную нагрузку на борту китайского лунного зонда "Чанъэ-6", сообщили в Институте геологии и геофизики Академии наук Китая /АНК/.
Французский научный прибор под названием Detection of Outgassing RadoN /DORN/ способен фиксировать как радон на поверхности Луны, так и продукты его распада, а также заряженные частицы в космической среде.
Его научные цели заключаются в изучении происхождения и динамики лунной атмосферы, тепловых и физических свойств лунного грунта и движения пыли на поверхности естественного спутника Земли.
Хэ Хуайюй, один из главных научных сотрудников DORN из Института геологии и геофизики АНК, отметил, что оборудование полезной нагрузки DORN на борту "Чанъэ-6" подвергалось воздействию атмосферы Земли в течение нескольких месяцев перед запуском.
Впервые прибор был задействован 6 мая во время полета по лунной орбите, примерно в 320 тыс. км от Земли. В этот период он проработал около 10 часов для того, чтобы измерить фоновый шум космической среды и естественное загрязнение лунной поверхности.
17 мая, после исторических солнечных бурь, которые наблюдались с 10 по 11 мая, прибор снова включили. В этот раз он выполнял измерения на орбите вокруг Луны в течение 32 часов.
"Данные, переданные обратно на Землю, помогли команде удостовериться, что все 16 детекторов DORN функционируют в штатном режиме, получая данные о потоке заряженных частиц в солнечном ветре и отслеживая ситуацию с их распадом по времени. Также был зафиксирован экранирующий эффект от Луны в отношении потока этих частиц", - заявил технический руководитель с китайской стороны Ли Цзяньнань.
Вечером 23 мая DORN был перезапущен и приступил к проведению орбитальных измерений распределения радона и полония на Луне в течение 111 часов.
2 июня, вскоре после того, как лунный зонд "Чанъэ-6" совершил посадку в назначенной зоне в бассейне Южный полюс - Эйткен /ЮПЭ/ на обратной стороне Луны, прибор начал проводить измерения на лунной поверхности. 4 июня, когда взлетный модуль "Чанъэ-6" стартовал с Луны с взятыми образцами, DORN завершил свою миссию и стал "постоянным обитателем" обратной стороны Луны.
Китайско-французская команда работала над эксплуатацией DORN в Государственной астрономической обсерватории при АНК в Пекине. Это первое сотрудничество между Китаем и Францией в области исследования дальнего космоса, которое способствовало успеху миссии, заявил Хэ Хуайюй.
3 мая на орбиту был выведен китайский зонд "Чанъэ-6", на борту которого находились полезные нагрузки Европейского космического агентства /ЕКА/, Франции, Италии и Пакистана.
На борту зонда "Чанъэ-7" будут находиться 6 международных научных приборов, а на борту зонда "Чанъэ-8" Китай предлагает международному сообществу возможность разместить 200 кг полезной нагрузки. К настоящему моменту уже поступило более 30 заявок на размещение, заявил 27 июня заместитель директора отдела международного сотрудничества Государственного космического управления Китая /CNSA/ Лю Юньфэн.
ЦитироватьКитайско-французский спутник обнаружил гамма-всплески после включения полезных нагрузок
2024-07-09 10:38:00丨Russian.News.Cn
Пекин, 9 июля /Синьхуа/ -- За 2 недели, прошедшие с момента запуска, астрономический спутник, совместно разработанный Китаем и Францией, обнаружил гамма-всплески, что является предвестником многообещающего начала этого проекта сотрудничества высокого уровня между двумя странами.
После проведения испытаний на орбите, спутниковая платформа функционирует в штатном режиме. Космическим аппаратом была установлена связь в режиме реального времени с более чем 40 наземными станциями связи. Все четыре научно-исследовательских приборов на спутнике успешно прошли испытания на включение, сообщили в понедельник в Академия наук Китая /АНК/.
Спутник "Мультиспектральный космический монитор переменных объектов" /SVOM/ был запущен 22 июня. Он оснащен четырьмя научными установками, разработанными китайскими и французскими учеными, и в настоящее время является самым мощным в мире спутником для многоволновых комплексных наблюдений за гамма-всплесками.
27 июня на орбите начались испытания гамма-монитора, разработанного Институтом физики высоких энергий при АНК, который в тот же день успешно зафиксировал первый гамма-всплеск, получивший код GRB 240627B. Это был первый результат орбитального наблюдения у спутника SVOM.
Монитор также зафиксировал два дополнительных гамма-всплеска 29 июня и 2 июля соответственно. Результаты трех гамма-всплесков были отправлены в Сеть общих координат /GCN/ - международную платформу для сотрудничества в области астрономических исследований. В АНК подтвердили способность монитора с высокой точностью обнаруживать гамма-всплески.
Спутник SVOM завершит различные испытания под контролем Центра эксплуатации и управления спутником, находящемся в ведении АНК, а испытания для научных наблюдений, как ожидается, начнутся в августе.
Гамма-всплески, обычно очень короткие по продолжительности, являются самыми сильными взрывными явлениями во вселенной после Большого взрыва и происходят во время коллапса массивных звезд или слияния двойных компактных звезд. По словам Вэй Цзяньяня, главного исследователя SVOM в Китае, углубленное наблюдение и исследование гамма-всплесков поможет человечеству понять некоторые фундаментальные вопросы науки.
Вэй Цзяньянь добавил, что основные научные задачи SVOM включают поиск и быструю локализацию различных гамма-всплесков, всестороннее измерение и изучение свойств их электромагнитного излучения, исследование темной энергии и эволюции Вселенной с помощью этих всплесков, а также наблюдение электромагнитных сигналов, связанных с гравитационными волнами.
ЦитироватьCNES разработает технологию медицинской визуализации для пилотируемых миссий на Луну и Марс
Автор: Эндрю Парсонсон - 31 октября 2024 г.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/375193.jpg)
Автор: ESA/P. CarrilМашперевод
Французское космическое агентство CNES объявило о поиске системы медицинской визуализации, в первую очередь для диагностических целей, для поддержки работы космической станции и пилотируемых миссий на поверхность Луны и Марса.
Проект Multimodal Imaging for Space Exploration проводится в рамках инициативы CNES Spaceship FR. Представленная в 2018 году инициатива Spaceship FR направлена на разработку ключевых технологий для будущих пилотируемых миссий на Луну и Марс, уделяя особое внимание таким важным областям, как среда обитания, выработка и хранение энергии, а также использование ресурсов на месте.
Одним из самых передовых проектов, разрабатываемых в рамках инициативы Spaceship FR, является европейский скафандр для внутрикорабельной активности. Первоначальное исследование для проекта было завершено в начале 2024 года компанией Spartan Space, Институтом космической медицины и физиологии и розничным продавцом спортивных товаров Decathlon. Ранее в этом месяце CNES опубликовал призыв к разработке раннего прототипа скафандра, который будет испытан в полете на борту Международной космической станции к 2027 году.
24 октября CNES добавил проект Multimodal Imaging for Space Exploration в качестве последней инициативы под эгидой Spaceship FR. Согласно призыву, уже начались обсуждения по разработке «Medipod», модульного медицинского учреждения для будущих пилотируемых баз на Луне и Марсе. Основным компонентом Medipod станет система мультимодальной визуализации, предназначенная для диагностических целей и, возможно, для вмешательств, в зависимости от технологической осуществимости.
CNES обозначил четыре основные цели исследования, которое должно быть проведено с 2024 по 2026 год после заключения контракта. Первая цель — оценить текущее состояние медицинской визуализации и конкретные потребности для длительных исследовательских миссий. Далее в исследовании будут установлены требования к адаптации инструментов визуализации к космическим условиям. Третья цель сосредоточена на архитектурном исследовании мультимодальной системы визуализации, адаптированной для космических приложений, за которым последует заключительный этап, на котором будет намечена дорожная карта разработки системы.[свернуть]
French space agency CNES has issued a call for a medical imaging system, primarily for diagnostic purposes, to support space station operations and crewed missions to the surfaces of the Moon and Mars.
The Multimodal Imaging for Space Exploration call is being carried out within the CNES Spaceship FR initiative. Introduced in 2018, the Spaceship FR initiative aims to develop key technologies for future crewed missions to the Moon and Mars, concentrating on essential areas like habitats, energy generation and storage, and in-situ resource utilization.
