https://vk.com/wall-41152133_260386 (https://vk.com/wall-41152133_260386)
ЦитироватьЦитата: undefinedMade in Germany: немецкие компании хотят конкурировать с Илоном Маском 🇩🇪
Первый запуск ракеты немецкой частной компании Isar Aersospace запланирован на 2022 год. Это будет первая немецкая орбитальная ракета, способная выводить в космос спутники, наряду с европейской Ariane. Эксперты предсказывают создание многомиллиардного рынка и видят хорошие возможности для местной экономики.
🚀
Илон Маск продемонстрировал, что космическая отрасль может служить хорошей бизнес-моделью. Немецкая промышленность спешит присоединиться к этому мировом тренду. Компания Isar Aerospace (vk.cc/aBwvlU) уже в скором времени начнёт производство своих первых ракет в Мюнхене, Германия.
Разрабатываемая РН Spectrum длиной 27 метров способна запустить в космос полезную нагрузку весом до одной тонны. Ракета будет иметь на 1-й ступени 9 пропан-кислородных двигателей Aguila ("орёл"). К середине 2021 года компания планирует провести заключительные испытания двигателя и после его сертификации, а к концу 2021 года совершить первый орбитальный полёт.
Первый же запуск с полезной нагрузкой запланирован на 2022 год. Хотя Isar Aerospace уже утвердили ракетный полигон Эсрейндж на севере Швеции в качестве местоположения вертикального стенда для испытания двигателей, место для стартовой площадки ещё не определено. Компания изучает доступные площадки в континентальной Европе, Южной и Северной Америке, а также Австралии.
"Мы хотим создать европейскую SpaceX, частную компанию по производству космических ракет", - сказал исполнительный директор Даниэль Метцлер (Daniel Metzler).
В настоящее время SpaceX контролируют около половины мирового рынка коммерческих запусков спутников, таким образом дублируя европейскую Ariane. Ракета-носитель, финансируемая европейскими государствами, до сих пор строится по неэффективной программе и стоит значительно дороже, чем ракеты-носители Falcon от компании SpaceX. Иногда это имеет любопытные последствия: например вооруженные силы Германии запускают свои новые спутники не на Ariane, а на гораздо более дешёвой Falcon.
Spectrum планирует выводить меньше, чем самая маленькая ракета-носитель Arianespace – Vega C (она выводит 2,2 тонны). Но при этом Spectrum будет стоить около трети от её цены.
"Европа находится там, где была индустрия запусков США 15 лет назад. Мы хотим снизить цену вывода полезной нагрузки до 10 000 евро за кг ($11 700). Вы не покупаете у нас ракету, вы покупаете запуск спутника", - говорит глава Isar Aerospace.
⚙
Мюнхенская компания является самым ярким примером волны новых космических стартапов, которая началась в США под лозунгом "Новый космос". Isar Aersospace поддерживают крупные частные инвесторы, среди которых компания Airbus и фонд Earlybird. Капитал компании до конца года должен быть увеличен примерно до 100 млн евро.
Компания верит, что число европейских партнёров, которые ищут дешёвый доступ в космос для малых спутников, будет расти. "Для наших клиентов болезненно добираться до России, США или Индии, чтобы получить услуги космических запусков", – поясняет Метцлер.
Стремление бросить вызов существующему порядку европейской индустрии кажется дерзким шагом, но это неудивительно, глядя на советников компании. Их возглавляет Бюлент Атлан (Bulent Altan) – аэрокосмический инженер, присоединившийся к SpaceX в 2004 году, после окончания Стэндфордского университета. Атлан играл ключевую роль в разработке системы авионики, которая управляла Falcon 1, а затем и Falcon 9.
Команда Isar Aersospace пока состоит из 150 сотрудников. Над созданием ракеты работают люди из двух десятков стран. Благодаря новым технологиям, таким как 3D-печать и использование облачных вычислений, даже небольшие команды могут проектировать ракеты и спутники, тогда как недавно это было сферой деятельности крупных корпораций, таких как Airbus или Boeing.
"Ракетная промышленность - это не волшебство. Со времени полётов на Луну дизайн практически не изменился. Но в отличие от прошлых лет, сейчас это возможно быстрее и дешевле. Самый большой "экономический рычаг" в ракетной промышленности - это автоматизация производства", - говорит Йозеф Фляйшман (Josef Fleischmann), который в свои 28 лет является главой производства ракет в Isar Aerospace.
Инженер входил в состав студенческой исследовательской группы Мюнхенского технического университета, которая проводила испытания ракетных двигателей в Бразилии. Группа не только разработала новые двигатели, но и впервые распечатала камеры сгорания целиком, используя новые технологии 3D-печати.
"Раньше на создание камеры сгорания уходили месяцы, но сегодня мы можем сделать это за несколько дней", - говорит Фляейшман.
👥
Во всей Европе именно Германия на данный момент стоит на передовой прогресса в разработке новых систем запуска. В дополнение к Isar Aerospace, ещё два немецких стартапа планируют построить ракеты. Компании Hi-Impulse и Rocket Factory Augsburg (vk.cc/aBwvx7) также пробуют свои силы в создании ракет-носителей.
Для поддержки молодых компаний Федерация немецкой промышленности (BDI) призывает создать отдельную космическую стартовую площадку. BDI совместно с несколькими руководителями космических компаний представила технико-экономическое обоснование создания мобильной стартовой платформы в Северном море. Федеральное правительство Германии выделило на это 30 млн евро в течение первых шести лет.
Но частные инвестиции как никогда важны в развитии частных компаний, эксперты отмечают, что такое количество частных денег ещё никогда не вкладывалось в космос. Только в Германии за последние годы было основано около 80 новых компаний космической отрасли. Немецкие стартапы обещают, что смогут запускать небольшие полезные нагрузки дешевле и быстрее, чем неповоротливые космические агентства. И взглянув на то, чего достигла компания Spacex - нет сомнения, что когда-нибудь это и будет так.
