Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Пилотируемые полеты => Тема начата: Аля от 15.06.2005 10:16:50

Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: Аля от 15.06.2005 10:16:50
В энциклопедии "МПК" вычитала заинтересовавшую меня деталь. Боюсь ошибиться, но было сказано примерно так: при разработке шаттла, чтобы сэкономить $80 млн (видимо, цифра в деньгах 1970-х годов), орбитальную часть сделали не из легкого (но дорогого) жаропрочного титанового сплава, а из алюминия + плитка. То есть сэкономили, но получили катастрофу Колумбии.

Я вот что думаю: неужели все так просто и корабли надо делать из этого титанового сплава, и тогда можно летать без проблем[/size]?
И, кстати, из чего будут Клиппер делать, не знаете?

... Про Клиппер нашла фразу "...для шестиместного космического корабля используются теплозащитные материалы, ранее разработанные для кораблей "Союз" и "Буран"... "
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 15.06.2005 10:26:46
Знаете -как без двигателя 5-го поколения невозможно создание самолета 5-го поколения,так и без РН для "Клипера" не будет и его самого.А вообще-то он должен быть "люминевым"и с непонятно какой ТЗ.
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: avmich от 15.06.2005 20:39:00
Если бы всё было так просто, как пишет Гость...

Для Клипера всегда остаётся возможность летать на Протоне - и варианте Ангары, которая, несмотря на некоторые мнения на форуме, продолжает строиться. Титан сам по себе не является панацеей - даже прочность он теряет с повышением температуры существенно быстрее, чем сталь, будучи при этом вдвое легче стали. Поэтому, не уповая на серебряные пули и универсальные решения, рассматриваться проблемы будут, конечно же, в комплексе и со всех сторон.
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 15.06.2005 10:49:50
На запуски на "Протоне" не стоит рассчитывать в любом случае-СТОИМОСТЬ такого запуска просто похоронит "Клипер".Что касается "Ангары",то для пусков грубо говоря "автоматов"она может в 2011 году и сподобиться-но не для "человеков"- думаю понятно почему.
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 15.06.2005 11:01:14
Ну вот вы и ушли от темы. Так и знала :(
Вообще-то меня больше интересовал титановый шаттл и сама перспектива использования подобных материалов.
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: Oleg от 15.06.2005 11:08:27
ЦитироватьНу вот вы и ушли от темы. Так и знала :(
Вообще-то меня больше интересовал титановый шаттл и сама перспектива использования подобных материалов.

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/248/04.shtml
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: KBOB от 15.06.2005 07:32:46
Цитировать
ЦитироватьНу вот вы и ушли от темы. Так и знала :(
Вообще-то меня больше интересовал титановый шаттл и сама перспектива использования подобных материалов.

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/248/04.shtml

Да, в перспективе у шатлов следующих поколений должен быть легкий несущий корпус, желательно из углепластика с теплозащитным покрытием в виде керамической пены.

Легкость тут залог успеха, а всякий титан, чугун, рений, тантал и пр. неподходют из-за высокой плотности.
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 15.06.2005 11:40:38
Это у каких таких "Шаттлов" ???
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 15.06.2005 11:48:09
ЦитироватьЭто у каких таких "Шаттлов" ???

У самых обычных Space Shuttle'ов ;)
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 15.06.2005 14:18:07
Спасибо за ссылку.
То есть как я поняла, ничего пока внятного и перспективного, чтоб летать без проблем через атмосферу, как в каких-нибудь фантастических фильмах, нет...   :(
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 15.06.2005 14:26:31
На американском CEV от Lockheed Martin "Модуль экипажа" решили сделать из титана, а его теплозащита будет основана на композите типа углерод-углерод.
http://www.membrana.ru/articles/technic/2005/05/05/203000.html
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 15.06.2005 14:35:26
Цитировать
ЦитироватьЭто у каких таких "Шаттлов" ???

