From American Source:
Aerojet has indeed brought up and is marketing aggressively on the RD-0120 for SDLV. Technically the RD-0120 is produced by Chemi-automatik design bureau (CADB) licensed to Aerojet for marketing in the U.S. It is a 'timex' (takes a licking and keeps on ticking) version of SSME. It produce a slightly less thrust than the SSME (440K vs. 470k lbf) but has a higher vacuum Isp than the SSME (455 vs. 452 sec). It uses a common preburner and, in the Russian tradition, a single shaft for both turbopumps. It uses channel wall cooling technology which proved to be more robust and reliable (and Rocketdyne is trying to duplicate), and has demonstrated a quick re-start in as short as 20 minute during ground hot firing.
However; I doubt that it will be accepted as a SDLV engine mainly for political reason, but also practically that we only know so much about the engine, the metallurgy properties, and how it operates.
Look at another Russian engine as example, the RD-180, imported by P&W 10 yrs ago with the promise to duplicate its production here in the U.S. for EELV. Ha !! I doubt those folks in West Palm Beach, FL have yet learn how to read Russian, let alone try to duplicate the design and manufacturing capabilities !!
Приятно. Только сейчас придет Старый и все испортит. :(
переведите пож-ста
'timex' (takes a licking and keeps on ticking)
ЦитироватьПриятно. Только сейчас придет Старый и все испортит. :(
Теперь это ему будет стоить гораздо больших усилий. По той причине, что альбедо у этого черного ну уж очень высокий :)
В случае с РД-180 он больше напирал на то, что, мол, у американцев керосинок нет, а значит и сравнивать не с чем (эта видимость аргумента с легкостью опровергалась, однако Старому это позволяло хоть как то сохранить лицо). А тут даже этот номер не пройдет.
Хотя с другой стороны есть одно тягостное предчуствие: если дело выгорит, то американцы в очередной раз по дешевке заполучат очередную порцию советских технологий... При том что потока технологий в обратном направлении как-то не сильно наблюдается..
ЦитироватьЦитироватьПриятно. Только сейчас придет Старый и все испортит. :(
Хотя с другой стороны есть одно тягостное предчуствие: если дело выгорит, то американцы в очередной раз по дешевке заполучат очередную порцию советских технологий... При том что потока технологий в обратном направлении как-то не сильно наблюдается..
В технологическом плане РД-0120 для амеров интереса не представляет - он гораздо проще SSME. Просто он дешевле при вполне сравнимых удельных и абсолютных параметрах.
ЦитироватьВ технологическом плане РД-0120 для амеров интереса не представляет - он гораздо проще SSME. Просто он дешевле при вполне сравнимых удельных и абсолютных параметрах.
А вам не пришло в голову что "гораздо проще" и "дешевле" "при вполне сравнимых удельных и абсолютных параметрах" как раз и должно представлять интерес именно в технологическом плане?
ЦитироватьЦитироватьВ технологическом плане РД-0120 для амеров интереса не представляет - он гораздо проще SSME. Просто он дешевле при вполне сравнимых удельных и абсолютных параметрах.
А вам не пришло в голову что "гораздо проще" и "дешевле" "при вполне сравнимых удельных и абсолютных параметрах" как раз и должно представлять интерес именно в технологическом плане?
ИМХО, конечно, но амеры ничего особо нового для себя в РД-0120 не откроют. А производить его в штатах из-за высокой стоимости рабсилы все-равно дороже будет, чем закупать в России.
Что-то подсказывает, что восстановить производство РД-0120 - это не то, что купить РД-180 :(
ЦитироватьЧто-то подсказывает, что восстановить производство РД-0120 - это не то, что купить РД-180 :(
Ну, тогда амерам остается последовать советам Старого (касательно, правда, РД-191) - взять, да и "ухудшить" SSME :lol: Или дефорсировать "примитивный" RS-68 :D
ЦитироватьЧто-то подсказывает, что восстановить производство РД-0120 - это не то, что купить РД-180 :(
А разьве в самой России данный движок не нужен? :)
ЦитироватьА разьве в самой России данный движок не нужен? :)
Поставим на "Жигули"?
