Существует мнение, что следует завести тему об одном замечательном стартапе, занимающемся разработкой и выпуском ЖРД - Урса мажор.
https://www.ursamajortechnologies.com
Фирма себя позиционирует как чисто двигателистскую, в отличие от других ракетных фирм, которые разрабатывают и РН и двигуны к ним.
Вообще, в процессе обсуждения с коллегами пришли к выводу, что практически ни один стартап не стал покупать готовые двигатели у частных фирм - типа Рокитдайна. (Кистлер исключение) Все предпочитают разработать свои. под свою конкретную РН.
И Урса мажор решили облегчить задачу, разработав линейку ЖРД с высоким удельным импульсом тяги за счёт замкнутой схемы.
Что интересно - в числе заказчиков - Пентагон.
ЦитироватьГИПЕРЗВУКОВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ АППАРАТ X-60A (США) HYPERSONIC RESEARCH UNIT X-60A (USA)
Источник: http://nevskii-bastion.ru/hypersonic-x-60a-usa/ ВТС «НЕВСКИЙ БАСТИОН» A.V.Karpenko
Двигательная установка X-60A представляет собой жидкостный ракетный двигатель Hadley производства Ursa Major Technologies, в котором используется жидкий кислород и керосин. Система предназначена для полетов на скорости выше 5 Махов.
ЦитироватьAmerica's first Oxidizer Rich Staged Combustion engine, the Ursa Major Hadley is a 5,000 lbf thrust, liquid oxygen and kerosene engine.
Designed for full-envelope service and simple integration, the Hadley is a reliable engine solution for a wide range of vehicles in the orbital and suborbital launch regimes. Integrated fluid controls and electronic subsystems accompany this turnkey propulsion package for rapid customer utilization.
https://www.ursamajortechnologies.com/engines
Вот этот точно побывал на огне. Двигун, как и Рипли, замкнутой схемы. 5000 либрафорс это, как мне подсказывает гугл, 22,2 кН, или примерно 2 тс тяги.
Как подсказал мне коллега, все двигуны названы в честь баб из фильмов/игр.
Цитата: C-300-2 от 18.06.2021 19:07:32Фирма себя позиционирует как чисто двигателистскую, в отличие от других ракетных фирм, которые разрабатывают и РН и двигуны к ним.
Вообще, в процессе обсуждения с коллегами пришли к выводу, что практически ни один стартап не стал покупать готовые двигатели у частных фирм - типа Рокитдайна. (Кистлер исключение) Все предпочитают разработать свои. под свою конкретную РН.
И Урса мажор решили облегчить задачу, разработав линейку ЖРД с высоким удельным импульсом тяги за счёт замкнутой схемы.
Это означает что:
а) почти не бывает ситуаций, когда к новой РН подходит некий "стандартный двигатель"
б) Кроме Штатов (ну и, с нятяжкой, Китая) нет бурно растущей поляны из независимых разработчиков с реальными профинансированными проектами РН, на которых можно выстроить отдельный рынок.
Интересно еще что в авиации ситуация прамо противоположная - нет ни одного производителя самолетов, который бы сам делал двигатели.
Цитата: Sam Grey от 18.06.2021 19:23:29а) почти не бывает ситуаций, когда к новой РН подходит некий "стандартный двигатель"
А 14А15 и "Антарес" с НК-33?
А S-3, применённый на "Торе" и "Юпитере" и с модификациями - на "Сатурне-1"?.. А РЛ-10, который на чём только не летал?..
А 15Д13, который в результате модификации. правда, перекочевал на А-350 и разгонный блок УР-700 Челомея?..
ИМХО, тут примеров можно найти весьма и весьма много.
Цитата: Sam Grey от 18.06.2021 19:23:29б) Кроме Штатов (ну и, с нятяжкой, Китая)
Да. Только Китай без натяжки. :) Просто догоняющие, но идущие тяжёлой, уверенной, монотонной поступью.
Цитата: C-300-2 от 18.06.2021 19:28:47Цитата: Sam Grey от 18.06.2021 19:23:29а) почти не бывает ситуаций, когда к новой РН подходит некий "стандартный двигатель"
А 14А15 и "Антарес" с НК-33?
А S-3, применённый на "Торе" и "Юпитере" и с модификациями - на "Сатурне-1"?.. А РЛ-10, который на чём только не летал?..
А 15Д13, который в результате модификации. правда, перекочевал на А-350 и разгонный блок УР-700 Челомея?..
ИМХО, тут примеров можно найти весьма и весьма много.
Антарес это ж вообще сборная солянка по всему миру, Орбитал так его и задумывала.
(НАСА, подозреваю, проект за это отдельно ценит, ибо через него поддерживаются ценные контакты и с Южмашем, и с Энергомашем, с Thales Alenia, RUAG, и т.д.)
Но у вас в начальном тезисе ключевое слово было "
стартап". 8)
Перебирая в голове все известные примеры со стартапами, на ум приходит только Лин Индастриал, с его идеей сделать сверхлегкую РН на основе РД-107.
Все остальные предпочитают делать движки сами. Даже Стартолончер с кое-как собраным чудо-самолетом, начал делать СВОЙ водородник (!) для СВОЕЙ ракеты..
Цитата: Sam Grey от 18.06.2021 19:38:12Но у вас в начальном тезисе ключевое слово было "стартап". (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/Smileys/fugue/cool.png)
Понял Вас.
Просто примеров, когда на вновь разрабатываемую РН ставили уже отработанный двигун - хватает.
А вот стартапов, кроме Кистлера, купивших готовые двигуны, я не припомню. Кстати, они успели НК-33 купить?..
Цитата: C-300-2 от 18.06.2021 19:44:47Цитата: Sam Grey от 18.06.2021 19:38:12Но у вас в начальном тезисе ключевое слово было "стартап". (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/Smileys/fugue/cool.png)
Понял Вас.
Просто примеров, когда на вновь разрабатываемую РН ставили уже отработанный двигун - хватает.
А вот стартапов, кроме Кистлера, купивших готовые двигуны, я не припомню. Кстати, они успели НК-33 купить?..
Нет. В К-1 они закладывались на модификацию AJ26-62, которую им сделала бы Aerojet, но до этого даже не дошло, Кистлер лишили контракта задолго до того, как двигатели стали бы для них актуальным этапом.
Спойлер
ВАШИНГТОН — Aerojet ведет переговоры с российскими двигательными фирмами о возобновлении производства ракетного двигателя НК-33, который компания модернизирует для использования на ракете средней грузоподъемности "Taurus 2" Orbital Sciences.
Вице-президент Aerojet по космическим системам Джули Ван Клик заявила 27 августа, что обе компании взвешивают преимущества возобновления производства двигателя в России, запуска новой линии в Соединенных Штатах или, возможно, делают и то, и другое.