У самых обычных Space Shuttle'ов ;)
Шаттл по существу кончился. Долетает до 2010 г. и будет списан, даже если из-за этого не удастся завершить сборку МКС. Так учит Буш, так говорит Гриффин.
Примечание 1. Сверхтяжелый носитель для лунной программы почти наверняка будет создан на основе шаттла по схеме навроде Shuttle-C.
Примечание 2. CEV будут запускать, скорее всего, на одном SRB с жидкостной второй ступенью.
Примечание 3. А все-таки правильно сказал Гриффин: "Шаттл по натуре глючен" (Shuttle is inherently flawed).
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 15.06.2005 14:45:44
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЭто у каких таких "Шаттлов" ???

У самых обычных Space Shuttle'ов ;)
Шаттл по существу кончился. Долетает до 2010 г. и будет списан,

А не раньше?
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 15.06.2005 14:47:24
Цитировать
ЦитироватьШаттл по существу кончился. Долетает до 2010 г. и будет списан,
А не раньше?
Если ничего не случится (тьфу-тьфу), долетает. Они не могут себе позволить бросить МКС.
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 15.06.2005 15:02:14
Цитировать
ЦитироватьЭто у каких таких "Шаттлов" ???

У самых обычных Space Shuttle'ов ;)

Поскольку наложение патчей на старые шатлы уже не помогает, будет выпущена новая версия Шаттл-2010 на старом движке, но улучшеным набором скинов!
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: MKOLOM от 15.06.2005 08:37:18
ЦитироватьСпасибо за ссылку.
То есть как я поняла, ничего пока внятного и перспективного, чтоб летать без проблем через атмосферу, как в каких-нибудь фантастических фильмах, нет...   :(


А для того,чтобы"летать без проблем через атмосферу, как в каких-нибудь фантастических фильмах" не так уж важно из чего сделан "шаттл",важно уменьшить его энергию входа,т.е. затормозить до безопасной скорости,а там из чего не делай - всё сгодится.Проблема в том,как затормозить
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: mike от 15.06.2005 16:22:32
ЦитироватьПримечание 2. CEV будут запускать, скорее всего, на одном SRB с жидкостной второй ступенью.
Похоже скорее на EELV полетит
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: VK от 15.06.2005 21:12:51
ЦитироватьПоскольку наложение патчей на старые шатлы уже не помогает, будет выпущена новая версия Шаттл-2010 на старом движке, но улучшеным набором скинов!
А Майкрософт там участвует?  :D
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: Старый от 15.06.2005 19:04:12
Цитировать
Цитироватьбудет выпущена новая версия Шаттл-2010 на старом движке, но улучшеным набором скинов!
А Майкрософт там участвует?  :D
Это решило бы все проблемы с безопасностью. При выполнении недопустимой операции корабль бы намертво зависал в воздухе.
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 15.06.2005 19:06:39
Цитировать
ЦитироватьСпасибо за ссылку.
То есть как я поняла, ничего пока внятного и перспективного, чтоб летать без проблем через атмосферу, как в каких-нибудь фантастических фильмах, нет...   :(


А для того,чтобы"летать без проблем через атмосферу, как в каких-нибудь фантастических фильмах" не так уж важно из чего сделан "шаттл",важно уменьшить его энергию входа,т.е. затормозить до безопасной скорости,а там из чего не делай - всё сгодится.Проблема в том,как затормозить

Как это понять? Если тормозить ТДУ до нормальных "самолётных" скоростей, то да, но это очень невыгодно. А если в атмосфере, то очень даже важно, из чего сделан.
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: MKOLOM от 15.06.2005 15:32:53
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьСпасибо за ссылку.
То есть как я поняла, ничего пока внятного и перспективного, чтоб летать без проблем через атмосферу, как в каких-нибудь фантастических фильмах, нет...   :(


А для того,чтобы"летать без проблем через атмосферу, как в каких-нибудь фантастических фильмах" не так уж важно из чего сделан "шаттл",важно уменьшить его энергию входа,т.е. затормозить до безопасной скорости,а там из чего не делай - всё сгодится.Проблема в том,как затормозить

Как это понять? Если тормозить ТДУ до нормальных "самолётных" скоростей, то да, но это очень невыгодно. А если в атмосфере, то очень даже важно, из чего сделан.

