Компания Astranis, базирующаяся в Сан-Франциско, объявила, что выбрала ракету Falcon Heavy для запуска телекоммуникационного спутника Arcturus непосредственно на ГСО. Запуск планируется на первую половину 2022 года. Спутник произведен и будет управляться Astranis для американской компании Pacific Dataport Inc. Это первый спутник разработанный и произведенный Astranis. (https://spacenews.com/next-commercial-falcon-heavy-mission-to-launch-debut-astranis-satellite/)
Хм.
А было бы прикольно одним Falcon Heavy запускать сразу десятки таких спутников. Даже при цене запуска как у Delta Heavy всё равно было бы чертовски дёшево.
А какая причина может быть для прямого вывода на ГСО, да еще и при помощи ФХ? Это же намного дороже?
Цитата: polar от 26.09.2021 17:15:31А какая причина может быть для прямого вывода на ГСО, да еще и при помощи ФХ? Это же намного дороже?
Потому что есть свободные мощности на ФХ, законтрактованном для ViaSat-3 (https://nextspaceflight.com/launches/details/971), который будет выводиться сразу на геостационар (поэтому и Хэви, вместо привычного F9)
Цитата: Sam Grey от 26.09.2021 18:23:15Потому что есть свободные мощности на ФХ, законтрактованном для ViaSat-3 (https://nextspaceflight.com/launches/details/110),
Неверная ссылка. (Ведёт на USSF-52 (https://nextspaceflight.com/launches/details/110).)
Правильно:
https://nextspaceflight.com/launches/details/971
Но там уже есть попутчик, и вроде бы - не сабж
ЦитироватьViaSat-3 Americas & Aurora 4A
...
Aurora 4A
Спойлер
Aurora 4A is a telecommunications satellite operated by Pacific DataPort and being constructed by Astranis Technologies which will provide high speed internet to remote areas in Alaska. The smaller, less capable Aurora 4A is expected to be replaced in a few years by the larger Aurora IV, which will provide more bandwidth to customers in Alaska. Each is a back up to the other in case there is a launch or satellite failure.
...
Total Mass: 300 kg
... а с другой стороны - в первой половине 2022 года планируется только два пуска Falcon Heavy.
К USSF-52 коммерческую ПН вряд ли пустят, да и выводят его на геопереходную.
Получается, таки - вместе с ViaSat-3.
Если подтвердится - название темы будет существенно изменено.
На реддите уже поставили Viasat-3 & Arcturus на FH.
Цитата: zandr от 26.09.2021 19:31:57Цитата: undefinedПотому что есть свободные мощности на ФХ, законтрактованном для ViaSat-3 (https://nextspaceflight.com/launches/details/110),
Неверная ссылка. (Ведёт на USSF-52 (https://nextspaceflight.com/launches/details/110).)
Правильно:
https://nextspaceflight.com/launches/details/971 (https://nextspaceflight.com/launches/details/971)
да, смотрел информацию про оба запуска, не ту ссылку поставил. Спасибо что поправили.
Цитата: zandr от 26.09.2021 20:22:24Если подтвердится - название темы будет существенно изменено.
Да, как только будет оф. подтверждение - скорректирую.
https://nextspaceflight.com/launches/details/971
ЦитироватьViaSat-3 Americas & Arcturus
Launch Time
NET January, 2023
Rocket Falcon Heavy
...
Vehicles
B1052 Unknown Recovery
B1053 Unknown Recovery
B1068 Expendable
Mission Details
ViaSat-3 Americas
The ViaSat-3 class of Ka-band satellites is expected to provide vastly superior capabilities in terms of service speed and flexibility for a satellite platform. The first two satellites will focus on the Americas and on Europe, Middle East and Africa (EMEA), respectively, with the third satellite planned for the Asia Pacific (APAC) region, completing Viasat's global service coverage. Each ViaSat-3 class satellite is expected to deliver more than 1-Terabit per second of network capacity, and to leverage high levels of flexibility to dynamically direct capacity to where customers are located.
Payloads: 1 Total Mass: 6,400 kg Geostationary Earth Orbit
Arcturus
Arcturus is a telecommunications satellite built and operated by Astranis Space Technologies with capacity leased exclusively to Pacific Dataport. The spacecraft will provide high speed internet to remote areas in Alaska.
Payloads: 1 Total Mass: 300 kg Geostationary Earth Orbit
Location
LC-39A, Kennedy Space Center, Florida, USA
ЦитироватьGewoonLukas_ @GewoonLukas_
The FCC filing for the ViaSat-3 Falcon Heavy launch had been published, and it reveals that the Falcon Heavy will be FULLY EXPENDED. This means we'll say goodbye to B1068-1, B1052-8 and B1053-3. Launch of ViaSat-3 is set for April 8th, 22:25 UTC. (Mission patch will be updated)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/340473.jpg)
Цитата: zandr от 06.12.2022 23:06:36Payloads: 1 Total Mass: 6,400 kg Geostationary Earth Orbit
...
Payloads: 1 Total Mass: 300 kg Geostationary Earth Orbit
Прямой вывод на ГСО? Все 6,7 тонн?
Разворачиваемый рефлектор антенны в Ка диапазоне размером 15-20 м. Такого еще не было. Если конечно картинка не фейк. Фирменный стиль Виасата все засекречивать. Предыдущую версию картинки спутника с 4 антеннами они показывали лет 5, теперь понятно что это была фальшивка.
https://www.viasat.com/space-innovation/satellite-fleet/viasat-3/
Цитата: Georgea от 25.02.2023 13:10:01Цитата: zandr от 06.12.2022 23:06:36Payloads: 1 Total Mass: 6,400 kg Geostationary Earth Orbit
...
Payloads: 1 Total Mass: 300 kg Geostationary Earth Orbit
Прямой вывод на ГСО? Все 6,7 тонн?
Сам виасат пишет (https://news.viasat.com/blog/scn/what-is-viasat3) вес 6 т, про уникальности:
Спойлер
Weight: The ViaSat-3 satellites will be the lightest satellites that Viasat has ever launched, despite their added capacity.
ViaSat-1: 6,740kg
ViaSat-2: 6,417kg
ViaSat-3: 6000kg
The mass reduction was enabled through the high degree of integration of the satellite payload and use of electric propulsion technology.
Там же слова про телескопическую ручку балдахина, про возможность ретрансляции с других спутников.
Графики по запуску нигде не светилися?
Интересует Nx (его мах)
- B1052 и B1053 в настоящее время являются самыми старыми ускорителями во флоте, поэтому они могут быть просто устаревшими и бесполезными для SpaceX из-за дополнительных хлопот с их повторным ремонтом (новые ускорители более совершенны и их легче использовать повторно).
- Кроме того, посадка двух ускорителей на два дрона также блокирует ASOG и JRTI для запусков Falcon 9 и замедляет общий темп запуска.
Так что, если это самые старые ускорители во флоте без каких-либо недавних улучшений, возможно, для SpaceX имеет больше смысла просто израсходовать их.
- Душераздирающе видеть полет с тройным израсходованным ядром. Будет интересно посмотреть, смогут ли они повторно использовать обтекатель полезной нагрузки.
Я не думаю, что SpaceX потратила бы эти старые боковые ускорители, если бы им не нужна была производительность. Возможно, это не самые новые Block 5, но они показали себя очень способными в полетах Starlink.
Небольшой бонус в том, что ASDS не привязывается и позволяет сократить время до следующего полета. Но LC39A придется выйти из режима FH, так что они не смогут так быстро совершить два полета.
- Совсем не душераздирающе. Заказчику нужна производительность, и он будет платить за нее, а FH expendable — единственный доступный РН с достаточной мощностью. SpaceX предпочитает использовать самые старые в хронологическом порядке ускорители, потому что постепенные улучшения конструкции упрощают обслуживание новых ускорителей. Это беспроигрышный вариант.
- Сомнительно, что SpaceX сможет восстановить обтекатель полезной нагрузки с этого запуска. Думаю, ядро Falcon Heavy будет двигаться слишком быстро, когда обтекатель полезной нагрузки будет сброшен для попытки восстановления.
