Форум Новости Космонавтики

Тематические разделы => Средства выведения и другие технические вопросы => Тема начата: Димитър от 19.02.2020 15:57:04

Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Димитър от 19.02.2020 15:57:04
https://iz.ru/953802/aleksandr-bulanov/prosto-v-kosmos-v-rossii-sozdadut-raketu-dlia-biudzhetnykh-za... (https://iz.ru/953802/aleksandr-bulanov/prosto-v-kosmos-v-rossii-sozdadut-raketu-dlia-biudzhetnykh-zapuskov?fbclid=IwAR3kcr1m6BVrrwoCLmRU6v7KM8O76A4Mu7HyEaiupsUqv8i5h_W2XuQ43PQ)

Сверхлегкая многоразовая ракета, которую разрабатывают российские ученые, доставит на 200-километровую орбиту Земли микро- и наноспутники. Стоимость отправки одного килограмма груза на ней не превысит $12 тыс., что вдвое дешевле, чем у ближайших конкурентов. Этого удалось добиться за счет упрощенной одноступенчатой конструкции носителя и инновационного метанового двигателя с соплом новой конфигурации — он не теряет тягу при изменении высоты полета. Стартовая масса шаттла составит 15 т при полезной нагрузке в 250 кг. Создать готовую версию планируется в 2025 году. Проект обойдется примерно в 2,5 млрд рублей.
Добиться подобных результатов инженеры рассчитывают с помощью одноступенчатой схемы, для реализации которой необходим особый ракетный двигатель.
— Как правило, такая схема не используется в ракетостроении, поскольку существующие двигатели могут работать с максимальной отдачей только на определенных высотах. На прочих этапах полета они теряют тягу, — рассказал представитель компании «ВНХ — Энерго» Павел Чернышов. — Мы создаем всережимный двигатель внешнего расширения, который способен работать с сопоставимой тягой в течение всего времени, что носитель выводится в космос.
По словам ученого, одной из главных особенностей конструкции двигателя будет замена традиционного конического сопла Ловаля на сопло Тарасова-Левина, которое оставляет более плотную реактивную струю.
Первую ступень ракеты, в составе которой будет находиться инновационный метановый двигатель, планируется сделать многоразовой.— Благодаря этому мы рассчитываем не только снизить стоимость запуска, но и уйти от необходимости иметь большие поля отчуждения, на территории которых обычно разбиваются отделившиеся части, — пояснил генеральный директор ассоциации «Аэронет» Павел Булат. — После отсоединения первой ступени на высоте около 100 км секция со спутниками будет выводиться на низкую опорную орбиту высотой в 200 км с помощью небольшого разгонного блока.


— Мечта об одноступенчатой ракете, способной взлетать и садиться без потери элементов конструкции, появилась еще в самом начале космической эры. Однако осуществить ее в то время не удалось из-за недостаточного уровня развития технологий, — рассказал генеральный директор компании Lin Industrial Александр Ильин. — В рамках нового российского проекта такой носитель может быть создан, поскольку проект подразумевает использование множества современных технологий. В числе которых и двигатель с соплом внешнего расширения. 



— Сегодня малые космические аппараты в основном работают на низкой околоземной орбите, что делает данный сегмент рынка запусков очень емким: в год это сотни спутников, которые предназначены для выполнения коммерческих, научных и образовательных задач, — пояснил директор по маркетингу компании Sputnix Анатолий Копик.


Проект по разработке ракеты был представлен на конференции «Баркемп 20.35», организованной Национальной технологической инициативой в Санкт-Петербурге.


Стартовая масса носителя составит 15 т при полезной нагрузке 250 кг. Создать его готовую версию планируется в 2025 году. По предварительным оценкам, общая стоимость проекта — около 2,5 млрд рублей. По мнению экспертов, инвестиции можно будет вернуть всего за 12 запусков.

Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: azvoz от 19.02.2020 12:43:18
ЦитироватьДимитър написал:
После отсоединения первой ступени на высоте около 100 км секция со спутниками будет выводиться на низкую опорную орбиту высотой в 200 км с помощью небольшого разгонного блока.
Как сделать одноступенчатую РН (давний святой грааль SSTO) ?
Просто верхнюю ступень назвать разгонным блоком.
Для убедительности назвать его небольшим.
Ну действительно - разве,например ,блок "И" в РН Союз большой?
А уж у сверхлегкой РН он будет какой махонький,.

Раньше подходили к такому по другому - называли первую ступень ускорителем.
Но были скромнее - не называли продукт одноступенчатым напрямую.
Как бы намекали, вот у нас ускорители, вот первая ступень, а уж вы сами делайте вывод.
Как в "иван Васильевич меняет  профессию" :
- Так, что  у вас выходит два мужа?
- ( в скромном томлении) выходит два..

- Так, что  у вас выходит одноступенчатая ракета?
- ( в скромном томлении) выходит одноступенчатая.

Эти же сразу объявили свой прожект одноступенчатой РН.
Неужто кто-то пожалеет на подобное чудо невиданное жалкие 2,5 млрд рублей?
..
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: ZOOR от 19.02.2020 17:20:31
Жаль не рассказали,  как первую ступень сажать будут
Предлагаю авторотацию на створках ГО -  его же тоже спасать от РП надо
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Алихан Исмаилов от 19.02.2020 18:13:00
ЦитироватьДимитър написал:
Стартовая масса шаттла составит 15 т
Почему шаттла?
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: azvoz от 19.02.2020 14:23:52
ЦитироватьАлихан Исмаилов написал:
 
ЦитироватьДимитър (//forum/user/13843/) написал:
Стартовая масса шаттла составит 15 т
Почему шаттла?
ну многоразовый же 
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Astro Cat от 19.02.2020 18:53:05
Хде Темников? Тута ему мини-Корону подгоняют! )))
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: ZOOR от 19.02.2020 20:17:54
А кто там из пендосов внешнее сопло делает - не напомните?
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 20.02.2020 18:32:25
Авторы делают двухступенчатую ракету, у которой вторая ступень, называемая разгонным блоком спрятана под створками обтекателя. Как в Ангаре 1.1. Это, конечно, далеко не SSTO, но формально одноступенчатая ракета с довыведением.