на "Запорожец"
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/80009.jpg)
:D :D :D
ЦитироватьЦитироватьА разьве в самой России данный движок не нужен? :)
Поставим на "Жигули"?
В какой-то передаче о будущем водорода для авто слышал, что вроде как на его (РД-120) основе если что как раз и сделают двигатель для "Жигулей" :D
А вот это как раз не запорожец, а его прототип - FIAT 500
ЦитироватьЦитироватьА разьве в самой России данный движок не нужен? :)
Поставим на "Жигули"?
На РН Ангара-100 :wink:
ЦитироватьТеперь это ему будет стоить гораздо больших усилий. По той причине, что альбедо у этого черного ну уж очень высокий :)
Это не будет мне стоить никаких усилий. И альбедо у у этого "белого" - ноль. Потому что не будет этого никогда. И нигде. Никаких шансов.
Вы, Сантей, прежде чем радоваться дождались бы пока хто-нибудь это чудо купит и поставит, а потом бы уж плясали...
ЦитироватьХотя с другой стороны есть одно тягостное предчуствие: если дело выгорит, то американцы в очередной раз по дешевке заполучат очередную порцию советских технологий... При том что потока технологий в обратном направлении как-то не сильно наблюдается
Каких, блин, технологий? Те кто сделали SSME какие могут получить технологии с РД-0120?
ЦитироватьКаких, блин, технологий? Те кто сделали SSME какие могут получить технологии с РД-0120?
Старый, мы (не мы конечно, а советские люди) тоже делали компьютеры. БЭСМ-6 например или "Эльбрус". сильно оригинальные и крутые они были. а теперь у меня в серверной стоят буржуинские железки и ничего, никто не умер пока что. у них это получается дешевле и лучше. а у нас видимо с РД такая же фигня. или ты считаешь что на постсоветском пространстве из-за ошибок в ДНК никто ничего делать вовсе не умеет? ;)
Цитироватьили ты считаешь что на постсоветском пространстве из-за ошибок в ДНК никто ничего делать вовсе не умеет? ;)
У негров из Уганды ДНК точно такие же как у нас и американцев. Однако ни компутеров ни даже ракетных двигателей они не делают. Так что ДНК видимо не при чём. Может в консерватории чего не так? ;)
Старый считает :) что на постсоветском пространстве уж он-то точно делать ничего не умеет. Ну, максимум, на форуме трепаться :) . Ну, положим, он этого так не считает... так, подсознательно только...
Но сути дела не меняет :) . Диагноз...
"Главное, ребята, сердцем не Стареть" ;)
Старый> Это не будет мне стоить никаких усилий. И альбедо у у этого "белого" - ноль. Потому что не будет этого никогда. И нигде. Никаких шансов. Вы, Сантей, прежде чем радоваться дождались бы пока хто-нибудь это чудо купит и поставит, а потом бы уж плясали...
Старый, ходят легенды, что такой великий деятель, как Черчилль, перед выступлением делал в тексте своей речи специальные пометки: аргумент слабый - усилить голос, агргумент сильный - понизить. Так вот, в этой связи ваши громогласные речитативы типа "никогда", "никаких шансов", "нигде" являются как раз весьма показательным признаком ;)
Есть у меня подозрение, что таким образом вы реагируете на информацию, насчет которой у вас самого есть кой-какие сомнения, однако из за того, что эта инфа способна губительно повредить вашему видению мира (которое сформировалось раз и навсегда), тут же на инстинктивном уровне вступает в дело реакция в виде характерных фраз, выполненных в категорически отметающей форме :)
Ну и еще пропрошу обратить внимание на мою фразу
"если дело выгорит" > Каких, блин, технологий? Те кто сделали SSME какие могут получить технологии с РД-0120?
Спокойно, Старый. Можно подумать, будто своей репликой о технологиях я оскорбил лично вас в самых лучших чувствах.