"Мы обсуждаем, пытаясь понять спрос друг друга, каковы триггерные точки и как можно начать производство в том или ином месте", - сказал Ван Клик в интервью Space News. "Сейчас очень активная ситуация с точки зрения обсуждения."
Orbital Sciences строит ракету Taurus 2 для запуска беспилотного грузового корабля Cygnus, над которым компания работает с начала 2008 года, когда она победила конкурентов, выиграв контракт NASA Commercial Orbital Transportation Services (COTS) стоимостью 171 миллион долларов. В декабре Orbital выиграла контракт на коммерческие услуги по снабжению (CRS) стоимостью 1,9 миллиарда долларов на поставку на международную космическую станцию минимум 20 тонн груза в период с 2010 по 2016 год.
Запланированный к дебютному запуску в 2010 году с летного комплекса НАСА Уоллопс на восточном побережье Вирджинии, Taurus 2 будет оснащен двумя модифицированными двигателями NK-33. Двигатели на жидком кислороде и керосине, первоначально разработанные для российской лунной программы, были приобретены компанией Aerojet в 1990-х годах и совсем недавно перепроектированы в AJ26-62 для использования на Taurus 2.
Сегодня Aerojet имеет 37 двигателей NK-33 в Соединенных Штатах и владеет правами на дополнительные избыточные запасы в России. Ван Клик говорит, что в настоящее время в Соединенных Штатах и России имеется достаточно NK-33, чтобы поддержать запланированные обязательства Orbital по контракту CRS.
"С точки зрения США, двигателей для CRS достаточно на 10-12 лет", - сказала она, добавив, что более оптимистичный взгляд на прогнозируемый спрос в США потребует запуска новой производственной линии в течение следующих трех-пяти лет.
С другой стороны, русские рассматривают более краткосрочные сценарии, сказала она. Редакция не смогла получить комментарии от российских официальных лиц к моменту публикации, но источники в промышленности США заявили, что Россия заинтересована в возобновлении производства НК-33 для своих ракет "Союз".
Согласно американскому источнику в индустрии, Николай Якушин, заместитель генерального директора Объединенной двигателестроительной корпорации, в конце июня написал генеральному директору Orbital Sciences Дэвиду У. Томпсону, чтобы заверить, что Россия сможет удовлетворить спрос Orbital на двигатель NK-33 из существующих запасов и возобновить производство NK-33 в России,
В информации, размещенной на сайте Российского космического центра в Самаре, говорится, что Россия разработала эскизный проект ракеты-носителя "Союз 2-3", в который будет включен "модернизированный карданный маршевый двигатель НК-33-1" для использования на центральной ступени ракеты.
Ван Клик сказал, что большинство модификаций NK-33 Aerojet специфичны для Taurus 2, хотя Россия может быть заинтересована в некоторых современных технологиях, разработанных компанией. Один из источников в промышленности США сообщил, что Россия рассматривает новый карданный подвес и ряд современных приводов, которые Aerojet разработал для своих американизированных вариантов NK-33.
"Есть пара вещей, которые их интересуют, но мы не очень далеко продвинулись в этих дискуссиях. Конкретные модификации двигателя не будут представлять интереса для русских ... это скорее новое оборудование, которое мы могли бы поставить", - сказал Ван Клик, добавив, что любые модификации оригинального двигателя будут подлежать лицензионным требованиям США для экспорта в Россию.
На данный момент Ван Клик сказала, что переговоры сосредоточены на том, где будет построена новая линия, хотя она сказала, что Aerojet предпочла бы производственную линию в США, если можно будет сделать обоснованный бизнес-кейс. "Отрицательные стороны [перезапуска российской производственной линии] заключаются в том, что вы имеете дело с покупкой чего-то из другой страны, и есть просто много шагов, чтобы привнести что-то подобное в эту страну", - сказала она, добавив, что производство в США даст Aerojet возможность немедленно реагировать на проблемы, которые потенциально могут возникнуть во время производства.
Хотя обе стороны рассматривают возможность запуска двух отдельных производственных линий — одной американской и одной российской — Ван Клик заявила, что не уверена в наличии спроса на обе линии. "Для создания такой линии требуются значительные инвестиции",-сказала она, добавив, что, несмотря на это, Aerojet полностью готов к запуску в производство, и это происходит с 1990-х годов, когда ныне несуществующая Kistler Aerospace разработала свою многоразовую ракету K-1 вокруг модифицированного NK-33 Aerojet.
"У нас есть все чертежи для производства двигателей, они переведены и готовы к запуску в производство", - сказала она. "Нам нужно убедиться, что у нас есть база поставок для различных компонентов, которые мы покупаем, и у нас есть некоторая технологическая работа, чтобы воспроизвести вещи в этой стране, но мы действительно не видим значительных рисков для этого. Это не тривиальный процесс для запуска в производство, но мы полностью готовы сделать это, если это имеет экономический смысл."
Тем не менее, двигатели, произведенные в России, скорее всего, будут стоить дешевле, чем двигатели, произведенные внутри страны, сказала она. Кроме того, поскольку НК-33 производится в России, вполне вероятно, что перезапуск производственной линии там может быть осуществлен быстрее, чем запуск с нуля в Соединенных Штатах, что может занять четыре или пять лет.
"Мы считаем, что возможность закупать двигатели у России будет иметь ценовую выгоду. Возможно, через пять лет это будет не так, но сегодня это так", - сказал Ван Клик. "Учитывая эту неопределенность, мы оцениваем оба сценария для американских клиентов и считаем, что русские делают то же самое, чтобы оценить их потребности."
На данный момент единственным четким спросом на NK-33 с точки зрения Aerojet является Orbital и его обязательства по CRS, которые, по словам одного из источников в промышленности США, предполагают два запуска Taurus 2 в год. Но если скорость запуска увеличится, Ван Клик сказал, что в будущем может возникнуть необходимость в новом производстве.
"С точки зрения США, в оптимистическом смысле, вы могли бы привести аргумент, что кто-то должен начать устанавливать линию через три года", - сказала она. "Мы оцениваем как номинальные, так и оптимистичные случаи."
Этой осенью компания Aerojet планирует провести длительные испытания НК-33 в Самаре. Запланированное на конец сентября или начало октября испытание может повысить доверие к двигателю. "Успешная демонстрация повысит уровень доверия и позволит нам снизить заложенный сейчас запас прочности, который мы сейчас вынужденно закладываем в ТТХ, - сказал 28 августа Антонио Элиас, вице-президент и генеральный менеджер группы передовых программ Orbital. - Проведя это наземное испытание, мы сможем летать с меньшими его запасами."
Ван Клик сказал, что предстоящее испытание, которое Aerojet готовит уже более года, не связано с обсуждениями о возобновлении производства.