Ну если тормозить с помощью ТДУ,то это не просто не выгодно,это практически невозможно.Атмосферу использовать всё же придётся.Ну,например,в таком варианте как надувное тормозное устройство парашютного типа многоразового использования.Созданный как средство дешёвого спуска с орбиты небольших объектов,в том числе людей,устройство «Волан» может быть адаптировано для посадки космических объектов на порядок больше по массе,т.е. таких,например,как СА "Союз"
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: hcube от 15.06.2005 22:37:53
Титан можно. К примеру, теплозащита Спирали была СТАЛЬНАЯ ;-) Жаропрочная сталь, на стальной же несущей ферме.

Что же до катастрофы Колумбии - ну, на самом деле, хотя титан и более теплостоек, еще вопрос, хватило бы его или нет. ТАм ведь произошла потеря структурной прочности из-за нагрева затекающей в дыру плазмой. А она точно так же могла перегреть и титан. Вот сталь, вероятно, устояла бы.

Вообще, в случае с перегревом конструкии неплохо бы предсмотреть ее принудительное охлаждение... той же водой, например ;-) Заодно пар выдавит плазму из поврежденного кессона крыла, а 200С перегретого пара - это совсем не 1000С набегающего потока ;-)
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 15.06.2005 22:40:55
ЦитироватьНу,например,в таком варианте как надувное тормозное устройство парашютного типа многоразового использования.

И до каких примерно скоростей можно так затормозить? А купол потом отцеплять или постепенно гасить? Или сразу обычный парашют раскрывать?
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: MKOLOM от 15.06.2005 16:55:57
Цитировать
ЦитироватьНу,например,в таком варианте как надувное тормозное устройство парашютного типа многоразового использования.

И до каких примерно скоростей можно так затормозить? А купол потом отцеплять или постепенно гасить? Или сразу обычный парашют раскрывать?

ЦитироватьАппарат  представляет собой надувную двухкаскадную оболочку, снабженную средствами тепловой защиты и гашения удара при посадке. Его использование не требует обычного парашюта и тяжелого теплозащитного щита для доставки человека из космоса на Землю. «Демонстратор» изготовлен из термостойкого материала и наполняется газообразным азотом.
В собранном виде «Демонстратор» имеет небольшой диаметр (около 80 сантиметров) и помещен в защитную капсулу. Весит аппарат около 145 килограммов. После сбрасывания защитного кожуха начинается его закрутка вокруг продольной оси (см. верхний рисунок), что позволяет войти в атмосферу под нужным углом. После этого надувное устройство отделяется от капсулы и начинается спуск. Двухкаскадное устройство аппарата решает задачу последовательного раскрытия и защиты тормозящих экранов-парашютов. Поскольку в плотных слоях атмосферы температура окружающего воздушного слоя поднимается до нескольких тысяч градусов, второй надувной каскад разворачивается (наполняется азотом) уже в низких слоях атмосферы, на высоте около 15 километров, обеспечивая погашение скорости к моменту посадки до 13-14 м/с.

Металлическое теплозащитное покрытие образует так называемый лобовой экран, а другие части «космического парашюта» покрыты гибкой двухслойной тепловой защитой. Подобное конструкторское решение позволяет поддерживать температуру внутри IRDT на уровне 25-30 градусов по Цельсию.


Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 16.06.2005 00:19:08
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьНу,например,в таком варианте как надувное тормозное устройство парашютного типа многоразового использования.

И до каких примерно скоростей можно так затормозить? А купол потом отцеплять или постепенно гасить? Или сразу обычный парашют раскрывать?

