https://www.thehindu.com/sci-tech/science/isros-next-gen-launch-vehicle-may-assume-pslvs-role/article66005152.ece
ЦитироватьISRO's Next-Gen Launch Vehicle may assume PSLV's role
The Hindu Bureau
THIRUVANANTHAPURAM October 13, 2022 19:33 IST
Updated: October 14, 2022 10:43 IST
NGLV to replace operational launch vehicles such as PSLV in due course
The Indian Space Research Organisation (ISRO) is developing a Next-Gen Launch Vehicle (NGLV), which will one day replace operational systems like the Polar Satellite Launch Vehicle (PSLV), ISRO Chairman S. Somanath has said.
The PSLV, often dubbed the 'trusted workhorse' of ISRO, ''will have to retire'' one day, Mr. Somanath said during the three-day Engineers Conclave 2022 which opened at the Liquid Propulsion Systems Centre (LPSC), Valiyamala in Thiruvananthapuram on Thursday.
In NGLV, ISRO is understood to be looking at a cost-efficient, three-stage to orbit, reusable heavy-lift vehicle with a payload capability of ten tonnes to Geostationary Transfer Orbit (GTO).
NGLV will feature semi-cryogenic propulsion (refined kerosene as fuel with liquid oxygen (LOX) as oxidiser) for the booster stages which is cheaper and efficient, Mr. Somanath said.
''We believe at least 10 tonne capability to GTO is needed. Correspondingly, the Low Earth Orbit (LEO) capability will be twice that. However, payload capability will be lower when the rocket is reusable,'' he said.
Simple, robust design
NGLV will feature a simple, robust design which allows bulk manufacturing, modularity in systems, sub-systems and stages and minimal turnaround time. Potential uses will be in the areas of launching communication satellites, deep space missions, future human spaceflight and cargo missions.
On PSLV's future, Mr. Somanath said it will be operated as long as there is a commercial demand for it.
''The technologies, the manufacturing and cost associated with the systems, all go through changes. Same is the case with the Geosynchronous Satellite Launch Vehicle (GSLV). But the GSLV Mk-III (LVM3) is just a few years old. If you look at launch vehicles, technology induction at the appropriate time is essential,'' he said.
Mr. Somanath said it is also important to develop a ''business model'' for NGLV so that it serves its aims. This will include launching commercial satellites and national missions as well as ensuring industry participation from the start. ''With the backing of ISRO's knowledge, it is possible for industries to support and create this rocket as a national asset,'' he said.
Цитата: Salo от 17.10.2022 09:26:00https://www.thehindu.com/sci-tech/science/isros-next-gen-launch-vehicle-may-assume-pslvs-role/article66005152.ece
ЦитироватьISRO's Next-Gen Launch Vehicle may assume PSLV's role
The Hindu Bureau
THIRUVANANTHAPURAM October 13, 2022 19:33 IST
Updated: October 14, 2022 10:43 IST
NGLV to replace operational launch vehicles such as PSLV in due course
гугло-перевод:
==
Ракета-носитель следующего поколения ISRO может взять на себя роль PSLV
Индуистское бюро
ТИРУВАНАНТАПУРАМ, 13 октября 2022 г., 19:33 IST
Обновлено: 14 октября 2022 г., 10:43 IST
NGLV со временем заменит действующие ракеты-носители, такие как PSLV.
Индийская организация космических исследований (ISRO) разрабатывает ракету-носитель следующего поколения (NGLV), которая однажды заменит действующие системы, такие как ракета-носитель для полярных спутников (PSLV), заявил председатель ISRO С. Соманат.
PSLV, которого часто называют «надежной рабочей лошадкой» ISRO, однажды «придется уйти в отставку», сказал г-н Соманат во время трехдневного конклава инженеров 2022 года, который открылся в Центре жидкостных двигательных систем (LPSC) в Валиямале. Тируванантапурам в четверг.
Предполагается, что в NGLV ISRO ищет экономичный, трехступенчатый, многоразовый аппарат для перевозки тяжелых грузов с грузоподъемностью десять тонн на геостационарную переходную орбиту (GTO).
По словам г-на Соманата, NGLV будет иметь полукриогенную силовую установку (очищенный керосин в качестве топлива с жидким кислородом (LOX) в качестве окислителя) для ступеней ускорителя, что дешевле и эффективнее.
«Мы считаем, что требуется как минимум 10-тонная грузоподъемность для ГТО. Соответственно, возможности на низкой околоземной орбите (НОО) будут вдвое больше. Однако грузоподъемность будет ниже, если ракета будет многоразовой», — сказал он.
Простая и надежная конструкция
NGLV будет иметь простую и прочную конструкцию, которая позволит массовое производство, модульность систем, подсистем и этапов, а также минимальное время выполнения работ. Потенциальное использование будет в области запуска спутников связи, полетов в дальний космос, будущих пилотируемых космических полетов и грузовых миссий.
Что касается будущего PSLV, г-н Соманат сказал, что он будет эксплуатироваться до тех пор, пока на него есть коммерческий спрос.
«Технологии, производство и стоимость, связанные с системами, претерпевают изменения. То же самое и с ракетой-носителем геосинхронных спутников (GSLV). А вот GSLV Mk-III (LVM3) всего несколько лет. Если вы посмотрите на ракеты-носители, внедрение технологий в соответствующее время имеет важное значение», — сказал он.
Г-н Соманат сказал, что также важно разработать «бизнес-модель» для NGLV, чтобы она служила его целям. Это будет включать запуск коммерческих спутников и национальных миссий, а также обеспечение участия отрасли с самого начала. «При поддержке знаний ISRO промышленность может поддерживать и создавать эту ракету как национальное достояние», — сказал он.
==
Цитата: Salo от 17.10.2022 09:26:00Next-Gen Launch Vehicle (NGLV), which will one day replace operational systems like the Polar Satellite Launch Vehicle (PSLV)
и
Цитата: Salo от 17.10.2022 09:26:00In NGLV, ISRO is understood to be looking at a cost-efficient, three-stage to orbit, reusable heavy-lift vehicle with a payload capability of ten tonnes to Geostationary Transfer Orbit (GTO).
- это вещи взаимоисключающие...
PSLV - это, как следует прямо из названия, ракета для вывода спутников на низкую околоземную полярную орбиту. Ракета у нижней границы среднего класса.