One of the most advanced projects being developed through the Spaceship FR initiative is a European intravehicular activity spacesuit. An initial study for the project was completed in early 2024 by Spartan Space, the Institute of Space Medicine and Physiology, and the sporting goods retailer Decathlon. Earlier this month, CNES published a call for the development of an early prototype of the spacesuit that will be flight-tested aboard the International Space Station by 2027.
On 24 October, CNES added the Multimodal Imaging for Space Exploration project as the latest initiative under the Spaceship FR umbrella. According to the call, discussions have already begun on developing a "Medipod," a modular medical facility for future crewed bases on the Moon and Mars. A primary component of the Medipod will be a multimodal imaging system designed for diagnostic purposes and, potentially, for interventions, depending on technological feasibility.
CNES has outlined four main objectives for the study, scheduled to run from 2024 to 2026 following the contract award. The first objective is to assess the current state of medical imaging and specific needs for long-duration exploration missions. Next, the study will establish requirements for adapting imaging tools to space environments. The third objective focuses on an architectural study of a multimodal imaging system customized for space applications, followed by a final phase that will outline a roadmap for the development of the system.
Andrew Parsonson
Цитата: Veganin от 02.11.2024 01:01:07intravehicular activity spacesuit - скафандр для внекорабельной...Машперевод... европейский скафандр для внутрикорабельной активности.
ЦитироватьCNES Extends Mission to Identifying Interfering Terrestrial Transmitters
By Andrew Parsonson - December 11, 2024
CNES расширяет миссию по выявлению мешающих ГНСС наземных передатчиков
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/376480.jpg)
Credit: CNES/DE PRADA ThierryМашперевод
CNES продлил контракт с U-Space на реализацию инициативы NESS, направленной на выявление наземных передатчиков, которые преднамеренно или непреднамеренно создают помехи сигналам спутниковой навигации GNSS.
Системы GNSS, такие как Galileo, имеют решающее значение для повседневной жизни, особенно в транспортных приложениях, но часто нарушаются преднамеренными или случайными помехами. Эти помехи могут влиять на устройства на земле, самолетах и спутниковой связи, создавая риски для безопасности и производительности. Инициатива NESS была создана для разработки и демонстрации космических методов обнаружения и локализации этих помех.
Первый спутник NESS был разработан компанией U-Space, ответвлением CNES, и запущен 9 октября 2023 года на борту ракеты Vega. Пятикилограммовый демонстратор оснащен системой SPEKTREYE от Syrlinks. Разработанная для использования на борту CubeSats и наноспутников, SPEKTREYE функционирует как программно-определяемое радио, которое сканирует как широкие, так и узкие диапазоны частот, включая диапазоны UHF, VHF, L и S. Эта система позволяет точно обнаруживать и локализовать источники помех сигнала.
По данным CNES, спустя год после запуска спутник уже зарекомендовал себя, продемонстрировав «конкурентоспособность этого типа компактного датчика в дополнение к более крупным системам». В результате агентство запустило программу NESS+, в рамках которой будут запущены два дополнительных наноспутника NESS, созданных в рамках расширенного контракта с U-Space.
Ожидается, что запуск группировки NESS+ состоится в 2027 году.[свернуть]
CNES has extended a contract with U-Space for its NESS initiative, which is focused on identifying terrestrial transmitters that intentionally or unintentionally disrupt GNSS satellite navigation signals.
GNSS systems like Galileo are critical for daily life, especially in transportation applications, but are often disrupted by intentional or accidental interference. This interference can affect devices on the ground, aircraft, and satellite communications, posing safety and performance risks. The NESS initiative was created to develop and demonstrate space-based methods for detecting and locating these disruptions.
The first NESS satellite was developed by U-Space, a spin-off of CNES, and launched on 9th October 2023 aboard a Vega rocket. The five-kilogram demonstrator is equipped with the SPEKTREYE system from Syrlinks. Designed for use aboard CubeSats and nanosatellites, SPEKTREYE functions as a software-defined radio that scans both wide and narrow frequency bands, including UHF, VHF, L, and S bands. This system allows for the precise detection and pinpointing of signal interference sources.
According to CNES, a year after its launch, the satellite has already proven itself, demonstrating "the competitiveness of this type of compact sensor in addition to larger systems." As a result, the agency has launched the NESS+ programme, which will see the launch of two additional NESS nanosatellites built under an extended contract with U-Space.
The launch of the NESS+ constellation is expected to take place in 2027.
ЦитироватьHyPrSpace Achieves Key Milestone in Baguette One Rocket Development
By Andrew Parsonson - December 13, 2024
HyPrSpace достигла ключевого рубежа в разработке ракеты Baguette One
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/376481.jpg)
Credit: HyPrSpaceМашперевод
Французский стартап HyPrSpace объявил о завершении предварительных обзоров проекта (PDR) своих ракет Baguette One и Orbital Baguette One.
Основанная в 2019 году, компания HyPrSpace разрабатывает микроракету-носитель с гибридной двигательной установкой. Хотя с тех пор компания удалила всю информацию о своих ракетах со своего веб-сайта, предполагая, что их конструкция могла измениться, ранее HyPrSpace заявляла, что ее ракета Orbital Baguette One (OB-1) сможет доставлять до 250 килограммов на низкую околоземную орбиту.
В декабре 2023 года консорциум под руководством HyPrSpace получил финансирование в размере 35 миллионов евро для своего проекта PADA1. Целью проекта является завершение детального проектирования ракеты OB-1 и проведение первого полета суборбитальной ракеты Baguette One. Помимо HyPrSpace, в консорциум PADA1 входят Telespazio, отвечающая за наземный сегмент и операции, и CT Ingénierie, занимающаяся системной инженерией и проектированием ракет.
Французское правительство в рамках своей инициативы развития France 2030 предоставило 60% от общего финансирования проекта. Остальные 40% были предоставлены партнерами по консорциуму, а HyPrSpace взяла на себя основную часть этой ответственности.
11 декабря HyPrSpace объявила об успешном завершении PDR для суборбитального демонстратора Baguette One и микропусковой установки Orbital Baguette One. Компания добавила, что также перешла к фазе критического проектирования для обеих систем, этапу разработки, на котором завершаются подробные инженерные планы и компоненты готовятся к производству.
Когда инициатива PADA1 была впервые анонсирована, HyPrSpace нацеливалась на первый квартал 2026 года для первого полета своей суборбитальной ракеты Baguette One. В объявлении компании от 11 декабря не было никаких прогнозов относительно того, когда HyPrSpace планирует попытаться осуществить первый полет ракеты.[свернуть]
French launch startup HyPrSpace has announced that it has completed preliminary design reviews (PDRs) for its Baguette One and Orbital Baguette One rockets.
Founded in 2019, HyPrSpace is developing a micro-launcher rocket powered by a hybrid propulsion system. While the company has since pulled all information about its rockets from its website suggesting its design may have changed, HyPrSpace had previously stated that its Orbital Baguette One (OB-1) rocket would be capable of delivering up to 250 kilograms to low Earth orbit.
In December 2023, a HyPrSpace-led consortium secured €35 million in funding for its PADA1 project. The aim of the project is to complete the detailed design of its OB-1 rocket and to carry out the first flight of its suborbital Baguette One rocket. In addition to HyPrSpace, the PADA1 consortium features Telespazio, responsible for the ground segment and operations, and CT Ingénierie, focused on system engineering and rocket design.
The French government, through its France 2030 development initiative, provided 60% of the total funding for the project. The remaining 40% was supplied by the consortium partners, with HyPrSpace bearing the bulk of that responsibility.
On 11 December, HyPrSpace announced that it had successfully completed the PDRs for the Baguette One suborbital demonstrator and the Orbital Baguette One micro-launcher. The company added that it had also moved into the Critical Design phase for both systems, a stage of development where detailed engineering plans are finalised, and components are prepared for manufacturing.
When the PADA1 initiative was first announced, HyPrSpace was targeting the first quarter of 2026 for an inaugural flight of its suborbital Baguette One rocket. The company's 11 December announcement did not offer any projections as to when HyPrSpace plans to attempt the rocket's first flight.
