Всем добрый день! Почему Луна-9 и Луна-13 садились в Океане бурь, на самом западном крае видимой стороны Луны? Коррекцию траектории они, вроде как, могли делать...
ЦитироватьВсем добрый день! Почему Луна-9 и Луна-13 садились в Океане бурь, на самом западном крае видимой стороны Луны? Коррекцию траектории они, вроде как, могли делать...
Потому что они садились сразу, без выхода на окололунную орбиту, а вход в сферу действия Луны при их скоростях полета был возможен только с передней полусферы, что и предопределяет посадку на ее западном крае.
ЦитироватьПотому что они садились сразу, без выхода на окололунную орбиту, а вход в сферу действия Луны при их скоростях полета был возможен только с передней полусферы, что и предопределяет посадку на ее западном крае.
Surveyor'ы и другие "Луны" тоже не выходили на орбиту, но садились в разных частях видимого с Земли полушария.
Извините, ошибся. :D Более поздние "Луны" выходили на селеноцентрическую орбиту. Но остается вопрос про Surveyor'ы.
Ну Сурвейоры тоже в основном в западной части Луны садились, хотя и гораздо восточнее Лун-9/13, потому что область возможных районов посадки конечно шире, чем западный край. Большой разброс мест посадки связан с тем, что основной их задачей был выбор мест возможной посадки Аполлонов и изучение свойств грунта в этих местах. Первые Луны садились на равнине, чтобы уменьшить риск, но почему именно в Океане бурь, точно не помню, толи грунт там селенологов особо заинтересовал, толи что-то еще.
ЦитироватьВсем добрый день! Почему Луна-9 и Луна-13 садились в Океане бурь, на самом западном крае видимой стороны Луны? Коррекцию траектории они, вроде как, могли делать...
Странно что никто до сих пор не ответил. Станции серии Е-6 были расчитаны для посадки только в определенный район Луны. В нем траектория к поверхности была близка к нормали к ней. Это позволяло не гасить горизонтальную состовляющую и упростить систему уравления. Довольно известный факт.
На всякий случай:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/nk/forum-pic/Map_of_Moon-2-small.jpg
Большая карта (1,8 Мб) здесь:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/nk/forum-pic/Map_of_Moon-2.jpg
Странно, что никто не спросил про группу станций на противоположном краю: Луны-16, -20, и -24. :)
ЦитироватьСтранно, что никто не спросил про группу станций на противоположном краю: Луны-16, -20, и -24. :)
Хе-хе Все перечисленные станции летели с обратным билетом домой.
А предыдущие толко в один конец :wink:
ЦитироватьЦитироватьСтранно, что никто не спросил про группу станций на противоположном краю: Луны-16, -20, и -24. :)
Хе-хе Все перечисленные станции летели с обратным билетом домой.
А предыдущие толко в один конец :wink:
О, с этими "Лунами" все гора-аздо интереснее...
ЦитироватьСхема полета станции Луна-16 от момента старта с Земли и до посадки на Луну полностью повторяла схему полета станций с самоходными аппаратами за исключением того, что существовали жесткие ограничения по выбору мест посадки. Эти ограничения диктовались условиями прямого старта возвратной ракеты к Земле после забора грунта. При этом время старта ВР также имело жесткие временные рамки.
Возможности ракеты-носителя "Протон-К" позволяли доставить на поверхность Луны возвратную ракету массой не более 520 кг - этого было явно недостаточно для обеспечения перелета Луна-Земля, учитывая необходимость проведения коррекций траектории. В этой критической ситуации было найдено совершенно оригинальное решение: посадку на Луну надо было осуществить в ограниченный район восточной части экваториальной зоны Луны - в этом случае вертикальный старт с Луны в строго заданное время обеспечивал попадание на Землю без коррекций траектории!
Выбранные траектории перелета существенно сужали возможные даты запуска аппаратов и районы посадок на поверхности Луны, но задача доставки грунта с Луны была принципиально решена при существующих весовых ограничениях и возможностях бортовой аппаратуры.
После забора грунта и определения лунной вертикали в заданное время возвратная ракета стартовала с поверхности Луны строго вертикально (допустимое первоначальное отклонение продольной оси аппарата от лунной вертикали не должно было превышать 25°). В процессе работы двигателя строго выдерживалось направление вектора скорости по лунной вертикали. Отсечка двигателя производилась при достижении заданной скорости(~2700 м/с) в направлении местной вертикали. После окончания работы ДУ отделялась.
http://www.laspace.ru/rus/luna16.html
ЦитироватьСтранно что никто до сих пор не ответил. Станции серии Е-6 были расчитаны для посадки только в определенный район Луны. В нем траектория к поверхности была близка к нормали к ней. Это позволяло не гасить горизонтальную состовляющую и упростить систему уравления. Довольно известный факт.