ЦитироватьАппарат  представляет собой надувную двухкаскадную оболочку, снабженную средствами тепловой защиты и гашения удара при посадке. Его использование не требует обычного парашюта и тяжелого теплозащитного щита для доставки человека из космоса на Землю. «Демонстратор» изготовлен из термостойкого материала и наполняется газообразным азотом.
В собранном виде «Демонстратор» имеет небольшой диаметр (около 80 сантиметров) и помещен в защитную капсулу. Весит аппарат около 145 килограммов. После сбрасывания защитного кожуха начинается его закрутка вокруг продольной оси (см. верхний рисунок), что позволяет войти в атмосферу под нужным углом. После этого надувное устройство отделяется от капсулы и начинается спуск. Двухкаскадное устройство аппарата решает задачу последовательного раскрытия и защиты тормозящих экранов-парашютов. Поскольку в плотных слоях атмосферы температура окружающего воздушного слоя поднимается до нескольких тысяч градусов, второй надувной каскад разворачивается (наполняется азотом) уже в низких слоях атмосферы, на высоте около 15 километров, обеспечивая погашение скорости к моменту посадки до 13-14 м/с.

Металлическое теплозащитное покрытие образует так называемый лобовой экран, а другие части «космического парашюта» покрыты гибкой двухслойной тепловой защитой. Подобное конструкторское решение позволяет поддерживать температуру внутри IRDT на уровне 25-30 градусов по Цельсию.


3By4uT-To kak!!![/size]


A Ha caMoM ge/\e?  
6bI/\u npegnpuHRTbI 2 nonbITku ucno/\b3oBaTb eTy ugei0 u o6e npoBa/\u/\ucb.
AnnapaTbI no/\HocTbi0 ... crope/\u.... :wink:
Tak 4To ga>ke c/\egoB Hau'Tu He yga/\ocb.
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: Asteroid от 16.06.2005 00:48:02
ЦитироватьA Ha caMoM ge/\e?  
6bI/\u npegnpuHRTbI 2 nonbITku ucno/\b3oBaTb eTy ugei0 u o6e npoBa/\u/\ucb.
AnnapaTbI no/\HocTbi0 ... crope/\u.... :wink:
Tak 4To ga>ke c/\egoB Hau'Tu He yga/\ocb.

Насколько я помню в первом полёте демонстратор нашли, запомнилось ещё почему-то, что сильно побитый, а не обгорелый, хотя и указывалось на то, что теплозащитный экран обгорел сильнее, чем ожидалось, из-за чего и произошло повреждение демонстратора при ударе о землю (ТЗЭ выполнял роль амортизатора при приземлении)

Фрегат, летавший с ним и тоже садившийся с ТЗЭ, просто не нашли, хотя ошмётки по идее долететь должны были... не нашли и второй демонстратор запущеный по балистической траектории
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 16.06.2005 00:55:56
ЦитироватьТитан можно. К примеру, теплозащита Спирали была СТАЛЬНАЯ ;-) Жаропрочная сталь, на стальной же несущей ферме.

Что же до катастрофы Колумбии - ну, на самом деле, хотя титан и более теплостоек, еще вопрос, хватило бы его или нет. ТАм ведь произошла потеря структурной прочности из-за нагрева затекающей в дыру плазмой. А она точно так же могла перегреть и титан. Вот сталь, вероятно, устояла бы.

Вообще, в случае с перегревом конструкии неплохо бы предсмотреть ее принудительное охлаждение... той же водой, например ;-) Заодно пар выдавит плазму из поврежденного кессона крыла, а 200С перегретого пара - это совсем не 1000С набегающего потока ;-)

 Однажды на одной базе по приёмке металлолома я попросил парочку "полос из нержавейки" - мне было надо кое-что сделать. :)
 Мне ответили - "Вон куча иди, бери." :)
 Я взял парочку кусков листа эдак 2 мм толщиной.