"Однако, если эти тесты приведут к другим будущим приложениям, они могут стать связанными. Если тест будет очень успешным, это может привести к будущим клиентам, и это может привести к необходимости производства раньше", - сказала она.
https://spacenews.com/aerojet-looking-restart-production-nk-33-engine/
-
Цитата: Sam Grey от 18.06.2021 20:06:23В К-1 они закладывались на модификацию AJ26-62, которую им сделала бы Aerojet, но до этого даже не дошло
Спасибо!
ЦитироватьAn evolution of the Hadley architecture, the Ursa Major Ripley engine is a 35,000 lbf class, liquid oxygen and kerosene engine.
Leveraging the manufacturing and design methodologies of the Hadley, Ripley provides a boost propulsion solution for an equally diverse set of vehicles. Ripley delivers industry-leading performance and power at a price point set to change the space launch industry.
https://www.ursamajortechnologies.com/engines
155,7 кН, 15,9 тс тяги. Тоже ЖК+керосин. И тоже замкнутый.
Цитата: C-300-2 от 18.06.2021 19:17:02все двигуны названы в честь баб из фильмов/игр.
Рипли и Самуса я нашёл, а вот Хадли откуда?
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/39538.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/39539.webp) (из игры Метроид для Нинтендо)
Неужели из Доктора Хауса?
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/39540.jpg)
Что-то в сравнение с другими персонажами не идёт.
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 20.06.2021 09:27:32Рипли и Самуса я нашёл, а вот Хадли откуда?
ЦитироватьFor small launchers, Ursa Major makes a 5,000-pound thrust liquid oxygen and kerosene Hadley engine, named after a character in Ray Bradbury's The Veldt.
https://spacenews.com/rocket-engine-startup-sees-opportunities-in-crowded-launch-market/
Про Самус:
ЦитироватьA 50,000-pound liquid hydrogen engine called Samus, after a character in the Nintendo video game series Metroid, was designed for medium-sized launchers but the company is shelving that engine and working on other products, said Joe Laurienti, founder and CEO of Ursa Major.
"That was some early government work that we did. Samus is still a notional product but we think that it's going to be leapfrogged by some other products," said Laurienti, who previously worked as a propulsion engineer at SpaceX and Blue Origin.
https://www.ursamajortechnologies.com/everything-else
Цитата: C-300-2 от 22.06.2021 20:27:04Про Самус:
Цитата: undefinedA 50,000-pound liquid hydrogen engine called Samus, after a character in the Nintendo video game series Metroid, was designed for medium-sized launchers but the company is shelving that engine and working on other products, said Joe Laurienti, founder and CEO of Ursa Major.
"That was some early government work that we did. Samus is still a notional product but we think that it's going to be leapfrogged by some other products," said Laurienti, who previously worked as a propulsion engineer at SpaceX and Blue Origin.
https://www.ursamajortechnologies.com/everything-else
Почему не
Camus? Было бы гораздо интереснее!
Цитата: Дмитрий В. от 22.06.2021 20:35:56Почему не Camus?
Это что такое?..
Cum-ass?..
Цитата: C-300-2 от 22.06.2021 20:37:38Цитата: Дмитрий В. от 22.06.2021 20:35:56Почему не Camus?
Это что такое?..
Cum-ass?..
:o
https://ru.wikipedia.org/wiki/Camus
Цитата: Дмитрий В. от 22.06.2021 20:50:53(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/Smileys/fugue/shocked.png)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Camus (https://ru.wikipedia.org/wiki/Camus)
Да откуда ж мне, инженегру с завода (пусть и двигательного), знать про столь элитарный продукт?.. :o
Вот про казахстанский коньяк в пятилитровых канистрах (ещё вкусы разные, приятные - шоколадный там, вишнёвый) - знаю, пробовал. Камю не знаю :(
Так, отвлеклись на Самус Арану и коньяк Камю, можно и дальше продолжить.
Компания ФантомСпэйс предполагает использовать двигун "Хэдли" в своей РН лёгкого класса "Дайтона" и вот что пишет про "Хэдли":
https://www.phantomspace.com/daytona-rocket
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/39607.jpg)
Цитироватьhe Hadley engines developed by Ursa Major are pump-fed ultra-high efficiency 3D printed rocket engines.
The engines use liquid oxygen (LOX) and rocket propellant-1 (RP-1) as fuel.
Propellant: LOX / RP-1
Sea Level Thrust: 22.2 kN / 5000 lbf
Vacuum Thrust: 26.7 kN / 6000 lbf
Specific Impulse: 302s
Отмечается, что на второй ступени Дайтоны - 1 вакуумный двигун, но почему-то тяга такая же, как и у земного...
ЦитироватьSECOND STAGE
Shortly after first stage separation, the second stage ignites and begins the Daytona's final step in reaching orbit.
The second stage uses a single vacuum optimized Hadley engine, as well as contains the avionics and all necessary computing for travelling to, through, and from space.
Height 6.6 m / 21.7 ft
Diameter 1.25 m / 4.1 ft
Thrust 26.7 kN / 6000 lbf
Typical Burn: 480s to 520s
Так, чо-то тут какой-то пи$дё#ь.
Во-первых, соотношение тяги земной к вакуумной даёт 1,203. Так не бывает, это слишком много. Обычно тяга в вакууме для оптимизированного двигуна больше на 9...12%.
Далее. 302 секунды - явно удельный импульс на уровне моря. Тогда сколько будет в вакууме?.. 1,203*302=363 секунды! РД-170 и Раптор седеют и тихо уползают в сторону.
Вывод?.. 26,7 кН есть тяга вакуумного варианта двигуна "Хэдли". Соответственно, его удельный импульс те самые 363 с. Что есть зэр гут, весьма зэр гут!
П. С. если кому интересно, может прикинуть массу компонентов, расходуемых ступенями - время работы ступеней на сайте приведены.
ЦитироватьUrsa Major планирует разрушить тренд на вертикальную интеграцию при конструировании ракет-носителей
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/39608.jpg)
Большинство разработчиков новых ракет-носителей предпочитают создавать двигатели самостоятельно. Ursa Major Technologies хочет это изменить. На фото — три из восьми двигателей Hadley (топливная пара «керосин-жидкий кислород»), построенных компанией после разворачивания их серийного производства. Источник фото: Ursa Major Technologies
Стартап из Колорадо Ursa Major Technologies (UMT) выпустил линейку ракетных двигателей в расчёте на то, что конструкторы малых носителей предпочтут готовые решения вместо самостоятельно построенных.
Не далее как этой весной Ursa Major уже поставила несколько экземпляров своего первого продукта — это мотор под названием Hadley, тягой ~2267 кгс на топливной паре «керосин-жидкий кислород» — клиенту Generation Orbit; также в разработке более крупный вариант двигателя.
Основанная в 2015 году, Ursa Major осенью того же года получила грант от Space Angels Network, синдиката «первоначальных инвесторов», который ранее спонсировал NanoRacks, Made In Space, Planet и другие многообещающие стартапы космической тематики; также UMT привлекла в качестве консультантов бывших министра ВВС Дебору Ли Джеймс и генерального директора Northrop Grumman Рональда Шугара.