ЦитироватьWhere SkyHopper Fits into ArianeGroup's Reusability Efforts
By Andrew Parsonson - April 7, 2025
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/380908.webp)
Credit: MaiaSpaceМашперевод
В то время как ArianeGroup продвигается вперед с разработкой отложенного демонстратора многоразового использования Themis, компания также тихо продвигает инициативу, известную как SkyHopper, которая направлена на обеспечение восстановления и повторного использования первой ступени ракеты Maia. Это предполагает более тесный уровень сотрудничества с ее дочерней компанией MaiaSpace, чем было очевидно ранее.
MaiaSpace была основана в 2021 году как дочерняя компания ArianeGroup. Компания разрабатывает двухступенчатую ракету под названием Maia, которая будет способна доставлять 1500 килограммов на низкую околоземную орбиту при запуске в одноразовой конфигурации и 500 килограммов при ее возврате. Ракета будет запущена с площадки ELM2 в Гвианском космическом центре, бывшей стартовой площадки «Союз», которая в настоящее время реконструируется MaiaSpace для собственного использования.
4 апреля французское космическое агентство CNES опубликовало призыв к социально-экономической оценке проекта пусковой службы MaiaSpace и проекта SkyHopper. Оценки последовали за призывом, опубликованным в октябре 2023 года, для демонстрации восстановления и повторного использования первой ступени мини-ракеты. Контракт был присужден ArianeGroup в ноябре 2024 года, а MaiaSpace выступила в качестве субподрядчика. Во Франции социально-экономические оценки требуются для любого проекта, получающего 20 миллионов евро или более государственного финансирования. Однако в документах, предоставленных CNES, не указано, какую сумму сверх порога в 20 миллионов евро получила ArianeGroup.
Согласно объявлению от 4 апреля, проект SkyHopper сосредоточен на разработке модификаций, необходимых для повторного использования первой ступени Maia. Проект будет возглавляться AraineGroup, а MaiaSpace будет выступать в качестве субподрядчика и оператора запуска проекта. Он будет включать восстановление и повторное использование «восстановленной до готовности к полету» первой ступени Maia в течение 12 месяцев после ее восстановления, при этом фаза восстановления намечена на 2027 год.
Хотя ArianeGroup пока не опубликовала официальной информации о проекте SkyHopper, по крайней мере четыре сотрудника упоминают его в своих профилях LinkedIn. Один описывает свою роль в качестве руководителя проекта инициативы, в то время как остальные трое указывают, что они работают над SkyHopper и демонстратором многоразового ускорителя Themis одновременно, что предполагает некоторую степень совпадения.[свернуть]
While ArianeGroup pushes ahead with the development of the delayed Themis reusable booster demonstrator, the company is also quietly advancing an initiative known as SkyHopper, which aims to enable the recovery and reuse of the Maia rocket's first stage. This suggests a closer level of collaboration with its subsidiary MaiaSpace than was previously apparent.
MaiaSpace was founded in 2021 as a wholly owned subsidiary of ArianeGroup. The company is developing a two-stage rocket called Maia that will be capable of delivering 1,500 kilograms to low Earth orbit when launched in an expendable configuration and 500 kilograms when it is being recovered. The rocket will launch from the ELM2 pad at the Guiana Space Centre, a former Soyuz launch site currently being renovated by MaiaSpace for its own use.
On 4 April, the French space agency CNES published a call for a socio-economic assessment of the MaiaSpace launch service project and the SkyHopper project. The assessments follow a call issued in October 2023 for the demonstration of the recovery and reuse of a mini-launcher first stage. The contract was awarded to ArianeGroup in November 2024, with MaiaSpace acting as a subcontractor. In France, socio-economic assessments are required for any project receiving €20 million or more in public funding. However, the documents provided by CNES do not specify how much over the €20 million threshold ArianeGroup has received.
According to the 4 April call, the SkyHopper project is focused on the development of the modifications required for the reuse of the Maia first stage. The project will be led by AraineGroup, with MaiaSpace acting as a subcontractor and the project's launch operator. It will include the recovery and reuse of a "restored to flight-ready" Maia first stage within 12 months of its recovery, with the recovery phase targeted for 2027.
While ArianeGroup has yet to publish any official information about the SkyHopper project, at least four employees mention it in their LinkedIn profiles. One describes their role as the initiative's project manager, while the other three indicate they are working on both SkyHopper and the Themis reusable booster demonstrator concurrently, suggesting a degree of overlap.
ЦитироватьLatitude получает финансирование по программе «Франция 2030» на строительство завода в Реймсе
Latitude Secures France 2030 Funding to Build Reims Factory
By Andrew Parsonson - April 15, 2025
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/381552.webp)
Credit: LatitudeМашперевод
Французское правительство выделило компании Latitude финансирование на поддержку строительства нового ракетного завода в Реймсе, открытие которого ожидается в 2026 году.
Основанная в 2019 году, компания Latitude разрабатывает двухступенчатую ракету Zephyr, предназначенную для доставки полезных грузов весом до 200 килограммов на низкую околоземную орбиту. На своем нынешнем предприятии в Реймсе компания рассчитывает производить от пяти до десяти ракет Zephyr в год.
Latitude впервые объявила о планах по созданию более крупного ракетного завода в конце 2023 года, когда она расширила свою первоначальную площадку с 1500 до 3000 квадратных метров. Ожидается, что новый объект будет охватывать около 25 000 квадратных метров и будет поддерживать производственную мощность до 50 ракет Zephyr в год.
14 апреля Latitude объявила, что получила финансирование в рамках конкурса France 2030 «First Factory» для оказания помощи в строительстве нового ракетного завода. Запущенная в 2021 году инициатива France 2030 представляет собой инвестиционную программу стоимостью 54 млрд евро, направленную на укрепление французской промышленности за счет технологических инноваций. В 2022 году страна запустила конкурс «First Factory» в рамках инициативы France 2030 в качестве средства поддержки стартапов и МСП в создании их первых промышленных производственных площадок на французской земле.
«Эта программа консолидирует наше промышленное видение: разработать во Франции высокочастотный запуск малых спутников — ключевой рычаг космического суверенитета», — заявил председатель правления Latitude Станислас Максимин.
Latitude не раскрыла точную сумму финансирования, полученного ею для строительства нового завода. Однако известно, что часть финансирования будет предоставлена ��в виде прямого гранта, а часть примет форму возвратного кредита.
Latitude в настоящее время работает над первым полетом своей ракеты Zephyr, который, как ожидается, состоится в 2026 году. 8 апреля компания объявила, что завершила начальное испытание горячим огнем летной версии камеры сгорания для своего ракетного двигателя Navier в своем испытательном центре Titan в Ватри, недалеко от Реймса. 11 апреля Максимин объявил в Twitter, что компания успешно завершила второе испытание. Исполнительный председатель также сообщил, что Latitude находится в процессе создания копии своей стартовой установки, чтобы позволить компании начать комплексные испытания первой и второй ступеней Zephyr на своих испытательных объектах Titan.[свернуть]
The French government has awarded Latitude funding to support the construction of its new rocket factory in Reims, which is expected to open in 2026.
Founded in 2019, Latitude is developing a two-stage rocket called Zephyr, designed to deliver payloads of up to 200 kilograms to low Earth orbit. At its current facility in Reims, the company expects to produce between five and ten Zephyr rockets per year.
Latitude first announced plans to develop a larger rocket factory in late 2023, when it expanded its original site from 1,500 to 3,000 square metres. The new facility is expected to span approximately 25,000 square metres and will support a production capacity of up to 50 Zephyr rockets per year.
On 14 April, Latitude announced that it had been awarded funding through the France 2030 "First Factory" call to assist with the construction of its new rocket factory. Launched in 2021, the France 2030 initiative is a €54 billion investment programme aimed at strengthening French industry through technological innovation. In 2022, the country launched the "First Factory" call under the France 2030 initiative as a means of supporting start-ups and SMEs in establishing their first industrial production sites on French soil.
"This program consolidates our industrial vision: to develop, from France, a high-frequency launch capability for small satellites – a key lever of space sovereignty," said Latitude Executive Chairman Stanislas Maximin.
Latitude did not disclose the exact amount of funding it received for the construction of its new factory. However, it is known that while part of the funding will be awarded as a straight grant, a portion will take the form of a recoverable loan.
Latitude is currently working toward an inaugural flight of its Zephyr rocket, which is expected to take place in 2026. On 8 April, the company announced that it had completed an initial hot fire test of a flight version of the combustion chamber for its Navier rocket engine at its Titan testing centre in Vatry, near Reims. On 11 April, Maximin announced on Twitter that the company had successfully completed a second test. The Executive Chairman also revealed that Latitude is in the process of building a replica of its launch installation to allow the company to begin integrated tests of the Zephyr's first and second stages at its Titan testing facilities.