(http://forumfiles.ru/uploads/0019/c5/0a/31/t370189.jpg) (http://forumfiles.ru/uploads/0019/c5/0a/31/370189.jpg)
(http://forumfiles.ru/uploads/0019/c5/0a/31/t876976.jpg) (http://forumfiles.ru/uploads/0019/c5/0a/31/876976.jpg)
(http://forumfiles.ru/uploads/0019/c5/0a/31/t724544.jpg) (http://forumfiles.ru/uploads/0019/c5/0a/31/724544.jpg)
(http://forumfiles.ru/uploads/0019/c5/0a/31/t921992.jpg) (http://forumfiles.ru/uploads/0019/c5/0a/31/921992.jpg)
(http://forumfiles.ru/uploads/0019/c5/0a/31/t500443.jpg) (http://forumfiles.ru/uploads/0019/c5/0a/31/500443.jpg)
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/40315.jpg)
Но вот то, что даже в мультике она у них не многоразовая...
Цитата: Дем от 01.08.2021 15:40:32Но вот то, что даже в мультике она у них не многоразовая...
... очень даже неплохо!
Цитата: Дмитрий В. от 01.08.2021 20:47:52Цитата: Дем от 01.08.2021 15:40:32Но вот то, что даже в мультике она у них не многоразовая...
... очень даже неплохо!
Не неплохо а неокупаемо, увы... :(
Цитата: Дем от 01.08.2021 20:51:22Цитата: Дмитрий В. от 01.08.2021 20:47:52Цитата: Дем от 01.08.2021 15:40:32Но вот то, что даже в мультике она у них не многоразовая...
... очень даже неплохо!
Не неплохо а неокупаемо, увы... :(
Зато менее убыточно, чем многоразовое изделие при малом количестве пусков.
ЗЫ. Когда уже народ перестанет фетишизировать многоразовость? Она может быть полезна, но может быть и вредна. Может быть преимуществом, а может - и недостатком.
1. Немцы нация экономная, наверняка подсчитали и потенциальный рынок, и характеристики будущей РН под этот рынок.
2. Когда смотрю на количество движков на 1-ой ступени, то первое , что приходит в голову, что это не копирование опыта Маска, а желание максимально использовать ИМЕЮЩЕЕСЯ технологическое оборудование и технологии, в т.ч. аддитивные.
3. Если вспомнить о немецкой инженерной школе, Вернера фон Брауна и Ко, не удивлюсь, если для начала вставят фитиль ЕКА. ;D
Цитата: Сергей от 02.08.2021 13:07:451. Немцы нация экономная, наверняка подсчитали и потенциальный рынок, и характеристики будущей РН под этот рынок.
2. Когда смотрю на количество движков на 1-ой ступени, то первое , что приходит в голову, что это не копирование опыта Маска, а желание максимально использовать ИМЕЮЩЕЕСЯ технологическое оборудование и технологии, в т.ч. аддитивные.
3. Если вспомнить о немецкой инженерной школе, Вернера фон Брауна и Ко, не удивлюсь, если для начала вставят фитиль ЕКА. ;D
Гуглим OTRAG, но вообще было бы круто, если бы у них получилось.
Цитата: Сергей от 02.08.2021 13:07:451. Немцы нация экономная, наверняка подсчитали и потенциальный рынок, и характеристики будущей РН под этот рынок.
2. Когда смотрю на количество движков на 1-ой ступени, то первое , что приходит в голову, что это не копирование опыта Маска, а желание максимально использовать ИМЕЮЩЕЕСЯ технологическое оборудование и технологии, в т.ч. аддитивные.
3. Если вспомнить о немецкой инженерной школе, Вернера фон Брауна и Ко, не удивлюсь, если для начала вставят фитиль ЕКА.
1. Сомнения у меня тут есть.
2. При использовании одного и того же движка - на первой ступении их должно быть в 7-10 раз больше.
Цитата: Дем от 02.08.2021 19:26:322. При использовании одного и того же движка - на первой ступении их должно быть в 7-10 раз больше.
У Спектра их 9 на 1-й и один - на 2-й ступени. Для прямого выведения соотношение тяг не слишком оптимальное, но если вторая ступень с повторным включением, то пойдёт.
Цитата: Дем от 02.08.2021 19:26:32Цитата: Сергей от 02.08.2021 13:07:451. Немцы нация экономная, наверняка подсчитали и потенциальный рынок, и характеристики будущей РН под этот рынок.
2. Когда смотрю на количество движков на 1-ой ступени, то первое , что приходит в голову, что это не копирование опыта Маска, а желание максимально использовать ИМЕЮЩЕЕСЯ технологическое оборудование и технологии, в т.ч. аддитивные.
3. Если вспомнить о немецкой инженерной школе, Вернера фон Брауна и Ко, не удивлюсь, если для начала вставят фитиль ЕКА.
1. Сомнения у меня тут есть.
2. При использовании одного и того же движка - на первой ступении их должно быть в 7-10 раз больше.
Не все сразу. Гляньте на фото движка, габариты явно под имеющуюся в наличии камеру для аддитивных технологий. Сделают одну пинт-форсунку и никакого геморроя с ВЧК. Ну и п
рочую мелочовку также наплавкой. Быстренько сделают, отладят, ОСИ, и на ЛКИ. Пяток успешных запусков, имя станет известным, сразу найдутся инвесторы. Прикупят оборудование под большие габариты, создадут движки следующего типоразмера для более крупной РН. Наиболее подходящий масштаб типа Союз-СПГ и F9. Немцы народ прагматичный , на Марс им не надо, да и на Луну тоже (разве что долевое участие в международных программах). Поэтому можно ограничиться метановым движком открытой схемы тонн на 100, а если купят лицензию на дополнительную турбину под газифицированный метан из рубашки охлаждения, поднимут давление в КС до 120-130 кгс/см.кв., соответственно и УИ, то смогут и Маска потеснить. ;D
Им сам бог велел запускать с побережья Балтийского моря на северо-восток.