Спасибо за ответ, Pavel. Тогда получается, что Surveyor'ы могли гасить горизонтальную скорость?
ЦитироватьЦитироватьСтранно что никто до сих пор не ответил. Станции серии Е-6 были расчитаны для посадки только в определенный район Луны. В нем траектория к поверхности была близка к нормали к ней. Это позволяло не гасить горизонтальную состовляющую и упростить систему уравления. Довольно известный факт.
Спасибо за ответ, Pavel. Тогда получается, что Surveyor'ы могли гасить горизонтальную скорость?
Ага. Кроме, похоже, Сурвеора-1.
А вот интересно, на Луне-23 вроде бы не сработало заборное устройство. В связи с этим обратно ракета не стартовала. Значит ли это, что на Луне сейчас есть ракета, способная отправиться к Земле? :)
Только топливо уже давно все вымерзло
Что, РДТТ вымерзает? :) Хм... а ведь его по две недели Солнце греет... так, основательно :)
ЦитироватьЧто, РДТТ вымерзает? :) Хм...
Какой такой павлин-мавлин? ;)
ЦитироватьВозвратная ракета представляет собой самостоятельный ракетный блок с однокамерным жидкостным реактивным двигателем тягой 1850 кг и системой из трех сферических баков с компонентами топлива тетроксид азота и несимметричный диметилгидразин. Диаметр центрального бака 67 см, диаметр каждого из периферийных баков 53 см. Система подачи топлива - вытеснительная. Для стабилизации ВР на активном участке служили рулевые сопла общей тягой 70 кг. На центральном баке укреплен цилиндрический приборный отсек диаметром 56 см, внутри которого установлены электронные счетно-решающие и гироскопические приборы системы управления ракетой, приборы бортового радиокомплекса метрового диапазона (101,965 МГц по линии Земля - борт и 183,537 МГц по линии борт - Земля) с телеметрической системой, аккумуляторные батареи и приборы бортовой автоматики.
http://www.laspace.ru/rus/luna16.html
Ого! :) Не знал, спасибо! :)
ЦитироватьА вот интересно, на Луне-23 вроде бы не сработало заборное устройство. В связи с этим обратно ракета не стартовала. Значит ли это, что на Луне сейчас есть ракета, способная отправиться к Земле? :)
На Луне23 не сработало ГЗУ по причине опрокидывания самого аппарата вследствие сильного удара о поверхность Луны со скоростью, в 2 раза превышающую расчетную. Подробности в http://www.laspace.ru/rus/luna23.html
ЦитироватьОго! :) Не знал, спасибо! :)
Ну, даже по внешнему виду аппарат со здоровенными внешними баками на твердотопливник не похож ;)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/58735.jpg)
(Со стр. http://www.laspace.ru/rus/luna16.html )
ЦитироватьЧто, РДТТ вымерзает? :) Хм...
ЦитироватьОго! :) Не знал, спасибо! :)
Ну ты, блин, даёшь! :) Вы тут вобще чтоли все с ума посходили? Ладно Гост, Вадим и фрейнир. Но и ты, Брут? :)
ЦитироватьЦитироватьВозвратная ракета представляет собой самостоятельный ракетный блок с однокамерным жидкостным реактивным двигателем тягой 1850 кг и системой из трех сферических баков с компонентами топлива тетроксид азота и несимметричный диметилгидразин. Система подачи топлива -[/size] вытеснительная[/size]. Для стабилизации ВР на активном участке служили рулевые сопла общей тягой 70 кг. http://www.laspace.ru/rus/luna16.html
А может и я уже с ума сошёл?
Красная энциклопедия. стр 208.
ЦитироватьКРД-61 - советский ЖРД разработанный в 1968-70в ОКБ А.М.Исаева. ЖРД однокамерный с насосной[/size] подачей самовоспламеняющегося топлива... Давление в камере сгорания - 9.22МПа[/size]. КРД-61 обеспечил взлёт с луны возрвращаемых КА Луна-16, 20, 24 с лунным грунтом
При этом прилагается фотография которая не оставляет сомнений что ТНА в наличии.
Интересно, кто всётаки спятил? Или я, или Красная энциклопедия или сайт Лавки? Както особенно верится в последнее особенно после того как Владимир рассказал как там хранят свою историю... :(
Джентльмены, так что всётаки с системой подачи на взлётной ступени? Или ну её в пень?