- Как далеко будут находиться катера-эвакуаторы? Минимум 2000 км вниз по дальности или дальше?
- USSF-67 прошел около 1500 км, так что да, 2000+ км кажется реальным.
https://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=46655.120 (https://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=46655.120)
Цитата: Pirat5 от 27.02.2023 00:01:43Сомнительно, что SpaceX сможет восстановить обтекатель полезной нагрузки с этого запуска. Думаю, ядро Falcon Heavy будет двигаться слишком быстро, когда обтекатель полезной нагрузки будет сброшен для попытки восстановления.
Казалось бы, в случае необычно мощной и быстрой ракеты, обтекатель просто должен быть сброшен быстрее обычного (т.е. на примерно той же скорости и высоте, что и с нормальной ракеты), нет?
Цитата: Georgea от 27.02.2023 18:08:33Цитата: Pirat5 от 27.02.2023 00:01:43Сомнительно, что SpaceX сможет восстановить обтекатель полезной нагрузки с этого запуска. Думаю, ядро Falcon Heavy будет двигаться слишком быстро, когда обтекатель полезной нагрузки будет сброшен для попытки восстановления.
Казалось бы, в случае необычно мощной и быстрой ракеты, обтекатель просто должен быть сброшен быстрее обычного (т.е. на примерно той же скорости и высоте, что и с нормальной ракеты), нет?
Может быть, есть ограничения, которые не дают сбросить обтекатель до отделения первой ступени. По перегрузке, например.
https://twitter.com/GewoonLukas_/status/1632860104671338501
ЦитироватьGewoonLukas_ @GewoonLukas_
Astranis has officially shipped their first satellite to it's launchsite! The satellite, named Arcturus, is on it's way to Cape Canaveral, from which it's scheduled to launch NET April 8th 22:25 UTC on a SpaceX Falcon Heavy rocket together with the ViaSat-3 Americas satellite.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/340963.jpg)
Спутник Arcturus отправлен на космодром.
ViaSat-3 доставлен в KSC
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/341426.jpg)
Автор фотографии - Боинг:
https://twitter.com/BoeingSpace/status/1637820179383033860
ЦитироватьBoeing Space @BoeingSpace
Delivered! @ViasatInc received the most powerful satellite platform we've ever built, the 702MP+. It will be able to harness well over 30 kW of solar power when it reaches orbit. That's 1/4+ of the power generated aboard @Space_Station!
Learn more: https://boeing.mediaroom.com/news-releases-statements?item=131231
...
СБ - 30 кВт
А 702 МР - это мегапиксели или что-то другое?
Поиском - во множестве тем. Например:
Цитата: кукушка от 25.09.2018 21:59:01Еще один спутник — Horizons-3e — представляет собой высокопроизводительный геостационарный спутник связи, заказанный компанией Horizons Satellite. Его разработала и изготовила компания Boeing на платформе Boeing-702MP.
Цитата: zandr от 20.03.2023 23:26:57Автор фотографии - Боинг:
https://twitter.com/BoeingSpace/status/1637820179383033860
ЦитироватьBoeing Space @BoeingSpace
Delivered! @ViasatInc received the most powerful satellite platform we've ever built, the 702MP+. It will be able to harness well over 30 kW of solar power when it reaches orbit. That's 1/4+ of the power generated aboard @Space_Station!
Learn more: https://boeing.mediaroom.com/news-releases-statements?item=131231
...
СБ - 30 кВт
Ой, неужели СБ на МКС так деградировали??
В начале эксплуатации МКС называли 256 кВт. Да еще и апгрейдили недавно iROSA.
Сейчас (30 / 1/4"+" = 120"-"). Получается меньше 120??
Цитата: sychbird от 21.03.2023 00:15:06А 702 МР - это мегапиксели или что-то другое?
https://en.wikipedia.org/wiki/Boeing_702
MP - Medium Power requirements.
Цитата: sychbird от 21.03.2023 00:15:06А 702 МР - это мегапиксели или что-то другое?
что-то другое. Medium Power, по идее (https://en.wikipedia.org/wiki/Boeing_702#Platform_versions).
Цитата: Tagir2000 от 20.03.2023 17:46:57ViaSat-3 доставлен в KSC
На фото, справа раскладной рефлектор из стержней. Еще правее видимо телескопическая штанга рефлектора, нижняя часть алюминий, дальше уголь. Трапеция в черном ЭВТИ, разворачиваемый радиатор, их 2 шт. Правее и выше штанги видно кусочек облучающей системы, что это не понятно. На спутнике порядка 5 тыс. лучей, вряд ли там 5 тыс. рупоров, столько не сделать и не поднять, видимо облучатель многолучевая АФАР с рефлектором в дальней зоне. Вся конструкция рефлектора должна позиционироваться относительно платформы и облучающей системы на паре десятков метров с точностью порядка 0,5 мм.
Viasat Inc.@ViasatInc 23 мар. 2023 г.
An empty @AirlinesAntonov can only mean one thing...#ViaSat3Americas has arrived at the Florida Space Coast! Up next: final testing before launch with @SpaceX onboard the #FalconHeavy rocket. More on #ViaSat3: https://bit.ly/3JLbJ2z
https://twitter.com/ViasatInc/status/1638919809986625537
Сейчас [пуск] ~18 апреля. Viasat запрашивает продление на один месяц крайнего срока запуска и эксплуатации до 31 мая 2023 года (https://licensing.fcc.gov/cgi-bin/ws.exe/prod/ib/forms/reports/swr031b.hts?q_set=V_SITE_ANTENNA_FREQ.file_numberC/File+Number/%3D/SATMOD2023032400063&prepare=&column=V_SITE_ANTENNA_FREQ.file_numberC/File+Number):
ЦитироватьСтроительство ViaSat-3 завершено, и спутник доставлен на стартовую площадку. Запуск спутника был запланирован на последнюю неделю марта 2023 года, что позволило бы спутнику начать работу на орбитальной позиции 88,9° з. действия, предпринятые SpaceX:
Во-первых, SpaceX перенесла интервал запуска, указанный для ViaSat-3, на две недели (с интервала 24–31 марта 2023 г. на новый интервал 8–14 апреля 2023 г.). SpaceX ввела эту задержку, чтобы выполнить три высокоприоритетных миссии для правительства США — миссию Космических сил США USSF-67 (рейтинг приоритета DPAS DX) и миссии NASA Crew-6 и CRS-27 (обе миссии приоритета DPAS DO). Примечательно:
1) этот результат требовался по закону, учитывая рейтинг приоритета, связанный с этими миссиями; и
2) SpaceX уже отложила запуск ViaSat-3 до мартовского интервала запуска из-за более ранних приоритетных национальных миссий, т. е. в совокупности миссии национального приоритета привели к задержке запуска ViaSat-3 значительно более чем на две недели.
Впоследствии SpaceX еще больше отложила обновленный интервал запуска для ViaSat-3, чтобы устранить неожиданные и непредвиденные задержки в способности SpaceX доставить критически важную часть летного оборудования, предназначенного для использования в миссии ViaSat-3. Время, необходимое для того, чтобы сделать это критически важное оборудование доступным, задержит способность SpaceX запустить спутник ViaSat-3 как минимум на четыре дополнительных дня и приведет к запуску
не ранее 18 апреля 2023 года.
https://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=46655.msg2469457#msg2469457 (https://forum.nasaspaceflight.com/index.php?topic=46655.msg2469457#msg2469457)
Falcon Heavy вывезена на стартовую площадку LC-39A для проведения статического огневого испытания в рамках подготовки к запуску миссии ViaSat-3 & Arcturus
Впервые все ступени этой ракеты будут использоваться в одноразовой конфигурации, т.е. без комплекта опор и рулей, а их спасение - НЕ планируется. Это необходимо для максимальной производительности ракеты и запуска сразу двух геостационарных телекоммуникационных спутников: ViaSat-3 Americas массой 6400 кг от спутникового оператора ViaSat, и малого спутника Arcturus, массой 300 кг от компании Astranis Space Technologies.