Цитата: Дмитрий В. от 01.08.2021 21:10:05ЗЫ. Когда уже народ перестанет фетишизировать многоразовость? Она может быть полезна, но может быть и вредна. Может быть преимуществом, а может - и недостатком.
В данном случае многоразовость имеет смысл - не нужны поля падения. Соответственно, запускать можно хоть из центральной Европы в любом направлении.
Цитата: pkl от 03.08.2021 01:24:35Цитата: Дмитрий В. от 01.08.2021 21:10:05ЗЫ. Когда уже народ перестанет фетишизировать многоразовость? Она может быть полезна, но может быть и вредна. Может быть преимуществом, а может - и недостатком.
В данном случае многоразовость имеет смысл - не нужны поля падения. Соответственно, запускать можно хоть из центральной Европы в любом направлении.
Что делать при аварии ("в любом направлении")?
Цитата: Space books от 28.10.2020 20:08:50Made in Germany: немецкие компании хотят конкурировать с Илоном Маском 🇩🇪
Первый запуск ракеты немецкой частной компании Isar Aersospace запланирован на 2022 год. Это будет первая немецкая орбитальная ракета, способная выводить в космос спутники, наряду с европейской Ariane. Эксперты предсказывают создание многомиллиардного рынка и видят хорошие возможности для местной экономики.
🚀
Илон Маск продемонстрировал, что космическая отрасль может служить хорошей бизнес-моделью. Немецкая промышленность спешит присоединиться к этому мировом тренду.
Дешовая псевдорыночная демагогия.
Цитата: Дмитрий В. от 03.08.2021 07:13:32Что делать при аварии ("в любом направлении")?
Подрывать РН?
Цитата: Дмитрий В. от 03.08.2021 07:13:32Что делать при аварии ("в любом направлении")?
То же что и в случае самолёта.
Цитата: Дмитрий В. от 03.08.2021 07:13:32Что делать при аварии ("в любом направлении")?
Подрывать.
Цитата: pkl от 03.08.2021 21:41:47Цитата: Дмитрий В. от 03.08.2021 07:13:32Что делать при аварии ("в любом направлении")?
Подрывать.
То есть, обломки могут на населённый пункт падать - мы же "в любом направлении" можем запускать! Или всё-таки трассу выведения будем так выбирать, чтобы она не проходила через НП? ;)
Китайцы, например, на это плюют, насколько я знаю. Если кому что прилетит - выплачивают компенсацию.
А если самолёт? Будет лучше?
Цитата: Дмитрий В. от 03.08.2021 21:50:47Цитата: pkl от 03.08.2021 21:41:47Цитата: Дмитрий В. от 03.08.2021 07:13:32Что делать при аварии ("в любом направлении")?
Подрывать.
То есть, обломки могут на населённый пункт падать - мы же "в любом направлении" можем запускать! Или всё-таки трассу выведения будем так выбирать, чтобы она не проходила через НП? ;)
Маленькие обломки не такие инертные как целая ракета. Апосля подрыва обломки не будут лететь как снаряд по параболе, а почти сразу начнут вертикально падать.
Ну и по населённому пункту попасть сложно.
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 06.08.2021 18:46:16Цитата: Дмитрий В. от 03.08.2021 21:50:47Цитата: pkl от 03.08.2021 21:41:47Цитата: Дмитрий В. от 03.08.2021 07:13:32Что делать при аварии ("в любом направлении")?
Подрывать.
То есть, обломки могут на населённый пункт падать - мы же "в любом направлении" можем запускать! Или всё-таки трассу выведения будем так выбирать, чтобы она не проходила через НП? ;)
Маленькие обломки не такие инертные как целая ракета. Апосля подрыва обломки не будут лететь как снаряд по параболе, а почти сразу начнут вертикально падать.
Ну и по населённому пункту попасть сложно.
Не все ракеты подрываются, у некоторых прекращение полёта производится по АВД. В любом случае, риски нанесения ущерба есть, поэтому "всезимутальность" - не более чем условность для РН, летящих над населёнными пространствами. полностью (или почти полностью) всеазимутальныи можно считать РН воздушного запуска, стартующих с носителя над океаном.
Вполне можно построить траекторию так, что в любой момент на возможной баллистической траектории падения не будет населённых пунктов.
И вполне вероятно падение "одним кусочком" безопасней.
Цитата: Дмитрий В. от 06.08.2021 18:56:51Не все ракеты подрываются, у некоторых прекращение полёта производится по АВД. В любом случае, риски нанесения ущерба есть, поэтому "всезимутальность" - не более чем условность для РН, летящих над населёнными пространствами. полностью (или почти полностью) всеазимутальныи можно считать РН воздушного запуска, стартующих с носителя над океаном.
Так и от падения самолётов риски есть, и немалые:
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/40492.jpg)
https://spacenews.com/isar-aerospace-raises-165-million-as-it-gears-up-for-first-launch/
ЦитироватьIsar Aerospace привлекает 165 миллионов долларов, готовясь к первому запуску
(https://img.novosti-kosmonavtiki.ru/341794.webp)
ВАШИНГТОН. Немецкий разработчик ракет-носителей Isar Aerospace объявил 28 марта о привлечении 165 миллионов долларов для расширения производства своей ракеты Spectrum, первый полет которой запланирован на конец этого года.