А 10 тонн на ГПО - это не то, что не PSLV, это в разы больше, чем GSLV Mark III! Уровень Ariane 5ECA!
Немного о перспективных РН Индии.
От исходной GSLV Mk III и до....
Почитал.
Первое впечатление -- фантастика.
Многоразовая экономичная с 10 тонн на гпо и при этом простая и надёжная.
Но желания понятны.
Призрак Маска бродит по Индии.
Уже.
https://x.com/ISROSpaceflight/status/1885305307959615938
ЦитироватьISRO Spaceflight @ISROSpaceflight
ISRO has completed the preliminary design of the Methane-Oxygen LME-1100 engine, which will power the first and second stages of NGLV!!
The engine has now moved into detailed engineering phase.
ISRO is in the process of preparing the engine for hot-fire testing, which is expected to take place later this year!
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/377871.jpg)
Цитата: zandr от 01.02.2025 22:05:55https://x.com/ISROSpaceflight/status/1885305307959615938
ЦитироватьISRO Spaceflight @ISROSpaceflight
ISRO has completed the preliminary design of the Methane-Oxygen LME-1100 engine, which will power the first and second stages of NGLV!!
The engine has now moved into detailed engineering phase.
ISRO is in the process of preparing the engine for hot-fire testing, which is expected to take place later this year!
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/377871.jpg)
Метановый земной Мерлин (открытой схемы)
Больше тяга 117 тс (? непонятно - указана земная или вакумная?)
Заметно больше УИ в вакууме - 332 против 311 у Мерлина,
при сравнимой степени расширения 17 против 16.
Такой должны были сделать в России ещё 30 лет назад.
Но и сейчас не поздно.
Цитата: zandr от 01.02.2025 22:05:55https://x.com/ISROSpaceflight/status/1885305307959615938
ЦитироватьISRO Spaceflight @ISROSpaceflight
ISRO has completed the preliminary design of the Methane-Oxygen LME-1100 engine, which will power the first and second stages of NGLV!!
The engine has now moved into detailed engineering phase.
ISRO is in the process of preparing the engine for hot-fire testing, which is expected to take place later this year!
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/377871.jpg)
М-м-м мечта! ::) ::) ::) Хотеть!!!
Учись роскосмос! Простой, дешевый и надежный.
Могу предположить, что индусы его быстрее допилят, чем наши рд-0169\0177.Нашим надо выскоий УИ, газ-газ и аддитивные технологии...
Хотя если допилят то конкретно для многоразовой ступени рд-0169 будет получше.Всетаки 332с против 352(346?)с это много.Но это если допилят хоть когда-нибудь.
Я как-то уже в этом сильно сомневаюсь. :-\
Ну а индусов можно поздравить.Молодцы.
Когда-то мы
были рысаками им помогали в космических технологиях, как думаете может они по старой дружбе нам помогут? Подгонят своих новых движков например. ;D ;D ;D
Цитата: nmaxx от 02.02.2025 04:18:33Заметно больше УИ в вакууме - 332 против 311 у Мерлина,
А вот масса великовата по сравнению с мерлином
Цитата: Кот Бегемот от 02.02.2025 05:05:19для многоразовой ступени рд-0169 будет получше.Всетаки 332с против 352(346?)с это много.
Для многоразовой 1й ступени УИ не особо важен, так как часть её работы очень мала
- вон у Старшипа менее 1,5 км/с
А многоразовая 2я - бред.
Цитата: Кот Бегемот от 02.02.2025 05:46:40Цитата: nmaxx от 02.02.2025 04:18:33Заметно больше УИ в вакууме - 332 против 311 у Мерлина,
А вот масса великовата по сравнению с мерлином
Согласен.
Но массовое совершенство не сильно хуже.
И лучше, чем у абсолютно мерзких гирь БХГ намеренно подвешенных на космонавтику РФ.
Если же не морочиться с чисто пиарной "многоразовостью" тормозящей создание Союза-СПГ,
в России можно сделать открытую меитанку с подобными УИ и тягой,
но с лучшим массовым совершенством.
Цитата: nmaxx от 02.02.2025 07:35:55Тем более русофобскую куколдистскую политоту.
Правда жизни.Когда там рд-0162 начали делать в 2006 или 2002?Воз и ныне там.
Цитата: nmaxx от 02.02.2025 07:35:55Тем более что Вы позиционируете себя как лоялиста РФ, что может намекать на...
Я не лоялист, я реалист.По-вашиему я должен нахваливать все что делает роскосмос даже если это лютый бред?
В чем-то я согласен с роскосмосом в чем-то нет.Да, я не считаю что ангара НАСТОЛЬКО плоха, как ее здесь рисуют, но и хорошей ее тоже не считаю.Если я не кидаю какахи в ангару я сразу лоялист?Хвалить откровенные провалы я не собираюсь, как и лить помои без причин.Лучше конструкнивная критика, чем медвежья услуга.Если КБХА не в состоянии произвести хороший двигатель можно купить у наших друзей индусов.Если эффективность российской космонавтики в результате повысится то это хорошо для страны.Так что никаких противоречий.
Цитата: nmaxx от 02.02.2025 07:35:55Политоту просьба не писать.
При чем тут политота :o Я просто предлагаю купить двигатель или технологию у индии.
Вам нарвится этот двигатель?Мне нарвится.Единственный способ заполучить такой это купить у индусов.Наши не сделают НННШ
Цитата: nmaxx от 02.02.2025 07:41:34Если же не морочиться с чисто пиарной "многоразовостью" тормозящей создание Союза-СПГ
Да при чем тут многоразовость?Вот недавно обсужали в профильной теме, что в этом году хотят начать строит хоппер, а двигателя нет.
Это не многоразовость тормозит, а отсутствие движка.
Цитата: nmaxx от 02.02.2025 07:29:55Для многоразовой 1й ступени УИ не особо важен, так как часть её работы очень мала
УИ лишним не бывает. ;) Тем более если использовать один двигатель в вариантах для обеих ступеней. ;)
Цитата: nmaxx от 02.02.2025 07:41:34Но массовое совершенство не сильно хуже.
И лучше, чем у абсолютно мерзких гирь БХГ намеренно подвешенных на космонавтику РФ.
Ну вот я и предлагаю купить лицензию. :)
Цитата: Кот Бегемот от 02.02.2025 08:18:46Единственный способ заполучить такой это купить у индусов.Наши не сделают НННШ
Ваши совки, совкодрочеры, куколды и русофобы не сделают.