Вопрос - почему не предусмотрели для первой ступень РД с выдвижным соплом? Информации про то, какие преимущества дает двигатель Левина-Тарасова, кроме подстройки под внешнее давление я не нашел.

Цитироватьhttp://www.tsagi.ru/institute/lab220/page1/ (http://www.tsagi.ru/institute/lab220/page1/)






Важной проблемой, на решение которой сосредоточены усилия специалистов многих стран, является использование детонации для высокоскоростного сжигания топлива в энергоустановках различного назначения, в частности, в двигателях перспективных летательных аппаратов и ракет. Для ее решения предлагаются различные схемы, которые позволяют инициировать детонацию и локализировать ее в ограниченном объеме камеры сгорания. Этими вопросами в теоретическом и прикладном плане более сорока лет занимаются академик В.А.Левин и его ученики. В.А.Левин и В.В.Марков за исследования детонации удостоены Государственной премии РФ в области науки и техники за 2002 год. В.А.Левин является одним из авторов концепции импульсного детонационного двигателя с кольцевым соплом и внутренним резонатором —т.н двигателя Левина-Тарасова (ДЛТ).


В последние годы наиболее перспективной с точки зрения практики представляется вращающаяся детонация. В этой связи она привлекает особое внимание как экспериментаторов, так и теоретиков. В настоящем проекте предполагается разработать трехмерную модель реактивного двигателя с резонаторной полостью, в которой сгорание горючей смеси происходит в непрерывной вращающейся волне детонации (ДРВД — двигатель с резонатором и вращающейся детонацией), провести ее детальное численное исследование на суперкомпьютере МГУ «Ломоносов» и запатентовать изобретение двигательного устройства. В 2017 г. были сделаны первые успешные шаги в этом направлении. В частности, была разработана «виртуальная экспериментальная установка» для моделирования ДРВД и с ее помощью была показана возможность реализации вращающейся детонации в кольцевом зазоре.

Тем про детонационные РД на форуме - 100+  страниц.  :oops: 
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 20.02.2020 18:50:18
Вот тут есть что-то поконкретнее:
Цитироватьhttps://zen.yandex.ru/media/newsiru/raketnyi-dvigatel-novogo-tipa-kak-ispolzovat-5e4d0746a3e296673fd... (https://zen.yandex.ru/media/newsiru/raketnyi-dvigatel-novogo-tipa-kak-ispolzovat-5e4d0746a3e296673fdfa510?&utm_campaign=dbr)

В 40-х годах прошлого века русский физик Яков Зельдович создал концепцию нового вида ракетного двигателя, работающего на других принципах. Двигатель получил название — Ротационный детонационный двигатель (RDE). Этот двигатель в разы более эффективный и экономичный, но для его работы требуются технологии, которые появились только сейчас.

Для решения этих проблем ученые из Вашингтонского университета разработали математическую модель на основе данных лабораторного прототипа двигателя, а также данных, которые удалось получить благодаря высокоскоростной камере, которая запечатлела процесс сгорания топлива и детонацию. Ученые смогли ответить на один из главных вопросов, может ли работа двигателя быть стабильной и возможно ли управлять параметрами такого двигателя.Необходимо отметить, что лабораторные данные подтвердили результаты экспериментов группы разработчиков российского предприятия НПО «Энергомаш», которые годом ранее, в ходе экспериментов, смогли контролировать стабильную работу ротационного детонационного двигателя в течение 10 минут. И при этом КПД RDE двигателя был на 25% выше, чем эффективность классического ракетного двигателя.

Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Юрий Темников от 20.02.2020 22:23:29
ЦитироватьRaul написал:
Вопрос - почему не предусмотрели для первой ступень РД с выдвижным соплом? Информации про то, какие преимущества дает двигатель Левина-Тарасова, кроме подстройки под внешнее давление я не нашел.
Такой двигатель немного легче,и у него максимально возможное и автоматически подстраивающееся расширение газовой струи,а значит и максимальный УИ при всех значениях внешнего давления,от 1 атм до 0.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Юрий Темников от 20.02.2020 22:29:03
ЦитироватьAstro Cat написал:
Хде Темников? Тута ему мини-Корону подгоняют! )))
Там целый выводок  всяких РН ,в том числе несколько ССТО.В т ч и мини корона с автожирным винтом.Давно в курсе и даже писал.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Astro Cat от 21.02.2020 05:49:13
ЦитироватьRaul написал:
 НПО «Энергомаш», которые годом ранее, в ходе экспериментов, смогли контролировать стабильную работу ротационного детонационного двигателя в течение 10 минут. И при этом КПД RDE двигателя был на 25% выше, чем эффективность классического ракетного двигателя.
Ничесе! Где наша нобилевка? Где наши ракеты на супердвигателях?
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Александр Бойков от 21.02.2020 10:51:55
ЦитироватьДимитър написал:
Стоимость отправки одного килограмма груза на ней не превысит $12 тыс., что вдвое дешевле, чем у ближайших конкурентов.
Маск с марта месяца 2020 за лимон $ выводит 200 кг, т.е. 5000 $/кг. :(
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Neru от 21.02.2020 05:10:19
Стали завидовать американцам с их оперативным запуском шпионских микро-спутников (от DARPA) на нужные наклонения при помощи РН Электрон... нам тоже такого хочется.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Старый от 21.02.2020 11:16:12
ЦитироватьNeru написал:
Стали завидовать американцам с их оперативным запуском шпионских микро-спутников (от DARPA) на нужные наклонения при помощи РН Электрон... нам тоже такого хочется.
Я, кстати, всерьёз опасаюсь что нас таким образом будут втягивать и раскручивать на разные химеры. 
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Старый от 21.02.2020 11:17:10
ЦитироватьAstro Cat написал:
 