Мюнхенская компания заявила, что привлекла раунд серии C от группы европейских инвесторов, в которую входили 7-Industries Holding, Bayern Kapital через свой Scale Up Fund Bavaria, Earlybird Venture Capital, HV Capital, Lakestar, Lombard Odier Investment Managers, Porsche Automobil. Holding SE (Porsche SE), UVC Partners и Vsquared Ventures. HV Capital и Porsche SE займут места в совете директоров Isar в рамках раунда финансирования.
Это финансирование было первым, когда Isar Aerospace привлекла 75 миллионов долларов к раунду серии B в июле 2021 года . На сегодняшний день компания привлекла более 330 миллионов долларов. Isar не раскрыл оценку компании в этом раунде, но Дэвид Ковнатор, финансовый директор Isar, заявил в своем заявлении, что это увеличение по сравнению с предыдущим раундом.
«Большой интерес и приверженность со стороны наших международных инвесторов свидетельствует об их уверенности в нашем видении и технологических возможностях», — заявил Даниэль Мецлер, соучредитель и исполнительный директор Isar. «Этот раунд финансирования знаменует собой еще один важный шаг на нашем пути к орбите».
Компания заявляет, что финансирование пойдет на окончательную разработку ракеты Spectrum, способной вывести на низкую околоземную орбиту до 1000 кг. Он также поддержит усилия по увеличению производства ракеты.
Spectrum находится на завершающей стадии разработки, первый запуск запланирован на вторую половину этого года с космодрома Андёйя, Норвегия. Представители компании заявили на конференции Satellite 2023 в начале этого месяца, что работа включала в себя завершение квалификационных испытаний двигателя Aquila, который приводит в действие ракету, в том числе 124 огневых испытания на испытательном полигоне в Эсрейндже, Швеция, 11 из которых были проведены за один день. Компания также производит летное оборудование и завершает работы по инфраструктуре космодрома.
Финансирование гарантирует, что у компании будет достаточно взлетно-посадочной полосы для завершения разработки и запуска в эксплуатацию. Во время конференции руководители заявили, что имеющегося у них финансирования было достаточно, чтобы выйти за рамки первого запуска с запасом в случае неудачного запуска.
Это важно, потому что аналогичные машины потерпели неудачу при первых запусках. Три американские компании, разработавшие аппараты с грузоподъемностью, аналогичной Spectrum, не смогли выйти на орбиту при своих первых запусках. Alpha от Firefly Aerospace потерпела неудачу при первом запуске в сентябре 2021 года, но вышла на орбиту при втором запуске чуть более года спустя. Ракета RS1 компании ABL Space Systems вышла из строя вскоре после старта во время своего первого полета в январе, а ракета Terran 1 компании Relativity Space потерпела неудачу во время своего первого запуска 22 марта , когда ее двигатель верхней ступени отключился сразу после зажигания.
Финансирование также поддержит усилия компании по расширению производства Spectrum, широко используя технологии автоматизации и аддитивного производства. Это включает в себя планы по четырем запускам в 2024 году, а нынешняя фабрика сможет производить до восьми ракет в год. У Isar есть планы по созданию второго завода, который в конечном итоге сможет производить до одной ракеты в неделю.
«Мы видим, что отрасль мыслит намного шире, особенно когда речь идет о развертывании группировок, — сказал Мецлер на конференции 14 марта. — Мы решили подумать, как мы можем автоматизировать большую часть производства, как мы можем сделать его масштабируемым». По его словам, для этого требуется вертикальная интеграция, когда большинство компонентов ракеты производится внутри компании.
Компания подписала контракт с несколькими клиентами, причем первые два полета были выделены для полезной нагрузки немецкого космического агентства DLR и Европейского космического агентства в рамках инициативы под названием «Boost!». для поддержки разработки коммерческих малых ракет-носителей. Isar объявила о нескольких коммерческих заказчиках, включая соглашение от 25 января с американским агрегатором запусков Spaceflight Inc. на один выделенный запуск Spectrum и опцион на второй.
В то время как многие десятки компаний гонятся за малыми ракетами-носителями, он сказал на панели, что он уверен, что для Isar Spectrum найдется место. По его словам, большинство из этих компаний существуют только на бумаге, с небольшим финансированием и оборудованием. «На самом деле лишь немногие продемонстрировали значительный прогресс».
«Я думаю, у вас всегда будут разные игроки в разных регионах», — сказал он. «Я думаю, что 100 ракетных компаний не станут коммерчески успешными».
В то время как Isar Aerospace увеличивает свой раунд финансирования, крупнейший в этом году для любой космической компании, другой оператор ракет-носителей продолжает бороться. 15 марта Virgin Orbit объявила, что приостановила работу и уволила большую часть своего персонала, поскольку пыталась собрать больше денег, чтобы вернуть в полет свою ракету LauncherOne.
22 марта Virgin Orbit заявила, что возвращает некоторых сотрудников для продолжения подготовки к следующей миссии LauncherOne, поскольку она пыталась завершить инвестиции в размере 200 миллионов долларов от Matthew Brown Companies, техасской венчурной компании. Однако источники в отрасли сообщили, что компания отложила планы по возвращению большего количества сотрудников, когда эта сделка сорвалась.
ЦитироватьНа космодроме Андойя в Норвегии на стартовой площадке
установлена РН Spectrum немецкой частной компании Isar Aerospace.
..первый пуск нового носителя попытаются выполнить 24 марта в 11:30 UTC (14:30 мск).
РН Spectrum - 2-х ступенчатая орбитальная одноразовая ракета.
Её длина (высота) - 28 м, диаметр - 2 м.