А наши - сделают.
И завязывайте с политотой, лоялист-русофоб.
Eще 10% штрафных баллов за политоту и оскорбления пользователя Бегемот, совкодрочера и неумение вести аргументированный спор.
Цитата: Кот Бегемот от 02.02.2025 08:30:25Цитата: nmaxx от 02.02.2025 07:41:34Если же не морочиться с чисто пиарной "многоразовостью" тормозящей создание Союза-СПГ
Да при чем тут многоразовость?
Вот недавно обсужали в профильной теме, что в этом году хотят начать строит хоппер, а двигателя нет.
Это не многоразовость тормозит, а отсутствие движка.
"Многоразовость" при том, что именно ею саботируют быстрое создание Союза-СПГ
и замену дорогой Р7
Цитата: Raul от 02.02.2025 09:38:49Вот и не надо ля-ля насчет поругания Роскосмоса.
Всмысле?О чем конкретно речь?
Цитата: Raul от 02.02.2025 09:38:49При том уровне финансирования отрасли, который сейчас, единственно верная тактика - продолжать работы по Ангаре
Я ничего не имею против ангары, по крайней мере сейчас.На перспективу да, надо заменить триамуром.Но это на будущее.
Цитата: Raul от 02.02.2025 09:38:49Попросите Мерлин у Маска
Индия дружественная страна в отличии от. ;)
Цитата: nmaxx от 02.02.2025 09:55:26Россия могла сделать аналог Methane-Oxygen LME-1100
https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?action=profile;u=60825 (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?action=profile;u=60825)
ещё 30 лет назад.
Так чего же не сделала?Я ведь вам ровно о том же и пишу.Если за 30 лет не могут сделать, то надо купить!Покупать у маска мерлин стремно (гордость не позволит), а у индусов норм!Мы им помогали с космосом и можно для публики это обернуть в сказку типа "обмен технологиями" и заполучить хороший движок.
Ваша ссылка ведет в ваш профиль.Что я там должен увидеть?
Цитата: Кот Бегемот от 02.02.2025 09:51:16ЦитироватьПопросите Мерлин у Маска
Индия дружественная страна в отличии от. ;)
Ага, берут нефть по дружбе и платят своими рублями ;D . Нету у России друзей, кроме армии и флота. Союзники могут быть по отдельно взятым вопросам, США - по космосу.
Цитата: nmaxx от 02.02.2025 09:55:26Пока есть болезнь - не будет ничего рабочего.
Заметьте, не я это сказал.Раз не будет ничего рабочего, значит надо купить!
Цитата: Raul от 02.02.2025 10:07:29Ага, берут нефть по дружбе и платят своими рублями
Хуже будет если они перестанут брать нефть вообще.(Прошу прощения за оффтоп).Вот как раз повод куда потратить их "рубли".
Цитата: nmaxx от 02.02.2025 10:07:10Ещё один русофоб встрял за своих кровинушек.
nmaxx, чисто по-человечески зачем вы вешаете эти ярлыки и переходите на личность?Вы меня этим никак не обижаете (скорее смешите) вы себя не в лучшем свете выставляете и рискуете попасть в бан.Обозвать меня русофобом это не аргумент в нашей дискуссии поймите уже наконец вы так свою мысль не донесете.
Цитата: Кот Бегемот от 02.02.2025 10:09:14Цитата: Raul от 02.02.2025 10:07:29Ага, берут нефть по дружбе и платят своими рублями
Хуже будет если они перестанут брать нефть вообще.(Прошу прощения за оффтоп).Вот как раз повод куда потратить их "рубли".
Не прощу - стирайте весь свой куколдский юродствующий оффтоп..
==
А что касается темы, от которой кот-бегемот увел в мерзкую политоту.
Россия могла сделать аналог индийского метанового движка Methane-Oxygen LME-1100
https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?msg=2697979
ещё 30 лет назад.
И можно и нужно делать и сейчас.
Лучше поздно, чем никогда.
Цитата: Трилобит от 02.02.2025 10:06:10Не продадут, если мы имеем ввиду лицензию и технологию. А готовые двигатели с наценкой покупать такое себе.
Возможно выйдет дешевле, чем наши движки.В индии в целом рабочий труд не дорогой. ::)
Тут вся беда только в политике, вдруг индусы захотят в санкции?Это проблема, да.
Использовать на основной рабочей лошадке типа семерки не получится.
Ну либо затариться с запасом лет на 10 вперед. ;D
Цитата: Кот Бегемот от 02.02.2025 10:03:39Покупать у маска мерлин стремно (гордость не позволит)
Когда он сам вежливо предложит бу мерлины и фалконы со скидкой? ;)
Цитата: Кот Бегемот от 02.02.2025 10:03:39а у индусов норм!
Индусам не норм попасть по санкции за распространие ракетных технологий и остаться без электроники.
Цитата: nmaxx от 02.02.2025 10:18:45И можно и нужно делать и сейчас.
Ну так делают рд-0177, а до него рд-0162, двадцать пять лет уже делают. :)
Еще через тридцать лет доделают.Как вы говорите
Цитата: nmaxx от 02.02.2025 10:18:45Лучше поздно, чем никогда.
Зато у нашего УИ будет выше.Вооот. :P
Цитата: Raul от 02.02.2025 10:24:55Когда он сам вежливо предложит бу мерлины и фалконы со скидкой?
Ну если организовать какую-то ЧАСТНУЮ контору типа "рога и космос", которая будет заниматься пусковыми услугами в российском сегменте, то так наверное можно. ::)
Любая частная конторка с ракетой на мерлинах или этих индийских открытых метанках даже одноразовая порвет в хлам и семерки и иртыши и ангару чисто в русском сегменте.
Другое дело что, "Съест то он съест, да ктож ему даст"....
Цитата: Трилобит от 02.02.2025 10:31:29Скупой платит дважды. Дорогие двигатели сейчас при сохранении своей производственной и научной базы могут стать основой для разработки дешевых двигателей в будущем.
Вот когда начнут закупать дешевые двигатели в индии, тогда и у нас быстро научатся их делать, а если не научатся то и нафиг такая отрасль не нужна.
Цитата: Кот Бегемот от 02.02.2025 11:02:02Цитата: Raul от 02.02.2025 10:51:26При тех ограниченны средствах, которые могут быть на нее выделены, техническое отставание будет нарастать.
