Почему на ступенях используется несколько маленькихЖРД вместо одного большого? Вроде утяжеляет конструкцию. Или сложности с изготовлением?
ЦитироватьПочему на ступенях используется несколько маленькихЖРД вместо одного большого? Вроде утяжеляет конструкцию. Или сложности с изготовлением?
Обычно на одном ракетном блоке используется один основной ЖРД. Но в некоторых случаях в силу индивидуальных причин устанавливается несколько двигателей. Как правило такой причиной бывает наличие уже готовых двигателей. Но иногда и технологические проблемы, когда изготовить большой двигатель или невозможно или дорого.
Есть и "причины второго" порядка, например желание уменьшить длину или распределить нагрузки.
Но обычно стремятся поставить и ставят один. Несколько двигателей это уже в той или иной мере вынужденное решение.
Я задал этот вопрос, просматривая информацию по "Вулкану". Там по 4 штуки на каждом блоке. Вот и заинтересовало. Уменьшишь кол-во движков и как следствие вес, полезную нагрузку модно увеличить.
На очень больших ракетных блоках (тонн 500 и больше) проблематично поставить один двигатель по крайней мере однокамерный. Габариты двигателя и двигательного отсека и передача нагрузок начинают создавать серъёзную проблему. В результате не факт что один двигатель окажется легче проще и дешевле чем несколько. Поэтому двигатели или хотя бы камеры сгорания "распределяют" по днищу блока. Получается несколько.
А что это за Вулкан такой? Апгрейденая Энергия чтоли?
ДА
http://www.buran.ru/htm/vulkan.htm
Так там один четырехкамерный двигатель. РД-170. Правда он по сложности как два - там двойной набор ТНА ;-).
Если же имеется в виду блок Ц - ну, знаешь, 800-тонный водородник еще никто не смог разработать. Максимум - 360-тонный RS-чего-то-там, на Дельте-4. Их надо было бы на Энергию две штуки.
Раз уж говорим здесь о больших ракетах - как американцы компенсируют неравномерную тягу твердотопливных ускорителей на челноке?
Вроде как невозможно добиться на РДТТ одинаковых параметров.Несколько процентов разницы все равно есть.
ЦитироватьРаз уж говорим здесь о больших ракетах - как американцы компенсируют неравномерную тягу твердотопливных ускорителей на челноке?
Вроде как невозможно добиться на РДТТ одинаковых параметров.Несколько процентов разницы все равно есть.
Есть такое дело. Обычные меры для минимизации разброса параметров РДТТ - изготовление топливных зарядов из одной партии материалов, термостатирование заряда перед пуском (не всегда возможно, на "Шаттле", ЕМНИП, не применяется). Ну, а в полете - за счет управления вектором тяги.
Вектора тяги ускорителей или самого носителя?
ЦитироватьВектора тяги ускорителей или самого носителя?
И того и другого, разумеется. Однако если в SSME имеется возможность изменять не только направление, но и величину тяги, то в SRM - только направление (закон изменения величины тяги в них задается профилированием топливного заряда).
Профилем топлива они можут менять тягу согласно программе полета, горит то оно само, и регулировать этот процесс они не могут. А качающегося сопла или вдува в закритическую я там не видел.
Т.е только основными двигателями.
ЦитироватьПрофилем топлива они можут менять тягу согласно программе полета, горит то оно само, и регулировать этот процесс они не могут. А качающегося сопла или вдува в закритическую я там не видел.
А вы внимательно посмотрите и увидете КАЧАЮЩЕЕСЯ в двух плоскостях сопло на SRB.
ЦитироватьПрофилем топлива они можут менять тягу согласно программе полета, горит то оно само, и регулировать этот процесс они не могут. А качающегося сопла или вдува в закритическую я там не видел.
Т.е только основными двигателями.
Дык, о том и речь! Однако, сопла РДТТ SRM установлены в сферическом упругом подшипнике и могут отклоняться градусов на 7-8 в двух плоскостях, создавая основной управляющий момент на АУТ 1-й ступени.
Вообще говоря, на Ариане 4 (в варианте с двумя ТТУ), разброс характеристик ТТУ невелик: не более 0,5% по мгновенному УИ и столько же по секундному расходу. Если вам не лень посчитать, то можете убедиться, что такой разброс будет приводить к качанию маршевого двигателя (двигателей) основной (первой) ступени, не более, чем на десятые доли градуса. Таким образом, разнотяг ТТУ не представляет проблем для системы управления.
ЦитироватьЦитироватьПрофилем топлива они можут менять тягу согласно программе полета, горит то оно само, и регулировать этот процесс они не могут. А качающегося сопла или вдува в закритическую я там не видел.
Т.е только основными двигателями.
Дык, о том и речь! Однако, сопла РДТТ SRM установлены в сферическом упругом подшипнике и могут отклоняться градусов на 7-8 в двух плоскостях, создавая основной управляющий момент на АУТ 1-й ступени.
Угу. "Учите матчасть" (с) :)
ЦитироватьА качающегося сопла я там не видел.
Невнимательно смотрели.