ЦитироватьRaul (//forum/user/57543/) написал:
 НПО «Энергомаш», которые годом ранее, в ходе экспериментов, смогли контролировать стабильную работу ротационного детонационного двигателя в течение 10 минут. И при этом КПД RDE двигателя был на 25% выше, чем эффективность классического ракетного двигателя.
Ничесе! Где наша нобилевка? Где наши ракеты на супердвигателях?
КПД достиг 107%? ;) 
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Александр Бойков от 21.02.2020 11:19:22
ЦитироватьNeru написал:
Стали завидовать американцам с их оперативным запуском шпионских микро-спутников (от DARPA) на нужные наклонения при помощи РН Электрон... нам тоже такого хочется.
До 26г. долго ждать - может и расхочется ;)
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Neru от 21.02.2020 05:22:16
ЦитироватьДимитър написал:
По словам ученого, одной из главных особенностей конструкции двигателя будет замена традиционного конического сопла Ловаля на сопло Тарасова-Левина, которое оставляет более плотную реактивную струю.

Вроде, в ходе стендовых тестов прототипов, сопло Тарасова-Левина было на 10-15 % эффективнее. До стендовых испытаний ожидалось 15-20%.

По каким параметрам измерялась "эффективность" скромно умалчивалось.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Александр Бойков от 21.02.2020 11:28:19
ЦитироватьNeru написал:
По каким параметрам измерялась "эффективность" скромно умалчивалось.
КПД !!!  :D
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: ZOOR от 21.02.2020 11:50:05
Цитироватьalgol57 написал:
 
ЦитироватьNeru (//forum/user/57623/) написал:
По каким параметрам измерялась "эффективность" скромно умалчивалось.
КПД !!!  
Cамый лучшый КПД - это прОцент ФОТ от затрат.
Если при ОКР - 13%, то на передовую НИР и 38 не жалко!
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Старый от 21.02.2020 12:16:36
ЦитироватьRaul написал:
Этот двигатель в разы более эффективный и экономичный,
Тут похоже КПД превысит все 146%!  :oops: 
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Александр Бойков от 21.02.2020 12:23:33
ЦитироватьZOOR написал:
Cамый лучшый КПД - это прОцент ФОТ от затрат.Если при ОКР - 13%, то на передовую НИР и 38 не жалко!
Самый лучший КПД от Пука - 100%. Пукнул и забыл, про то о чем пукнул.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 21.02.2020 11:15:07
ЦитироватьСтарый написал:
 
ЦитироватьRaul (//forum/user/57543/) написал:
Этот двигатель   в разы   более эффективный и экономичный,
Тут похоже КПД превысит все 146%!    
Это не я, это цитата моя!  :oops: 

Что-то они там насчитали для SSTO. Если сравнить их массовое совершенство с возвращаемой Ангарой, которая выводит 600 кг, то в самом деле получается - в разы. Просто сообщили бы УИ.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: ZOOR от 21.02.2020 13:19:36
ЦитироватьRaul написал:
Просто сообщили бы УИ.
Возьмите теоретический УИ метан/кислород на всем АУТ и помножьте его на 1,25.
Получится водородник с отличным массовым,  поскольку баки меньше :)
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 21.02.2020 11:47:32
ЦитироватьZOOR написал:
 
ЦитироватьRaul (//forum/user/57543/) написал:
Просто сообщили бы УИ.
Возьмите теоретический УИ метан/кислород на всем АУТ и помножьте его на 1,25.
Получится водородник с отличным массовым,  поскольку баки меньше
:o :o :o Давайте запустим эту штуку прямо сейчас, нафиг ждать 5 лет и тратить время на всякую ерунду?

Или с этим двигателем, который метан кушает, как водород, не все просто?
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Александр Бойков от 21.02.2020 13:56:22
ЦитироватьRaul написал:
Просто сообщили бы УИ.
ЦитироватьZOOR написал:
Возьмите теоретический УИ метан/кислород на всем АУТ и помножьте его на 1,25.Получится водородник с отличным массовым,  поскольку баки меньше
ЦитироватьRaul написал:
Давайте запустим эту штуку прямо сейчас, нафиг ждать 5 лет и тратить время на всякую ерунду?Или с этим двигателем, который метан кушает, как водород, не все просто?
А как же 38%  на НИР Энергии освоить.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Schwalbe от 21.02.2020 18:58:40
Если почитать их сайт, то многое становится понятно.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Алихан Исмаилов от 21.02.2020 19:21:22
Всё правильно. Люди пытаются найти некоторое нестандартное решение. Должна же одна малая ракета за счёт чего-то выигрывать у другой малой ракеты. А малых ракет на рынке и так полным-полно.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Schwalbe от 21.02.2020 19:36:53
ЦитироватьАлихан Исмаилов написал:
Всё правильно.
Они даже не про двигатели, не говоря про ракеты. Они про теорию горения. Причем очень похоже, что когда результаты в существующем ПО не сошлись с их теорией они стали писать свое ПО. 
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: ZOOR от 21.02.2020 19:48:57
Цитироватьalgol57 написал:
 