Главной задачей в Ursa Major видят смену парадигмы у разработчиков малых систем: им следует отдавать проектирование и изготовление двигателей на аутсорс, а не пытаться копировать методику SpaceX или Blue Origin.
Основатель и генеральный директор UMT Джо Лауренти сформулировал данную мысль следующим образом: «Первое, что мы слышим в качестве аргумента — «но наш двигатель особенный и нашей компании не станет без него». Допустим, но если за счёт использования двигателей сторонней разработки можно будет увеличить маржу, большинству это так или иначе наверняка станет интересно».
Три лидера в области сверхмалых ракет-носителей — Rocket Lab, Virgin Orbit и Vector Space Systems — пока что строят свои двигатели сами. Но уже как минимум две компании, Generation Orbit и ABL Space Systems, озвучили свои планы по использованию продукции Ursa Major в собственных РН.
Generation Orbit из Атланты провела тестовый прожиг в июне, на площадке флоридского космодрома Сесила, Джексонвилл; интегрированные наземные испытания с подключением «ходовых макетов» баков топлива и окислителя показали, что Hadley вполне способен разогнать одноступенчатую ракету с воздушным стартом GOLauncher1 как минимум до гиперзвуковых скоростей.
ABL Space Systems, базирующаяся в Эль Сегундо, Калифорния, сформирована в основном выходцами из SpaceX и Virgin Orbit; здесь строят двухступенчатую РН RS1 с ожидаемой ценой запуска около 17 миллионов долларов — вторая ступени тоже проектируется с использованием Hadley, а первая — с двумя двигателями Ripley от UMT, общей тягой ~32 тс. Первый старт носителя ожидается в 2020 году.
Лауренти считает, что сфокусировавшись исключительно на двигателях, его компания создаёт продукт лучше, чем те, кто распыляет ресурсы на изготовление ракеты целиком; по словам Джо, индустрию пусковых услуг ждёт то же самое, что и авиацию когда-то, и провайдеры начнут зарабатывать на операционной деятельности, а не на непосредственном производстве компонентов.
«Посмотрите внимательно — вы видите, чтобы Boeing делал для себя двигатели? И уж конечно, этим не занимается United Airlines», — объясняет Лауренти — «Нет, United Airlines занимается доставкой чего-то из пункта А в пункт Б, точно так же, как United Launch Alliance или SpaceX. Возможность не городить вертикально интегрированные цепочки — вот что мы хотим дать другим компаниям».
Впрочем, до того, как основать Ursa Major, Лауренти сам поработал и в SpaceX, и в Blue Origin — как и большая половина его работников. Результат налицо: въехав осенью 2016 года в когда-то принадлежавшее Ball Aerospace здание в Бертхауде, Колорадо, площадью около 585 кв.м., Джо и его команда уже к весне 2018 года прожигали Hadley, свой первый двигатель, после 16 месяцев разработки и производства; к этому моменту, как сказал Лауренти, изготовлено уже восемь штук. Также в компании обещают к 2020 году закончить более крупный мотор Ripley на той же топливной паре, что и Hadley, но уже тягой ~16 тс. «Если даже хотя бы один или два ракетных стартапа преуспеют, то мы уже получим свою долю рынка», — говорит Джо.
https://habr.com/ru/post/419621/
ОСИ двигуна "Хэдли". ИМХО, можно наблюдать пристеночный слой в виде периодических чёрных полос. Нечто подобное бывает видно и на других двигунах.
Галерея фотографий на сайте Урсы мажор (почему-то прямой ссылки на сайте не нашёл) https://www.ursamajortechnologies.com/gallery
Фирма хватсается, что сделала контроллер. управляющий "Хэдли"
ЦитироватьCONTROLLER FOR THE FIRST AMERICAN OXIDIZER-RICH STAGED COMBUSTION ENGINE
URSA MAJOR, A 10-PERSON STARTUP, CAME TO SOE WITH A REQUEST TO BUILD A NEW CONTROLLER FOR THE HADLEY ENGINE. THE HADLEY IS A 5,000 LBF THRUST, LIQUID OXYGEN AND KEROSENE ENGINE DESIGNED FOR ORBITAL AND SUBORBITAL LAUNCH VEHICLES AND THE FIRST AMERICAN OXIDIZER-RICH STAGED COMBUSTION CYCLE ROCKET ENGINE.
URSA had a tight budget and an even tighter timeline. The controller had to be lightweight, reliable, space-worthy and efficient — without the exorbitant costs of traditional space-rated avionics. It had to control the engine's throttle, propellant usage, thrust vectoring, and ignition timing, detect and isolate faults, and send out alerts if any of the above were off. With real-time control requirements and more than 25 I/O, the core of the controller would require a powerful embedded processor.
We designed a real-time embedded control system with I/O including temperature sensors, pressure sensors, BLDC motor drivers, valve drivers, speed and position sensors, and servovalve drivers, all in an 8" x 3.5" box.
Our team explored and presented three production options: using all traditional space-rated parts, automotive parts, or a combination of off-the-shelf parts. The goal was to balance cost, testing requirements, reliability, and options for our customer.
Since 2016, we've helped URSA grow from a 10-person startup into an established aerospace company, landing additional propulsion contracts and attracting new rounds of investment. Today, we're building a controller for their new Ripley Engine: a 35,000 lbf, liquid oxygen and kerosene engine designed to deliver industry-leading performance and power at a price point set to change the space launch industry. We're grateful for our successful partnership and look forward to continuing to help Ursa grow.
https://soeffects.com/ursa-case-study/
На сайте есть фоточки. Я в электронике ка свинья в апельсинах, кому интересно - гляньте.
Вот есть такая симпатичная схема "Хэдли"
ТНА Хэдли.
Сверху вниз:
- узел качания;
- одноступенчатый насос Г;
- насос Ок;
- турбина с газогенератором.
Газик похоже напечатан зацело на 3Д принтере.
Дожимного насоса Г не вижу. Горючее явно отбирается с выходного патрубка-диффузора насоса Г и идёт в ФГ ГГ.
На насосах О и Г видно множество штуцеров - дренажи компонентов из разделительного узла.
Хэдли и Рипли рядом
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/39610.jpg)
Цитата: undefinedThrough internally developed materials and processes, Ursa Major additively manufactures 80% of its engines. Hadley, a 5,000 pound-force engine capable of launching orbital and suborbital vehicles, is part of the Air Force Research Laboratory (AFRL)'s X-60A program. Launch services provider Generation Orbit is developing the X-60A air-launched rocket designed for hypersonic flight research under an AFRL Small Business Innovation Research (SBIR) contract. In 2020, Generation Orbit completed the X-60A integrated vehicle propulsion system ground test campaign in Jacksonville, Florida. The test runs included both cold flow and hot-fire testing with Ursa Major's Hadley liquid rocket engine.