Я прекрасно понимаю, что у роскосмоса нет бюджетов маска или НАСА.Но индия-то тратит на космос 1,8млрд, а РФ 3,9 млрд.
При этом иднусы почему-то в состоянии сделать хороший двигатель. :o
Цитата: Raul от 02.02.2025 10:51:26На Индию, думаю, надеяться не стоит, она пока не самодостаточна, чтобы идти против США и Китая.
Нефть же покупает..К индии доверия все же больше, чем к матрасии (ПМСМ).
Придется доверять матрасии. Через несколько лет у США будет такой перевес в космосе, когда они смогут регулировать наши туда полеты. Вообще все полеты, кроме китайских. Думаете, не отрегулируют? Тут уже речь идет не о доверии, а принуждении. И вопрос будет не в том, доверяем ли мы им, а
доверяют ли они нам.
Так вот - доверять России можно и это шанс на сохранение нашей самостоятельности в космоcе в будущем. Альтернативы в общем-то нет. Можно, конечно, надуть начальственные щеки и сказать - щас мы как рванем вперед! (но сами же назовете это "лютым бредом").
Цитата: Raul от 02.02.2025 09:38:49Хотите новый движок - не облизывайтесь на метан (слишком жирно будет). Попросите Мерлин у Маска. Он, кстати, обмолвился о том, что может помочь Роскосмосу с американскими технологиями. Общепринятая практика, при смене технологий Мерлин - > Раптор старую технику можно лицензировать.
(Поперхнувшись) Товарищ Рауль, вы конечно коммунист, но бога-то побойтесь! Кто вам в США, в нынешнем политическом климате, позволит продать хоть майку или кружку с принтом Мерлина, не говоря уж о самом двигателе? Не, если РФ в наиближайшем будущем примет положение Германии/Японии@1946, то лет через 20-30 об этом можно будет заикнуться (очень тихо, и желательно вообще про себя), но сейчас?
Цитата: Raul от 02.02.2025 11:19:22Придется доверять матрасии.
НННШ.Будем летать на ангаре, семерке, иртыше, но этого не будет точно.
Цитата: Raul от 02.02.2025 11:19:22Через несколько лет у США будет такой перевес в космосе, когда они смогут регулировать наши туда полеты.
Не смогут.Что они наши ракеты начнут сбивать или спутники?Это казус бели, это никому не нужно.И вообще не там они врагов ищут.
Им бы китай ограничить, а мы сами себя "ограничиваем" успешно без их помощи.
Цитата: Raul от 02.02.2025 11:19:22Можно, конечно, надуть начальственные щеки и сказать - щас мы как рванем вперед! (но сами же назовете это "лютым бредом").
Нет не назову.Нужен просто "волшебный пендаль" и все будет.А пока до космоса никому дела нет так и будет мышинная возня и разработка двигателей по тридцать лет.
Цитата: Raul от 02.02.2025 10:51:26Цитата: Трилобит от 02.02.2025 10:31:29Цитата: Кот Бегемот от 02.02.2025 10:24:03Возможно выйдет дешевле, чем наши движки.
Скупой платит дважды. Дорогие двигатели сейчас при сохранении своей производственной и научной базы могут стать основой для разработки дешевых двигателей в будущем.
Ориентация на импорт лишь перенаправит ресурсы из и без этого голодающей отрасли в чужой карман, что может привести к потере вышеупомянутой базы.
Похоже было в 60-годы, когда ЦК отказалось от БЭСМ-6 в пользу IBM 360. Обоснование было - ускорить развитие вычислительной техники, ЕМНИП. Тогда США тоже не были нашими друзьями, с ними шла война (во Вьетнаме).
Похожее на ЭВМ в СССР, происходит сейчас с отечественной ракетно-космической техникой. При тех ограниченных средствах, которые могут быть выделены отрасли, ее техническое отставание будет нарастать. Поэтому лицензирование бу Фалконов, с организацией их производства и обслуживания у нас. Что не исключает, конечно, продолжение собственных работ по метану, на которые можно будет выделить высвобождающиеся средства.
На Индию, думаю, надеяться не стоит, она пока не самодостаточна, чтобы идти против США и Китая.
Я тоже хотел привести пример с лицензированием IBM, что в итоге вылилось в отставание в области вычислительной техники на 30 с лишним лет (на момент принятие решения архитектуре уже было 10 лет, еще около 10 лет заняло ее внедрение и потом еще 10+ добавили в последующие годы), в итоге сейчас собственное производство на уровне Pentium 2, что опять таки те же ~30 лет, хотя пока были сверхприбыли с углеводородов и доступ к современному оборудованию была возможность ее сократить.
Сейчас во многих сферах происходит то же самое с использованием готовых китайских решений вместо инвестиций в развитие своих компетенций.
Лицензирование что Фалконов (что даже с учетом идеологической близости дуэта МаскТрамп нашим мудрым руководителям сценарий фантастический, потому что даже у них нет власти ITAR обойти), что индийских двигателей на мой взгляд приведет к похожему эффекту.
Я конечно не особо фанат автаркии и полной самодостаточности, но на мой взгляд хотя бы в тех сферах где компетенции имеются лучше продолжать развивать свое.
Цитата: Boris Mekler от 02.02.2025 11:30:08Цитата: Raul от 02.02.2025 09:38:49Хотите новый движок - не облизывайтесь на метан (слишком жирно будет). Попросите Мерлин у Маска. Он, кстати, обмолвился о том, что может помочь Роскосмосу с американскими технологиями. Общепринятая практика, при смене технологий Мерлин - > Раптор старую технику можно лицензировать.
(Поперхнувшись) Товарищ Рауль, вы конечно коммунист, но бога-то побойтесь! Кто вам в США, в нынешнем политическом климате, позволит продать хоть майку или кружку с принтом Мерлина, не говоря уж о самом двигателе? Не, если РФ в наиближайшем будущем примет положение Германии/Японии@1946, то лет через 20-30 об этом можно будет заикнуться (очень тихо, и желательно вообще про себя), но сейчас?
Нас всех в бан отправят за политику, побойтесь модератора ;) . Изучите лучше историю отношений СССР/России с США, а заодно вспомните, кто поставил раком Германию и Японию в 1946 году.
Цитата: Кот Бегемот от 02.02.2025 10:41:12Цитата: Трилобит от 02.02.2025 10:31:29Скупой платит дважды. Дорогие двигатели сейчас при сохранении своей производственной и научной базы могут стать основой для разработки дешевых двигателей в будущем.