Ну и все таки: уж не считаете ли вы себя особо крупным спецом в области технологий изготовления и конструкции водородных ЖРД? Настолько крупным, чтобы рассуждать о наличии/отстутствии этих технологий с такой железобетонной уверенностью? Основываясь на подобном уровне аргументации? :)
Я, конечно, в этой области являюсь еще меньшим спецом, чем вы. Однако в силу универсальности наиболее общих законов природы можно сказать следующее: если 2 движка обладают приблизительно равными характеристиками, однако один из них проще и дешевле, то дело тут либо в конструктивных решениях, либо технологических, либо, что вероятнее всего, и в том и другом одновременно. Ведь чудес, как известно, не бывает.
Ну а теперь, в соответствии с индуктивным методом, перейдем от общего к частному.
Вот почитайте лучше, Старый, что компетентные люди пишут про SSME, РД0120 и технологии:
ЦитироватьIn the first stages of the development of the RD-0120, different basic engine schemes were evaluated before a single-shaft turbo-pump for both liquid hydrogen and liquid oxygen was selected (the SSME had separate turbo-pumps for each fuel component). Use of a single pump simplified the engine control system and manufacturing, but also required more detailed and sophisticated methods of design and optimization then were available to the Americans. Another principal difference was the absence of resonance chambers, which were used on the SSME for suppression of high frequency vibrations in combustion chamber. The start sequence developed for the RD-0120 was and remains completely unique
Ну и дальше следуют некоторые подробности.
ЦитироватьBy 1999 the US was studying incorporation of more RD-0120 technology into the SSME:
The channel-wall nozzle is a proposed replacement for the current SSME nozzle. Employing a process developed in Russia and used for the Russian RD-0120 rocket engine, flat stock is roll formed into a conical shape, which serves as the nozzle liner. The liner is slotted to form channels for the nozzle's liquid hydrogen coolant to flow through. A jacket is then installed over the liner and welded at the ends. The entire assembly is then furnace brazed. The channels in the liner take the place of the 1,080 tubes that regeneratively cool the current SSME nozzle. The channel-wall nozzle is a relatively simple design that has fewer parts and welds than the current complex SSME nozzle. (The current SSME nozzle takes two-and-one-half years to build, costs $7 million, and is currently flown no more than 12 to 15 times because of safety concerns related to hydrogen leaks.) NASA expects the channel-wall nozzle to be more reusable than the current nozzle and to have less risk of critical failure. The new nozzle is also expected to improve engine performance slightly (although any gain in payload capacity may be canceled by the increased nozzle weight), to cost less and take less time to produce, and to cost less to operate. NASA and Rocketdyne (through Aerojet) have spent $0.8 and $1.2 million respectively to study this upgrade, and development could start at the beginning of 1999. The proposed upgrade would cost an estimated $63 million over four years for development and testing, plus an additional $71 million to build 18 certification and production nozzles.
( http://www.astronautix.com/engines/rd0120.htm )
Какой смысл очередной раз опровергать Старого?.. Его уже каждый на форуме по разу опроверг, некоторые даже по нескольку раз...
Мда, это у нас такая перманентная забава :D
ЦитироватьМда, это у нас такая перманентная забава :D
А вдруг он окажется прав???????????
Весь вопрос - в чем?
Старый обладает поистине энциклопедическими знаниями и переспорить его по какоми-нибудь факту - практически невозможно. Проверено поколениями несчастных конспирологов :)
Вместе с тем, его знания сосредоточены в довольно узких рамках космонавтики/авиации, а других областях наблюдались большие пробелы (он не знает Рамштайн :)), на чем он не раз погорал. Помню, на сгоревшем форуме просвещал его на космологические темы (образование планет) и почему не может быть его океана на Марсе ;)
С другой стороны, аналитические способности у него ограничены :)
Т.е. он с трудом и ошибками связывает свои обширнейшеи знания между собой, чему мешает его природное упрямство и консерватизм.
Короче, Старый практически всегда прав по части фактов и 50/50 - в их интерпретации, что не выходит за рамки случайного совпадения :)
А были случаи, когда Старый сказал "не полетит", а оно полетело :) ?
Старый, а вы, положа руку на сердце, можете сказать, бывали такие случаи, когда вы ошибались в своих утверждениях :wink: ? В каких именно :wink: ?
ЦитироватьА были случаи, когда Старый сказал "не полетит", а оно полетело :) ?