ЦитироватьRaul (//forum/user/57543/) написал:
Просто сообщили бы УИ.
ЦитироватьZOOR (//forum/user/16457/) написал:
Возьмите теоретический УИ метан/кислород на всем АУТ и помножьте его на 1,25.Получится водородник с отличным массовым,  поскольку баки меньше
ЦитироватьRaul (//forum/user/57543/) написал:
Давайте запустим эту штуку прямо сейчас, нафиг ждать 5 лет и тратить время на всякую ерунду?Или с этим двигателем, который метан кушает, как водород, не все просто?
А как же 38%  на НИР Энергии освоить.
А это что за Энергия? В первом посте не нашел про РККЭ упоминание :(
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 21.02.2020 19:21:01
ЦитироватьSchwalbe написал:
Они даже не про двигатели, не говоря про ракеты. Они про теорию горения. Причем очень похоже, что когда результаты в существующем ПО не сошлись с их теорией они стали писать свое ПО.
Интересное видео  :) . Да. тут в самом деле - пока ни двигателя, ни ракеты. Но вообще сверхлегкую метановую сделать можно - есть ведь у нас РД-0162Д2А тягой 40 тонн.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Alex-DX от 21.02.2020 23:18:23
ЦитироватьRaul написал:
Но вообще сверхлегкую метановую сделать можно - есть ведь у нас РД-0162Д2А тягой 40 тонн.
Под этот двигатель, как такая ракета? https://yadi.sk/i/T-ODoe_hnTFGXA
Первая и вторая ступень многоразовая..
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 22.02.2020 07:15:28
ЦитироватьAlex-DX написал:
 
ЦитироватьRaul (//forum/user/57543/) написал:
Но вообще сверхлегкую метановую сделать можно - есть ведь у нас РД-0162Д2А тягой 40 тонн.
Под этот двигатель, как такая ракета?  https://yadi.sk/i/T-ODoe_hnTFGXA (https://yadi.sk/i/T-ODoe_hnTFGXA)
Первая и вторая ступень многоразовая..
"Как тебе такое, Илон Маск?" (c)

Параметры демонстратора здесь: http://www.kbkha.ru/?p=8&cat=11&prod=59 (http://www.kbkha.ru/?p=8&cat=11&prod=59)
Сделайте третью ступень на одном РД, она сгодится для обсуждаемой здесь cверхлегкой ракеты.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Юрий Темников от 22.02.2020 10:44:27
ЦитироватьЮрий  Темников написал:
Там целый выводок  всяких РН ,в том числе несколько ССТО.В т ч и мини корона с автожирным винтом.Давно в курсе и даже писал.
"Зея от Лин.https://spacelin.ru/proekty/odnostupenchataya-mnogorazovaya-raketa-zeya/ (https://spacelin.ru/proekty/odnostupenchataya-mnogorazovaya-raketa-zeya/)
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: garg от 22.02.2020 13:14:22
Строго по определению КПД движок с 25% прибавкой кпд хотя-бы относительным будет иметь 12% процентную прибавку по импульсу, если конечно удельная масса продуктов горения будет той же самой.  Т.е. для пустотного импульс можно довести от 380 до 410 с. Не вполне водород, но очень даже.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Александр Бойков от 22.02.2020 19:52:37
ЦитироватьZOOR написал:
 
ЦитироватьRaul (//forum/user/57543/) написал:
Просто сообщили бы УИ.
Возьмите теоретический УИ метан/кислород на всем АУТ и помножьте его на 1,25.
Получится водородник с отличным массовым,  поскольку баки меньше :)
.                      

Удельный импульс вещь секретная для этого суперпупер РД110МД - 241 с(315с - высотный), тяга  - 28,5 т, вес 860кг. Маск с Раптором нервно курит,
,
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Alex-DX от 23.02.2020 10:49:16
ЦитироватьRaul написал:
Параметры демонстратора здесь:  http://www.kbkha.ru/?p=8&cat=11&prod=59 Сделайте третью ступень на одном РД, она сгодится для обсуждаемой здесь cверхлегкой ракеты.
Разработка позже параметры должны быть лучше, а не наоборот. :(
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/forum/file/115864)
Третья ступень одноразовая с большим вакуумным соплом.
https://yadi.sk/d/h668xQCV2Ve6CA

При удельном импульсе  от 2006 года выводит 20 т...
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 23.02.2020 16:42:06
ЦитироватьAlex-DX написал:
Разработка позже параметры должны быть лучше, а не наоборот.
Это демонстратор. Он есть сейчас. А то что, показано раньше него, будет создано позже (если будет).

ЦитироватьAlex-DX написал:
Третья ступень одноразовая с большим вакуумным соплом. https://yadi.sk/d/h668xQCV2Ve6CA (https://yadi.sk/d/h668xQCV2Ve6CA)
При большом вакуумном сопле тяга будет 367 / 300 * 42.5 = 52 (но непринципиально).

А со штатным соплом тяга в ваккуме 347 / 300 * 42.5 = 49.
Откуда вы получили тягу 168? Не делится нацело. На второй ступени должна быть тяга 196, на первой, видимо, 784 (при четном числе РД).

ЦитироватьAlex-DX написал:
При удельном импульсе  от 2006 года выводит 20 т.
Увеличивайте Мст, получите столько же.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Alex-DX от 23.02.2020 20:28:41
ЦитироватьRaul написал:
Откуда вы получили тягу 168? Не делится нацело. На второй ступени должна быть тяга 196, на первой, видимо, 784 (при четном числе РД).
Там ссылка стоит.
Первая ступень - 19
вторая - 4
третья - 1
номинальная тяга РД0162СД принята - 42 тс
последняя ступень работает на форсаже. (менее 133 %)
ЦитироватьRaul написал:
При большом вакуумном сопле тяга будет 367 / 300 * 42.5 = 52 (но непринципиально).
Думал увеличивается УИ. (+20)  :oops:
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 23.02.2020 19:44:09
ЦитироватьAlex-DX написал:
номинальная тяга РД0162СД принята - 42 тспоследняя ступень работает на форсаже. (менее 133 %)
В вакууме тяга растет пропорционально росту УИ, не надо никакого форсажа.