На первой ступени установлены 9 двигателей Aquila на пропане и кислороде,
на второй ступени - 1 двигатель, оптимизированный для работы в условиях вакуума.
t.me/zheleznyakov_spaceera/5535
https://t.me/zheleznyakov_spaceera/5535
Цитата: wisefilinn от 23.03.2025 18:37:25РН Spectrum немецкой частной компании Isar Aerospace.
..первый пуск нового носителя попытаются выполнить 24 марта в 11:30 UTC (14:30 мск).
Пусковая тема:
https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?msg=2712252
ЦитироватьSpectrum состоит из двух ступеней,
изготовленных из пластика, армированного углеродным волокном .
Длина 28 метров, диаметр — 2 метра.
.. до 1000 кг полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту
и 700 кг на солнечно-синхронную орбиту .
Первая ступень ракеты оснащена девятью жидкостными двигателями «Аквила»
общей тягой 675 кН .
..в случае отказа одного двигателя выполнение миссии не будет поставлено под угрозу.
На второй ступени используется вакуумная версия двигателя
с тягой 94 кН и возможностью многократного зажигания.
Последняя предназначена для обеспечения сложных орбитальных маневров,
например, для вывода нескольких спутников на разные орбиты.
Двигатели работают на пропане и жидком кислороде.
https://de.wikipedia.org/wiki/Spectrum_(Rakete)
Цитата: wisefilinn от 23.03.2025 18:45:53Двигатели работают на пропане и жидком кислороде.
Почему пропан?
Как ракетное горючее он не так удобен и привычен как керосин
и опаснее метана при худшей энергетике и почти равной плотности.
Цитата: wisefilinn от 25.03.2025 14:53:23Цитата: wisefilinn от 23.03.2025 18:45:53Двигатели работают на пропане и жидком кислороде.
Почему пропан?
Как ракетное горючее он не так удобен и привычен как керосин
и опаснее метана при худшей энергетике и почти равной плотности.
Керосин в подметки не годится пропану как охладитель, а уж сажа от керосина.
Пустотный УИ у пропана совсем чуть-чуть хуже чем у метана. А вот плотность заметно выше.
Пропан значимо проигрывает метану только в одном - на нем никто не решится сделать сладкий ТНА. Хотя и на метане то сладкий ТНА только Маск и сделал.
Движку только на кислом ТНА пропан лучше. Почему Безос свой БЕ-4 не сделал на пропане - вот в чем вопрос.
Цитата: wisefilinn от 25.03.2025 14:53:23Как ракетное горючее он не так удобен и привычен как керосин
И что? Сейчас бы на дедов как на богов смотреть, фе
Цитата: wisefilinn от 25.03.2025 14:53:23и опаснее метана
С чего бы? Метан ты можешь переохладить на 20 градусов, а пропан на 140. И при заливке в бак, струячить наружу будет именно метан ахаха хахаха
Цитата: wisefilinn от 25.03.2025 14:53:23почти равной плотности.
Плотность у пропана 710, у метана 440. Плотность топлива тоже выше
Цитата: Prokrust от 25.03.2025 15:57:05на нем никто не решится сделать сладкий ТНА
Ещё один эксперт. ГГ у Мерлина какой, кислый что ли? А Мерлин, напомню, многоразовый, используется 5-7 раз
Цитата: Буцетам от 25.03.2025 19:12:42Цитата: Prokrust от 25.03.2025 15:57:05на нем никто не решится сделать сладкий ТНА
Ещё один эксперт. ГГ у Мерлина какой, кислый что ли? А Мерлин, напомню, многоразовый, используется 5-7 раз
Там открытый цикл. Зачем такому ТНА быть сладким? Нейтральный я бы сказал.
Цитата: Prokrust от 25.03.2025 21:40:46Нейтральный я бы сказал
Чем нейтральный отличается от кислого и сладкого?
Цитата: Буцетам от 25.03.2025 19:10:34Плотность у пропана 710
Это при какой температуре?
Цитата: wisefilinn от 26.03.2025 07:28:02Цитата: Буцетам от 25.03.2025 19:10:34Плотность у пропана 710
Это при какой температуре?
При температуре замерзания конечно!
Цитата: Буцетам от 26.03.2025 07:45:48Цитата: wisefilinn от 26.03.2025 07:28:02Цитата: Буцетам от 25.03.2025 19:10:34Плотность у пропана 710
Это при какой температуре?
При температуре замерзания конечно!
А вот при температуре кипения 500-530.
Очень сильно плотность жидкого пропана зависит от температуры,
что само по себе очень неудобно.
И при какой температуре ИА использует ЖП, по вашему?
Цитата: Буцетам от 25.03.2025 19:10:34Цитата: wisefilinn от 25.03.2025 14:53:23Как ракетное горючее он не так удобен и привычен как керосин (и опаснее метана при худшей энергетике и почти равной плотности.)
И что? Сейчас бы на дедов как на богов смотреть, фе
Идите в ... https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?msg=2708572
и это своё "фе" Дмитрию В. высказывайте.
А не мне, ярому противнику керосина.
Но я хоть и не люблю керосин, но не отрицаю, что он удобный
и для отказа от него требуется перевес в других областях.
Метан - лучше керосина и по безопасности и по доступности и по энергетике.
Плотность не особо влияет, так как проще соседство с ЖК - легкие совмещенные баки и трубопроводы..
А пропан? Только по энергетике лучше. Но опаснее и хуже по удобству обращения.
И гораздо опаснее метана - пары тяжелее воздуха.
Хотя так же как и метан лучше керосина при соседстве с ЖК .
Цитата: wisefilinn от 26.03.2025 08:20:51И гораздо опаснее метана - пары тяжелее воздуха.
Хотя так же как и метан лучше керосина при соседстве с ЖК .