...
At its Berthoud, Colorado site, the Ursa Major team designs, engineers, and assembles the engines on-site before testing them. The company has produced dozens of propulsion systems throughout the last two years, predominantly using direct metal laser sintering (DMLS) 3D printing technology. In 2020, the company expanded its test facilities with the grand opening of the UB01 control center and activated its second test stand, where an upgraded version of the Hadley engine ran for thousands of seconds during the second quarter of 2020. The company is working on expansion plans for its Berthoud campus to unify all of its sites into one in 2021.
https://3dprint.com/278184/startup-accelerator-ursa-major-is-3d-printing-rocket-engines-to-grow-space-economy/
По ссылке есть фоточка напечатанных газогенераторов.
Цитата: C-300-2 от 22.06.2021 21:09:20Так, чо-то тут какой-то пи$дё#ь.
Во-первых, соотношение тяги земной к вакуумной даёт 1,203. Так не бывает, это слишком много. Обычно тяга в вакууме для оптимизированного двигуна больше на 9...12%.
Далее. 302 секунды - явно удельный импульс на уровне моря. Тогда сколько будет в вакууме?.. 1,203*302=363 секунды! РД-170 и Раптор седеют и тихо уползают в сторону.
Вывод?.. 26,7 кН есть тяга вакуумного варианта двигуна "Хэдли". Соответственно, его удельный импульс те самые 363 с. Что есть зэр гут, весьма зэр гут!
П. С. если кому интересно, может прикинуть массу компонентов, расходуемых ступенями - время работы ступеней на сайте приведены.
А у ССМЕ и рд-0120? у них тоже соотношение ~1,2
Цитата: Просто Василий от 23.06.2021 06:49:41А у ССМЕ и рд-0120? у них тоже соотношение ~1,2
Они ж на второй ступени и стоят - оптимизированы больше под вакуум. Вспомните туда же центральный двигатель МБР "Атлас".
Любят мериканцы ставить ТНА сверху КС
Цитата: Дмитрий В. от 22.06.2021 20:35:56Цитата: C-300-2 от 22.06.2021 20:27:04Про Самус:
Цитата: undefinedA 50,000-pound liquid hydrogen engine called Samus, after a character in the Nintendo video game series Metroid, was designed for medium-sized launchers but the company is shelving that engine and working on other products, said Joe Laurienti, founder and CEO of Ursa Major.
"That was some early government work that we did. Samus is still a notional product but we think that it's going to be leapfrogged by some other products," said Laurienti, who previously worked as a propulsion engineer at SpaceX and Blue Origin.
https://www.ursamajortechnologies.com/everything-else
Почему не Camus? Было бы гораздо интереснее!
Да ладно вам, Samus Aran тоже интересный персонаж...
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/39612.png)
Цитата: C-300-2 от 22.06.2021 20:54:41Да откуда ж мне, инженегру с завода (пусть и двигательного), знать про столь элитарный продукт?.. (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/Smileys/fugue/shocked.png)
А вот всякие cum & ass вы знаете! :-[
Цитата: C-300-2 от 22.06.2021 20:54:41Вот про казахстанский коньяк в пятилитровых канистрах (ещё вкусы разные, приятные - шоколадный там, вишнёвый) - знаю, пробовал. Камю не знаю :(
Казахстан, алга!
Цитата: C-300-2 от 22.06.2021 21:02:17Компания ФантомСпэйс предполагает использовать двигун "Хэдли" в своей РН лёгкого класса "Дайтона" и вот что пишет про "Хэдли":
Кстати, любопытные ракеты. Их одноразовая РН уступает Falcon 9 по МюПГ, но имеет такую же тягу на единицу ПН, т.е. выше чем у большинства РН (41 тонна на тонну ПН против 62-67 у остальных РН).
А вот их многоразовая РН имеет многоразовую первую ступень И тягу на кг ПН в 41 тонну. В то же врем многоразовый Falcon 9 выдаёт при возвращение 60 с копейками тонн на тонну ПН, как и Starship. Либо лукавят Фантомы, либо они превзошли SpaceX.
Цитата: C-300-2 от 22.06.2021 21:09:20Так, чо-то тут какой-то пи$дё#ь.
Во-первых, соотношение тяги земной к вакуумной даёт 1,203. Так не бывает, это слишком много. Обычно тяга в вакууме для оптимизированного двигуна больше на 9...12%.
Далее. 302 секунды - явно удельный импульс на уровне моря. Тогда сколько будет в вакууме?.. 1,203*302=363 секунды! РД-170 и Раптор седеют и тихо уползают в сторону.
Вывод?.. 26,7 кН есть тяга вакуумного варианта двигуна "Хэдли". Соответственно, его удельный импульс те самые 363 с. Что есть зэр гут, весьма зэр гут!
П. С. если кому интересно, может прикинуть массу компонентов, расходуемых ступенями - время работы ступеней на сайте приведены.
ИМХО, просто сопло с большой степенью расширения, что объясняет низкий УИ на уровне моря (310 у РД-170, 330 у Раптора и всего 302 у Hadley) и высокий УИ в вакууме (337 у РД-170 против 363 у Hadley). Установи на Раптор вакуумный насадок, и получишь 380 секунд УИ, а без насадка выйдет 360 секунд вакуумного УИ.
А вот кто реально должен поседеть, так это РД-0124. Столько извращений ради лишних секунд УИ, а тут какой-то стартап показывает больший результат. Хотя тяга меньшая, но тем не менее, думаю на более тяговых моделях такое же соотношение сохранится.
Цитата: Просто Василий от 23.06.2021 08:03:11Любят мериканцы ставить ТНА сверху КС
Мне эта схема тоже нравится.
На сайте UMT (Ursa Major Technology) можно найти стильное изображение медведя. Я вижу 2 объяснения: банальное и нет.
Банальное:
Ursa Major Constellation:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/39613.jpg)
И Marvel's Ursa Major:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/72725.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/39614.png)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/55781.png)
В русской локализации Большая Медведица, майор Михаил Юрьевич Арсус.
Появился в комиксах в 1981, является советским суперсолдатом, этакий аналог Халка, только физически слабее, зато сохраняющий ум и личность. Кстати, на одной из обложек комикса он на глазах у офигевающих мстителей заломал руки Халку.
Мне версия с советским суперсолдатом больше нравится)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/39615.jpg)
Походу сайт стал не о космонавтики, а о комиксах, скучно становится здесь.
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 23.06.2021 08:15:26А вот всякие cum & ass вы знаете! (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/Smileys/fugue/embarrassed.png)
Это я ещё держусь в рамках приличия.
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 23.06.2021 08:27:49ИМХО, просто сопло с большой степенью расширения
Не заметно.