Обратите внимание, что тяга в расчетке указывается для вакуума, а не для земли - а вы ставите земную тягу. Там подписано Thrust (vac) (t)
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Alex-DX от 24.02.2020 08:42:12
ЦитироватьRaul написал:
Обратите внимание, что тяга в расчетке указывается для вакуума, а не для земли - а вы ставите земную тягу. Там подписано Thrust (vac) (t)
Ок. тогда так https://yadi.sk/i/jhfQs40W3krYwA
в проекте ничего не поменялось кроме количества двигателей в первой ступени.
I - 15
II - 4
III - 1
Тяга 42,5 тс на уровне моря.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 24.02.2020 11:35:45
ЦитироватьAlex-DX написал:
Ок. тогда так  https://yadi.sk/i/jhfQs40W3krYwA (https://yadi.sk/i/jhfQs40W3krYwA)
Уже ближе к жизни.  (http://novosti-kosmonavtiki.ru/bitrix/images/main/smiles/5/icon_smile.gif) 

Sx считается примерно как площадь круга. У вас на первой ступени d около 5м стало быть Sx=20. На второй ступени с учетом 5м обтекателя примерно столько же.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Дмитрий В. от 24.02.2020 18:02:53
ЦитироватьAlex-DX написал:
 
ЦитироватьRaul (//forum/user/57543/) написал:
Обратите внимание, что тяга в расчетке указывается для вакуума, а не для земли - а вы ставите земную тягу. Там подписано Thrust (vac) (t)
Ок. тогда так  https://yadi.sk/i/jhfQs40W3krYwA (https://yadi.sk/i/jhfQs40W3krYwA)
в проекте ничего не поменялось кроме количества двигателей в первой ступени.
I - 15
II - 4
III - 1
Тяга 42,5 тс на уровне моря.

Непопадание в заданную орбиту; углы атаки чудовищные на АУТ-1.
Смените программу куправления на АОА+linear.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Alex-DX от 25.02.2020 10:10:22
ЦитироватьRaul написал:
Sx считается примерно как площадь круга. У вас на первой ступени d около 5м стало быть Sx=20. На второй ступени с учетом 5м обтекателя примерно столько же.
Тянет Sx = 33 м^2  :)
https://yadi.sk/d/G1al6WUxr6rBMQ
 
ЦитироватьДмитрий В. написал:
Смените программу куправления на АОА+linear.
Сменил-бы если бы мог.  :oops:
ЦитироватьДмитрий В. написал:
Непопадание в заданную орбиту; углы атаки чудовищные на АУТ-1.
Пожалуйста переведите: АУТ-1?
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: azvoz от 25.02.2020 06:50:07
Да хватит уже оффтоп разводить.

Откройте тему типа "расчеты фантастических и не очень РН в LaunchModel "
и там можно резвиться .Причем я допускаю что она будет более интересна и востребована .


Но эта тема про конкретный проект и его одноклассников.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 25.02.2020 10:00:35
ЦитироватьAlex-DX написал:
Сменил-бы если бы мог.  
Ну... надо смочь. Уменьшите или уберите запас на возвращение, через параметры, которыми можете управлять (Clearing Tower- Max Turn) поймайте сходимость. Потом двигайтесь небольшими изменениями к исходным установкам.

Цитироватьazvoz написал:
Но эта тема про конкретный проект и его одноклассников.
Просчитайте отдельно третью ступень - будет одноклассник.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Alex-DX от 25.02.2020 18:49:49
ЦитироватьRaul написал:
Ну... надо смочь. Уменьшите или уберите запас на возвращение, через параметры, которыми можете управлять (Clearing Tower- Max Turn) поймайте сходимость. Потом двигайтесь небольшими изменениями к исходным установкам.
Попробовал поймать сходимость. https://yadi.sk/i/z9PN8fXgtlm_JQ
Цитироватьazvoz написал:
Но эта тема про конкретный проект и его одноклассников.
Чем не одноклассник?
Легкий, многоразовый и есть новизна. :)
Третью одноразовую ступень можно назвать разгонным блоком.. ;)
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 25.02.2020 17:27:45
ЦитироватьAlex-DX написал:
Попробовал поймать сходимость.  https://yadi.sk/i/z9PN8fXgtlm_JQ (https://yadi.sk/i/z9PN8fXgtlm_JQ)
Поймали.  :)  Изучайте дальше, сейчас можно поднять ПН за счет РЗТ, у вас приличный запас тяги.

То что вам писал Дмитрий насчет АУТ-1 - это активный участок траектории первой ступени (до смены программы управления ракета разваливалась на этом участке). 
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Alex-DX от 26.02.2020 12:36:40
ЦитироватьRaul написал:
 Изучайте дальше, сейчас можно поднять ПН за счет РЗТ, у вас приличный запас тяги.