 Потом я распилил эти полосы и решил согнуть - а оно не гнётся, жесткое... :)
 "У нагартованная нержа попалась", подумал я и решил её отжечь в костре. Развёл этот самый костёр и в него те пластины положил. :)
 Оно там грелось эдак часа 3, после чего я их достал и снова попытался согнуть. :)

 Ничего не вышло, оно осталось таким же жестким... :)
 Пластины-то были Титановые. :)

 Алюминий вроде Д16 начинает терять прочность при 100 градусах, титан при 300, но при 200 градусах Алюминий Теряет Прочность В 5-6 Раз! :)
 Он превращается в мягкий металл вроде того же электротехнического алюминия.
 Вот в чём разница. :)

 Хватило бы или нет жаропрочности титана в случае с Колумбией - не знаю, но попробовать стоит, скажем так. :)
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 16.06.2005 01:51:22
ЦитироватьПосле сбрасывания защитного кожуха начинается его закрутка вокруг продольной оси ... , что позволяет войти в атмосферу под нужным углом
Какую связь имеет закрутка с нужным углом входа?
А комонавта не затошнит через пару минут от такой центрифуги? Или им будут удалять вестибулярный аппарат - на кой он воопче в невесомости нужен?


Цитироватьвторой надувной каскад разворачивается ... обеспечивая погашение скорости к моменту посадки до 13-14 м/с
Т.е. около 50 км/час. Ничего себе мяГкая посадка называется.

Короче, особо дорогой и мучительный способ самоубийства - сначала вывернет наизнанку, потом убъет перегрузкой, потом кремирует перегревом, потом загонит под землю.
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 16.06.2005 09:58:53
Интересно, а нельзя ли плазму разгонять спереди ЭМ полем? По крайней мере чтобы не налипала. Вряд ли это заменит механический щит полностью, но может облегчит, или снизит требования по термостойкости.
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: Fakir от 16.06.2005 15:35:56
hcube
ЦитироватьЗаодно пар выдавит плазму из поврежденного кессона крыла, а 200С перегретого пара - это совсем не 1000С набегающего потока

Не исключено, что это еще хуже. Тут же важна не только температура как таковая, а температура + плотность + температуровпроводность.
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 16.06.2005 18:16:44
На  SR-71 охлаждение проводилось путем циркуляции топлива по наиболее теплонапряженным элементам конструкции,после чего уже нагретое (не помню до какой температуры)топливо подавалось в двигатели.Материалл корпуса -в основном титан.
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 22.07.2005 22:47:30
Титановый Шаттл с толщиной корпуса в один атом - а там глядиш и Марсианский полет человека на корабле весом в 10кг(плюс жрачки тонн 300)

http://www.membrana.ru/lenta/?4917
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 22.07.2005 23:36:20
А что если сделать несущий корпус  Шаттл/Клипер из Берилия?
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: Дмитрий Виницкий от 23.07.2005 14:45:16
Не а, из плутонния... :P
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 23.07.2005 15:05:49
Ну разве что с толщиной корпуса в один атом  :D
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 23.07.2005 16:34:34
ЦитироватьНу разве что с толщиной корпуса в один атом  :D
Оставьте эти шалости. "Комсомолец" вон тоже титановым сделали - а толку, всё равно утоп.
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 23.07.2005 17:23:37
Утоп то утоп - но титан здесь причем?Причина катастрофы ведь в другом.
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: Ворон от 23.07.2005 17:46:12
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьЭто у каких таких "Шаттлов" ???

У самых обычных Space Shuttle'ов ;)
Шаттл по существу кончился. Долетает до 2010 г. и будет списан, даже если из-за этого не удастся завершить сборку МКС. Так учит Буш, так говорит Гриффин.
Примечание 1. Сверхтяжелый носитель для лунной программы почти наверняка будет создан на основе шаттла по схеме навроде Shuttle-C.
Примечание 2. CEV будут запускать, скорее всего, на одном SRB с жидкостной второй ступенью.
Примечание 3. А все-таки правильно сказал Гриффин: "Шаттл по натуре глючен" (Shuttle is inherently flawed).