Старый, а вы, положа руку на сердце, можете сказать, бывали такие случаи, когда вы ошибались в своих утверждениях :wink: ? В каких именно :wink: ?
Все гораздо проще. Статистически проектов осталось на бумаге куда больше чем были реализованы. Значит если выражать сомнение в любом проекте, то в большинстве случаев окажешься прав. Причем как бы думаю процентное число куда выше 2/3. На этом и основывается стратегия Старого.
Что до вопроса. Скажем, он как-то доказывал, что спутники на ГСО на пламенниках добраться за приемлемое время не смогут.
ЦитироватьА были случаи, когда Старый сказал "не полетит", а оно полетело :) ?
Старый, а вы, положа руку на сердце, можете сказать, бывали такие случаи, когда вы ошибались в своих утверждениях :wink: ? В каких именно :wink: ?
На форуме по моему не было. Но в жизни бывало. Например я был полностью уверен что Иридиумы не полетят. Затея выглядела настолько неэффективной, без малейших шансов на успех, что было трудно поверить что ктото в здравом уме даст на это деньги. К тому же все признаки аферы (истерическая пропагандистская раскрутка) были на лицо. И тем не менее оно полетело. Правда тут же естественно и лопнуло так как аферой быть не переставало ни на секунду. Но я был уверен что оно вообще не полетит а оно полетело. Ошибся. Я был страшно удивлён когда состоялся второй запуск...
Сокол Маска тоже вполне может полететь. Но шансов стать эффективной РН у него ноль.
ЦитироватьЧто до вопроса. Скажем, он как-то доказывал, что спутники на ГСО на пламенниках добраться за приемлемое время не смогут.
Ага! Ну и как?
ЦитироватьЦитироватьЧто до вопроса. Скажем, он как-то доказывал, что спутники на ГСО на пламенниках добраться за приемлемое время не смогут.
Ага! Ну и как?
Так Артемис добрался! :twisted:
И за приемлемое время. Все-го полтора года.
Скажите, нет? :)
ЦитироватьТак Артемис добрался! :twisted:
И за приемлемое время. Все-го полтора года.
Скажите, нет? :)
Я так и знал! Ну вы, блин, даёте! :shock:
Он добрался туда на ЖРД. НА ЖРД![/size]
НА ЖРД! [/size] Лишь очень небольшую часть импульса, (ту что недодала Ариана точнее даже только часть его) добрали с помощью ЭРД. И этот импульс (около сотни чтоли метров в секунду) набирали с помощью ЭРД несколько месяцев.
Так что расставайтесь со своими иллюзиями. На ГСО не летали на ЭРД и летать не будут. Нигде и никогда. И никаких шансов. :P ;) :)
ЦитироватьЦитироватьТак Артемис добрался! :twisted:
И за приемлемое время. Все-го полтора года.
Скажите, нет? :)
Я так и знал! Ну вы, блин, даёте! :shock:
Он добрался туда на ЖРД. НА ЖРД![/size] НА ЖРД! [/size] Лишь очень небольшую часть импульса, (ту что недодала Ариана точнее даже только часть его) добрали с помощью ЭРД. И этот импульс (около сотни чтоли метров в секунду) набирали с помощью ЭРД несколько месяцев.
Так что расставайтесь со своими иллюзиями. На ГСО не летали на ЭРД и летать не будут. Нигде и никогда. И никаких шансов. :P ;) :)
Что вы раскричались. Что-то у меня по НК несколько другая картина.
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/242/26.shtml
ЖРД использовались для скругления начальной траектории и выхода
к точке стояния. Основной импульс, конечно был за РН (кто -бы сомневался). Затем ЭРД. Ладно, есть еще Смарт.
ЦитироватьЦитироватьТак Артемис добрался! :twisted:
И за приемлемое время. Все-го полтора года.
Скажите, нет? :)
Я так и знал! Ну вы, блин, даёте! :shock:
Он добрался туда на ЖРД. НА ЖРД![/size] НА ЖРД! [/size] Лишь очень небольшую часть импульса, (ту что недодала Ариана точнее даже только часть его) добрали с помощью ЭРД. И этот импульс (около сотни чтоли метров в секунду) набирали с помощью ЭРД несколько месяцев.