Попробовал за счет запаса сухой массы. :)   https://yadi.sk/i/QKJkZGMcexgTQQ
Cухая масса I ступени - 29046 кг
Запас топлива - 7,8 т
Сухая масса II ступени - 6270 кг
Запас топлива - 3,9 т

F9
Сухая масса I ступени  -  22,2 т
Первую ступень явно можно уменьшить, как минимум  на 6846 кг.
Итак при сухой массе I ступени 22113 кг и уменьшении времени работы III ступени на 3 с.
ПН = 19950 кг (F9 - 16500 кг)
Стартовая масса = 452 т. (F9 - 549 т)

Тяга на уровне моря одного Мерлина - 87 тс
К = 87/22,2 = 3,9

Здесь получается
К = 42,5/22,2 = 1,9
Требование к дросселированию на финальном
участке траектории в 2 раза лучше.
Время торможения как и у F9 ,будет около 30 - 40 с.
по схеме: вначале работают 3 двигателя и затем медленно сажает один РД0162СД.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 26.02.2020 19:42:16
ЦитироватьAlex-DX написал:
Попробовал за счет запаса сухой массы
Первую ступень явно можно уменьшить, как минимум  на 6846 кг.
Прочнисты подсказали?  ;) 

ЦитироватьAlex-DX написал:
Стартовая масса = 452 т. (F9 - 549 т)
Интересно. 
[LIST=1]
[/li][li]Эффект эжектирования, как в первом варианте H-1 c 26 РД  будете использовать?
[/li][li]Схема резервирования РД первой ступени как в H-1 или?
[/li][li]Для аккуратного расчета стоило бы еще нарисовать РН, уточнить Sx и посчитать Sу. А также прикинуть Cx и Cy. Я бы для конструкции, подобной H-1 взял Cx = 0.2, Су = 0.3.
[/li][/LIST]
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Alex-DX от 27.02.2020 21:27:01
ЦитироватьRaul написал:
Для аккуратного расчета стоило бы еще нарисовать РН, уточнить Sx и посчитать Sу. А также прикинуть Cx и Cy. Я бы для конструкции, подобной H-1 взял Cx = 0.2, Су = 0.3.
В первом приближении: :)  https://yadi.sk/i/TNVSkw7-ERf2Ng
Размеры баков (сферы)
метан жидкость (−164,6 °C) 415 кг/м³
кислород жидкость 1141 кг/м³
Масса топлива I ступени  294586,6667 кг
Соотношение компонентов 3,8 (https://ru.wikipedia.org/wiki/BFR)
Объем метана - 148 м³ радиус сферы - 3.3 м
кислород - 205 м³  радиус - 3,7 м
Высота I ступени = 3,7*4+2=16,8 м
Площадь основания = 47 кв.м -> диаметр = 7,74 м

 
ЦитироватьRaul написал:
Схема резервирования РД первой ступени как в H-1 или?
Так как управление не разнотягом, выключать в случае аварии противоположный не надо.
ЦитироватьRaul написал:
Эффект эжектирования, как в первом варианте H-1 c 26 РД  будете использовать?
Не знаю насчет эжектирования, а вот использовать большую площадь днища ступени как элемент крыла для более плавной посадки идет в плюс.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 29.02.2020 09:54:35
Теперь можно рисовать (что-то вроде этого получится  ;) )?
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Alex-DX от 29.02.2020 12:44:47
ЦитироватьRaul написал:
Теперь можно рисовать
На данном этапе можно перейти ко второй ступени.
Если делать на базе нее сверхлегкий многоразовый носитель. (НIII) :)
У  НIII : 3 ступени, стартовая масса - 200 т ПН - 5т на 300 км орбите.
Что получилось: стартовая масса- 119 т  ПН - 4,7 т (200 км),   многоразовая только первая ступень.
https://yadi.sk/d/Tm-ypB2bz0Vzmw
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 29.02.2020 11:34:19
ЦитироватьAlex-DX написал:
Если делать на базе нее сверхлегкий многоразовый носитель. (НIII)
1. Сверхлегкий - это до 500 кг ПН. Его надо делать на базе третьей ступени с одним РД-0162 СД и разгонным блоком.
2. Зачем вам три ступени в среднем классе?
3. На вторую ступень ставят высотные сопла (это относится и к тяжелой ракете).

Cx я, наверно, зря посоветовал 0.2 (старался учесть эжектирование, которое есть только на 1 ступени H-1), обычно ставят 0.3.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Alex-DX от 29.02.2020 14:10:13
ЦитироватьRaul написал:
Зачем вам три ступени в среднем классе?
Не понял вопроса?
по аналогии
НI - тяжелая, на базе нее
HII - средняя, стартовая - 700т  ПН - 40 20 т
HIII-легкая , 200 т , 5 т
ЦитироватьRaul написал:
На вторую ступень ставят высотные сопла (это относится и к тяжелой ракете).
Это плюс. вырисовывается размерность в 15 двигателей на ступень.
из них 3 для посадки в линию по центру, 12 по окружности с высотными соплами.
Для второй ступени требуется новый двигатель с Тс=42,5*4/15= 11,3
Этот двигатель пойдет на 3 ступень легкой версии.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 29.02.2020 12:39:12
ЦитироватьAlex-DX написал:
 
ЦитироватьRaul (//forum/user/57543/) написал:
Зачем вам три ступени в среднем классе?
Не понял вопроса?
по аналогии
НI - тяжелая, на базе нее
HII - средняя, стартовая - 700т  ПН - 40 т
HIII-легкая , 200 т , 5 т
Есть принятое деление по классам ПН (в одноразовом варианте)
50 тонн и выше - сверхтяжелая
20 тонн и выше - тяжелая
5 тонн и выше - средняя
ниже  легкая и сверхлегкая (до 500 кг)