А вот то, что пары падают туда же куда и пары кислорода - то соседство плохое...
Цитата: Дем от 26.03.2025 09:59:19Цитата: wisefilinn от 26.03.2025 08:20:51И гораздо опаснее метана - пары тяжелее воздуха.
Хотя так же как и метан лучше керосина при соседстве с ЖК .
А вот то, что пары падают туда же куда и пары кислорода - то соседство плохое...
Вы не читаете целиком? ..фрагментарное мышление?
Под "лучше керосина при соседстве с ЖК" подразумевалось "легкие совмещенные баки и трубопроводы..".
Про опасность пропана у меня чётко указано - "
гораздо опаснее метана - пары тяжелее воздуха".
Цитата: Буцетам от 26.03.2025 07:45:48Цитата: wisefilinn от 26.03.2025 07:28:02Цитата: Буцетам от 25.03.2025 19:10:34Плотность у пропана 710
Это при какой температуре?
При температуре замерзания конечно!
Вы так и не ответили на вопрос:
Цитата: wisefilinn от 26.03.2025 08:10:30А вот при температуре кипения 500-530.
Очень сильно плотность жидкого пропана зависит от температуры,
что само по себе очень неудобно.
И при какой температуре ИА использует ЖП, по вашему?
ближе к температуре замерзания или кипения?
Цитата: wisefilinn от 26.03.2025 08:10:30Очень сильно плотность жидкого пропана зависит от температуры
Да, и это очень хорошо что при такой зависимости у него температура плавления аж на 140° ниже темпертуры кипения, очень выгодно!
Цитата: wisefilinn от 26.03.2025 08:10:30И при какой температуре ИА использует ЖП, по вашему?
Понятия не имею. Если они не совсем дурачки (а со сверхлёгкой ракетой нельзя себе позволить быть дурачком, иначе Мюпн будет 1%) то пропан при температуре кислорода
Не поверите, за последнее время не ждал ни одного старта, как этого. Очень надеюсь, что первый пуск пройдет успешно.
Когда миллиардер Безос что-то запускает - это интересно, но не очень. Другое дело, когда группа бывших студентов без опыта создает стартап и делает носитель. Это признак зрелости технологии, в том числе, технологии проектирования, технологии аддититивной 3D-печати, доступность "мощных" электроннных компонетов.
Раньше создание такого носителя могло себе позволить далеко не каждое государство. А сейчас такие проекты делаются кучкой энтузиастов.
Цитата: H2O от 28.03.2025 11:10:26Другое дело, когда группа бывших студентов без опыта создает стартап и делает носитель. Это признак зрелости технологии, в том числе, технологии проектирования, технологии аддититивной 3D-печати, доступность "мощных" электроннных компонетов.
признаком "
зрелости технологии, в том числе, технологии проектирования, технологии аддититивной 3D-печати, доступность "мощных" электроннных компонетов" это станет, если запуск будет успешным. Пожелаем им успехов!
Прохождение предстартовых тестов уже о многом говорит.
Цитата: Шлангенциркуль от 28.03.2025 17:27:59Прохождение предстартовых тестов уже о многом говорит.
Помним, помним - флайт-7 и флайт-8!
Цитата: Шлангенциркуль от 28.03.2025 17:27:59Прохождение предстартовых тестов уже о многом говорит.
Уже дней пять подряд проходят?
Цитата: cross-track от 28.03.2025 20:39:08помним - флайт-7 и флайт-8!
Когда по тем или иным причинам применяют незрелые технологии - получается в лучшем случае что-то вроде Мк3. Обратное, надо сказать, успешного запуска не гарантирует.
Цитата: H2O от 28.03.2025 11:10:26Не поверите, за последнее время не ждал ни одного старта, как этого. Очень надеюсь, что первый пуск пройдет успешно.
Когда миллиардер Безос что-то запускает - это интересно, но не очень. Другое дело, когда группа бывших студентов без опыта создает стартап и делает носитель. Это признак зрелости технологии, в том числе, технологии проектирования, технологии аддититивной 3D-печати, доступность "мощных" электроннных компонетов.
Раньше создание такого носителя могло себе позволить далеко не каждое государство. А сейчас такие проекты делаются кучкой энтузиастов.
Так Безос тоже бывший студент ;D
Как я понимаю это первая ракета на пропане
Цитата: Seliv от 30.03.2025 09:30:11Как я понимаю это первая ракета на пропане
такое еще нагуглилось
https://youtu.be/XBt4_D0zxfo
Цитата: Seliv от 30.03.2025 09:50:14Цитата: Seliv от 30.03.2025 09:30:11Как я понимаю это первая ракета на пропане
такое еще нагуглилось
youtu.be/XBt4_D0zxfo
Речь же о РН, а не о поделках из кружков ракетного моделирования.
Спектрум первая РН на пропане.
ЦитироватьКрушение ракеты Spectrum
..через несколько секунд после старта,
ракета Spectrum от Isar Aerospace повторила "подвиг" ракеты Протон-М:
сделала кувырок и рухнула.
Space is Hard.
Европа пока остается без своей частной космической ракеты.
t.me/spacex_rus/67404
https://t.me/spacex_rus/67404
Цитата: Mostly Harmless от 30.03.2025 14:07:07Вид на стартовую площадку от старта до падения:
https://tv.vg.no/nyheter/se-den-historiske-rakettoppskytningen?id=327821 (https://tv.vg.no/nyheter/se-den-historiske-rakettoppskytningen?id=327821)
Собственно старт и падение. С этой точки выглядит, как "возврат на стартовую площадку" в не лучшем исполнении:
[url="https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?action=dlattach;attach=53838;type=preview;file"]spectrum-ift-1.jpg[/url]
Неужели POGO!? ::)
Красивое видео падения Спектрума с эффектного ракурса.
t.me/starbasepost/2315
https://t.me/starbasepost/2315
Короткое, без лишних сцен, видео запуска и падения Спектрума на ютюбе.