В рамках запуска планируется использовать два ранее летавших ускорителя: B1052 (8-й полёт) и B1053 (3-й полёт), а также новый центральный ускоритель - B1068 (при этом он будет иметь переходной отсек белого цвета).
t.me/spacex_rus/57401
ЦитироватьSpaceX @SpaceX
Static fire of Falcon Heavy complete; targeting Tuesday, April 18 for launch of @ViasatInc's ViaSat-3 Americas mission from Launch Complex 39A in Florida. The 57-minute launch window opens at 7:29 p.m. ET
·
Falcon Heavy will also deliver @Astranis and Gravity Space spacecraft to a geostationary orbit
Проведён статический огневой тест.
ЦитироватьGewoonLukas_ @GewoonLukas_
STATIC FIRE!!
Falcon Heavy fires up it's 27 Merlin engines ahead of the launch of ViaSat-3 Americas & Arcturus!
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/342458.jpg)
.
The static fire lasted about 7 seconds, now we wait for SpaceX to review the data and confirm a good test.
.
Fun fact: This was the first time B1053 has lit up its engines in 1388 days!
На spaceflightnow пишут (https://spaceflightnow.com/launch-schedule/) уже про 24/25 апреля.
ЦитироватьCosmic Penguin @Cosmic_Penguin
In https://fly.faa.gov/adv/adv_spt.jsp the Falcon Heavy/ViaSat-3 launch is shown to have slipped to April 24, 23:24 - April 25, 01:18 UTC (April 24, 7:24 - 9:18 pm EDT).
может проще достроить рукав на SLC-40 и оттуда запустить AX-2?
ЦитироватьSpaceX @SpaceX
Falcon Heavy's launch of theSpaceX ViaSat-3 Americas mission is now targeted for no earlier than Wednesday, April 26
ЦитироватьGewoonLukas_ @GewoonLukas_
SpaceX has removed Falcon Heavy from the Transporter-Erector, as teams are troubleshooting an issue discovered during the pre-launch static fire. The T/E has been moving back to the pad overnight. Launch of ViaSat-3 Americas is now scheduled for April 26th at 23:29 UTC.
Будут устранять замечания.
трасса:
ЦитироватьM1451 ViaSat-3 Americas & Others (FH-06) launch groundtrack
Ground track based on hazard areas http://bit.do/LHA24 (http://bit.do/LHA24)
Launch - 26-Apr-23 - Falcon Heavy b5 Flight 6 - KSC LC-39A
Expendable CC-B1068.1, Expendable NY-B1052.8, Expendable PY-B1053.3
6400kg ViaSat-3 Americas, 300kg Arcturus (Aurora 4A), 22kg G-Space 1 (GS-1, Nusantara H-1A)
fairing recovery position Estimated recovery position 1950km downrange
погода: Falcon Heavy ViaSat-3-1 L-2 Day Forecast (https://www.patrick.spaceforce.mil/Portals/14/Weather/Falcon%20Heavy%20Viasat-3_1%20L-2%20Forecast%20-%2026%20Apr)
26 Apr 2023 = 40%
27 Apr 2023 = 40%
погода Falcon Heavy ViaSat-3-1 L-1 Day Forecast лучше:
26 Apr 2023 = 60%
27 Apr 2023 = 60%
SpaceflightNow сообщает, что, согласно нескольким источникам, задержка с 18 по 26 апреля была связана с заменой двигателя:
https://spaceflightnow.com/2023/04/25/falcon-heavy-rocket-rolls-back-to-launch-pad-after-engine-swap/
https://www.spacex.com/launches/mission/?missionId=ViaSat-3-Americas
ЦитироватьSpaceX is targeting Thursday, April 27 for a Falcon Heavy launch of the ViaSat-3 Americas mission to geostationary orbit from Launch Complex 39A (LC-39A) at NASA's Kennedy Space Center in Florida. Also on board this mission is Astranis's first MicroGEO satellite and Gravity Space's GS-1 satellite. The 57-minute launch window opens at 7:29 p.m. ET (23:29 UTC). If needed, a backup opportunity is available Friday, April 28 with the same window.
One of the side boosters on this mission previously supported Arabsat-6A, STP-2, COSMO-SkyMed Second Generation FM2, KPLO, and three Starlink missions, and the second previously supported launch of Arabsat-6A and STP-2.
A live webcast of this mission will begin about 15 minutes prior to liftoff...
Там же
ЦитироватьCOUNTDOWN
HR/MIN/SEC EVENT
- 00:53:00 SpaceX Launch Director verifies go for propellant load
- 00:50:00 1st stage RP-1 (rocket grade kerosene) loading begins
- 00:45:00 1st stage LOX (liquid oxygen) loading begins
- 00:35:00 2nd stage RP-1 (rocket grade kerosene) loading begins
- 00:18:30 2nd stage LOX loading begins
- 00:07:00 Falcon Heavy begins engine chill
- 00:00:59 Flight computer commanded to begin final pre-launch checks
- 00:00:45 SpaceX Launch Director verifies go for launch
- 00:00:20 Propellant tanks pressurize for flight
- 00:00:06 Engine controller commands engine ignition sequence to start
- 00:00:00 Falcon Heavy liftoff
Там же
ЦитироватьLAUNCH AND DEPLOYMENT
All Times Approximate
HR/MIN/SEC EVENT
00:01:09 Max Q (moment of peak mechanical stress on the rocket)
00:03:05 Side booster engine cutoff (BECO)
00:03:08 Side boosters separate
00:04:13 1st stage main engine cutoff (MECO)
00:04:17 1st and 2nd stages separate
00:04:23 2nd stage engine starts (SES-1)
00:04:51 Fairing deployment
00:08:06 2nd stage engine cutoff (SECO-1)
00:29:42 2nd stage engine starts (SES-2)
00:31:46 2nd stage engine cutoff (SECO-2)
04:22:19 2nd stage engine starts (SES-3)
04:23:14 2nd stage engine cutoff (SECO-3)
04:32:15 ViaSat-3 Americas deploys
04:38:46 Gravity Space's GS-1 deploys
04:45:17 Astranis's first MicroGEO satellite deploys
ЦитироватьSpaceX @SpaceX
Now targeting Thursday, April 27 for Falcon Heavy's launch of @ViasatInc's ViaSat-3 Americas mission to complete data reviews; weather forecast is 60% favorable for tomorrow's attempt
ЦитироватьRaul @Raul74Cz
Launch Hazard Areas for #FalconHeavy #ViaSat-3.1 mission from KSC LC-39A NET 26 Apr 23:29 UTC, altern. 27 Apr to 02 May according NOTAM/NOTMARs. Expendable flight for CC-B1068.1, NY-B1052.8, PY-B1053.3 boosters. Estimated fairing recovery ~1950km downrange.http://bit.ly/LHA-24
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/343064.jpg)
https://www.youtube.com/watch?v=joqNT2amTpQЦитироватьhttps://www.youtube.com/watch?v=joqNT2amTpQ
ViaSat-3 Americas Mission
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/340198.jpg) (https://www.youtube.com/@SpaceX) SpaceX (https://www.youtube.com/@SpaceX)
https://www.interfax.ru/world/897907
ЦитироватьSpaceX готовится запустить на орбиту телекоммуникационный спутник размером с автобус
Москва. 26 апреля. INTERFAX.RU - Тяжелая ракета Falcon Heavy 27 апреля по московскому времени выведет на геостационарную орбиту спутник ViaSat-3 Americas для обеспечения высокоскоростным интернетом Северной и Южной Америки, сообщила в среду компания-разработчик носителя SpaceX.
Запуск ракеты Falcon Heavy со спутником ViaSat-3 Americas массой 6,7 тонн и размером с автобус планируется осуществить со стартового комплекса 39А Космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде в часовое временное окно, которое открывается в среду в 19:29 по времени Восточного побережья США (в четверг в 02:29 по московскому времени).
Спутник является первым из трех аппаратов калифорнийской компании ViaSat Inc. нового поколения системы глобального покрытия в Ka-диапазоне, которые по совокупной пропускной способности в два раза превышают возможности всех коммерческих интернет-спутников на орбите.