Так что расставайтесь со своими иллюзиями. На ГСО не летали на ЭРД и летать не будут. Нигде и никогда. И никаких шансов. :P ;) :)
Никто не собирается лететь на ГСО с помощью только ЭРД. Начать с того что с помощью только ЭРД вообще взлететь невозможно :) .
Это все называется комбинированным выводом ЖРД-ЭРД. Главное рассчитать наиболее выгодный с экономической точки зрения (временные и финансовые затраты) сценарий вывода.
Этим уже давно занимаются и 702 платформа - первая ласточка, за ней подтянутся и другие. Это лишь вопрос времени!
И вообще. Почему вы так все в штыки воспринимаете? С ЛЕО лететь действительно тяжко, но пройти последний участок пути на ЭРД. Почему бы и нет?
ЦитироватьИ вообще. Почему вы так все в штыки воспринимаете? С ЛЕО лететь действительно тяжко, но пройти последний участок пути на ЭРД. Почему бы и нет?
В штыки! Вы в каком контексте это вспомнили то? Что будьто бы я несколько лет назад ошибся в прогнозе.
А вы не знаете о чём тогда была полемика. Я какраз и доказывал что роль ЭРД сводится к медленным плавным коррекциям. А манёвры требующие больших импульсов скорорсти на всё обозримое будущее остаются не для ЭРД.
Оппоненты же доказывали что перелёт с ЛЕО на ГСО на одних ЭРД это дело ближайшего будущего.
А началось всё с Диалога. Помните был такой химерический прожектик от хруна, там Рокотом спутник выводится на ВЭО а оттуда сам, сам, сам на ГСО с помощью ЭРД? Вот я доказывал что это химера. Потому что на ЭРД это не получится. Счас он полетит на отдельном Протоне. О возможности запуска более лёгким носителем и перехода с помощью ЭРД ЦиХ забыл начисто. Разве нужны лучшие доказательства?
Ну и теперь не дождавшись (и понимая что не дождутся) большего оппоненты попытались полёт Артемиса протрактовать как свою победу. Хотя там был обычный апогейный ЖРД. А ЭРД лишь добрал часть недобора скорости Арианы на которую не хватило запаса топлива апогейного ЖРД.
А летать с ЛЕО и даже с ГПО на ГСО с помощью ЭРД не будут. Нигде и никогда. И никаких шансов. :)
ЦитироватьНикто не собирается лететь на ГСО с помощью только ЭРД.
Были такие на Авиабазе несколько лет назад. Собирались в ночь с завтра на послезавтра. А ещё был (и счас есть) такой Центр им. Хруничева. Тот собирался запустить таким способом сто Диалогов для Интерспутника и один для ГПКС. А ещё есть такой НПОМАШ. Тот таким способом Русланы-ММ мечтает пулять. За заграницу не знаю, наверняка и там такие орлы есть.
Так что не зарекайтесь. Ажиотаж уже конечно не тот но сторонники сих химерических прожектов не переводятся.
ЦитироватьНачать с того что с помощью только ЭРД вообще взлететь невозможно :) .
А они хитрые! До невесомости они долетят на обычном хим-дыме. :)
ЦитироватьЭто все называется комбинированным выводом ЖРД-ЭРД. Главное рассчитать наиболее выгодный с экономической точки зрения (временные и финансовые затраты) сценарий вывода.
Этим уже давно занимаются и 702 платформа - первая ласточка, за ней подтянутся и другие. Это лишь вопрос времени!
Ну и как всегда наиболее выгодным сценарием оказывается импульс на ЖРД в километры в секунду и потом "доводка" на ЭРД в десятки метров в секунду. Причём в случае с 702-й платформой как ни странно доводятся не высота и наклонение а эксцентриситет. Это не перевод на ГСО. Это выжимание крох.