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 23.06.2021 08:27:49что объясняет низкий УИ на уровне моря (310 у РД-170,
302 с - нормальный удельный импульс для замкнутого керосинового двигуна с умеренным давлением в КС (Старый одобряэ). 286,5 с 8Д717 (рк=105,5 кгс/см. кв.), 296,9 у 11Д111 (рк=14,55 МПа).
Так что мой вывод всё-таки верен.
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 23.06.2021 08:27:49Столько извращений ради лишних секунд УИ
каких извращений?..
В обоих случаях замкнутая схема с дожиганием кислого газа. В случае с 14Д23 степень расширения ограничена габаритами хвостового отсека 14А14-1б. Если б ограничения сняли, то поднять степень расширения и удельный импульс - не проблема.
Вон, у Е-2 в вакуумной версии Лаунчерспэйса тоже 365 с декларируется. И я им верю. :(
Кажется, я начинаю понимать, откуда Урса Мажор начала черпать источник вдохновения, тсзть... А, быть может, и технологий.
"HydroCarbon Boost design and test data is available to entire U.S. industrial base." https://afresearchlab.com/technology/successstories/hydrocarbon-boost-hcb-technology-development-program/
Из свитера Урсы мажор фоточки в добром качестве.
Двигатель Хэдли (2,27 тс).
Двигатель Рипли (22,7 тс)
Комментарий к фотке обработки огневой стенки:
"There's nothing quite like watching a nice, clean Ripley chamber liner—3D printed out of copper to withstand increased temperature, and expertly machined. "
Вакуумный вариант Хэдли. Обеспечена возможность многократного запуска. Испытания с укороченным насадком (надо думать для того, чтобы в сопло не вошёл скачок уплотнения).
и ещё
Урса Мажор анонсировали двигатель тягой 90 тс Эрровэй, на кислород-метане.
https://www.ursamajor.com/engines/arroway
Картинка: https://forum.nasaspaceflight.com/index.php?action=dlattach;topic=41331.0;attach=2105796;image
Цитата: C-300-2 от 03.06.2022 10:24:51Урса Мажор анонсировали двигатель тягой 90 тс Эрровэй, на кислород-метане.
https://www.ursamajor.com/engines/arroway
Картинка: https://forum.nasaspaceflight.com/index.php?action=dlattach;topic=41331.0;attach=2105796;image
На восстановительном ГГ однако...
Цитата: Дмитрий В. от 03.06.2022 13:56:24На восстановительном ГГ однако...
Да, я тоже к такому выводу пришёл.
Цитата: C-300-2 от 03.06.2022 17:25:47Цитата: Дмитрий В. от 03.06.2022 13:56:24На восстановительном ГГ однако...
Да, я тоже к такому выводу пришёл.
Да там на сайте прямо написано : fuel-rich staged combustion architecture
Урса Мажор сообщают, что провели уже 1000 ОСИ (пока только Хэдли): https://www.ursamajor.com/blog/three-two-one-here-we-go
Мажоры из Урсы провели в марте цикл из более чем 50 ОСИ ЖРД "Дрэйпер". ЖРД, по словам представителей компании, предназначен для применения на гиперзвуковых летательных аппаратах, в том числе перехватчиках. Тяга "Дрэйпера" - 1,8 тс, компоненты топлива - высококонцентрированная перекись водорода (ВПВ) и керосин. ЖРД выполнен по замкнутой схеме с дожиганием продуктов разложения разложения перекиси в катализаторе.
(Примечание: разумно ожидать, что, как и во многих известных ЖРД замкнутой схемы, использующих ВПВ, охлаждение камеры сгорания организовано с помощью ВПВ.)
https://spacenews.com/ursa-major-completes-ground-tests-of-new-hypersonic-rocket-engine/
Ну, и на какие ракеты эти двигатели летают / будут лететь ?
Цитата: C-300-2 от 31.05.2024 22:20:03Мажоры из Урсы провели в марте цикл из более чем 50 ОСИ ЖРД "Дрэйпер". ЖРД, по словам представителей компании, предназначен для применения на гиперзвуковых летательных аппаратах, в том числе перехватчиках. Тяга "Дрэйпера" - 1,8 тс, компоненты топлива - высококонцентрированная перекись водорода (ВПВ) и керосин. ЖРД выполнен по замкнутой схеме с дожиганием продуктов разложения разложения перекиси в катализаторе.
(Примечание: разумно ожидать, что, как и во многих известных ЖРД замкнутой схемы, использующих ВПВ, охлаждение камеры сгорания организовано с помощью ВПВ.)
https://spacenews.com/ursa-major-completes-ground-tests-of-new-hypersonic-rocket-engine/
ВПВ тупик.
Жёсткий и безнадёжный.
Как в него можно забрести в 21 веке - совершенно непонятно.
Даже в 1950х годах туда попадали по инерции от спешки 1940х годов.
Цитата: amster от 02.06.2024 14:32:01ВПВ тупик.
Жёсткий и безнадёжный.
почему?
криогенное, нежизнеспособно в долгосрочной перспективе, вон былбы старшип на впв проблем с плитками не было бы
в итоге конечно будет реактор и вода
Цитата: amster от 02.06.2024 14:32:01Цитата: C-300-2 от 31.05.2024 22:20:03Мажоры из Урсы провели в марте цикл из более чем 50 ОСИ ЖРД "Дрэйпер". ЖРД, по словам представителей компании, предназначен для применения на гиперзвуковых летательных аппаратах, в том числе перехватчиках. Тяга "Дрэйпера" - 1,8 тс, компоненты топлива - высококонцентрированная перекись водорода (ВПВ) и керосин. ЖРД выполнен по замкнутой схеме с дожиганием продуктов разложения разложения перекиси в катализаторе.
(Примечание: разумно ожидать, что, как и во многих известных ЖРД замкнутой схемы, использующих ВПВ, охлаждение камеры сгорания организовано с помощью ВПВ.)
https://spacenews.com/ursa-major-completes-ground-tests-of-new-hypersonic-rocket-engine/
ВПВ тупик.
Жёсткий и безнадёжный.
Как в него можно забрести в 21 веке - совершенно непонятно.
Даже в 1950х годах туда попадали по инерции от спешки 1940х годов.
ВПВ-керосин,при всех нюансах работы с перекисью - это достаточно хорошая пара: высокая плотность, доступнлость, долгохранимость, негриогенность и относительно низкая токсичность. Для многих применений - вполне.
Новости космонавтики № 12 / 2004 «Чистая» перекись И.Афанасьев (http://www.lpre.de/resources/articles/H2O2.pdf)
да, как ни крути для марса альтернативы нет
Цитата: amster от 02.06.2024 14:32:01ВПВ тупик.
Жёсткий и безнадёжный.
По правде говоря, мне ВПВ не нравится из-за её склонности к пожарам и взрывам.
Это тот случай, когда недостатки являются продолжением достоинств.