Каждый из них будет обеспечивать пропускную способность сети более одного терабайта в секунду. Срок функционирования аппарата составляет 15 лет.
Второй спутник ViaSat-3, который в последующем планирует запустить компания, будет охватывать Европу, Ближний Восток и Африку, а третий спутник - Азиатско-Тихоокеанский регион.
Спутники предназначены для обеспечения высокоскоростной широкополосной связью частных пользователей, коммерческих компаний, а также правительственных и оборонных структур.
В качестве вторичной полезной нагрузки ракета также выведет на орбиту мини-спутник связи MicroGEO компании Astranis и аппарат дистанционного зондирования Земли GS-1 компании Gravity Space.
Запуск миссии ViaSat-3 Americas на Falcon Heavy
Старт - 28 апреля в 2:29 МСК (23:29 UTC 27 апреля). Стартовое окно - 57 минут. Трансляция начнётся в 2:14 МСК. Погода - 60% GO! Стартовая площадка - LC-39A, KSC, Флорида
Полезная нагрузка:
Три геостационарных спутника общей массой 6822 кг:
— ViaSat-3 Americas - крупный телекоммуникационный спутник Ka-диапазона массой 6400 кг, созданный на базе платформы Boeing 702MP, который призван обеспечить пропускную способность в 1 Тбит/с, что вдвое превышает пропускную способность всех спутников компании ViaSat до этого. Это позволит осуществлять широкополосное подключение абонентов к сети Интернет со скоростью более 100 Мбит/с для домовладений и корпоративных клиентов, коммерческих и правительственных организаций на Американских континентах. Также он будет обеспечивать доступ к Сети на борту самолётов и морских судов.
Спутник развернёт на орбите один из самых больших рефлекторов, когда-либо летающих в космос. Он изготовлен из углеродного волокна, армированных полимеров и графита, он будет развёрнут на конце стрелы и будет похож на солнцезащитную конструкцию телескопа Джеймса Уэбба. ViaSat-3 имеет восемь солнечных панелей на 25 кВт (одни из самых мощных для спутников связи из применявшихся), которые после развёртывания достигнут размаха почти в 44 метра (треть размера МКС). Спутник займёт слот на 88,9° з.д. Расчётный срок службы ViaSat-3 - не менее 15 лет.
Стоит отметить, что SpaceX снова запускают прямого конкурента своего сервиса Starlink, а ViaSat - тот самый оператор, который судится со SpaceX и активно вставляет палки в колёса компании на спутниковом рынке.
— Arcturus (Aurora 4A) - малый телекоммуникационный спутник массой 400 кг компании Astranis, который призван обеспечить высокоскоростной доступ в Интернет в отдалённых районах Аляски и будет в аренде у компании Pacific Dataport. Он будет использовать Ku-диапазон связи с пропускной способностью порядка 7,5 Гбит/с. Спутник оборудован электрическими двигателями и двумя солнечными панелями. Это первым коммерческий спутник компании Astranis, он будет работать на 163° з.д. Расчётный срок службы - не менее 10 лет.
— GS-1 (G-Space 1) - 16U кубсат массой 22 кг, построенный в Дании для украинской компании Gravity Space. Он имеет несколько полезных нагрузок на борту, в т.ч. для Интернета вещей (IoT) и демонстрации технологий по использованию связи Ku-, Ka-диапазона для космических аппаратов на геостационарной орбите. Nusantara H-1A - т.н. "заполнитель слота", он позволит Индонезии сохранить права на геостационарный орбитальный слот, специально зарезервированный для их спутника связи, который пока не был запущен из-за задержек. Другая полезная нагрузка - Orbit Guard от компании Infinite Orbits, будет использовать возможности т.н. компьютерного зрения следующего поколения, основанные на методах оценки на основе машинного обучения, для отслеживания космических объектов на орбите. Также на борту будет экспериментальная полезная нагрузка для сближения и стыковки с другим спутником на геостационарной орбите. Срок службы кубсата оценивается в 15 лет
В рамках данного запуска планируется 3 перезапуска двигателя 2-й ступени Falcon Heavy. Для этого 2-я ступень имеет частичный серый окрас для теплоизоляции, чтобы топливо ступени сохраняло надлежащую температуру во время её полёта по орбите. Развёртывание полезных нагрузок начнётся через 4 часа 32 минуты после старта на высоте 35 786 км над Землей.
РН - Falcon Heavy Block 5
— Боковые ускорители - B1053 (3-й полёт) и B1052 (8-й полёт)
— Центральный ускоритель - B1068 (новый)
Возвраты:
— Посадки ускорителей НЕ планируются. Ракета полетит в полностью одноразовой модификации
— Спасение створок головного обтекателя в 1950 км от места старта, Doug
Особенности миссии:
— Впервые планируется использовать Falcon Heavy в полностью одноразовой модификации. Это связано с необходимостью вывести спутники непосредственно на геостационарную орбиту (т.н прямой вывод) и использования максимальной возможной производительности ракеты
— Рекордная дальность попытки спасения створок обтекателя
— Это будет 2-й полёт Falcon Heavy этого года и 6-й в её полётной истории, 27-й запуск SpaceX этого года и 230-й в истории компании.
https://telegra.ph/Zapusk-missii-ViaSat-3-Americas-na-Falcon-Heavy-04-27
Пресс-кит миссии https://www.spacex.com/launches/mission/?missionId=ViaSat-3-Americas
GS-1 -- весьма забавная зверушка, кубсат 16U массой 22 кг.
Официальный владелец -- Украина, фактический -- американская компания Gravity Space ( https://gravity-space.com/ ; https://space-inventor.com/integration-of-16u-geo-satellite-successfully-initiated/ ).
Изготовитель -- Дания, фирма Space Inventor.
Основной пользователь -- Индонезия, он будет точку для нее стеречь.
При этом, что самое смешное, точка 116.1°в.д. для Gravity Space заявлена государством Папуа -- Новая Гвинея (заявка GS-ABS-116.1E). Индонезийская, правда, тоже есть (NUSANTARA-H1-A).
Глобализация, сэр (c)
Ожидается, что следующим запуском SpaceX станет миссия ViaSat-3 Americas на Falcon Heavy. Старт запланирован на 28 апреля в 2:29 МСК. Однако текущий прогноз даёт лишь 20% вероятности благоприятных погодных условий для старта в назначенное время, что, потенциально, означает новый перенос запуска.
t.me/spacex_rus/57670
погода Falcon Heavy ViaSat-3-1 L-0 Day Forecast (https://www.patrick.spaceforce.mil/Portals/14/Weather/Falcon%20Heavy%20Viasat-3_1%20L-0%20Forecast%20-%2027%20Apr)
27 Apr 2023 = 20%
28 Apr 2023 = 30%
Сначала подвинули на конец окна
ЦитироватьSpaceX @SpaceX
Targeting the end of the window at 8:26 p.m. ET for tonight's launch attempt
... затем - перенесли
ЦитироватьSpaceX @SpaceX
Due to unfavorable weather, the team is standing down from tonight's Falcon Heavy launch of @ViasatInc's ViaSat-3 Americas mission; backup opportunity is available tomorrow
http://spacex.com/launches/mission/?missionId=ViaSat-3-Americas
https://www.spacex.com/launches/mission/?missionId=ViaSat-3-Americas
ЦитироватьSpaceX is targeting Friday, April 28 for a Falcon Heavy launch of the ViaSat-3 Americas mission to geostationary orbit from Launch Complex 39A (LC-39A) at NASA's Kennedy Space Center in Florida. Also on board this mission is Astranis's first MicroGEO satellite and Gravity Space's GS-1 satellite. The 57-minute launch window opens at 7:29 p.m. ET (23:29 UTC)...