Что касается ласточек, то я уверен что рано или поздно с геостационарных спутников полностью исчезнут ЖРД, РБ будут вытягивать спутники непосредственно на ГСО а дальше те будут обходиться чисто ЭРД, Российские спутники уже так и делают, можно предположить что рано или поздно перейдут и другие. Но "сторонники ЭРД" этог не знают. Их привлекают громкие но нереализуемые химерические прожектики.
Да, и первой ласточкой сделавшей существенную коррекцию орбиты с помощью ЭРД если не ошибаюсь был всётаки ATS-6. Надо 30-летний юбилей праздновать но разве "сторонники ЭРД" знают такие подробности?
ЦитироватьЦитироватьА были случаи, когда Старый сказал "не полетит", а оно полетело :) ?
Старый, а вы, положа руку на сердце, можете сказать, бывали такие случаи, когда вы ошибались в своих утверждениях :wink: ? В каких именно :wink: ?
На форуме по моему не было. Но в жизни бывало. Например я был полностью уверен что Иридиумы не полетят. Затея выглядела настолько неэффективной, без малейших шансов на успех, что было трудно поверить что ктото в здравом уме даст на это деньги. К тому же все признаки аферы (истерическая пропагандистская раскрутка) были на лицо. И тем не менее оно полетело. Правда тут же естественно и лопнуло так как аферой быть не переставало ни на секунду. Но я был уверен что оно вообще не полетит а оно полетело. Ошибся. Я был страшно удивлён когда состоялся второй запуск...
Сокол Маска тоже вполне может полететь. Но шансов стать эффективной РН у него ноль.
Дык жив, курилка:
http://www.iridium.com/
http://www.alphatelecom.ru/iridium/ - на великом и могучем
Кстати, а на чем должен с ГПО добратся до ГСО улетевший давеча Аник?
ЦитироватьЧто касается ласточек, то я уверен что рано или поздно с геостационарных спутников полностью исчезнут ЖРД, РБ будут вытягивать спутники непосредственно на ГСО а дальше те будут обходиться чисто ЭРД, Российские спутники уже так и делают, можно предположить что рано или поздно перейдут и другие. Но "сторонники ЭРД" этог не знают. Их привлекают громкие но нереализуемые химерические прожектики.
Да, и первой ласточкой сделавшей существенную коррекцию орбиты с помощью ЭРД если не ошибаюсь был всётаки ATS-6. Надо 30-летний юбилей праздновать но разве "сторонники ЭРД" знают такие подробности?
Повторяю еще раз для непонятливых:
Если наиболее выгодно выводить (с экономической точки зрения) с помощью РБ - будут выводить так, но если более выгодно использовать довывод с помощью ЭРД, то перейдут на ЭРД (возможна любая комбинация ЖРД+ РБ+ ЭРД довывода на ГСО- главное чтобы это было оправдано с экономической точки зрения)!
Эээ... А вам не кажется, что вы оба говорите одно и то же?
ЦитироватьЭээ... А вам не кажется, что вы оба говорите одно и то же?
НЕТ!
da
da
Экономика-экономикой. А вопрос в том, а надо ли летать на геостационар на ЭРД?
Ну сэкономят несколько тонн топлива путем замены дешевого ЖРДэшного РБ на дорогой ЭРДэшный. Так мы топливо экономим, или связь налаживаем. А если аппарат вместо нескольких дней до рабочей орбиты несколько месяцев добирается. Так он за это время и сдохнуть может, так не успев ничего и передать...
Для точного позиционирования на орбите это все конечно хорошо. Уменьшить на борту количество топлива на это самое позиционирование, заменив его на аппаратуру, это тоже хорошо. А вот экономить на доставке ... сомневаюсь я.
ЦитироватьЭкономика-экономикой. А вопрос в том, а надо ли летать на геостационар на ЭРД?
Ну сэкономят несколько тонн топлива путем замены дешевого ЖРДэшного РБ на дорогой ЭРДэшный. Так мы топливо экономим, или связь налаживаем. А если аппарат вместо нескольких дней до рабочей орбиты несколько месяцев добирается. Так он за это время и сдохнуть может, так не успев ничего и передать...
Для точного позиционирования на орбите это все конечно хорошо. Уменьшить на борту количество топлива на это самое позиционирование, заменив его на аппаратуру, это тоже хорошо. А вот экономить на доставке ... сомневаюсь я.