Хотя я допускаю ситуации, когда ВПВ - неизбежное зло :)
В данном конкретном случае... Явно хотели иметь некриогенное самовоспламеняющееся (керосин воспламеняется в горячих продуктах разложения перекиси)
нетоксичное топливо.
Цитата: C-300-2 от 03.06.2024 08:15:41Цитата: amster от 02.06.2024 14:32:01ВПВ тупик.
Жёсткий и безнадёжный.
По правде говоря, мне ВПВ не нравится из-за её склонности к пожарам и взрывам.
Можно подумать, метан или там водород к этому несклонны.
Цитата: nonconvex от 04.06.2024 03:30:57Цитата: C-300-2 от 03.06.2024 08:15:41Цитата: amster от 02.06.2024 14:32:01ВПВ тупик.
Жёсткий и безнадёжный.
По правде говоря, мне ВПВ не нравится из-за её склонности к пожарам и взрывам.
Можно подумать, метан или там водород к этому несклонны.
Метан наименее склонен к "пожарам и взрывам" из всех видов горючего, приемлемых для РН.
Водород - наиболее.
Не нужно роднить их по этому показателю.
Взрывается все вышеперечисленное, при фамильярном обращении. Союзы/Прогрессы однако уж сколько лет на ВПВ летают, без проблем.
Цитата: nonconvex от 04.06.2024 03:30:57Можно подумать, метан или там водород к этому несклонны.
Я не спорю, но всё же разговор вёлся в контексте высококипящих топлив. :)
В своём посте постарался это подчеркнуть:
ЦитироватьВ данном конкретном случае... Явно хотели иметь некриогенное самовоспламеняющееся (керосин воспламеняется в горячих продуктах разложения перекиси) нетоксичное топливо.
Т. е. эту пару выбрали по критерию (в том числе) удобства обращения.
Цитата: C-300-2 от 04.06.2024 08:29:42Цитата: nonconvex от 04.06.2024 03:30:57Можно подумать, метан или там водород к этому несклонны.
Я не спорю, но всё же разговор вёлся в контексте высококипящих топлив. :)
В своём посте постарался это подчеркнуть:
ЦитироватьВ данном конкретном случае... Явно хотели иметь некриогенное самовоспламеняющееся (керосин воспламеняется в горячих продуктах разложения перекиси) нетоксичное топливо.
Т. е. эту пару выбрали по критерию (в том числе) удобства обращения.
ВПВ лишь условно "нетоксична".
Было множество смертей от ВПВ.
В том числе на Р7, и достаточно недавно.
И "криогенность" - жупел с плавающей границей применимости термина.
Были времена когда метан не считался "криогенным".
И, если уж назвали метан "криогенным",
то волшебный водород нужно называть "ультра/гиперкриогенным".
Комплекс мероприятий по обеспечению работы с жидкими водородом
на порядки отличается по сложности и стоимости от такового с жидким метаном.
Поэтому объединять их один термином "оба криогенны" в лучшем случае бессмысленно,
а чаще всего - глупость, доводящая до вредителства и саботажа.
Если не пугаться некорректного клейма "криогенный" и рационально разобраться,
то становится ясно,
что пара ВПВ/керосин на РН значительно сложнее, дороже и опаснее, чем ЖК/ЖМ.
Цитата: nonconvex от 04.06.2024 03:30:57Можно подумать, метан или там водород к этому несклонны.
Сами по себе, в отличии от ВПВ - не склонны.
Цитата: amster от 04.06.2024 09:19:08что пара ВПВ/керосин на РН значительно сложнее, дороже и опаснее, чем ЖК/ЖМ.
Сравнивать ВПВ/керосин и ЖК/ЖМ имеет смысл только применительно к тем двигателям, которые разрабатываются для схожих задач. Ursa Major разрабатывает этот двигатель для лунных посадочных модулей и для космических буксиров. Пока единственным примером работающего на ЖК/ЖМ двигателя можно считать VR900 от Intuitive Machines. Ещё есть Raptor. Но хотя он уже достиг стадии ЛКИ, но задачу длительного хранения ЖК/ЖМ SpaceX только предстоит решить. Ещё над подобными двигателями работают Impulse Space (Deneb - CH4/LOX) и Blue Origin (BE-7 - LH2/LOX). Проект ACES закрыли. Вроде пока больше никто криогенное топливо для длительных миссий использовать не планирует. И сравнивать надо преимущества и недостатки топливной пары не только применительно к двигателю, а применительно к лунному посадочному модулю или другим подобным задачам. Насколько я понимаю, длительное хранение криогенного топлива должно иметь свои издержки.
Draper имеет смысл сравнивать в первую очередь с двигателями на НДМГ/АТ и пр. Будет интересно, если у них получится сделать ракетную ступень лучше, чем на НДМГ/АТ.
Цитата: Demir_Binici от 04.06.2024 19:30:40Ursa Major разрабатывает этот двигатель для лунных посадочных модулей и для космических буксиров.
Этот - это какой?! :o :o :o
Цитата: Demir_Binici от 04.06.2024 19:30:40Будет интересно, если у них получится сделать ракетную ступень лучше, чем на НДМГ/АТ.
Мажоры из Урсы именно ракетной техникой не занимаются, у них бизнесмодель: делают двигатели и продают их заказчику. Пока Дрэйпер установили на гиперзвуковой исследовательский аппарат...
Цитата: C-300-2 от 04.06.2024 21:07:45Этот - это какой?!
А вы не можете понять из контекста обсуждения какой? Много других двигателей на ВПВ/керосин?
Цитата: Demir_Binici от 04.06.2024 21:49:02А вы не можете понять из контекста обсуждения какой? Много других двигателей на ВПВ/керосин?
Не могу. Потому что ни разу нигде не слышал, чтобы Дрейпер предлагали "
для лунных посадочных модулей и для космических буксиров".
Цитата: Demir_Binici от 04.06.2024 21:49:02Много других двигателей на ВПВ/керосин?
Из ныне создаваемых - ну, как минимум, ещё замкнутый Скайфорс.
Цитата: C-300-2 от 04.06.2024 21:54:06Цитата: Demir_Binici от 04.06.2024 21:49:02А вы не можете понять из контекста обсуждения какой? Много других двигателей на ВПВ/керосин?
Не могу. Потому что ни разу нигде не слышал, чтобы Дрейпер предлагали " для лунных посадочных модулей и для космических буксиров".
https://spacenews.com/ursa-major-completes-ground-tests-of-new-hypersonic-rocket-engine/ (https://spacenews.com/ursa-major-completes-ground-tests-of-new-hypersonic-rocket-engine/)
Цитировать"Draper can throttle down below 10% max power which is really nice for applications like terminal phase on hypersonics or landing on a non-terrestrial surface." -
founder and chief executive officer Joe Laurienti told reporters
Цитата: Demir_Binici от 04.06.2024 22:23:53or landing on a non-terrestrial surface
О, спасибо. Я только про гиперзвуковые применения запомнил.