Днём ранее была хорошая погода
ЦитироватьSpaceX @SpaceX · Apr 26
Falcon Heavy is vertical on LC-39A in Florida ahead of tonight's targeted launch of @ViasatInc's ViaSat-3 Americas mission
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/343200.jpg)
... в час назнаенного пуска
ЦитироватьSpaceflight Now @SpaceflightNow
Pad 39A, where the Falcon Heavy was awaiting launch, just took a strike to its lightning mast. The bad weather has delayed the launch at least 24 hours.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/343201.jpg)
SpaceX:
— Из-за неблагоприятных погодных условий команда отказывается от сегодняшней попытки запуска Falcon Heavy с миссией ViaSat-3 Americas. Следующая возможность для старта - завтра, 29 апреля, в 2:29 МСК
погода Falcon Heavy ViaSat-3-1 L-1 Day Forecast
28 Apr 2023 = 30%
29 Apr 2023 = 30%
ЦитироватьElon Musk
@elonmusk
7 мин
Falcon Heavy is green for launch
https://twitter.com/elonmusk/status/1652084222176428032 (https://twitter.com/elonmusk/status/1652084222176428032)
Стало быть, летим.
Ранее Маск писал:
ЦитироватьElon Musk
@elonmusk
Собираюсь провести обзор рисков Falcon Heavy. Мне нравится эта ракета, но она пугает. Так много изменений состояния после взлета.
https://twitter.com/elonmusk/status/1652077855977897985 (https://twitter.com/elonmusk/status/1652077855977897985)
Отмена?
Перенос на час.
На отметке "минус 00:59" шоу переносится на другой день.
погода Falcon Heavy ViaSat-3-1 L-1 Day Forecast:
29 Apr 2023 = 10%
30 Apr 2023 = 80% (Upper-Level Wind Shear: Low-Mod)
ждём последнего переноса
и вот он:
SpaceX переносят запуск Falcon Heavy на 1 мая
— Суровые погодные условия снова прогнозируются для запуска завтра, (поэтому) команда работает над возможностью запуска миссии ViaSat-3 Americas - 1 мая в 2:29 МСК (23:29 UTC 30 апреля).
t.me/spacex_rus/57711
ЦитироватьSpaceX @SpaceX
Team is resetting the countdown clock to the end of the launch window due to ground winds. Targeting 8:26pm ET for liftoff of Falcon Heavy
Перенос на конец окна из-за сильного ветра.
Улетело
Без посадки первых ступеней не интересно совсем смотреть было :(
Не очень понял, почему вдруг нельзя вернуть ступени было и зачем вообще Falcon Heavy понадобился - вроде однотипные спутники предназначены для запуска и на других, менее мощных ракетах.
Цитата: Pirat5 от 27.04.2023 09:24:50Три геостационарных спутника общей массой 6822 кг:
Спойлер
— ViaSat-3 Americas - крупный телекоммуникационный спутник Ka-диапазона массой 6400 кг, созданный на базе платформы Boeing 702MP, который призван обеспечить пропускную способность в 1 Тбит/с, что вдвое превышает пропускную способность всех спутников компании ViaSat до этого. Это позволит осуществлять широкополосное подключение абонентов к сети Интернет со скоростью более 100 Мбит/с для домовладений и корпоративных клиентов, коммерческих и правительственных организаций на Американских континентах. Также он будет обеспечивать доступ к Сети на борту самолётов и морских судов.
Спутник развернёт на орбите один из самых больших рефлекторов, когда-либо летающих в космос. Он изготовлен из углеродного волокна, армированных полимеров и графита, он будет развёрнут на конце стрелы и будет похож на солнцезащитную конструкцию телескопа Джеймса Уэбба. ViaSat-3 имеет восемь солнечных панелей на 25 кВт (одни из самых мощных для спутников связи из применявшихся), которые после развёртывания достигнут размаха почти в 44 метра (треть размера МКС). Спутник займёт слот на 88,9° з.д. Расчётный срок службы ViaSat-3 - не менее 15 лет.
Стоит отметить, что SpaceX снова запускают прямого конкурента своего сервиса Starlink, а ViaSat - тот самый оператор, который судится со SpaceX и активно вставляет палки в колёса компании на спутниковом рынке.
— Arcturus (Aurora 4A) - малый телекоммуникационный спутник массой 400 кг компании Astranis, который призван обеспечить высокоскоростной доступ в Интернет в отдалённых районах Аляски и будет в аренде у компании Pacific Dataport. Он будет использовать Ku-диапазон связи с пропускной способностью порядка 7,5 Гбит/с. Спутник оборудован электрическими двигателями и двумя солнечными панелями. Это первым коммерческий спутник компании Astranis, он будет работать на 163° з.д. Расчётный срок службы - не менее 10 лет.
— GS-1 (G-Space 1) - 16U кубсат массой 22 кг, построенный в Дании для украинской компании Gravity Space. Он имеет несколько полезных нагрузок на борту, в т.ч. для Интернета вещей (IoT) и демонстрации технологий по использованию связи Ku-, Ka-диапазона для космических аппаратов на геостационарной орбите. Nusantara H-1A - т.н. "заполнитель слота", он позволит Индонезии сохранить права на геостационарный орбитальный слот, специально зарезервированный для их спутника связи, который пока не был запущен из-за задержек. Другая полезная нагрузка - Orbit Guard от компании Infinite Orbits, будет использовать возможности т.н. компьютерного зрения следующего поколения, основанные на методах оценки на основе машинного обучения, для отслеживания космических объектов на орбите. Также на борту будет экспериментальная полезная нагрузка для сближения и стыковки с другим спутником на геостационарной орбите. Срок службы кубсата оценивается в 15 лет
В рамках данного запуска планируется 3 перезапуска двигателя 2-й ступени Falcon Heavy. Для этого 2-я ступень имеет частичный серый окрас для теплоизоляции, чтобы топливо ступени сохраняло надлежащую температуру во время её полёта по орбите. Развёртывание полезных нагрузок начнётся через 4 часа 32 минуты после старта на высоте 35 786 км над Землей.
РН - Falcon Heavy Block 5
— Боковые ускорители - B1053 (3-й полёт) и B1052 (8-й полёт)
— Центральный ускоритель - B1068 (новый)
Возвраты:
— Посадки ускорителей НЕ планируются. Ракета полетит в полностью одноразовой модификации
— Спасение створок головного обтекателя в 1950 км от места старта, Doug
Особенности миссии:
— Впервые планируется использовать Falcon Heavy в полностью одноразовой модификации. Это связано с необходимостью вывести спутники непосредственно на геостационарную орбиту (т.н прямой вывод) и использования максимальной возможной производительности ракеты
https://www.youtube.com/watch?v=QCJgqAAldMEЦитироватьhttps://www.youtube.com/watch?v=QCJgqAAldME 6:07
Falcon Heavy launches ViaSat-3 Americas
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/220832.jpg) SciNews (https://www.youtube.com/channel/UCjU6ZwoTQtKWfz1urL7XcbA)
A SpaceX Falcon Heavy rocket launched the ViaSat-3 Americas mission to geostationary Earth orbit from Launch Complex 39A (LC-39A), at NASA's Kennedy Space Center, Florida, on 1 May 2023, at 00:26 UTC (30 April, at 20:26 EDT). As secondary payload, Falcon Heavy launched Astranis's first MicroGEO satellite and Gravity Space's GS-1 satellite. One side booster (B1052) previously supported Arabsat-6A, STP-2, COSMO-SkyMed Second Generation FM2, KPLO, and three Starlink missions. The other side booster (B1053) previously supported the Arabsat-6A and STP-2 missions. The core booster (B1068) was not previously launched. Due to mission requirements, none of the boosters were planned to be recovered.
Credit: Boeing/Viasat/SpaceX
На память, это первая прямая трансляция отделения нагрузки на ГСО.
Профессиональное любопытство: какой яркости он будет, когда развернёт панели и 28-метровую антенну? Десяточку разменяет, вестимо.
ЦитироватьSpaceX @SpaceX
Deployment of @ViasatInc's ViaSat-3 Americas confirmed
ЦитироватьSpaceX @SpaceX
Deployment of @Astranis's first MicroGEO satellite confirmed
Миссия успешна.
Был такой кадр
а11.jpg
ЦитироватьViasat Inc. @ViasatInc
Confirming first signals have been received. Next up: #ViaSat3Americas will deploy its solar arrays and drift to its final orbital location at 88.9° west longitude.
Точка назначения.