ЦитироватьФранцузский стартап разрабатывает космическое оружие для защиты спутников и очистки орбитального мусора
French startup developing space weapon to defend satellites and clean orbital debris
by Sandra Erwin April 29, 2025Машперевод
ВАШИНГТОН — Французский стартап, основанный бывшими инженерами-ракетчиками, разрабатывает космический аппарат воздушного базирования, предназначенный для перехвата, захвата и утилизации объектов на орбите, будь то заброшенные спутники или потенциальные угрозы.
Проект Dark, созданный в 2022 году ветеранами европейских оборонных подрядчиков MBDA и Thales, направлен на демонстрацию космического оружия, которое будет запускаться с модифицированного коммерческого самолета, добираться до цели на орбите, захватывать ее и безопасно доставлять в южную часть Тихого океана.
Базирующаяся в Париже компания привлекла около 11 миллионов долларов венчурного финансирования и расширила штат до 40 человек, сосредоточившись на технологиях двигателей, радарах и других датчиках, необходимых для обнаружения и проверки космических объектов.
«Мы считаем, что миру нужны противокосмические системы, адаптированные к растущей враждебности орбитальной среды», — заявил в интервью SpaceNews Клайд Лахейн, соучредитель Dark .
Компания привлекла инвестиции от Eurazeo, Frst, а также Long Journey Ventures, фирмы, основанной Ариэль Цукерберг, сестрой основателя Meta Марка Цукерберга. Ранее Long Journey поддерживала SpaceX и оборонную технологическую компанию Anduril, среди прочих.
Флагманский продукт Dark, называемый Interceptor, представляет собой новый подход к космической обороне — тот, который имитирует то, как военные самолеты реагируют на воздушные угрозы, сказал Лахейн. Сегодня у государственных спутниковых операторов ограниченные возможности, когда их активы сталкиваются с потенциальными опасностями, такими как противокосмическое оружие, предназначенное для вмешательства в работу спутников.
«В настоящее время у нас нет ни средств для сдерживания подобных действий, ни возможности действовать на орбите, когда они происходят», — сказал Лахейн.
Interceptor будет сбрасываться с модифицированного коммерческого самолета и будет использовать роботизированный модуль с несколькими руками для захвата и замедления космических объектов. Первый испытательный полет, запланированный на 2027 год, будет направлен только на сближение и слежение за целью для подтверждения навигационных возможностей, сказал Лахейн, а последующие миссии продемонстрируют фактический захват и сход с орбиты. Он захватит целевой объект, прежде чем начнет контролируемый спуск в обозначенное «спутниковое кладбище» в южной части Тихого океана, где в 2001 году была утилизирована российская космическая станция «Мир».
Компания Dark заключила контракты с французскими правительственными агентствами, включая Французское космическое агентство и Агентство оборонных инноваций, на демонстрацию своей технологии.
Лахейн защищал подход с воздушным запуском, несмотря на коммерческий провал Virgin Orbit. Урок этого предприятия состоял в том, что модель воздушного запуска может не подходить для коммерческой эксплуатации, но она может быть реальным активом для оборонных операций, сказал он. Использование самолета обходит обычные задержки, связанные с погодой на наземных стартовых площадках, и позволяет аппарату быстро выравниваться с целью.
По его словам, эта концепция позволит странам, не имеющим космодромов, запускать ракеты с военных авиабаз, а также обеспечит более точную доставку, сократив необходимость в сложных орбитальных маневрах.
«Вместо того чтобы ждать оптимального окна запуска, как при наземном запуске, мы используем самолет, чтобы выйти прямо под орбиту», — сказал Лахейн.
Технология все еще находится в стадии разработки
Среди основных этапов разработки Dark — испытания криогенного двигателя на металоксе (жидкий кислород и жидкий метан) в прошлом году, а также продолжающиеся работы по проверке его орбитальной двигательной установки и радара.
По словам Лахейна, коммерческим аргументом для потенциальных клиентов является оперативность. Он утверждает, что Interceptor может отреагировать на угрозу в течение 24 часов с момента обнаружения. «Вы даете нам местоположение объекта в данный момент, и мы можем по сути захватить этот объект на орбите менее чем за 24 часа», — сказал он.
Появление Dark отражает растущий интерес Европы к космической обороне.
Летиция Чезари, парижский эксперт по космической политике, отметила, что Франция и другие европейские страны увеличивают инвестиции в спутники «в стратегических целях», что создает необходимость в защите этих активов.
Франция проявила особую активность, выделив в оборонном бюджете средства на «активные системы обороны», включая «патрульные спутники для защиты стратегических объектов» как на низкой околоземной орбите, так и на геостационарной орбите, заявил на прошлой неделе Чезари в Центре стратегических и международных исследований.
Франко-американское сотрудничество в космической сфере также развивается. Недавно глава Космического командования США генерал Стивен Уайтинг выделил важный этап в своей речи на Космическом симпозиуме, отметив, что США и Франция недавно провели «первую в истории двустороннюю операцию по сближению и стыковке, чтобы продемонстрировать совместные возможности в космосе, в непосредственной близости от стратегического космического спутника-конкурента».[свернуть]
WASHINGTON — A French startup founded by former missile engineers is developing an air-launched spacecraft designed to intercept, capture and dispose of objects in orbit, whether they're derelict satellites or potential threats.
Dark, established in 2022 by veterans of European defense contractors MBDA and Thales, aims to demonstrate a space weapon that would launch from a modified commercial aircraft, navigate to a target in orbit, grab it and safely deposit it in the South Pacific Ocean.
The Paris-based company has attracted about $11 million in venture funding and expanded to 40 employees, focusing on propulsion technologies, radar and other sensors needed to detect and inspect space objects.
"We believe the world needs counterspace systems that are adapted to the increasing hostility of orbital environments," Clyde Laheyne, Dark's co-founder, told SpaceNews in an interview.
The company has drawn investment from Eurazeo, Frst, as well as Long Journey Ventures, a firm founded by Arielle Zuckerberg, sister of Meta founder Mark Zuckerberg. Long Journey has previously backed SpaceX and defense tech company Anduril, among others.
Dark's flagship product, called Interceptor, represents a new approach to space defense — one that mimics how military aircraft respond to aerial threats, said Laheyne. Government satellite operators today have limited options when their assets face potential dangers such as counterspace weapons designed to interfere with satellite operations.
"We currently lack both the means to deter these actions and the capability to act in orbit when they occur," Laheyne said.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/381553.webp)
Illustration of the Interceptor. Credit: Dark
Interceptor would be dropped from a modified commercial aircraft, and would use a robotic module with multiple arms to grab and decelerate space objects. The first test flight planned for 2027 will aim only to rendezvous and shadow a target to prove navigation capabilities, Laheyne said, with later missions demonstrating actual capture and de-orbit. It would capture a targeted object before initiating a controlled descent into a designated "satellite graveyard" in the South Pacific, where Russia's Mir space station was disposed of in 2001.
Dark has secured contracts with French government agencies, including the French Space Agency and the Defence Innovation Agency, to demonstrate its technology.
Laheyne defended the air-launch approach despite the commercial failure of Virgin Orbit. The lesson from that venture was that the air-launch model may not be suited for commercial operation but it can be a real asset for defense operations, he said. Using an airplane sidesteps common delays linked to weather at ground launch sites and allows the craft to align quickly with its target.
This concept would allow countries that don't have spaceports to be able to launch rockets from a military air base, he said, and enables more precise delivery, reducing the need for complex orbital maneuvers.
"Instead of waiting for the optimal launch window as with ground-based launch, we use the plane to go directly under the orbit," Laheyne said.
Tech still in development
Dark's development milestones include tests of its methalox (liquid oxygen and liquid methane) cryogenic engine last year, with work ongoing to validate its orbital propulsion system and radar.
A selling point for potential customers is responsiveness, said Laheyne. He claims the Interceptor could respond to a threat within 24 hours of detection. "You give us a position of the object at the moment, and we can basically engage this object on orbit in less than 24 hours," he said.
Dark's emergence reflects growing European interest in space defense.