Спойлер
Isar Aerospace's Spectrum launch vehicle was launched on its first test flight, the ,,Going Full Spectrum" mission, from the Andøya Spaceport, Norway, on 30 March 2025, at 10:30 UTC (12:30 CEST). Spectrum is a two-stage orbital launch vehicle powered by nine liquid oxygen/liquid propane Aquila engines on the first stage and one Aquila vacuum engine on the second stage. Spectrum is designed to launch payloads of up to 1000 kg into Low-Earth Orbit (LEO) and up to 700 kg in Sun-synchronous orbit (SSO). Approximately 18 seconds into the flight, Spectrum appears to have lost attitude control and the flight was terminated.
Credit: Isar Aerospace/NSF
==
https://youtu.be/Yw4_TH7aW34
А вообще позорище. Неделю ежедневно переносили старт. Летела 30 секунд. Самоподрыв не сработал или не был установлен. Говорят, что для первого раза это успех!
Ангара-5 успех с первого раза, а тут )))
Цитата: Astro Cat от 30.03.2025 19:09:42А вообще позорище. Неделю ежедневно переносили старт. Летела 30 секунд. Самоподрыв не сработал или не был установлен. Говорят, что для первого раза это успех!
Для стран, коллективов, людей, не имеющих непрерывной традиции конструирования летающих РН,
первый запуск Спектрума - несомненный успех.
Дальше вопрос исключительно финансирования.
Цитата: wisefilinn от 30.03.2025 19:59:54Для стран, коллективов, людей, не имеющих непрерывной традиции конструирования летающих РН,
Да ладно. Не верю, что немцы мозгами не участвовали в Ариан-6 и Веге.
Цитата: Astro Cat от 30.03.2025 20:05:20Цитата: wisefilinn от 30.03.2025 19:59:54Для стран, коллективов, людей, не имеющих непрерывной традиции конструирования летающих РН,
Да ладно. Не верю, что немцы мозгами не участвовали в Ариан-6 и Веге.
Это не вопрос веры.
После ВМВ немцев на пушечный выстрел не пускают к ядерным и ракетным технологиям.
Их доля - ветряки и велосипеды. А те кто этим не гордятся - экстремисты, если не сказать хуже.
Цитата: Astro Cat от 30.03.2025 20:05:20Цитата: wisefilinn от 30.03.2025 19:59:54Для стран, коллективов, людей, не имеющих непрерывной традиции конструирования летающих РН,
Да ладно. Не верю, что немцы мозгами не участвовали в Ариан-6 и Веге.
В основном, в Ариане. И мозгами, и производством
Цитата: LRV_75 от 30.03.2025 19:14:22Ангара-5 успех с первого раза, а тут )))
ангара с первого раза не взорвалась, значит неуспех.
Цитата: wisefilinn от 30.03.2025 17:48:12Красивое видео падения Спектрума с эффектного ракурса.
t.me/starbasepost/2315
Улучшенная версия - со стартом и в ютюбе.
https://youtu.be/LUfoS-FrATQ
Цитата: cross-track от 28.03.2025 15:02:37Цитата: H2O от 28.03.2025 11:10:26Другое дело, когда группа бывших студентов без опыта создает стартап и делает носитель. Это признак зрелости технологии, в том числе, технологии проектирования, технологии аддититивной 3D-печати, доступность "мощных" электроннных компонетов.
признаком "зрелости технологии, в том числе, технологии проектирования, технологии аддититивной 3D-печати, доступность "мощных" электроннных компонетов" это станет, если запуск будет успешным. Пожелаем им успехов!
Вот!
Цитата: wisefilinn от 30.03.2025 20:53:06Цитата: wisefilinn от 30.03.2025 17:48:12Красивое видео падения Спектрума с эффектного ракурса.
t.me/starbasepost/2315
Улучшенная версия - со стартом и в ютюбе.
https://youtu.be/LUfoS-FrATQ
Накосячили с алгоритмами СУ похоже, были видны возрастающие по амплитуде колебания вектора тяги. Программная проблема.
Цитата: wisefilinn от 30.03.2025 20:12:24После ВМВ немцев на пушечный выстрел не пускают к ядерным и ракетным технологиям.
Вот это откровение... Р-111 - не немецкий?.. Работы по водороду в 60-х. Центр огневых стендовых испытаний в Лампольдсхаузене...
Да, в конце-концов, нонешняя "Рокит фэктори Аугсбург".
Цитата: sliu от 31.03.2025 00:25:13Цитата: wisefilinn от 30.03.2025 20:12:24После ВМВ немцев на пушечный выстрел не пускают к ядерным и ракетным технологиям.
Вот это откровение... Р-111 - не немецкий?..
Что за Р-111?
Цитата: nonconvex от 30.03.2025 23:17:02Накосячили с алгоритмами СУ похоже, были видны возрастающие по амплитуде колебания вектора тяги. Программная проблема.
А не могли неправильно установить датчики угловых скоростей?!
Цитата: cross-track от 30.03.2025 21:35:28Цитата: cross-track от 28.03.2025 15:02:37Цитата: H2O от 28.03.2025 11:10:26признаком "зрелости технологии, в том числе, технологии проектирования, технологии аддититивной 3D-печати, доступность "мощных" электроннных компонетов" это станет, если запуск будет успешным. Пожелаем им успехов!
Вот!
Авария похожа на глюк в системе управления. Ракета со старта ушла нормально, пока в воздухе не стала крутить фигуры высшего пилотажа.
Может программная ошибка, может датчик какой заглючило.