Моск совершенно отказывается воспринимать скорость в 463 км/ч :)
Спасибо zandr за скриншот с Землёй, сейчас вспомню азы тригонометрии (благодаря недоступности Google Earth в этой стране).
А почему высота 34 621??
Вроде, геостационар на 1000 км повыше будет.
Цитата: V.V. от 01.05.2023 08:44:22Моск совершенно отказывается воспринимать скорость в 463 км/ч
Вероятно, относительно точки на Земле. Когда спутник встанет в точку назначения на геостационаре, этот индикатор (кабы был) покажет 0.
ЦитироватьJohn Gedmark @Gedmark
CONTACT. The @Astranis spacecraft separated on schedule and we have achieved contact. So far: confirmed successful solar array and antenna deployments. Voltage readings good. Batteries charged. Systems nominal.
СБ и антенна развёрнуты, аккумуляторы заряжены, системы в норме.
ЦитироватьВ рамках миссии ViaSat-3 Americas SpaceX установили новый рекорд по скорости разделения 1-й и 2-й ступени - 17 078 км/ч или ~4,75 км/с.
Это также была 100-я миссия с повторно используемыми для полёта створками обтекателя
Но рекорды на этом не заканчиваются, мы ждём данных о спасении створок обтекателя в этой миссии судном Doug. Створки должны были совершить посадку на воду в 1960 км от места старта, это сразу на 400 км дальше предыдущего рекорда, также установленного в одной из миссий Falcon Heavy.
t.me/spacex_rus/57753
Еще одно достижение: освобождена площадка LC-39A, из-за чего пуск AX-2 был сдвинут более чем на 2 недели
Цитата: uncle_jew от 01.05.2023 04:03:46ачем вообще Falcon Heavy понадобился - вроде однотипные спутники предназначены для запуска и на других, менее мощных ракетах.
почти 7 тонн (все 3 полезных нагрузки ~ 6700, основная, Viasat-3, ~6400, как-то так) прямым выведеним на ГСО, без довыведения с ГПО собственными двигателями спутника или разгонного блока - менее мощными не получится. 6 с гаком выводили, например, Протоном на ГПО, но оттуда он на ГСО своим ходом шёл, сжигая еще тонны полторы, навскидку, собственного топлива.
ещё рекорд: ступень В1053 наконец-то дождалась своего (последнего) полёта:
предыдущий был 19 июня 2019 года - почти 4 года назад!
Цитата: Lesobaza от 01.05.2023 09:40:21А почему высота 34 621??
Вроде, геостационар на 1000 км повыше будет.
Поскольку отделили над Азией, предполагается приличный восточный дрейф, который будут выбирать ЭРДУшками (а кубсат 16U как же?).
Отсюда и странная цифра скорости, которая, как уже говорилось, больше похожа на модуль проекции вектора на поверхность Земли.
Цитата: uncle_jew от 01.05.2023 04:03:46Не очень понял, почему вдруг нельзя вернуть ступени было и зачем вообще Falcon Heavy понадобился - вроде однотипные спутники предназначены для запуска и на других, менее мощных ракетах.
А чем ещё? Подобную ПН на ГСО заявлял только Дельта4Хэви. Но его уже нет. И он бы всё равно наверное вышел дороже. Смог бы Вулкан, но его еще нет.
Теоретически можно на ГПО выводить, но по большому счету и здесь кроме Ф9 на рынке никого. Дельта 4 и Ариан 5 уже всё. Атлас 5 по сути тоже. Не знаю насчет Н-2В. Н3 и Ариан 6 еще нет.
Российские и китайские носители вообще за скобками.
Почему же сам оператор запросил вывод прямо на ГСО хз.
Цитата: Водитель от 01.05.2023 14:21:20Почему же сам оператор запросил вывод прямо на ГСО хз.
Значит, цена трёх (или двух?) б/у-шных ступеней отбивается быстрым вводом в эксплуатацию.
А вот почему ViaSat заказали два пуска на Ariane, где явно придётся поднимать перицентр малой тягой, отдельный вопрос. Диверсификация-с?
Цитата: Водитель от 01.05.2023 14:21:20Почему же сам оператор запросил вывод прямо на ГСО хз.
Viasat-3 полностью электрический, собственного апогейного двигателя у него нет (а был бы - масса еще увелличилась бы на запас топлива для апогейника) , а довыводиться на ГСО с ГПО, на которую его могут забросить более лёгкие ракеты, с помощью ЭРДУ - во-первых долго, во вторых хоть сколько-то рабочего тела придётся потратить, а оно еще и на удержание в позиции и возможные манёвры в течение всего срока службы нужно. Ну вот такой здоровый аппарат, исходя их решаемых задач, вышел, что на ГСО надо иметь больше 6 тонн. Ничем меньшего размера, чем Хэви, это туда не закинешь. Ну немного места (грузоподъёмности Хэви) осталось - пристегнули к нему еще пару небольших аппаратов.
Delta IV Heavy
Geosynchronous orbit (GEO): 6,750 kg (14,880 lb)
ГСО
У ФХ сухая масса меньше чем у Дельта 4 Хэви.
https://vk.com/spacex?w=wall-41152133_456197
ЦитироватьСтатистика запуска миссии ViaSat-3 Americas
— 1-й полёт Falcon Heavy в одноразовой конфигурации
— 3-й и 8-й полёт боковых ускорителей Falcon Heavy
— 6-й пуск ракеты Falcon Heavy
— 28-й запуск SpaceX этого года
— 64-й запуск компании с площадки LC-39A
— 100-я миссия с повторно используемыми для полёта створками обтекателя
— 189-я створка головного обтекателя, используемая повторно
— 198-я успешная плановая миссия компании подряд
— 231-й запуск SpaceX
Рекорд по массе полезной нагрузки, запущенной Falcon Heavy прямо на геостационарную орбиту - 6822 кг (предыдущий - 6465 кг)
Рекорд SpaceX по скорости разделения 1-й и 2-й ступени - 17 078 км/ч
Наибольшая дальность попытки спасения створок обтекателя - 1960 км (статус спасения будет известен через несколько дней).
Цитата: zandr от 01.05.2023 18:56:31Рекорд SpaceX по скорости разделения 1-й и 2-й ступени - 17 078 км/ч
4744 м/с
2-я ступень должна сводится или на орбиту захоронения уведут?
Сводиться с 34 тысяч км с гаком - "Эт-т вряд ли!" (с)
А "орбита захоронения", как три месяца назад обсуждали (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?msg=2508772), бывает не только выше, но и ниже ГСО.
Т.е. - уже там. :)
Цитата: zandr от 01.05.2023 20:01:15Сводиться с 34 тысяч км с гаком - "Эт-т вряд ли!" (с)
А "орбита захоронения", как полтора месяца назад обсуждали, бывает не только выше, но и ниже ГСО.
Т.е. - уже там. :)
Думал, если это ступень то хоть "капля" для сведения должна остаться, много ли надо для почти сухой ёмкости с движком.
Для сведения нужна далеко не "капля"!
Даже со средних орбит РБ (ступень) редко сводят.
Добавил выше ссылку. Почитайте пару страниц за ней.
Пока нашли два
Цитировать2023-060A 56370 2023-060A 1,376.29 0.07 34,646 34,569
2023-060B 56371 2023-060B 1,374.50 0.06 34,612 34,532
https://celestrak.org/NORAD/elements
Цитата: zandr от 01.05.2023 20:26:14Для сведения нужна далеко не "капля"!
Даже со средних орбит РБ (ступень) редко сводят.
Добавил выше ссылку. Почитайте пару страниц за ней.
Если орбита не очень низкая, то чем выше орбита, тем проще сводить :)
Цитата: V.V. от 01.05.2023 07:23:25Профессиональное любопытство: какой яркости он будет, когда развернёт панели и 28-метровую антенну? Десяточку разменяет, вестимо.
Десятка и есть. Уссурийск увидел.
Очередная съемка из половинки обтекателя. На этот раз горела сильно.
2/3 орбитальной скорости, между прочим. 8)
Пишут, что-то выловили.
it was the farthest downrange landing and recovery of fairings to-date at 1,200+ miles – nearly a third of the way to Africa!