Вот когда начнут закупать дешевые двигатели в индии, тогда и у нас быстро научатся их делать, а если не научатся то и нафиг такая отрасль не нужна.
Странная логика. Закупки чужих самолетов практически убили авиапромышленность, в итоге даже Ту-200 возродить уже несколько лет не могут, закупки чужих компьютеров оставили свою микроэлектронику на уровне в лучшем случае 90х, сейчас вон автопром решили окончательно добить - практически все производители собирают готовых китайцев и только шильдики переклеивают, только грузовики свои, да АвтоВАЗ очередные Жигули на днях выкатил (видимо как в анекдоте, место проклятое).
Но конечно чужие ракетные двигатели своим двигателистам помогут, видимо из зависти от того что деньги мимо пойдут мотивация появится.
Закупать и лицензировать имхо нужно только современные станки\оборудование (и строить на нем свои станки и оборудование, чтобы не было зависимости), а в плане готовой продукции если что-то и покупать то только ради реверс-инжиниринга с целью получения опыта.
Цитата: Трилобит от 02.02.2025 11:49:49видимо из зависти от того что деньги мимо пойдут мотивация появится.
Воооот!
Цитата: Трилобит от 02.02.2025 11:40:36Лицензирование что Фалконов (что даже с учетом идеологической близости дуэта МаскТрамп нашим мудрым руководителям сценарий фантастический, потому что даже у них нет власти ITAR обойти), что индийских двигателей на мой взгляд приведет к похожему эффекту.
А сейчас мы на сколько лет отстаем?
Цитата: Кот Бегемот от 02.02.2025 11:54:58Цитата: Трилобит от 02.02.2025 11:49:49видимо из зависти от того что деньги мимо пойдут мотивация появится.
Воооот!
Так себе идея, мотивировать некого будет, и так одни идейные остались, а вы предлагаете последние кутарки индусам отдать. Кто вам будет бесплатно делать новые двигатели или хотя бы реверс-инжинирить индийские?
Цитата: Кот Бегемот от 02.02.2025 11:57:53Цитата: Трилобит от 02.02.2025 11:40:36Лицензирование что Фалконов (что даже с учетом идеологической близости дуэта МаскТрамп нашим мудрым руководителям сценарий фантастический, потому что даже у них нет власти ITAR обойти), что индийских двигателей на мой взгляд приведет к похожему эффекту.
А сейчас мы на сколько лет отстаем?
В ракетной технике? Я свою оценку не буду называть, а то меня тут не то что русофобом-куколдом назовут, а вообще расстреляют прямо через TCP\IP.
Но если РД-0169\Амур допилят в заявленные сроки будет 15 лет примерно, что в принципе терпимо.
Цитата: Трилобит от 02.02.2025 11:58:07Так себе идея, мотивировать некого будет, и так одни идейные остались
Толку с этих идейных если индусы с меньшими тратами на космос могут выкатить современный двигатель, а эти идейные 20лет ничего родить не могут.
Цитата: Трилобит от 02.02.2025 11:58:07а вы предлагаете последние кутарки индусам отдать
Да почему ж последние?Я предлагаю купить лицензию на двигатель, который у нас двадцать лет не могут сделать, и вероятно еще 20 лет будут делать построить на этом двигателе современную ракету и повысить эффективность средств выведения.Пусть еще 20лет ковыряются если государству денег не жалко, но как по мне в виде курьеров от них бы больше пользы было и у них зарплаты повыше будут.Всем профит. ;)
Цитата: Трилобит от 02.02.2025 11:40:36Цитата: Raul от 02.02.2025 10:51:26Цитата: Трилобит от 02.02.2025 10:31:29Цитата: Кот Бегемот от 02.02.2025 10:24:03Возможно выйдет дешевле, чем наши движки.
Скупой платит дважды. Дорогие двигатели сейчас при сохранении своей производственной и научной базы могут стать основой для разработки дешевых двигателей в будущем.
Ориентация на импорт лишь перенаправит ресурсы из и без этого голодающей отрасли в чужой карман, что может привести к потере вышеупомянутой базы.
Похоже было в 60-годы, когда ЦК отказалось от БЭСМ-6 в пользу IBM 360. Обоснование было - ускорить развитие вычислительной техники, ЕМНИП. Тогда США тоже не были нашими друзьями, с ними шла война (во Вьетнаме).
Похожее на ЭВМ в СССР, происходит сейчас с отечественной ракетно-космической техникой. При тех ограниченных средствах, которые могут быть выделены отрасли, ее техническое отставание будет нарастать. Поэтому лицензирование бу Фалконов, с организацией их производства и обслуживания у нас. Что не исключает, конечно, продолжение собственных работ по метану, на которые можно будет выделить высвобождающиеся средства.
На Индию, думаю, надеяться не стоит, она пока не самодостаточна, чтобы идти против США и Китая.
Я тоже хотел привести пример с лицензированием IBM, что в итоге вылилось в отставание в области вычислительной техники на 30 с лишним лет (на момент принятие решения архитектуре уже было 10 лет, еще около 10 лет заняло ее внедрение и потом еще 10+ добавили в последующие годы), в итоге сейчас собственное производство на уровне Pentium 2, что опять таки те же ~30 лет, хотя пока были сверхприбыли с углеводородов и доступ к современному оборудованию была возможность ее сократить.
Сейчас во многих сферах происходит то же самое с использованием готовых китайских решений вместо инвестиций в развитие своих компетенций.
Лицензирование что Фалконов (что даже с учетом идеологической близости дуэта МаскТрамп сценарий фантастический, потому что даже у них нет власти ITAR обойти), что индийских двигателей на мой взгляд приведет к похожему эффекту.
Я конечно не особо фанат автаркии и полной самодостаточности, но на мой взгляд хотя бы в тех сферах где компетенции имеются лучше продолжать развивать свое.
Да, технология та еще была (у меня хранится колода перфокарт с нарезанными бритвой дырочками, в качестве вещдока). Но отставание по компьютерам в СССР, как я думаю было не из-за заимствования, а по причине ограничений на использование копировальной техники (и компьютеров за компанию). Все должно было быть под контролем государства, и это придушило развитие на уровне мейнфреймов IBM 360/370, которые скоро перестали быть передовыми.