Число ступеней стараются сделать поменьше, чтобы РН была дешевле, тем более с метаном. В проекте H-111 (3 и 4 ступени H-1 на ПН 5 тонн) было так.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Alex-DX от 29.02.2020 14:53:05
ЦитироватьRaul написал:
В проекте H-111 (3 и 4 ступени H-1 на ПН 5 тонн) было так.
3 ступени.
ЦитироватьНа базе ступеней РН Н1 можно было создать унифицированный ряд ракет: Н11 с применением II, III и IV ступеней РН Н1 со стартовой массой 700 т и полезным грузом массой 20 т на орбите ИСЗ высотой 300 км и Н111 с применением III и IV ступеней РН Н1 и II ступени ракеты Р-9А со стартовой массой 200 т и полезным грузом массой 5 т на орбите ИСЗ высотой 300 км, которые могли решать широкий круг боевых и космических задач.
https://www.arms-expo.ru/articles/armed-forces/raketa-n-1-tsar-raketa/
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 29.02.2020 13:12:20
Виноват, в самом деле три ступени (по Гудилину).
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Alex-DX от 29.02.2020 15:19:56
ЦитироватьRaul написал:
Число ступеней стараются сделать поменьше, чтобы РН была дешевле, тем более с метаном.
Но для многоразовой ракеты это не аргумент. ;)
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 29.02.2020 13:40:52
ЦитироватьAlex-DX написал:
 
ЦитироватьRaul (//forum/user/57543/) написал:
Число ступеней стараются сделать поменьше, чтобы РН была дешевле, тем более с метаном.
Но для многоразовой ракеты это не аргумент.
Именно для нее аргумент. Первая ступень в двухступенчатой РН получается более тяжелой и дорогой, но она ведь возвращается. А возвращаемость второй ступени - задача не решенная до сих пор.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Alex-DX от 29.02.2020 17:04:39
ЦитироватьRaul написал:
Именно для нее аргумент. Первая ступень в двухступенчатой РН получается более тяжелой и дорогой, но она ведь возвращается. А возвращаемость второй ступени - задача не решенная до сих пор.
Время работы двух ступеней почти  совпадает (+35 с) с временем работы первой ступени  F9, возможность возврата второй ступени реален. Жертвуем самой дешевой третьей ступенью, зато в целом 90 % ракеты остается. При одинаковой стартовой массе трех ступенчатая ракета выводит больше, значит дешевле.
Высокая энерговооруженность, возможность выводить при отказе двигателей.(надежнее)
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 29.02.2020 17:03:33
ЦитироватьAlex-DX написал:
Время работы двух ступеней почти  совпадает (+35 с) с временем работы первой ступени  F9
Имеет значение не время работы, а скорость, она у вас вдвое выше, чем у первой ступени F9. Надо тормозить вторую ступень реактивно. Или накладывать теплозащиту.

Т.е. если расчет спасения первой ступени вы делаете по аналогии с Фалконом, то технического обоснования для расчета спасения второй ступени у вас нет. В любом случае, в расчете  пятитонной ракете вы вторую ступень не спасаете и теряете ее РД и еще РД 3 ступени (который еще надо создать). Вполне возможно потерять только один РД второй ступени, если обеспечить его дросселирование.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Alex-DX от 29.02.2020 19:50:03
ЦитироватьRaul написал:
Или накладывать теплозащиту.
Форма конуса ступени хорошо согласуется с формой спускаемого аппарата.
Ступени в трехступенчатой ракете легче спасти, из за высокой энерговооруженности, утяжеление менее критично.
Вел изменения в проект в части Cx=0.3 и добавил высотные сопла на второй ступени+утяжелил 12*25=300 кг https://yadi.sk/d/yuGBZ1XpF_boYw

Средняя версия
I ступень - 15 двигателей 42,5 тс
II - 15 дв 11,3 тс
III- 1 дв 42,5 тс

Легкая версия
I ступень 15 дв 11,3 тс
II  1 дв 42,5 тс
III 1 дв 11,3 тс

По аналогии вырисовывается тяжелая версия, полностью  многоразовая  :)
I - 15 дв- 170 тс
II - 15 дв - 42,5 тс
III - 15 дв - 11,3 тс
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 29.02.2020 19:35:11
ЦитироватьAlex-DX написал:
Форма конуса ступени хорошо согласуется с формой спускаемого аппарата.
Не видел спускаемые аппаратов с таким высоким конусом. Т.е. как я уже писал - нужна инженерная проработка спаcения второй ступени, а уже затем расчет ПН. Посмотрите проекты SSTO - там есть варианты с торможением как у спускаемого аппарата.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 29.02.2020 19:39:02
К примеру https://lozga.livejournal.com/76281.html (https://lozga.livejournal.com/76281.html)
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Alex-DX от 29.02.2020 21:53:24
ЦитироватьRaul написал:
 Т.е. как я уже писал - нужна инженерная проработка спаcения второй ступени, а уже затем расчет ПН
Согласен ,  и легкая версия может быть прекрасным полигоном для отработки параметров теплозащиты.
В легкой версии можно применить парашютную систему для спасения второй ступени.
А вообще конечно должна быть комбинированная защита в том числе и тормозной импульс .
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Alex-DX от 01.03.2020 09:59:03
ЦитироватьRaul написал:
Имеет значение не время работы, а скорость, она у вас вдвое выше, чем у первой ступени F9. Надо тормозить вторую ступень реактивно. Или накладывать теплозащиту.
Будем тормозить комбинировано.
Хоть у нас скорость выше, зато площадь ступени больше 33 кв. м против 11 кв.м и  масса в двое ниже.
Эффективность торможения выше.
 Если дополнительно увеличить в два ! раза массу ( топливо и теплозащита) для возврата ступени за счет уменьшения работы ступени на 7 секунд ПН - 18750 кг при стартовой массе   450 т. :)
https://yadi.sk/d/6afk-LPn7cjNXw
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 01.03.2020 11:19:29
ЦитироватьAlex-DX написал:
Хоть у нас скорость выше, зато площадь ступени больше 33 кв. м против 11 кв.м и  масса в двое ниже.Эффективность торможения выше.
Это не столь важно, какая у вас эффективноcть торможения, не на автомобиле едете, а на ракете летите. Какая бы ни была эффективность торможения, пустая ступень в затормозится об атмосферу до небольшой скорости, определяемой Cx, Sx и массой. В вашем случае скорость будет меньше, но абсолютная разница, которую надо гасить дополнительным импульсом -  невелика. 