Цитата: Arzach от 03.05.2023 10:53:48Очередная съемка из половинки обтекателя. На этот раз горела сильно.
Значит обтекатель уже поймали. вопрос - в каком он состоянии...
пишут, скорость
15 Махов (https://twitter.com/spacex/status/1653509582046769156).
Гиперсерфер
на прошлой миссии отделился всего лишь при 6.9М
Забавно, но в американском каталоге до сих пор только два объекта из четырех.
Разгонник (номер пока не стал бы ассоциировать), по-видимому, остался на орбите 34333 x 34820.
Тройка ПН в диапазоне 34540...34680 км, наклонение 0.04.
https://vk.com/spacex?w=wall-41152133_456594
ЦитироватьКомпания Exolaunch подтверждает успешное развёртывание первого в истории 16U кубсата на геостационарной орбите
Exolaunch:
— ...Спасибо Gravity Space за доверие и SpaceX за потрясающую поездку на орбиту!
Напомним, что в рамках миссии Viasat-3 был развёрнут 22-килограмовый кубсат GS-1, который призван продемонстрировать использование совсем небольших космических аппаратов на геостационарной орбите для предоставления услуг связи на Земле.
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/343417.jpg)
Цитата: Liss от 04.05.2023 09:58:18Забавно, но в американском каталоге до сих пор только два объекта из четырех.
По крайней мере, после
бурных выходных американцы определились с основной нагрузкой (56370), которая продолжает подниматься к точке стояния.
Каталогизированы
Цитировать2023-060A 56370 VIASAT-3 1,413.04 0.03 35,354 35,313 0.0004917 0.36
2023-060B 56371 ARCTURUS 1,436.12 0.06 35,791 35,783 0.0000993 *G 0.16
2023-060C 56372 GS-1 1,378.09 0.06 34,684 34,603 0.0009855 1.26
2023-060D 56373 FALCON 9 R/B 1,374.78 0.06 34,618 34,537 0.0009836 0.36
https://celestrak.org/NORAD/elements
Арктурус занял на геостационаре позицию -162,9 градуса.
Цитата: zandr от 11.05.2023 23:48:14Каталогизированы
Цитировать2023-060A 56370 VIASAT-3 1,413.04 0.03 35,354 35,313 0.0004917 0.36
2023-060B 56371 ARCTURUS 1,436.12 0.06 35,791 35,783 0.0000993 *G 0.16
2023-060C 56372 GS-1 1,378.09 0.06 34,684 34,603 0.0009855 1.26
2023-060D 56373 FALCON 9 R/B 1,374.78 0.06 34,618 34,537 0.0009836 0.36
https://celestrak.org/NORAD/elements
Арктурус занял на геостационаре позицию -163 градуса.
Первый номер встал в точку -89
о з.д.
Цитировать2023-060A 56370 VIASAT-3 1,436.08 0.02 35,788 35,784 0.0000432 *G
У объекта C вроде случилась микроскопическая коррекция орбиты, на 5 км по средней высоте и 0.25 мин по периоду.
С 6 июня объект C медленно поднимается. Исходный период 1378 мин, ныне 1388 мин.
Цитата: Liss от 21.06.2023 14:16:56С 6 июня объект C медленно поднимается.
Если это GS-1 (он же Nusantara-H1-A), который для Индонезии орбитально-частотный ресурс сторожил, то, возможно, освобождает место для Satria? А сам или на орбиту захоронения, или для чего-нибудь куда-нибудь ещё.
Он только добирается до ГСО.
Viasat Provides Status Update on ViaSat-3 Americas Satellite (https://news.viasat.com/newsroom/press-releases/viasat-provides-status-update-on-viasat-3-americas-satellite)
ЦитироватьCARLSBAD., Calif., July 12, 2023– Viasat, Inc. (http://www.viasat.com/)(NASDAQ: VSAT), a global leader in satellite communications, today disclosed that an unexpected event occurred during reflector deployment that may materially impact the performance of the ViaSat-3 Americas satellite. Viasat and its reflector provider are conducting a rigorous review of the development and deployment of the affected reflector to determine its impact and potential remedial measures.
"We're disappointed by the recent developments," said Mark Dankberg, Chairman and CEO, Viasat. "We're working closely with the reflector's manufacturer to try to resolve the issue. We sincerely appreciate their focused efforts and commitment."
Contingency plans are currently being refined to minimize the economic effect to the company. Potential options include redeploying satellites from Viasat's extensive fleet to optimize global coverage, and/or reallocating a subsequent ViaSat-3 class satellite to provide additional Americas bandwidth. The initial service priority for ViaSat-3 Americas has been to facilitate growth in the company's North American fixed broadband business.
КАРЛСБАД, Калифорния, 12 июля 2023 г. — Viasat, Inc. (NASDAQ: VSAT), мировой лидер в области спутниковой связи, сегодня сообщила, что во время развертывания отражателя произошло неожиданное событие, которое может существенно повлиять на работу спутника ViaSat-3 Americas. Viasat и ее поставщик отражателей проводят тщательный анализ разработки и развертывания затронутого отражателя, чтобы определить влияние произошедшего и возможные меры по исправлению положения.
«Мы разочарованы последними событиями, — сказал Марк Данкберг, председатель и главный исполнительный директор Viasat. «Мы тесно сотрудничаем с производителем отражателя, чтобы попытаться решить проблему. Мы искренне ценим их целенаправленные усилия и сосредоточенность».
В настоящее время уточняются планы действий в непредвиденных обстоятельствах, чтобы свести к минимуму экономический эффект для компании. Потенциальные варианты включают перераспределение спутников из обширного парка Viasat для оптимизации глобального покрытия и/или перераспределение следующего спутника класса ViaSat-3 для обеспечения дополнительной полосы пропускания в Северной и Южной Америке.
Жалко, рекорд по Гбит/с на ГСО не состоялся. Очень сложную штуку они сделали, даже бы если оно раскрылось, не факт что все получилось с нужной точностью менее мм.
Очень уж уклончивые формулировки использованы.
Цитироватьэто может существенно повлиять на работу спутника ViaSat-3 Americas.
И понимай как хочешь - то ли "всё пропало", то ли "мы еще хоть за что-нибудь поборемся". Судя по тексту - ещё пытаются побороться.
Цитата: mik73 от 14.07.2023 11:38:37Очень уж уклончивые формулировки использованы.
Даже с такой формулировкой они сразу потеряли в котировке акций. И страховщики внимательно следят.
https://spacenews.com/insurers-brace-for-viasat-3-claim/
ЦитироватьСтраховщики готовятся к иску по ViaSat-3
КЛИВЛЕНД — Потенциальный отказ широкополосного спутника Viasat может привести к крупным претензиям и «огромному удару» по сектору космического страхования, предупреждает одна страховая компания.
12 июля Viasat объявила, что столкнулась с «неожиданным событием» во время развертывания большого рефлектора на своем спутнике ViaSat-3 Americas после его запуска 30 апреля. Компания не предоставила более подробной информации о проблеме, но заявила, что работает с производителем отражателя над ее решением.
Рефлектор представляет собой проволочную сетку с высокой отражающей способностью на частотах Ka-диапазона, поддерживаемую структурой из углеродных волокон и графита. Стрела, соединяющая рефлектор с космическим кораблем, представляет собой увеличенную версию конструкции, используемой для развертывания солнцезащитного козырька на космическом телескопе Джеймса Уэбба, говорится в сообщении компании в блоге в сентябре прошлого года.
Viasat не предоставила никаких обновлений о статусе отражателя с момента объявления и предположила, что может подождать до квартального объявления о доходах, запланированного на 9 августа. Если Viasat не сможет развернуть отражатель, многие в отрасли ожидают, что она подаст страховой иск. стоимостью 420 миллионов долларов.
Сектор космического страхования внимательно следит за ситуацией, заявила Эми Авжан, старший вице-президент и руководитель отдела космической ответственности Marsh, во время панельной дискуссии на симпозиуме памяти Гленна Американского астронавтического общества 17 июля.