Если коммерческий связной аппарат сдохнет на ГСО через несколько месяцев - зачем он нужен вообще?
На топливе никто экономить не собирается. Собираются выводить КА большей массы с использованием тех же РН и РБ. За счет увеличения времени выведения и используя незначительные модификации КА.
Еще раз :evil:
1. Обычно говорят не об РБ с маршевыми ЭРД, а о сочетании использования традиционного "химического" РБ с ЭРДУ КА
2. Самой дорогой частью при использовании маршевой ЭРДУ является система электропитания (СБ)
3. На связных КА в любом случае есть СЭП для обслуживания целевого радиокомплекса.
4. На большинстве связных КА есть ЭРДУ для коррекции. Для использования такой ЭРДУ в качестве маршевой в большинстве случаев требуется доработка. Собственно ЭРДУ, состоящая из тяговых модулей, системы хранения и подачи рабочего тела и аппаратуры преобразования и управления составляет сравнительно небольшую часть стоимости и массы КА.
5. На участке выведения целевой радиокомплекс не работает, поэтому практически всю мощность СЭП можно использовать на ЭРДУ.
6. На связных КА с ЭРДУ при использовании довыведения с малой тягой электрическая мощность ЭРДУ должна быть сбалансирована с требованиями по энергопотреблению КА на ГСО.
7. На традиционных связных КА требуемая начальная электрическая мощность СБ существенно больше электрической мощности, требуемой для обеспечения работы целевого радиокомплекса. Это объясняется необходимостью обеспечения работы в периоды равноденствий (под углом 23.5 градусов к Солнцу), зарядки аккумуляторов на свету для обеспечения работы на теневых участках до 1.2 часа в периоды солнцестояний, и все это - на продеградировавших СБ в конце срока активного существования КА. Простейшие расчеты показывают, что для обеспечения функционирования связного КА на ГСО начальная мощность СБ должна быть почти в 2 раза больше электрической мощности, потребляемой целевым радиокомплексом. Таким образом, если электрическая мощность ЭРДУ не превышает удвоенного значения электрической мощности, потребляемой целевым радиокомплексом минус потребление служебных систем КА, СЭП дополнительно наращивать не нужно. Это и есть сбалансированный КА - она и та же СЭП, одной и той же мощности, обеспечивает (без лишних "резервов") и работу целевого радиокомплекса на ГСО и работу маршевой ЭРДУ на участке выведения.
8. Для сбалансированного КА масса служебного борта увеличивается за счет более развитой ЭРДУ (тяговые модули, некоторые из которых могут использоваться и на ГСО для коррекций), увеличенных систем преобразования и управления, хранения и подачи рабочего тела.
9. Для любой продолжительности выведения можно найти параметры промежуточной орбиты, на которую КА выводит "химический" РБ и на которой включается ЭРДУ КА, обеспечивающие доставку на ГСО КА максимальной массы. Значения этих параметров будут зависеть от параметров РН, РБ и КА. За счет высокого импульса ЭРДУ масса КА на ГСО будет выше, чем при выведении только на химии. Если этот выигрыш больше, чем издержки на увеличение мощности ЭРДУ, то полученную дополнительную массу можно использовать для увеличения возможностей целевого радиокомплекса (и обеспечивающих его систем КА, естественно).
10. Американцы уже используют такую схему выведения на BS-702. 1.5 месяца довыведения позволяют увеличить массу на ГСО на 100-150 кг (возможно ошибаюсь, точно не помню). С увеличением времени выведения прибавка массы растет нелинейно. Компромисс между временем выведения и массой КА на ГСО осуществляется выбором параметров промежуточной орбиты.
11. Время выведения до 3-4 месяцев обычно не является критичным с точки зрения уменьшения сроков существования КА. С другой стороны, это позволяет существенно (на десятки процентов) увеличить массу КА на ГСО. При выведении 6 месяцев и более масса КА на ГСО может быть увеличена в разы.