Для штатной посадки второй ступени определяющее значение имеет тепловой поток. Снижайте скорость второй ступени реактивно с 4.5 км/c до 2 км/c по формуле Циолковского, тогда сядете.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Юрий Темников от 01.03.2020 19:22:15
ЦитироватьRaul написал:
Для штатной посадки второй ступени определяющее значение имеет тепловой поток. Снижайте скорость второй ступени реактивно с 4.5 км/c до 2 км/c по формуле Циолковского, тогда сядете.
"Серебряный сокол чем вас не устраивает?
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Alex-DX от 01.03.2020 20:29:17
ЦитироватьRaul написал:
Для штатной посадки второй ступени определяющее значение имеет тепловой поток. Снижайте скорость второй ступени реактивно с 4.5 км/c до 2 км/c по формуле Циолковского, тогда сядете.
Только добрался до ПК.
Если так посчитать? https://yadi.sk/i/QGYIHSHrIB6ZrA
Импульс 12 двигателями в течении 6 секунд.
поправить надо двигатели не те стоят, тогда импульс будет в три раза больше.
15 двигателей - 16 секунд

И в итоге согласно такому расчету мы спали все топливо для посадки и давать второй посадочный импульс не чем. :(
Может достаточно 2,5 км/c?
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 01.03.2020 19:19:50
ЦитироватьAlex-DX написал:
 
ЦитироватьRaul (//forum/user/57543/) написал:
Для штатной посадки второй ступени определяющее значение имеет тепловой поток. Снижайте скорость второй ступени реактивно с 4.5 км/c до 2 км/c по формуле Циолковского, тогда сядете.
Может достаточно 2,5 км/c?
По вики у Фалкона макс скорость 2.3 км/c. Поищите, как они пытаются посадить ЦБ Falcon Heavy (но я не видел
таких материалов).

ЦитироватьЮрий  Темников написал:
"Серебряный сокол чем вас не устраивает?
Про этот самовар пока никто не знает, сколько он будет весить...
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Юрий Темников от 01.03.2020 22:39:47
ЦитироватьRaul написал:
Цитата Юрий  Темников  написал:"Серебряный сокол чем вас не устраивает?Про этот самовар пока никто не знает, сколько он будет весить...
Я собственно о "блинчиках об атмосферу(антиподный бомбёр)
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Alex-DX от 02.03.2020 11:18:07
ЦитироватьRaul написал:
По вики у Фалкона макс скорость 2.3 км/c. Поищите, как они пытаются посадить ЦБ Falcon Heavy (но я не виделтаких материалов).
По трансляции пусков:
F9 скорость 2.2 км/с высота 70 км длительность работы двигателя 30 с.
F9H  2.9 км/с   100 км длительность -?
Если смоделировать https://yadi.sk/i/KS43P4SkJA5qoA
F9 скорость 1,8 км/с
F9H    - 2,5 км/c  :)
Осталось рассчитать тепловые нагрузки при торможении..
 http://trudymai.ru/upload/iblock/ce8/teplo-_-i-massoobmen-na-pronitsaemoy-poverkhnosti-sistemy-teplovoy-zashchity-spuskaemogo-kosmicheskogo-apparata-maloy-formy.pdf?lang=ru&issue=50
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 02.03.2020 18:48:53
Не понял, что вы пытаетесь смоделировать. Первое включение, второе, третье? Можно на калькуляторе все прикинуть, зная детали процесса возвращения.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Alex-DX от 03.03.2020 09:37:14
ЦитироватьRaul написал:
Не понял, что вы пытаетесь смоделировать.
Найти начальные условия для F9.
ЦитироватьRaul написал:
 Первое включение, второе, третье?
Действительно, мало топлива заложил в модель
1 включение один(?) двигатель - 30 с
2 включение три двигателя - 20 с
3 включение один двигатель - 30 с
В модели я не учитывал затраты на второе включение, тогда топлива должно быть  больше. https://yadi.sk/d/3JhsB8aKMT874g
Получается для F9 :
скорость после первого тормозного импульса - 1900 м/с
масса - 49,9 т
Sx- 11 м.кв.

Интересно найти соотношение чтобы при уменьшении массы , увеличение Sx и изменения формы (высокий конус + дно как у первой ступени Н1) не требовалось второе включение.
ЦитироватьRaul написал:
Можно на калькуляторе все прикинуть, зная детали процесса возвращения.
Модель ошибочная?
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Raul от 03.03.2020 08:24:20
ЦитироватьAlex-DX написал:
Цитата Raul  написал:Можно на калькуляторе все прикинуть, зная детали процесса возвращения.Модель ошибочная?
Она для этого не предназначена. Для расчета возвращения применяется ReentryModel

Поищите на форме кого-нибудь, кто просчитывал посадку Фалкона.
Название: Сверхлегкий многоразовый носитель
Отправлено: Alex-DX от 03.03.2020 10:31:20
ЦитироватьRaul написал:
Она для этого не предназначена.
Я имел ввиду нахождение начальных условий.
ЦитироватьRaul написал:
Для расчета возвращения применяется ReentryModel
Ок