«Это может стать огромным ударом по рынку аэрокосмической ответственности в целом», — предупредила она. По ее словам, крупный иск может привести к сокращению возможностей для других клиентов космического страхования.
Однако она отметила, что потенциальный иск по ViaSat-3 меркнет по сравнению с другой проблемой для более широкого рынка аэрокосмического и авиационного страхования. Арендованные коммерческие самолеты, застрявшие в России из-за войны с Украиной, привели к искам на сумму 7 миллиардов долларов, что намного больше, чем премии для всего сектора.
«Если что-то случится на уровне 7 миллиардов долларов, это станет огромным ударом по аэрокосмическому рынку», — сказала она. Эти претензии рассматриваются в судебном порядке, и этот процесс может занять годы.
Страхование космических путешественников
Авжан также обсудил еще одну актуальную проблему для рынка космического страхования: страхование ответственности людей, летающих на коммерческих космических кораблях.
«Это интересная задача в страховой отрасли, — сказала она. «Максимальное, что нам удалось получить, — это 100 миллионов долларов в виде ограниченной ответственности. Я не знаю, будет ли этот предел устойчивым в будущем».
Область все еще новая с множеством неопределенностей и нюансов. «Я думаю, что мы попадаем в мутные воды, когда начинаем говорить об ответственности на орбите и правительственных астронавтах», — сказала она. «Есть много вещей, которые нужно обжаловать».
Авжан также предположил, что ему не хватает информации о SpaceX, ведущем коммерческом поставщике пилотируемых космических полетов. «Один человек запускает людей в космос, и он делает это очень хорошо, но он не использует страховку, поэтому я не знаю, что он делает.»
Компания Astranis сообщила о выходе из строя своего спутника Arcturus, запущенного весной нынешнего года с помощью РН Falcon Heavy. У космического аппарата возникли проблемы с солнечными батареями.
КА Arcturus предназначался для обслуживания клиентов на Аляске.
t.me/zheleznyakov_spaceera/1389
Точнее, с приводами БС - оба отказали.
https://spacenews.com/first-astranis-satellite-sidelined-by-post-deployment-glitch/
Есть версия, что ондатры погрызли кабеля это из-за молнии (https://www.wfla.com/glance-at-the-galaxy/lightning-strikes-spacex-launch-tower-delaying-mission/)
Заметный удар по отрасли ГСО спутников. Два самых перспективных современных проекта, самый большой и самый маленький пока не пошли. У Виасата еще 2 спутника серии Виасат-3 должно быть в производстве, что он теперь с ними будет делать? Надо как то подтвердить что на следующем спутнике антенна раскроется, как? при ее огромных размерах. В Астраникс вложили за полмиллиарда долларов и пока отдачи не получилось. Отказ обеих приводов СБ говорит о весьма слабенькой технической команде компании. На уровне студентов, которые еще только учатся.
Первый спутник компании Astranis не сможет выполнять свою основную задачу
(https://spacenews.com/first-astranis-satellite-sidelined-by-post-deployment-glitch/)Космический аппарат Arcturus, запущенный в мае этого года на ракете SpaceX Falcon Heavy, столкнулся со сбоем в работе приводов солнечных батарей, в силу чего более не способен поворачивать их под оптимальным углом к Солнцу и в полной мере обеспечить себя энергией.
Сейчас Arcturus может работать от 6 до 12 часов в сутки. Этого времени недостаточно, чтобы спутник мог выполнять свою основную задачу – обеспечение широкополосного доступа в Интернет для клиентов на Аляске. Однако генеральный директор Astranis Джон Гедмарк отметил, что аппарату всё ещё можно попытаться найти иное применение.
Обнаруженная проблема задержит запуск второго поколения спутников компании как минимум на две месяца; тем не менее, Astranis всё ещё рассчитывает запустить их до конца года. В партии из четырёх аппаратов будет присутствовать так называемый UtilitySat, который частично подменит Arcturus до тех пор, пока последний не будет заменён полноценно.
UtilitySat оснастят транспондерами Ka-, Ku-, Q- и V-диапазона, однако он не сможет обеспечить ту же пропускную способность, что и рядовые спутники Astranis. Компания рассчитывает иметь на орбите несколько таких аппаратов – это позволит ей быстро реагировать на различного рода непредвиденные ситуации.
Спутник Arcturus должен был работать в интересах телекоммуникационной компании Pacific Dataport. Запуск его сменщика ожидается в начале 2025 года: космический аппарат будет обладать рядом улучшений, обеспечивающих более высокую пропускную способность.
t.me/newspace_times/1859
https://spacenews.com/viasat-not-ready-to-declare-viasat-3-americas-a-total-loss/
Viasat все еще надеется на то, что с КА ViaSat 3 Americas можно будет получить хоть какую-то пользу.
Например (это я уже от себя) - можно военным его продать.
Касательно происхождения антенны, которая сломалась:
ЦитироватьDankberg did not name the antenna supplier for ViaSat-3 Americas but, according to a CBS News report citing a Viasat executive before the satellite's launch April 30 on a SpaceX Falcon Heavy, it was supplied by Northrop Grumman's Astro Aerospace.
...
ViaSat-3 EMEA uses the same antenna as ViaSat-3 Americas, and Dankberg said changes to its launch schedule also depend on the corrective actions it takes.
...
ViaSat-3 APAC uses a different antenna so its launch is unaffected.
В интервале 17-22 августа КА ViaSat 3 Americas поднял высоту орбиты и начал дрейф в западном направлении со скоростью 1.9°/сутки.
Датчане отметили в мае годовщину работы GS-1, но о дальнейшей его судьбе умалчивают. А он прийти-то пришел в мае в 89.5 E, но точку уже не держит...
https://space-inventor.com/news/celebrating-1-year-of-gravity-space-gs-1
ЦитироватьCelebrating 1 year of Gravity Space GS-1
May. 03, 2024
Author: Space Inventor
On May 1st 2024 Space Inventor celebrated an important anniversary - one year since the launch of the Geostationary spacecraft GS-1! The CubeSat weighs approximately 23 kg and is exclusively built by Space Inventor, for Gravity Space, using only Space Inventor's products, apart from the thrusters and the payloads.
GS-1 was launched on May 1st 2023 by SpaceX's Falcon Heavy and was deployed 1000 km under the Geostationary orbit (approx 34 600 km from Earth), and since then has been operated and maintained by Space Inventor.
After a few weeks of commissioning, the spacecraft began its orbit raise up to the Geostationary orbit, operating on a tight schedule. After two months of consequent thrusting maneuvers, GS-1 entered its first GEO home at longitude 116.5 deg east, right over the island of Borneo!
GS-1 stayed over Borneo for 3 months, during which the operation team performed payload testing, i.e. camera and radio tests. Then the spacecraft began its first relocation - further east over the Pacific ocean. Currently, GS-1 is on its way to its third home which is going to be west of Malaysia. You can follow GS-1 live here: https://www.n2yo.com/?s=56372&live=1
What does it mean for a GEO spacecraft to relocate and change its orbit slot?
The spacecraft uses its electric thrusters to change its orbit and travel either under or over the GEO orbit. Lowering the orbit means that the orbit velocity increases, so the spacecraft would perform a full orbit slightly faster than 24h. Essentially, seen on the world map, the satellite would move east.
However, electric thrusters are power hungry, so during maneuvers, GS-1 switches between charging and thrusting every 15 minutes or so. This means that during the 2-month-long orbit raise in the summer of 2023, the satellite performed over 6000 attitude (orientation) changes!
To ensure those re-orientations are performed swiftly, the automatic control of the satellite is tuned relatively aggressively. Nevertheless, the pointing error of the spacecraft still converges to about 50-60 arcseconds (0.014 deg), which is a testament to the precision of the avionic products (sensors and actuators) produced by Space Inventor.
Congratulations to Gravity Space as spacecraft owner of GS-1, which concluded its 368th orbit around the Earth, and its first revolution around the Sun.
Цитата: Liss от 20.11.2024 16:17:28Датчане отметили в мае годовщину работы GS-1, но о дальнейшей его судьбе умалчивают.
Молча сзади подошёл [к Олимпу], тихо вставил и пошёл (загадка про тапочки).