ЦитироватьА может и я уже с ума сошёл?
Красная энциклопедия. стр 208.
ЦитироватьКРД-61 - советский ЖРД разработанный в 1968-70в ОКБ А.М.Исаева. ЖРД однокамерный с насосной[/size] подачей самовоспламеняющегося топлива... Давление в камере сгорания - 9.22МПа[/size]. КРД-61 обеспечил взлёт с луны возрвращаемых КА Луна-16, 20, 24 с лунным грунтом
При этом прилагается фотография которая не оставляет сомнений что ТНА в наличии.
Интересно, кто всётаки спятил? Или я, или Красная энциклопедия или сайт Лавки? Както особенно верится в последнее особенно после того как Владимир рассказал как там хранят свою историю... :(
Sorry. Я действительно ошибся. Двигатель КРД61 (С5.61) имел насосную подачу топлива. Виновный (то есть я) будет на ближайшие 3 часа лишен сладкого
ЦитироватьВиновный (то есть я) будет на ближайшие 3 часа лишен сладкого
Доступа в интернет, чтоли? Это слишком жестоко! :)
ЦитироватьЦитироватьА вот интересно, на Луне-23 вроде бы не сработало заборное устройство. В связи с этим обратно ракета не стартовала. Значит ли это, что на Луне сейчас есть ракета, способная отправиться к Земле? :)
На Луне23 не сработало ГЗУ по причине опрокидывания самого аппарата вследствие сильного удара о поверхность Луны со скоростью, в 2 раза превышающую расчетную. Подробности в http://www.laspace.ru/rus/luna23.html
r/\aBHoe 4To ogHa pakeTa xoTb u Ha 6oky TaM y>ke ecTb...
Вот что интересно.
Шарообразные РДТТ существуют, или по крайней мере существовали (верхние ступени английских ракет?). Поэтому сферическая форма бака сама по себе ещё не говорит однозначно о ЖРД... не в данном случае, конечно :) .
В вакууме вытеснительная подача действительно гораздо проще реализуется, чем у Земли... Зачем так любят ставить ТНА? :) Обменивают надёжность на эффективность? Хм, насколько же надёжен должен был быть ТНА взлётной ступени возвращаемый Лун...
Цитироватьr/\aBHoe 4To ogHa pakeTa xoTb u Ha 6oky TaM y>ke ecTb...
Ура! Если что вполне можно повторить рекорд из "Красной планеты"!
Мужественный американец может взлететь на древней советской ракете, только не с Марса, а с Луны. :lol:
ЦитироватьЦитироватьr/\aBHoe 4To ogHa pakeTa xoTb u Ha 6oky TaM y>ke ecTb...
Ура! Если что вполне можно повторить рекорд из "Красной планеты"!
Мужественный американец может взлететь на древней советской ракете, только не с Марса, а с Луны. :lol:
Осталось вывести астронавта с массой хотя бы грамм 200. :lol:
ЦитироватьЦитироватьЦитироватьr/\aBHoe 4To ogHa pakeTa xoTb u Ha 6oky TaM y>ke ecTb...
Ура! Если что вполне можно повторить рекорд из "Красной планеты"!
Мужественный американец может взлететь на древней советской ракете, только не с Марса, а с Луны. :lol:
Осталось вывести астронавта с массой хотя бы грамм 200. :lol:
Бутырброд понимаешь.... :wink:
ЦитироватьОсталось вывести астронавта с массой хотя бы грамм 200. :lol:
Не-а, не двести грамм. Тогда считаем по массе не грунта, а перелетного блока+возвращаемого аппарата (35 кг., по-моему).
Плюс считаем, что конечная скорость - не потребная для полета на Землю "прямым путем", а для выхода на ИСЛ, что меньше, вследствие чего выводимая масса возрастает.
И еще вспоминаем, что в "Красной планете" австронавт таки и стартовал прямо в скафандре (без кабин и прочих удобств) Типа "экстремальный" старт. :P
ЦитироватьВот что интересно. Шарообразные РДТТ существуют, или по крайней мере существовали (верхние ступени английских ракет?).
Вау! А Стар? (Star)? Стар-37, Стар-48, это верхние стурени Дельт-1/2 и многих прочих начиная с Сервейера. и ещё всякие прочие Стары которых немеряно? Догадайся с трёх раз что значит "Стар"?
Вариант "недоделаный Старый" не предлагать! :)
ЦитироватьПоэтому сферическая форма бака сама по себе ещё не говорит однозначно о ЖРД... не в данном случае, конечно :)
.