Laetitia Cesari, a Paris-based space policy expert, noted that France and other European nations are increasing investments in satellites "for very strategic purposes," creating a need to protect these assets.
France has been particularly proactive, with defense budget provisions for "active defense systems" including "patrollers to defend strategic assets" in both low Earth orbit and geostationary orbit, Cesari said last week at the Center for Strategic and International Studies.
Franco-American cooperation in the space domain is also advancing. U.S. Space Command chief Gen. Stephen Whiting recently highlighted a milestone during a speech at the Space Symposium, noting that the U.S. and France recently conducted "our first ever bilateral rendezvous and proximity operation to demonstrate combined capabilities in space, in the vicinity of a strategic competitor spacecraft."
ЦитироватьФрансуа Жак стал новым главой космического агентства Франции CNES
ПАРИЖ, 24 мая. /ТАСС/. Новым председателем совета администрации Национального центра космических исследований (CNES) Франции назначен Франсуа Жак. Об этом говорится в официальном вестнике республики Journal Officiel.Цитировать"Франсуа Жак назначен председателем совета администрации Национального центра космических исследований", - говорится в коротком сообщении.Жак сменил на этом посту Лионеля Суше. Тот в свою очередь был назначен в качестве временного управляющего после того, как в декабре 2024 года глава CNES Филипп Батист получил должность министра по вопросам высшего образования и исследований в новом правительстве под руководством премьер-министра Франсуа Байру.
59-летний Франсуа Жак окончил в 1986 году Политехническую школу по специальности горного инженера, также получил образование в области социологии. С 1996 года работал в правительственных структурах, в 2000 году возглавил Национальное агентство по радиоактивным отходам (Andra), с 2007 года был советником премьер-министра Франсуа Фийона по вопросам промышленности, исследований и энергетики, в 2008 году он консультировал его по вопросам устойчивого развития. С 2009 года возглавлял национальную метеослужбу Meteo-France, с 2013 года по 2018 год был ректором Французского исследовательского института по эксплуатации морских ресурсов (IFREMER). С 2018 года по сегодняшний день Жак занимал руководящие должности, в том числе должность главы административного совета Комиссариата по атомной энергии.
Цитировать23:10 16.06.2025
Франция готовится к конфликту в космосе
ПАРИЖ, 16 июн – РИА Новости. Франция готовится к военному конфликту в космосе на фоне сотрудничества России, Китая, Ирана и КНДР в космическом секторе и объявления о новой системе ПРО США "Золотой купол", сообщил командующий космическими силами ВВС Франции генерал Филипп Адам.
"Остальные нас не ждали... Россия, Китай, Иран и Северная Корея сотрудничают в космосе. Нам не нужно было бы защищать себя, если бы мы не наблюдали подозрительного или враждебного поведения в космосе... Что бы ни случилось, мы находимся в общем контексте подготовки наших сил к возможному конфликту в космосе. Космос сегодня является ключевым фактором операционного превосходства", - сообщил генерал Филипп Адам, командующий космическими силами ВВС, комментируя заявление президента США Дональда Трампа о создании новой системы ПРО.
Он сообщил, что Франция недавно провела учения с США, объединив два спутника, американский и французский.
"Это был впервые между двумя союзными военными спутниками. Мы проверили, что наши процедуры будут совместимы с точки зрения подготовки маневра, его выполнения и эффектов, к которым мы будем стремиться вместе", - сказал Адам.
По его словам, главный вызов состоит в том, чтобы "иметь возможность быстро получить необходимое нам оборудование".
"Другой приоритет - продолжать обеспечивать готовность наших операторов, которые будут вести космический бой с земли. Это дистанционный бой, как это делается с беспилотниками. Важно освоить его, чтобы иметь максимальный эффект для операций и сохранять превосходство в космосе", - отметил военный.
В связи с этим он указал на необходимость для Франции располагать большим количеством спутников.
ЦитироватьFrance's VORTEX spaceplane to land like a jet, operate like a shuttle
By David Szondy June 27, 2025
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/383364.webp)Машперевод
Как будет выглядеть орбитальный космический корабль будущего? Если Dassault Aviation добьется своего, он может быть похож на ее многоразовый космический самолет Véhicule Orbital Réutilisable de Transport et d'Exploration (VORTEX), представленный на недавнем Парижском авиасалоне.
Так же, как быстровозводимые многоразовые ракеты мигрируют по всей индустрии запусков, так же происходит и разработка многоразовых орбитальных космических аппаратов для перевозки пассажиров и грузов на Землю и с Земли. В настоящее время все они по сути являются баллистическими капсулами, которые не изменились принципиально со времен расцвета космической гонки, но теперь различные компании и правительственные космические агентства снова присматриваются к космическим самолетам для своей перегоночной работы.
Анонс на недавнем Парижском авиасалоне может показаться блеклым , но у Dassault есть удивительный опыт в создании космических самолетов. С 1975 по 1992 год Франция активно участвовала в разработке космического самолета Hermes , а Dassault выступала в качестве основного подрядчика. Компания также участвовала в проекте Intermediate eXperimental Vehicle (IXV), программе NASA X-38 Crew Rescue Vehicle, проекте VéHicule Hypersonique RéUtilisable AéRoporté (VEHREA) и проекте Véhicule Suborbital Habitable (VSH).
Сегодня Dassault надеется реализовать свои опытные чипы для VORTEX, которая получила 30 миллионов евро (35 миллионов долларов США) от Министерства вооруженных сил Франции, и рассчитывает на дополнительную поддержку со стороны ЕКА в конце этого года после министерской встречи агентства в ноябре.
По данным Dassault, VORTEX — это проект из четырех фаз, при этом фаза 1 нацелена на демонстратор VORTEX-D, представляющий собой корабль в масштабе одной трети длиной около 13 футов (4 м) с размахом крыльев 8 футов (2,5 м), который будет использоваться для отработки конфигураций для гиперзвукового входа в атмосферу. За ним последует фаза 2 VORTEX-S (Smart Free Flyer), представляющий собой аппарат в масштабе двух третей, фаза 3 VORTEX-C (Cargo), который будет полномасштабным грузовым судном, и фаза 4 VORTEX-M (Manned), представляющая собой полномасштабную версию длиной 39 футов (12 м) с размахом крыльев до 22 футов (7 м) для перевозки пассажиров.
VORTEX, призванный предоставить Франции и Европе полный суверенный доступ к космосу, разработан для запуска на ракете без обтекателя, обладает полной орбитальной и атмосферной маневренностью и приземляется на обычной взлетно-посадочной полосе. Предполагается, что он будет полностью многоразовым, с большим грузовым отсеком и предназначен для использования в самых разных миссиях, включая перегонку на космические станции, работу в качестве автономной орбитальной платформы, обслуживание и возвращение спутников, обслуживание складов дозаправки и противодействие военным угрозам.
«Как и гражданские и военные самолеты Dassault Aviation, космоплан VORTEX разработан с расчетом на высокую универсальность», — сказал Эрик Траппье, председатель и генеральный директор Dassault Aviation. «Он внесет вклад в трансформацию использования космического сектора и откроет новые области применения. На перекрестке авиации и космических технологий VORTEX, несомненно, проложит путь новому поколению космической аэронавтики, укрепив стратегическое положение Франции как ведущей космической державы. Dassault Aviation гордится тем, что взяла на себя этот исторический вызов, и благодарит Министерство вооруженных сил Франции за оказанное доверие»[свернуть]
What will the orbital spacecraft of tomorrow look like? If Dassault Aviation has its way, it could be similar to its Véhicule Orbital Réutilisable de Transport et d'Exploration (VORTEX) reusable spaceplane unveiled at the recent Paris Air Show.
Just as fast-turnaround reusable rockets are migrating throughout the launch industry, so is the development of reusable orbital spacecraft for carrying passengers and cargo to and from Earth. Currently, all of these are essentially ballistic capsules that haven't changed fundamentally since the heyday of the Space Race, but now various companies and government space agencies are taking another look at spaceplanes for their ferry work.
The announcement at the recent Paris Air Show may seem to be coming out of le bleu, but Dassault has a surprising body of experience when it comes to spaceplanes. From 1975 to 1992, France was heavily involved in developing the Hermes spaceplane, with Dassault as the major contractor. The company was also involved in the Intermediate eXperimental Vehicle (IXV) project, NASA's X-38 Crew Rescue Vehicle program, the VéHicule Hypersonique RéUtilisable AéRoporté (VEHREA), and Véhicule Suborbital Habitable (VSH) project.