Пока еще рано говорить о провале стартапа. Обидно, конечно. На первого европейского частника были надежды.
Цитата: H2O от 31.03.2025 13:18:51Цитата: cross-track от 30.03.2025 21:35:28Цитата: cross-track от 28.03.2025 15:02:37Цитата: H2O от 28.03.2025 11:10:26признаком "зрелости технологии, в том числе, технологии проектирования, технологии аддититивной 3D-печати, доступность "мощных" электроннных компонетов" это станет, если запуск будет успешным. Пожелаем им успехов!
Вот!
Авария похожа на глюк в системе управления. Ракета со старта ушла нормально, пока в воздухе не стала крутить фигуры высшего пилотажа.
Может программная ошибка, может датчик какой заглючило.
Пока еще рано говорить о провале стартапа. Обидно, конечно. На первого европейского частника были надежды.
Честно говоря, я ожидал, что первым будет RFA One. Но он рванул, даже не дойдя до старта. ВА так - типовая ситуация для ракетных стартапов.
Цитата: sliu от 31.03.2025 11:41:03Цитата: wisefilinn от 31.03.2025 08:11:48Что за Р-111?
Моя любовь! ;D Замкнутый, ЖК-керосин, 5 тс тяги, охлаждение КС кислородом. Испытывали в первой половине 60-х. разработчик - мессершмидтт-Бёльков-Блом.
Ага! Вот с кого содрали идею 11Д58МФ
Цитата: H2O от 31.03.2025 13:18:51Авария похожа на глюк в системе управления. Ракета со старта ушла нормально, пока в воздухе не стала крутить фигуры высшего пилотажа.
Может программная ошибка, может датчик какой заглючило.
Полностью согласен. Ещё вариант - неправильное подключение полярности (когда вместо поворота в одну сторону идёт отклонение в другую).
Цитата: Дмитрий В. от 31.03.2025 15:15:17Ага! Вот с кого содрали идею 11Д58МФ
Из сборника ЦИАМ "Иностранные авиационные и ракетные двигатели" за 1971-й год.
73.jpg
П. С. оказывается, МББ и фтором баловался.
П. П. С. флуд заканчиваю :)
Цитата: sliu от 31.03.2025 19:52:54Ещё вариант - неправильное подключение полярности
Подозреваю что перевод в цифру у них уже прямо в датчике
Цитата: sliu от 31.03.2025 19:52:54Цитата: H2O от 31.03.2025 13:18:51Авария похожа на глюк в системе управления. Ракета со старта ушла нормально, пока в воздухе не стала крутить фигуры высшего пилотажа.
Может программная ошибка, может датчик какой заглючило.
Полностью согласен. Ещё вариант - неправильное подключение полярности (когда вместо поворота в одну сторону идёт отклонение в другую).
С чем? Программной ошибкой или с отказом датчика? ;)
Из очевидного там только одно - расходящийся динамический процесс, который прекратился, судя по картинке, командой на АВД. А причин может быть множество.
Цитата: sliu от 31.03.2025 19:54:28оказывается, МББ и фтором баловался
В Америке, по утверждениям Кларка, были разработаны сразу несколько двигателей на фторе. И средней и большой тяги (десятки тонн). И на фтор-водороде, и на фтор-аммиаке, и на фтор-гидразине. Разработаны и испытаны! И это не в 80х, а в 60х, чуть ли не раньше чем в СССР. Я когда это узнал, понял что ореол "немецкого сумрачного гения" вокруг Глушко полностью развеялся. Он не ошибался, стремясь достичь совершенства...он просто ошибался
Цитата: Большой Буцетам от 02.04.2025 18:41:25Цитата: sliu от 31.03.2025 19:54:28оказывается, МББ и фтором баловался
В Америке, по утверждениям Кларка, были разработаны сразу несколько двигателей на фторе. И средней и большой тяги (десятки тонн). И на фтор-водороде, и на фтор-аммиаке, и на фтор-гидразине. Разработаны и испытаны! И это не в 80х, а в 60х, чуть ли не раньше чем в СССР. Я когда это узнал, понял что ореол "немецкого сумрачного гения" вокруг Глушко полностью развеялся. Он не ошибался, стремясь достичь совершенства...он просто ошибался
Пытали фтор на РЛ-10 и ФЛОКС (смесь фтора с кислородом) на атласовском РЛ-89.
Цитата: sliu от 02.04.2025 21:09:04Пытали фтор на РЛ-10 и ФЛОКС (смесь фтора с кислородом) на атласовском РЛ-89.
Кларк писал ещё и про двигатели, разработанные специально под фтор, с нуля. В любом случае в "русскоязычной космонавтике" всегда подают фтор как вершину о которой никто никогда и не помышлял. И только наш великий и смелый Глушко дерзнул. Другой великий гений Королёв содрогался от ужаса при мысли ЧТО творит Глушко. Но тот не сдавался ни перед чем, шёл вперёд и УКРОТИЛ ФТОР :o :o - практически бросил вызов Богу, вот он какой наш единственный в своём роде Человек эпохи Возрождения. Вот так это подают. А оказывается-то...
Действительно ли у Spectrumа присутствуют сбоку два рулевых сопла, как показано на картинке или же это отсебятина? На фотографиях ракеты их не было заметно.1743331638175.jpeg
На сайте ISAR никаких сопл не видно.
В среду 24.09.2025 немецкая компания Isar Aerospace сообщила о подписании контракта на запуск пары спутников для стартапа R-Space. Контракт предусматривает запуск двух спутников на РН Spectrum в 2026 году с норвежского космодрома Андейя. R-Space намерена использовать спутники для проверки технологий на орбите для своих клиентов.
t.me/zheleznyakov_spaceera/7047