В принципе, логично - топливо-то долгохранимое... Известная история - в СССР в Энергомаше разработали и испытали РД-502 (кажется) на ВПВ-керосине для лунного посадочного корабля.
Цитата: C-300-2 от 04.06.2024 21:07:45Мажоры из Урсы именно ракетной техникой не занимаются, у них бизнесмодель: делают двигатели и продают их заказчику. Пока Дрэйпер установили на гиперзвуковой исследовательский аппарат...
.. и обсуждают с потенциальными партнёрами тестовые полёты с 2026 года. Надеюсь, что среди партнёров не только производители оружия. Интересно будет посмотреть на лунный посадочный модуль с двигателем RP-1/HTP.
Технологии длительного хранения CH4/LOX и LH2/LOX тоже развивают.
В перспективе будет возможность полностью отказаться от производных гидразина.
Пусть расцветают сто цветов (c)
Цитата: Demir_Binici от 05.06.2024 07:09:46.. и обсуждают с потенциальными партнёрами тестовые полёты с 2026 года.
Это что-то по космической тематике?.. А чего ж сюда-то не выкладываете, а?.. :( У меня за всем уследить не выходит.
Цитата: C-300-2 от 05.06.2024 08:08:23Цитата: Demir_Binici от 05.06.2024 07:09:46.. и обсуждают с потенциальными партнёрами тестовые полёты с 2026 года.
Это что-то по космической тематике?.. А чего ж сюда-то не выкладываете, а?.. :( У меня за всем уследить не выходит.
Это из той же статьи, на которую выше была ссылка.
https://spacenews.com/ursa-major-completes-ground-tests-of-new-hypersonic-rocket-engine/ (https://spacenews.com/ursa-major-completes-ground-tests-of-new-hypersonic-rocket-engine/)
Вы же сами её первый выложили (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=19378.msg2648431#msg2648431), тем самым оживив тему.
Там в самом конце:
ЦитироватьUrsa Major is in discussions with potential partners for test flights of the Draper engine in 2026, he said.
Однозначно сказать нельзя, по космической эти партнёры тематике или нет. Но можно надеяться, что кто-то из них и по космической. Для посадочных модулей и буксиров двигатель выглядит весьма перспективно.
Опять же, обитаемые космические станции сейчас модная тема. Для стации на орбите Земли сейчас одними электродвигателями не обойтись, а у Draper тяга 1.8 тс. Правда, не берусь судить, насколько опаснее такой двигатель в космосе, в сравнении с гидразиновыми.
Цитата: Demir_Binici от 05.06.2024 11:16:14Вы же сами её первый выложили (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=19378.msg2648431#msg2648431), тем самым оживив тему.
Проглядел :)
Я всё внимание сосредоточил на гиперзвуковом применении - и вот.
Цитата: C-300-2 от 05.06.2024 12:07:55Цитата: Demir_Binici от 05.06.2024 11:16:14Вы же сами её первый выложили (https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=19378.msg2648431#msg2648431), тем самым оживив тему.
Проглядел :)
Я всё внимание сосредоточил на гиперзвуковом применении - и вот.
Вообще по теме двигателей, это IMHO пока наиболее интересное событие 2024 года, наряду с успехом BE-4, безотказной работой всех Raptor во время IFT-3 и анонсом Deneb. Ещё можно было бы добавить повторный запуск в полёте YF-115, но подтверждений тому не было.
Цитата: Demir_Binici от 05.06.2024 13:55:48Вообще по теме двигателей, это IMHO пока наиболее интересное событие 2024 года, наряду с успехом BE-4, безотказной работой всех Raptor во время IFT-3 и анонсом Deneb. Ещё можно было бы добавить повторный запуск в полёте YF-115, но подтверждений тому не было.
А меня впечатлило успешное ОСИ Е-2 от Лаунчера. :) Ребята долго к этому шли и - успех. Причём - без взрывов на стенде. По крайней мере, ничего подобного не сообщалось...
Цитата: C-300-2 от 05.06.2024 17:01:41Цитата: Demir_Binici от 05.06.2024 13:55:48Вообще по теме двигателей, это IMHO пока наиболее интересное событие 2024 года, наряду с успехом BE-4, безотказной работой всех Raptor во время IFT-3 и анонсом Deneb. Ещё можно было бы добавить повторный запуск в полёте YF-115, но подтверждений тому не было.
А меня впечатлило успешное ОСИ Е-2 от Лаунчера. :) Ребята долго к этому шли и - успех. Причём - без взрывов на стенде. По крайней мере, ничего подобного не сообщалось...
Сейчас почитал немного их Twıtter. Посмотрел видео испытаний 12 апреля. Они пишут про эффективность 99%. Но я не понял, почему. Вы вроде профессионально разбираетесь в теме, может объясните, в чём их достижение? Само по себе конечно круто, что сделали двигатель, да ещё закрытого цикла.
Ещё более непонятно, зачем их Vast купили, да ещё сразу закрыли направление с буксиром, оставив только двигатель. Двигатель может и хорош, но зачем он такой нужен на космической станции?
Цитата: Demir_Binici от 05.06.2024 18:25:23Сейчас почитал немного их Twıtter. Посмотрел видео испытаний 12 апреля. Они пишут про эффективность 99%. Но я не понял, почему. Вы вроде профессионально разбираетесь в теме, может объясните, в чём их достижение? Само по себе конечно круто, что сделали двигатель, да ещё закрытого цикла.
Ещё более непонятно, зачем их Vast купили, да ещё сразу закрыли направление с буксиром, оставив только двигатель. Двигатель может и хорош, но зачем он такой нужен на космической станции?
С Вашего позволения - отвечу завтра и в профильной теме. Пойдёт?
Цитата: C-300-2 от 05.06.2024 18:52:03Цитата: Demir_Binici от 05.06.2024 18:25:23Сейчас почитал немного их Twıtter. Посмотрел видео испытаний 12 апреля. Они пишут про эффективность 99%. Но я не понял, почему. Вы вроде профессионально разбираетесь в теме, может объясните, в чём их достижение? Само по себе конечно круто, что сделали двигатель, да ещё закрытого цикла.
Ещё более непонятно, зачем их Vast купили, да ещё сразу закрыли направление с буксиром, оставив только двигатель. Двигатель может и хорош, но зачем он такой нужен на космической станции?
С Вашего позволения - отвечу завтра и в профильной теме. Пойдёт?
Спасибо.
Цитата: Demir_Binici от 04.06.2024 19:30:40Ещё есть Raptor. Но хотя он уже достиг стадии ЛКИ, но задачу длительного хранения ЖК/ЖМ SpaceX только предстоит решить.
Ну так это где хранить. На лунной поверхности 120+ градусов, тут и ВПВ, и НДМГ/АТ поплохеет
А под экраном холодно.