Today, Dassault hopes to cash in its experience chips for VORTEX, which has received €30 million (US$35 million) from the French Ministry of Armed Forces, with hopes for more support from ESA later this year after the agency's ministerial meeting in November.
According to Dassault, VORTEX is a four-phase project, with Phase 1 aiming at the VORTEX-D demonstrator that's a one-third scale craft about 13 ft (4 m) long with an 8-ft (2.5-m) wingspan that will be used to refine configurations for hypersonic reentry. This will be followed by the Phase 2 VORTEX-S (Smart Free Flyer) that's a two-third-scale vehicle, the Phase 3 VORTEX-C (Cargo), which will be a full-scale cargo ship, and the Phase 4 VORTEX-M (Manned) that is a full-scale version 39 ft (12 m) long with a wingspan up to 22 ft (7 m) for carrying passengers.
Intended to provide France and Europe with full sovereign access to space, VORTEX is designed to lift off atop a rocket without a fairing, have full orbital and atmospheric maneuverability, and land on a conventional runway. It's supposed to be completely reusable, with a large payload bay and is designed to be used for a wide variety of missions, including ferry work to space stations, acting as an autonomous orbital platform, servicing and recovering satellites, tending to refueling depots, and countering military threats.
"Like Dassault Aviation's civil and military aircraft, the VORTEX spaceplane is designed to be highly versatile," said Eric Trappier, Chairman and CEO of Dassault Aviation. "It will contribute to transforming the uses of the space sector and opening up new fields of application. At the crossroads of aviation and space technologies, the VORTEX will undoubtedly pave the way for a new generation of space aeronautics, consolidating France's strategic position as a leading space power. Dassault Aviation is proud to take on this historic challenge and thanks the French Ministry of Armed Forces for its confidence."
ЦитироватьРакета Vega-C с пятью спутниками стартовала с космодрома Куру
ПАРИЖ, 26 июля. /ТАСС/. Ракета-носитель Vega-C с пятью спутниками успешно стартовала с космодрома Куру в Гвиане. Трансляция запуска ведется компанией - оператором космических запусков Arianespace на видеохостинге YouTube.
Ракета должна вывести на орбиту четыре спутника Airbus CO3D, предназначенных для составления трехмерной карты Земли, а также спутник французского Национального центра космических исследований (CNES) MicroCarb, задачей которого будет сканирование и размещение на карте источников и поглотителей углекислого газа.
Запуск был осуществлен в 23:03 по местному времени (05:03 мск). Продолжительность миссии, которой было присвоено кодовое обозначение VV27, составит примерно 1 час 41 минуту. За это время ракета выведет на орбиту сначала спутники CO3D на высоте 495 км, а затем MicroCarb на высоте 650 км.
Предыдущий запуск Vega-C с европейским спутником Biomass, предназначенным для сбора данных о лесных массивах Земли, состоялся 29 апреля.
ЦитироватьArianeGroup Awards Contract for Components of 27 Ariane 6 Rockets
ArianeGroup заключила контракт на поставку компонентов для 27 ракет Ariane 6
By Andrew Parsonson - September 27, 2025
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/386590.webp)
Credit: CNES / ESA / Arianespace / Optique Vidéo CSG / JM GuilloМашперевод
ArianeGroup заключила контракт с MT Aerospace на поставку ключевых компонентов для 27 ракет Ariane 6, охватывающих полеты с 16 по 42.
Немецкая компания MT Aerospace является одним из крупнейших подрядчиков программы Ariane 6, поставляя около 10% всей ракеты-носителя. Компания поставляет компоненты для криогенных баков и металлических конструкций верхней и центральной ступеней, а также элементы конструкции двигательного отсека Vulcain и передней и задней секций твердотопливных ускорителей.
Новый контракт, о котором было объявлено 25 сентября, охватывает этап эксплуатации тяжёлой ракеты-носителя Ariane 6. Основное внимание в нём уделяется наращиванию промышленного производства пусковой системы с целью поддержки цели ArianeGroup — производить до десяти запусков в год.
«Это сохраняет для Европы открытый доступ в космос, в чём Аугсбург вносит значительный вклад, а это означает дальнейший рост нашей компании», — заявил генеральный директор MT Aerospace Ульрих Шайб. «Это не только укрепляет конкурентоспособность европейской космической отрасли, но и укрепляет независимость Европы в доступе к космосу».
Первые пятнадцать
В мае 2019 года компания Arianespace разместила у ArianeGroup заказ на производство первой серийной партии из 14 ракет Ariane 6. В то время эти запуски планировалось осуществить в период с 2021 по 2023 год.
В августе 2020 года компания MT Aerospace опубликовала суровое предупреждение о том, что задержка первого полёта Ariane 6 окажет «огромное» влияние на компанию. «Первый запуск Ariane 6 отложен. Это означает, что серийное производство начнётся позже и в меньших масштабах, чем планировалось. Последствия пандемии коронавируса ещё больше усугубляют ситуацию. Мы находимся в сложном положении», — заявил тогдашний генеральный директор Ханс Штайнингер.
В апреле 2021 года компания ArianeGroup заключила с MT Aerospace долгожданный контракт на поставку компонентов для первых 14 серийных ракет Ariane 6. Включая квалификационный образец, созданный для первого полета ракеты, компания на тот момент уже имела контракт на производство компонентов для 15 ракет Ariane 6.
Модернизация PHOEBUS
В мае 2019 года компании MT Aerospace и ArianeGroup подписали контракты с Европейским космическим агентством на разработку проекта «Прототип высокооптимизированной чёрной верхней ступени» (PHOEBUS) . Целью проекта было снижение массы и стоимости основных конструкций верхней ступени Ariane 6 и, таким образом, повышение общих характеристик ракеты.
Компания MT Aerospace отвечает за производство баков из армированного углеродным волокном пластика, которые будут хранить жидкий водород и жидкий кислород, необходимые для питания двигателя верхней ступени ракеты-носителя Ariane 6 Vinci. В июле компания достигла ключевого этапа программы, завершив создание первого полномасштабного прототипа бака.
Модернизация PHOEBUS будет внедрена в версии ракеты Block 2, дебют которой ожидается в 2026 году.[свернуть]
ArianeGroup has contracted MT Aerospace to deliver key components for 27 Ariane 6 rockets, covering flights 16 through 42.
Germany's MT Aerospace is one of the Ariane 6 programme's largest contractors, providing around 10% of the entire launch vehicle. The company supplies components for the cryogenic storage tanks and metallic structures of both the upper and core stages, as well as structural elements of the Vulcain engine bay and the forward and aft sections of the solid boosters.
Announced on 25 September, the new contract covers the operational phase of the Ariane 6 heavy-lift rocket. It focuses on the industrial ramp-up of the launch system, aiming to support ArianeGroup's target of as many as ten launches per year.
"This keeps the gateway to space open for Europe, with a significant contribution from Augsburg, which means further growth for our company," said MT Aerospace CEO Ulrich Scheib. "This not only strengthens the competitiveness of the European space industry, but also Europe's independence in accessing space."
The first fifteen
Arianespace placed an order with ArianeGroup in May 2019 to begin manufacturing the first series-production batch of 14 Ariane 6 rockets. At the time, these launches were anticipated to occur between 2021 and 2023.
In August 2020, MT Aerospace issued a stark update warning that delays to Ariane 6's inaugural flight would "massively" impact the company. "The initial launch of Ariane 6 has been postponed. This means that series production will commence at a later date and on a smaller scale than planned. The fallout from the corona pandemic is additionally exacerbating the situation. We are in a difficult position," said then-CEO Hans Steininger.
In April 2021, ArianeGroup awarded MT Aerospace the long-awaited contract to supply components for the first 14 series-production Ariane 6 rockets. Including the qualification model built for the rocket's inaugural flight, the company had, at that point, been contracted to produce components for 15 Ariane 6 rockets.
The PHOEBUS upgrade
In May 2019, MT Aerospace and ArianeGroup signed contracts with the European Space Agency for the development of the Prototype of a Highly Optimised Black Upper Stage (PHOEBUS) initiative. The project aimed to reduce the mass and cost of the main structures of an Ariane 6 upper stage, thereby improving the rocket's overall performance.