Да уж ясный перец! ЖРД со сферическими баками не так часто встречаются как РДТТ со сферическими корпусами.
Но в данном случае то что сопло иметтся только у одной сферы из трёх должно было навести на подозрения... :)
ЦитироватьВ вакууме вытеснительная подача действительно гораздо проще реализуется, чем у Земли... Зачем так любят ставить ТНА? :)
Уменьшается давление наддува в баках а следовательно вес баков, баллонов для газа и самого газа. Увеличивается давление в камере сгорания а это позволяет получить те же УИ и тягу при значительно меньшем размере двигателя (КС и сопла).
ЦитироватьОбменивают надёжность на эффективность? Хм, насколько же надёжен должен был быть ТНА взлётной ступени возвращаемый Лун...
В программе Е-8 "турбонасосные" двигатели ни разу не подвели. (если не считать Луны-15 но там неясно). А вот "вытеснительный" двигатель на Луне-18 отказал. Так что ещё не известно кто есть ху. :)
Кстати. Офтопик но чтото мне подсказывает что отказ двигателя на Союзе-33 был единственным отказом двигателя с турбонасосной подачей на советском/российском космическом аппарате. Есть у кого иные данные?
ЦитироватьЦитироватьОсталось вывести астронавта с массой хотя бы грамм 200. :lol:
Не-а, не двести грамм. Тогда считаем по массе не грунта, а перелетного блока+возвращаемого аппарата (35 кг., по-моему).
35 кило, половина - скафандр. Стало быть, вес нетто астронавта - где-то 20 килограмм ;)
ЦитироватьПлюс считаем, что конечная скорость - не потребная для полета на Землю "прямым путем", а для выхода на ИСЛ, что меньше, вследствие чего выводимая масса возрастает.
А на орбиту эта ракета выйти никак не может: в ней упрощенная система управления, которая рассчитана только на разгон строго в направлении местной вертикали ;)
ЦитироватьИ еще вспоминаем, что в "Красной планете" австронавт таки и стартовал прямо в скафандре (без кабин и прочих удобств) Типа "экстремальный" старт. :P
Ну, у американцев был проект на Джемини до Луны долететь, а потом сесть на нее на аппарате без кабины и прочих излишеств. Этакая ступа Бабы-Яги:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/2064.gif)
Скажите, пожалуйста, где есть наиболее чёткие фото с Лун-9, 13, 16?
Как можно идентифицировать части станции на фото с Луны-9 (вдалеке)? Есть ли где-нибудь фото Лунохода ещё с посадочной ступени, т.е. когда он "выбирал" в какую сторону ему съехать.
Спасибо.
ЦитироватьКак можно идентифицировать части станции на фото с Луны-9 (вдалеке)?
Это где? Не выложите картинку или ссылку? Говорят там на панораме видна тормозная ступень, но я не видел. Интересно посмотреть.
Была одна фотка на mentallandscapes.com в разделе Советские космические камеры. Это сайт того самого Дона Митчелла, который реставрировал изображения с Венер. Однако этот сайт сейчас почему-то не открывается. Так что я через пару дней смогу прислать требуемую фотку с Луны-9 (сейчас я с работы пишу).
Кстати, кто-нибудь может пояснить, что значит на карте прилунений обозначение спутник с КК "Аполлон" - 16 в салатовом квадратике?
Сайт тот отлично работает, прошу прощения, но это Луна-13 - там 2 фото. Подозреваю, что видна не тормозная ступень, а один из баллонов...
ЦитироватьКстати, кто-нибудь может пояснить, что значит на карте прилунений обозначение спутник с КК "Аполлон" - 16 в салатовом квадратике?
Это значит в этом месте он исследовал поверхность Луны прямым методом. :)
ЦитироватьСайт тот отлично работает, прошу прощения, но это Луна-13 - там 2 фото. Подозреваю, что видна не тормозная ступень, а один из баллонов...
Прямую ссылку вставьте?
ЦитироватьКстати, кто-нибудь может пояснить, что значит на карте прилунений обозначение спутник с КК "Аполлон" - 16 в салатовом квадратике?
С Аполлона-16 был запущен мини-спутник Луны. Речь идет именно о нем.
ЦитироватьЦитироватьКак можно идентифицировать части станции на фото с Луны-9 (вдалеке)?
Это где? Не выложите картинку или ссылку? Говорят там на панораме видна тормозная ступень, но я не видел. Интересно посмотреть.
Не видно. Панорамы есть на сайте Афони все давно могли убедиться. Посадочной ступени у Луны-9 не видно. А на панорамах Луны-13 видны крышки от телефотометров.