12. Если проектировании КА (изменении ТТХ, требований к целевой аппаратуре и т.п.) превышены лимиты массы, то в случае чисто "химической" схемы выведения надо менять средства выведения, а при использовании ЭРДУ КА увеличенной массы можно будет вывести теми же средствами за счет увеличения времени выведения.
13. ЭРДУ можно парировать случаи нештатного выведения на промежуточную орбиту (пример - Артемис)
14. Одной из главных проблем для использования такой схемы является деградация СБ в случае, если траектория с малой тягой проходит через радиационные пояса. Однако при времени выведения до 3 месяцев деградации СБ можно избежать увеличением высоты перигея промежуточной орбиты. В противном случае частичная деградация СБ будет иметь место и должна быть учтена.
Резюме: комбинированные схемы выведения с использованием ЭРДУ КА не требуют больших затрат и приводят к заметному выигрышу в характеристиках КА. При времени выведения до 3 месяцев нет существенных проблем со сроком существования КА и деградацией СБ. Поэтому на современных коммерческих связных КА с ЭРДУ можно ожидать достаточно широкого использования этой схемы уже в ближайшее время.
Ballistician,
Молодец что не поленился написать!
5 баллов.
ЦитироватьАмериканцы уже используют такую схему выведения на BS-702. 1.5 месяца довыведения позволяют увеличить массу на ГСО на 100-150 кг (возможно ошибаюсь, точно не помню).
Насколько слышал примерно так.
Старый писал(а):ЦитироватьДа, и первой ласточкой сделавшей существенную коррекцию орбиты с помощью ЭРД если не ошибаюсь был всётаки ATS-6. Надо 30-летний юбилей праздновать но разве "сторонники ЭРД" знают такие подробности?
Лучше уж давайте 29 декабря 2006 г. отметим 35-летие запуска «Метеора-10», на котором были испытаны сразу два разнотипных ЭРД! Проработавший лишь час «Зефир» (Павла Матвеевича Морозова) на основе однощелевого источника ионов и «Эол-1» – стационарный плазменный двигатель Алексея Ивановича Морозова, созданный в Институте атомной энергии. Второй двигатель за 170 часов (неделю) работы поднял орбиту спутника на 15 километров.
Недавно Американское общество по электроракетным двигателям, отмечая 100-летие исследований, наградило А.И.Морозова медалью «За выдающиеся достижения в области электроракетных двигателей»!!!
Кстати, советские ЭРД испытывались еще при полетах баллистических ракет в 1959 г....
Возможно, кто-то знает историю создания магнитно-плазменного аналога сопла Лаваля, в создании которого принимал участие наш теперь Институт физики АН Республики Беларусь? С 1960 г. в течение 20 лет над монстром-«коаксиалом» кроме сотрудников ИФ работали специалисты ИАЭ, ТРИНИТИ и Харьковского физико-технического института. Построенный в 1980 г. ЭРД имел мощность 10 ГВт! Где он находится или находился? Уж не на него ли нацелены проекты создания марсианских комплексов с целыми полями солнечных батарей?
ЦитироватьВозможно, кто-то знает историю создания магнитно-плазменного аналога сопла Лаваля, в создании которого принимал участие наш теперь Институт физики АН Республики Беларусь? С 1960 г. в течение 20 лет над монстром-«коаксиалом» кроме сотрудников ИФ работали специалисты ИАЭ, ТРИНИТИ и Харьковского физико-технического института. Построенный в 1980 г. ЭРД имел мощность 10 ГВт! Где он находится или находился? Уж не на него ли нацелены проекты создания марсианских комплексов с целыми полями солнечных батарей?
Честно говоря воплощение в железе данного девайса вызывает сильные сомнения.
Может быть все закончилось стадией эскизного проектирования :?:
Или под него переделали один из токамаков Курчатника :?: (по мощности похоже :wink: )
В любом случае возникает вопрос где его собирались испытывать, на какой стендовой базе :?:
Информация, как я понимаю, исходит из Института атомной энергии. Больше подробностей нет, но звучало все именно так. А если, он действительно полностью был создан в железе? Неужели нет вообще никаких «хвостов»? Насколько понимаю, было потрачено огромное количество человеко-часов, задействовано множество предприятий....