MT Aerospace is responsible for producing the carbon-fibre-reinforced plastic tanks that will store liquid hydrogen and liquid oxygen, which will power the Ariane 6 Vinci upper-stage engine. In July, the company reached a key milestone in the programme with the completion of its first full-scale prototype storage tank.
The PHOEBUS upgrade will be introduced in the rocket's Block 2 version, which is expected to make its debut in 2026.
ЦитироватьDGA Selects Infinite Orbits for €50M PALADIN Satellite-Inspection Service
By Andrew Parsonson - August 12, 2025
DGA выбирает Infinite Orbits для службы спутниковой инспекции PALADIN стоимостью 50 млн евро
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/388885.webp)
Источник: Infinite OrbitsМашперевод
Генеральный директорат вооружений Франции заключил с Infinite Orbits рамочное соглашение PALADIN на сумму 50 млн евро на предоставление услуг по инспекции и мониторингу геостационарной орбиты для Космического командования страны.
Проект PALADIN является частью французской инициативы «Космические действия и устойчивость» (ARES – Space Action and Resilience), направленной на мониторинг и противодействие прямым угрозам военным ресурсам страны в космосе. В частности, PALADIN, наряду с двумя спутниками YODA , станет предшественником геосинхронного аппарата вмешательства и сдерживания (ÉGIDE – Geosynchronous Drave Intervention and Deterrence Vehicle), который страна планирует ввести в эксплуатацию к 2030 году.
В рамках рамочного соглашения PALADIN компания Infinite Orbits разработает специализированный космический аппарат, способный предоставлять услуги по инспекции и мониторингу геостационарной орбиты, которые будут использоваться Космическим командованием (CDE). Ожидается, что космический аппарат будет готов к запуску уже в 2027 году и будет построен на базе решения Orbit Guard от Infinite Orbits.
Компания Infinite Orbits, основанная в 2017 году, разрабатывает ряд космических аппаратов, способных обслуживать, инспектировать и продлевать срок службы на орбите. 100-килограммовый космический аппарат Orbit Guard компании обеспечивает возможность сближения, детального осмотра и автономного маневрирования в условиях ближнего космоса. На сегодняшний день компания успешно запустила демонстрационный аппарат Orbit Guard №1, который был выведен на орбиту на борту ракеты SpaceX Falcon Heavy в мае 2023 года. Запуск второго космического аппарата ожидался в 2024 году, но, по всей видимости, он отошёл на второй план по сравнению с разработкой космического аппарата Endurance для продления срока службы спутников.
В июле 2024 года французское аэрокосмическое агентство CNES заключило с Infinite Orbits контракт на Orbit Guard #3, который агентство планирует использовать для инспекции Meteosat 8 — пассивированного спутника, созданного и эксплуатируемого EUMETSAT.[свернуть]
France's Directorate General of Armament has awarded the €50M PALADIN framework agreement to Infinite Orbits to deliver a geostationary orbit inspection and monitoring service for the nation's Space Command.
The PALADIN project is part of France's Action et Résilience Spatiale (ARES – Space Action and Resilience) initiative, which aims to monitor and counter direct threats to the nation's military assets in space. Specifically, PALADIN will act, along with the two YODA satellites, as a precursor to the Engin géodérivant d'intervention et de découragement (ÉGIDE – Geosynchronous drift intervention and deterrence vehicle), which the country expects to have operational by 2030.
Under the PALADIN framework agreement, Infinite Orbits will develop a dedicated spacecraft capable of delivering the geostationary orbit inspection and monitoring service that will be utilized by the country's Commandement de l'Espace (CDE – Space Command). The spacecraft is expected to be ready for launch as early as 2027 and will be based on Infinite Orbits' Orbit Guard offering.
Founded in 2017, Infinite Orbits is developing a range of spacecraft capable of in-orbit servicing, inspection, and life extension. The company's 100-kilogram Orbit Guard spacecraft offers rendezvous, close-up inspection, and autonomous close-quarter manoeuvring capabilities. To date, the company has successfully launched Orbit Guard #1, a demonstrator that was carried to orbit aboard a SpaceX Falcon Heavy mission in May 2023. A second spacecraft was expected to be launched in 2024, but that appeared to take a backseat to the development of the company's Endurance satellite life-extension spacecraft.
In July 2024, the French aerospace agency CNES awarded a contract to Infinite Orbits for Orbit Guard #3, which the agency plans to utilize for the inspection of Meteosat 8, a passivated satellite built and operated by EUMETSAT.
ЦитироватьFrance Reveals New Space Strategy with Major Spending Increase
By Andrew Parsonson - November 13, 2025
Франция представила новую космическую стратегию со значительным увеличением расходов
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/388886.webp)
Credit: Élysée PalaceAt the inauguration of France's first Space Command facility in Toulouse on Wednesday, President Emmanuel Macron unveiled a new national space strategy defining the country's civil and military priorities.Машперевод
На открытии первого французского объекта Космического командования в Тулузе в среду президент Эммануэль Макрон представил новую национальную космическую стратегию, определяющую гражданские и военные приоритеты страны.
Макрон начал свою речь с сурового предупреждения, заявив, что «космос больше не является убежищем; он стал полем боя». Он предупредил, что «агрессивные державы умножили безответственные, незаконные и даже враждебные действия на самых высоких уровнях, так же, как они это сделали здесь, на Земле».
«Наши конкуренты не ждут нас и теперь обладают возможностями действовать в космосе и на его пути, в частности, посредством оружия направленной энергии, включая лазеры, размещённого на Земле», — заявил Макрон. «Эти действия не гипотетические, а реальные. Их цель — лишить нас свободы действий, ослабить наш суверенитет и поставить под сомнение наше оперативное превосходство. Столкнувшись с этой угрозой, Франция действует, следуя чёткой стратегии: устойчивость, оперативность и способность действовать в космосе и на его пути».
Что касается бюджета, президент Макрон объявил об увеличении расходов как на военные, так и на гражданские космические программы страны.
В текущем военном бюджете Франции на космические оборонные проекты на период с 2024 по 2030 год выделено около 6 млрд евро. В своей речи президент Макрон объявил о выделении дополнительных 4,2 млрд евро на 2026–2030 годы, что представляет собой увеличение примерно на 70%, в результате чего общий запланированный бюджет на космическую сферу составит около 10,2 млрд евро.
Хотя цифры гражданских расходов не столь чёткие, Франция в настоящее время ежегодно инвестирует в свою гражданскую космическую программу, по оценкам, от 2,3 до 2,4 млрд евро. Макрон предложил общие гражданские расходы в размере 16 млрд евро в период с настоящего момента до 2030 года, что примерно на 30–40% больше текущего уровня.
Что касается политики, Макрон заявил: «Франция и Европа не будут просто подчиняться правилам, навязанным другими. Мы разработаем их вместе с нашими европейскими союзниками, чтобы сохранить свободу доступа и действий в космосе и из космоса». Он добавил, что, чтобы оставаться космической державой, Франция также должна оставаться независимой.
С этой целью Макрон обозначил ряд приоритетов, направленных на укрепление способности Франции действовать во всё более сложной и противоречивой обстановке. Он подчеркнул важность повышения устойчивости национальных космических систем, обеспечения оперативной автономии за счёт непрерывной эксплуатации и укрепления существующих суверенных возможностей, таких как «Сиракузы», CSO и «Церера», а также адаптации к новым требованиям за счёт более диверсифицированной орбитальной архитектуры, включая использование сверхнизкой околоземной орбиты.
Он также подчеркнул необходимость расширения возможностей Франции по мониторингу своего воздушного и космического пространства, упомянув будущие системы наблюдения страны, и подчеркнул важность развития потенциала активной обороны. В этой области он выделил развертывание, начиная с 2027 года, первых французских спутников-инспекторов Orbit Guard и Toutatis, а также интеграцию технологий направленной энергии, включая лазеры и системы подавления.
Помимо оборонных вопросов, Макрон подробно остановился на более общих принципах национальной космической стратегии. Первый из них сосредоточен на гарантированном доступе к космосу с упором на поддержание и увеличение частоты запусков ракеты Ariane 6, повышение её конкурентоспособности и модернизацию Гвианского космического центра, включая реконструкцию стартовых площадок ракет «Диамант» и «Союз».