Сейчас, если проводить аналогию с космосом, то нам нужен
частный космос, для самостоятельного развития. Но вопрос c отставанием в РКТ надо как-то надо решить, и идея опоры на собственные силы здесь заведомо не прокатит. Просто будет консервация технического отставания.
Цитата: Трилобит от 02.02.2025 12:02:59В ракетной технике? Я свою оценку не буду называть, а то меня тут не то что русофобом-куколдом назовут, а вообще расстреляют прямо через TCP\IP.
Но если РД-0169\Амур допилят в заявленные сроки будет 15 лет примерно, что в принципе терпимо.
Ну вот мы и так уже отстали даже от индии.И продолжим отставать дальше.Так что ничего не теряем.Зато будет ракета на дешевых движках. :)
Цитата: Кот Бегемот от 02.02.2025 12:09:30Цитата: Трилобит от 02.02.2025 12:02:59В ракетной технике? Я свою оценку не буду называть, а то меня тут не то что русофобом-куколдом назовут, а вообще расстреляют прямо через TCP\IP.
Но если РД-0169\Амур допилят в заявленные сроки будет 15 лет примерно, что в принципе терпимо.
Ну вот мы и так уже отстали даже от индии.Так что ничего не теряем.Зато будет ракета на дешевых движках. :)
С чего вы взяли что движки будут дешевыми? Даже в фантастическом сценарии где их продадут в виде лицензии на производство, а не в виде готовой продукции.
Даже если они дешевые в Индии и мы экономим на ОКР нужна адаптация под техпроцессы и материалы, производственная линия с подходящим оборудованием, кадры с не индийскими зарплатами и т.д., не говоря уж о том что такая лицензия скорее всего будет с роялти с отчислениями за каждый двигатель.
Не вижу никаких предпосылок что индийские двигатели в России будут дешевле своих.
Цитата: Трилобит от 02.02.2025 11:49:49Странная логика. Закупки чужих самолетов практически убили авиапромышленность,
Авиапромышленность просто убили. Сейчас делают ей "воскресение из мертвых". Космическая отрасль пока жива, поскольку была до недавнего времени востребована. И там есть специалисты, способные освоить новую американскую технику (как гипотетический вариант - индийскую, которая по ЭКБ тоже американская). Вопрос - они будут ее осваивать, или продолжат воспроизводить старую технику? Только два варианта ответа.
Цитата: Трилобит от 02.02.2025 11:49:49Но конечно чужие ракетные двигатели своим двигателистам помогут, видимо из зависти от того что деньги мимо пойдут мотивация появится.
Деньги проходит мимо двигателистов, поскольку все уходят на "поддержание штанов".
Цитата: Кот Бегемот от 02.02.2025 12:06:26Я предлагаю купить лицензию на двигатель, который у нас двадцать лет не могут сделать, и вероятно еще 20 лет будут делать построить на этом двигателе современную ракету и повысить эффективность средств выведения.Пусть еще 20лет ковыряются если государству денег не жалко, но как по мне в виде курьеров от них бы больше пользы было и у них зарплаты повыше будут.Всем профит. ;)
Истинное лицо Патриота с большой буквы.
PS.
И только одна фраза всплывает у меня в памяти.
ЦитироватьДа кому нужны ваши дерьмовые станки?! Понадобятся - мы все за рубежом купим.
PS.PS.
Схема с открытым с движком уже устарела. Маск уже выжал из нее все что можно.
Цитата: Prokrust от 02.02.2025 12:54:12Да кому нужны ваши дерьмовые станки?! Понадобятся - мы все за рубежом купим.
Я не предлагаю все за рубежом покупать.Я предлагал купить хороший двигатель, пока нет своих.
Цитата: Трилобит от 02.02.2025 12:17:52С чего вы взяли что движки будут дешевыми?
Движок открытой схемы - не должен быть дорогим.
Цитата: Prokrust от 02.02.2025 12:54:12Истинное лицо Патриота с большой буквы.
Все верно лицо "Патриота" с большой буквы, а не "квасного патриота" с мальенкой буквы. ;)
Цитата: Кот Бегемот от 02.02.2025 13:05:15Цитата: Трилобит от 02.02.2025 12:17:52С чего вы взяли что движки будут дешевыми?
Движок открытой схемы - не должен быть дорогим.
С чего бы вдруг?
Цитата: Demir_Binici от 02.02.2025 12:30:45Копировать архитектуру IBM 360/370, DEC PDP-8, PDP-11, а позже DEC VAX, Apple II и IBM PC начали совсем по другим причинам. Решили, что так можно будет сэкономить на ПО - от ОС и компиляторов до прикладного. Ведь ПО можно просто украсть. Так на ворованном и жили. Считали это мудрой государственной политикой.
Вы это знаете из Интернета, а мы на всем этом работали :). Да, наличие JCL (Job Command Language) стало одним из решающих доводов в пользу IBM/360. Общесистемное ПО брали готовое, а программисты занимались прикладными задачами. Деньги тратили на то, что действительно необходимо.
Отставание от Запада было в общем под контролем и сотрудничество удалось наладить. Благодаря мудрой государственной политике. 8)
Цитата: Кот Бегемот от 02.02.2025 13:05:15Цитата: Трилобит от 02.02.2025 12:17:52С чего вы взяли что движки будут дешевыми?
Движок открытой схемы - не должен быть дорогим.
Вот-вот! Рассуждают про отставание и лицензию на Мерлин, а пророка в своём отечестве так и не вспомнили. РД-111М спасёт русский космос! Особенно версии РД-111М2, двухкамерный на камерах от РД-276 (камеры подпиленные, двухстволка, как дедовский надёжный обрез)
Цитата: Prokrust от 02.02.2025 12:54:12Схема с открытым с движком уже устарела. Маск уже выжал из нее все что можно.
А мы - нет! У нас нет своего Фалкона Хеви, который при американских зарплатах и ценах х2-х3 на всё, тем не менее выдаёт 2000$/кг. А пока у нас нет такого дешёвого супертяжа, и дешёвого тяжа у нас тоже больше нет, а есть только дорогой тяж на БХГ...вот пока у нас ТАКАЯ ситуация, нам явно есть куда двигаться и что выжимать из открытого движка
Цитата: Raul от 02.02.2025 13:19:33Вы это знаете из Интернета, а мы на всем этом работали :). Да, наличие JCL (Job Command Language) стало одним из решающих доводов в пользу IBM/360.