 Шаттл глючен потому, что он представляет собой "помесь". :)

 Это не "ракета", а гибрид ракеты и КК. Потому нельзя отдельно отработать "ракетную часть" и ту часть, которая обеспечивает существование шаттла на орбите. :)
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 24.07.2005 07:58:25
Цитировать
ЦитироватьНу разве что с толщиной корпуса в один атом  :D
Оставьте эти шалости. "Комсомолец" вон тоже титановым сделали - а толку, всё равно утоп.

Tak Begb He crope/\ >ke!!!
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: X от 25.07.2005 16:55:49
ЦитироватьВ энциклопедии "МПК" вычитала заинтересовавшую меня деталь. Боюсь ошибиться, но было сказано примерно так: при разработке шаттла, чтобы сэкономить $80 млн (видимо, цифра в деньгах 1970-х годов), орбитальную часть сделали не из легкого (но дорогого) жаропрочного титанового сплава, а из алюминия + плитка. То есть сэкономили, но получили катастрофу Колумбии.

Был вариант сделать титановый каркас - он тяжелее, но зато требования к теплозащите поскромнее. Алюминевый выбрали потому что легче, а заменить плитки титаном никто никогда и не собирался - не сработает.
А вот источник не помню, не пинайте...
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: ronatu от 26.07.2005 00:10:05
TeM He MeHee 6ygb kopnyc WaTT/\a cge/\aH u3 TuTaHa u kaTacTpofbI Columbia Mo>kHo 6bI/\o 6bI u36e>kaTb...
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: Дмитрий В. от 25.07.2005 16:11:41
ЦитироватьTeM He MeHee 6ygb kopnyc WaTT/\a cge/\aH u3 TuTaHa u kaTacTpofbI Columbia Mo>kHo 6bI/\o 6bI u36e>kaTb...
Не факт...
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: ronatu от 26.07.2005 00:13:12
Цитировать
ЦитироватьTeM He MeHee 6ygb kopnyc WaTT/\a cge/\aH u3 TuTaHa u kaTacTpofbI Columbia Mo>kHo 6bI/\o 6bI u36e>kaTb...
Не факт...

A  npegno/\o>keHue ocHoBbIBai0w,eecR Ha 3ak/\i04eHuu koMuccuu... :wink:
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: Дмитрий В. от 25.07.2005 16:16:41
Цитировать
Цитировать
ЦитироватьTeM He MeHee 6ygb kopnyc WaTT/\a cge/\aH u3 TuTaHa u kaTacTpofbI Columbia Mo>kHo 6bI/\o 6bI u36e>kaTb...
Не факт...

A  npegno/\o>keHue ocHoBbIBai0w,eecR Ha 3ak/\i04eHuu koMuccuu... :wink:
Ну, значит была-бы другая катастрофа, не связанная с теплозащитой, а по какой-нибудь другой причине...
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: Луноход от 24.12.2011 20:25:16
А на форуме есть тема об истории Шаттла?
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: instml от 24.12.2011 22:02:45
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=11967&start=0
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=8670&start=0
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=12053
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=11665

Нагуглилось :wink:

Это только часть из "Космонавтика - история, назначение и перспективы"
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: Луноход от 24.12.2011 21:37:25
Спасибо.
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: ronatu от 25.12.2011 11:09:22
ЦитироватьА на форуме есть тема об истории Шаттла?

ЕСТЬ
Название: Титановый шаттл ???
Отправлено: ronatu от 25.12.2011 11:19:38
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=4268&highlight=%F8%E0%F2%F2%EB

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=1798&highlight=%F8%E0%F2%F2%EB

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=2029&highlight=%F8%E0%F2%F2%EB

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=161&highlight=%F8%E0%F2%F2%EB

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=3689&highlight=%F8%E0%F2%F2%EB

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=4268&highlight=%F8%E0%F2%F2%EB

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=1568&highlight=%F8%E0%F2%F2%EB

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=1954&highlight=%F8%E0%F2%F2%EB

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=3487&highlight=%F8%E0%F2%F2%EB

http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=8670