Второй столп сосредоточен на промышленности и навыках, призывая к реорганизации французской космической промышленной базы для соответствия требованиям мировых рынков и укрепления инноваций, в частности, за счёт стартапов, поддерживаемых в рамках инициативы «Франция 2030». Это будет подкреплено долгосрочной национальной политикой развития навыков, рассчитанной на период до 2040 года.
Третий столп охватывает науку и исследования, которые, по словам Макрона, необходимо поддерживать и укреплять, подчеркивая роль Франции и Европы в мониторинге климата и призывая к большим амбициям в таких областях, как грузовые перевозки и производство энергии на орбите.
Наконец, Макрон подчеркнул важность международного сотрудничества, которое он определил как баланс между партнёрством и суверенитетом. Он подчеркнул, что Европа является основной основой французской космической политики, а также указал на ключевых стратегических партнёров, включая Индию, Японию, США и Объединённые Арабские Эмираты.[свернуть]
Macron opened his speech with a stark warning, declaring that "space is no longer a sanctuary; it has become a battlefield." He warned that "aggressive powers have multiplied irresponsible, illegal and even hostile actions at the highest levels, just as they have done here on Earth."
"Our competitors are not waiting for us and now possess the capabilities to act in and toward space, particularly through directed-energy weapons, including lasers, deployed on Earth," said Macron. "These actions are not hypothetical; they are realities. They aim to deprive us of our freedom of action, to weaken our sovereignty, and to challenge our operational superiority. Faced with this threat, France is acting with a clear strategy: resilience, responsiveness, and the ability to act in and toward space."
On the budgetary side, President Macron announced increased spending in both the country's military and civil space programmes.
France's current military budget allocates approximately €6 billion to space-related defence projects for the 2024–2030 period. During his speech, President Macron announced an additional €4.2 billion for 2026–2030, a roughly 70 percent increase that brings the total planned military space budget to around €10.2 billion.
While civil spending figures are less clearly defined, France currently invests an estimated €2.3 to €2.4 billion per year in its civil space programme. Macron has proposed total civil spending of €16 billion between now and 2030, representing an increase of roughly 30 to 40 percent over current levels.
As for policy, Macron stated that "France and Europe will not simply submit to rules imposed by others. We will write them with our European allies to preserve our freedom of access and action in, to, and from space." He added that to remain a space power, France must also remain an independent one.
To this end, Macron outlined a series of priorities aimed at strengthening France's ability to operate in an increasingly complex and contested environment. He emphasised greater resilience across national space systems, ensuring operational autonomy through the continued operation and reinforcement of existing sovereign capabilities such as Syracuse, CSO, and Ceres, and adapting to new requirements through more diversified orbital architectures, including the use of very low Earth orbit.
He also highlighted the need to expand France's capacity to monitor its air and space environment, referring to the country's future surveillance systems, and stressed the importance of developing active defence capabilities. Within this field, he identified the deployment, starting in 2027, of France's first patrol-inspector satellites, Orbit Guard and Toutatis, as well as the integration of directed-energy technologies, including lasers and jammers.
Beyond defence, Macron detailed the broader pillars of the national space strategy. The first focuses on guaranteed access to space, with an emphasis on sustaining and increasing the launch cadence of Ariane 6, improving its competitiveness, and modernising the Guiana Space Centre, including the redevelopment of the Diamant and Soyuz launch pads.
A second pillar centres on industry and skills, calling for a reorganisation of France's space industrial base to align with global markets and strengthen innovation, particularly through the start-ups supported under the France 2030 initiative. This will be supported by a long-term national skills policy looking ahead to 2040.
The third pillar covers science and exploration, which Macron said must be maintained and strengthened, highlighting France's and Europe's roles in climate monitoring and calling for greater ambition in areas such as cargo transport and on-orbit energy production.
Finally, Macron emphasised international cooperation, which he framed as a balance between partnerships and sovereignty. He underscored Europe as the primary framework for French space policy while also pointing to key strategic partners, including India, Japan, the United States, and the United Arab Emirates.
ЦитироватьArianeGroup–Avio Deal Outlines Extended Transition of Turbopump Manufacturing to France
By Andrew Parsonson - November 18, 2025
Сделка ArianeGroup–Avio предусматривает расширенный перенос производства турбонасосов во Францию
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/388904.webp)
Credit: ArianeGroupA new agreement between ArianeGroup and Avio has renewed questions about when the production of Ariane 6 turbopumps will be transferred from Italy to France. The transfer was intended to offset Vernon losing the responsibility for Vinci upper stage integration to Lampoldshausen in Germany, as agreed during the 2019 ESA Ministerial Council meeting in Seville.Машперевод
Новое соглашение между ArianeGroup и Avio вновь поставило под сомнение сроки переноса производства турбонасосных агрегатов Ariane 6 из Италии во Францию. Этот перевод был призван компенсировать передачу Вернону ответственности за интеграцию верхней ступени Vinci в Лампольдсхаузен (Германия), как было согласовано на заседании Совета министров ЕКА в Севилье в 2019 году.
Соглашение, подписанное 14 ноября, обеспечивает стабильную фазу эксплуатации программы Ariane 6, в то время как ArianeGroup и Avio продвигаются к выходу ракеты на полную мощность. Соглашение, которое, по словам Avio, обойдется компании более чем в 200 миллионов евро, охватывает производство ускорителей P160C следующего поколения и дополнительных турбонасосов на жидком кислороде для главного двигателя Vulcain до 2029 года. Производство этих турбонасосов, как ожидается, будет перенесено в Вернон.
Всего за несколько дней до объявления о соглашении, 11 ноября Тимоти Уссен, депутат Национальной ассамблеи Франции от округа, где расположен завод по производству двигателей в Верноне, внес письменный парламентский запрос. В нём отмечалось, что, хотя перенос интеграции двигателей Ariane 6 Vinci из Франции в Германию уже идёт полным ходом, соответствующий перенос производства турбонасосных установок Vulcain и Vinci из Италии в Вернон до сих пор не осуществлён. Он предупредил, что задержка может «представлять серьёзный риск» для промышленного и технологического лидерства Франции в разработке криогенных двигательных установок.
Новое соглашение и подтверждение того, что производство турбонасосных установок останется в Италии как минимум до 2029 года, вызывают вопросы о том, не задерживается ли ранее согласованная передача, не реструктурируется ли она или не лишается приоритета. В интервью European Spaceflight представитель ЕКА заявил, что соглашение не является изменением политики и что передача «требует времени».
«Текущие договоренности просто отражают организацию переходного этапа», — сообщил представитель ЕКА порталу European Spaceflight. «Этот переход требует времени, поскольку крайне важно избежать сбоев в производственном процессе и обеспечить его непрерывность».
Представитель Avio заявил, что турбонасосы, охватываемые новым контрактом, представляют собой оставшееся производство, необходимое для обеспечения плавного перехода, и подтвердил, что программа передачи находится в стадии реализации.[свернуть]
The agreement, signed on 14 November, secures the stabilized exploitation phase of the Ariane 6 programme as ArianeGroup and Avio push forward toward the rocket's full operational cadence. The agreement, which Avio says will be worth more than €200 million to the company, covers production of the next-generation P160C boosters and additional liquid-oxygen turbopumps for the Vulcain main engine up to 2029, the same turbopumps whose manufacturing is expected to be transferred to Vernon.
Just days before the agreement was announced, a written parliamentary question submitted on 11 November by Timothée Houssin, the French National Assembly member representing the constituency that includes the Vernon propulsion facility, noted that although the transfer of Ariane 6 Vinci engine integration from France to Germany is already underway, the corresponding relocation of Vulcain and Vinci turbopump production from Italy to Vernon has still not yet materialised. He cautioned that the delay could "pose a major risk" to France's industrial and technological leadership in the development of cryogenic propulsion systems.
The new agreement and the confirmation that turbopump production will stay in Italy until at least 2029 raise questions about whether the previously agreed transfer is being delayed, restructured, or quietly deprioritised. Speaking to European Spaceflight, an ESA spokesperson stated that the agreement does not represent a shift in policy and that the transfer is "taking time."
"The current arrangements simply reflect the organisation of the transition phase," an ESA spokesperson told European Spaceflight. "This transition is taking time because it is essential to avoid any disruption to the production flow and to ensure continuity throughout the process."
An Avio spokesperson stated that the turbopumps covered by the new contract represent the remaining production necessary to ensure a smooth transition and confirmed that the transfer programme is underway.