Спойлер
Вот прямо JCL? А решающим доводом в пользу IBM PC, следуя вашей логике, следует считать наличие программы COMMAND.COM.
Работали они :)
Машин с VM
работникам не попалось. Пичаль.
Цитата: Raul от 02.02.2025 13:19:33Общесистемное ПО брали готовое, а программисты занимались прикладными задачами. Деньги тратили на то, что действительно необходимо.
Брали готовое.
"Тихо с... и ушёл - называется нашёл". Называйте вещи своими именами - воровали. Воровали ОС, воровали компиляторы, какой могли приспособить прикладной софт - тоже воровали. Воровали документацию и книги. По этим книгам учились программисты. Часть коих занималось локализацией ворованного (ЯУЗ и прочий подобный идиотизм) и назывались системными программистами, а часть писали какой-то прикладной софт. Преподаватели, сами выучившиеся по ворованным книгам, учили по ним студентов, которые следовали по их пути. Иногда писали какие-то свои книги - получался "
продукт вторичный" ((c) - Войнович). В результате никакой научной школы, никаких крупных специалистов в области программирования не появилось.
Бегемота не ругать, ему за державу обидно.
Цитата: Prokrust от 02.02.2025 12:54:12Схема с открытым движком уже устарела.
Но ее
песня до конца не спета. Если говорить о советских РД с открытой схемой, то они не доведены до того уровня технического совершенства, когда их можно использовать в многоразовых ступенях ракет-носителей. А они, многоразовые ступени, очень нужны, и не только для космоса, но и для земных целей. К сожалению, если говорить о возможности создания такого РД в России, то это 0. Хоть тресни от патриотизма или либерализма, кому как больше нравится, все равно 0. Даже по молитве Богу, даже если лоб разбить в земных поклонах, тоже 0. Не предусмотрено. :(
А жаль! Именно РД с открытой схемой и только они на практике доказали свою высочайшую надежность и пригодность для полетов с людьми. Вот поэтому зашла речь о Мерлине... Бегемот хочет индийский LME-1100, отправим его в Индию договориться, вдруг получится. ::) Есть еще китайский метановый TQ-12 от "Алой птицы (https://www.ao.by/news/news_3788.html#p4)", тоже открытой схемы и для многоразовой ракеты. Но, наверное, с метановым заимствованием не выйдет, потому что есть тематика КБХА.
Цитата: Кот Бегемот от 02.02.2025 08:18:46Если КБХА не в состоянии произвести хороший двигатель можно купить у наших друзей индусов
Хорошая идея, перспективная.
Если <нужное подставить> не в состоянии произвести хороший <нужное подставить> можно купить у наших друзей <нужное подставить>
Покупать двигатели у наших друзей индусов
===вы находитесь здесь===
Покупать целиком готовые верхние ступени у наших друзей индусов
===я как-то предлагал такое, вроде в теме Ангара===
Покупать у наших друзей целиком готовые ракеты
Покупать у наших друзей услуги запуска
Покупать у наших друзей спутники
Покупать у наших друзей сервисы (связь, ДЗЗ и пр.), по мере необходимости
Очевидно, что чем больше друзей, тем шире выбор альтернативных вариантов для покупки, что положительно сказывается и на качестве и на цене. С числом друзей заминка. И с тем, кого считать таковыми.
Павлины Индусы, говоришь? Кхх-э. :)
Цитата: Raul от 02.02.2025 13:59:43К сожалению, если говорить о возможности создания такого РД в России, то это 0. Хоть тресни от патриотизма или либерализма, кому как больше нравится, все равно 0.
А как же РД-111? Или вы не о технической невозможности, а о банде Энергомаша и КБХА, что душит остальных, говорите.
Цитата: Raul от 02.02.2025 13:59:43Бегемот хочет индийский LME-1100, отправим его в Индию договориться, вдруг получится.
Я бы все же предпочел рд-0169, но когда он будет и будет ли вообще это большой большой вопрос. ::)
З.Ы. мне почему-то кажется, что договориться с индусами не самое сложное. ;)
Цитата: Бармалей от 02.02.2025 14:23:24А как же РД-111?
Так его еще при СССР делали.СССР умел, а мы про современную российскую индустрию.
Цитата: Бармалей от 02.02.2025 14:23:24Цитата: Raul от 02.02.2025 13:59:43К сожалению, если говорить о возможности создания такого РД в России, то это 0. Хоть тресни от патриотизма или либерализма, кому как больше нравится, все равно 0.
А как же РД-111? Или вы не о технической невозможности, а о банде Энергомаша и КБХА, что душит остальных, говорите.
РД-111 четырехкамерный, как Вы собрались его использовать и где возьмете? Тут речь идет о разработке нового РД.
Цитата: Кот Бегемот от 02.02.2025 14:23:37Цитата: Raul от 02.02.2025 13:59:43Бегемот хочет индийский LME-1100, отправим его в Индию договориться, вдруг получится.
Я бы все же предпочел рд-0169, но когда он будет и будет ли вообще это большой большой вопрос. ::)
З.Ы. мне почему-то кажется, что договориться с индусами не самое сложное. ;)
Ну тогда вперед с песнями (индийскими). Слушали, любите? :)
Цитата: Raul от 02.02.2025 13:59:43Цитата: Prokrust от 02.02.2025 12:54:12Схема с открытым движком уже устарела.
Но ее песня до конца не спета. Если говорить о советских РД с открытой схемой, то они не доведены до того уровня технического совершенства, когда их можно использовать в многоразовых ступенях ракет-носителей. А они, многоразовые ступени, очень нужны, и не только для космоса, но и для земных целей. К сожалению, если говорить о возможности создания такого РД в России, то это 0. Хоть тресни от патриотизма или либерализма, кому как больше нравится, все равно 0. Даже по молитве Богу, даже если лоб разбить в земных поклонах, тоже 0. Не предусмотрено. :(
А жаль! Именно РД с открытой схемой и только они на практике доказали свою высочайшую надежность и пригодность для полетов с людьми. Вот поэтому зашла речь о Мерлине... Бегемот хочет индийский LME-1100, отправим его в Индию договориться, вдруг получится. ::) Есть еще китайский метановый TQ-12 от "Алой птицы (https://www.ao.by/news/news_3788.html#p4)", тоже открытой схемы и для многоразовой ракеты. Но, наверное, с метановым заимствованием не выйдет, потому что есть тематика КБХА.
У нас есть лучше, даже прямо сейчас. Например РД-253 (ну или РД-268). Вопрос дороговизны топлива конечно принципиально не решаем при частном капитализме, но при государственном подходе решается на раз.
Маск делал движок на открытой схеме потому что тогда только это ему было тогда доступно. А мы сейчас можем больше. РД-169 например - кстати похоже больше всего его разработку тормозило выделение денег.
PS.
Высочайшая надежность - это заслуга команды Маска. Схема тут не причем, она просто позволяет сделать надежный движок, как и многие другие схемы.
А вот к примеру схема Раптора как и РД-171 и всего семейства - эти варианты сделать движок действительно надежным не позволяют. Слишком запредельные параметры кислого тракта.
Цитата: Raul от 02.02.2025 14:31:40Слушали, любите?
А то! 8)
Спойлер
Цитата: Raul от 02.02.2025 14:31:40Ну тогда вперед с песнями (индийскими).
Я боюсь, что с нашими договориться не получится. :-[
Цитата: Prokrust от 02.02.2025 14:37:38А мы сейчас можем больше. РД-169 например
Можем ли вот в чем вопрос. ;)
Цитата: Prokrust от 02.02.2025 14:37:38кстати похоже больше всего его разработку тормозило выделение денег.
Хорошо если вопрос только в деньгах. ::)
Цитата: Кот Бегемот от 02.02.2025 14:42:41Цитата: Prokrust от 02.02.2025 14:37:38А мы сейчас можем больше. РД-169 например
Можем ли вот в чем вопрос. ;)
Цитата: Prokrust от 02.02.2025 14:37:38кстати похоже больше всего его разработку тормозило выделение денег.
Хорошо если вопрос только в деньгах. ::)
Уверен есть намного более важный фактор - кадры которые решают все. И я не про исполнителей (конечно с ними тоже все не очень), я про менеджмент.
Принимающие решения, с самого вверха, в лучшем случае озабочены поддержкой штанов, поэтому будут до упора топить за Ангару, а РД-169 по остаточному принципу, а то и вовсе норовить отменить.
Рогозин вот занимался кризис-менеджментом, наладить пуски смог и прочистить мозги местным дятлам втирающим что некая аварийность это норма - тоже смог. Но на большее его не хватило, да и не инженер он чтобы понимать перспективы развития.
Цитата: Raul от 02.02.2025 14:29:14РД-111 четырехкамерный, как Вы собрались его использовать и где возьмете? Тут речь идет о разработке нового РД.
Я предлагаю делать РД-111М2 на двух камерах от вонючки РД-276. Камеры уже готовы, производятся (нужно "подпилить" до нужной степени расширения), ТНА сделает Кузнецов на основе ТНА РД-107 (и не сильно дороже по цене, т.к. технологии и конструкция те же самые), метановый сладкий газген разработает КБХМ, у КБХМ большой опыт со сладким метаном.
Какая разница, сколько будет стоить двигатель для ракеты, которая летает раз в два года?
Ну стояли бы на Ангаре Мерлины или даже Рапторы. Ну и что от этого бы изменилось?
Цитата: Rudel2 от 02.02.2025 15:27:32Ну стояли бы на Ангаре Мерлины или даже Рапторы. Ну и что от этого бы изменилось?
Цена ракеты, цена пуска
Цитата: Бармалей от 02.02.2025 15:51:31Цитата: Rudel2 от 02.02.2025 15:27:32Ну стояли бы на Ангаре Мерлины или даже Рапторы. Ну и что от этого бы изменилось?
Цена ракеты, цена пуска
Копейки в цене простоя заводов.
Цитата: Бармалей от 02.02.2025 15:22:05Цитата: Raul от 02.02.2025 14:29:14РД-111 четырехкамерный, как Вы собрались его использовать и где возьмете? Тут речь идет о разработке нового РД.
Я предлагаю делать РД-111М2 на двух камерах от вонючки РД-276. Камеры уже готовы, производятся (нужно "подпилить" до нужной степени расширения), ТНА сделает Кузнецов на основе ТНА РД-107 (и не сильно дороже по цене, т.к. технологии и конструкция те же самые), метановый сладкий газген разработает КБХМ, у КБХМ большой опыт со сладким метаном.
И что тут остаётся от РД-111? И почему эту "сборную солянку" упорно называете РД-111?
Цитата: Бармалей от 02.02.2025 15:51:31Цитата: Rudel2 от 02.02.2025 15:27:32Ну стояли бы на Ангаре Мерлины или даже Рапторы. Ну и что от этого бы изменилось?
Цена ракеты, цена пуска
"Запустим ваш ГВМ за полцены!"
Цитата: Андрюха от 02.02.2025 16:24:07И что тут остаётся от РД-111
Остаётся ТНА, это важная и наиболее дорогая часть двигателя.
Цитата: Андрюха от 02.02.2025 16:24:07И почему эту "сборную солянку" упорно называете РД-111?
Ну я его называю "Русский Метановый Мерлин", "надёжный дедовский обрез", а потом уже "РД-111М2. Можно для прикола выдать обозначание ГРАУ, какой-нибудь 11Д1
Цитата: Бармалей от 02.02.2025 17:20:44Цитата: Андрюха от 02.02.2025 16:24:07И что тут остаётся от РД-111
Остаётся ТНА, это важная и наиболее дорогая часть двигателя.
Мне нравится глушковский ТНА. Двухсторонние рабочие колёса с большими зазорами. Частица в кислородном тракте? Ну и хер с ней, в таком насосе её не затрёт, разгара не будет. И деталей минимум, одноступенчатые насосы.
Не первой картинке РД-111, на второй, третьей РД-107
https://x.com/TitaniumSV5/status/1891471390462677339
ЦитироватьAnshuman (TitaniumSV5) @TitaniumSV5
Latest renders of ISRO's NGLV and LME-1100 engine.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/378579.jpg) (https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/378580.jpg)
И с подробностями:
ЦитироватьNew NGLV and LMLV slide: NGLV is now a much larger vehicle with propellants load changed for all stages now and confirmation that LMLV is a tri-core NGLV.
No clarification on the engine situation.....
https://x.com/TitaniumSV5/status/1989757531263300083
(https://i.imgur.com/lkYkl38.jpeg)
Ранее уважаемый Буцетам приносил:
(https://i.imgur.com/NUgpdXK.jpeg)